Научная статья на тему 'Социально-педагогический процесс в системе регулирования девиантного поведения'

Социально-педагогический процесс в системе регулирования девиантного поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1692
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / BEHAVIOUR DEVIATION / PREVENTIVE MAINTENANCE OF BEHAVIOUR DEVIATION / SOCIALLY-PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Орлова Т. Г.

В статье анализируется социально-педагогическая деятельность, направленная на профилактику и коррекцию девиантного поведения у подростков, даются определения и обоснования отдельных составляющих процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALLY-PEDAGOGICAL PROCESS IN REGULATION OF BEHAVIOUR DEVIATION

In this paper the socially-pedagogical activity directed on preventive maintenance and correction of behaviour deviation at teenagers is analyzed; definitions and substantiations of separate components of process are given.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогический процесс в системе регулирования девиантного поведения»

отраженное самоотношение; безусловное самопринятие; переживание ценности собственной личности, чувство привязанности к своему «Я»; непонимание себя; переживание конфликтности «Я»; чувство самообвинения. Эти шкалы в процессе анализа объединяют в три независимых фактора.

Первый фактор составили шкалы: внутренней честности, самоуверенности, саморуководства и отраженного самоотно-шения. Все эти шкалы выражают оценку собственного «Я» испытуемого по отношению к социально - нормативным критериям моральности, успеха, воли, целеустремленности, социального одобрения и т. д. Это дает основание интерпретировать данный фактор как самоуважение. Во второй фактор вошли три шкалы: самоценность, самопринятие и самопривя-занность. Они отражают эмоциональное отношение субъекта к своему «Я» и могут быть интерпретированы как шкалы аутосимпатии. Третий фактор, содержащий шкалы внутренней конфликтности и самообвинения, связан с негативным самоотношением и рассматривается как фактор самоуничижения.

Анализ эмпирических данных показал, что у испытуемых преобладает предрешенная идентичность (53,9%), кризис идентичности (диффузия и мораторий) переживают 24,6% (причем, в состоянии выбора находятся всего 7%) и уровень достигнутой идентичности показали 21,5%.

Диффузия идентичности характеризуется «отягощенно-стью отсутствием обязательств». Индивидуум с диффузией идентичности может переживать или не переживать кризис, но в любом случае здесь наблюдается минимум или даже отсутствие принятых ценностей или ролей, отсутствие заветной мечты. Предрешенность - состояние человека, уже утвердившегося в своих основных ориентациях. Однако, при этом отсутствуют признаки (или их очень мало) того, что они пережили кризис. Статус моратория на идентичность предполагает, что человек находится в данное время в ситуации кризиса (выбирает между альтернативами), и его предпочтения слишком слабы и неопределенны. Статус достигнутой идентичноБиблиографический список

сти относится к людям, пережившим период кризиса и сделавших определенный выбор в отношении профессиональных и идеологических целей и позиций [7, с. 241].

Результаты диагностики представлены в табл. 1. Значимость различий в результатах исследования само-отношения в группах подростков с предрешенной и достигнутой идентичностью и группах, находящихся в состоянии кризиса, была подтверждена с помощью использования критерия Фишера (Тэмп.=2,08)

Результаты нашего исследования могут интерпретироваться следующим образом: низкие значения факторов у подростков, переживающих кризис идентичности говорят о неудовлетворенности собой, своими возможностями, сомнениями в способности вызывать уважение, отсутствии тенденции искать причины поступков и результатов в себе самом. Высокие значения факторов самоотношения в группе подростков с предрешенной и достигнутой идентичностью наглядно демонстрируют отсутствие переживания кризиса, колебаний относительно выбора профессии, идеологии, анализа собственного «Я».

Таблица 1

Распределение значений факторов самоотношения у подростков с различными статусами идентичности ____________________

Предре- шенная идентич- ность Достиг- нутая иден- тичность морато- рий Диффузия идентичности

Фактор самоува- жения 18 23 13 11

Фактор аутосим- патии 18 19 9,8 9,1

Фактор самоуни- чижения 12 12,7 6,1 7

1. Столин, В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: дисс.... д-ра психологических наук. - М.,1985.

2. Пантилеев, С.Р. Методики исследования самоотношения. - М., 1993.

3. Петренко, В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном самосознании. - М.,1983.

4. Эткинд, А.М. Эмоциональные компоненты самоотчетов и межличностных суждений // Вопросы психологии. - 1983. - № 2.

5. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.

6. Короленко Ц.П. Идентичность. Развитие. Перенасыщенность. Бегство / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева [и др.]. - Новосибирск, 2007.

7. Хьелл, Л., Зиглер Д. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб., 2007.

Статья поступила в редакцию 10.02.10

УДК 378: 371.1

Т. Г. Орлова, соискательНГПУ, г. Новосибирск, E-mail: valery.gafarov@gmail.com СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В статье анализируется социально-педагогическая деятельность, направленная на профилактику и коррекцию девиантного поведения у подростков, даются определения и обоснования отдельных составляющих процесса.

Ключевые слова: девиантное поведение, профилактика девиантного поведения, социально-педагогическая деятельность.

Девиантное поведение, как социально-психологическое явление, возникающее в результате нарушения процесса социализации личности, приводит к нарушению ее целостности и функционирования, и проявляется в виде специфических способов самовыражения, либо в массовых формах человеческой деятельности, отклоняющихся от сложившихся в данном обществе социально-психологических, нравственных и других культурных норм и ценностей. Социально-педагогическая деятельность, направленная на социокультурное регулирование девиантного поведения, имеет следующую направленность:

1. Социально-педагогическая профилактика явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической, которая предшествует девиантному поведению), рассматри-

ваемая нами как система организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждений или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальные отклонения негативного характера в поведении детей и подростков.

2. Повышение уровня социальной адаптации детей и подростков, как психологического механизма развития личности, с помощью которого происходит активное приспособление индивида к определенным условиям, нормам, ценностям социальное среды.

3. Социально-педагогическая коррекция, целью которой является компенсация недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной

сферы, нормализация и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизация познавательной деятельности, социально-трудовая адаптация. Сюда же можно отнести психологическую коррекцию как деятельность, направленную на исправление (корректировку) тех особенностей психологического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют оптимальной норме. Психолого-педагогическая коррекция - это совокупность психолого-педагогических воздействий на личность педагогически запущенного ребенка с целью его восстановления в качестве субъекта общения, деятельности, самосознания.

4. Социально-педагогическая ресоциализация направлена на лиц с различными видами дезадаптации и отклоняющимся поведением с целью восстановления их социального статуса, утраченных либо несформированных социальных навыков, переориентация их социальных установок и референтных ориентаций за счет включения в новые позитивноориентированные отношения и виды деятельности педагогически организованной среды.

5. Социально-педагогическая реабилитация, как система мер, направлена на восстановление разрушенных или утраченных ребенком связей, вследствие нарушения здоровья со стойкими расстройствами функции организма (дети-инвалиды), изменение социального статуса ребенка (сирота) и отклоняющегося поведения ребенка (ребенок-беспризорник, ребенок-девиант, ребенок-правонарушитель и т.д.) [1].

Все эти виды социально-педагогической деятельности в системе реабилитации включают как непосредственную индивидуальную работу с ребенком, так и непосредственную деятельность во взаимоотношениях ребенка со средой, способствующих его социокультурному становлению и развитию.

Для проектирования реализации социальнопедагогической технологии необходимо коснуться основных направлений социально-педагогической реабилитации с девиантными детьми, которая представляет из себя систему государственных, общественных, социально-медицинских организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении детей и подростков. Так как социальные отклонения могут быть вызваны различными причинами, можно выделить несколько типов профилактических мероприятий: это нейтрализующие, компенсирующие, предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям; устраняющие эти обстоятельства; контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты. Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена при условии включения направленности на искоренение источников дискомфорта, как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно при создании условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем.

Профилактическими технологиями могут быть информационные технологии, направленные на информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом, к выполнению установленной для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации, кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения. Социально-профилактические технологии направлены на выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающие различного рода негативные явления. Эти технологии представляют собой систему социальноэкономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения. Сюда же относятся медико-биологические технологии, сущность которых

состоит в предупреждении возможных отклонений в поведении от социальных норм целенаправленными методами лечебно-профилактического характера, а также социально-психолого-педагогические технологии, которые предполагают систему предупредительных мер, направленных на своевременное выявление, диагностику, прогнозирование, устранение внешних причин, факторов и условий, вызывающих нарушение в социальном функционировании личности, а также на восстановление, коррекцию, развитие и формирование ее психокультурного потенциала, социальной компетентности и Я-системы.

Поскольку, социальная реабилитация - это социальнопедагогический процесс, направленный на восстановление психокультурных потенциалов, статуса, переориентацию социальных установок личности девиантов за счет включения их в новые позитивно ориентированные отношения и виды деятельности педагогически организованной среды, то социально-педагогическую реабилитацию можно рассматривать как систему мер, направленных на решение задач социокультурного регулирования девиантного поведения широкого диапазона: от привития навыков социального функционирования до полной интеграции человека в обществе.

В реабилитационных технологиях выделяют следующие виды реабилитации. В первую очередь, это медицинская реабилитация, направленная на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка, подростка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания. Во вторую очередь (или параллельно с медицинской), это психологическая реабилитация, направленная на психологическую сферу подростка, включающая систему медико-психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психологических функций, состояний, личностного и социальнотрудового статуса больных и инвалидов, а так же лиц, перенесших заболевание, получивших травму психическую в результате резкого изменения социальных отношений, то есть лиц, ставших жертвами социальных условий среды. Затем включается профессиональная реабилитация, предусматривающая обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем; бытовая реабилитация, социальная реабилитация, как процесс восстановления способности подростка к жизнедеятельности в социальной среде, а так же самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам; социальноэкономическая реабилитация, включающая комплекс мероприятий, нацеленных на материальную поддержку и защиту законных интересов и прав подростка с девиантным поведением.

Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением реализуется в специализированных учреждениях (реабилитационных центрах), которые осуществляют профилактику безнадзорности, бродяжничества дезадаптированных детей и подростков; медико-психологическую помощь виктимным детям, ставшими жертвами социальных условий; формируют положительный опыт социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми. Реабилитационные центры выполняют попечительные функции по отношению к тем, кто остался без попечения родителей или средств к существованию, осуществляют психологическую и педагогическую поддержку, способствующую ликвидации кризисных состояний личности, содействуют в возвращении в семью, помогают в обеспечении возможности получать образование, нормальное развитие и заботятся о дальнейшем профессиональном и бытовом устройстве [1]. Отсюда, основная цель деятельности таких учреждений - социальная защита и поддержка нуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненном самоопределении.

При разработке и построении социально психологопедагогической реабилитационной технологии с подростками девиантного поведения необходимо учитывать следующие

положения. Прежде всего, это опора на положительные качества подростка, на сформированные психокультурные потенциалы его личности. Формирование их будущих жизненных устремлений путем коррекции и развития: самосознания, Я-концепции, интрасубъективного (динамического), интерсубъективного (функционального), статусно-ролевого восстановления; конституционально-психологического факторов, а так же психологических механизмов социального функционирования через медицинскую, психологическую, профессионально-бытовую, профессиональную, социально-экономическую и социально-педагогическую реабилитацию, которая предполагает своевременное выявление интересов, склонностей подростков, направленность личности на профессиональную деятельность: определение социальных установок и помощь в их формировании, определение мотивации выбора и ее структуры, формирование готовности к самоанализу и самооценке реального уровня притязаний. Необходимо определение выраженности и структуры способностей, определение уровня сформированности компонентов (факторов) структуры личности, их потенциалов и возможности их реализации в профессиональной деятельности; осуществление профессионального подбора; определение степени соответствия личности подростка профессиональным требованиям, внесение корректив в профессиональные намерения; проведение занятий с учащимися по курсу «Основы выбора профессий». Особенно важным явялется интеграция несовершеннолетних с девиантным поведением в общественно-полезную деятельность, значимую для подростка. При этом необходимо соблюдать глубокую доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростком.

В процессе реабилитационной социально-педагогической деятельности с девиантными детьми и подростками специалист выполняет следующие функции:

диагностическую, направленную на выявление психокультурного потенциала личности подростка с девиантным поведением, его проблемного поля, индивидуальнопсихологических и личностных особенностей, на постановку социального диагноза, на выявление причин отклоняющегося поведения детей и подростков, на диагностику виктимоген-ных факторов среды; прогностическую функцию, направленную на программирование и прогнозирование социального воспитания по мере восстановления, развития и формирования социально значимых качеств личности ребенка или подростка с девиантным поведением, необходимых ему для полноценного функционирования в социальной среде, для успешной социализации; воспитательную функцию, предполагающую восстановление, ресоциализацию психокультурных потенциалов, статуса; переориентацию социальных установок девиантов за счет включения их в новые позитивноориентированные отношения и виды деятельности педагогически организованной среды; обучающую функцию, направленную на передачу ребенку социальных знаний на формирование у него социальных умений и навыков, на освоение ребенком ценностей культуры; коррекционную функцию, направленную на исправление, компенсацию недостатков развития, воспитания, на восстановление пробелов предшествующего обучения, на нормализацию учебной деятельности, на восстановление статуса девиантов, на повышение их учебной и познавательной и рефлексивной активности, на восстановление потребностей подростка в самосовершенствовании, самовоспитании, на исправление всех воспитательных влияний (семьи, школы, социальной среды); организационнокоммуникативную функцию, которая способствует включению общественности, населения микрорайона в воспитании детей с девиантным поведением; компенсирующую функцию, которая заключается в формировании у подростка стремления исправить те или иные качества личности, путем включения его в общественно-полезную деятельность, в активизации его потребностей и в самосовершенствовании на основе рефлексии своих поступков, в выработке самокритичного отношения к себе, в выборе идеала для подражания; в принятии системы определенных нравственных ценностей и критериев для оценки своего поведения.

Работая с девиантными подростками, педагог, психолог обязан руководствоваться следующими принципами:

1. Принимать подростка таким, каким он есть.

2. Использовать на протяжении всей деятельности положительное подкрепление позитивных сторон личности подростка, доверие, взаимопонимание.

3. Работа с подростком в ролевой позиции «Взрослый-Взрослый», пристройка «Наравне», сотрудничество.

4. Вступление в контакт с подростками через доступные для их понимания способы общения, речь, мимику и жесты.

5. Быть образцом мужского или женского поведения в группе в зависимости от своего пола, уметь воспроизводить любые упражнения, игры, то есть быть эталоном поведения.

6. Проводить рефлексии происходящего на занятиях, включая в этот процесс себя.

7. Поиск и предоставление информации для работы с проблемной информацией.

8. Использование различных форм, методов, приемов и игровых средств для стимулирования активности.

9. Конфиденциальность в системе отношений.

10. Разумная требовательность к подросткам с девиантным поведением.

Взаимодействие психолога с детьми и подростками девиантного поведения разворачивается в шесть стадий:

1. Расположение к общению.

2. Поиск общего интереса.

3. Выявление предполагаемых положительных для общения и демонстрируемых качеств.

4. Выявление опасных для общения и демонстрируемых качеств.

5. Адаптивное поведение партнеров.

6. Установление оптимальных отношений.

На каждой стадии используется специфическая тактика взаимодействия, и решаются конкретные задачи.

Исходя из этой методики, нами была разработана и апробирована технология проведения психолого-

педагогического консультирования, основанная на сотрудничестве и контактном взаимодействии, которая наиболее эффективна при использовании следующей структуры действий:

1. Расположение к общению.

2. Введение консультируемого в ситуацию.

3. Поиск общего интереса.

4. Выявление предполагаемых положительных качеств.

5. Выявление предполагаемых опасных качеств.

6. Описание проблемы и реконструкция внутреннего мира ощущений и мыслей.

7. Смена ролей.

8. Анализ и выделение главной проблемы.

9. Выбор цели действий.

10. Разработка путей достижения цели.

11. Принятие решения, планирование и подготовка его осуществления.

12. Психолого-педагогическая поддержка консультируемого подростка.

Эти действия эффективно можно осуществлять при соблюдении определенных условий. Для консультирования выбирается удобное время, не провоцирующее торопливость в работе. Консультант и консультируемый занимают удобное положение в комфортном помещении. Проводится точное распределение ролей. Задача консультанта - перевести консультируемого подростка к осознанию своих проблем и планированию конкретных действий по их решению.

Методика проведения контактного взаимодействия в психолого-педагогическом консультировании на каждом этапе действий имеет свою задачу, содержание, тактику, результат.

К основным методам профилактики девиантного поведения Р.В. Овчарова относят четыре группы:

1. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности:

«обучающие образовательные программы и курсы»; познавательные игры; создание ситуации эмоционального на-

пряжения; создание ситуации занимательности; создание ситуации опоры на жизненный опыт; создание ситуации успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности; творческие задания и т. д.

2. Организация жизни и деятельности детского воспитательного коллектива:

коллективные игры; выработка коллективно-единых

требований; коллективные соревнования; коллективное самообслуживание; «игры, танцы, художественная самодеятельность».

3. Общение и взаимодействие в различных ситуациях: уважение; педагогическая требовательность; убеждение; осуждение; понимание; доверие; побуждение; сочувствие; анализ поступка; решение конфликтной ситуации.

4. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребенка: пример, разъяснение; ожидание радости; снятие напряжения; обращение к самолюбию, самоуважению; обращение к любви, состраданию, стыду и чувству прекрасного; требование внушения [2].

Методы психологической коррекции Р. В. Овчарова классифицируют по объекту (запущенный ребенок, его воспитательный микросоциум), по предмету (индивидуальнопсихологические особенности; свойства субъекта общения; нарушения учебной деятельности; нарушения развития самосознания). К методам психокоррекции индивидуальнопсихологических особенностей личности педагогически запущенного ребенка относятся методы развития произвольности в двигательной, познавательной, эмоциональной сферах, поведении и общении (психологические методы), методы когнитивной тренировки вербального интеллекта и методы терапии средствами искусства (арттерапия, музыкотерапия, библиотерапия, логотерапия, куклотерапия); психокоррекция свойств субъекта общения проводится с помощью метода игровой коррекции поведения в группе сверстников (игровая терапия), методы позитивного общения: социально-

психологический тренинг, тренинг конструктивного общения, гештальттерапия, моритатерапия, поведенческая психотерапия; методы рассматривания позитивных ролей и статусного перемещения детей (социально-психологический тренинг), метод свободных словесных ассоциаций, игровая терапия, коммуникативный тренинг; нарушения учебной деятельности можно корректировать с помощью методов снижения значимости учителя на уроке, снижения потребностей, связанных с внутренней позицией школьника, методы чувствительности к оцениванию, формирование адекватной самооценки школьных достижений (методы, используемые на фоне релаксации и отреагирования школьных страхов) поведенческая психотерапия, моритерапия; нарушения развития самосознания запущенного ребенка требуют применения таких методов как психологический массаж, идентификация, зеркальное отражение, подтверждение уникальности ребенка, развитие позитивного восприятия других. Техника: самовнушение - «Я хочу», «Я могу», «Я буду».

Библиографический список

Средства профилактики и коррекции социальнопедагогической запущенности разнообразны по объекту, предмету, цели и содержанию. Их целесообразное сочетание в иерархической деятельности педагогов и психологов, направленность на восстановление психокультурного потенциала личности ребенка, улучшение условий его обучения и воспитания могут дать положительные результаты.

Эффективность реализации реабилитационных программ возможна при соблюдении высокой мотивации всех участников программ: подростка, родителей, специалистов, работающих с девиантными подростками, психолого-педагогической компетентности (подготовленности) всех специалистов и руководителей, занимающихся этой деятельностью, координацией деятельности различных государственных и негосударственных учреждений.

При построении психолого-педагогических коррекционных программ необходимо учитывать следующие принципы:

1. Обучение отдельным психологическим понятиям, которые необходимы для успешной социализации (характер, темперамент, способности, воля, эмоции, мотивация общение), психодиагностика (изучение себя) под руководством психолога, анализ основных психологических характеристик личности подростка.

2. Блок «разминок» и психогимнастических упражнений, направленных на снятие эмоциональных зажимов, свободное проявление эмоций, спонтанное поведение.

3. Установление различного по степени сложности вида коммуникаций на эмоциональном, поведенческом и когнитивном уровне с использованием игры.

4. Распознавание, моделирование эмоциональных состояний в разных ролевых ситуациях с использованием технических и дидактических средств.

5. Обучение обратной связи через вербальные и невербальные упражнения, рефлексия.

6. Проигрывание разнообразных ролевых ситуаций для обучения адекватному поведению в конфликтах и других сферах социальной жизни.

7. Анализ различных ситуаций и обучение адекватному поведению в семейных подсистемах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Упражнения на развитие психологических механизмов, обеспечивающих социальное функционирование личности, механизмы психического отражения (ощущение, восприятие, мышление, память); механизмы проектирования будущего (внимание, эмоции, воображение, воля); механизмы опредмечивания психических образований (деятельность, психомоторика).

9. Домашнее задание на закрепление полученных навыков для переноса в микросреду, освоение ряда психологических приемов (оперативная программа.)

Все это возможно осуществить через целостный социально-педагогический процесс, включающий социальнопедагогическую деятельность, социальное обучение и образование.

1. Социальная педагогика: Курс лекций / под ред. М. А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

2. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования: учеб. пособие. - М.: Т.Ц. «Фера». - 2000.

Статья поступила в редакцию 10.02.10

УДК 37.011.33

С.В. Сидоров, канд. пед. наук, доц. ШГПИ, г. Шадринск, E-mail: serwsi@yandex.ru;

А.Г. Гаврилов, ассистент, соискатель ШГПИ, г. Шадринск, E-mail: allekx555@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

В статье проведен структурно-содержательный анализ и определены теоретические предпосылки проектирования рефлексивной компетентности. Уточнено понятие и выявлена структура рефлексивной компетентности. Определены проектируемые элементы рефлексивной компетентности.

Ключевые слова: компетентность; рефлексия; рефлексивная компетентность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.