Научная статья на тему 'Асоциальная личность как объект исследования современной психологии'

Асоциальная личность как объект исследования современной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2318
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСОЦИАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АНОМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕЛИНКВЕНТЫ / ANTISOCIAL PERSONALITY / ANTISOCIAL BEHAVIOR / DEVIANT BEHAVIOR / ILLEGAL BEHAVIOR / ABNORMAL DEVELOPMENT / DELINQUENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щербинина Ольга Александровна

Представлен обзор научных исследований, посвященных изучению проблемы асоциальной личности и ее проявлений, а также изучению феномена асоциальности как контекста исследования различных психологических явлений. Анализ исследований осуществлен по двум основаниям: по особенностям участвующих в них респондентов и по предмету исследования. Обозначены новые аспекты современных исследований асоциальной личности, связанные с расширением круга, участвующих в них респондентов, и контекста исследований. Подчеркивается необходимость поиска общих оснований изучения асоциальной личности и решения этой проблемы на уровне философской методологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTISOCIAL PERSONALITY AS A RESEARCH SUBJECT OF MODERN PSYCHOLOGY

The analysis of the scientific researches devoted to studying of a problem of the asocial personality and her manifestations, and also to studying of a phenomenon of an asotsialnost as context of research of various psychological phenomena is submitted. The analysis is carried out on two bases: on features of respondents participating in them and on an object of research. New aspects of modern researches of the asocial personality, connected with expansion of the circle, respondents participating in them, and a context of researches are designated. Need of search of the general bases of studying of the asocial personality and the solution of this problem at the level of philosophical methodology is emphasized.

Текст научной работы на тему «Асоциальная личность как объект исследования современной психологии»

Щербинина О.А.

Оренбургский государственный университет E-mail: oly_25@mail.ru

АСОЦИАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Представлен обзор научных исследований, посвященных изучению проблемы асоциальной личности и ее проявлений, а также изучению феномена асоциальности как контекста исследования различных психологических явлений. Анализ исследований осуществлен по двум основаниям: по особенностям участвующих в них респондентов и по предмету исследования. Обозначены новые аспекты современных исследований асоциальной личности, связанные с расширением круга, участвующих в них респондентов, и контекста исследований. Подчеркивается необходимость поиска общих оснований изучения асоциальной личности и решения этой проблемы на уровне философской методологии.

Ключевые слова: асоциальная личность, асоциальное поведение, девиантное поведение, противоправное поведение, аномальное развитие, делинквенты.

Классифицировать существующие исследования по названной тематике можно по различным основаниям.

Возраст респондентов: в качестве респондентов исследования выступают младшие школьники, подростки, старшеклассники, юноши, взрослые.

Наиболее традиционным является изучение подростков. При этом, в работах называются социальные, психофизиологические и психологические причины такого положения дел.

Так, О.В. Погожева обосновывает актуальность изучения подросткового возраста в данном контексте указанием на «наличие новых неординарных и сложных проблем, реально присутствующих и проявляющихся в подростковой среде в связи с модернизацией образовательного поля в обществе, которые актуальны и требуют конкретного решения в конкретном регионе» [6, с. 21].

М.А. Пономарева [7] описывает подростковый возраст, как период особого риска для формирования девиантных моделей поведения в связи с тем, что подростковый возраст - эпоха перестройки всех личностных структур и развития самосознания. Особую значимость исследования этого возраста автор подчеркивает тем, что девиантность подросткового поведения представлена ею как потенциальная угроза развитию общества не только в данный период времени, но и в перспективе ближайшего будущего. М.А. Пономарева пишет о риске создания «замкнутого круга», в случае отсутствия своевременной психологической помощи девиантам, что приведет к формированию устойчивого девиантного поведения членов общества в связи с повышением в данной ситуа-

ции вероятности передачи специфических черт, стилей асоциального и преступного поведения и мировоззрения новым поколениям.

Е.Г. Дозорцева [3] в качестве обоснования особой актуальности исследования респондентов подросткового возраста рассматривает его наряду с пубертатом как переломный момент для развития личности подростка с криминальным и делинквентным поведением. При этом как самостоятельную проблемную сферу автор выделяет психосексуальное развитие «делинквентных девочек в связи с ранним половым созреванием и подверженностью сексуальному насилию» [3, с. 5]

Ею же, как тенденция последнего времени, отмечается возрастающий интерес к гендерным различиям в сфере противоправного поведения, как в зарубежной (Cowie, 1968; Rosenbaum, 1989; Hardy, Howitt, 1998; Schepker, 1999;Jasper, Smith, Bailey, 1999 и др.), так и в отечественной (Бойко, 1993; Юлдашев, Масагутов, 1994; Юлдашев, 1996; Буторина и др.) литературе.

На практическую значимость учета полоролевых и половых особенностей подростков и юношей для профилактики и коррекции их асоциального поведения указывают и другие исследователи.

Так, А.М. Максимов [5] в своем исследовании доказывает связь нарушения полоролевой идентичности с асоциальным поведением. Отмечая, что большинство исследователей изучают подростков с асоциальным поведением в виде деструктивной агрессии, воровства, грабежей и т.п., сам автор сосредоточился на изучении маль-чиков-подростков и юношей с нестандартной полоролевой идентичностью, занимающихся

проституцией. А.М. Максимов приходит к выводу, что специфические нарушения полоролевой идентичности в виде повышенной маскулинности, низкой феминности, традиционных патриархальных гендерных стереотипов и полоро-вевого конфликта являются одним из факторов асоциального и агрессивного поведения подростков. И это позволяет ему говорить о необходимости в современном обществе переосмысления концепции маскулинности в положительных, конструктивных терминах, исключающих транслирование ценности агрессивного поведения и утверждения превосходства над представителями противоположного и своего пола.

Существование специфики половой идентичности у подростков с девиантным поведением, проявляющейся в степени маскулинизации полоролевых образов, в отношении к себе, к большинству мужчин и большинству женщин, в преобладании недифференцированного типа половой идентичности, доказывает и М.А. Пономарева [7].Ею же выявлены и описаны маскулинный, фемининный и андрогинный типы половой идентичности у мальчиков и девочек. Установлены особенности взаимосвязи типов половой идентичности с социально-психологической адаптацией, личностными качествами, самоот-ношением, формами проявления агрессии и проблемными переживаниями подростков.

Е.И. Симончик [9] обращает внимание на половой аспект противоправного поведения подростков, обосновывая актуальность изучения особенностей самооценки девочек-подростков с противоправным поведением. При этом, ссылаясь на данные статистики, автор указывает не только на рост уровня женской преступности в России более, чем в два раза за период с 1991 по 2001, но и на такие ее негативные тенденции как агрессивность, омоложение и особенная жестокость.

Статус респондентов: традиционно в качестве респондентов выступают учащиеся общеобразовательных учебных заведений, учащиеся и воспитанники специальных учебно-воспитательных учреждений различного типа, в том числе, закрытого (Костюхина Е.В, 2008). В последнее время появились работы, в которых в качестве респондентов представлены военнослужащие (Родионова С.В., 2008), заключенные (Яковлев В.В., 1999; Чернышева Е.В., 2005), в том числе, подростки (Крейдун Н.П., 1990; Ко-бусь Н.Г., 2006).

«Семейная принадлежность» респондентов: по этому признаку в качестве респондентов выступают «домашние» дети, беспризорники (Митина Т.А., 2010), в том числе, склонные к бродяжничеству (Чехова И.А., 2009).

Состояние здоровья респондентов: по этому признаку исследуются респонденты, не имеющие психические отклонения, респонденты, имеющие психические отклонения (Дозорцева Е.Г., 2000), а также акцентуированные респонденты с различным диапазоном нормы-акцентуации (Горь-ковая И.А., 1998; Погожева О.В., 2012). Одной из особенностей работ, в которых исследуются акцентуированные респонденты и респонденты, имеющие психические отклонения, является рассмотрение возрастных и медицинских аспектов их собственно личностного становления.

По предмету исследования, рассмотренные работы также можно объединить в несколько групп.

Работы, посвященные изучению детерминант девиантного поведения личности (Родионова С.В., 2008; Дубинин С.Н., 2011); психологических и социально-психологических факторов, определяющих отклоняющееся поведение респондентов (Иванова Т.В., 2002; Федорова Н.В., 2007; Митина Т.А. 2010), и нарушающих процессы решения возрастных задач уже асоциальными респондентами (Максимов А.М. 2011).

Изучены социально-психологические детерминанты девиантного поведения военнослужащих рядового и сержантского состава (Родионова С.В., 2008); детерминанты отклоняющегося поведения подростков (Петровская В.Г., 2010).

Интерес к исследованию С.В. Родионовой [8] вызывает ее подход к рассмотрению военнослужащих с девиантным поведением, не имеющих асоциальных проявлений личности, как к «жертвам социализации» в результате несоответствия особенностей личности требованиям и условиям военной службы. Автором выделены две группы детерминант девиантного поведения военнослужащих, определяющих риск снижения социализированности девиантов в период военной службы: до призыва (социальные условия, способствующие проявлению заболеваний нервнопсихического и соматического характера, семейные дисфункции, проблемы обучения и профессионального становления, конфликты с законом) и во время службы (появление трудностей адаптации к военной служ-

бе, выговоров и отрицательных характеристик, конфликтов с сослуживцами или близкими родственниками; возникновение отрицательного отношения и нежелания продолжать службу по различным основаниям; направленность деструктивного влияния последствий девиантного поведения на окружающих, отражает личностные деформации девиантов).

Важнейшее практическое значение имеет определенный и обоснованный С.В. Родионовой критерий социализированности военнослужащих, позволяющий различать военнослужащих с девиантным поведением, не имеющих асоциальных проявлений личности и военнослужащих, имеющих асоциально-личностные деформации личности. В качестве данного критерия рассматриваются варианты использования традиций и ритуалов, продиктованных неуставными взаимоотношениями. Единичные факты применения неуставных взаимоотношений к сослуживцам на фоне профессиональной успешности без элементов личной выгоды свидетельствуют о профессионально-личностной деформации военнослужащих. Применение неуставных взаимоотношений к сослуживцам в корыстных, ма-нипулятивных целях, наличие асоциальных личностных тенденций указывает на асоциальноличностные деформации военнослужащих.

Интересным является и подход автора к рассмотрению и интерпретации неуставных взаимоотношения военнослужащих. Указывая на морально-этическую неоднозначность неуставных взаимоотношения военнослужащих, автор отходит от традиционного рассмотрения преимущественно их негативного влияния на военнослужащих. Позитивные аспекты неуставных взаимоотношений С.В. Родионова видит в том, что они представляют свод поведенческих стереотипов, традиций, ритуалов ини-циатического характера, направленных на компенсацию проблем социализации военнослужащих, имеющих в личности и поведении черты незрелости.

Если С.В. Родионовой обоснованна идея о рассмотрении профессионально-личностной деформации человека в качестве детерминанты девиантного поведения, то Л.В.Тхоржевская, Т.А. Болдырева, А.В. Болдырев [10] придерживаются иной точки зрения относительно соотношения профессиональных деформаций и противоправного поведения.

Продолжая линию исследования В.Д. Мен-делевича, авторы утверждают, что противоправное поведение есть проявление профессиональной деструкции личности. В рамках данного исследования рассматриваются профессиональные деструкции личности сотрудников пенитенциарной системы как патологический вариант ее профессиональной деформации.

В отдельную группу можно выделить исследования, посвященные изучению роли семьи и ее отдельных характеристик как детерминант и факторов асоциального (девиантного, делинквентного, отклоняющегося) поведения личности. В рамках этих исследований изучаются депривация в семье (Федорова Н.В., 2007); взаимосвязь дисфункциональных отношений в супружеской диаде и склонности к отклоняющемуся поведению личности подростка (Петровская В.Г., 2010); тип семейного воспитания и самоотношение подростков с асоциальным поведением (Барсуков А.В., 2011).

Работы, посвященные особенностям личности с асоциальным, делинквентным, противоправным, девиантным поведением (Крейдун Н.П., 1990; Костюхина Е.В., 2008;), в том числе: конституционально-психотипологическая личностная изменчивость (Бондаренко Н.В., 2005); социально - психологическая структура личности (Кобусь Н.Г., 2006); психотипологическая изменичивость личности (Погожева О.В., 2012); медико- и социально-психологические корреляты устойчивого противоправного поведения подростков (Горьковая И.А., 1998); аномальное развитие личности у подростков и юношей (девушек) с делинквентным и криминальным поведением (Дозорцева Е.Г., 2000).

Из, так называемых, идентификационных характеристик личности наибольший интерес для исследователей представляют смысловая сфера (Яковлев В.В., 1999) самосознание (Пучкова Ю.А., 2006); самооценка (Симончик Е.И., 2006) и ее связь с направленностью (Акбиева З.С., 1997), рефлексивное сознание личности (Зубова Л.В., 2012); связь направленности с ценностными ориентациями личности (Зубова Л.В., 1997), с Я-концепцией личности (Григорьева М.Н., 2007), с внутренней позицией личности (Щербинина О.А., 2007); Я-концепция осужденных (Чернышева Е.В., 2005);

К современным тенденциям исследования асоциальной личности и ее проявлений также

можно отнести интерес ряда авторов к категории «рефлексивность» и ее производным.

Так, Е.Г. Дозорцева [3] пишет о рефлексивной личности как одной из стадий в развитии личности и соответствующей ей структуры. Описывая характеристики и свойства рефлексивной личности она соотносит ее с конвенци-альной личностью, как структурой предшествующей стадии ее развития.

Конвенциальная личность (дошкольный и младший школьный возраст) характеризуется наличием социального сознания. Оно проявляется во внутренней позиции, отражающей внешние нормы и правила, и произвольной целевой регуляции деятельности в рамках этих моральных и правовых норм.

Рефлексивной же личности (подростковый и юношеский периоды) свойственно самосознание. Оно проявляется в. индивидуальной самостоятельной осознанной позиции и свободной смысловой регуляции деятельности на основе собственной нравственности.

Если конвенциальный уровень личности «отвечает» за проявление у ребенка с делинквентным и криминальным поведением аномального развития личности, то на уровне рефлексивной личности происходит сознательное закрепление асоциального самоопределения подростка.

Л.В. Зубова [4] обосновала понятие «рефлексивность сознания» как базовое, системообразующее в исследовании проблем асоциальной личности, обеспечивающее личностную компетентность, которая включает отношение, оценку, критику и самокритику.

Она пишет, что уровень развития рефлексивности сознания личности определяет готовность личности к социально-позитивному поведению, взаимоотношениям и коммуникации. Другими словами, уровень развития рефлексивности сознания отражает степень асоциаль-ности личности. При этом сама рефлексивность сознания неоднозначно детерминирована внешними и внутренними факторами. К внешним факторам Л.В. Зубова относит общественнополитическую и экономическую ситуацию в обществе; официальную государственную политику и идеологию; средства массовой информации; семью; образовательные учреждения (разного типа, вида и профиля); общество сверстников (подростковые и молодежные общественные объединения). В качестве внутренних

факторов рассмотрены: а) генетика; б) мировоззренческие (взгляды, убеждения, идеалы); в) конституциональная предрасположенность; г) потребностно-мотивационные (потребности, мотивы, интересы); д) ценностные (совокупность нравственных и социальных ценностей).

Автор доказывает, что несформирован-ность рефлексивного сознания является результатом сбоев социализации ребенка в семье, школе, детском сообществе, что влечет за собой отсутствие готовности к социально полезной деятельности, к позитивным коммуникациям и взаимоотношениям, а также обусловливает возникновение асоциальной личности.

На наш взгляд объединяет исследования Е.Г. Дозорцевой и Л.В. Зубовой идея о то, что категория «рефлексивность» в контексте осуществленных ими исследований выступает как показатель успешности приобщения личности к социально одобряемым нормам, правилам, ценностям, освоения ею общественно полезной деятельности - с одной стороны. Как показатель благополучности социального окружения личности, подверженности личности влиянию ближайшего социума - с другой стороны.

В теории Е.Г. Дозорцевой это проявляется в содержательных характеристиках конвенци-альной и рефлексивной личностей; в теории Л.В. Зубовой - в содержательных характеристиках уровней развития рефлексивного сознания личности.

Рассмотрение асоциальности как контекста исследования различных психических, психологических, социально-психологических явлений позволяет выделить следующие работы: формирование волевой регуляции у подростков с делинквентным поведением (Басин М.А., 2006); специфика восприятия времени подростками асоциальным поведением (Рыжухин А.В., 2011); особенности доверительного общения подрост-ков-делинквентов (Савенкова И.В., 2010); особенности личностной регуляции у правопослушных и девиантных юношей (Ловпаче Ф.Г., 2008); психологические факторы нарушений полоролевой идентичности у подростков и юношей с асоциальным поведением (Максимов А.М., 2011); особенности развития половой идентичности у подростков с девиантным поведением (Пономарева М.А., 2011).

В особую группу можно отнести исследования, посвященные различным формам рабо-

же о психологии деятельности сотрудников органов внутренних дел по профилактике и преодолению асоциального поведения малолетних (Цветков В.Л., 2005). Значимость данной группы исследований обосновывает необходимость посвятить проблеме различных форм работы с асоциальной личностью отдельную статью.

Итак, большое количество работ, по обозначенной теме, упомянутых в данной статье, и еще большее количество работ, не охваченных нами в попытке анализа проблемы асоциальной личности и ее проявлений, свидетельствуют о сложности, как ее определения, так и разрешения. Терминологическая неясность, отсутствие единой «системы координат», в рамках которой рассматриваются разнообразные аспекты данной проблемы, позволяют обозначить основные направления дальнейших исследований в этом русле, в том числе, уточнение содержания понятий асоциальное поведение, отклоняющееся поведение, делинквентное поведение, девиантное поведение, криминогенное поведение, противоправное поведение; развести понятия асоциальная личность, асоциальное поведение, асоциальная направленность.

9.03.2014

Список литературы:

1. Белов, В.Г. Психолого-акмеологическое сопровождение подростков с делинквентным поведением концепция, модель, технологии [Текст]: автореферат дис. ... доктора психологических наук / В.Г. Белов. - Санкт-Петербург, 2010. - 58с.

2. Горьковая, И.А. Медико- и социально-психологические корреляты устойчивого противоправного поведения подростков [Текст]: автореферат дис. ... доктора психологических наук / И.А. Горьковая. - Санкт-Петербург, 1999. - 48 с.

3. Дозорцева, Е.Г. Аномальное развитие личности у подростков и юношей с делинквентным и криминальным поведением [Текст]: автореферат дис. ... доктора психологических наук / Е.Г. Дозорцева. - Москва, 2000. - 48 с.

4. Зубова, Л.В. Феномен асоциальной личности в современном российском обществе (теоретико-методологические основания, особенности проявления в школьном возрасте) [Текст]: автореферат дис. ... доктора психологических наук / Л.В. Зубова. - Москва, 2012. - 50 с.

5. Максимов, А.М. Психологические факторы нарушений полоролевой идентичности у подростков и юношей с асоциальным поведением [Текст]: автореферат дис. ... канд. психол. наук / А.М. Максимов. - Москва, 2011. - 24 с.

6. Погожева, О.В. Психотипологическая изменчивость личности подростков с девиантным поведением в континууме их жизнедеятельности [Текст]: автореферат дис. ... доктора психологических наук / О.В. Погожева. - Москва, 2012. - 65 с.

7. Пономарева, М.А. Особенности развития половой идентичности у подростков с девиантным поведением [Текст]: автореферат дис. ... канд. психологических наук / М.А. Пономарева. - Архангельск, 2011. - 22 с.

8. Радионова, С.В. Социально-психологические детерминанты девиантного поведения военнослужащих [Текст]: автореферат дис. ... канд. психологических наук / С.В. Радионова. - Иркутстк, 2008. - 25 с.

9. Симончик, Е.И. Особенности самооценки у подростков-девочек с противоправным поведением и ее коррекция [Текст]: автореферат дис. ... канд. психологических наук / Е.И. Симончик.- Улан-Удэ, 2006. - 20 с.

10. Тхоржевская, Л.В. Прогнозирование профессиональных деструкций личности сотрудников пенитенциарной системы на этапе первичной профессиональной подготовки / Л.В. Тхоржевская, Т.А. Болдырева, А.В. Болдырев // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - №2 (151). - С. 243-247.

Сведения об авторе:

Щербинина Ольга Александровна, доцент кафедры общей психологии и психологии личности факультета гуманитарных и социальных наук Оренбургского государственного университета,

кандидат психологических наук.

460018, г.Оренбург, пр-т Победы 13, ауд. 20715, тел. (3532) 372575, e-mail: oly_25@mail.ru

ты с асоциальной (девиантной, делинквентной, противоправной) личностью и ее проявлениями. Наиболее разработаны вопросы о такой форме вышеназванной работы как коррекция. Исследователи обосновывают коррекцию криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением (Аптикиева Л.Р., 2005); коррекцию отклоняющегося поведения подростков (Романов С.А., 2006); механизмы коррекции девиантного поведения личности (Дубини С.Н., 2011), психологические средства антиципирующей коррекции отклоняющегося поведения личности (Скрипник Т.В., 2000). В.А Янышева (2008) доказывает необходимость и эффективность системно-психологической коррекции не отдельной личности, а асоциальной групповой активности подростков.

Помимо указаний на коррекционную работу с асоциальной (девиантной, делинквентной, противоправной) личностью и ее проявлениями, разрабатываются вопросы о ресоциализации личности делинквентов средствами спортивной деятельности (Самохина А.А., 2002); о психолого-ак-меологическом сопровождении подростков с делинквентным поведением (Белов В.Г., 2010); а так-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.