Научная статья на тему 'Подготовка будущих социальных работников к комплексной социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних с различными формами девиантного поведения'

Подготовка будущих социальных работников к комплексной социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних с различными формами девиантного поведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК / КОМПЛЕКСНАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ГОТОВНОСТЬ К РЕАБИЛИТАЦИИ / ДЕВИАНТНЫЙ ПОДРОСТОК / SOCIAL WORKER / COMPLEX SOCIAL AND PEDAGOGICAL REHABILITATION / READINESS FOR REHABILITATION / DEVIANT JUVENILE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паатова Мария Эдуардовна

В статье предложен авторский спецкурс, направленный на развитие профессионально значимых качеств личности будущего социального работника, необходимых для эффективной реабилитации подростков в условиях пенитенциарного учреждения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training future social workers for complex social-and-pedagogical rehabilitation of juveniles with various forms of deviant behavior

The author offers special course aimed at the development of professionally important personal qualities of a social worker-to-be necessary for the effective rehabilitation of adolescents in a penitentiary institution

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих социальных работников к комплексной социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних с различными формами девиантного поведения»

М. Э. Паатова

(Майкоп)

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ К КОМПЛЕКСНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В статье предложен авторский спецкурс, направленный на развитие профессионально значимых качеств личности будущего социального работника, необходимых для эффективной реабилитации подростков в условиях пенитенциарного учреждения

ФГОС третьего поколения по направлению «Социальная работа» устанавливает требования к разработке и применению социальных технологий, учитывающих специфику социокультурного развития человека и общества, обеспечения его социального здоровья, социальной защиты, социального обслуживания и социальной поддержки населения; обеспечение высокой культуры технологий социальной защиты, социального обслуживания и социальной поддержки.

Эффективность решения поставленных задач во многом будет обусловлена выбором предметного содержания профессионального образования, моделирующим профессиональную деятельность, которая требует комплексного проявления всех качеств, описанных в стандарте.

В современных условиях в связи с кризисными явлениями в нашем обществе наблюдается резкий скачок числа общественно-опасных действий, совершаемых детьми и подростками. Увеличилось число подростков с отклонениями в поведении, проявляющимися в таких асоциальных действиях, как алкоголизм, токсикомания, проституция, нарушение общественного порядка. Наиболее тяжелыми формами социальных отклонений в детско-подростковой среде выступают правонарушения [4, 6, 7, 8].

Нами разработан и предложен будущим социальным работникам авторский спецкурс «Развитие профессионально значимых качеств личности будущего социального работника, необходимых для комплексной социально-педагогической реабилитации подростков с различными формами девиантного поведения в условиях пенитенциарного учреждения».

Результатом освоения предлагаемого

спецкурса должно стать формирование готовности будущих социальных работников к комплексной социально-педагогической реабилитации подростков с различными формами девиантного поведения в условиях пенитенциарного учреждения на базовом уровне.

Под готовностью будущего социального работника к комплексной социально-педагогической реабилитации подростков с различными формами девиантного поведения в условиях пенитенциарного учреждения мы понимаем профессионально-личностное новообразование специалиста, выражающееся в ценностно-целевой направленности на социально-педагогическую поддержку подрост-ков-девиантов и отражающее единство теоретической и практической готовности, которое проявляется в обобщенном умении реализовать педагогический проект реабилитации подростков-девиантов в условиях пенитенциарного учреждения.

Социальный работник, обладающий базовой готовностью к социально-педагогической реабилитации подростков с различными формами девиантного поведения в условиях пенитенциарного учреждения, способен осуществлять следующие профессиональные функции: а] диагностическую (диагностирование реальной ситуации реабилитации под-ростков-девиантов]; б] оценочную (оценивание степени эффективности разных форм реабилитации подростков-девиантов в условиях пенитенциарного учреждения]; в] проектировочную (проектирование форм, методов и средств реабилитации подростков с различными формами девиантного поведения в условиях пенитенциарного учреждения]; г] исполнительскую (реализация педагогического проекта реабилитации подрост-

ков с различными формами девиантного поведения в условиях пенитенциарного учреждения].

Исходя из вышеизложенного понимания образовательных задач спецкурса структура его выглядит следующим образом:

- ретроспективный анализ проблемы социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей (прослеживает развитие реабилитационно-педагогической мысли и практики в контексте зарубежного и отечественного опыта];

- средства социально-педагогической реабилитации (знакомство с различными средствами, способствующими осуществлению педагогической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей];

- организация досуговой деятельности несовершеннолетних правонарушителей в условиях пенитенциарных учреждений (изучаются методы и формы организации досуговой деятельности как одного из средств педагогической реабилитации подростков-деви-антов];

- профессиональная культура социального работника при организации социально-педагогической реабилитации подростков с различными формами девиантного поведения в условиях пенитенциарного учреждения.

Ведущее педагогическое средство теоретического обучения - анализ психолого-педа-гогической сущности и форм организации социально-педагогической реабилитации подростков с различными формами девиантного поведения в условиях пенитенциарного учреждения в процессе знакомства с передовым педагогическим отечественным и зарубежным опытом по данному направлению.

Ведущее педагогическое средство на лекционно-семинарских занятиях: задания, направленные на формирование умения диагностировать реальную ситуацию реабилитации подростков-девиантов; создание проекта реабилитации подростков-девиантов с учетом особенностей конкретного пенитенциарного учреждения; кейсы для критического анализа и поиска путей совершенствования реализованных проектов реабилитации под-ростков-девиантов с учетом особенностей конкретного пенитенциарного учреждения.

Самостоятельная работа студентов предполагает научно-практические исследования в русле данной проблемы.

Зачетное занятие проводится в два дня и основано на использовании алгоритма логи-

ко-структурного подхода в социальном проектировании (Н. М. Борытко, Н. П. Дерзкова, А. М. Моисеев, Е. Г. Студенова, М. В. Фирсов и др.) [1, 2, 5, 11].

Логико-структурный подход к социальному проектированию был разработан Агентством Международного развития в США в конце 60-х годов (Н. П. Дерзкова, 2004) [см. 2]. В дальнейшем подход в качестве инструмента планирования и управления социальными проектами был принят международными организациями (Датское общество международного развития, Германское общество технического сотрудничества, Норвежское общество международного развития, Служба развития зарубежных стран США, Шведская служба международного развития, Организация международного развития ООН и др.). Европейской комиссией было подготовлено пособие по управлению циклами проекта, построенное на основе использования логикоструктурного подхода (Project Cycle Management, Integrated Approach and Logical Framework, European Commission, DG VIII, 1993) [см. 10].

С середины 90-х годов прошлого века логико-структурный подход к социальному проектированию получил широкое распространение. Его использование в подготовке и менеджменте проектов стало обязательным по международным стандартам качества организации проектной деятельности. В 1996 г. логико-структурный подход к социальному проектированию был включен в процедуры работы с проектами, предусмотренные программой Темпус, где мы с ним познакомились. Реализация логико-структурного подхода к социальному проектированию предполагает последовательное осуществление двух основных фаз подготовки проекта: аналитической фазы и фазы планирования (Н. П. Дерзкова, 2004) [2].

Аналитическая фаза включает: 1) анализ заинтересованных сторон - идентификация учреждений, общественных групп, отдельных лиц, интересы которых проект может затронуть; идентификация их основных ключевых проблем, ограничений и возможностей;

2) анализ проблем - формулировка проблем, которые призван решить социальный проект; определение причинно-следственных связей их возникновения и последствий, построение «дерева проблем»; 3) анализ целей

- определение целей проекта на основе выделенных на предыдущем этапе проблем; объединение целей в группы и определение ос-

новной стратегии проекта, установление отношений «средства достижения - конечный результат», построение «дерева целей». Фаза проектирования включает: 1] установление внутренней логики проекта - определение составных частей проекта, проверка его внутренней логики, формулировка целей с точки зрения возможностей их измерения; 2] определение допущений и факторов риска - выявление условий, которые с высокой степенью вероятности могут оказать отрицательное влияние на выполнение проекта и не поддаются контролю (факторы риска]; выявление позитивных влияний социальной среды, позволяющих получить дополнительные ресурсы для реализации проекта (допущения];

3] определение показателей - определение способов измерения прогресса, достигнутого в процессе выполнения проекта; формулировка показателей, определение средств измерения; 4] составление графика мероприятий - установление последовательности и взаимосвязи мероприятий, указание их предполагаемой продолжительности, распределение обязанностей между исполнителями; 5] составление плана расходов - указание требующихся ресурсов, составление графиков расходов, подготовка подробного бюджета.

На первом занятии студенты разбивались на группы и изучали аналитическую информацию о пенитенциарном учреждении. Они формулировали цели социально-педагогической реабилитации подростков-девиантов с учетом особенностей конкретного пенитенциарного учреждения. Определяли условия, которые будут способствовать достижению цели реабилитации, и возможные формы работы с подростками-девиантами, персоналом учреждения и родителями; способы оценки результата социально-педагогической реабилитации (система диагностик]. В результате происходило определение основной стратегии проекта социально-педагогической реабилитации подростков-девиантов в условиях пенитенциарного учреждения. Фактически стратегия педагогического проекта реабилитации подростков-девиантов выражалась в уточнении и конкретизации отношений «цель реабилитации - средства достижения -конечный результат».

На втором занятии будущие социальные работники составляли график мероприятий по реализации проекта комплексной социально-педагогической реабилитации подро-стков-девиантов в условиях пенитенциарного учреждения: устанавливали последова-

тельность и взаимосвязь мероприятий, предполагаемую их продолжительность, формы участия различных субъектов образовательного процесса. Также уточнялись необходимые ресурсы и распределялись обязанности между членами группы по реализации проекта. Составлялась обязательная документация по описанию проекта, подготовленного группой. Затем происходила публичная презентация проектов социально-педагогической реабилитации, подготовленных каждой группой студентов.

Таким образом, предложенный спецкурс направлен на расширение концептуальных представлений и знаний будущих социальных работников о комплексной социальнопедагогической реабилитации несовершеннолетних с различными формами девиантного поведения, обучение практическим навыкам их применения, организацию и сопровождение первичного опыта их использования в педагогической практике и его рефлексии. Спецкурс способствует формированию позитивного опыта выражения своей социальнопедагогической позиции в отношении реабилитации подростков с различными формами девиантного поведения в условиях пенитенциарного учреждения в форме подготовленных и реализованных социально-педагогических разработок реабилитационных программ и планов, формированию у обучаемых гуманистических социальных установок по отношению к подросткам с различными формами девиантного поведения, к содержанию, методам и формам процесса их реабилитации в условиях пенитенциарного учреждения. Таковы в самых общих чертах соотношения понятий, так или иначе касающихся вопроса подготовки будущих специалистов социальной сферы. Все они объединены общей целью, которая заключается в укреплении правового статуса ребенка как гражданина, улучшении его положения в обществе, что имеет особое значение для современной России. Оценивая вышеуказанные подходы, можно заключить, что процесс социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением многоаспектный, носит всеохватывающий характер, распространяясь на все виды педагогической деятельности. В современных условиях педагогическая теория и практика социальнопедагогической деятельности развивается в сторону поиска путей и средств успешной социализации и самоорганизации личности ребенка.

Литература

1. Борытко Н. М. Диагностическая деятельность педагога. - М.: Академия, 2006. - 284 с.

2. Дерзкова Н. П. Как подобрать команду педагогов? // Национальный проект «Образование» : инф.-методич. журнал. - 2008. -№ 1. - С. 30-34.

3. Левицкая И. А. Формирование социокультурной компетентности студентов // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 1. - С. 34-37.

4. Литвишников В. М., Митькина А. В. Пенитенциарная педагогика : Курс лекций. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 400 с.

5. Моисеев А. М., Моисеева О. М. Концептуальные основы и методы анализа образовательных систем. - М.: РОССПЭН, 2004. - 240 с.

6. Петрынин А. Г. Педагогическая реабилитация несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением в условиях образовательного учреждения нового типа : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003. - 26 с.

7. Печенюк А. М. Теоретические основы гуманистически-ориен-тированной профилактики девиантного поведения несовершеннолетних : дис. ... д-ра пед. наук. - Хабаровск, 2000. - 421 с.

8. Пирожков В. Ф. Криминальная психология. - М., 1998. - С. 257268.

9. Старовойтова Л. И. Профессионализация как необходимое условие овладение студентами технологической компетентностью социальной работы // Педагогическое образование и наука. - 2008

- № 5. - С. 4-7.

10. Управление качеством образования : практикоориентир. мо-ногр. и методич. пособие / под ред. М. М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 448 с.

11. Фирсов М. В. Трансверсальный подход в отечественной социальной педагогике и социальной работе // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 1. - С. 15-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.