Щербинина О.А.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
АСОЦИАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Представлен обзор научных исследований, посвященных изучению проблемы асоциальной личности и ее проявлений, а также изучению феномена асоциальности как контекста исследования различных психологических явлений. Анализ исследований осуществлен по двум основаниям: по особенностям участвующих в них респондентов и по предмету исследования. Обозначены новые аспекты современных исследований асоциальной личности, связанные с расширением круга, участвующих в них респондентов, и контекста исследований. Подчеркивается необходимость поиска общих оснований изучения асоциальной личности и решения этой проблемы на уровне философской методологии.
Ключевые слова: асоциальная личность, асоциальное поведение, девиантное поведение, противоправное поведение, аномальное развитие, делинквенты.
Классифицировать существующие исследования по названной тематике можно по различным основаниям.
Возраст респондентов: в качестве респондентов исследования выступают младшие школьники, подростки, старшеклассники, юноши, взрослые.
Наиболее традиционным является изучение подростков. При этом, в работах называются социальные, психофизиологические и психологические причины такого положения дел.
Так, О.В. Погожева обосновывает актуальность изучения подросткового возраста в данном контексте указанием на «наличие новых неординарных и сложных проблем, реально присутствующих и проявляющихся в подростковой среде в связи с модернизацией образовательного поля в обществе, которые актуальны и требуют конкретного решения в конкретном регионе» [6, с. 21].
М.А. Пономарева [7] описывает подростковый возраст, как период особого риска для формирования девиантных моделей поведения в связи с тем, что подростковый возраст - эпоха перестройки всех личностных структур и развития самосознания. Особую значимость исследования этого возраста автор подчеркивает тем, что девиантность подросткового поведения представлена ею как потенциальная угроза развитию общества не только в данный период времени, но и в перспективе ближайшего будущего. М.А. Пономарева пишет о риске создания «замкнутого круга», в случае отсутствия своевременной психологической помощи девиантам, что приведет к формированию устойчивого девиантного поведения членов общества в связи с повышением в данной ситуа-
ции вероятности передачи специфических черт, стилей асоциального и преступного поведения и мировоззрения новым поколениям.
Е.Г. Дозорцева [3] в качестве обоснования особой актуальности исследования респондентов подросткового возраста рассматривает его наряду с пубертатом как переломный момент для развития личности подростка с криминальным и делинквентным поведением. При этом как самостоятельную проблемную сферу автор выделяет психосексуальное развитие «делинквентных девочек в связи с ранним половым созреванием и подверженностью сексуальному насилию» [3, с. 5]
Ею же, как тенденция последнего времени, отмечается возрастающий интерес к гендерным различиям в сфере противоправного поведения, как в зарубежной (Cowie, 1968; Rosenbaum, 1989; Hardy, Howitt, 1998; Schepker, 1999;Jasper, Smith, Bailey, 1999 и др.), так и в отечественной (Бойко, 1993; Юлдашев, Масагутов, 1994; Юлдашев, 1996; Буторина и др.) литературе.
На практическую значимость учета полоролевых и половых особенностей подростков и юношей для профилактики и коррекции их асоциального поведения указывают и другие исследователи.
Так, А.М. Максимов [5] в своем исследовании доказывает связь нарушения полоролевой идентичности с асоциальным поведением. Отмечая, что большинство исследователей изучают подростков с асоциальным поведением в виде деструктивной агрессии, воровства, грабежей и т.п., сам автор сосредоточился на изучении маль-чиков-подростков и юношей с нестандартной полоролевой идентичностью, занимающихся
проституцией. А.М. Максимов приходит к выводу, что специфические нарушения полоролевой идентичности в виде повышенной маскулинности, низкой феминности, традиционных патриархальных гендерных стереотипов и полоро-вевого конфликта являются одним из факторов асоциального и агрессивного поведения подростков. И это позволяет ему говорить о необходимости в современном обществе переосмысления концепции маскулинности в положительных, конструктивных терминах, исключающих транслирование ценности агрессивного поведения и утверждения превосходства над представителями противоположного и своего пола.
Существование специфики половой идентичности у подростков с девиантным поведением, проявляющейся в степени маскулинизации полоролевых образов, в отношении к себе, к большинству мужчин и большинству женщин, в преобладании недифференцированного типа половой идентичности, доказывает и М.А. Пономарева [7].Ею же выявлены и описаны маскулинный, фемининный и андрогинный типы половой идентичности у мальчиков и девочек. Установлены особенности взаимосвязи типов половой идентичности с социально-психологической адаптацией, личностными качествами, самоот-ношением, формами проявления агрессии и проблемными переживаниями подростков.
Е.И. Симончик [9] обращает внимание на половой аспект противоправного поведения подростков, обосновывая актуальность изучения особенностей самооценки девочек-подростков с противоправным поведением. При этом, ссылаясь на данные статистики, автор указывает не только на рост уровня женской преступности в России более, чем в два раза за период с 1991 по 2001, но и на такие ее негативные тенденции как агрессивность, омоложение и особенная жестокость.
Статус респондентов: традиционно в качестве респондентов выступают учащиеся общеобразовательных учебных заведений, учащиеся и воспитанники специальных учебно-воспитательных учреждений различного типа, в том числе, закрытого (Костюхина Е.В, 2008). В последнее время появились работы, в которых в качестве респондентов представлены военнослужащие (Родионова С.В., 2008), заключенные (Яковлев В.В., 1999; Чернышева Е.В., 2005), в том числе, подростки (Крейдун Н.П., 1990; Ко-бусь Н.Г., 2006).
«Семейная принадлежность» респондентов: по этому признаку в качестве респондентов выступают «домашние» дети, беспризорники (Митина Т.А., 2010), в том числе, склонные к бродяжничеству (Чехова И.А., 2009).
Состояние здоровья респондентов: по этому признаку исследуются респонденты, не имеющие психические отклонения, респонденты, имеющие психические отклонения (Дозорцева Е.Г., 2000), а также акцентуированные респонденты с различным диапазоном нормы-акцентуации (Горь-ковая И.А., 1998; Погожева О.В., 2012). Одной из особенностей работ, в которых исследуются акцентуированные респонденты и респонденты, имеющие психические отклонения, является рассмотрение возрастных и медицинских аспектов их собственно личностного становления.
По предмету исследования, рассмотренные работы также можно объединить в несколько групп.
Работы, посвященные изучению детерминант девиантного поведения личности (Родионова С.В., 2008; Дубинин С.Н., 2011); психологических и социально-психологических факторов, определяющих отклоняющееся поведение респондентов (Иванова Т.В., 2002; Федорова Н.В., 2007; Митина Т.А. 2010), и нарушающих процессы решения возрастных задач уже асоциальными респондентами (Максимов А.М. 2011).
Изучены социально-психологические детерминанты девиантного поведения военнослужащих рядового и сержантского состава (Родионова С.В., 2008); детерминанты отклоняющегося поведения подростков (Петровская В.Г., 2010).
Интерес к исследованию С.В. Родионовой [8] вызывает ее подход к рассмотрению военнослужащих с девиантным поведением, не имеющих асоциальных проявлений личности, как к «жертвам социализации» в результате несоответствия особенностей личности требованиям и условиям военной службы. Автором выделены две группы детерминант девиантного поведения военнослужащих, определяющих риск снижения социализированности девиантов в период военной службы: до призыва (социальные условия, способствующие проявлению заболеваний нервнопсихического и соматического характера, семейные дисфункции, проблемы обучения и профессионального становления, конфликты с законом) и во время службы (появление трудностей адаптации к военной служ-
бе, выговоров и отрицательных характеристик, конфликтов с сослуживцами или близкими родственниками; возникновение отрицательного отношения и нежелания продолжать службу по различным основаниям; направленность деструктивного влияния последствий девиантного поведения на окружающих, отражает личностные деформации девиантов).
Важнейшее практическое значение имеет определенный и обоснованный С.В. Родионовой критерий социализированности военнослужащих, позволяющий различать военнослужащих с девиантным поведением, не имеющих асоциальных проявлений личности и военнослужащих, имеющих асоциально-личностные деформации личности. В качестве данного критерия рассматриваются варианты использования традиций и ритуалов, продиктованных неуставными взаимоотношениями. Единичные факты применения неуставных взаимоотношений к сослуживцам на фоне профессиональной успешности без элементов личной выгоды свидетельствуют о профессионально-личностной деформации военнослужащих. Применение неуставных взаимоотношений к сослуживцам в корыстных, ма-нипулятивных целях, наличие асоциальных личностных тенденций указывает на асоциальноличностные деформации военнослужащих.
Интересным является и подход автора к рассмотрению и интерпретации неуставных взаимоотношения военнослужащих. Указывая на морально-этическую неоднозначность неуставных взаимоотношения военнослужащих, автор отходит от традиционного рассмотрения преимущественно их негативного влияния на военнослужащих. Позитивные аспекты неуставных взаимоотношений С.В. Родионова видит в том, что они представляют свод поведенческих стереотипов, традиций, ритуалов ини-циатического характера, направленных на компенсацию проблем социализации военнослужащих, имеющих в личности и поведении черты незрелости.
Если С.В. Родионовой обоснованна идея о рассмотрении профессионально-личностной деформации человека в качестве детерминанты девиантного поведения, то Л.В.Тхоржевская, Т.А. Болдырева, А.В. Болдырев [10] придерживаются иной точки зрения относительно соотношения профессиональных деформаций и противоправного поведения.
Продолжая линию исследования В.Д. Мен-делевича, авторы утверждают, что противоправное поведение есть проявление профессиональной деструкции личности. В рамках данного исследования рассматриваются профессиональные деструкции личности сотрудников пенитенциарной системы как патологический вариант ее профессиональной деформации.
В отдельную группу можно выделить исследования, посвященные изучению роли семьи и ее отдельных характеристик как детерминант и факторов асоциального (девиантного, делинквентного, отклоняющегося) поведения личности. В рамках этих исследований изучаются депривация в семье (Федорова Н.В., 2007); взаимосвязь дисфункциональных отношений в супружеской диаде и склонности к отклоняющемуся поведению личности подростка (Петровская В.Г., 2010); тип семейного воспитания и самоотношение подростков с асоциальным поведением (Барсуков А.В., 2011).
Работы, посвященные особенностям личности с асоциальным, делинквентным, противоправным, девиантным поведением (Крейдун Н.П., 1990; Костюхина Е.В., 2008;), в том числе: конституционально-психотипологическая личностная изменчивость (Бондаренко Н.В., 2005); социально - психологическая структура личности (Кобусь Н.Г., 2006); психотипологическая изменичивость личности (Погожева О.В., 2012); медико- и социально-психологические корреляты устойчивого противоправного поведения подростков (Горьковая И.А., 1998); аномальное развитие личности у подростков и юношей (девушек) с делинквентным и криминальным поведением (Дозорцева Е.Г., 2000).
Из, так называемых, идентификационных характеристик личности наибольший интерес для исследователей представляют смысловая сфера (Яковлев В.В., 1999) самосознание (Пучкова Ю.А., 2006); самооценка (Симончик Е.И., 2006) и ее связь с направленностью (Акбиева З.С., 1997), рефлексивное сознание личности (Зубова Л.В., 2012); связь направленности с ценностными ориентациями личности (Зубова Л.В., 1997), с Я-концепцией личности (Григорьева М.Н., 2007), с внутренней позицией личности (Щербинина О.А., 2007); Я-концепция осужденных (Чернышева Е.В., 2005);
К современным тенденциям исследования асоциальной личности и ее проявлений также
можно отнести интерес ряда авторов к категории «рефлексивность» и ее производным.
Так, Е.Г. Дозорцева [3] пишет о рефлексивной личности как одной из стадий в развитии личности и соответствующей ей структуры. Описывая характеристики и свойства рефлексивной личности она соотносит ее с конвенци-альной личностью, как структурой предшествующей стадии ее развития.
Конвенциальная личность (дошкольный и младший школьный возраст) характеризуется наличием социального сознания. Оно проявляется во внутренней позиции, отражающей внешние нормы и правила, и произвольной целевой регуляции деятельности в рамках этих моральных и правовых норм.
Рефлексивной же личности (подростковый и юношеский периоды) свойственно самосознание. Оно проявляется в. индивидуальной самостоятельной осознанной позиции и свободной смысловой регуляции деятельности на основе собственной нравственности.
Если конвенциальный уровень личности «отвечает» за проявление у ребенка с делинквентным и криминальным поведением аномального развития личности, то на уровне рефлексивной личности происходит сознательное закрепление асоциального самоопределения подростка.
Л.В. Зубова [4] обосновала понятие «рефлексивность сознания» как базовое, системообразующее в исследовании проблем асоциальной личности, обеспечивающее личностную компетентность, которая включает отношение, оценку, критику и самокритику.
Она пишет, что уровень развития рефлексивности сознания личности определяет готовность личности к социально-позитивному поведению, взаимоотношениям и коммуникации. Другими словами, уровень развития рефлексивности сознания отражает степень асоциаль-ности личности. При этом сама рефлексивность сознания неоднозначно детерминирована внешними и внутренними факторами. К внешним факторам Л.В. Зубова относит общественнополитическую и экономическую ситуацию в обществе; официальную государственную политику и идеологию; средства массовой информации; семью; образовательные учреждения (разного типа, вида и профиля); общество сверстников (подростковые и молодежные общественные объединения). В качестве внутренних
факторов рассмотрены: а) генетика; б) мировоззренческие (взгляды, убеждения, идеалы); в) конституциональная предрасположенность; г) потребностно-мотивационные (потребности, мотивы, интересы); д) ценностные (совокупность нравственных и социальных ценностей).
Автор доказывает, что несформирован-ность рефлексивного сознания является результатом сбоев социализации ребенка в семье, школе, детском сообществе, что влечет за собой отсутствие готовности к социально полезной деятельности, к позитивным коммуникациям и взаимоотношениям, а также обусловливает возникновение асоциальной личности.
На наш взгляд объединяет исследования Е.Г. Дозорцевой и Л.В. Зубовой идея о то, что категория «рефлексивность» в контексте осуществленных ими исследований выступает как показатель успешности приобщения личности к социально одобряемым нормам, правилам, ценностям, освоения ею общественно полезной деятельности - с одной стороны. Как показатель благополучности социального окружения личности, подверженности личности влиянию ближайшего социума - с другой стороны.
В теории Е.Г. Дозорцевой это проявляется в содержательных характеристиках конвенци-альной и рефлексивной личностей; в теории Л.В. Зубовой - в содержательных характеристиках уровней развития рефлексивного сознания личности.
Рассмотрение асоциальности как контекста исследования различных психических, психологических, социально-психологических явлений позволяет выделить следующие работы: формирование волевой регуляции у подростков с делинквентным поведением (Басин М.А., 2006); специфика восприятия времени подростками асоциальным поведением (Рыжухин А.В., 2011); особенности доверительного общения подрост-ков-делинквентов (Савенкова И.В., 2010); особенности личностной регуляции у правопослушных и девиантных юношей (Ловпаче Ф.Г., 2008); психологические факторы нарушений полоролевой идентичности у подростков и юношей с асоциальным поведением (Максимов А.М., 2011); особенности развития половой идентичности у подростков с девиантным поведением (Пономарева М.А., 2011).
В особую группу можно отнести исследования, посвященные различным формам рабо-
же о психологии деятельности сотрудников органов внутренних дел по профилактике и преодолению асоциального поведения малолетних (Цветков В.Л., 2005). Значимость данной группы исследований обосновывает необходимость посвятить проблеме различных форм работы с асоциальной личностью отдельную статью.
Итак, большое количество работ, по обозначенной теме, упомянутых в данной статье, и еще большее количество работ, не охваченных нами в попытке анализа проблемы асоциальной личности и ее проявлений, свидетельствуют о сложности, как ее определения, так и разрешения. Терминологическая неясность, отсутствие единой «системы координат», в рамках которой рассматриваются разнообразные аспекты данной проблемы, позволяют обозначить основные направления дальнейших исследований в этом русле, в том числе, уточнение содержания понятий асоциальное поведение, отклоняющееся поведение, делинквентное поведение, девиантное поведение, криминогенное поведение, противоправное поведение; развести понятия асоциальная личность, асоциальное поведение, асоциальная направленность.
9.03.2014
Список литературы:
1. Белов, В.Г. Психолого-акмеологическое сопровождение подростков с делинквентным поведением концепция, модель, технологии [Текст]: автореферат дис. ... доктора психологических наук / В.Г. Белов. - Санкт-Петербург, 2010. - 58с.
2. Горьковая, И.А. Медико- и социально-психологические корреляты устойчивого противоправного поведения подростков [Текст]: автореферат дис. ... доктора психологических наук / И.А. Горьковая. - Санкт-Петербург, 1999. - 48 с.
3. Дозорцева, Е.Г. Аномальное развитие личности у подростков и юношей с делинквентным и криминальным поведением [Текст]: автореферат дис. ... доктора психологических наук / Е.Г. Дозорцева. - Москва, 2000. - 48 с.
4. Зубова, Л.В. Феномен асоциальной личности в современном российском обществе (теоретико-методологические основания, особенности проявления в школьном возрасте) [Текст]: автореферат дис. ... доктора психологических наук / Л.В. Зубова. - Москва, 2012. - 50 с.
5. Максимов, А.М. Психологические факторы нарушений полоролевой идентичности у подростков и юношей с асоциальным поведением [Текст]: автореферат дис. ... канд. психол. наук / А.М. Максимов. - Москва, 2011. - 24 с.
6. Погожева, О.В. Психотипологическая изменчивость личности подростков с девиантным поведением в континууме их жизнедеятельности [Текст]: автореферат дис. ... доктора психологических наук / О.В. Погожева. - Москва, 2012. - 65 с.
7. Пономарева, М.А. Особенности развития половой идентичности у подростков с девиантным поведением [Текст]: автореферат дис. ... канд. психологических наук / М.А. Пономарева. - Архангельск, 2011. - 22 с.
8. Радионова, С.В. Социально-психологические детерминанты девиантного поведения военнослужащих [Текст]: автореферат дис. ... канд. психологических наук / С.В. Радионова. - Иркутстк, 2008. - 25 с.
9. Симончик, Е.И. Особенности самооценки у подростков-девочек с противоправным поведением и ее коррекция [Текст]: автореферат дис. ... канд. психологических наук / Е.И. Симончик.- Улан-Удэ, 2006. - 20 с.
10. Тхоржевская, Л.В. Прогнозирование профессиональных деструкций личности сотрудников пенитенциарной системы на этапе первичной профессиональной подготовки / Л.В. Тхоржевская, Т.А. Болдырева, А.В. Болдырев // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - №2 (151). - С. 243-247.
Сведения об авторе:
Щербинина Ольга Александровна, доцент кафедры общей психологии и психологии личности факультета гуманитарных и социальных наук Оренбургского государственного университета,
кандидат психологических наук.
460018, г.Оренбург, пр-т Победы 13, ауд. 20715, тел. (3532) 372575, e-mail: [email protected]
ты с асоциальной (девиантной, делинквентной, противоправной) личностью и ее проявлениями. Наиболее разработаны вопросы о такой форме вышеназванной работы как коррекция. Исследователи обосновывают коррекцию криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением (Аптикиева Л.Р., 2005); коррекцию отклоняющегося поведения подростков (Романов С.А., 2006); механизмы коррекции девиантного поведения личности (Дубини С.Н., 2011), психологические средства антиципирующей коррекции отклоняющегося поведения личности (Скрипник Т.В., 2000). В.А Янышева (2008) доказывает необходимость и эффективность системно-психологической коррекции не отдельной личности, а асоциальной групповой активности подростков.
Помимо указаний на коррекционную работу с асоциальной (девиантной, делинквентной, противоправной) личностью и ее проявлениями, разрабатываются вопросы о ресоциализации личности делинквентов средствами спортивной деятельности (Самохина А.А., 2002); о психолого-ак-меологическом сопровождении подростков с делинквентным поведением (Белов В.Г., 2010); а так-