МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070
осознанно, тем не менее, устанавливает совсем другой способ познания мира человека и мира Божественного. На основе веры как внутренней неотделимой от человека его духовной способностью к познанию единства гармонии человека в окружающем мире и мире Божественном.
Духовное совершенствование в его выражении культурой предполагает более справедливые нормы человеческого общежития на основе всеобщего права и закона, в соблюдении которых сам человек более этичен и морален с точки зрения всеобщей нравственности.
Религия же предусматривает духовное совершенствование человека и общества до достижения ими блаженства.
Религия и культура являются предметом познания в отдельности, а в их взаимосвязи - формами общественного сознания, реального и прежде всего современного общества, как его неотъемлемые части, взаимодополняющие друг друга.
Отрыв культуры от её религиозных основ не может остаться без роковых последствий. Подлинный культурный расцвет немыслим без интенсивной духовной жизни. Именно подлинная духовность позволяет человеку оставаться самим собой, определяет границы дозволенного и недозволенного поведения, убеждает человека в соблюдении меры в процессе жизни и деятельности.
Когда мы определяем культуру как меру в развитии личности, то это дает нам возможность подчеркнуть ее качественную характеристику, отличить одного человека от другого, в то же время сравнивать его с другими, видим его достоинства и недостатки. В человеке меры присутствуют и практически им они реализуются в повседневности, как воспитанность, совестливость, бережное отношение к людям, самоограничение, выраженные гражданские позиции справедливости и долга, толерантность и т.п. Эти свойства культурного человека, позволяющего говорить, сколько в человеке наличествует человеческое, как он поглощает в себе традиционные ценности, при этом развивает современные, обеспечивает достойное бытие.
Список использованной литературы
1. Ирхин Ю.В. Социология культуры: учебник / Ю.В. Ирхин. - М.: Экзамен, 2006. - 525 с.
2. Лавриненко В. Н. Социология: учебник для вузов / В. Н. Лавриненко - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 534 с.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская Академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбукович, 1997.- 944 с.
© Казибекова Г.К., 2017
УДК 311
И.И. Клешнина
ст. преподаватель НХТИ ФГБОУ ВО «КНИТУ» Т.Г. Макусева к.п.н, доцент, зав.кафедрой математики НХТИ ФГБОУ ВО «КНИТУ» г. Нижнекамск, Российская Федерация
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ В
ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Аннотация
В статье рассмотрен вопрос организации мониторинга трудоустройства выпускников НХТИ ФГБОУ ВО «КНИТУ» и представлены его результаты за 2014-2016 гг. в целом по вузу и в разрезе отдельных
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_
специальностей.
Ключевые слова
Мониторинг, социологический опрос, трудоустройство, выпускники.
Трудоустройству выпускников уделяется много внимания, о чем свидетельствует включение данного показателя наряду с такими, как образовательная деятельность, международная деятельность, финансово-аналитическая деятельность и инфраструктура, в систему мониторинга вузов России [1].
В связи с этим вузы проводят мониторинговые исследования по трудоустройству выпускников, которые являются обязательными для всей системы образования России. Мониторинг проводится в соответствии с утвержденными формами федеральной отчетности.
Подвергнем функционально-структурному анализу показатели мониторинга трудоустройства выпускников, выбранные из различных источников. В качестве базовых показателей, характеризующих трудоустройство выпускников, были выделены следующие 15 [2].
Из данных мониторинга Министерства образования и науки России:
1. Фактический выпуск из образовательных учреждений высшего профессионального образования (ВПО), среднего профессионального образования (СПО), начального профессионального образования (НПО).
2. Фактическое количество выпускников системы профессионального образования (ВПО, СПО, НПО), которые трудоустроились.
3. Фактическое количество выпускников системы профессионального образования (ВПО, СПО, НПО), которые были призваны в ряды Вооруженных сил РФ.
4. Фактическое количество выпускников системы профессионального образования (ВПО, СПО, НПО), которые продолжили обучение на следующем уровне профессионального образования.
5. Фактическое количество выпускников системы профессионального образования (ВПО, СПО, НПО), которые не смогли трудоустроиться.
6. Фактическое количество выпускников системы профессионального образования (ВПО, СПО, НПО), которые вышли в отпуск по уходу за ребенком.
Из данных мониторинга Федеральной службы государственной статистики:
1. Выпуск специалистов из образовательных учреждений системы профессионального образования (ВПО, СПО, НПО).
2. Количество обучавшихся в рамках целевой контрактной подготовки из числа выпускников образовательных учреждений системы профессионального образования (ВПО, СПО).
3. Общая численность получивших направления на работу из выпуска образовательных учреждений системы профессионального образования (ВПО, СПО, НПО).
4. Количество получивших направления на работу по специальности из числа выпускников образовательных учреждений системы профессионального образования (ВПО, СПО).
5. Общее количество выпускников из образовательных учреждений системы профессионального образования (ВПО, СПО, НПО), не получивших направлений на работу.
6. Общая численность выпускников из образовательных учреждений системы профессионального образования (ВПО, СПО, НПО), которым предоставлено право самостоятельно трудоустроиться.
7. Численность выпускников из образовательных учреждений системы профессионального образования (ВПО, СПО, НПО), продолжающих обучение на следующем уровне.
8. Численность выпускников из образовательных учреждений системы профессионального образования (ВПО, СПО, НПО), призванных в ряды Вооруженных сил.
9. Закрепляемость выпускников из образовательных учреждений системы профессионального образования (ВПО, СПО, НПО) на рабочем месте. [2]
Согласно этим мониторингам трудоустройства специалистами Нижнекамского химико-технологического институтом (филиала) ФГБОУ ВО «КНИТУ» (НХТИ ФГБОУ ВО «КНИТУ») был разработан мониторинг трудоустройства выпускников всех форм обучения. Была составлена анкета опроса
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_
выпускников. По данным анкеты оформляется таблица. В таблице 1 представлены заголовки таблицы.
Таблица 1
№ п/п группа специальность форма обучения Фамилия Имя Отчество
1 2 3 4 5 6 7
дата рожд. место работы (предприятие, цех) должность адрес телефон
8 9 10 11 12
В графе 9 указывается место работы выпускника или отмечается, что не работает или призван в ряды Вооруженных сил РФ, а также если выпускник находится в отпуске по уходу за ребенком.
Мониторинг трудоустройства выпускников производится несколько этапов: I этап - первичный сбор данных (июнь-июль, сентябрь); II этап - вторичный сбор данных (февраль-март); III этап - обработка данных; IV этап - анализ данных (представление в виде графиков и таблиц).
При оформление «обходного» листа будущие выпускники у специалиста ответственного за мониторинг трудоустройства отвечают на устные вопросы анкеты опроса. Дополнительно в сентябре проводится телефонный опрос выпускников. Это является первым этапом проведения мониторингового исследования. Второй этап осуществляется в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки РФ через шесть месяцев после окончания студентами в вузе. Сбор данных производится с использованием телефонного опроса. На этом заканчивается этап сбора данных.
На третьем этапе таблица 1 расширяется дополнительными графами, такими как, «Работают», «Призваны в ряды Вооруженных сил РФ», «В отпуске по уходу за ребенком», «Трудоустроен по специальности» и т.д. А также можно добавить графы, которые будут показывать в какую сферу трудоустроен выпускник: сфера образования, обслуживания; городское и муниципальное управление, производство (с выделением наиболее крупных организаций города), другое. На четвертом этапе обработанные данные сводятся в единые таблицы, из которых строятся графики. Рассмотрим результаты мониторинга трудоустройства выпускников очной формы обучения за последние 3 года .
100% 90% 80°% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
22,4%
73,3%
1,2%
3,0%
2014 г.
28,5%
66,8%
1,2%
2015 г.
20,2%
,8%
73,4%
2016 г.
□ Не трудоустроились
■ В отпуске по уходу за ребенком
■ Призваны в ряды Вооруженных сил РФ
□ Трудоустроились
Рисунок 1 - Динамика удельного веса распределения выпускников ВО очной формы обучения (2014-2016 гг.)
По динамике видно, что доля трудоустроенных выпускников 2015 года была меньше, чем в предыдущем. Это можно объяснить тем, что в этот год был выпуск выпускников специалистов и бакалавров, большинство бакалавров продолжили обучение в магистратуре. Отклонения других параметров колеблются в диапазоне 0,2-2,5 %.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_
Согласно поручениям Президента РФ и индикатором Государственной программы «Развитие образования», важным и необходимым показателем является трудоустройство по полученной специальности. На рисунке 2 представлено отношение трудоустроившихся студентов по специальности к студентам трудоустроившимся не по специальности. Следует отметить, что наблюдается положительная динамика трудоустроенных выпускников на работу по специальности.
100%
90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
51,2% 43,3% 21,3%
-
48,8%
56,7%
□ ТрудОуС1 роились HC по смсциал ьности
■ ТрудОуС1 роились МО
смециал ьности
2014I.
2015 I.
2016 I
Рисунок 2 - Динамика трудоустройства по полученной специальности выпускников ВО очной формы обучения (2014-2016 гг.)
Проведем анализ трудоустройства выпускников в разрезе блоков укрупненных групп специальностей и направлений подготовки (УГСН), в которых был выпуск в НХТИ ФГБОУ ВО КНИТУ, в последние 3 года. Как видно из рис.3 (На рис. 0% означает, что выпуска по этой УГСН не было) динамика трудоустройства выпускников различных УГСН, кроме 38.00.00, положительна не учитывая 2015 год, в котором был выпуск специалистов, наряду с бакалаврами, отрицательная динамика наблюдается только в 38.00.00 Экономика и управление. В 2016 году высокая доля трудоустройства в УГСН 15.00.00 Машиностроении (100%) и 27.00.00 Управление в технических системах (100%), меньшая доля пришлась УГСН 38.00.00 Экономика и управление (66,7%). Если УГСН условно поделить на инженерно-технические и гуманитарные профили, то можно утверждать, что выпускники инженерно-технических профилей высшего образования доминируют по трудоустройству на работу. Доля трудоустроенных выпускников инженерно-технического профиля увеличилась в среднем с 70,5% до до 86,4%, а в гуманитарных профилях наблюдается уменьшение с 81,7% до 66,7%.
Рисунок 3 - Динамика удельного веса трудоустроенных выпускников ВО очной формы обучения в разрезе
блоков УГСН (2014-2016 гг.)
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_
На рис. 4 представлен анализ трудоустройства выпускников по специальности в разрезе УГСН, в этом графике 0% означает, что выпуска по этой УГСН не было. Наиболее востребованными выпускниками оказались выпускники УГСН 15.00.00 Машиностроение (100%) и 27.00.00 Управление в технических системах (92,9%), менее востребованными выпускники УГСН 38.00.00 Экономика и управление (66,7). Доля работающих по специальности в инженерно-технических специальностях за последние годы возросла в среднем с 63,3% до 89,2 %, а в гуманитарном профиле -с 24,1% до 54,2%. Как и с долей трудоустройства выпускников, так и в трудоустройстве выпускников по полученной в образовательном учреждении высшего образования учебной специальности доминирующее место принадлежит инженерно-техническим профилям.
Рисунок 4 - Динамика удельного веса трудоустроенных выпускников ВО очной формы обучения по специальности (от числа трудоустроившихся) в разрезе блоков УГСН (2014-2016 гг.)
Составим прогноз трудоустройства выпускников очной формы обучения. Для более точного прогноза трудоустройства выпускников расширим диапазон наблюдения. Так как мониторинг трудоустройства выпускников в НХТИ ФГБОУ ВО «КНИТУ» ведется с 2009 года, построим динамику трудоустройства выпускников очной формы обучения с 2009 года по 2016 год. С помощью возможности Excel построим тренд, и спрогнозируем долю трудоустроенных выпускников очной формы обучения. (Рис. 5)
Рисунок 5 - Прогноз трудоустройства выпускников ВО очной формы обучения
Согласно полученному прогнозу трудоустройство выпускников к 2018 году достигнет 98%.
Подведем итоги. В целом по вузу складывается достаточно благоприятная ситуация по трудоустройству выпускников и это напрямую связано с реализацией реализации программы Министерства образования и науки РФ «Федеральная экспериментальная площадка», которая оказывает помощь трудоустройство выпускникам очного отделения инженерно-технического профиля в градообразующее предприятие ПАО «НКНХ». Однако этот вывод не распространяется на все направления подготовки.
Мониторинг трудоустройства выпускников представляет собой эффективный способ обратной связи с выпускниками образовательных учреждений и направлен на получение оперативных и полных показателей
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_
трудоустройства, которые позволяют оценить эффективность трудоустройства выпускников, вовремя диагностировать появляющиеся проблемы и послужат в дальнейшем основой для выработки управленческих решений по устранению этих проблем.
Список использованной литературы:
1. Мониторинг трудоустройства выпускников в системе оценки деятельности вуза / Воловская Н. М., Плюснина Л. К., Русина А. В./Теория и практика общественного развития /Выпуск № 19/ 2014/ с.23-26
2.Мониторинг трудоустройства выпускников: фактическое состояние и рекомендации по усовершенствованию/ Питухин Е. А., Яковлева А. А. /Ученые записки петрозаводского государственного университета/ Выпуск7-2 (120)/2011/с. 86-89,
3. Развитие системы мониторинга трудоустройства выпускников/ Гуртов В.А., Серова Л.М.,. Степусь И.С,. Федорова Е.А, Мороз Д.М. / Высшее образование в России/№5, 2014 г./ с. 11-22
4. Сайт НХТИ ФГБОУ ВО «КНИТУ» [Электронный ресурс] // http://www.nchti.ru/index.php/2011-05-10-08-41-02/2014-05-27-10-57-03 (Дата обращения:14.05.2017)
© Клешнина И.И., Макусева Т.Г., 2017