Научная статья на тему 'Стратегические направления развития регионального профессионального образования'

Стратегические направления развития регионального профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / STRATEGY / VOCATIONAL EDUCATION / THE REGIONAL TARGET PROGRAM FOR DEVELOPMENT OF A COMPREHENSIVE PROFESSIONAL EDUCATION / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF MODERNIZATION OF A REGIONAL VOCATIONAL EDUCATION / REGIONAL EDUCATIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кураков А. Л.

В статье рассмотрены региональные целевые комплексные программы развития профессионального образования как важнейший фактор социально-экономических преобразований административно-территориальных образований. Определены стратегические направления социально-экономического развития регионального профессионального образования на основе комплексных программ. Особое внимание уделено формированию организационно-экономических механизмов совершенствования и развития профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кураков А. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC DIRECTION FOR DEVELOPMENT OF REGIONAL EDUCATION

The article deals with the regional target complex programs of vocational education as a major factor of socio-economic transformation of the administrative-territorial entities. The strategic direction of the socio-economic development of the regional vocational education through integrated programs. Particular attention is paid to the development of organizational and economic mechanisms for the improvement and development of vocational education.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления развития регионального профессионального образования»

УПРАВЛЕНИЕ

Изучив современное состояние территориального планирования, проанализировав условия и современные тенденции социально-экономического развития территории, - можно сделать вывод о необходимости использования маркетингового подхода в управлении городами. Постиндустриальная экономика заставляет нас задуматься о поиске новых идей. Общество, использующее инновации в процессе своей повседневной деятельности, может извлечь прямую выгоду не только от производственной экономики, но и от экономики знаний. Город, населённый простыми потребителями товаров и услуг не может конкурировать с другими успешными территориями. Потенциал муниципалитета - вот главный товар, который позволяет его жителям, развивая город - развивать себя!

Литература:

1. Мещеряков Т.В. Символические ресурсы территории // Сборник трудов заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социально-экономического развития России до 2020 года» 26 июня 2008 г./Под общей редакцией д-ра экон. наук

Н.В.Афанасьевой - СПб: Изд-во СЗТУ, 2008.

2. Мещеряков Т.В. Бренд территории как фактор развития ее конкурентного потенциала // Современная Россия: проблемы социально-экономического, экологического и духовно-политического развития, всерос. Науч.-прак. конф. (2009; Волгоград). Всероссийская научно-практическая конференция, июнь-июль 2009г.: [материалы]. - Волгоград - М.: ООО «Глобус», 2009.

3. Друкер П. Эпоха разрыва / П. Друкер. - М.: Вильямс, 2007.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кураков А.Л., к.э.н., профессор

В статье рассмотрены региональные целевые комплексные программы развития профессионального образования как важнейший фактор социально-экономических преобразований административно-территориальных образований. Определены стратегические направления социально-экономического развития регионального профессионального образования на основе комплексных программ. Особое внимание уделено формированию организационно-экономических механизмов совершенствования и развития профессионального образования.

Ключевые слова: стратегия, профессиональное образование, региональная комплексная целевая программа развития профессионального образования, организационно-экономический механизм модернизации и развития регионального профессионального образования, региональная образовательная политика.

STRATEGIC DIRECTION FOR DEVELOPMENT OF REGIONAL EDUCATION

Kurakov A., Ph.D., Professor

The article deals with the regional target complex programs of vocational education as a major factor of socio-economic transformation of the administrative-territorial entities. The strategic direction of the socio-economic development of the regional vocational education through integrated programs. Particular attention is paid to the development of organizational and economic mechanisms for the improvement and development of vocational education.

Keywords: strategy, vocational education, the regional target program for development of a comprehensive professional education, organizational and economic mechanism of modernization and development of a regional vocational education, regional educational policy.

Основным из общего состава стратегических направлений, определяющих основу стабилизации и дальнейшего развития профессионального образования, выступает разработка его региональной целевой программы.

Региональные целевые комплексные программы развития профессионального образования в настоящее время становятся важным фактором социально-экономических преобразований административно-территориальных образований. Тем самым исключительное значение приобретают организация и финансирование научного обеспечения создания и реализации государственной стратегии развития системы образования в средне-, долгосрочном периодах, соединяющей школу вуз и регион. Так, например, проведенное исследование целевых комплексных программ и стратегических направлений развития профессионального образования ряда субъектов федерации (Республики Башкортостан, Чувашской Республики, Саратовской, Астраханской, Новгородской и других областей) позволил выделить общие методологические основы, структурные элементы и определить приоритетные направления социально-экономического и инновационного развития профессионального образования [4, 11, 19].

Как правило, целевые комплексные программы рассчитаны на пятилетний период и структурно, и по объемам финансирования близки в различных регионах. Содержание целевых программ включает в себя концепцию, раскрывающую проблемы профессионального образования в регионе, цель и задачи его развития, а также основные программные организационно-экономические, финансово-инвестиционные и инновационные меры. В ряде целевых программ раскрывается организационно-экономический механизм их реализации и приводится прогноз ожидаемых экономических и социальных результатов.

Формируемый организационно-экономический механизм поэтапного и своевременного выполнения целевых комплексных образовательных программ, на наш взгляд, должен быть направлен на установление сбалансированности ресурсного потенциала про-

граммы и планируемых к достижению программных результатов

[1, 8, 14].

Приступая к разработке региональной (муниципальной) целевой программы развития профессионального образования, следует избегать таких недостатков в ранее осуществлявшихся федеральных и региональных инвестиционных проектах и программах, как: отсутствие конкретности в постановке целей; подмена их намерениями или направлениями действий без выделения приоритетных целевых ориентаций; отсутствие обоснованного определения сметной стоимости предлагаемых изменений; низкий уровень методических положений по оценке экономических результатов; недостаточное изучение социально-образовательных потребностей [9].

Поэтому на начально-подготовительном этапе формирования и обоснования экономической и социальной значимости целевых комплексных программ социально-экономического развития регионального профессионального образования, на наш взгляд, необходимо:

• оценить исходный уровень качества региональной (муниципальной) системы профессионального образования не описательно, а на основе конкретных критериев и показателей;

• изучить потребности различных социальных групп населения с целью уточнения социального заказа на получение профессионального образования;

• выполнить анализ установленных приоритетов в развитии профессионального образования региона и на основе ранжирования приоритетов установить последовательность реализации программный целей, достижения планируемых экономических и социальных результатов;

• рассчитать объемы финансирования процесса достижения поставленных целей, сопоставить их с текущими целями, определить направление преодоления несоответствий либо произвести корректировку последовательности реализации программных целей;

• обеспечить территориальную межведомственную координа-

цию принятия всех программных решений, многоканальное и многоуровневое финансирование, а также организацию выполнения поставленных целей;

• разработать рациональный механизм обеспечения социального и частно-государственного партнерства в области решения проблем профессионального образования;

• в целях повышения уровня объективизации выполняемой программы следует использовать варианты экспертно-сценарного прогноза, что позволит региональному менеджменту реагировать на общую социально-экономическую ситуацию и иметь представление о возможных вариантах социально-экономического развития и способах реагирования на негативное влияние факторов внешней среды в различных условиях [11, 18].

Экономическая целесообразность создания и использования организационно-экономического механизма обеспечения эффективности использования всех видов ресурсов в рамках осуществления целевой программы развития регионального профессионального образования состоит в осуществлении целевой ориентации программы на сохранение и развитие профессионального образования региона за счет экономии и рационального использования бюджетных средств, достигаемой посредством реализации комплекса мероприятий по различным направлениям, уровням бюджетов, профессионального образования и видам расходов, осуществляемых в сфере образования.

Целевая комплексная программа развития профессионального образования в регионе должна быть основана на принципах частичного изменения механизмов формирования и использования финансовых средств, реструктуризации системы профессионального образования. При этом целевая региональная программа развития регионального профессионального образования должна быть направлена на решение следующих задач:

• совершенствование системы, механизмов планирования и определения затрат на нужды профессионального образования;

• определение наиболее экономически приемлемых схем использования разноуровневых бюджетных средств;

• установление и обоснование основных направлений экономии разноуровневых бюджетных средств, выделяемых на развитие профессионального образования региона с учетом особенностей социально-экономического развития учреждений начального, среднего специального и высшего профессионального образования;

• совершенствование механизмов контроля использования бюджетных средств в учреждениях профессионального образования [10, 12].

Для определения возможностей экономии и рационализации использования бюджетных средств, как нам представляется, можно условно выделить следующие стратегические направления развития для различных уровней профессионального образования и образовательных учреждений.

Так, для начального профессионального образования стратегическими направлениями перспективного развития и экономии бюджетных средств могут выступать:

• введение государственного минимального социального стандарта, характеризующего объем предоставляемых образовательных услуг, необходимых и достаточных для получения рабочей профессии необходимой квалификации, и финансируемого в полном объеме за счет бюджетных средств;

• приведение сроков обучения к законодательным требованиям (не более двух лет), ограничение количества учащихся, получающих повышенный уровень подготовки (срок обучения три года);

• снижение числа профессий, по которым обучение базируется на полном среднем образовании;

• рационализация сети учебных заведений и перечня специальностей.

Среднее профессиональное образование в качестве основных направлений экономии бюджетных средств может включать:

• введение государственного минимального социального стандарта, характеризующего объем предоставляемых образовательных услуг, необходимых для получения соответствующего уровня квалификации и финансируемых в полном объеме за счет бюджетных средств;

• сокращение сроков вечернего и заочного обучения до двухтрех лет;

• инвентаризация учебных заведений по местоположению и набору специальностей, оптимизация структуры профессиональных учебных заведений, в том числе их объединение, ликвидация

(в необходимых случаях), присоединение к образовательным учреждениям других уровней образования;

• разработка механизма возврата студентам средств на обучение в случае их отчисления по неуважительным причинам (например, по неуспеваемости).

Стратегические направления социально-экономического развития регионального профессионального образования, реализуемые посредством комплексных целевых программ, должны основываться на их структурном обеспечении перспективного развития [5, 15, 17].

Так, структура комплексной целевой программы должна формироваться исходя из таких основных разделов программы, как правовой, экономический, организационный.

Рационализация структуры программы развития регионального профессионального образования должна выражаться в установлении минимального числа разделов, в определении функционального назначения и целевой ориентации программы.

Формирование правового, экономического и организационного разделов, на наш взгляд, может характеризовать в должной мере как функциональное назначение, так и целевую ориентацию программы развития регионального профессионального образования.

Так, правовой раздел должен соединять все уровни бюджетного финансирования образования и обеспечивать создание нормативно-правовой базы совершенствования и развития регионального профессионального образования на основе рационального использования бюджетных средств.

Экономический раздел целевой комплексной программы должен учитывать специфику финансирования профессиональных образовательных учреждений из бюджетов различных уровней и подразделяться в соответствии с уровнями бюджетов на федеральное, региональное, муниципальное направления. Экономический раздел раскрывает экономический механизм совершенствования и развития профессионального образования на основе эффективного использования бюджетных средств.

Организационный раздел программы должен содержать структурные части, в соответствии с уровнями бюджетов и группами образовательных учреждений и образовательных программ, которые могут быть объединены в блоки начального, среднего и высшего профессионального образования.

В основу программных мероприятий по стабилизации социально-экономического развития учреждений профессионального образования положен принцип непрерывного принятия мер по государственному регулированию и внесению коррективов в региональную политику. Эти задачи особенно актуальны для системы образования, которая в значительной мере представляет собой федеральную модель управления. В ней в существенной мере проявляется степень государственного воздействия на процессы в учебных заведениях профессионального образования.

Бюджетополучателям постоянно предлагается самостоятельно решать проблемы по приведению фактических расходов в соответствие с выделенными бюджетными ассигнованиями. В настоящее время уровень сбалансированности противоречий, в которые вовлечено профессиональное образование, во многом зависит от качества нормативно-правового регламентирования.

В тех условиях, когда безупречные правовые нормы и конституционные гарантии не могут быть в полной мере обеспечены бюджетными ресурсами, успешное функционирование профессионального образования и реализация ключевых направлений его развития не может осуществляться без роста эффективности используемых бюджетных средств.

В этой связи следует отметить, что в условиях, когда действующие экономические механизмы саморегуляции перестали быть результативными, сеть бюджетных учреждении профессионального образования не оптимальна, а у государства нет средств на ее полное содержание и развитие. Поэтому необходимо не только менять методологические принципы финансирования расходов, но и стремиться преодолеть противоречивость и неоднозначность толкования регулирующих нормативно-правовых актов, внести в них соответствующие изменения.

Важно отметить, что количество и качество бесплатных социальных и образовательных услуг населению находятся в прямой зависимости от объема бюджета, предназначенного на эти цели. Поскольку доля бюджета минимизирована, необходимо изыскивать внутренние резервы для сохранения и развития системы профессионального образования. При этом успех реализации важных со-

циальных образовательных инициатив возможен только при комплексном учете нормативно-правового, экономического, организационного влияния [1, 5].

Наиболее важными стратегическими направлениями эффективности использования бюджетных средств в профессиональном образовании, на наш взгляд, являются:

• создание организационных и экономических механизмов эффективного использования имеющихся финансовых, материальнотехнических и трудовых ресурсов;

• обоснованное распределение полномочий менеджмента учреждений профессионального образования по управлению располагаемыми видами ресурсов;

• структурно-функциональные преобразования внутри системы управления текущей деятельностью и перспективным развитием учреждений профессионального образования;

• совершенствование методов привлечения и использования внебюджетных средств.

Комплексное рассмотрение проблем экономии и повышения эффективности использования всех видов ресурсов, включая бюджетные средства в профессиональном образовании, показывает, что между представленными выше разделами программы развития профессионального образования в регионе нет жестких ограничений.

Любой из разделов программы самым непосредственным образом может повлиять на условия функционирования и финансового обеспечения профессиональных образовательных учреждений. Сложные процессы взаимодействия между разделами комплексной целевой программы базируются на правовых, экономических и организационных положениях, которые в равной степени применимы к любому уровню бюджетного обеспечения и виду расходов на потребляемые ресурсы [10, 11].

Программно-целевое и стратегическое развитие профессионального образования региона в существенной степени зависит от осуществляемого в настоящее время перехода к демократическому и правовому государству, к развитой рыночной экономике, необходимости преодоления опасности отставания народного хозяйства от мировых тенденций экономического и инновационного развития.

В современном мире значение профессионального образования, как важнейшего фактора формирования состава конкурентных преимуществ экономики, возрастает вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российское профессиональное образование способно конкурировать с профессиональным образованием промышленно развитых стран. При этом со стороны менеджмента профессионального образования необходимы поддержка проводимых образовательных преобразований, восстановление ответственности и активной роли государства в процессе модернизации профессионального образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Основой для программно-целевого и стратегического развития регионального профессионального образования выступает Национальная доктрина образования в Российской Федерации, а также Федеральная программа развития образования до 2025 года, концепция модернизации российского образования на период до 2012 года, результаты анализа состояния региональной системы профессионального образования, ее потенциал.

Так, Национальная доктрина образования ориентирует на обеспечение доступности образования и повышение качества образования. Основными факторами повышения качества образования являются создание демократической системы образования, индивидуализация образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, качества образовательных услуг.

Концепция модернизации образования развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены законом Российской Федерации «Об образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года [20].

Концепция связана с основными направлениями социальноэкономической политики правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящем десятилетии - модернизации образования.

Главная задача и цель модернизации профессионального образования состоят в создании рационального механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели,

по нашему мнению, необходимо решать в первоочередном порядке следующие приоритетные взаимосвязанные задачи:

• достижение высокого качества начального, среднего специального и высшего профессионального образования;

• формирование нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов для учреждений профессионального образования;

• повышение социального статуса и профессионализма работников профессионального образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

• развитие профессионального образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителей и в целом профессионального образовательного учреждения.

Основой современной политики государства в области профессионального образования являются социальная адресность и сбалансированность социальных и экономических интересов.

Стратегические цели модернизации профессионального образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия учреждений профессионального образования с участниками национальной экономики, науки, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.

В ходе модернизации профессионального образования как приоритетной национальной экономики государство должно наращивать ее финансовую поддержку до уровня сбалансированности потребности рынка в квалифицированных работниках и специалистах [7, 13, 19].

Важными элементами формирования организационно-экономических механизмов модернизации и развития образования, обеспечивающих повышение уровня инновационности, высокий уровень качества образовательных услуг и необходимое для этого финансирование отрасли, на наш взгляд, должны стать:

• введение нормативного, бюджетного финансирования учреждений профессионального образования с учетом соблюдения государственных образовательных стандартов и необходимых условий осуществления образовательного процесса;

• создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования граждан из малообеспеченных семей;

• выделение средств на развитие образования из бюджетов всех уровней, включая средства на приобретение учреждениями профессионального образования учебно-лабораторного оборудования, информационно-вычислительной техники и информационных ресурсов, а также на повышение квалификации преподавателей;

• достижение транспарентности межбюджетных отношений в процессе финансового обеспечения учреждений профессионального образования;

• развитие механизмов финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных районов с учетом требований организационной, информационной и технологической модернизации образования, повышения уровня качества оказываемых услуг;

• обеспечение целевого использования средств, выделяемых на нужды учреждений профессионального образования из различных бюджетов, стимулирование соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования на контрактной основе;

• нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельности учреждений профессионального образования, в том числе на основе увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений;

• соблюдение транспарентности финансовой деятельности профессиональных образовательных учреждений, повышение их финансово-экономической ответственности за проведение и качество образовательных услуг;

• осуществление организационно-экономических мер для привлечения дополнительных средств в учреждения образования;

• расширение в рамках профессиональных образовательных учреждений дополнительных платных образовательных услуг, в том числе для населения, как средство удовлетворения повышенного образовательного спроса и как внутренний ресурс финансирования профессиональных образовательных учреждений, стимулирования инновационных образовательных процессов;

• создание на базе профессиональных образовательных учреждений культурно-образовательных, учебно-производственных, медико-оздоровительных центров;

• поддержка профильного учебного производства на основе профессиональных образовательных учреждений;

• предоставление возможности использовать средства Федеральной программы развития профессионального образования для финансирования программ развития всех типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений на условиях софинансирования из разноуровневых бюджетов [11, 19, 21].

Региональное профессиональное образование должно быть ориентировано не только на удовлетворение запросов государства, но и на постоянно возрастающий рыночный спрос на образовательных услуги, на конкретные социально-экономические интересы семей, предприятий.

Целевая ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов в учебных заведениях профессионального образования.

Инновационное преобразование профессионального образования - это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии потребителей образовательных услуг. Инновационное преобразование должно привести к достижению нового качества профессионального образования, которое определяется, прежде всего, его соответствием актуальным и перспективным требованиям повышения региональных и народнохозяйственных конкурентных преимуществ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На первом этапе инновационных преобразований следует в полном объеме восстановить ответственность государства в сфере профессионального образования. Государство обеспечивает активизацию процесса модернизации профессионального образования, создавая при этом необходимые условия для широкого участия потребителей образовательных услуг в этом процессе.

Инновационное преобразование профессионального образования происходит в составе общего процесса реформирования различных сторон социально-экономического развития регионов, народного хозяйства, в тесном взаимодействии с другими реформами, одновременно являясь для них источником обеспечения необходимыми ресурсами квалифицированных рабочих и специалистов [3, 16].

На этапе инновационного преобразования образовательная система тесно связана с процессом ее стабилизации, выходом на минимальные бюджетные нормативы финансового обеспечения, решением социально значимых проблем.

Основными направлениями и первоочередными мерами в реализации стратегии перспективного развития регионального профессионального образования, на наш взгляд, являются:

• передача оплаты труда работников учреждений профессионального образования, финансового обеспечения учебного процесса на уровень субъектов Российской Федерации и придание муниципальным учреждениям статуса государственного образовательного учреждения;

• разработка нормативно-правовых положений для соучредительства профессиональных образовательных учреждений субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления;

• повышение уровня инновационности услуг образования и рационализация механизмов контроля за качеством услуг;

• формирование и приведение в действие независимой от органов управления профессиональным образованием государственной системы аттестации и контроля качества образования;

• рационализация структуры и увеличение бюджетного финансирования, основанных на обеспечении бюджетного финансирования образования в приоритетном порядке, увеличении доли бюджетных средств, в том числе в рамках федеральных целевых программ, направляемых на развитие материально-технической базы профессионального образования;

• развитие нормативного, финансового обеспечения профессиональных образовательных учреждений, моделей финансирования и других организационно-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное использование финансовых средств;

• усиление социальной направленности профессионального образования на основе обеспечения адресной социальной поддержки обучающихся из малообеспеченных семей;

• совершенствование структуры и сети учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, развитие

профессиональных колледжей, актуализация содержания и повышение качества профессиональной подготовки, ее ориентация на потребности местных рынков труда;

• развитие профессионального образования взрослых и непрерывного профессионального образования, концентрация переподготовки высвобождающегося и незанятого в экономике населения в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования;

• осуществление организационно-экономических мер, направленных на реализацию государственных приоритетов в профессиональном образовании (государственное задание, целевые возвратные субсидии);

• получение достоверных оценок прогнозирования перспективной потребности в квалифицированных кадрах в составе профессий и специальностей, корректировке на этой основе государственных заданий на выпуск квалифицированных рабочих и специалистов учреждениям профессионального образования;

• содействие экономической самостоятельности и разнообразию форм профессиональных образовательных учреждений, инвестиционной привлекательности профессионального образования посредством внесения поправок в законодательство Российской Федерации и регионов, стимулирование таким образом юридических лиц и граждан, инвестирующих в профессиональное образование или оказывающих ему безвозмездную поддержку;

• повышение социального статуса, профессионального уровня работников образования и увеличение государственной поддержки за счет введения надбавок, стимулирующих высокие результаты педагогической работы, за продолжительность непрерывной работы в образовательных учреждениях, совершенствование системы пенсионного обеспечения различных категорий педагогических работников, их медицинского и социального страхования;

• разработка и реализация в рамках Федеральной программы развития профессионального образования приоритетного направления «Педагогические кадры России»;

• обновление комплекса научно-методического обеспечения профессионального образования, повышение уровня организации педагогической науки, передовой образовательной практики, повышение роли педагогической науки в поддержке, проектировании, экспертизе образовательных инноваций, в обеспечении непрерывности процессов обновления профессионального образования;

• приведение нормативно-правовой базы сферы образования в соответствие с задачами ее модернизации [11, 19].

Стратегические направления социально-экономического развития профессионального образования должны основываться на детальном анализе регионального опыта и специфики местных условий, обеспечивать достижение основных задач модернизации образования, его качества и реальной доступности для населения.

Осуществление следующего этапа устанавливаемого стратегического направления развития профессионального образования должно основываться на разработке соответствующих компенсирующих механизмов. Поэтому необходимо последовательное расширение ресурсного обеспечения профессионального образования, в первую очередь, со стороны разноуровневых бюджетов.

Особое значение при этом приобретает разработка механизмов управления инновационными проектами, формируемых с целью реализации новых информационно-технологических моделей в образовании, которые должны внедряться с учетом региональной специфики.

Стратегическое направление развития регионального профессионального образования должно быть принято и поддерживаться предприятиями, семьями, местным самоуправлением, общественными организациями (группами поддержки - стейкхолдерами). Эта поддержка может быть осуществлена на основе роста доходов семей и предприятий (и прямо зависящие от них возможности местных бюджетов), что позволит существенно, увеличить платежеспособный спрос на услуги профессионального образования, расширить поддержку образовательных учреждений как в форме бюджетного финансирования, так и в виде спонсорской, а также иной помощи.

Кроме того, формирование прозрачных механизмов управления профессиональными образовательными учреждениями сделает более эффективными различные формы внешней социальной и экономической поддержки, контроля.

В целом профессиональное образование должно быть ориентировано на рынок труда и на требования социально-экономического

развития народного хозяйства. Контакты с конечными потребителями образовательных услуг частично вытеснят форму государственных заданий (особенно в начальном и среднем специальном и профессиональном образовании). Это позволит снизить темпы роста бюджетного финансирования профессионального образования.

В период 2010-2015 годов, на наш взгляд, должны быть проявлены первые результаты модернизации образования, выражающиеся в:

• росте его ресурсообеспеченности, исходя из перенаправления имеющихся объемов финансовых средств;

• реальном повышении качества профессионального образования на международном уровне, экспорте образовательных услуг;

• обеспечении роста социального статуса и улучшении качественного педагогического состава на основе повышения оплаты труда работников профессионального образования;

• повышении конкурентоспособности профессионального образования в результате опережающего обновления материальнотехнической базы начального, среднего и высшего профессионального образования, их целевой ориентации на рынки труда.

В соответствии с учетом современного социально-экономического и инновационного развития субъектов Российской Федерации, по нашему мнению, необходимо определить такие задачи по созданию условий, необходимых для формирования новых целевых ориентаций и стратегических направлений развития образовательного процесса, как:

• развитие инновационной и опытно-экспериментальной деятельности профессиональных образовательных учреждений, что должно быть направлено на поддержку и развитие сети федеральных и городских экспериментальных площадок, опорных профессиональных учреждений;

• обеспечение трудовыми квалифицированными ресурсами, что направлено на удовлетворение потребности в квалифицированных педагогических работниках, рационализацию системы переподготовки и регулярного повышения квалификации руководителей органов управления профессиональным образованием, руководящих работников образовательных учреждений.

Приоритетами региональной социальной политики в области профессионального образования является улучшение демографической ситуации и охраны здоровья населения, рационализация регулирования занятости и доходов граждан, совершенствование профессиональной подготовки [2, 4, 22].

Выработка каждым регионом собственной политики в области профессионального образования основана на рационализации элементного взаимодействия системы образования, что позволяет отразить специфические социально-экономические проблемы территории, ее национально-культурные традиции, разработать механизм вхождения профессиональной образовательной системы в федеральное образовательное пространство.

Регионализация образовательной политики даёт возможность своевременно выделить её приоритетные направления, сопоставить цели государственной стратегии развития с состоянием профессионального образования в регионе и, соответственно, определить первоочередные задачи.

Развитию профессионального образования региона, на наш взгляд, содействуют внесистемные и внутрисистемные факторы. При этом развитие профессионального образования должно происходить в условиях политической стабильности, постепенного преодоления последствий экономического кризиса.

Таким образом, есть основание полагать, что внешние факторы, несмотря на неизбежную ограниченность финансовых ресурсов, будут достаточно благоприятны для реализации программ и стратегических направлений развития региональной системы профессионального образования.

Вместе с тем следует учитывать и ряд внутрисистемных факторов, действие которых может затруднить достижение устанавливаемых целевых ориентиров экономической результативности, осуществление стратегических направлений развития профессионального образования.

Проводимая в настоящее время коммерциализация учреждений профессионального образования связана с тем, что минимальные потребности образовательных учреждений не могут быть удовлетворены за счет средств бюджета. Однако коммерциализация профессионального образования создает опасность разрыва между декларируемыми конституцией правами граждан, педагогическими целями и реальной педагогической практикой.

Литература:

1. Ващенко С.Н. Формирование механизма противодействия рискам достижения и кластеризации целевых ориентиров системы бюджетного планирования в регионе: препринт. - СПб.: Диалог, 2010.

2. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление. - М.: АСТ, 2009.

3. Гуриева Л.К. Стратегия инновационного развития экономики региона: теория и методология. - Владикавказ: Изд-во Сев.-Осетинского гос. ун-та им. К.Л. Хетагурова, 2007.

4. Зарова Е.В., Приживин Р.А. Сбалансированная система показателей развития региона: статистическое обоснование и эконометрическое моделирование // Вопросы статистики. - 2008. - № 8.

- С. 59-66.

5. Ильинова А.А. Корпоративная стратегия: современное состояние и проблемы формирования. - Новочеркасск: ЮРГТУ(Н-ПИ), 2007.

6. Кабанов А.А. Критерий и показатели эффективности регионального производства: препринт. - СПб.: Диалог, 2010.

7. Кокинз Г. Управление результативностью: как преодолеть разрыв между объявленной стратегией и реальными процессами / пер. с англ. П. Тимофеева. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

8. Коротаев Е.В. Эффективность механизма государственного регулирования рынка социально значимых услуг // Вестник Российской академии естественных наук. Сер. экономическая. - 2010.

- № 2. - С. 64-65.

9. Кох Р.С. Основы стратегического мышления и пошаговые инструкции по разработке и реализации стратегических планов / пер. с англ. Е.Н. Кушнаревой. - М.: Эксмо, 2007.

10. Кроливеций Э.Н. Ориентация целевых комплексных программ и управления развитием социально-экономических систем на достижение наибольших результатов // Вестник института экономики и управления СПбГУКиТ: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. А.Д. Евменова. - СПб: Изд-во СПбГУКиТ, 2008. - Вып. 2(25). - С. 170-174.

11. Кураков А.Л. Формирование механизма управления развитием региональных учреждений профессионального образования / / Актуальные проблемы экономики и права. - 2011. - № 4. - С. 172174.

12. Кэмпбел Д., Стоун Хаус Дж., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент: учебник / пер. с англ. Н.И. Алмазовой. - М.: Проспект, 2003.

13. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент. - М.: ИНФ-РА-М, 2007.

14. Лексин В., Швецов А. Смысл и механизмы государственного регулирования территориального развития // Российский экономический журнал. - 2006. - № 3.

15. Марача В.Г. Региональное стратегирование как метод повышения эффективности государственного управления региональным развитием в Российской Федерации // Инновации в общественной сфере: сб. тр. Ин-та системного анализа Российской академии наук / под ред. Б.В. Сазонова. - М.: УРСС, 2008.

16. Марьяненко В.П. Формирование инновационной стратегии организации. - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2005.

17. Михеева Н.Н. Региональные пропорции экономического роста в России // Регион: экономика и социология. - 2008. - № 2. -С. 225-243.

18. Несмачных О.В., Литовченко В.В. Оценка эффективности реализации финансовой стратегии предприятия на основе сбалансированной системы показателей. - Хабаровск: ХГАЭП, 2007.

19. Петров А.Н., Подшибякина Е.Н., Кураков А.Л. Региональная система образования: социально-экономическое управление. -М.: Вуз и школа, 2004.

20. Об образовании: Федеральный закон Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992 г. // Справочно-правовая система Кон-сультантПлюс.

21. Региональная стратегия экономического роста - 2015 / отв. ред. В. А. Ильин. - М.: Наука, 2007.

22. Стратегические приоритеты регионального развития: от теории к принципам формирования единого социально-экономического пространства / под ред. В.В. Окрепилова; Ин-т проблем регионального развития экономики РАН. - СПб.: Наука, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.