Научная статья на тему 'Особенности самосознания родителей, воспитывающих детейс отклонениями в развитии'

Особенности самосознания родителей, воспитывающих детейс отклонениями в развитии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
802
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬ / РЕБЕНОК С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ / САМОСОЗНАНИЕ / САМООЦЕНКА / ОБРАЗ «Я-РЕАЛЬНОГО» И «Я-ИДЕАЛЬНОГО» / САМООТНОШЕНИЕ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / PARENT / CHILD WITH DISABILITIES IN DEVELOPMENT / SELF-CONSCIOUSNESS / SELF-APPRAISAL / REAL AND IDEAL SELF-IMAGE / SELFRELATIONSHIP / FACTOR ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Будаева Мария Дашиевна

В статье рассматриваются особенности самосознания родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Изучены особенности самооценки, Я-образа и самоотношения родителей детей-инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSCIOUSNESS PECULIARITIES OF PARENTS WHO BRING UP CHILDREN WITH DISABILITIES IN DEVELOPMENT

The article observes peculiarities of self-consciousness of parents whose children have got disabilities in development, The peculiarities of self-appraisal, "self-image" and the self-relation of parents of children with disabilities have been researched.

Текст научной работы на тему «Особенности самосознания родителей, воспитывающих детейс отклонениями в развитии»

scale can be connected with the low rate of selfacceptance.

This way, the overwhelming majority of the students have high rates on the scales which testify about their ability to make life more sensible and effective, satisfaction with self-fulfillment on the present stage of their development.

Conclusions:

In conformity with the educational process at the university we regard the professional trend as the subject’s characteristic, a criterion of success during the professionalization process and as the purpose of training. During mastering the profession the making of the professional trend becomes the stage of its developing as a person’s formation. The conditions to learn the professional content of the activity and for active communication with professionals are created_during this period. The enthusiasm for the learning process and personal aspirations for professional perfection, selfrealization give stability to the structure of the students’ professional trend, future professionals in the sphere of social work.

The dynamics of a person’s professional trend can be described as a movement from the emotional enthusiasm for the profession to the real knowledge about themselves ad professional activity. The emotional enthusiasm for the future profession at the 1-year course is replaced by a realistic estimation of the future activity. At the 4-year course the significance of inner motivation is increased, the inducement for self-realization is intensified and the personal attitude towards the profession is formed. It promotes the positive dynamics of a person’s professional trend.

Literature

1. Iljin E.P. Motivation and motives. - St. Petersburg, Piter, 2004. - 509 p.

2. 2.Mironova T.L., Shagdurova. Studying of students’ professional orientation /Bulletin of the Buryat State University. - Ulan-Ude, 2012. - p.100-108.

3. Mitina L.M. Labour psychology and teacher’s professional development. - M.: Akademia, 2004. - 320 p.

4. Psychodiagnostics. - Moscow, AST, St. Petersburg, Sova, 2005. - 671 p.

5. Leontjev D.A. Sense- in- Life Test. - Moscow, Smisl, 2000. - 18 p.

Миронова Татьяна Львовна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и социальной психологии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ. E-mail.ru: kafedra_osp_bsu@mail.ru

Mironova Tatyana Lvovna, doctor of psychological sciences, professor, head of the department of general and social psychology, Buryat State University, Ulan-Ude. kafedra_osp_bsu@mail.ru

Шагдурова Лариса Дагбаевна, соискатель кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного университета, г.Улан-Удэ. E-mail.ru: kafedra_osp_bsu@mail.ru

Shagdurova Larisa Dagbaevna, competitor for candidate degree, department of general and social psychology, Buryat State University, Ulan-Ude. E-mail.ru: kafedra_osp_bsu@mail.ru

УДК 159.923.2 © М.Д. Будаева

ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ

С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

В статье рассматриваются особенности самосознания родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Изучены особенности самооценки, Я-образа и самоотношения родителей детей-инвалидов.

Ключевые слова: родитель, ребенок с отклонениями в развитии, самосознание, самооценка, образ «Я-реального» и «Я-идеального», самоотношение, факторный анализ.

M.D. Budaeva SELF-CONSCIOUSNESS PECULIARITIES OF PARENTS WHO BRING UP CHILDREN WITH DISABILITIES IN DEVELOPMENT

The article observes peculiarities of self-consciousness of parents whose children have got disabilities in development, The peculiarities of self-appraisal, "self-image" and the self-relation ofparents of children with disabilities have been researched.

Keywords: parent, child with disabilities in development, self-consciousness, self-appraisal, real and ideal self-image, selfrelationship, factor analysis.

Современное общество характеризуется раз- этим проблема семьи, воспитывающей ребенка с

витием гуманного отношения к лицам с откло- нарушениями в развитии, становится все более

нениями в развитии и поиском новых эффектив- актуальной.

ных путей их социальной адаптации, в связи с

На 1 октября 2012 г. в Республике Бурятия насчитывается 4 195 детей-инвалидов [7]. Следует отметить, что часть родителей, обеспокоенных проблемами развития ребенка-инвалида, пытается разрешить их собственными силами. Родители детей с отклонениями в развитии принимают активное участие в создании и работе родительских ассоциаций (РООРДИ «Найдал», РРОИРДИ «Радужный мир» и др.). Однако их большая часть остается беспомощной в решении этих проблем. В связи с недостаточной поддержкой государственных структур особую важность приобретает проблема создания модели психологической помощи семьям, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

Социализация ребенка с проблемами в развитии не может быть достигнута без приобщения к этому процессу его родителей [6, с. 15]. Переживания родителей, связанные с рождением больного ребенка, являлись предметом изучения во многих странах. Этот период принято считать наиболее тяжелым. Меняются отношения между супругами, весь уклад семейной жизни. Именно этот период является первым серьезным испытанием брака на прочность. Если семейные отношения были хорошими, то рождение больного ребенка может укрепить брачные узы. В тех случаях, когда взаимоотношения супругов и раньше были плохими, рождение больного ребенка является лишь поводом для развода [4, с. 75].

Начало изучению психологических характеристик родителей больных детей было положено за рубежом. Большинство западных авторов описывают широкий диапазон невротических и психотических расстройств у родителей аномальных детей (Caldwell B., Guze S., 1960; Davis C., 1960; Goldberg B., 1962; Leeson O.J.J., 1961; Molony H., 1971; Stevenson K., 1968, Maslach, 1998; Fyhr, 1983, 1999; Stegie,1988; Trout, 1983; Enbelbert, 1994 и др.). Среди рассматриваемых проблем у исследователей вызывает интерес степень выраженности эмоционального стресса, тенденция к социальной изолированности и отчужденности таких семей, проблема стабильности семьи и изменившегося социального статуса родителей (Stone H., 1948) [5, с. 60].

В отечественной психологической литературе исследованию семьи и ближайшего окружения ребенка-инвалида посвящены работы А.И. Захарова (1974, 1982, 1988); В.Н. Мясищева (1960); В.Е. Рожнова (1985); Н.В. Мазуровой (1998); Т А. Добровольской (1989, 1991); С.Д. Забрамной (1993); И.Ю. Левченко, В.В. Ткачевой (1999); И.И. Мамайчук, В.Л. Мартынова,

Г.В. Пятаковой (1989); Е.М. Мастюковой (1989); Г.А. Мишиной (1998); А.И. Раку (1977, 1981, 1982); М.М. Семаго (1992); А.С. Спиваковской (1981, 1986, 1999), У.В. Ульенковой (1986); В.В. Юртайкина, О.Г. Комаровой (1996) О.Б. Чаро-вой, Е.А. Савиной (1999) и др. Так, В.В. Ткачевой и И.Ю. Левченко сделаны первые шаги в изучении личности родителей детей с различными отклонениями и в создании комплексной помощи семьям. Тема самосознания, самооценки и самопринятия родителей в этих работах лишь упоминалась, но не была предметом пристального внимания. В работах же, выполненных в русле биографического подхода и посвященных изучению воздействия отдельных жизненных факторов на самооценку и самоприня-тие, такой значимый фактор, как болезнь ребенка, не изучался исследователями. Тем не менее для построения более эффективных программ психологической помощи родителям, которые подвергаются длительному психопатогенному воздействию, необходимы экспериментальные данные, подтверждающие необходимость создания таких программ. Изучение характеристик личности этих родителей, в частности их самосознания, поможет найти путь к более глубокому осмыслению психологических проблем родителей аномального ребенка.

Цель исследования: изучение особенностей самосознания родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

Объект исследования: самосознание родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии (ДОР).

Предмет исследования: образ «Я», самоот-ношение, самооценка родителей ДОР.

Для изучения особенностей самосознания родителей ДОР были использованы следующие методики: «Личностный дифференциал» (ЛД); модифицированный вариант методики Q-сортировки; «Методика исследования самоот-ношения» (МИС) С.Р. Пантелеева.

В исследовании приняли участие 105 чел. -родители детей-инвалидов, проходивших реабилитацию в АУСО РБ «Республиканский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями “Светлый” и родители детей-инвалидов, посещающих службу ранней помощи «Солнышко», на базе детской поликлиники МУЗ «Городская больница №4» (г. Улан-Удэ). Средний возраст испытуемых составил 32 г. В зависимости от характера заболевания ребенка нами было выделено 6 групп родителей, воспитывающих детей: с задержкой психоречевого развития - 35 (33,3%); с двигательными нару-

шениями (ДЦП) - 31 (29,5%), врожденными аномалиями развития (ВАР) - 10 (9,5%); ранним детским аутизмом (РДА) - 8 (7,6%); синдромом Дауна - 6 (5,7%); другими заболеваниями - 15 чел. (14,3%). В зависимости от возраста детей были выделено 4 группы родителей, воспитывающих детей: раннего возраста - 35 (33,3%); дошкольного возраста - 40 (38,4); младшего школьного возраста - 21 (20,4); подросткового возраста - 9 чел. (8,6%).

С целью изучения самооценки как степени расхождения между реальным и идеальным образами «Я» была использована методика Q-сортировки. С точки зрения многих авторов, этот показатель может рассматриваться и как «индекс невротичности». Нами был использован краткий вариант методики, разработанной в Университете им. Гумбольдта (Берлин) и адаптированной в Институте им. В. М. Бехтерева.

Методика состоит из 28 карточек с утверждениями, которые нужно рассортировать определенным образом, сначала оценивая реальный образ «Я», а затем - идеальный. Далее высчитывался коэффициент ранговой корреляции по Спирмену между 2 рядами качеств, раскрывающими «Я-реальное» и «Я-идеальное».

Результаты, полученные по методике Q-сортировки, представлены в таблице 1.

У родителей ДОР обнаружились следующие показатели самооценки: у 39,5% испытуемых -показатели, попадающие в диапазон коэффициента корреляции, полученный по группе здоровых (среднее значение - 0,61). Они верно соотносят свои возможности и способности, достаточно критически относятся к себе и реально смотрят на свои неудачи и успехи, стараясь ставить достижимые цели.

У 38,2% испытуемых выявлены низкие показатели в диапазоне коэффициента корреляции, полученном по группе больных неврозами ^40-F48) (среднее значение - 0,27). Низкие показатели коэффициента корреляции свидетельствуют о существенном расхождении между

Я-реальным и Я-идеальным, что субъективно переживается как внутренний конфликт, дискомфорт и сопровождается эмоциональными, когнитивными и поведенческими нарушениями, прежде всего напряжением, неудовлетворенностью, неуверенностью.

Чрезмерно заниженные показатели самооценки обнаружены у 14,4% испытуемых, что может свидетельствовать о наличии депрессивного состояния. Обнаружение у ребенка дефекта почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологически сложной ситуации. К сожалению, далеко не все родители аномальных детей способны самостоятельно преодолеть этот тяжелый кризис и обрести смысл жизни.

У 7,9% - значение коэффициента корреляции выше 0,90, что может свидетельствовать о некритичности и характерно для лиц с личностными расстройствами.

Проанализировав результаты выполнения методики Q-сортировки, мы можем говорить о преобладающей тенденции личности родителей ДОР к заниженной самооценке, неуверенности в себе, внутреннем конфликте.

С целью получения информации о субъективных аспектах отношений испытуемого к себе, для исследования самооценки применялась методика «Личностный дифференциал» (ЛД). Процедура исследования состоит в предъявлении списка из 21 антонимичной пары слов ЛД. Испытуемый должен оценить уровень выраженности собственных личностных качеств («Я-реальное») а также идеальных личностных качеств («Я-идеальное») и отметить соответствующий балл на бланке. Каждая шкала содержит семь градаций предпочтений [1, с. 39-71].

В системе представлений личности выделяется оппозиция «Я-реальное» - «Я-идеальное». Процесс соотнесения «Я-реального» с «Я-идеальным» имеет важное значение в контексте «продвижения» человека по пути самосознания и личностного развития [2, с. 71].

Обработка результатов исследования осуществлялась путем подсчета каждого из трех факторов - оценки (О), силы (С) и активности (А) -с помощью ключа. Сумма по каждому ключу делится на семь, и получается среднее, которое является итоговым показателем. Полученные три итоговых показателя сравнивались со стандартными значениями, относительно которых индивидуальные показатели квалифицируются как высокие или низкие и соответственно интерпретируются.

Таблица 1

Распределение по уровням самооценки родителей ДОР

Уровень самооценки Диапазон значений г Распределение (в %)

Чрезмерно заниженный г<0,10 14,4

Заниженный 0,10<г<0,46 38,2

Адекватный 0,46<г<0,90 39,5

Завышенный г>0,90 7,9

Рассмотрим результаты исследования, полученные посредством проведения методики ЛД. В таблице 2 представлены показатели оценок по ЛД.

Таблица 2

Оценочные показатели «Я-реальное»

(в баллах) родителей ДОР по методике ЛД

Среднее значение количества баллов, полученных по фактору оценки, составляет 1,90, что несколько выше среднего стандартного значения (1,50), это свидетельствует о том, что испытуемые отличаются самоуважением, удовлетворенностью собой как личностью. Высокие значения по фактору оценки, раскрывающие прежде всего нравственно-психологические качества личности: отношение к труду, к людям, - характеризуют родителей ДОР как обладающих положительным набором нравственно-психологических качеств: доброта, доброжелательность, отзывчивость, справедливость, дружелюбие, честность.

По фактору силы, раскрывающему волевую сферу личности, обнаруживается средний показатель 0,70, ниже стандартного значения (1,09). Данные свидетельствуют о неуверенности в себе, недостаточном самоконтроле, зависимости от внешних обстоятельств и оценок, недостаточной решительности, самостоятельности, способности личности держаться принятой линии поведения.

Рассмотрим показатель, полученный по фактору активности, характеризующий особенности межличностного общения. Среднее значение количества баллов, полученных родителями ДОР по фактору активности, составляет 1,10, которое выше среднего значения (0,63). Следовательно, для них свойственны экстравертиро-ванность, активность, общительность.

Таким образом, образ «Я-реального» родителей ДОР включает такие личностные свойства, как ответственность, доброжелательность, отзывчивость, справедливость, честность. Также он характеризуется некоторой неуверенностью в себе, зависимостью от внешних обстоятельств и оценок, нерешительностью, раздражительностью.

Рассмотрим результаты исследования образа «Я-идеальное».

Таблица 3

Оценочные показатели «Я-идеальное» (в баллах) родителей ДОР по методике ЛД

В целом для родителей ДОР характерны высокие оценки по всем трем факторам. Это свидетельствует о том, что образ «Я-идельное» отличается высоким уровнем самоуважения, удовлетворенностью собой. Также он отличается уверенностью в себе, независимостью, склонностью рассчитывать на собственные силы в затруднительных ситуациях. В идеале образ представляет себя как экстравертированную, активную, общительную личность, легко устанавливающую социальные контакты.

В результате содержательного анализа шкал личностного дифференциала были получены следующие результаты: оценки «Я-реальное» и «Я-идеальное» не совпадают по следующим свойствам: 1 - обаятельность, 2 - сила, 8 - независимость, 9 - активность, 11 - решительность, 12 - энергичность 14 - напряженность, 15 - суетливость, 17 - уверенность, 20 - самостоятельность, 21 - раздражительность (рис. 1).

Расхождение между показателями «Я-реальное» с «Я-идеальное» по параметру 1 -обаятельность - указывает на критическое отношение к собственной внешности, неудовлетворенность собой, недостаточный уровень принятия себя у родителей ДОР. Одновременно с этим получены примерно одинаковые значения по параметрам: 4 - добросовестность, 7 -доброта, 10 - отзывчивость, 13 - справедливость, 16 - дружелюбие, 19 - честность, которые входят в фактор оценки и говорят о том, что испытуемые принимают себя как личность, в определенном смысле удовлетворены собой.

Обнаруживаются расхождения показателей между «Я-реальное» и «Я-идеальное» по параметрам: 2 - сила, 8 - независимость 11 - решительность, 14 - напряженность, 17 - уверенность, 20 - самостоятельность, свидетельствующие о неуверенности в себе, недостаточном самоконтроле, зависимости от внешних обстоятельств и оценок, некоторой астенизации.

Фактор оценки Фактор силы Фактор активности

Среднее значение оценок 2,31 1,55 1,22

Фактор оценки Фактор силы Фактор активности

Среднее значение оценок 1,90 0,70 1,10

Стандартное значение оценок 1,50 1,09 0,63

Показатели параметров 9 - активность, 12 -энергичность, 15 - суетливость, 21 - раздражительность также расходятся, что указывает на тенденцию к повышению жизненной активности, большей энергичности, наряду со спокойными эмоциональными реакциями, невозмутимостью.

Таким образом, по методике ЛД были получены результаты, характеризующие самосознание родителей ДОР следующим образом:

- образ «Я-реальное» характеризуется умеренной экстравертированностью, средней активностью, самоуважением, доброжелательностью, честностью. Также он характеризуется некоторой неуверенностью в себе, зависимостью от внешних обстоятельств и оценок, нерешительностью;

- образ «Я-идельное» отличается высоким уровнем самоуважения, удовлетворенно-

Показатели самоотнош<

стью собой, уверенностью в себе, независимостью, склонностью рассчитывать на собственные силы в затруднительных ситуациях. В идеале они представляют себя как экстравертиро-ванную, активную, общительную личность, легко устанавливающую социальные контакты; вектор самосовершенствования направлен на повышение жизненной активности, самостоятельности, развитие волевых качеств личности.

Для диагностики эмоционально-оценочной подсистемы самосознания была использована методика исследования самоотношения (МИС) С Р. Пантелеева. Опросник включает 9 шкал, раскрывающих различные аспекты самоотноше-ния [3, с. 95].

Результаты, полученные с помощью методики МИС, представлены в таблице 4.

Таблица 4

родителей ДОР (в стенах)

Шкалы самоотношения

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Открытость Самоуверенность Саморуководство е е и но не 1 1 тар тоо От ома с Самоценность Самопринятие Самопривязанность Внутренняя конфликтность Самообвинение

Средние значения 6,47 6,28 5,97 5,95 6,25 6,41 5,48 5,25 5,00

Для родителей ДОР характерна тенденция к высоким оценкам по фактору открытости, что можно расценить как высокий уровень проникновения в себя, определенную внутреннюю честность и открытость, родители ДОР обладают критическим отношением к себе, развитыми навыками рефлексии.

Родители имеют тенденцию к высоким значениям по фактору самоуверенности. Отношение к себе в данном случае характеризуется позитивным самоотношением, уверенностью, самостоятельностью, ощущением силы своего «Я».

Для них характерны средние значения по фактору саморуководства, что расценивается как переживание ими собственного «Я» как внутреннего стержня, умеренная способность управлять и справляться со своими эмоциями, определенное чувство обоснованности и последовательности своих внутренних побуждений и целей, средняя саморегуляция.

Средние показатели обнаруживаются также по фактору отраженного самоотношения, что можно расценить как предвосхищение преимущественно нейтрального отношения окружающих к себе. Возможно занижение собственных достоинств, сомнение в ценности собственной личности.

Для родителей ДОР характерны высокие значения по фактору самоценности, что свидетельствует о позитивности ощущения ценности собственной личности и предположении относительно ценности своего «Я» для других, указывает на положительную эмоциональную оценку себя по внутренним критериям духовности, богатства внутреннего мира, способности вызывать в других глубокие чувства.

Для испытуемых характерна высокая выраженность принятия себя. Им свойственно снисходительное отношение к своим недостаткам, чувство симпатии к себе, согласие со своими побуждениями, одобрение своих планов и желаний, дружеское отношение к себе.

В целом для родителей ДОР характерна средняя выраженность самопривязанности к сложившемуся образу «Я». Это свидетельствует о том, что для них не характерна ригидность «Я-концепции», самодостаточность. Они отражают возможность и желательность развития собственного «Я» в лучшую сторону.

Родители ДОР имеют средние значения по фактору внутренней конфликтности. Это говорит о том, что для них характерно чувство конфликтности собственного «Я», которое выражается в чрезмерной рефлексии, протекающей на

негативном эмоциональном фоне отношения к себе. 20,3% группы обладает высокой выраженностью чувства конфликтности собственного «Я», что может сопровождаться тревожнодепрессивными состояниями, фрустрированно-стью ведущих потребностей, неудовлетворенностью настоящей ситуацией.

По фактору самообвинения обнаруживаются средние значения, что, в свою очередь, расценивается нами как незначительная выраженность у них установки на самообвинение. 27,8% группы обладает высокой выраженностью чувства самообвинения, что характеризует их как переживающих отрицательные эмоции в адрес своего «Я», готовность ставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, нами были установлены следующие особенности в самоотношении родителей ДОР: высокий уровень проникновения в себя, внутренняя честность и открытость, позитивное самоотношение, самостоятельность, предвосхищение преимущественно нейтрального отношения окружающих к себе, позитивность ощущения ценности собственной личности и предположения относительно ценности своего «Я» для других. Для испытуемых свойственно снисходительное отношение к своим недостаткам, им не свойственна ригидность «Я-концепции», самодостаточность. Они отражают возможность и желательность развития собственного «Я» в лучшую сторону. Данные также свидетельствуют о наличии негативного эмоционального фона, внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, амбивалентного отношения к своей личности.

Для выявления структуры самосознания родителей ДОР нами был осуществлен факторный анализ с помощью метода максимального правдоподобия (Уайтах - вращение с нормализацией Кайзера). В результате было выделено 7 наиболее значимых факторов. Факторные критерии характеристик самосознания родителей ДОР представлены в таблице 5.

В генеральный фактор, который условно можно назвать «Решительная самоуверенность», объясняющий 14,8% общей дисперсии, вошло 11 переменных: решительность (0,851), уверенность (0,687), энергичность (0,678), самооценка (0,669), независимость (0,628), сила (0,548), самоуверенность (0,532), активность (0,472), самостоятельность (0,455), внутренняя конфликтность (-0,448), самообвинение (-0,431). В него вошли переменные, описывающие качества, которые включены в фактор силы и фактор активности по ЛД и раскрывающие волевую сферу

личности: уверенность в себе, независимость от внешних обстоятельств, умение принимать ответственные решения, самостоятельность, активность и энергичность. Также для них характерны высокая самооценка, отсутствие внутрен-

ней конфликтности, им не свойственны сомнения и несогласие с собой, чрезмерное самокопание, самообвинение, они не ставят себе в вину неудачи, собственные недостатки и промахи.

Таблица 5

Факторное отображение структуры самосознания родителей ДОР

Факторы

1 2 3 4 5 6 7

1. Самооценка 0,669

2. Открытость (МИС) 0,594

3. Самоуверенность 0,532 0,477

4. Саморуководство

5. Отраженное самоотношение 0,534

6. Самоценность 0,463 0,499

7. Самопринятие 0,846

8. Самопривязанность

9. Внутр. конфликтность -0,448 -0,597

10. Самообвинение -0,431 -0,605

11. Обаятельность (ЛД) 0,487

12. Сила 0,548

13. Разговорчивость 0,686

14. Ответственность 0,885

15. Упрямство -0,488

16. Открытость

17. Доброта 0,421

18. Независимость 0,628

19. Активность 0,472

20. Отзывчивость 0,822

21. Решительность 0,851

22. Энергичность 0,678

23. Справедливость 0,688

24. Напряженность 0,609

25. Суетливость 0,646

26. Дружелюбность 0,483

27. Уверенность 0,687

28. Общительность 0,768

29. Честность 0,426

30. Самостоятельность 0,455 0,435

31. Раздражительность 0,516

Доля от общей дисперсии,% 14,9 9,7 7,9 6,9 6,4 5,9 4,4

Второй фактор, который условно можно назвать «общительность», объясняет 9,6% общей дисперсии и включает в себя переменные: отзывчивость (0,822), общительность (0,768), разговорчивость (0,686), доброта (0,421). Данную группу респондентов характеризуют качества, включаемые в фактор активности и фактор оценки ЛД, обусловливающие характер межличностных отношений. Экстравертированность личности, общительность тесно связаны с нравственно-психологическими качествами отзывчивости, доброты.

Третий фактор «самоуважение» представлен переменными с отрицательным знаком: самообвинение (-0,605) и внутренняя конфликтность

(-0,597); а также переменными с положительным знаком: открытость (0,594), отраженное

самоотношение (0,534), самоуверенность (0,477), самоценность (0,463) и объясняет 7,9% общей дисперсии. Данная группа испытуемых характеризуется высокой оценкой собственного «Я» по отношению к социально-нормативным критериям: целеустремленность, воля, успешность, моральность, социальное одобрение.

Четвертый фактор «аутосимпатия» объясняет 6,9% общей дисперсии и включает три переменные: самопринятие (0,846), самоценность

(0,499), обаятельность (0,487). Для лиц, входящих в эту группу, свойственны чувства привя-

занности и расположенности, положительное эмоциональное отношение к себе.

Пятый фактор «внутреннее напряжение» объясняет 6,4% общей дисперсии и представлен переменными: суетливость (0,646), напряженность (0,609), раздражительность (0,516), самостоятельность (0,435). Этот фактор свидетельствует о том, что для некоторой части родителей ДОР характерны проявления эмоциональной неустойчивости, повышенной тревожности, нервно-психической напряженности. Нарушения развития у ребенка вызывают сильное напряжение в семье и выражаются у родителей в негативных эмоциях и эмоциональных состояниях: чувство неудовлетворенности, печаль,

волнение, ощущение вины и одиночества, а также стрессовое состояние.

В шестой фактор «справедливость» вошли переменные: справедливость (0,688), упрямство (-0,488), дружелюбность (0,483), честность (0,426), которые объясняют 5,9% общей дисперсии. Такие морально-нравственные качества, как справедливость, уступчивость, дружелюбие, честность позволяют родителям ДОР поддерживать внутреннюю стабильность и справляться с трудностями.

Седьмой фактор «ответственность», который объясняет 4,4% общей дисперсии, представлен только одной переменной - ответственность (0,885). Данный фактор может свидетельствовать о том, что с рождением больного ребенка

на родителей ложится большая ответственность за его судьбу, воспитание и развитие.

Таким образом, в структуре самосознания родителей ДОР были выделены следующие составляющие: решительная самоуверенность,

общительность, самоуважение, аутосимпатия, внутреннее напряжение, справедливость, ответственность.

Литература

1. Миронова Т.Л. Самосознание, профессиональное самосознание и его эмоционально-оценочный компонент // Актуальные проблемы современной психологии. - Улан-Удэ, 2005. - С. 39-71.

2. Миронова Т.Л. Структура будущего Я-образа у вра-ча-хирурга как субъекта профессиональной деятельности / Т. Л. Миронова // Вестник БГУ. - Улан-Удэ, 2010. - Вып. 5. - С. 70-80.

3. Миронова Т.Л., Дондупова Э.В. Особенности самоотношения студентов, склонных к перфекционизму // Вестник БГУ.- Улан-Удэ, 2010. - Вып. 5. - С. 88-100.

4. Сагдулаев А.А. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. - 1996. - № 5. - С. 75-79.

5. Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психо-лого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. - 1999. -№ 3. - С. 30-36.

6. Ткачева В.В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. - М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. - С. 11-47.

7. URL: http://minsoc-buryatia.ru/payment/social_a_

passport/

Будаева Мария Дашиевна, аспирант кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ. E-mail: budaeva1209@yandex.ru

Budaeva Mariya Dashievna, postgraduate student, department of general and social psychology, Buryat State University Ulan-Ude. E-mail: budaeva1209@yandex.ru

УДК 159.95 © Н.В. Колмакова

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У СЕЛЬСКИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Рассматривается влияние места проживания на развитие высших психических функций в младшем школьном возрасте. Выявлено, что городские младшие школьники опережают сельских сверстников в сроках формирования функций программирования, контроля и серийной организации движений, а также в уровне сформированности вербальных функций. Сельские дети характеризуются лучше сформированным зрительным гнозисом и большим объемом зрительно-пространственной памяти.

Ключевые слова: высшие психические функции, социокультурные факторы, вербальные и невербальные функции, ней-ропсихологические индексы.

N.V. Kolmakova

PECULIARITIES OF HIGHER MENTAL FUNCTIONS IN RURAL YOUNGER

SCHOOLCHILDREN

The influence of place of residence on the development of higher psychological functions of younger schoolchildren is considered. It has been revealed urban younger schoolchildren are more advanced than rural schoolchildren of the same age in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.