Научная статья на тему 'Genesis and modern position of future teachers' training for working with HIV-positive pupils'

Genesis and modern position of future teachers' training for working with HIV-positive pupils Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ / ПРЕВЕНТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА / ИНТЕГРАЦИЯ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ / HIV-POSITIVE PUPILS' INTEGRATION INTO THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / HIV-INFECTION / PREVENTIVE ACTIVITY / PREVENTIVE TREATMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Glazyrina Larisa Anatolievna

The article presents the genesis and modern position of future teachers' training for working with HIV-positive pupils; reviews the situation of HIV infection in the world and in Russia; shows the experience of teachers and students' training organization with HIV-positive pupils.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Genesis and modern position of future teachers' training for working with HIV-positive pupils»

УДК 371.01 ББК 74.202:454

Глазырина Лариса Анатольевна

соискатель

кафедра педагогики, психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Glazyrina Larisa Anatolievna Applicant for a Degree Chair of Pedagogy, Psychology and Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Генезисисовременноесостояниепроблемыподготовки

будущего учителя к работе с ВИЧ-инфицированными учащимися Genesis and Modern Position of Future Teachers’ Training for Working with

HIV-Positive Pupils

В статье представлен генезис и современное состояние проблемы подготовки будущего учителя к работе с ВИЧ-инфицированными учащимися, рассмотрены масштабы ВИЧ-инфекции в мире и России, приведен опыт организации обучения педагогов и студентов по указанной проблематике.

The article presents the genesis and modern position of future teachers’ training for working with HIV-positive pupils; reviews the situation of HIV infection in the world and in Russia; shows the experience of teachers and students’ training organization with HIV-positive pupils.

Ключевые слова: ВИЧ-инфекция, превентивная деятельность,

профилактика, интеграция ВИЧ-инфицированных детей в образовательную среду.

Key words: HIV-infection, preventive activity, preventive treatment, HIV-positive pupils’ integration into the educational environment.

ВИЧ-инфекция - глобальная мировая угроза. По мнению

Л.М.Шипицыной, приоритетная роль в задержке темпов распространения ВИЧ-инфекции принадлежит системе образования, образовательно-

профилактическим программам для специалистов, готовящихся работать в ближайшем будущем в образовательных учреждениях. Именно эти задачи актуализируют проблему подготовки будущего учителя к работе с ВИЧ-инфицированными учащимися [5].

Для рассмотрения проблемы подготовки будущих учителей к работе с ВИЧ-инфицированными учащимися обратимся к ее генезису, определим степень разработанности проблемы в теории и методике современного профессионального образования, что позволит нам обосновать новые пути решения педагогических задач в данной области.

Для более полного раскрытия темы нашего исследования рассмотрим историю возникновения ВИЧ/СПИДа в мире и в России, оценим масштабы распространения этой эпидемии, ее хронологические и географические особенности.

ВИЧ-инфекция - заболевание, возникающее в результате заражения вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Это инфекционное заболевание относится к патологии иммунной системы. Появление и начало его распространения относится к концу 70-х годов 20 века. В основе заболевания лежит резкое ослабление иммунитета, приводящее к развитию вирусной инфекции [1].

В 1982 году М. Готлиб впервые ввел понятие «синдром приобретенного иммунодефицита» (СПИД) и определил его как сочетание опасных для

организма человека оппортунистических инфекций на фоне иммунодефицита. В 1983 году Б. Занусси в лаборатории Люка Монтанье Института Пастера в Париже из лимфатического узла больного был изолирован человеческий Т-клеточныйлимфотропный вирус и в этом же году Р. Галло и другие исследователи в Национальном институте рака (США) открыли Т-лимфотропный вирус III типа (ИТЬУЗ) из лимфоцитов периферической крови больных [5].Впоследствии оказалось, что эти вирусы идентичны. В 1986 году Международный комитет по таксономии вирусов дал ему название «вирус иммунодефицита, человека (ВИЧ)».

Считают, что до начала 70-х годов 20 века вирус имел узкую локализацию, затем распространился по всей Центральной Африке, а в середине 70-х годов - из Африки на Гаити и в США, затем в Европу и другие части света.

Уже в 1985 году было установлено, что ВИЧ передается от человека к человеку через жидкие среды тела: кровь, сперму, материнское молоко. В этом

же году был разработан первый тест на ВИЧ. Через год кровь на ВИЧ стали обследовать в США, Японии и большинстве европейских стран. В 1987 году была учреждена первая Глобальная программа ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) по СПИДу. В 1988 году 1 декабря было объявлено Всемирным днем борьбы со СПИДом.

В России ВИЧ-инфекцию начали регистрировать с 1986 года, сначала среди иностранцев, а с 1987 года - и среди граждан СССР. Профессор В. В. Покровскийвыделяет несколько этапов развития эпидемии ВИЧ-инфекции в России: до 1988 года заболевание регистрировалось преимущественно среди иностранцев или лиц, имевших половые контакты с иностранцами. [4]. В 1989 году разразилась трагедия: в больницах Элисты, Волгограда, Нижнего Новгорода более 200 детей были заражены ВИЧ. Распространение ВИЧ/СПИДа нарастало. С началом эпидемии наркомании в России с 1996 года ведущим способом заражения стала инъекционная наркомания.

В 90-ые годы в нашей стране для профилактики и лечения ВИЧ/СПИДа начала создаваться сеть специализированных медицинских учреждений (СПИД-центров), вступил в силу Федеральный закон «О предотвращении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)».

За более чем четверть века ВИЧ распространился по всему миру. К концу 2000 года в эпидемию уже были вовлечены все континенты. Так, в странах Африки к югу от Сахары число взрослых и детей, живущих с ВИЧ/СПИДом, составило 25,3 млн. человек. На Ближнем Востоке и севере Африки зарегистрировано 400 тыс. ВИЧ-инфицированных, а в Южной и ЮгоВосточной Азии - 5,8 млн. человек; в Тихоокеанском регионе и странах Восточной Азии - 640 тыс.; на американском континенте, включая страны Карибского бассейна, выявлено 2,36 млн. больных ВИЧ-инфекцией; в странах Восточной Европы и Центральной Азии — 700 тыс., а в Западной Европе — 540 тыс. ВИЧ-инфицированных [5].

По состоянию на 2010 год в мире инфицировано ВИЧ более 33 миллионов человек, в том числе 17, 5 миллионов женщин и 2,3 миллиона детей

в возрасте до 15 лет. Ежегодно ВИЧ-инфекцией поражает более 500 тысяч детей нашей планеты.

Согласно последним данным, в России насчитывается более 150 000 женщин, живущих с ВИЧ. Большинство из них молоды (18-30 лет) и хотели бы иметь здоровых детей.Разработанные методы профилактики вертикальной передачи ВИЧ делают эту задачу вполне реальной. В период 1987 года по 2007 год у женщин с ВИЧ родилось 51 988 детей, более 8 500 - за 2008 год. В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа беременностей и родов у женщин с ВИЧ[2].

Одной из актуальных и сложных проблем, возникших в последние годы в связи с этим, является проблема интеграции ВИЧ-инфицированных детей в образовательную среду.Эти факты свидетельствуют о том, что в настоящее время существует проблема «ВИЧ и дети», которая затрагивает различные аспекты жизни ВИЧ-инфицированных детей.

В контексте нашего исследования эти позиции подтверждают актуальность и необходимость подготовки будущего учителя к работе с ВИЧ-инфицированными учащимися. С одной стороны будущий учитель как носитель социальной культуры овладеет всеми необходимыми знаниями о ВИЧ-инфекции и ее предупреждении, с другой стороны - у него будет сформирована психологическая готовность и методическая основа для работы с детьми, затронутыми эпидемией ВИЧ-инфекции.

Вопросы профессиональной подготовки будущих учителей с точки зрения разных аспектов рассмотрены в трудах многих исследователей. Однако проблеме подготовки будущего учителя к работе с ВИЧ-инфицированными учащимися в настоящее время уделяется недостаточно внимания. Педагогическая наука и практика только начинает изучать эту проблему, оценивать ее важность для образовательной системы в целом и педагогического образования в частности.

Небольшой опыт реализации таких программ в вузах нашей страны наработан. Так, например, Министерство образования и науки Российской Федерации одобрило Концепцию программы для педагогических вузов и учреждений дополнительного профессионального образования по

профилактике ВИЧ/СПИДа и инициировало процесс разработки образовательного курса по профилактическому образованию в области ВИЧ/СПИДа для всех педагогических вузов страны в тесном сотрудничестве с Бюро ЮНЕСКО в Москве. Для обсуждения программы, методического материала, первых результатов и наиболее актуальных проблем в области профилактики ВИЧ-инфекции через образование в пяти российских городах

была организована серия семинаров, а также в ноябре 2006 года в Москве прошла первая Всероссийская конференция по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции в образовательной среде. Следующим шагом стала апробация программы и методического материала в 2007 году в педагогических вузах Тулы, Новосибирска и Санкт-Петербурга.

Так, в Тульском государственном педагогическом университете активно ведется подготовка студентов к превентивной деятельности в сфере профилактики заболевания ВИЧ. Данной работе предшествовали семинары, где преподаватели разных вузов России обсуждали содержание учебных пособий для студентов, преподавателей и родителей школьников, разработанных коллективом авторов Института специальной психологии и педагогики Санкт-Петербурга. По мнению авторов этой работы, желательно, чтобы учитель любой специальности был готов вести превентивную деятельность в различных образовательных учреждениях. Несомненно, что массовая подготовка учителей в этой сфере педагогики положительно скажется на снижении темпов распространения ВИЧ в России, особенно в детской и молодежной среде [6]. Программа такого курса учитывает содержание Концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде, разработанной Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Министерством образования и науки Российской Федерации [3]. Данный курс предназначен для подготовки студентов педагогических вузов в области профилактики заболевания ВИЧ/СПИДом. Цель курса состоит в том, чтобы развить у будущих учителей необходимые компетенции для успешной профилактики ВИЧ-инфицирования в детско-молодежной среде, обогатить первоначальный опыт профилактической

работы в период педагогических практик, мотивировать самообразование студентов по данной проблеме.

В странах ближнего зарубежья, также как и Россия, столкнувшихся с проблемами распространения ВИЧ-инфекции, существует опыт организации обучения педагогических работников и студентов по проблемам профилактики ВИЧ/СПИДа. Он основан на специфике народной культуры, национального менталитета, опыте других стран в этом вопросе.

Активно занимаются вопросами разработки программ для обучения педагогов профилактике ВИЧ, адаптацией и публикацией обучающих материалов в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане. При поддержке ЮНЕСКО в этих странах адаптировано Руководство по профилактике ВИЧ для школьных учителей и преподавателей педагогических колледжей (2006).

В Киргизии вышло в свет пособие для преподавателей педагогических специальностей высших учебных заведений, разработанное на основе русскоязычной версии, изданной в Казахстане (2007). «Методические

рекомендации по интеграции вопросов профилактики ВИЧ в содержание учебных занятий общеобразовательных школ и организаций начального технического и профессионального образования» были разработаны неправительственной организацией ассоциация «Образование для всех в Казахстане» [6].

Отметим, что эти страны идут по пути обучения работающих руководителей и педагогов, то есть в большей степени отвечают на запросы специалистов, уже столкнувшихся с проблемой обучения ВИЧ-инфицированных детей. Однако, логика дальнейшей работы в этом направлении, безусловно, приведет к тому, что разработанные программы и пособия будут экстраполированы на будущих педагогов.

В других странах сложился иной подход к решению вопросов профилактики ВИЧ разных уровней. Так, в Концепции профилактики ВИЧ-инфекции в учреждениях образования Республики Беларусь отмечается, что ее положения могут быть реализованы только высококвалифицированными специалистами соответствующим образом подготовленными из числа педагогов и медицинских работников с высоким уровнем коммуникативности,

необходимыми психологическими данными, успешным педагогическим опытом.

В государственных педагогических университетах Армении в рамках предмета «Основы медицины», большое внимание придается предотвращению ВИЧ/СПИДа, снижению пределов риска, а также обучению основам безопасного поведения. Предмету предоставляется 3,5 академических «кредита», что составляет 105 академических часов. Все вузовские преподаватели прошли специальную переподготовку [6].

Изучение хронологии развития ВИЧ-инфекции, знакомство с масштабами распространения этого заболевания и его последствиями, анализ опыта организации обучения студентов педагогических вузов в нашей стране и за рубежом позволяет сделать вывод о том, что практически все разработанные и реализуемые программы подготовки будущих учителей по вопросам ВИЧ-инфекции направлены в большей степени на ее профилактику, информирование студентов по данной проблематике и вооружение их образовательно-профилактическими методами работы с учащимися.В настоящее время не разработаны подходы к созданию модели подготовки будущего учителя к работе с ВИЧ-инфицированными учащимися, не определено содержание, формы и технологии такой подготовки, практически отсутствуют информационные и методические пособия по обучению студентов работе с ВИЧ-положительными детьми, и научно-методические рекомендации для разных категорий педагогических специалистов по работе с ВИЧ-инфицированными учащимися.

Библиографический список

1. Дети со знаком «плюс»: Информационное пособие для сотрудников дошкольных и общеобразовательных учреждений / Е.Е. Воронин, Л.А. Глазырина, А.И. Загайнова Т. А. Епоян, Е.В. Фомина; Под ред. А.И. Загайновой. - М., 2008. - 80 с.

2.Иванюшкин, А. Проблемы СПИДа у детей в контексте конвенции о правах ребенка / А. Иванюшкин // Круглый стол. 2009. - № 3. - С. 20 - 31.

3. О Концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде / Письмо Министерства образования и науки РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 4 октября 2005 г.

4. Покровский, В.В., Ермак, Т.Н., Беляева, В.В., Юрин, О.Г. ВИЧ-инфекция: клиника, диагностика и лечение. - М. - 2003.

5. Профилактика ВИЧ/СПИДа у несовершеннолетних в образовательной среде: Учебное пособие для преподавателей педагогических вузов / под ред. Л.М. Шипицыной. -М.: ООО «Фирма «Вариант», - 2006. - 256 с.

6. Профилактика ВИЧ-инфекции средствами образования.Сборник материалов Международной встречи «Профилактика ВИЧ-инфекции средствами образования: методы, проблемы, перспективы международного взаимодействия в этой области». - М.:

Издательский дом «Этносфера», 2008. - 152 с.

Bibliography

1. About the Concept of Preventive Learning in the Sphere of HIV/AIDS Preventive Treatment in Educational Environment / Letter of the Department of Education and Science of Russian Federaion and Federal Agency of Consumers’ Protection and Human Well-Being Supervision, October, 4, 2005.

2. Children with “Plus”: Information Manual for Preschool and secondary School Staff / Е.Е. Voronin, L.A. Glazyrina, A.I. Zagaynova, T.A. Epoyan, E.V. Fomina / Under the Edit. of A.I. Zagaynova. - М., 2008. - 80 p.

3. HIV Preventive Treatment by Means of Education: Collected Works of International Meeting “HIV Preventive Treatment by Means of Education: Methods, Problems, International Interaction Perspectives in the Sphere”. - М.: «Ethnospere» Publishing House, 2008. - 152 p.

4. Ivanyushkin, А. Chidren’s AIDS Problems in the Context of the Children’s Rights Convention / А. Ivanyushkin // Round Table. 2009. - № 3. - P. 20 - 31.

5. Pokrovsky, V.V. HIV-Infection: Clinical Picture, Diagnostics, Treatment /

V.V. Pokrovsky, T.N. Ermak, V.V. Belyaeva, O.G. Yurin. - М. - 2003.

6. The Under Age’s HIV/AIDS Preventive Treatment in Educational Environment : Study Guide for Higher Pedagogical School Teachers / Under the Edit. of L.M. Shipitsyna . - М.: LLC «Variant» Firm. - 2006. - 256 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.