Научная статья на тему 'Взаимосвязь эмоциональных состояний и личностных характеристик депривированных подростков'

Взаимосвязь эмоциональных состояний и личностных характеристик депривированных подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
498
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ДЕПРИВИРОВАННЫЕ ПОДРОСТКИ / EMOTIONAL INFRINGEMENTS / EMOTIONAL SPHERE / TEENAGERS / DEPRIVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кожемякина О. А.

Проблема психологической реабилитации депривированных подростков предполагает комплексный подход в решении психологических проблем личности. Выявление особенностей депривированных подростков одна из задач специальной психологии. Была выявлена и описана специфика эмоциональных состояний и личностных характеристик депривированных подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP BETWEEN EMOTIONAL STATUS AND PERSONAL CHARACTERISTICS OF DEPRIVATION ADOLESCENTS

The problem of psychological rehabilitation of deprivation adolescents requires a comprehensive approach in addressing the psychological problems. Identifying characteristics of deprivation adolescents is one of the goals of the special psychology. The identified and described specific emotional status and personality characteristics of deprivation adolescents are shown.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь эмоциональных состояний и личностных характеристик депривированных подростков»

чения с нормально слышащими студентами, поскольку в этих условиях для них открываются широкие перспективы самореализации, как личностной, так и профессиональной.

Исходя из знания о том, что развитие интеллекта студентов с нарушениями слуха находится на одном уровне с нормально слышащими сверстниками, хочется ещё раз указать на актуальность изучения данной категории лиц. Необходимо стремиться к осознанию специалистами, что студенты с нарушенным слухом выступают на равных конкурентных началах со здоровыми людьми в современных условиях рынка труда. Поэтому уровень их профессиональной подготовки должен быть не только ниже, но даже выше, чем у здоровых лиц. Это цивилизованное, гуманное решение сложнейшей проблемы социальной интеграции лиц с нарушениями слуха в общество нормально слышащих.

Выводы

1. Уровень развития интеллекта у студентов со стойкими нарушениями слуха совпадает с уровнем развития интеллекта нормально слышащих людей.

2. Конкретное мышление, логика и операция вычислений развиты у студентов с нарушениями слуха слабее, чем у нормально слышащих сверстников.

Библиографический список

3. Трёхмерное мышление и запоминание развиты у студентов с нарушениями слуха сильнее, чем у слышащих.

4. Анализ, синтез, операция экстраполяции и двухмерное мышление развиты у студентов с нарушениями слуха так же, как у нормально слышащих студентов.

5. Вербальный и теоретический интеллект у студентов с нарушениями слуха развиты достоверно хуже, чем у здоровых студентов, а развитие невербального и практического интеллекта находится у них на более высоком уровне

6. В структуре интеллекта студентов с нарушениями слуха все операции соединены в форме двух факторов (1: синтез + вычисления + экстраполяция, 2: двухмерное мышление + трёхмерное мышление + запоминание), а также не связанных между собой функций анализа, логики и конкретного мышления.

7. В структуре интеллекта студентов с нарушениями слуха не наблюдается тесной взаимосвязи между всеми составляющими его функциональными процессами.

8. Факторы интеллекта людей с нарушенным слухом, состоящие из тесной связи нескольких процессов, представляют собой связь вербальных и невербальных компонентов.

1. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии. - М ,1995.

2. Боскис, P.M. Глухие и слабослышащие дети. - М., 2004.

3. Брянкин, С.В. Проблемы оценки способностей. - М., 1978.

4. Анастази, А Психологическое тестирование. - М., 1982.

5. Туник, Е.Е. Тест интеллекта Амтхауэра. - СПб., 2009.

Статья поступила в редакцию 10.02.10

УДК 159.9

О.А. Кожемякина, соискатель НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЕПРИВИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ

Проблема психологической реабилитации депривированных подростков предполагает комплексный подход в решении психологических проблем личности. Выявление особенностей депривированных подростков одна из задач специальной психологии. Была выявлена и описана специфика эмоциональных состояний и личностных характеристик депривированных подростков.

Ключевые слова: эмоциональные состояния, личностные характеристики, депривированные подростки.

Наблюдения показывают, что в условиях сиротства или воспитания детей в ситуациях семейного неблагополучия, неудовлетворение основных потребностей (органических, потребностей в принадлежности и любви, в безопасности, в новых впечатлений) и сужение на ранних этапах онтогенеза социального поля активности влекут формирование деприви-рованной личности (состояния психической депривации) со специфическим отношением к миру, деятельности, окружающим, себе. При этом отягощенная и часто неясная наследственность, неблагоприятное протекание внутриутробного созревания организма, тяжелые условия жизни в раннем детстве повышают риск возникновения у детей из неблагополучной ситуации развития психических расстройств и соматических заболеваний. Соматические и нервно-психические болезни сопровождаются астеническими и церебрастеническими состояниями; искажение или задержка развития затрудняют процессы усвоения знаний, формирования школьных и трудовых умений и навыков, и осложняют процесс адаптации к среде [1].

По данным многих авторов (Дубровиной И.В., Божович Л.И., Лисиной М.И., Прихожан А.М., Толстых Н.Н., Басило-вой Т.А. и др.) основными проявлениями особенностей развития депривированных детей и подростков выступают деформация самосознания и коммуникативных навыков; узость ценностно-нормативных представлений; дисгармоничность эмоционально-волевой сферы; снижение интеллектуального развития; ограниченность резервов психической деятельности и функциональных возможностей организма, которые обна-

руживаются, помимо прочих условий, вне зависимости от сезонных изменений [2].

Депривированных подростков характеризует большая неустойчивость настроений, поведения, частая смена самочувствия, ранимость, неадекватность реакций. Личная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки. Личностное развитие подростка характеризуется двумя основными потребностями: с одной стороны потребностью в самоутверждении, с другой — потребностью в общении со стороны сверстников, ибо ведущая деятельность в данном возрасте — интимно-личностная. Эти потребности и образуют основные характеристики личности подростка. Одной из главных личностных характеристик можно считать личностную нестабильность подростка, проявляющуюся в аффективных эмоциональных состояниях. Важным фактором, влияющим на эмоциональное состояние подростка, является такая характеристика личности как самооценка. Старшие подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Эмоционально неблагополучный подросток в зависимости от психической структуры личности может испытывать как тревогу, так и страх.

Цель исследования: выявление взаимосвязи между личностными характеристиками и эмоциональными состояниями депривированных подростков.

Гипотеза исследования: эмоциональные состояния имеют определенный характер взаимосвязи с личностными характеристиками депривированных подростков, обусловлен-

ные активностью, социальной зрелостью, умением общаться, психической устойчивостью.

Материалы и методы исследования: практическое исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 105 г.Новосибирска. Все подростки развивались в условиях эмоциональной депривации. В исследовании приняло участие 36 подростков, из них 20 мальчиков и 16 девочек. Группа испытуемых подростков была исследована с помощью ниже описанных методик на проявление личностных характеристик и эмоциональных состояний. После чего была проведена математическая обработка результатов исследования, сравнительный анализ на корреляцию переменных с помощью критерия Спирмена.

Методики исследования:

1. Опросник Р. Кеттелла (в адаптации А. Ю. Панасюка, 1978, подростковый вариант). Назначение теста: Для психодиагностики основных личностных характеристик подростков 15-18 лет. Тест состоит из 142 вопросов, направленных на оценку выраженности основных факторов личности.

2. Методика самооценки эмоциональных состояний (А.Уэссман и Д.Рикс). Шкалы: спокойствие - тревожность, энергичность - усталость, приподнятость - подавленность,

уверенность в себе - беспомощность. Назначение теста: Самооценка эмоциональных состояний.

3. Шкала субъективного благополучия Шкалы: напряженность и чувствительность, психоэмоциональная симптоматика, изменения настроения, значимость социального окружения, самооценка здоровья, удовлетворенность повседневной деятельностью.

Назначение теста: Шкала субъективного благополучия представляет собой скрининговый психодиагностический инструмент для измерения эмоционального компонента субъективного благополучия (СБ) или эмоционального комфорта (ЭК). Определение субъективного благополучия включает три критериальных признака.

4. Экспресс-диагностика склонности к аффективному поведению (В.В.Бойко).

Назначение теста: Диагностика склонности к аффективному эмоциональному состоянию.

Результаты исследования.

На основе описанных методик было проведено психодиагностическое обследование участников эксперимента, выявлены особенности их эмоциональной сферы. Результаты исследования специфики эмоциональных нарушений у деприви-рованных подростков показали следующее

Таблица 1

Средние результаты диагностики личностных характеристик подростков по опроснику Р. Кеттелла (п = 36)

Факторы А В С Б Е Б О Н I Р1 д2 д3 д4

Среднее 8,9 2,4 7,0 9,1 9,9 9,5 8,5 8,3 9,8 8,4 13,3 9,3 10,6 12,1

42 % - характеризуются как личности с неустойчивостью поведения в условиях стресса, застенчивые, осторожные, сдержанные в общении.

31 % - имеют повышенную чувствительность.

36 % имею высокий уровень тревожности, склонности к самообвинению и страху, проявляют напряженность, возбуждение, выраженные явления фрустрированности.

Наиболее неблагоприятным является сочетание высоких оценок по факторам Q1 и Q4 с низкими оценками по фактору С у 8 подростков. Такой симптомокомплекс можно рассматривать, как проявление дезадаптации подростка, его эмоционального неблагополучия.

Таблица 2.

Результаты диагностики эмоциональных состояний старших подростков по методике самооценки эмоциональных состояний ____________________________________________А.Уэссмана и Д.Рикса (п =36)____________________________________________

Шкалы Спокойствие -тревоность Энергичность -усталость Приподнятость - подавленность Чувство уверенности в себе - чувство беспомощности Средняя оценка эмоц. состояния

Среднее 5,9 5,9 5,8 5,8 5,85

По результатам исследования выявлено, что 28 % подростков характеризуются низкой способностью к общению, холодностью, формальностью в общении, для них затруднителен контакт с людьми, они скорее всего избегают коллективных мероприятий.

31 % - характеризуются как неспособные управлять своими эмоциями, находить им адекватное объяснение и реалистическое выражение.

22 % имеют недостаточную активность, характеризуются пассивными людьми.

36 % - имеют недостаточный уровень ответственности.

Сравнивая показатели диагностики из таблицы 1 и таблицы 2 можно увидеть, что подростки с такими характерными чертами личности как застенчивость, не умение общаться, холодность и формальность в общении, неактивность, напряженность, фрустрированность, низкий уровень социальной зрелости, не принимающие на себя ответственность, в то же

время склонные к самообвинению, не способные управлять своими эмоциями имеют определенные эмоциональные состояния, такие как неуверенность в себе, и своих способностях, подавленное и унылое настроение, нехватка энергии и лень, скованность, беспокойство, подавленность и страх.

Средние результаты диагностики субъективного благополучия испытуемых старших подростков

Таблица 3

Шка- лы Напряженность и чувствитель-ность Психоэмо- циональная симптоматика Изменения настроения Значимость социального окружения Самооценка здоровья Удовлетворен. повседневной деятельностью Общее эмоци--ональное благополучие

баллы баллы баллы баллы баллы баллы баллы Стены

Сред- нее 12,1 11,7 8,8 11,5 11,7 11,7 67,6 6

Анализируя результаты диагностики субъективного благополучия испытуемых старших подростков по таблице 3 можно сказать следующее.

25% обследуемых подростков имеют уровень эмоционального благополучия ниже среднего и попадают в группу риска как неблагополучные дети.

Анализ результатов исследования с помощью экспресс диагностики склонности к аффективному поведению по В. В.Бойко позволяет сделать вывод о том, что депривирован-

ные подростки склонны к аффективному поведению. Но среди испытуемых также есть немало подростков (39%) тех, кому не свойственны дисфункциональные аффективные состояния.

Для подтверждения или опровержения выдвинутой нами гипотезы о том, что личностные характеристики взаимосвязаны с эмоциональными состояниями старших подростков мы провели корреляционный анализ переменных, полученных в ходе диагностики личностных характеристик и эмоциональных состояний 36 испытуемых старших подростков. Для этого

была использована компьютерная программа БРББ 11.5 стати-стически-математической обработки результатов тестирования на проверку корреляции по Спирмену. Корреляционный анализ подтвердил выдвинутую гипотезу.

Таким образом, личностные характеристики деприви-рованного подростка, такие, как низкая активность, неумение

общаться, формальность в общении, социальная незрелость, неумение брать на себя ответственность, слабо развитое чувство коллективизма - тесно связаны с эмоциональным неблагополучием, а именно высоким уровнем тревожности, страха, подавленности, низким уровнем энергии, неуверенности в себе, склонностью к аффективному поведению.

Библиографический список

1. Назарова, И.Б. Дети-сироты// Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация / под ред. Н.М. Римашевской. - М., 2002.

2. Герасименко, Ю.А. Развитие взглядов на эмоциональную депривацию в детском возрасте // Особенности эмоциональной сферы личности: Сборник научных трудов. - Шадринск, 2000.

Статья поступила в редакцию 10.02.10

УДК 159.9

А.А. Ярышева, соискательНГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected] ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ СТАТУСАМИ ИДЕНТИЧНОСТИ

В статье представлены результаты теоретического анализа и экспериментального исследования особенностей самоотношения у подростков с различными статусами идентичности. Подростки с несформированной идентичностью склонны к негативному самоотношению.

Ключевые слова: самоотношение, идентичность, диффузия идентичности, мораторий, кризис идентичности.

Самоотношение личности - это отношение личности к собственному «Я». Особенности поведения, взаимодействия с другими людьми определяются самоотношением личности. При этом очень важен аспект самопринятия: положительное или отрицательное отношение к себе. В научной литературе существует множество понятий - элементов, которые составляют характеристику самоотношения личности. Сюда относят самоуважение, самооценку, симпатию и др., как позитивные составляющие; самообвинение, самоунижение, самонедоволь-ство и.т.д., как негативное отношение к себе. Столин В.В. определяет три аспекта положительного самоотношения: симпатия, уважение, близость [1].

Изучение самоотношений многими исследователями проходит в форме самоотчетов, самоописаний. Пантилеев С.Р. считает, что самоотчет, самоописание рассчитаны на другого человека и их характер зависит от тактики самоподачи, само-презентации. «Самоотчет являет собой пример интроспекции и как таковой не может считаться объективным показателем...» [2. с. 7]. Пантилеев С.Р. понимает самоотношение как выражение смысла «Я» для субъекта.

Изучать самоотношения, по мнению многих исследователей, нужно с точки зрения «группового семантического пространства» самоотношения. В таком пространстве, по мнению Петренко В. Ф., личностные смыслы, отношения, эмоции сливаются, и мы можем говорить об особенностях самоотношений в специфической группе [3]. Психолог Эт-кинд А.М. считает, что если исследователю «нужен инструмент проникновения в объективную реальность, личностные смыслы, систему отношений испытуемых, то вряд ли какие -либо иные свидетельства окажутся более полезными, чем самоотчеты» [4, с. 105-113].

Наиболее полными и значимыми, на наш взгляд, являются методики изучения самоотношений личности, разработанные Столиным В. В. и Пантилеевым С. Р. В основу этих исследований положено изучение самоотчета и факторный анализ структуры самоотношений. Это как бы «реконструкция пространства самоотношения» методами факторного анализа. Был использован универсальный список, перечень, который базировался на строгих процедурах построения статистически репрезентативного семантического словаря. В опроснике Столина - Пантилеева выделено восемь шкал:

• открытость - закрытость;

• самоуверенность;

• саморуководство;

• отраженное самоотношение;

• самоценность;

• самопринятие;

• внутренняя конфликтность;

• самообвинение.

Понятие самоотношение является составной частью идентичности личности. По Э.Эриксону «идентичность - это твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным «Я», независимо от изменений «Я» и ситуации, способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития». Идентичность - это, прежде всего, показатель зрелой личности [5. с. 12].

Проблема самоотношения в связи с развитием идентичности особенно важна для подростков. При благоприятном протекании кризиса идентичности у человека в этот период наблюдается позитивное самоотношение, самопринятие себя. Он более благополучен в психологическом плане. При неблагоприятном течении кризиса формируется спутанная идентичность: молодой человек не понимает себя, ему свойственны мучительные сомнения относительно самого себя, своего места в группе, в обществе, неясностью жизненных перспектив. Самоотношение к себе характеризуется негативными установками.

Результаты изучения самоотношения как обобщенного чувства субъекта в адрес собственного «Я», т.е. оценочного измерения идентичности [6, с. 442], могут дать данные для описания степени сформированности идентичности у молодого человека.

Эмпирическую базу исследования составили данные серийного изучения молодых людей 2008-2009 года. Были обследованы выпускники 11 классов двух Новосибирских школ и студенты 1 курса НГПУ, возраст обследуемых 17-18 лет. Всего было обследовано 251 человек. Для обследования были использованы методики изучения самоотношений Столина

В.В., Пантилеева С.Р. и тест эго-идентичности (минимизированный вариант, авторы Г. и Э. Аминевы) [6, с. 463].

«Тест эго-идентичности» (минимизированный вариант) состоит из 16 утверждений, по оценкам которых выделяется 4 шкалы: диффузная идентичность, мораторий на достижение идентичности, предрешенная идентичность и достигнутая идентичность. Коэффициенты корреляции минимизированного варианта с полным: диффузия - 0,94; мораторий - 0,93; предрешенность - 0,93; достижение идентичности - 0,96 [6, с. 445].

Методика изучения самоотношения предполагает анализ ответов по 9 шкалам: осознанность «Я»; самоуважение и уверенность в себе; саморуководство и последовательность «Я»;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.