УДК 332.1; 337
АА. Тонжеракова СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ В ПРОГРАММЕ
РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье обсуждаются стратегические приоритеты развития региона. Предложены ключевые направления развития системы профессионального образования Республики Алтай. Сформулирован методологический подход к оценке результативности развития региональной системы профессионального образования. Ключевые слова: стратегия развития региона, региональная система профессионального образования.
Altynay Tonzherakova STRATEGIC PRIORITIES IN DEVELOPMENT
PROGRAM REGIONAL VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM
Annotation. In the article discusses strategic priorities for the region. Are proposed key areas of development of education of the Republic of Altai. Are formulated methodological approach to assess the impact of development of regional system of vocational education. Keyswords: development strategy in the region, regional system of vocational education.
Ключевые направления социально-экономического развития региона определены в утвержденной «Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года» (далее - Стратегии). В рамках данного приоритетного документа предложены три сценария развития Республики Алтай - инерционный, сырьевой и целевой. Целевой сценарий развития республики предполагает создание «нового туристического региона России», т.е. создание единого кластера туризма с поддерживающими отраслями сельского хозяйства и пищевой промышленности. Одним из важнейших условий реализации данного сценария является целенаправленная кадровая и культурная политика.
Актуальность развития кадрового потенциала Республики Алтай - это наиболее значимый фактор, а дефицит подготовленных кадров для эффективной реализации современных проектов развития - это фактор, ограничивающий и сдерживающий развитие республики. Нерешение проблемы обеспечения кадрами проектов, реализуемых и планируемых к осуществлению на территории республики в будущем, приведет к тому, что все усилия органов государственной власти Республики Алтай и органов местного самоуправления по достижению социального эффекта реализации таких проектов будут напрасными. От того, насколько будет согласована меняющаяся потребность отраслей экономики в рабочей силе определенных профессий и новых уровней с масштабами и направлениями системы профессионального образования всех уровней, зависит не только состояние рынка труда региона, но и экономики в целом. Разработка ясной и реалистичной программы развития региональной системы профессионального образования рассматривается как выражение внутренней потребности региона систематизировать представление о состоянии и потенциале данной системы, возможностях ее наилучшего использования в рамках осуществляемой территориальной политики с учетом местных условий и выбранных для региона перспектив.
Рассмотрим развитие профессионального образования в контексте стратегических приоритетов региона, на сегодня к ним в Республике Алтай относятся профессии и специальности трех кла-
стеров [1]:
1) туристического;
2) строительного;
© Тонжеракова А.А., 2014
3) агропромышленного.
В ходе проведенного структурного анализа региональной системы профессионального образования Республики Алтай выявлены проблема несбалансированности современного рынка труда и региональной системы профессионального образования и существенные противоречия в подготовке кадров в региональной системе профессионального образования и потребностях в кадрах в соответствии со стратегическими направлениями развития региона, предложенными в Стратегии. По целому ряду профессий наблюдается значительное отставание от потребностей, по многим, необходимым региональному рынку труда, подготовка в регионе не ведется вообще. Наибольшее несоответствие выявлено между потребностью в профессиональных кадрах и численностью подготавливаемых региональной системой профессионального образования Республики Алтай специалистов для строительного кластера. Недостаточная подготовка специалистов по профессиям «архитектура», «водоснабжение и водоотведение», «кровельщик», «электросварщик» и пр. В целом ни по одной профессии численность подготавливаемых специалистов не соответствует потребностям кластера в профессиональных кадрах. По направлению агропромышленного кластера Республике Алтай практически не готовят кадры по следующим профессиям: переработчик скота и мяса, изготовитель мясных полуфабрикатов, оператор колбасного производства, формовщик колбасных изделий, мастер производства молочной продукции, аппаратчик пастеризации и охлаждения молока, мастер производства цельномолочной и кисломолочной продукции, маслодел, маслодел-мастер, сыродел. Одновременно с этим абсолютная обеспеченность, превышающая потребности рынка труда, наблюдается по таким профессиям, как агроном (в 6,2 раза), ветеринар, зоотехник (в 3,5 раза), мастер растениеводства (в 1,9 раза), тракторист-машинист сельскохозяйственного производства (в 1,2 раза), и это несмотря на то, что одним из стратегических направлений развития региона является именно переработка сельскохозяйственной продукции. Анализируя характер соответствия рынка образовательных услуг потребностям туристического кластера экономики Республики Алтай, следует отметить тенденцию роста несоответствия практически по всем специальностям: работник по обслуживанию бассейна и работник по обслуживанию канатных дорог; агент по туризму, официант, причем речь идет о превышении планового числа выпускников над потребностью в специалистах этого направления, к примеру: по профессии агент по туризму в 5 раз, официант - в 8 раз.
Решение обозначенной проблемы несбалансированности современного рынка труда и региональной системы профессионального образования Республики Алтай, которая носит стратегический характер, а ее решение открывает перспективы развития для региона, может быть обеспечено применением метода целевых программ. Одним из основных направлений развития региональной системы профессионального образования можно определить формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных рынков труда Республики Алтай. Исследование рынка образовательных услуг должно носить постоянный характер, это позволит не только своевременно реагировать на изменения внешней среды, но и более эффективно организовать ресурсы региональной системы профессионального образования в первую очередь за счет определения «дублирующих» и невостребованных программ подготовки, реализуемых образовательными учреждениями.
В республике работа по формированию эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных рынков труда, начата: разработан и утвержден комплексный план мероприятий по разработке механизмов профессиональной подготовки кадров по специальностям, соответствующим инвестиционной стратегии региона и потребностям инвесторов, разработана модель профессиональной подготовки, переподготовки по специальностям, соответствующим инвестиционной стратегии региона и потребностям инвесторов. Для эффективной реализации разработанных и утвержденных документов
необходимо ресурсное, организационное обеспечение развития региональной системы профессионального образования. Материально-техническое обеспечение развития системы профессионального образования в Республике Алтай оценивается неоднозначно, нами высказано предположение о том, что для образовательной организации материально-техническое обеспечение - это, прежде всего, ремонт учебных помещений, зданий, приобретение новой мебели, учебных пособий или компьютерной техники, транспортных средств, а представители бизнес-сообщества, работодатели вкладывают в это понятие модернизацию учебных мастерских, их оснащение учебно-производственным оборудованием, инструментом, технологиями. В этой связи необходимо обеспечить участие работодателей и других социальных партнеров в решении проблем профессионального образования, стимулировать развитие механизмов взаимодействия с ними, в том числе, при реконструкции действующей материально-технической базы образовательных учреждений, организации новых высокотехнологичных учебных мастерских и применении на их базе современных образовательных технологий.
Проблема материально-технического обеспечения, по нашему мнению, также обусловлена тем фактом, что доминирующей подсистемой современной системы профессионального образования Республики Алтай является уровневое профессиональное образование, которое предполагает смешанное финансирование, в наших же условиях сложилось преимущественно бюджетное финансирование, региональный бюджет является не единственным, но все же, основным источником финансирования деятельности образовательных учреждений системы профессионального образования. В этой связи актуализируется задача увеличения объемов бюджетного финансирования развития системы профессионального образования на этапе модернизации материально-технической базы образовательных организаций профессионального образования (подобный подход применен в ходе реализации комплексов мер по модернизации системы общего образования субъектов Российской Федерации в 2011-2013 гг.), с одной стороны, и задача включения в софинансирование подготовки кадров для своих нужд работодателей, с другой.
Развитие региональной системы профессионального образования связано с внедрением новых финансово-экономических механизмов [3]. Для этого необходимо разработать механизмы формирования и распределения контрольных цифр приема по укрупненным группам специальностей и направлениям подготовки кадров на основе прогноза потребностей экономики Республики Алтай в трудовых ресурсах, разработать и внедрить нормативную и методическую базу для определения нормативных затрат на оказание государственных услуг в сфере образования физическим лицам и нормативных затрат на содержание имущества образовательных учреждений, а также реализации принципов и механизмов подушевого финансирования, разработать и внедрить систему софинансирования подготовки кадров для своих нужд работодателями, внедрить в Республике Алтай механизмы государственного заказа на конкурсной основе на подготовку кадров с учетом прогноза потребности экономики региона в трудовых ресурсах; расширить направления деятельности профессиональных образовательных учреждений профессионального образования: создание бизнес-инкубаторов, оказание услуг населению, развитие платных образовательных услуг и др. [2].
Очевидно, что решение задачи развития региональной системы профессионального образования невозможно без кадрового обеспечения этого процесса. При решении этой задачи необходимо учесть, что речь идет о развитии региональной системы профессионального образования для условий реализации стратегических приоритетов. С этих позиций для кадрового обеспечения развития региональной системы профессионального образования необходимо выявить и обеспечить перспективные потребности в кадрах системы профессионального образования и создать вариативную систему повышения квалификации по ведущим направлениям модернизации профессионального образования с внедрением механизма персонифицированного финансирования.
Для повышения качества образования в системе профессионального образования необходима модернизация республиканской государственно-общественной системы оценки ее качества. В этих целях должна быть сформирована система сертификации квалификаций, система общественно -профессиональной аккредитации образовательных программ с привлечением для участия в ее процедурах ведущих работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Алтай.
Механизм подготовки и принятия решений по развитию системы предполагает активное участие органов государственного управления, муниципалитетов, профессиональных, образовательных, некоммерческих и коммерческих организаций на всех этапах разработки и реализации комплексной программы: при постановке целей, прогнозировании результатов, оценке эффективности каждого этапа развития системы. Реализация мероприятий программы предполагает активное участие социальных партнеров, работодателей, создание попечительских и наблюдательных советов.
На всех этапах развития системы целесообразно осуществление мониторинга процесса модернизации системы профессионального образования. Региональный мониторинг развития системы профессионального образования может рассматриваться одновременно как подсистема федерального мониторинга сферы профессионального образования и как подсистема комплексного мониторинга социально-экономической ситуации в регионе. Он должен проводиться в целях информационно-аналитического обеспечения разработки прогнозов, планов, программ развития региональной системы профессионального образования и социально-экономического развития региона, а также для оценки результативности и корректировки регулирующих воздействий.
Система регионального индикативного регулирования предусматривает не только пассивную фиксацию параметров, но и активное управление ключевыми направлениями социально-экономических процессов в регионе. Индикаторы эффективности реализации программ должны быть связаны с иерархией целей развития и являться эффективным инструментом программирования.
Программа развития региональной системы профессионального образования должна выступать действенным средством региональной политики, а, следовательно, ее результативность должна рассматриваться как необходимая основная характеристика программы, призванная определить ее действенность и позволяющая выявлять степень реализации задаваемой цели и достижения намеченных в программе результатов. Оценка результативности программ должна быть основана на общем представлении о возможностях региональной системы профессионального образования, сформированном через систему непрерывного мониторинга процессов, имеющих отношение к формированию и использованию этого потенциала. При этом можно выделить внутриотраслевую и региональную результативность. Внутренняя результативность связана с более рациональным использованием ресурсов в региональной системе профессионального образования, в каждом профессиональном образовательном учреждении, с повышением качества оказываемых образовательных услуг, с оценкой достижения целей развития самой региональной системы профессионального образования.
Оценка внешней результативности программ развития региональной системы профессионального образования является более сложной, и связана с оценкой достижения целей, поставленных перед системой профессионального образования обществом. Сложность региональной (внешней) оценки обусловлена тем, что сфера профессионального образования является отраслью, в которой результат реализации программы развития системы является неопределенным и растянутым по сроку получения, носит «косвенный» характер.
Разработка системы показателей и целевых индикаторов программы развития профессионального образования должна осуществляться в соответствии с принципами их формирования, к ним нами отнесены:
- возможность регулярной оценки значений и динамики изменения индикаторов и показателей;
- сопоставимость индикаторов и показателей с используемыми для оценки систем образования, в том числе за рубежом;
- возможность оценки целевых индикаторов и показателей программы на основании данных Федеральной службы государственной статистики, а также за счет данных, предоставляемых субъектами Российской Федерации;
- соответствие целевых индикаторов и показателей программы индикаторам и показателям стратегических документов социально-экономического развития Российской Федерации, конкретного региона, образовательных инициатив.
Показателями для оценки эффективности мероприятий по формированию территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных рынков труда Республики Алтай, должны стать: показатели, отражающие динамику числа лиц, которые приняты в профессиональные образовательные организации на программы по востребованным профессиям и специальностям; показатели, свидетельствующие о практике совместной подготовки профессиональными образовательными организациями специалистов по востребованным по рынке труда профессиям и специальностям показатели, отражающие рост доходов профессиональных образовательных организаций в Республике Алтай от реализации программ повышения квалификации и профессиональной подготовки по заказам работодателей, показатели, свидетельствующие о внедрении механизма «обучения в течение всей жизни», показатели, отражающие «включенность» реального сектора экономики в процесс профессионального образования и обучения в качестве преподавателей и мастеров, показатели, свидетельствующие о государственно-общественном характере управления профессиональными образовательными организациями.
Эффективность мероприятий по повышению привлекательности программ профессионального образования, востребованных на республиканском рынке труда, можно оценить с помощью показателей сокращения разрыва между профессионально-квалификационной структурой предлагаемой рабочей силы и требованиями работодателей как результата профессиональной ориентации выпускников общеобразовательных школ и роста числа выпускников общеобразовательных учреждений, которые поступят на программы среднего профессионального образования.
Система оценки качества профессионального образования должна быть ориентирована на обеспечение объективной оценки качества профессиональных образовательных программ и компетентности выпускников профессиональных образовательных организаций с учетом требований рынка труда. Профессионально-общественная аккредитация программ, участие работодателей в итоговой аттестации выпускников профессиональных образовательных организаций, внедрение инструмента сертификации квалификаций должны способствовать повышению качества подготовки кадров в соответствии с требованиями инновационной экономики региона, результативность мероприятий программы развития региональной системы профессионального образования в этом направлении может быть оценена с помощью таких индикаторов, как доля выпускников программ профессионального образования и профессиональной подготовки, успешно прошедших сертификационные процедуры; доля лиц, обучающихся по программам среднего и высшего профессионального образования, прошедших профессионально-общественную аккредитацию.
Нормативно-подушевое финансирование, новая система оплаты труда и финансовая самостоятельность профессиональных образовательных организаций - это инструменты функционирования нового механизма финансирования в системе образования в целом, в системе профессионального образования - в частности. Переориентация модели финансирования развития региональной системы профессионального образования на социальный рынок возможна, в том числе, путем расчета контрольных цифр приема по укрупненным востребованным группам специальностей и распределения
средств регионального бюджета на подготовку кадров, повышение квалификации, переподготовку кадров по госзаказу на конкурсной основе.
Эффективность мероприятий, направленных на развитие кадровых ресурсов республиканской системы профессионального образования, можно оценить с помощью показателей, свидетельствующих о повышении квалификации, прохождении профессиональной переподготовки, стажировки на предприятиях, в организациях и ресурсных центрах мастерами и преподавателями специальных дисциплин.
Мониторинг всех целевых индикаторов, которые позволят оценить реализацию мероприятий данной республиканской комплексной программы развития профессионального образования, необходимо проводить автоматизировано, например, на площадке регионального и федерального мониторинга реализации комплексного проекта модернизации образования kpmo.ru, эффективность проводимого мониторинга может быть оценена с помощью анализа динамики числа участников этого мониторинга, открытости информации о результатах их деятельности.
Представленные целевые индикаторы являются достоверными и доступными для определения, их базовые значения рассчитаны, исходя из анализа текущей ситуации в региональной системе профессионального образования, оценки актуальных значений индикаторов и показателей региональной целевой программы «Развитие кадрового потенциала в 2009-2014 гг.», анализа и экстраполяции данных Росстата. Выше обозначенные индикаторы позволяют оценить эффективность реализации каждого отдельного мероприятия комплексной программы развития региональной системы профессионального образования, в результате реализации которой должна быть сформирована система подготовки кадров по стратегическим приоритетным направлениям развития Республики Алтай. Она должна включить в себя комплекс экспертно-аналитических сертификационных центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций для отраслей экономики и механизм кооперирования учреждений профессионального образования с внешней средой для формирования устойчивых двухсторонних связей по трудоустройству выпускников и поддержанию процессов непрерывного образования для сотрудников предприятий. Такая региональная система профессионального образования должна обладать высокой экономической эффективностью, которая может быть достигнута через внедрение и поддержку механизмов частного государственного партнерства, обеспечивающих эффективное финансирование образования, а также внедрение и поддержку механизмов хозяйственной самостоятельности профессиональных образовательных учреждений.
При таком подходе оценить эффективность реализации программы развития профессионального образования можно по следующим показателям:
- количество обучающихся в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования;
- доля взрослого населения среди обучающихся в региональной системе профессионального образования;
- доля занятых в экономике специалистов, прошедших обучение по программам непрерывного образования;
- доля профессиональных образовательных программ, прошедших экспертизу работодателями, профессиональными сообществами;
- доля обучающихся профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования, которые обучаются по программам, в реализации которых задействованы работодатели;
- доля независимых экспертиз при оценке качества профессионального образования;
- доля обучающихся, прошедших оценку своих достижений через добровольные и обязательные процедуры оценивания для построения на основе этого индивидуальной образовательной траектории, способствующей успешной социализации личности;
- доля трудоустроившихся в течение первого года после окончания выпускников профессиональных образовательных организаций от общего числа выпускников;
- количество созданных и поддержанных сетевых сообществ специалистов сферы профессионального образования;
- доля средств работодателей, граждан в финансировании образовательной деятельности учреждений профессионального образования;
- доходы учреждений профессионального образования от производственной и образовательной деятельности;
- удовлетворенность населения качеством и доступностью профессионального образования в рамках региональной системы.
Положительная динамика значений выше обозначенных показателей будет свидетельствовать в большей степени о «внутренней» (отраслевой) результативности реализации комплексной программы профессионального образования. «Внешняя» эффективность программы развития профессионального образования тесно связана с понятием социально-экономического эффекта от ее реализации, т.е. влияния развития профессионального образования на качество жизни граждан.
Для оценки «внешней» эффективности программы развития региональной системы профессионального образования Республики Алтай целесообразно проанализировать ряд показателей стратегии социально-экономического развития региона и через их оценку определить эффективность программы развития региональной системы профессионального образования. Ниже приведена группа показателей прогноза социально-экономического развития Республики Алтай на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг., которая рекомендована нами для оценки эффективности программы развития региональной системы профессионального образования Республики Алтай как основной социально-экономическая подсистемы инновационного развития региона (см. табл.).
Таблица
Группа показателей прогноза социально-экономического развития Республики Алтай на 2014 год и плановый период 2015-2016 гг. и их плановые значения
Основные показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Валовой региональный продукт (в основных ценах соответствующих лет), млн руб. 30 500,36 33 744,99 37 304,77 41 085,88
Индекс физического объема валового регионального продукта, % 101,2 103,4 103,8 104,1
Объем платных услуг населению в сфере образования (в основных ценах соответствующих лет), млн руб. 190,62 204,88 219,13 247,37
Число малых предприятий, ед. 2537 2733 2766 2812
Рост реального денежного дохода населения, % 100,98 101,54 102,02 102
Численность занятых в экономике, тыс. чел. 88,88 88,06 87,66 87,25
Уровень безработицы (методика МОТ) 11,1 10 9 8,1
Коэффициент миграционного прироста на 10000 человек населения, % 0 1,4 2,3 3,7
По нашему мнению, система плановых индикаторов программы развития профессионального образования является методом повышения эффективности и результативности программы. Данная система индикаторов служит механизмом, интегрирующим развитие региональной системы профессионального образования в стратегию социально-экономического развития региона и дальнейшего активного управления ключевыми направлениями региональных социально-экономических процессов. Поскольку предложенный подход к разработке системы плановых показателей позволяет синхронизировать программы развития системы профессионального образования и развития региона не только через формирования иерархии целей и задач, но и через систему показателей путем формирования «обратной связи», позволяющей оценить эффективность мероприятий программы и то, насколько ее реализация решает задачи вышестоящей программы, частью которой она является.
Библиографический список
1. Закон Республики Алтай № 83-РЗ от 23 сентября 2008 г. «О стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cntd.ru/ (дата обращения: 08.02.2013)
2. Кожевина О.В., Тонжеракова А.А. Использование моделей программирования системы профессионального образования в региональной экономике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 2. - С. 147150.
3. Кожевина О.В. Управление развитием организации: теория, методология, практика: учеб. пособие / О.В. Кожевина. - Барнаул, 2008.