Научная статья на тему 'Социально-педагогический аспект реабилитации подростков с девиантным поведением'

Социально-педагогический аспект реабилитации подростков с девиантным поведением Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1690
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕАБИЛИТАЦИИ / РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПОМОЩЬ / TEENAGERS WITH DEVIANT BEHAVIOUR / SOCIAL PEDAGOGICAL ASPECT OF REHABILITATIONS / REHABILITATIONAL HELP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Оспанова Бахыт Апсиитовна

Определяются способы практического осуществления социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в практике образовательного учреждения, выделяются основные направления комплексного подхода к работе с такими подростками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Оспанова Бахыт Апсиитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social-pedagogical aspect of rehabilitation of teenagers with deviant behavior

There have been defined ways of practical realization of social-pedagogical rehabilitation of teenagers with deviant behaviour in educational institution practice, determined the basic directions of the complex approach to work with such teenagers.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогический аспект реабилитации подростков с девиантным поведением»

УДК 37.013.42

Б. А. Оспанова

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: подростки с девиантным поведением;

социально-педагогический аспект реабилитации; реабилитационная помощь.

АННОТАЦИЯ. Определяются способы практического осуществления социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в практике образовательного учреждения, выделяются основные направления комплексного подхода к работе с такими подростками.

B. A. Ospanova SOCIAL-PEDAGOGICAL ASPECT OF REHABILITATION OF TEENAGERS WITH DEVIANT BEHAVIOR

KEY WORDS: teenagers with deviant behaviour; social pedagogical aspect of rehabilitations; rehabilitational help.

ABSTRACT. There have been defined ways of practical realization of social-pedagogical rehabilitation of teenagers with deviant behaviour in educational institution practice, determined the basic directions of the complex approach to work with such teenagers.

На современном этапе развития общества различные виды и типы девиантного поведения являются результатом социально-экономических, политических преобразований общественных отношений, детерминирующих межличностные отношения в семье — основном институте социализации (десоциализации) .

Кризис семьи приводит к увеличению числа социальных сирот, детей с девиациями психического развития и поведения, армии беспризорников и криминальных подростковых групп.

Процесс социализации детей и под-

ростков представляет собой неординарный социально-педагогический феномен. Незащищенность семьи и детей, рост детской заболеваемости, подростковой агрессивности и преступности, вик-тимность детей и подростков становятся проблемами социальной педагогики.

Многие ученые, практики, занимающиеся проблемами девиантного поведения, называют сегодняшних трудных подростков «резервом» будущей преступности.

В настоящее время распространенность этого явления находится на уровне гуманитарной катастрофы. Увеличение

количества девиантных подростков означает не что иное, как нравственную деградацию не только на уровне семьи, но и на уровне государства. Девиантное поведение детей и подростков — общественно опасно явление, представляющее угрозу безопасности общества.

Все это ставит принципиально новые задачи перед педагогической наукой, предъявляет повышение требования к научному изучению проблемы и разработке методического обеспечения воспитательно-профилактического, социаль-ного-реабилитационного процессов в образовательном и реабилитационном пространстве и критериев диагностики их эффективности.

Понятие «реабилитации» начало развиваться в двадцатых годах прошлого столетия. Так, практическая деятельность А. С. Макаренко, С. Г. Шацкого была направлена на помощь и поддержку беспризорным детям, детям-сиротам, которые находились в сложной ситуации. Они доказали, что таких детей можно вернуть, приспособить к условиям нормальной жизни, т. е. реабилитировать.

С позиции системно-деятельностного подхода, разработка которого представлена исследованиями О. С. Газман, Б. С. Гершунского и др., социальный принцип разрабатывает знания о социально-педагогической реабилитации, ее специфике. Вопросами реабилитации занимается не только психология, медицина, социология, ювенальная юстиция, также и социальная педагогика.

Социально-педагогический аспект реабилитации включает в себя меры, позволящие решать вопросы воспитания, обучения и всестороннего развития личности, имеющей те или иные девиации в поведении. Результатом такой деятельности должна являться благоприятная тенденция к освоению профессиональных навыков, жизни в обществе в целом.

В современных концепциях психологов и педагогов (М. А. Галагузова, Л. А. Грищенко, С. А. Беличева, Н. Ю. Максимова, Г. М. Андреева, А. Р. Маллер и др.) понятие «реабилитация» рассматривается как «восстановление определенных функций», «возращение» к жизнедеятельности путем формирования потребностей и интересов ребенка.

Анализ педагогических подходов к понятию «реабилитация» дезадаптированных детей раскрывается в трудах Т. А. Власовой, М. С. Певзнер и др., которые представляют «реабилитацию» как психолого-педагогический процесс воздействия на больного, труднообучаемого или трудновоспитуемого ребенка, с целью корригирования его поведения, оптимизации эмоционального состояния, интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической запущенности.

Как пишет М. А. Галагузова, «реабилитация — это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Реабилитация может рассматриваться и как результат воздействия на личность, ее отдельные психические и физические функции» [4. С. 397].

Г. М. Андреева подчеркивает, что социально-педагогическая реабилитация не занимается поиском виноватых в педагогической запущенности подростка, а поиском его преодоления. Процесс реабилитации может быть завершен только в том случае, если в подростке удается пробудить потребность самосовершенствования, самовоспитания. Самовоспитание личности начинается с самоанализа, самокритичного отношения к себе [1. С. 187].

Для создания социально-педагогических условий реабилитации девиантного подростка, необходимо помнить, что для решения проблем нужно воспитание общей культуры личности. В этой

связи важна разработка гибких технологий воспитания подростков, представляющих собой корректное вмешательство в личностный суверенитет. Для этого, безусловно, необходимо знание личности и ее существенных характеристик (интересов, мотивов, запросов). Информация о запросах (локализованных интересах) старшеклассников должна учитываться в организации воспитательных воздействий. Знания запросов позволяют спрогнозировать их развитие и целенаправленно воздействовать на формирование культуры личности.

Исследования показывают, что диагностика запросов характеризует отношение подростков с социумом. Сегодня молодой человек хотел бы быть грамотным, информированным, способным добывать знания, стремится к продуктивным видам деятельности; считает важным разбираться в политической и экономической жизни страны; хотел бы быть доброжелательным, научиться общаться с людьми; быть успешным в каком-либо виде деятельности.

В этом процессе реабилитации, специфическими будут средства, методы и формы воспитательных воздействий. Формы весьма разнообразны: от традиционных до тренинговых, связанных с «проигрыванием» ситуаций, примери-ванием программы поведения, социальных ролей, анализом условий, обеспечивающих успех.

Задача общества, и в частности педагогов, психологов, медиков создать условия для нормальной социальнопедагогической адаптации и реабилитации подростков девиантного поведения. То есть оптимизировать взаимоотношения между личностью и социумом, сблизить цели их деятельности, ценностных ориентаций, способствовать усвоению индивидом норм и традиций общества, вхождению подростка в его ролевую структуру.

Нормализация социальной ситуации

развития личности подростка из «группы риска» должна осуществляться в поэтапно организованном комплексном реабилитационном процессе, в котором участвуют заинтересованные специалисты, семья и сам несовершеннолетний.

В связи с этим мы исходим из каждодневной педагогической практики и передового опыта, которые уже сегодня позволяют учитывать сложную системную природу «социальной ситуации развития» как нормального, так и аномального ребенка [2]. В этом случае наиболее целесообразным в процессе оказания помощи трудным подросткам представляется построение целостной системы специфических форм взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, обеспечивающие становление уникальности и индивидуальной неповторимости личности каждого подростка, его равноправие и творческое соучастие как субъекта в воспитании и обучении.

В современном обществе уже стало фактом общественного сознания признание высокой роли психолого-педа-гогической теории и практики в развитии и преобразовании общества. В связи с этим необходимость применения инновационных подходов в практике образовательных учреждений в последнее время перестало вызывать скептические высказывания и споры. Положение, сформулированное выдающимся педагогом Я. Корчаком: «Реформировать мир — значит, реформировать воспитание человека» принято сегодня обществом [3].

Инновационный подход к развитию личности и интеграции в социум подростков «группы риска» создает возможность проектирования и конструирования процесса социореабилитации как осознанной всеми участниками, целенаправленно организуемой, целостной ситуации соразвития несовершеннолетнего и его семьи необходимой для восстановления и дальнейшего обеспечении социализации. Следует также отметить,

что вся помощь, направленная на трудного подростка, осуществляется на трех уровнях: микро-, мезо- и макроуровнях, которые отражают системную организацию целей, предмета и методов деятельности во все более расширяющихся и усложнящихся структурах взаимодействий. Весь процесс оказания помощи несовершеннолетним «группы риска» предстает как последовательный переход (перевод) подростка из одного социального пространства: «Специалист — Ребенок», в: «Специалист — Подросток — Семья». И наконец, в третье: «Семья — Подросток — Специалист — Общество», где семья с подростком как воссозданная целостность, выходит в открытое пространство социальной жизни лишь при эпизодческой поддержке специалистов.

На первом уровне оказания помощи (микроуровне) сам подросток рассматривается как система. Здесь определяющую роль играют взаимосвязанные пси-холого-педагогические и социальные мероприятия, построенные на принципах восстановительного и коррекционного воспитания и обучения. Тем самым, достигая наибольшее улучшение социальной ситуации подростка, начинается процесс восстановления и коррекции нарушенных психических функций и социальных связей. Важное значение для начального этапа восстановления процесса социализации подростка в данной ситуации новообразование: осознание своей субъективности.

Решающую роль в оказании помощи играет второй — мезоуровень, где подросток уже вступает в более широкий социальный контекст: в окружении семьи, во взаимодействии с другими детьми, сверстниками, друзьями, в поле влияний школы. На мезоуровне за счет выявления значения и функций в наличном социальном статусе подростка каждой из этих структур, а также осознания субъектного вклада каждого участника процесса оказания помощи, по-

средством развернутых взаимодействий удается скоординировать деятельность различных подсистем, чтобы они могли более плодотворно содействовать интеграции трудного подростка в жизнь социума. На мезоуровне, конструируя взаимодействия не только с подростком, но и с семьей, мы обеспечиваем социально-педагогическую поддержку и подростку, и его семье, целенаправленно корректируя ее усилия в процессе обучения и воспитания, развивая способы продуктивного взаимодействия у всех участников процесса оказания помощи. Результативность на мезоуровне достигается за счет того, что подросток «группы риска» рассматривается не как изолированный индивид с разнообразными отклонениями в поведении и социальном развитии, а как единая взаимосвязанная с другими членами общества система. А поскольку каждая отдельная структура, звено, подсистема мезоуровня имеют свои ресурсные возможности, их выявление и координация потенциалов специалистами, обеспечивают расширение коррекционно-развивающего пространства, одновременно, вовлекая и другие семьи, и новых специалистов уже на междисциплинарном и межведомственном уровнях.

Третий уровень оказания помощи — макроуровень — предполагает рассмотрение подростка и его семьи в рамках всего социума. Сюда входит прежде всего социальная политика, государственные программы, учреждения, мероприятия, общественные объединения, фонды и т. д., созданные обществом и призванные оказывать помощь социальнопедагогическом процессе, продолжаются усилия специалистов во взаимодействии с семьей, направленные на интеграцию проблемного подростка в социум, на его социализацию.

Все три уровня оказания помощи тесно связаны между собой. Ситуация, складывается на макроуровне, влияет на

характер протекания восстановления социального развития подростка на микро- и мезоуровнях через государственную политику в области здравоохранения, образования, занятости и др. Существует и обратная связь, когда на микро— и мезоуровне разрабатываются программы помощи подросткам с проблемами социальной адаптации, которые оказывают влияние на позиции государственных институтов и содержание социальных программ, предусматриваемых на макроуровне.

Актуальность рассмотрения этого вопроса основывается на том, что гармоничная личность легче адаптируется в сложных житейских ситуациях и реже нуждается в помощи, рекомендациях, индивидуализированном подходе. Общество пожинает плоды распространившихся социально-экологических недугов в виде последствий радиации, промышленных интоксикаций, дорожного и производственного травматизма, алкоголизма, наркомании и др. Идущая вслед за этими недугами генерация, несет на себе отпечаток сниженной физиологической и психической выносливости, генетической ущербности, повышенной психологической дезадаптации и девиантных форм поведения.

Подростки, имеющие опыт пребывания в сфере пенитенциарной системы, дети-сироты, дети из неполных и неблагополучных семей, хронические больные и дезориентированные в жизни гиперопекой, не приспособленные к учебе и производительному труду, конфликтные в коллективе и в семье дети — нуждаются в социально-педагогической реабилитации.

Определяя способы практического осуществления социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в практике образовательного учреждения, нельзя достичь эффективности, закрепив определенный набор форм социально-педагогической

работы, действий, приемов и условий, исходя только из наиболее общих задач социализации молодого человека в обществе. Такое руководство к действию и такие рекомендации скорее принесут вред, свяжут по рукам и ногам, отбросят назад в развитии самих педагогов и никогда не помогут трудному ребенку.

Здесь необходимо сказать и об изменении позиции, мотивов и смыслов деятельности у профессиональных участников процесса оказания реабилитационной помощи, которое должно обеспечивать перестройку и реорганизацию в работе с девиантным подростком и его семьей. В этом случае каждый специалист уже выступает как организатор и управленец, обеспечивающий эффективность восстановительного и коррекционно-развивающего воспитания и обучения в триаде равноправных участников процесса «Специалист — Подросток — Семья».

Первым компонентом этой реорганизации выступает сама личность педагога. Изменяется ее позиция в отношении к ученику, к себе самому. Педагог не только носитель предметно-дисциплинарных знаний, информации, хранитель норм и традиций, но помощник становления и развития подростка, уважающий в нем личность независимо от меры его приобщенности к знанию, меры его понимания, либо непонимания. Изменяется характер управления, воздействия на ребенка.

Позиция авторитарной власти, право старшего и сильного утрачиваются, взамен утверждается позиция демократических взаимодействий, сотрудничества, помощи, вдохновения, внимания к позиции и инициативе подростка, которая концентрируется не на результатах усвоения знаний и полученной оценке, а на активном взаимодействии с педагогом и другими подростками.

Второй компонент — изменение функции и строения знаний, которые

определены программой, а также способов организации процесса их усвоения. Процесс их усвоения перестает носить характер репродукции и организуется в многообразных формах поисковой, конструктивной и продуктивной деятельности, как творческий процесс.

Третий компонент — решительное выдвижение на первый план социальной природы всякого учения и развития личности, с чем связана ориентация не на индивидуальные, а на групповые формы, совместную деятельность, на многообразие форм взаимодействий межличностных отношений и общения, на естественное выращивание индивидуальности из «коллективного субъекта», богатого радостью повседневного сотрудничества и сотворчества.

Четвертый компонент связан с отказом от репрессивной, подавляющей, деструктивной роли контроля и оценок, с изменением критериев оценивания эффективности учения и воспитания. Прежде всего это отказ от оценки, в которой преимущественно фиксируется достигнутое ребенком соответствие заданному образцу действия и поведения и карается всякое отклонение от образца. Кроме того, контроль, оценка и право которые безраздельно принадлежат преподавателю, не формируют адекватного самосознания и самооценки, без чего у любого ребенка не создаются внутренняя свобода и психологическая устойчивость в ситуациях, требующих самоактуализации и инициативы.

Конечно, выделив лишь четыре из многих существенных аспектов реорганизации типа управления процессом оказания реабилитационной помощи подросткам с девиантным поведением в образовательном учреждении, наиболее значимых для стратегии инновационного подхода, еще далеко от ее полной характеристики. Поэтому это только попытка представить весь или хотя бы более полный аспект значимых компонен-

тов, позволяющих судить о масштабе системной реорганизации коррекционного и реабилитационного учебно-воспитательного процесса, в ситуации инновационного подхода к работе с девиантными детьми и подростками. Помощь несовершеннолетним, имеющим нарушения социального развития, — это не узко специализированная деятельность (например, психологическое консультирование), а широкий спектр форм и методов помощи, необходимый как самим подросткам, так и их семьям.

На основании вышесказанного мы выделяем основные направления комплексного подхода к работе по социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением. Ранняя диагностика и коррекция нарушений психических функций, нервно-психических расстройств, психосоматических заболеваний, аномалий психического и личностного развития учащихся. Оказание психолого-педагогической и социальной поддержки в плане предотвращения, устранения или ограничения негативных влияний ближайшего окружения на личность ребенка, процесс его развития. Оптимизация условий обучения и воспитания, способствующих полноценному развитию личности ребенка посредством воздействия на основные сферы межличностного взаимодействия (в первую очередь, семью, учебную группу — класс и педагогический коллектив).

Эффективность социально-педагогической и психологической помощи и поддержки зависит от эффективности профилактики, диагностики, коррекции, стимуляции и реабилитации.

Актуальность настоящего исследования обусловлена, с одной стороны, потребностью государства и общества в эффективном решении проблем профилактики и социально-педагогической реабилитации девиантных подростков, с другой — неразработанностью теоретико-эмпирических основ социально-педа-

гогической реабилитации и оценки их

эффективности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. АНДРЕЕВА, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. — М., 2001.

2. ВЫГОТСКИЙ, Л. С. Детская психология : собр. соч. : в 6 т. / Л. С. Выготский. — М., 1984.

3. КОРЧАК, Я. Избранные педагогические произведения / Я. Корчак. — М. : Просвещение. 1965.

4. ШТИНОВА, Г. Н. Социальная педагогика / Г. Н. Штинова, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузо-ва. — М. : Владос, 2008.

Получено 2 0.03.09 © Оспанова Б. А., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.