ЭКО. - 2017. - №2 БЮРАЕВА Ю.Г.
Трудоустройство выпускников как критерий оценки качества среднего профессионального образования
(на примере Республики Бурятия)
Ю.Г. БЮРАЕВА, доктор социологических наук, Бурятский научный центр СО РАН, Улан-Удэ. E-mail: [email protected]
В статье оценивалось качество среднего профессионального образования Республики Бурятия на основе выявления уровня трудоустройства выпускников в разрезе образовательных учреждений и специальностей. Выделены наиболее и наименее востребованные рынком труда специальности. Проведена типологи-зация образовательных учреждений среднего профессионального образования республики по уровню трудоустройства выпускников.
Ключевые слова: оценка, качество образования, среднее профессиональное образование, уровень трудоустройства, типология образовательных учреждений
Система профессионального образования отреагировала на переход к рыночным отношениям значительным ростом количества учебных заведений различного уровня, направлений подготовки и увеличением численности студентов. Однако невозможность определить на основе спроса и предложения необходимую для экономики структуру профессионального обучения привела к отрыву системы образования от потребностей рынка труда [1]. Как показывают исследования, российский рынок труда, в том числе и в Республике Бурятия, характеризуется непрекращающейся асимметрией спроса и предложения рабочей силы как в количественном, так и в качественном аспектах [2, 3]. Это определяет актуальность проблемы повышения качества профессионального образования, наиболее значимым критерием оценки которого является, на наш взгляд, уровень трудоустройства выпускников, их востребованность на рынке труда. На уровне регионов наибольший интерес представляет оценка качества системы среднего профессионального образования (СПО), поскольку ее функционирование и финансирование находятся в ведении региональных органов власти [4].
В связи с этим в статье мы фокусируем внимание на выпускниках системы среднего профессионального образования1. Предполагается, что чем выше уровень их трудоустройства, чем больше из них работающих по полученной специальности, тем эффективнее использование средств регионального бюджета [5]. Эмпирической базой исследования послужили данные мониторинга трудоустройства выпускников Министерства образования и науки РФ, проводимого Центром бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета в форме опросов учреждений профессионального образования, работодателей и молодых выпускников с 2011 г. [6], а также база данных Республиканского агентства занятости стоящих на учете выпускников и их последующего трудоустройства (официальный сайт - URL: http://burzan.govrb.ru).
Характеристика трудоустройства выпускников
Анализ данных мониторинга показал, что уровень трудоустройства (отношение числа нетрудоустроенных ко всему выпуску) выпускников учреждений среднего профессионального образования Республики Бурятия выше среднего по РФ практически в два раза (рис. 1), и доля нетрудоустроенных выпускников постоянно снижается - с 5,3% в 2011 г. до 1,3% в 2014 г. (темп сокращения превышает среднероссийский более чем вдвое) при сохранении уровня трудоустройства свыше 50%. Тем не менее уровень трудоустройства в республике (с учетом призванных в ряды Вооруженных сил РФ) не соответствует индикатору, предусмотренному ФЦП развития образования в РФ на 2011-2015 гг. (рис. 2).
Мы полагаем, что причина этого - большое количество выпускников, намеренных продолжить обучение (28,9%). Для республики характерно ежегодное увеличение доли продолживших обучение (с 2011 г. - в 1,8 раза), в то время как в РФ в среднем наблюдается обратная ситуация. Данная тенденция может иметь негативные последствия для республики, поскольку выпускники школ выбирают систему среднего профессионального
1 С включением начального профессионального образования в структуру среднего (согласно ФЗ № 273 «Об образовании в РФ») данные уровни образования будут анализироваться в совокупности.
образования не для освоения профессии, а в целях получения льгот при поступлении в вуз.
75 65
25 15
2010
2011
- Республика Бурятия
- Забайкальский край
2012
2013
- Иркутская обл. -РФ
Рис. 1. Рейтинг регионов РФ
по показателю трудоустройства выпускников системы СПО, в 2010-2013 г., место
55
45
35
обучение
□РБ 2011
2,9 4,0 0 _ 0 ,—,
Призваны в Трудоустроились Не определились В отпуске по армию с уходу за
трудоустройством ребенком
НРБ 2014
□ РФ 2011
ЗРФ 2014
Рис. 2. Динамика распределения выпускников системы СПО по каналам занятости, 2011-2014 гг., %
Результативность трудоустройства:
В разрезе специальностей...
Анализ показателей трудоустройства выпускников учреждений среднего профессионального образования в разрезе укрупненных групп специальностей/направлений подготовки (УГСН) позволяет сделать следующие выводы:
• к числу необходимых на рынке труда относятся специальности в отраслях геодезической (100% трудоустроены), авиационной, транспортной, лесохозяйственной (более 60%), сфере обслуживания;
• невостребованные специальности охватывают сельскохозяйственную, информационно-вычислительную, геологическую, энергетическую отрасли: по ним наблюдается наибольшая доля продолживших обучение;
• не определились с трудоустройством выпускники только по двум специальностям: гуманитарные науки и сфера обслуживания;
• наибольшая доля призванных в армию наблюдается среди выпускников по металлургическим, авиационным и сельскохозяйственным специальностям.
Для подтверждения текущего состояния трудоустройства проанализирована динамика уровня трудоустройства выпускников в разрезе УГСН во взаимосвязи с их долей в общей структуре выпуска (таблица).
Уровень трудоустройства и доля выпускников системы СПО в разрезе УГСН в Республике Бурятия в 2011-2014 гг., %
УГСН Уровень трудоустройства Доля в структуре выпускников
2011 2014 2011 2014
Геодезия и землеустройство 12,5 100 0,9 1,8
Авиационная и ракетно-космическая техника 66,7 66,7 1,7 2,7
Транспортные средства 61,7 63,6 6,9 11,8
Воспроизводство и переработка лесных ресурсов 68,6 62,1 11,7 10,4
Сфера обслуживания 53,3 60,9 16,8 19,7
Экономика и управление 62,6 57,4 19,9 20,6
Металлургия, машиностроение и металлообработка 77,0 50,0 7,0 7,2
Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 35,4 45,5 9,0 2,0
Геология, разведка и разработка полезных ископаемых 63,8 43,1 14,9 9,1
Гуманитарные науки 54,5 27,5 7,5 12,4
Информатика и ВТ н/д 20,0 н/д 0,9
Сельское и рыбное хозяйство н/д 12,5 н/д 1,4
Культура и искусство 44,4 н/д 1,0 н/д
Образование и педагогика 60,0 н/д 1,7 н/д
Технология продовольственных товаров и потребительских продуктов 55,6 н/д 1,0 н/д
Как видим, уровень трудоустройства выпускников по той или иной специальности имеет определенное влияние на рост их доли в общей структуре выпуска. Также наблюдается взаимосвязь структуры трудоустройства и кадровых потребностей экономики республики:
• необходимость геодезических специальностей связана со строительным бумом, охватившим республику в последние годы. Темп роста численности занятых в строительстве с 2000 г составил 63%, поэтому, скорее всего, востребованы выпускники по строительным специальностям, не представленные в мониторинге;
• авиационная и лесная промышленность развиты в республике, поэтому уровень трудоустройства по этим специальностям высокий;
• спрос на транспортные и обслуживающие специальности обусловлен широтой рынка труда в этих сферах, соответственно значительна доля выпускников в структуре выпуска;
• снижение трудоустройства экономистов связано с их перепроизводством (доля - 20,6%), а также уменьшением спроса вследствие автоматизации работы экономических служб, унификации расчетов и пр.;
• сокращение уровня трудоустройства по специальностям «Геология, разведка и разработка полезных ископаемых», «Металлургия, машиностроение и металлообработка», невысокий спрос на энергетические специальности, а также на специалистов в сфере сельского и рыбного хозяйства обусловлены стагнацией развития этих отраслей и сокращением персонала;
• более высокие требования к уровню образования, предъявляемые работодателями к специалистам в области информатики и гуманитарных наук, обусловливают низкий уровень их трудоустройства.
В разрезе учебных заведении...
Поскольку именно трудоустройство является одним из самых важных показателей востребованности того или иного образовательного учреждения, что подразумевает дифференцированный подход к распределению бюджетных средств и государственной поддержке, оценка результативности трудоустройства выпускников в разрезе учебных заведений имеет большое практическое значение. Однако используемый в данной статье мониторинг
не позволяет произвести такой анализ, а мониторинг, проводимый Минобрнауки России совместно с Пенсионным фондом РФ и Федеральной службой по надзору в сфере образованияи и трудоустройства выпускников [7], охватывает только закончивших вузы. Поэтому для оценки востребованности учреждений СПО на уровне региона используем базы данных Республиканского агентства занятости населения о количестве стоящих на учете выпускников и их последующем трудоустройстве.
В настоящее время в Республике Бурятия действует 31 образовательное учреждение, реализующее образовательные программы по подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, из которых большинство (71%) расположено в столице республики.
Данные агентства занятости позволяют провести типологиза-цию образовательных учреждений по доле нетрудоустроившихся выпускников системы среднего профессионального образования в общем выпуске2. Нами выделены четыре группы образовательных учреждений: с полным трудоустройством, благополучные, со средними показателями, с показателями ниже среднего, выпускники которых испытывают наибольшие сложности с трудоустройством.
В группу с наилучшими показателями попали учебные заведения, входящие в состав вузов, что вполне закономерно: они имеют возможность использовать вузовскую инфраструктуру, включая производственную базу и преподавательский состав, их выпускники более ориентированы на продолжение учебы. Также в эту группу входят узкопрофильные образовательные учреждения (авиационный техникум, медицинский и хореографический колледжи), выпускники которых пользуются устойчивым спросом работодателей.
Наименее конкурентоспособны с позиции трудоустройства выпускников три учебных заведения (это техникумы - энергетический, информационных технологий и политехнический). На наш взгляд, основными причинами их попадания в данную группу являются расположение в малых городах и поселках городского типа, низкий спрос на выпускников вследствие узости локальных рынков труда, а также вынужденная в условиях
2 Из анализа были исключены два коммерческих учреждения.
малых городов многопрофильность, в то время как более конкурентоспособны образовательные учреждения с узким профилем, готовящие кадры для определенных отраслей и имеющие налаженные связи с работодателями.
Указанные причины носят объективный характер, тем не менее сохранение расположенных за пределами административного центра республики недостаточно конкурентоспособных образовательных учреждений необходимо во избежание роста социальной напряженности, миграции молодежи.
Выводы и предложения
Проблема востребованности выпускников системы среднего профобразования на рынке труда носит комплексный характер. Одной из причин недостаточного их трудоустройства является дисбаланс спроса и предложения - превышение численности выпускников по той или иной специальности над потребностью в таких кадрах. Однако требовать с учебных заведений трудоустройства выпускников фактически означает возложить на них не свойственные им функции субъектов рынка труда. Поэтому без привлечения властных органов, администраций муниципальных образований, центров занятости, бизнес-сообщества проблемы трудоустройства выпускников будут только усугубляться.
Сегодня спрос на региональном рынке образовательных услуг главным образом диктуют абитуриенты на основе личных представлений о престижности профессий, в то время как для уменьшения риска безработицы подготовка новых кадров должна вестись исходя из реальных требований рынка труда.
Одним из путей решения проблемы является разработка прогноза потребности экономики в рабочей силе с учетом стратегических направлений социально-экономического развития региона, который будет использоваться властными органами при формировании кадровой политики и структуры профессиональной подготовки, а также абитуриентами и их родителями - при выборе профессии.
В связи с этим следует усилить, начиная со средней школы, профориентационную работу: заблаговременно знакомить учащихся с различными профессиями, уровнем трудоустройства по специальностям и оплатой труда, условиями работы, приглашая для этого специалистов-практиков, и т. д. Кроме того, гра-
мотная профориентация позволит образовательным учреждениям сохранять контингент поступивших студентов. По данным учебных заведений, отсев студентов по отдельным специальностям достигает 8% в год, а некоторые выпускники, уже приступив к работе по специальности, меняют род занятий и приобретают другую профессию. В результате смена профессий и длительный период адаптации ведут к экономическим потерям государства. Все это многократно усиливает значение профориентационой деятельности, которая на данный момент в республике слабо проработана.
Необходимо более активное включение в процесс трудоустройства работодателей через разработку программ по целенаправленной подготовке кадров, заключение договоров о производственной практике и стажировке студентов на предприятиях, использование механизмов государственно-частного партнерства, внедрение на законодательном уровне налоговых и иных преференций для работодателей, берущих на работу выпускников средних профучреждений.
Определенные сдвиги в этом направлении происходят. Так, правительством республики начата работа по внедрению программы денежной компенсации работодателям для оплаты труда выпускников профессиональных образовательных организаций из средств федеральной субсидии на реализацию мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Республиканское агентство занятости населения совместно с организациями осуществляет временное трудоустройство безработных выпускников с целью получения первого опыта работы по приобретенной специальности, содействия самозанятости. При этом необходимо более широкое оповещение потенциальных участников данных мероприятий через СМИ, телевидение, электронную рассылку и пр.
Еще одной важной мерой улучшения трудоустройства выпускников считаем повышение качества профессиональной подготовки и овладение практическими навыками, востребованными у работодателей. Образовательные стандарты и профессиональные требования к специалистам следует формировать в соответствии с потребностями экономики. Пока же упор делается не на предметы, непосредственно готовящие студентов к профессиональной деятельности, а на стандарты академических программ.
Таким образом, проведенный анализ оценки результативности трудоустройства выпускников учреждений среднего профессионального образования позволяет получить объективную информацию о том, какие специальности и образовательные учреждения наиболее востребованы работодателями. Данная информация может стать основой для разработки и реализации комплексных мероприятий по подготовке востребованных рынком труда специалистов.
Литература
1. Бюраева Ю. Г. Дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на региональном рынке труда (на примере Республики Бурятия) // ЭКО. - 2015. - № 5. - С. 122.
2. Рощин С. Ю. Спрос на образование как на сигнал на рынке труда // Рынок труда и рынок образовательных услуг Регионы России [Эл. ресурс]. URL: http://iabourmarket.ru (дата обращения: 09.09.2015).
3. Бюраева Ю. Г., Субанакова Т. О. Современное состояние рынка труда Республики Бурятия: динамические и структурные сдвиги // Труд и социальные отношения. - 2012. - № 1. - С. 42-51.
4. Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011-2015 годы. - С. 35. [Эл. ресурс]. URL: http://economy. govrb.ru/investing/department_programs_and_pubiic_investment/ department_programs_and_gosinvesti/zakon1907-IV_14.03.2011.pdf (дата обращения: 14.10.2015).
5. Трудоустройство выпускников: методология, мониторинг и анализ / Под. ред. А. В. Воронина, В. А. Гуртова, Л. М. Серовой. - М.: Экономика, 2015. - 372 с.
6. Мониторинг распределения выпускников учреждений ВПО, СПО, НПО по каналам занятости в разрезе укрупненных групп специальностей [Эл. ресурс]. URL: http://симт.рф/Views/Main/36 (дата обращения: 29.09.2015).
7. Мониторинг трудоустройства выпускников [Эл. ресурс]. URL: http://graduate.edu.ru (дата обращения: 04.03.2016).