Научная статья на тему 'Специфика содержания курсов повышения квалификации для педагогов специального учреждения закрытого типа'

Специфика содержания курсов повышения квалификации для педагогов специального учреждения закрытого типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ / МОДУЛИ ДИСЦИПЛИН УЧЕБНОГО ПЛАНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельникова Маргарита Леонидовна

Проведен анализ деятельности структурных подразделений специального учреждения закрытого типа, непосредственно включенных в процесс осуществления социальной реабилитации девиантных подростков; выявлен перечень необходимых компетенций у педагогических работников закрытого учреждения; описана специфика содержания курсов повышения квалификации для педагогов специальных учреждений; представлены модули учебных дисциплин к учебному плану курсов повышения квалификации для педагогов специальных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельникова Маргарита Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика содержания курсов повышения квалификации для педагогов специального учреждения закрытого типа»

УДК 371.14

ББК Ч404.78 ГСНТИ 14.35.01 Код ВАК 13.00.02

Мельникова Маргарита Леонидовна,

кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей психологии, Институт психологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]

СПЕЦИФИКА СОДЕРЖАНИЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: подростки с девиантным поведением; социальная реабилитация; компетенции педагогов; модули дисциплин учебного плана.

АН НОТАЦИЯ. Проведен анализ деятельности структурных подразделений специального учреждения закрытого типа, непосредственно включенных в процесс осуществления социальной реабилитации девиантных подростков; выявлен перечень необходимых компетенций у педагогических работников закрытого учреждения; описана специфика содержания курсов повышения квалификации для педагогов специальных учреждений; представлены модули учебных дисциплин к учебному плану курсов повышения квалификации для педагогов специальных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением.

Melnikova Margarita Leonidovna,

Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of General Psychology, Institute of Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

SPECIFIC FEATURES OF THE CONTENT OF REFRESHER COURSES FOR TEACHERS OF SPECIAL CLOSED-TYPE INSTITUTIONS

KEY WORDS: adolescents with deviant behavior; social rehabilitation; competence of teachers; subjects of the curriculum modules.

ABSTRACT. The article analyzes of the structural units of special closed-type institutions that are directly involved in the process of social rehabilitation of deviant adolescents and identifies the list of required competencies for teaching staff in closed institutions. It also describes specific features of the content of refresher courses for teachers of special institutions and presents the modules of academic disciplines in the curriculum of refresher courses for teachers of special custodial institutions for children and adolescents with behavioral problems.

Специфика деятельности федерального образовательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением обусловлена реализацией законов Российской Федерации, связанных с образовательной деятельностью и социальной реабилитацией несовершеннолетних правонарушителей: Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012), Федеральный закон РФ от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями); Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Указ Президента РФ №761 «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 01.06.2012 г.; Постановление Пленума Верховного Суда РФ №1 от 01.02.2011 г. «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». Таким образом, педагогические работники специального учреждения закрытого типа должны обладать ря-

дом компетенций для реализации данных законов, постановлений и указов.

Для определения модулей дисциплин учебного плана курсов повышения квалификации для педагогических работников нами был проведен анализ деятельности структурных подразделений специального учреждения закрытого типа (Свердловская обл.), непосредственно включенных в процесс осуществления социальной реабилитации девиантных подростков. Основной задачей проводимого анализа выступало определение профессиональных затруднений у педагогов данного учреждения.

Так, основной задачей деятельности подразделения «Образовательная школа» является создание необходимых условий для удовлетворения потребностей подростков в получении общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования). Критериями эффективности деятельности являются следующее: 1) отсутствие обучающихся, не освоивших адаптированную общеобразовательную программу; 2) показатели мотивации, самостоятельности и ответственности обучающихся в учебной дея-

© Мельникова М. Л., 2014

тельности; 3) фактическое участие подростков и педагогов в социально значимых проектах, конкурсах, конференциях.

При анализе деятельности подразделения «Образовательная школа» были выявлены следующие противоречия: 1) между низким уровнем познавательной активности и навыков учебной деятельности у подростков и необходимостью им сдачи ГИА и ЕГЭ; 2) между непрерывным ростом потоков информации об особенностях организации образовательного процесса для девиантных подростков и отсутствием оптимальной системы их обработки у педагогических работников и внедрения в практику; 3) между необходимостью создания развивающей образовательной среды, способствующей самореализации интеллектуальных, эмоциональных и социальных устремлений личности обучающихся, и высоким уровнем эмоционального выгорания педагогов.

Основной задачей деятельности подразделения «Производственные мастерские» является создание необходимых условий для удовлетворения потребности воспитанников в получении начального профессионального образования и профессиональной подготовки по конкретной профессии соответствующего уровня квалификации. Критериями эффективности деятельности подразделения «Производственные мастерские» является развитие у обучающихся общих компетенций, представленных в стандартах ФГОС.

При анализе деятельности подразделения «Производственные мастерские» были выявлены следующие противоречия: 1) между необходимостью создания условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии с их способностями, склонностями и востребованностью на рынке труда и недостаточным уровнем психолого-педагогического сопровождения подростков в данном аспекте; 2) между необходимостью внедрения ФГОС и проведения мониторинговых исследований и отсутствием сформированных компетенций у педагогов к осуществлению данного вида деятельности; з) между необходимостью внедрения вариативных форм обучения - самообразование, дистанционное образование, элективные курсы, спецкурсы, научные общества, кружки - и имеющимися трудностями внедрения данных видов деятельности в условиях закрытого учреждения.

Основной задачей деятельности отдела по социально-психологической работе является создание условий для психологического и личностного развития подростков, их социальной защищенности в период нахождения и после отчисления из учрежде-

ния. Критериями эффективности деятельности отдела является: 1) наличие благоприятного психологического климата в условиях специального учреждения; 2) положительная динамика в эмоциональной, когнитивной и поведенческих сферах обучающихся; 3) успешная социальная адаптация воспитанников в период отчисления из учреждения.

При анализе деятельности отдела по социально-психологической работе были выявлены следующие противоречия: 1) между необходимостью создания условий благоприятного психологического климата в учреждении и наличием высокого уровня асоциального опыта подростков (опыт нахождения в СИЗО, неоднократные судимости), что приводит к проявлениям форм враждебности и агрессии; 2) между необходимостью создания положительной динамики в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах подростков и наличием патологических и психических отклонений, осложняющих процесс социальной реабилитации.

Основной задачей деятельности службы воспитателей является созданий условий для социальной реабилитации обучающихся включая коррекцию их поведения и подготовку к самостоятельной жизни в обществе, выявление особых потребностей подростков посредством индивидуализации и дифференциации воспитательного процесса. Критериями эффективности деятельности службы воспитателей являются: 1) снижение роста негативных социальных явлений в среде обучающихся; 2) повышение уровня их воспитанности; 3) позитивная динамика изменения числа подростков - приверженцев здорового образа жизни; 4) повышение гражданской ответственности и правовой культуры подростков.

При анализе деятельности службы воспитателей были выявлены следующие противоречия: 1) между необходимостью внедрения в воспитательный процесс традиций духовно-нравственной культуры и слабой разработанностью в педагогическом процессе системы поощрений и наказаний для обучающихся; 2) между необходимостью в освоении новых современных технологий в воспитательном процессе и наличием в арсенале педагогов вариативных подходов в воспитательном процессе; 3) между необходимостью создания условий для позитивной динамики в освоении подростками здорового образа жизни и низким уровнем разработанности базовых принципов взаимодействия личности подростков, семьи и общества; 4) между необходимостью повышения гражданской ответственности и правовой культуры подростков и недостаточным уровнем развития профессиональных

компетенций у педагогов, необходимого для работы с подростками с отклоняющимися формами поведения.

Таким образом, представленный анализ деятельности структурных подразделений показал, что для осуществления педагогического процесса в условиях закрытого учреждения необходим учет «составляющих» предметного поля социальной реабилитации подростков, использование многообразных технологий социальной реабилитации, инновационных форм ее организации, вариативность образования (варианты образовательных траекторий, индивидуализации образования).

Для решения поставленных задач необходимым является наличие у педагогических работников следующих профессиональных компетенций, представленных в стандарте ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения»:

- способность проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

- способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-14);

- способность анализировать социально-педагогические явления, психолого-педагогические условия эффективности процесса воспитания, социализации и развития личности (ПК-1);

- способность осуществлять практическую деятельность по социально-педагогической, правовой и психологической поддержке семьи, детей и подростков, защите их прав и законных интересов, социальному оздоровлению семьи, координации взаимодействия в этой области различных учреждений, организаций и служб (ПК-2);

- способность взаимодействовать с различными категориями воспитуемых, в том числе в сложных социально-педагогических ситуациях, осуществлять контроль кризисных ситуаций, предупреждение и конструктивное разрешение конфликтов, оказывать помощь в разрешении межличностных конфликтов (ПК-3);

- способность реализовывать педагогические и психологические технологии, ориентированные на личностный рост детей и подростков, их гармоничное развитие, формирование установок в отношении здорового образа жизни, толерантности, про-

дуктивного преодоления жизненных трудностей (ПК-5);

- способность разрабатывать, реализо-вывать и оценивать эффективность программ, направленных на формирование нравственно-правовой устойчивости детей и подростков, предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе, рисков асоциального поведения (ПК-6);

- способность обеспечивать ресоциали-зацию несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе в процессе отбывания наказания, и последующую адаптацию после освобождения из пенитенциарного учреждения или выпуска из специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением (ПК-7).

С целью формирования представленных выше компетенций нами представлены модули дисциплин учебного плана курсов повышения квалификации для педагогических работников специального учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением.

Базовый модуль

1. «Общая психология».

2. «Психология развития и возрастная психология».

3. «Социальная психология».

4. «Педагогическая психология».

5. «Психология личности».

6. «Основы патопсихологии».

7. «Основы нейропсихологии».

8. «Основы клинической психологии».

Специализированный модуль

1. « Психология девиантного поведения ».

2. «Психология молодежных субкультур и группировок».

3. «Семья и истоки девиантного поведения детей и подростков».

4. «Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с отклоняющимся поведением».

5. «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды».

6. «Современные педагогические технологии обучения и воспитания детей и подростков»

7. «Теоретические и практические аспекты социальной реабилитации девиант-ных детей и подростков в условиях закрытой среды».

8. «Система мониторинга педагогической деятельности в условиях специального учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением».

Таким образом, содержание курсов повышения квалификации для педагогов специального учреждения закрытого типа по-

зволит педагогическим работникам определиться с единой методологической и теоретической базой реабилитационного процесса, базисными принципами обучающих, коррекционных, развивающих, профилактических программ. У педагогов сформируется представления о целостной устойчивой реабилитационной системы для детей и подростков с девиантным поведением; сформируются компетенции для совершенствования педагогической деятельности и повышения уровня активности самих обу-

чающихся в решении задач обучения, развития и социальной реабилитации.

Важным аспектом в разработке программы курсов повышения квалификации для педагогов специального учреждения закрытого типа выступает наличие ресурсного обеспечения учебными и учебно-методическими пособиями по проблемам развития и обучения подростков с отклоняющимися формами поведения разработанными в Институте психологии Уральского государственного педагогического университета [1; 2; з; 4; 5; 7].

ЛИТЕРАТУРА

1. Водяха Ю. Е., Мельникова М. Л. Внутриличностный конфликт: междисциплинарный подход / Урал. гос. пед. у-т. Екатеринбург, 2010.

2. Каневская Т. М. Об организации внеучебной работы по профилактике зависимостей в ГОУ ВПО «УРГПУ» / / Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация. М. : Ин-т психологии РАН, 2011.

3. Мельникова М. Л. Психологическое консультирование по проблемам обучения личности : метод. рекомендации для студ. вузов / Урал. Гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2007.

4. Мельникова М. Л. Психология стресса: теория и практика : учеб. пособие / Урал. гос. пед. у-т. Екатеринбург, 2012.

5. Мельникова М. Л. Агрессивное поведение делинквентных подростков: детерминанты и условия коррекции : монография / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2008.

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ №1 от 01.02.2011 года «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» .

7. Смирнов А. В. Аддикции и кадровая безопасность: учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2009.

8. Указ Президента РФ №761 «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» от 01.06.2012. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130516/.

9. Федеральный закон РФ от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями). / / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_69387/.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения» (квалификация (степень) «специалист»). URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m2062.html.

Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. С. А. Минюрова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.