Научная статья на тему 'Проблемы реализации социальными педагогами превентивного обучения детей и педагогов по вопросам ВИЧ-безопасности'

Проблемы реализации социальными педагогами превентивного обучения детей и педагогов по вопросам ВИЧ-безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
165
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ / ДЕТИ / ЗАТРОНУТЫЕ ЭПИДЕМИЕЙ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ / ПРЕВЕНТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ. HIV-INFECTION / CHILDREN / TOUCHED UPON BY THE EPIDEMIC OF HIV-INFECTION / PREVENTIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ребикова Юлия Валерьевна

В статье рассматривается содержание понятия «дети, затронутые эпидемией ВИЧ-инфекции», а так же выявляются причины, препятствующие эффективной организации превентивного обучения социальными педагогами в контексте проблематики ВИЧ-инфекции в общеобразовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Meaningful and methodological features of training teachers of subject area «Arts» for work according federal state educational standards of common edu-cation

In the article is examined the content of concept «children, touched upon by the epidemic of HIV-infection», the reasons, which impede the effective organization of preventive instruction by social teachers in the context of the problems of HIV-infection in the general education establishments, are revealed.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации социальными педагогами превентивного обучения детей и педагогов по вопросам ВИЧ-безопасности»

УДК 373.2

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫМИ ПЕДАГОГАМИ ПРЕВЕНТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПЕДАГОГОВ ПО ВОПРОСАМ ВИЧ-БЕЗОПАСНОСТИ

Ребикова Ю.В.

Аннотация. В статье рассматривается содержание понятия «дети, затронутые эпидемией ВИЧ-инфекции», а так же выявляются причины, препятствующие эффективной организации превентивного обучения социальными педагогами в контексте проблематики ВИЧ-инфекции в общеобразовательных учреждениях.

In the article is examined the content of concept «children, touched upon by the epidemic of HIV-infection», the reasons, which impede the effective organization of preventive instruction by social teachers in the context of the problems of HIV-infection in the general education establishments, are revealed.

Ключевые слова: ВИЧ-инфекция, дети, затронутые эпидемией ВИЧ-инфекции, превентивное обучение.

HIV-infection; children, touched upon by the epidemic of HIV-infection; preventive education.

Кардинальные изменения основных направлений и приоритетов социально-экономического развития России затронули функционирование всех социальных институтов, в том числе и системы образования. Процесс приспособления несовершеннолетних к новым экономическим, политическим и культурным условиям, требует формирование у ребенка такого жизненного опыта, который мог бы стать барьером для возникновения рискованных форм поведения в результате, которых ребенок мог бы получить социально обусловленное заболевание. Решение данной задачи в современных условиях жизни нашего общества диктует необходимость изменения характера деятель -ности общеобразовательных учреждений в сфере формирования навыков здорового образа жизни у учащихся.

Здоровье и качество жизни детей признаны основополагающими ценностями системы образования, которые нашли свое отражение в концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде, изложенной в приложении к письму Ми-

нобрнауки России от 6 октября 2005г. № АС-1270/06 и Роспотребнадзора от 4 октября 2005 г. № 0100/8129-05-32 в части реализации наиболее перспективных направлений превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа. К этим направлениям относятся: просвещение и информирование c целью предоставления всесторонней и точной информации о путях заражения ВИЧ и мерах по его предупреждению, обстоятельствах повышающих риск заражения; обучение детей и молодежи ответственному поведению, а именно ответственности за собственную жизнь, осознанный выбор здорового образа жизни, приобретению уверенности для противостояния негативному влиянию среды, минимизации проявления рискованного поведения, формирования полоролевой и семейной идентификации личности; формированию условий, поддерживающих профилактическую деятельность т.е. осуществление семейного консультирования, расширение возможностей доступа детей и молодежи к консультативной помощи, программной профилактической поддержке и т.д. [1, с. 146-147]. Организация превентивного обучения в общеобразовательном учреждении в большей степе -ни возлагается на социальных педагогов. Это наше утверждение вытекает из анализа квалификационных характеристик должностей работников образования утвержденных в Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации ^ин-

здравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования» [6].

Чем обусловлена необходимость организа -ции превентивного обучения в общеобразовательных учреждениях. Насколько остро сегодня стоит проблема ВИЧ-инфекции в Российской Федерации?

Ребикова Ю.В.

Проблемы реализации социальными педагогами превентивного обучения ...

По данным Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом на 31.12.2010 г. [2] количество зарегистрированных ВИЧ-инфекцией граждан России составило 589581 человек, из них 5231 -дети в возрасте от 2 до 16 лет, 3651 - дети, рожденные ВИЧ инфицированными матерями. Количество вновь выявленных случаев ВИЧ-инфекции в 2010 г. составило - 58633. Статистическая информация, вместе с тем, указывает, что есть территории, в которых данное заболевание носит эпизодический (единичный) характер. Так в республике Калмыкия - всего 230 инфицированных из них 75 - дети, в Амурской области - 331 инфицированный (1 - ребенок), в Коми-Пермяцком автономном округе-38 человек (детей с ВИЧ-позитивным статусом нет). Но при этом есть территории, в которых количество ВИЧ-инфицированных превышает среднестатистические показатели по Российской Федерации в два и более раз. Например, в Самарской области 44073 случаев ВИЧ-инфекции, из них 401 у детей; в Свердловской области ВИЧ выявлен у 48837 человек из них 707 - у детей; в Челябинской области - 24005 ВИЧ-инфицированных, из которых 190 - дети. Педагогов и руководителей образовательных учреждений должен озаботить тот факт, что практически 40 % всех ВИЧ-инфицированных

- женщины детородного возраста. Более 80 % всех заболевших ВИЧ-инфекцией - люди в возрасте от 16 до 25 лет. 15 тыс. ВИЧ-положительных подростков в возрасте 15-18 лет в настоящее время обучаются в общеобразовательных школах, колледжах, училищах (в большинстве случаев не раскрывая своего ВИЧ-положительного статуса) [1, с.5].

В Федеральном Законе «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)» от 30 марта

1995 г. № 38-ФЗ (с изменениями от 12 августа

1996 г., 9 января 1997 г. 7 августа 2000 г., 22 августа 2004 г.), принятого Государственной Думой 24 февраля 1995 г., используютсяся понятия: «ВИЧ-инфекция» - заболевание, вызванное вирусом иммунодефицита человека и «ВИЧ-инфицированные» - лица, зараженные вирусом иммунодефицита человека [4]. Анализ научно-педагогической литературы выявил, что в значительной части научно-педагогических

исследований рассматриваются понятия «ЛЖВ

- люди, живущие с ВИЧ», синонимами которого являются понятия «ВИЧ-инфицированный», «ВИЧ-позитивный», «ВИЧ-положительный» (ВИЧ-положительными называют людей по положительному результату анализа их крови на наличие антител к белкам вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) [1, с. 5]), а так же «ЛЖВС - люди, живущие с ВИЧ и СПИДОМ». На наш взгляд при соотнесении понятия «ВИЧ-инфекция», «ВИЧ-инфицированные дети» с образовательным процессом в образовательном учреждении для детей целесообразно рассматривать понятие - «дети, затронутые эпидемией ВИЧ-инфекции». Кого и почему можно отнести к данной категории детей?

Во-первых, это дети с установленным диагнозом ВИЧ-инфекция. Такая расшифровка данного понятия используется в большей части в научно-педагогических, социологических и медицинских исследованиях. Это могут быть дети, получившие данное заболевание: вертикальным путем передачи - рожденные ВИЧ позитивными матерями и заразившиеся во время беременности, в родах или при грудном вскармливании; половым путем, т.е. инфицированные при незащищенном половом контакте; путем «кровь в кровь» при использовании нестерильных инструментов или инъекционных растворов, содержащих примесь инфицированной крови (чаще всего немедицинского назначения, например, при инъекционном употреблении наркотиков), при переливании инфицированной крови. Но на наш взгляд, учет только данной категории детей сужает подход к решению проблемы ВИЧ в образовательных учреждениях.

Во-вторых, это дети с отсутствием диагноза «ВИЧ-инфекция», но воспитываемые ВИЧ позитивными родителями. Целесообразность отнесения данных учащихся к категории детей, затронутых эпидемией ВИЧ обусловлена тем, что большая часть населения России не знает, что в более 90 % случаев ВИЧ-позитивная женщина, при своевременно начатом медицинском сопровождении, может родить ВИЧ-отрицательного ребенка [8]. Соответственно, педагоги, недостаточно информированные в вопросах ВИЧ-инфекции, но более чем достаточно напуганные средствами массовой информации 90х годов, считают, что если родите-

СОДЕИСГв

ГжД

ЧИППКРО

ли ВИЧ -положительны, то их дети тоже всегда ВИЧ-положительны.

В-третьих, дети, допускающие в поведении ситуации риска: употребление инъекционных наркотиков, ранние случайные незащищенные сексуальные отношения, отсутствие опыта и желания проходить обследования на ВИЧ-инфекцию.

При этом мы обращаем внимание на возраст детей - от момента рождения до 18 лет. Этот возрастной диапазон совпадает с определением ребенка, как лица до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), представленного в статье 1 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г. (по состоянию на 23.07.2008) [5]. Данная возрастная периодизация не совпадает с медицинской, где возраст детей с ВИЧ-позитивным статусом определяется от 2 до 16 лет. С медицинской точки зрения данный возрастной диапазон можно объяснить тем, что в организме ребенка материнские антитела к ВИЧ сохраняются до 18 месяцев, поэтому официально подтвердить диагноз ВИЧ-инфекция у ребенка можно только тогда, когда ему исполниться полтора года. В соответствии с этим ребенок, рожденный от ВИЧ-положительной матери находится на диспансерном учете до установки диагноза от момента рождения до достижения 18 месяцев. С 16 лет в соответствии со статьей 122 (состав 1 и 2) ВИЧ-инфицированные начинают нести уголовную ответственность за заведомое постав-ление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией [7].

В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)» от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ (по состоянию на 22 августа 2004 г.) -любой ребенок при наличии или отсутствия у него ВИЧ-инфекции имеет право на получение образования. Таким образом, социальные педагоги должны быть готовы к тому, что в их образовательном учреждении уже обучатся или может прийти на обучение дети, затронутые эпидемией ВИЧ-инфекции. Но готовы ли они к этому?

Для ответа на данный вопрос в ходе проводимого нами исследования было проведено ан-

кетирование социальных педагогов общеобразовательных учреждений. Для разработки анкеты использовались материалы исследования

Н.С. Никитина [3] и диагностические материалы, разработанные в рамках проекта «Интеграция детей, затронутых эпидемией ВИЧ-инфекции, в образовательную среду», который осуществлялся в Челябинской, Оренбургской, Иркутской, Самарской областях, Алтайском крае и Республике Татарстан в 2007 - 2009 г. при участии органов управления образованием этих субъектов, Иркутского отделения Российского Красного Креста и при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) [1]. Составленная нами анкета содержала вопросы: об общей осведомленности социальных педагогов о ВИЧ-инфекции, как о заболевании (возбудитель заболевания, пути передачи, лечение); о вероятности и рисках нахождения ВИЧ-инфицированного ребенка или ребенка, затронутого эпидемией ВИЧ-инфекции в общеобразовательном учреждении; об отношении педагогов к ВИЧ-положительным детям и их родителям, а также организации профилактической работы внутри образовательного учреждения с педагогами.

Вопросы, связанные с этиологией заболевания выявили отсутствие у социальных педагогов современных представлений о ВИЧ и СПИДе. Результат подтверждается тем, что более 82 % педагогов считают, что люди имеющие ВИЧ -положительный анализ крови болеют заболеванием, которое называется СПИД, а не ВИЧ-инфекция; более 75 % респондентов утверждают, что наличие у человека через неделю после ситуации риска (например, прокол кожи иглой после ВИЧ-позитивного больного) ВИЧ-отрицательного анализа крови означает, что он не болен ВИЧ-инфекцией и не существует риска заражения ВИЧ. Ответ « Чтобы избежать заражения ВИЧ, надо избегать общения с ВИЧ-инфицированными, из-за того что ВИЧ передается при рукопожатиях, поцелуях т.е. воздушнокапельным и бытовым путем» выбирают 39 % опрошенных. 70% опрошенных считают, что лечение ВИЧ-инфекции (анти ретро вирусная терапия) практически не имеет смысла.

При ответе на вопросы о вероятности и рисках нахождения ВИЧ-инфицированного ребенка или ребенка затронутого эпидемией ВИЧ-инфекции в общеобразовательном учреж-

Ребщова Ю.В.

Проблемы реализации социальными педагогами превентивного обучения ...

дении сказались страхи, существующие среди педагогов в связи с отсутствием современных представлений о ВИЧ. Педагогам было предложено оценить лично для себя вероятность столкновения с ВИЧ - инфекцией в обыденной жизни и внутри образовательного учреждения по 10 бальной шкале (0 - вероятность почти нулевая, 10 - вероятность очень высокая). Более 70% опрошенных оценили подобную вероятность в обоих случаях от 0 до 3 баллов и только 5 % отметили высокую степень вероятности столкновения с ВИЧ. Такую позицию можно объяснить тем, что педагоги считают обязательным обследование на ВИЧ для всех детей, поступающих в дошкольные или школьные образовательные учреждения. В том числе, 89 % опрошенных считают, что дети носители ВИЧ, должны в соответствии с законами Российской Федерации обучаться в специально организованных учреждениях. ВИЧ-инфекция для большинства педагогов - смертельное заболевание и болеют им только люди, ведущие аморальный образ жизни. Поскольку большинство педагогов и лиц их ближайшего окружения ведут «моральный образ жизни», они уверены, что с этим заболеванием столкнуться не могут, тем более в стенах образовательных учреждений. Это объясняет и тот факт, что 79 % педагогов прошедших анкетирование считают, что в соответствии с официальными документами ВИЧ-положительным учителям, воспитателям запрещено работать в образовательных учреждениях. Нахождение ВИЧ-положи-тельного ребенка в общеобразовательном уч-реждении может в случае обычной для детей травмы привести к инфицированию другого ребенка - мнение свыше 72 % опрошенных. У сотрудников детских учреждений, работающих с ВИЧ-инфицированными детьми, существует высокий риск профессионального заражения -считают 76 % анкетированных.

При анализе ответов на вопросы, которые касаются личностного отношения педагогов к ВИЧ -положительным детям, их родителям и организации профилактической работы внутри образовательного учреждения с педагогами получены следующие результаты: отрицательно относится к обучению в образовательном уч -реждении ВИЧ-положительного ребенка свыше 88 % опрошенных; необходимость сообщить всем сотрудникам детского образовательного

учреждения о наличии в коллективе ВИЧ-положительного ребенка подтверждают-67 % респондентов; информировать родителей других детей - 54 % опрошенных; потребовать удаления такого ребенка из учреждения - 45 %; не допускать, чтобы дети играли и общались с этим ребенком в целях их защиты - 67 %. Педагоги в 100 % выбирают ответ, что они обязаны соблюдать универсальные меры профилактики заболеваний, передающихся через кровь. При этом аптечки по оказанию первой доврачебной помощи есть в кабинетах только у 34 % опрошенных, а необходимость при оказании данной помощи надевать перчатки подтверждают только 76 % педагогов. 69 % опрошенных педагогов проходили обучение по противодействию распространения ВИЧ-инфекции, но было это более 5-10 лет тому назад. Все опрошенные педагоги подтверждают, что для родителей, учащихся образовательных учреждений специально организуются профилактические мероприятия, в том числе против ВИЧ.

Представленные результаты позволяют утверждать, что у большей части социальных педагогов общеобразовательных учреждений от -сутствуют современные представления о ВИЧ и СПИДе. Педагоги не знакомы с нормативноправовыми документами, которые регламентируют права ВИЧ-положительных и ВИЧ-отрицательных граждан Российской федерации. Есть проблемы с соблюдением педагогами универсальных мер профилактики заболеваний, передающихся через кровь. Следствие этого-непринятие детей с ВИЧ-позитивным статусом в общеобразовательное учреждение, отсутствие готовности педагогов к организации эффективной профилактической работы как с педагогами, так и с детьми и родителями по проблеме ВИЧ/СПИДа. Отношение социальных педагогов к ВИЧ-положительным детям выстраивается на противоречии между необходимостью следовать социальным нормам и личным страхом перед заражением. В виду этого - у педагогов возникает желание дистанцироваться от детей-носителей ВИЧ, оградить себя от опасности заражения, формируется негативное отношение к перспективе нахождению ребенка-ВИЧ носителя в стенах общеобразовательного учреждения.

Таким образом, эпидемия ВИЧ/СПИДа в Российской Федерации представляет собой со-

СОДЕИСГв

f А"\

ЧИППКРО

цио-медико-биологическое явление, отличающееся динамичностью, нарастающим негативным эффектом, и сочетает в себе признаки чрезвычайной ситуации и долговременной проблемы [1, с.142], которые выражаются не только в росте числа ВИЧ-позитивных граждан Российской Федерации, но и в дискриминации детей, затронутых эпидемий ВИЧ-инфекции в рамках получения образования. Одним из решений данной проблемы может быть формирование у социальных педагогов личной ответственности и понимания необходимости их конструктивного участия по включению общеобразовательных учреждений в процесс превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа.

Литература

1. Дети со знаком «плюс»: пособие по проведению семинара-тренинга для сотрудников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросу интеграции детей, затронутых эпидемией ВИЧ-инфекции, в социальную и образовательную среду / А.И. Загайнова, Л.А. Глазы-рина, Т.А. Епоян и др.; под ред. А.И. Загайнова.

- М.:ООО «БЭСТ-принт», 2009. - 184 с.

2. Количество ВИЧ-инфицированных в

России за 2010 год: статистика: Федеральный центр СПИДА [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.hivrussia.ru/ stat/2010 .shtml

(07.10.2011).

3. Никитин, Н.С. Формирование профессиональной компетентности взаимодействия с ВИЧ-инфицированными у студентов факультета физической культуры и спорта: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08, 13.00.04 / Н.С. Никитин;. -Калининград: Рос. гос. ун-т им. И. Канта, 2010.

- 190 с. - Библиогр.: с. 136-170.

4. О предупреждении распространения в

Российской Федерации заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция) [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ № 38-ФЗ от 30 марта 1995 г.: [принят Гос. Думой 24 февраля 1997 г: по состоянию на 18 июля 2011 г.]. - Режим доступа:

www.base.spinform.ru/show_doc. fwx?Rgn= 1725

(10.10.2011).

5. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г. [принят Гос. Думой 3 июля 1998 г.: по состоянию на 23 июля 2008 г.]. - Режим доступа: http ://ryka-pomoschi. ru/ federalnyy_zakon_ob_ osnovnyh_garant (09.10.2011).

6. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [Электронный ресурс]: Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н [опубликован 20 октября 2010 г., вступает в силу 31 октября 2010 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. Регистрационный N 18638]- Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/salary/30.

7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996г. № 63-ФЗ [Электронный ресурс]: [принят Государственной Думой 24 мая 1996 г., одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. опубликовано 8 июня 2010 г. на сайте «Российской Газеты»]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2007/11/12/ukrf-dok.html.

8. Филипова, Т.Ю. Прогнозирование и профилактика вертикальной трансмиссии ВИЧ-инфекции от матери плоду/ Т.Ю. Филипова, Е.В. Пирожкова, И.Н. Шаховская // Научнопрактический журнал «Врач-аспирант». - Воронеж, 2011. - № 1.4 (44). - С. 554-562.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.