Научная статья на тему 'Трудоустройство выпускников по данным мониторинга учреждений профессионального образования'

Трудоустройство выпускников по данным мониторинга учреждений профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1253
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНИКИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЫНОК ТРУДА / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ ПО ПОЛУЧЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / МОНИТОРИНГ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ / ПОКАЗАТЕЛИ ТРУДОУСТРОЙСТВА / GRADUATES’EMPLOYMENT / GRADUATES’ EMPLOYMENT MONITORING / VOCATIONAL EDUCATION / LABOUR MARKET / GRADUATE / EMPLOYMENT / EMPLOYMENT INDEXES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серова Лариса Михайловна, Мазаева Кира Андреевна

В статье анализируются результаты мониторинга трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования в 2012 г. Представлены данные по следующим аспектам: территориальный срез – субъекты РФ и федеральные округа, укрупненные группы специальностей, виды экономической деятельности, уровни бизнеса и группы занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серова Лариса Михайловна, Мазаева Кира Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Graduates’ employment according to vocational education institutions monitoring

The article presents the monitoring results of vocational education institutions graduates’ employment in 2012 in terms of territory, aggregated occupation groups, types of economic activity, business levels and profession groups.

Текст научной работы на тему «Трудоустройство выпускников по данным мониторинга учреждений профессионального образования»

Л.М. СЕРОВА, начальник отдела центра бюджетного мониторинга К.А. МАЗАЕВА, мл. научн. сотрудник

Петрозаводский государственный университет

Трудоустройство выпускников по данным мониторинга учреждений профессионального образования

В статье анализируются результаты мониторинга трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования в 2012 г. Представлены данные по следующим аспектам: территориальный срез - субъекты РФ и федеральные округа, укрупненные группы специальностей, виды экономической деятельности, уровни бизнеса и группы занятий.

Ключевые слова: выпускники системы профессионального образования, рынок труда, трудоустройство выпускников по полученной специальности, мониторинг трудоустройства выпускников, показатели трудоустройства

Механизм мониторинга

Министерство образования и науки РФ в рамках выполнения поручений Президента РФ и Правительства РФ ведет работу по мониторингу, анализу и прогнозированию трудоустройства выпускников системы профессионального образования. Методическая, техническая и аналитическая поддержка этой работы поручена Петрозаводскому государственному университету (ПетрГУ).

В рамках этой деятельности ПетрГУ совместно с МГТУ им. Н.Э. Баумана и МГУ им. М.В. Ломоносова разработана система мониторинга трудоустройства выпускников, позволяющая проводить сбор данных о трудоустройстве выпускников, их обработку, анализ и верификацию [1]. Одним из элементов системы является Комплексная методика мониторинга трудоустройства выпускников. В 2011 г. она прошла апробацию на территории 10 пилотных субъектов Российской Федерации и с 2012 г. используется во всех субъектах РФ [2; 3]. Согласно методике опросы проводятся среди трех групп респондентов: представителей образовательных учреждений, работодателей и молодых специалистов. В данной статье будут рассмотрены результаты мониторинга по состоянию на октябрь 2012 г.

Учреждения профессионального образования являются источниками первичной информации о трудоустройстве выпускников при формировании как государственной (Росстат), так и ведомственной (региональные и федеральные органы исполнительной власти в сфере управления образованием) статотчетности. Каждое учреждение представляет информацию по формам мониторинга (№ 1-4), заполняя их на сайте Координационно-аналитического центра содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования МГТУ им. Н.Э. Баумана (http:// kcst.bmstu.ru). Данные представляются четыре раза в год: 4 апреля, 4 июля, 4 октября и 4 декабря.

Сбор информации о трудоустройстве и работе выпускников осуществляют службы (отделы, центры) содействия трудоустройству выпускников. Центры содействия призваны расширить возможности: для выпускников - поиска работы, для работодателей - подбора кадров, в наибольшей степени удовлетворяющих их требованиям, для образовательных учреждений -приблизить подготовку специалистов к требованиям рынка труда.

Схема внутривузовских информацион-

ных потоков мониторинга трудоустройства выпускников представлена на рис. 1. Первичный опрос выпускников с привлечением деканатов и кафедр проводится в мае, а затем данные корректируются с учетом информации, полученной перед вручением дипломов. После выпуска образователь-

нийи 1885 учреждений начального профессионального образования. В целом опрошено около 78% учреждений профессионального образования от общего количества государственных и негосударственных образовательных учреждений (без учета филиалов).

Рис. 1. Схема внутривузовских информационных потоков мониторинга трудоустройства выпускников

ные учреждения также поддерживают связь с выпускниками.

Мониторинговое обследование учреждений профессионального образования позволяет проанализировать данные трудоустройства выпускников в различных аспектах (укрупненные группы специальностей/ направлений подготовки, виды экономической деятельности, уровень бизнеса, укрупненные группы занятий).

Рассмотрим результаты опроса учреждений профессионального образования, полученных в июле 2012 г. В мониторинге приняли участие более 4,5 тыс. учреждений профессионального образования из 83 субъектов Российской Федерации, из них 666 вузов, 2009 средних учебных заведе-

Распределение выпускников по каналам занятости. По окончании учреждения профессионального образования выпускники распределяются по четырем каналам занятости: трудоустраиваются на работу, призываются в ряды Вооруженных Сил, продолжают обучение, уходят в отпуск по уходу за ребенком или считаются нетрудоустроенными. Исходя из этого результаты опроса показывают следующее распределение выпускников (рис. 2). Согласно данным, удельный вес трудоустроенных выпускников с высшим профессиональным образованием (ВПО) от общего выпуска составляет 65%, со средним (СПО) - 55%, с начальным (НПО) - 56%. По данным мониторинга, не трудоустрои-

заведений оценивают возможность трудоустройства своих выпускников как достаточно высокую (55-70%) [4], что соответствует нашим данным.

Трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования во многом зависит от укрупненной группы специальностей/направлений подготовки (УГСН), в рамках которой обучался выпускник.

Рис. 2. Структура распределения выпускников по каналам занято- Выпускники некото-сти и доля нетрудоустроенных выпускников (октябрь 2012 г.) рых УГСН востребованы на рынке

лись 5% выпускников с НПО, 6% - выпускников с СПО. Удельный вес нетрудоуст-роившихся выпускников ОУ ВПО более высокий и составляет 10%.

При этом сами руководители учебных

труда, в то время как выпускникам других групп специальностей/направлений сложно найти работу. В табл. 1 представлены результаты опроса образовательных учреждений о трудоустройстве их выпускни-

Таблица 1

Группировка УГСН по удельному весу нетрудоустроенных выпускников учреждений ВПО

Удельный вес нетрудоустроенных выпускников Укрупненные группы специальностей/направлений подготовки

Менее 8% Здравоохранение (0,9%); Морская техника (4,0%); Воспроизводство и переработка лесных ресурсов(4,2%); Авиационная и ракетно-космическая техника (4,8%); Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника (5,9%); Оружие и системы вооружения (6,3%);Сельское и рыбное хозяйство (6,9%); Информатика и вычислительная техника (7,3%); Информационная безопасность (7,3%); Автоматика и управление (7,5%); Металлургия, машиностроение и металлообработка (7,5%); Технология продовольственных товаров и потребительских продуктов (7,7%); Транспортные средства (7,8%); Приборостроение и оптотехника (7,9%); Химическая техника и биотехнологии (8,0%);

8-12% Строительство и архитектура (8,5%); Геология, разведка и разработка полезных ископаемых (8,7%); Электронная техника, радиотехника и связь (8,9%); Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (9,5%); Культура и искусство (9,9%); Физико-математические науки (11,0%); Образование и педагогика (11,2%); Экономика и управление (11,4%); Сфера обслуживания (11,8%);

Более 12% Естественные науки (13,1%); Геодезия и землеустройство (13,2%); Гуманитарные науки (14,2%); Социальные науки (14,6%)

ков в разрезе УГСН для системы ВПО. Согласно данным, представленным в табл. 1, максимальный удельный вес нетрудоустроенных выпускников (более 12%) наблюдается по четырем УГСН, в числе которых социальные науки, гуманитарные науки, геодезия и землеустройство, естественные науки.

Полученные в ходе мониторинга данные были проанализированы в разрезе субъектов РФ и федеральных округов. Самые высокие удельные веса нетрудоустроенных выпускников системы профессионального образования наблюдаются в регионах Северо-Кавказского федерального округа (в среднем 19%).

Лучше всего ситуация с трудоустройством выпускников в Северо-Западном федеральном округе, где удельный вес нетрудоустроенных выпускников системы профессионального образования составляет 5% (табл. 2). Сравнение данных мониторинга Минобрнауки России с данными мониторинга Роструда показало, что значения удельного веса нетрудоустроенных выпускников в разрезе федеральных округов по данным ведомственного мониторинга Минобрнауки России незначительно отличаются от тех, что рассчитаны по данным мониторинга Роструда. При этом в целом по РФ доля нетрудоустроенных выпускни-

ков, по данным ведомственного мониторинга Минобрауки России (10%), выше, чем по результатам мониторинга Роструда (8%).

Трудоустройство выпускников по полученной специальности. На сегодняшний день показатели трудоустройства по специальности не содержатся ни в формах отчетности государственной статистики, ни в формах отчетности образовательных учреждений. Данные мониторинга, представленные на рис. 3, позволяют сделать выводы о высоких значениях удельного веса трудоустроенных выпускников по полученной специальности от общего числа выпускников (44-51%). Низкое значение этого показателя для СПО обусловлено значительным количеством выпускников этого уровня профессионального образования, призванных в ряды Вооруженных Сил РФ и продолживших обучение на более высоком уровне [5].

В этой связи отметим, что согласно данным опроса, проведенного в 2010 г. в рамках мониторинга экономики образования НИУ «Высшая школа экономики », около половины студентов (вне зависимости от уровня образования) предполагают, что будут работать именно по той специальности, которой в настоящее время обучаются [6].

Удельный вес

нетрудоустроенных Удельный вес выпускников

выпускников 2011 г., признанных

Наименование федерального округа (ведомственный безработными

мониторинг (ведомственный мониторинг

Минобрнауки России, июль 2011 г. — июнь 2012 г.)

октябрь 2012 г.)

Центральный федеральный округ 6 4

Северо-Западный федеральный округ 5 6

Южный федеральный округ 7 8

Северо-Кавказский федеральный округ 19 25

Приволжский федеральный округ 7 7

Уральский федеральный округ 9 8

Сибирский федеральный округ 7 11

Дальневосточный федеральный округ 9 10

Российская Федерация 10 8

Таблица 2

Показатели трудоустройства выпускников по данным мониторинга Минобрнауки России и данным мониторинга Роструда, %

Рис. 3. Удельный вес выпускников, трудоустроенных по полученной специальности, от общего выпуска

Трудоустройство выпускников по видам экономической деятельности предприятий. Результаты мониторинга о распределении выпускников по этому показателю представлены на рис. 4. Среди отраслей экономики, на предприятия которых устраиваются на работу выпускники учреждений профессионального образования, доминируют «Б» - Обрабатывающие производства. В то же время для каждого уровня профессионального образования

характерны свои «отраслевые ниши» в экономике.

Трудоустройство выпускников по уровню бизнеса. Выпускники системы профессионального образования устраиваются на предприятия/организации, различные не только по роду деятельности, но и по числу работников. Предприятия, на которых работает менее 100 человек, относились в рамках данного мониторинга к малому бизнесу, организации с численностью персонала от 100 до 500 человек - к среднему, а те предприятия, численность сотрудников которых превышала 500 человек - к крупному бизнесу.

Почти половина выпускников трудоустраиваются на предприятия малого бизнеса (рис. 5). На предприятия крупного бизнеса больше всего трудоустраиваются выпускники с ВПО, но их доля составляет только 18% от общего числа трудоустроенных выпускников ОУ ВПО. При этом в фактической структуре работников по уровням бизнесам доля малого бизнеса со-

Рис. 4. Распределение трудоустроившихся выпускников ОУ ВПО, СПО и НПО по видам экономической деятельности

«Б» - Обрабатывающие производства, «М» - Образование, <ф> - Финансовая деятельность, <^» - Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, «О» - Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, «Ш> - Здравоохранение и предоставление социальных услуг, «I» - Транспорт и связь, - Строительство, «А» - Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

профессионального образования занимают должности, относящиеся к той или иной укрупненной группе занятий согласно общероссийскому классификатору занятий (ОКЗ). Рассмотрим уровни образования для укрупненных групп занятий, предусмотренные ОКЗ, и фактическое распределение выпускников трех уровней профессионального образования по укрупненным груп-ставляет всего 24%, а доля крупных и сред- пам занятий в 2002 [7] и в 2012 гг. Данные, них предприятий - 76%. представленные в табл. 3, показывают, что

распределение занятых по уровням обра-Трудоустройство выпускников по зования для укрупненных групп занятий, группам занятий. Трудоустроившись на предусмотренное ОКЗ, и фактическое рас-предприятие, выпускники учреждений пределение занятых по уровням образова-

Таблица 3

Распределение трудоустроившихся выпускников по укрупненным группам занятий

УГЗ Уровень образования, требуемый по ОКЗ ВПО СПО НПО

2002 2012 2002 2012 2002 2012

Руководители учреждений, организаций и предприятий ВПО 55 90 32 6 13 4

Специалисты высшего уровня квалификации ВПО 76 99 18 1 6 0

Специалисты среднего уровня квалификации СПО 21 47 59 48 20 5

Служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации НПО 22 58 46 29 33 13

Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли НПО, курсы профессиональной подготовки 13 19 41 25 46 56

Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства НПО, курсы профессиональной подготовки 4 20 21 14 74 66

Квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных предприятий НПО, СПО 7 13 38 21 55 66

Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин НПО, СПО 6 20 35 40 58 40

Неквалифицированные рабочие Курсы профессиональной подготовки 6 23 30 23 64 54

Рис. 5. Распределение трудоустроившихся выпускников в зависимости от уровня бизнеса предприятий/ организаций

ния совпадают не полностью. В 2012 г. ситуация изменилась в лучшую сторону: уровень соответствия занимаемой должности и полученного образования по некоторым группам занятий увеличился.

Таким образом, полного соответствия нет, существующая структура подготовки кадров и потребности экономики вынуждают часть выпускников с высшим и средним профессиональным образованием работать на должностях, относящихся к более низким группам занятий.

Причины низкого уровня трудоустройства выпускников

Основными причинами низкого уровня трудоустройства выпускников являются:

- дисбаланс между кадровым спросом и предположением трудовых ресурсов на рынке труда;

- низкий уровень качества профессионального образования;

- социальные факторы (уровень заработной платы, отсутствие социального пакета, несоответствие условий труда желаниям выпускника и т.д.).

Для устранения вышеуказанных причин региональным органам исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере образования, рекомендуется применять следующие меры.

• При наличии дисбаланса на рынке труда следует корректировать контрольные цифры приема в образовательные учреждения с учетом дефицита и профицита кадров в разрезе специальностей по каждому уровню профессионального образования.

• При низком качестве образования, то есть несоответствии уровня подготовки специалистов в образовательных учреждениях профессионального образования требованиям работодателей, необходимо проводить корректировку образовательных программ (основной и вариативных частей).

• При несоответствии социально-экономических условий работы, предлагаемых

работодателями, требованиям выпускника целесообразно проводить меры по поддержке и адаптации молодых специалистов определенных специальностей.

Выводы

Таким образом, удельный вес выпускников системы профессионального образования, трудоустроившихся по полученной специальности, достаточно высок для всех трех уровней профессионального образования. Большинство из трудоустроившихся выпускников работают на предприятиях, относящихся к сфере обрабатывающих производств и к уровню малого бизнеса. Проведенный анализ также позволяет сделать вывод о том, что для различных категорий занятых в экономике нет жесткого соответствия группы занятий определенному уровню профессионального образования. Анализ причин низкого уровня трудоустройства выпускников позволил предложить ряд мер, направленных на их устранение.

Результаты, представленные в данной статье, могут быть использованы при оценке ситуации с трудоустройством в РФ, при оценке прогнозной потребности экономики в кадрах и планировании выпуска системы профессионального образования.

Литература

1. Система интерактивного мониторинга тру-

доустройства выпускников // Центр бюджетного мониторинга ПетрГУ, 2011-2012. URL: http:// симт.рф/Account/LogOn

2. Комплексная система мониторинга трудо-

устройства выпускников / В.А. Гуртов, Л.М. Серова, И.С. Степусь// Сборник докладов по материалам IX Всероссийской научно-практической Интернет-конференции «Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России» (31 октября - 1 ноября 2012 г.). Кн. I. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012. С. 127-135.

3. О состоянии трудоустройства выпускников

учреждений профессионального образования, востребованных специальностях, требуемых компетенциях и ожидаемых прогнозных кадровых потребностях на основе проведенного мониторинга в 10 пилотных субъектах Российской Федерации: аналитический доклад / Редкол.: А.В. Воронин, В.А. Гуртов, Л.М. Серова. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012. 248 с.

4. Учреждения профессионального образования: условия деятельности и основные стратегии в оценках руководи-

телей // Вопросы образования. 2009. №1. С. 231.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Гуртов В.А. Трудоустройство выпускни-

ков // Служба занятости. 2012. № 1. С. 37.

6. Трудоустройство выпускников учреждений

профессионального образования (по данным мониторинга экономики образования 2010 г.) // Вопросы образования. 2011. № 3. С. 247.

7. Гуртов В. Структура занятого населения в

соответствии с уровнем образования и занятиями // Человек и труд. 2011. № 4. С. 44.

SEROVA L.M., MAZAEVA K.A. GRADUATES' EMPLOYMENT ACCORDING TO VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS MONITORING

The article presents the monitoring results of vocational education institutions graduates' employment in 2012 in terms of territory, aggregated occupation groups, types of economic activity, business levels and profession groups.

Key words: vocational education, labour market, graduate, employment, graduates'

employment, graduates' employment monitoring, employment indexes

g

Сведения для авторов

К публикации принимаются статьи с учетом профиля и рубрик журнала объемом до 0,5 а.л. (20 000 знаков), в отдельных случаях — до 0,75 а.л. (30 000 знаков).

Статьи принимаются в электронном виде (текстовый редактор—Word, шрифт — Times New Roman, размер шрифта — 11, интервал — 1,5). Сложные рисунки и графики должны быть сделаны с учетом формата журнала (136 х 206 мм).

В присланном файле, помимо текста статьи, должна содержаться следующая информация на русском и английском языках:

• сведения об авторах (ФИО полностью, ученое звание, ученая степень, должность, место работы, адрес электронной почты каждого автора);

• название статьи (не более пяти слов);

• аннотация и ключевые слова;

• ссылки на источники (даются в порядке упоминания в квадратных скобках, оформляются по ГОСТ Р 7.0.5-2008).

Материалы принимаются в редакции по адресу: 107045, Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 6, офис 201, тел./факс: (495) 608-93-04 и по электронной почте ([email protected], [email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.