чения с нормально слышащими студентами, поскольку в этих условиях для них открываются широкие перспективы самореализации, как личностной, так и профессиональной.
Исходя из знания о том, что развитие интеллекта студентов с нарушениями слуха находится на одном уровне с нормально слышащими сверстниками, хочется ещё раз указать на актуальность изучения данной категории лиц. Необходимо стремиться к осознанию специалистами, что студенты с нарушенным слухом выступают на равных конкурентных началах со здоровыми людьми в современных условиях рынка труда. Поэтому уровень их профессиональной подготовки должен быть не только ниже, но даже выше, чем у здоровых лиц. Это цивилизованное, гуманное решение сложнейшей проблемы социальной интеграции лиц с нарушениями слуха в общество нормально слышащих.
Выводы
1. Уровень развития интеллекта у студентов со стойкими нарушениями слуха совпадает с уровнем развития интеллекта нормально слышащих людей.
2. Конкретное мышление, логика и операция вычислений развиты у студентов с нарушениями слуха слабее, чем у нормально слышащих сверстников.
Библиографический список
3. Трёхмерное мышление и запоминание развиты у студентов с нарушениями слуха сильнее, чем у слышащих.
4. Анализ, синтез, операция экстраполяции и двухмерное мышление развиты у студентов с нарушениями слуха так же, как у нормально слышащих студентов.
5. Вербальный и теоретический интеллект у студентов с нарушениями слуха развиты достоверно хуже, чем у здоровых студентов, а развитие невербального и практического интеллекта находится у них на более высоком уровне
6. В структуре интеллекта студентов с нарушениями слуха все операции соединены в форме двух факторов (1: синтез + вычисления + экстраполяция, 2: двухмерное мышление + трёхмерное мышление + запоминание), а также не связанных между собой функций анализа, логики и конкретного мышления.
7. В структуре интеллекта студентов с нарушениями слуха не наблюдается тесной взаимосвязи между всеми составляющими его функциональными процессами.
8. Факторы интеллекта людей с нарушенным слухом, состоящие из тесной связи нескольких процессов, представляют собой связь вербальных и невербальных компонентов.
1. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии. - М ,1995.
2. Боскис, P.M. Глухие и слабослышащие дети. - М., 2004.
3. Брянкин, С.В. Проблемы оценки способностей. - М., 1978.
4. Анастази, А Психологическое тестирование. - М., 1982.
5. Туник, Е.Е. Тест интеллекта Амтхауэра. - СПб., 2009.
Статья поступила в редакцию 10.02.10
УДК 159.9
О.А. Кожемякина, соискатель НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЕПРИВИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ
Проблема психологической реабилитации депривированных подростков предполагает комплексный подход в решении психологических проблем личности. Выявление особенностей депривированных подростков одна из задач специальной психологии. Была выявлена и описана специфика эмоциональных состояний и личностных характеристик депривированных подростков.
Ключевые слова: эмоциональные состояния, личностные характеристики, депривированные подростки.
Наблюдения показывают, что в условиях сиротства или воспитания детей в ситуациях семейного неблагополучия, неудовлетворение основных потребностей (органических, потребностей в принадлежности и любви, в безопасности, в новых впечатлений) и сужение на ранних этапах онтогенеза социального поля активности влекут формирование деприви-рованной личности (состояния психической депривации) со специфическим отношением к миру, деятельности, окружающим, себе. При этом отягощенная и часто неясная наследственность, неблагоприятное протекание внутриутробного созревания организма, тяжелые условия жизни в раннем детстве повышают риск возникновения у детей из неблагополучной ситуации развития психических расстройств и соматических заболеваний. Соматические и нервно-психические болезни сопровождаются астеническими и церебрастеническими состояниями; искажение или задержка развития затрудняют процессы усвоения знаний, формирования школьных и трудовых умений и навыков, и осложняют процесс адаптации к среде [1].
По данным многих авторов (Дубровиной И.В., Божович Л.И., Лисиной М.И., Прихожан А.М., Толстых Н.Н., Басило-вой Т.А. и др.) основными проявлениями особенностей развития депривированных детей и подростков выступают деформация самосознания и коммуникативных навыков; узость ценностно-нормативных представлений; дисгармоничность эмоционально-волевой сферы; снижение интеллектуального развития; ограниченность резервов психической деятельности и функциональных возможностей организма, которые обна-
руживаются, помимо прочих условий, вне зависимости от сезонных изменений [2].
Депривированных подростков характеризует большая неустойчивость настроений, поведения, частая смена самочувствия, ранимость, неадекватность реакций. Личная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки. Личностное развитие подростка характеризуется двумя основными потребностями: с одной стороны потребностью в самоутверждении, с другой — потребностью в общении со стороны сверстников, ибо ведущая деятельность в данном возрасте — интимно-личностная. Эти потребности и образуют основные характеристики личности подростка. Одной из главных личностных характеристик можно считать личностную нестабильность подростка, проявляющуюся в аффективных эмоциональных состояниях. Важным фактором, влияющим на эмоциональное состояние подростка, является такая характеристика личности как самооценка. Старшие подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Эмоционально неблагополучный подросток в зависимости от психической структуры личности может испытывать как тревогу, так и страх.
Цель исследования: выявление взаимосвязи между личностными характеристиками и эмоциональными состояниями депривированных подростков.
Гипотеза исследования: эмоциональные состояния имеют определенный характер взаимосвязи с личностными характеристиками депривированных подростков, обусловлен-
ные активностью, социальной зрелостью, умением общаться, психической устойчивостью.
Материалы и методы исследования: практическое исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 105 г.Новосибирска. Все подростки развивались в условиях эмоциональной депривации. В исследовании приняло участие 36 подростков, из них 20 мальчиков и 16 девочек. Группа испытуемых подростков была исследована с помощью ниже описанных методик на проявление личностных характеристик и эмоциональных состояний. После чего была проведена математическая обработка результатов исследования, сравнительный анализ на корреляцию переменных с помощью критерия Спирмена.
Методики исследования:
1. Опросник Р. Кеттелла (в адаптации А. Ю. Панасюка, 1978, подростковый вариант). Назначение теста: Для психодиагностики основных личностных характеристик подростков 15-18 лет. Тест состоит из 142 вопросов, направленных на оценку выраженности основных факторов личности.
2. Методика самооценки эмоциональных состояний (А.Уэссман и Д.Рикс). Шкалы: спокойствие - тревожность, энергичность - усталость, приподнятость - подавленность,
уверенность в себе - беспомощность. Назначение теста: Самооценка эмоциональных состояний.
3. Шкала субъективного благополучия Шкалы: напряженность и чувствительность, психоэмоциональная симптоматика, изменения настроения, значимость социального окружения, самооценка здоровья, удовлетворенность повседневной деятельностью.
Назначение теста: Шкала субъективного благополучия представляет собой скрининговый психодиагностический инструмент для измерения эмоционального компонента субъективного благополучия (СБ) или эмоционального комфорта (ЭК). Определение субъективного благополучия включает три критериальных признака.
4. Экспресс-диагностика склонности к аффективному поведению (В.В.Бойко).
Назначение теста: Диагностика склонности к аффективному эмоциональному состоянию.
Результаты исследования.
На основе описанных методик было проведено психодиагностическое обследование участников эксперимента, выявлены особенности их эмоциональной сферы. Результаты исследования специфики эмоциональных нарушений у деприви-рованных подростков показали следующее
Таблица 1
Средние результаты диагностики личностных характеристик подростков по опроснику Р. Кеттелла (п = 36)
Факторы А В С Б Е Б О Н I Р1 д2 д3 д4
Среднее 8,9 2,4 7,0 9,1 9,9 9,5 8,5 8,3 9,8 8,4 13,3 9,3 10,6 12,1
42 % - характеризуются как личности с неустойчивостью поведения в условиях стресса, застенчивые, осторожные, сдержанные в общении.
31 % - имеют повышенную чувствительность.
36 % имею высокий уровень тревожности, склонности к самообвинению и страху, проявляют напряженность, возбуждение, выраженные явления фрустрированности.
Наиболее неблагоприятным является сочетание высоких оценок по факторам Q1 и Q4 с низкими оценками по фактору С у 8 подростков. Такой симптомокомплекс можно рассматривать, как проявление дезадаптации подростка, его эмоционального неблагополучия.
Таблица 2.
Результаты диагностики эмоциональных состояний старших подростков по методике самооценки эмоциональных состояний ____________________________________________А.Уэссмана и Д.Рикса (п =36)____________________________________________
Шкалы Спокойствие -тревоность Энергичность -усталость Приподнятость - подавленность Чувство уверенности в себе - чувство беспомощности Средняя оценка эмоц. состояния
Среднее 5,9 5,9 5,8 5,8 5,85
По результатам исследования выявлено, что 28 % подростков характеризуются низкой способностью к общению, холодностью, формальностью в общении, для них затруднителен контакт с людьми, они скорее всего избегают коллективных мероприятий.
31 % - характеризуются как неспособные управлять своими эмоциями, находить им адекватное объяснение и реалистическое выражение.
22 % имеют недостаточную активность, характеризуются пассивными людьми.
36 % - имеют недостаточный уровень ответственности.
Сравнивая показатели диагностики из таблицы 1 и таблицы 2 можно увидеть, что подростки с такими характерными чертами личности как застенчивость, не умение общаться, холодность и формальность в общении, неактивность, напряженность, фрустрированность, низкий уровень социальной зрелости, не принимающие на себя ответственность, в то же
время склонные к самообвинению, не способные управлять своими эмоциями имеют определенные эмоциональные состояния, такие как неуверенность в себе, и своих способностях, подавленное и унылое настроение, нехватка энергии и лень, скованность, беспокойство, подавленность и страх.
Средние результаты диагностики субъективного благополучия испытуемых старших подростков
Таблица 3
Шка- лы Напряженность и чувствитель-ность Психоэмо- циональная симптоматика Изменения настроения Значимость социального окружения Самооценка здоровья Удовлетворен. повседневной деятельностью Общее эмоци--ональное благополучие
баллы баллы баллы баллы баллы баллы баллы Стены
Сред- нее 12,1 11,7 8,8 11,5 11,7 11,7 67,6 6
Анализируя результаты диагностики субъективного благополучия испытуемых старших подростков по таблице 3 можно сказать следующее.
25% обследуемых подростков имеют уровень эмоционального благополучия ниже среднего и попадают в группу риска как неблагополучные дети.
Анализ результатов исследования с помощью экспресс диагностики склонности к аффективному поведению по В. В.Бойко позволяет сделать вывод о том, что депривирован-
ные подростки склонны к аффективному поведению. Но среди испытуемых также есть немало подростков (39%) тех, кому не свойственны дисфункциональные аффективные состояния.
Для подтверждения или опровержения выдвинутой нами гипотезы о том, что личностные характеристики взаимосвязаны с эмоциональными состояниями старших подростков мы провели корреляционный анализ переменных, полученных в ходе диагностики личностных характеристик и эмоциональных состояний 36 испытуемых старших подростков. Для этого
была использована компьютерная программа БРББ 11.5 стати-стически-математической обработки результатов тестирования на проверку корреляции по Спирмену. Корреляционный анализ подтвердил выдвинутую гипотезу.
Таким образом, личностные характеристики деприви-рованного подростка, такие, как низкая активность, неумение
общаться, формальность в общении, социальная незрелость, неумение брать на себя ответственность, слабо развитое чувство коллективизма - тесно связаны с эмоциональным неблагополучием, а именно высоким уровнем тревожности, страха, подавленности, низким уровнем энергии, неуверенности в себе, склонностью к аффективному поведению.
Библиографический список
1. Назарова, И.Б. Дети-сироты// Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация / под ред. Н.М. Римашевской. - М., 2002.
2. Герасименко, Ю.А. Развитие взглядов на эмоциональную депривацию в детском возрасте // Особенности эмоциональной сферы личности: Сборник научных трудов. - Шадринск, 2000.
Статья поступила в редакцию 10.02.10
УДК 159.9
А.А. Ярышева, соискательНГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected] ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ СТАТУСАМИ ИДЕНТИЧНОСТИ
В статье представлены результаты теоретического анализа и экспериментального исследования особенностей самоотношения у подростков с различными статусами идентичности. Подростки с несформированной идентичностью склонны к негативному самоотношению.
Ключевые слова: самоотношение, идентичность, диффузия идентичности, мораторий, кризис идентичности.
Самоотношение личности - это отношение личности к собственному «Я». Особенности поведения, взаимодействия с другими людьми определяются самоотношением личности. При этом очень важен аспект самопринятия: положительное или отрицательное отношение к себе. В научной литературе существует множество понятий - элементов, которые составляют характеристику самоотношения личности. Сюда относят самоуважение, самооценку, симпатию и др., как позитивные составляющие; самообвинение, самоунижение, самонедоволь-ство и.т.д., как негативное отношение к себе. Столин В.В. определяет три аспекта положительного самоотношения: симпатия, уважение, близость [1].
Изучение самоотношений многими исследователями проходит в форме самоотчетов, самоописаний. Пантилеев С.Р. считает, что самоотчет, самоописание рассчитаны на другого человека и их характер зависит от тактики самоподачи, само-презентации. «Самоотчет являет собой пример интроспекции и как таковой не может считаться объективным показателем...» [2. с. 7]. Пантилеев С.Р. понимает самоотношение как выражение смысла «Я» для субъекта.
Изучать самоотношения, по мнению многих исследователей, нужно с точки зрения «группового семантического пространства» самоотношения. В таком пространстве, по мнению Петренко В. Ф., личностные смыслы, отношения, эмоции сливаются, и мы можем говорить об особенностях самоотношений в специфической группе [3]. Психолог Эт-кинд А.М. считает, что если исследователю «нужен инструмент проникновения в объективную реальность, личностные смыслы, систему отношений испытуемых, то вряд ли какие -либо иные свидетельства окажутся более полезными, чем самоотчеты» [4, с. 105-113].
Наиболее полными и значимыми, на наш взгляд, являются методики изучения самоотношений личности, разработанные Столиным В. В. и Пантилеевым С. Р. В основу этих исследований положено изучение самоотчета и факторный анализ структуры самоотношений. Это как бы «реконструкция пространства самоотношения» методами факторного анализа. Был использован универсальный список, перечень, который базировался на строгих процедурах построения статистически репрезентативного семантического словаря. В опроснике Столина - Пантилеева выделено восемь шкал:
• открытость - закрытость;
• самоуверенность;
• саморуководство;
• отраженное самоотношение;
• самоценность;
• самопринятие;
• внутренняя конфликтность;
• самообвинение.
Понятие самоотношение является составной частью идентичности личности. По Э.Эриксону «идентичность - это твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным «Я», независимо от изменений «Я» и ситуации, способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития». Идентичность - это, прежде всего, показатель зрелой личности [5. с. 12].
Проблема самоотношения в связи с развитием идентичности особенно важна для подростков. При благоприятном протекании кризиса идентичности у человека в этот период наблюдается позитивное самоотношение, самопринятие себя. Он более благополучен в психологическом плане. При неблагоприятном течении кризиса формируется спутанная идентичность: молодой человек не понимает себя, ему свойственны мучительные сомнения относительно самого себя, своего места в группе, в обществе, неясностью жизненных перспектив. Самоотношение к себе характеризуется негативными установками.
Результаты изучения самоотношения как обобщенного чувства субъекта в адрес собственного «Я», т.е. оценочного измерения идентичности [6, с. 442], могут дать данные для описания степени сформированности идентичности у молодого человека.
Эмпирическую базу исследования составили данные серийного изучения молодых людей 2008-2009 года. Были обследованы выпускники 11 классов двух Новосибирских школ и студенты 1 курса НГПУ, возраст обследуемых 17-18 лет. Всего было обследовано 251 человек. Для обследования были использованы методики изучения самоотношений Столина
В.В., Пантилеева С.Р. и тест эго-идентичности (минимизированный вариант, авторы Г. и Э. Аминевы) [6, с. 463].
«Тест эго-идентичности» (минимизированный вариант) состоит из 16 утверждений, по оценкам которых выделяется 4 шкалы: диффузная идентичность, мораторий на достижение идентичности, предрешенная идентичность и достигнутая идентичность. Коэффициенты корреляции минимизированного варианта с полным: диффузия - 0,94; мораторий - 0,93; предрешенность - 0,93; достижение идентичности - 0,96 [6, с. 445].
Методика изучения самоотношения предполагает анализ ответов по 9 шкалам: осознанность «Я»; самоуважение и уверенность в себе; саморуководство и последовательность «Я»;