УДК 332.1
Д. В. Кашпаров
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматривается содержание ряда программ социально-экономического развития Калининградской области, в том числе связанные с поддержкой малого предпринимательства. Обосновывается необходимость учета содержания обозначенных программ в формировании специализированной программы развития среднего профессионального образования.
This article focuses on a number of programs for the socio-economic development of the Kaliningrad region, including those aimed to support small business. The author emphasizes the need to take into account the content of programs in the development of a specialized program for the development of secondary vocational training.
Ключевые слова: региональное развитие, среднее профессиональное образование, стратегия развития региона, программа развития среднего профессионального образования.
Key words: regional development, vocational training, regional development strategy, program for the development of secondary vocational training.
Региональное социально-экономическое развитие основано на перспективах — стратегиях и планах реализации целей и задач, обусловливающих выход на более высокий уровень качества жизни. Различные подходы и методы, используемые при планировании регионального развития, призваны создавать условия для перехода на качественный уровень процессов, происходящих на конкретной территории, в перспективе. Возможные направления развития системы среднего профессионального образования как одного из образовательных уровней выстраиваются на основе реализации разных стратегий и программ.
Экономическая стратегия характеризует набор определенных правил и приемов, обеспечивающих достижение основополагающих целей развития региональной хозяйственной системы в условиях неопределенности [1; 2].
Программный метод был и остается одним из важнейших инструментов решения проблем и задач региона. Эволюция изменения и развития области ведет к изменению и переутверждению соответствующих программ развития. Содержание каждой из них обусловливалось особенностями этапа развития страны и региона, а также устремлениями, связанными с развитием региона.
В 1990 г. профессор Ю. С. Маточкин предложил стратегию развития региона как свободной экономической зоны. C 1991 г. и по настоящее время разрабатываются различные стратегии и программы развития региона. Некоторые из них, в силу тех или иных обстоятельств, так и остались на бумаге, другие частично или в достаточном объеме были реализованы. В 1994 г. появится проект «Федеральной целевой программы социально-экономического развития Калининградской области на 1995 — 2000 гг.». В 1997 г. — Федеральная целевая программа (ФЦП) развития Калининградской области как Особой экономической зоны на период 1997—2005 гг. [3]. В начале 1998 г. профессор В. В. Ивченко предложил морехозяйственную стратегию развития Калининградской области в тесной увязке с аналогичным комплексом Санкт-Петербурга. В 2001 г. в контексте происходящих в регионе перемен была утверждена Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2010 г., главная цель которой — создании условий для устойчивого социально-экономического развития области на основе сбалансированной промышленной политики и развития экспортного потенциала региона.
Основные социально-экономические показатели функционирования ОЭЗ позволили внести коррективы по части расширения содержания и формулировки новых планов и задач действующей на тот период ФЦП и, по сути, стали фундаментом при разработке «Программы социально-экономического развития Калининградской области на 2007—2016 гг.» [4]. В марте 2007
г. принимается постановление Правительства Калининградской области -«О стратегии социально-
-т Вестник Балтийского федерального университета им. И. Кантаї/шТ. Вып. 3. сС./2-77. *
экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу» [5].
При разработке обозначенных стратегий и программ учитываются механизмы реализации соответствующих целей задач, их состояние, возможности развития и ресурсное обеспечение.
Одно из них — малое предпринимательство (МП), которое в своей деятельности ориентируется на определение подпрограммы, разрабатываемые и реализуемые в контексте стратегий и программ регионального развития.
На базе подготовленных Институтом стратегического анализа развития предпринимательства методических рекомендаций [6] регионы страны разрабатывают программы, поддерживающие и усиливающие как роль МП в контексте реализации различных целей и задач региональной политики, так и его влияния на результаты социально-экономических процессов. Изначально первоочередной задачей было создание необходимых условий для становления малого бизнеса. Поэтому в блок функциональных подпрограмм были выделены мероприятия по нормативноправовому и инфраструктурному, финансовому, информационному, организационному, материально-техническому и кадровому обеспечению деятельности МП. Калининградская область в этом процессе не стала исключением, реализуя политику по государственному регулированию малого предпринимательства в рамках Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в РФ. Так, в 2004 г. завершено выполнение очередной региональной Программы государственной поддержки малого предпринимательства на 2003 — 2004 гг. и разработана новая — на 2005 — 2007 гг., представлявшая собой комплексный план дальнейших действий по созданию благоприятной для малого предпринимательства среды, которая опиралась на уже созданную инфраструктуру поддержки МП региона. По итогам реализации целевой программы региона «Основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в Калининградской области на 2007—2011 годы» предполагается довести число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 1 тыс. жителей до 19,7 единиц; долю работающих в субъектах малого и среднего предпринимательства (в % от занятых в экономике) — до 40,1 %; размер средней заработной платы — до 20,2 тыс. руб., при вкладе субъектов малого и среднего предпринимательства в ВРП Калининградской области — 50,5 %.
Реализация обозначенных приоритетных направлений и задач требует соответствующего ресурсного обеспечения. «Узким местом» здесь, как показал анализ, являются трудовые ресурсы в контексте как качественных, так и количественных показателей. Система образования как элемент инфраструктурного обеспечения деятельности рынка призвана выполнять функции по обеспечению социально-экономических процессов страны кадрами, обладающими опережающими знаниями в различных сферах деятельности. В своем развитии система образования страны опирается на принятые стратегии и программы развития. В частности, в федеральной целевой программе развития образования на 2006—2010 гг. главной целью определено обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании [8].
В Калининградской области на основе этой программы реализуется программа «Развитие образования на 2007—2011 гг.» [9]. В части задач региональная программа схожа с
соответствующей программой на федеральном уровне. Вместе с тем каждая из задач программы представлена в виде направлений со своими целями и способами реализации, позволяющими конкретизировать обозначенные общие задачи программы.
В пояснительной записке говорится, что в регионе существует устойчивый спрос на специалистов профессий, для которых не требуется высшее профессиональное образование: речь идет о 77 % всех предлагаемых рабочих мест. По прогнозам, к 2012 г. потребность в специалистах со средним профессиональным образованием в регионе составит около 60 %.
Складывающаяся ситуация требует детализировать действия разных уровней образования, где одно из важных мест будет занимать система среднего профессионального образования (СПО).
Анализ ситуации показывает, что в настоящее время комплексной эффективной программы развития системы СПО в регионе как элемента, обеспечивающего осуществления стратегий и программ регионального развития, в контексте функционирования уровней предпринимательства — нет. Поэтому требуется ее скорейшая разработка и реализация.
Основные направления выполнения новой для региона программы развития СПО следующие: 1) создание новых моделей подготовки преподавательских и управленческих кадров для учреждений СПО; 2) проведение информационной кампании по повышению престижности квалифицированного рабочего труда; 3) развитие системы мониторинга потребностей рынка труда в квалифицированных рабочих кадрах с соответствующими прогнозами на будущее с учетом внедрения ресурсосберегающих технологий и новой техники; 4) укрепление и развитие имеющегося в системе СПО потенциала преподавательских кадров и стимулирование обучающихся, показывающих высокие результаты; 5) инновационное развитие
профессионального образования; 6) разработка стратегии формирования кадрового резерва.
Новая программа должна позволить повысить качество образования, престиж рабочего труда и привлекательность СПО для молодежи, увеличить востребованность и мобильность выпускников на рынке труда, удовлетворить потребности бизнеса и промышленности в квалифицированных рабочих кадрах. Кроме того, содержательными ориентирами для такой программы должны стать проблемы, цели и задачи стратегий и программ общерегионального развития и определенных секторов экономики, таких, например, как малое предпринимательство, конкурентоспособность которого будет одним из эффективных инструментов динамических достижений региона и страны.
Содержательно в региональной программе развития СПО должны быть обозначены следующие цели и задачи:
— формировании необходимых условий и механизмов повышения эффективности СПО в обеспечении кадрами отраслей и уровней регионального хозяйства и развития трудовых ресурсов;
— модернизация содержания СПО в контексте опережающего хозяйственно-экономические процессы развития;
— создание механизма своевременной оценки тенденций на региональном рынке труда и адекватного реагирования на его потребности;
— создание методик оценки влияния содержательных аспектов специальностей СПО на уровни предпринимательства в регионе;
— подготовка качественного кадрового ресурса, востребованного региональным хозяйством как результата постоянного повышения качества самой системы СПО и расширение и оптимизация сети курсовой подготовки;
— совершенствование форм взаимодействия с социальными партнерами для обеспечения обновления содержания СПО;
— модернизация материально-технической базы и как следствие улучшение условий обучения в региональных учреждениях СПО;
— формирование механизмов воспроизводства и обновления кадрового потенциала СПО;
— разработка механизмов инвестиционной привлекательности и модернизация экономических отношений СПО.
— разработка методики и механизма формирования ежегодного областного заказа на подготовку по необходимому для региона перечню профессий и его размещение на конкурсной основе в учреждениях СПО;
— оптимизация сети учреждений СПО в соответствии с потребностями местных рынков труда в условиях формирования образовательных округов области;
Индикаторы ожидаемых конечных результатов реализации программы должны отражать возможность оценки изменений показателей социально-экономического развития региона вследствие выполнения своей роли учреждениями СПО. Кроме того, показывать вклад в достижение равновесия между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда и оценивать степень соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников СПО профессиональноквалификационными требованиями работодателей т. д. В частности, целесообразно использовать следующие индикаторы:
— доля выпускников учреждений СПО, трудоустроенных по полученной профессии;
— наличие и результативность образовательных комплексов, реализующих программы СПО, позволяющих улучшить, например, успеваемость или снизить трудозатраты при усвоении дисциплин при сохранении уровня качества ЗУН (знания, умения, навыки) по дисциплине и специальностям;
— увеличение производительности труда (или иных показателей эффективности) в отраслях, сферах, уровнях хозяйствования предприятий и организаций вследствие деятельности конкретных учебных заведений СПО (специальностей, работы преподавателей);
— сокращение бюджетных расходов на содержание учреждений СПО как результат повышения их взаимодействия со структурами рынка и заинтересованности последних в финансировании подготовки соответствующих специалистов т. д.
Присущая рыночным отношениям динамика развития производства требует органической интеграции профессионального образования в экономику, ориентации его на постоянные изменения между спросом и предложением кадров. Именно в таком контексте модернизация СПО может рассматриваться в качестве важнейшего рычага развития российской экономики и конкурентоспособности отдельных хозяйствующих субъектов региональной экономики, формирующих конкурентоспособность страны.
1. Шеховцева Л. С. Методологические основы стратегического управления социально-экономическим развитием региона// Проблемы стабилизации и развития экономики эксклавного региона России: межвуз. сб. тр. Калининград, 1998.
2. Экономическая стратегия фирмы / под ред. А. П. Градова. СПб., 2007.
3. Ивченко В. В., Самойлова Л. Б. Свободные экономические зоны в зарубежных странах и России. Калининград, 1999.
4. Программа социально-экономического развития Калининградской области на 2007—2016 гг. URL: http://www2.gov39.ru/index. php?idpage=563; www.catalog-kaIiningrad.ru/files/SER_presentation.ppt
5. Стратегия социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу. URL: http://www2.gov39.ru/index. php?idpage=563
6. Алимова Т. А., Авилова А. В., Береза Т. Н. и др. Методические рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства. М., 1997.
7. Целевая программа Калининградской области «Основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в Калининградской области на 2007—2011 годы» средне- и долгосрочную перспективу. URL: http://www2.gov39.ru
8. Федеральная целевая программа развития образования на 2006 — 2010 годы. URL: www.FCPRO.ru
9. Программа Калининградской области «Развитие образования на 2007 — 2011 гг.». URL: http://www.edu.baltinform.ru/?pid=109
Об авторе
Дмитрий Витальевич Кашпаров — ст. преп., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, e-mail: dmitr2001@maiI.ru
About author
Dmitry Kashparov, Assistant Professor, I. Kant Baltic Federal University, e-mail: dmitr2001@maiI.ru