Научная статья на тему 'Стратегические задачи некоммерческого сектора в устойчивом социально-экономическом развитии региона (на примере региональной системы профессионального образования)'

Стратегические задачи некоммерческого сектора в устойчивом социально-экономическом развитии региона (на примере региональной системы профессионального образования) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
некоммерческий сектор / региональная система профессионального образования / программно-целевые механизмы / показатели эффективности программы / non-commercial sector / regional system of professional education / program and target mechanisms / indicators of efficiency of the program

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кожевина Ольга Владимировна, Тонжеракова Алтынай Андреевна

В статье представлены результаты исследования механизмов устойчивого соци-ально-экономического развития региона, влияния роли некоммерческого сектора, в частности региональной системы профессионального образования, в реализации стратегических задач. По результатам проведенного исследования обоснованы ос-новные направления развития социальной сферы региона, разработан процессуаль-ный механизм реализации мероприятий и проектов стратегии развития профессио-нального образования, определены параметры эффективности региональных ком-плексных программ развития профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кожевина Ольга Владимировна, Тонжеракова Алтынай Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PROBLEMS OF NONCOMMERCIAL SECTOR IN SUSTAINABLE SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION (REGIONAL SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION)

In article results of research of mechanisms of sustainable social and economic develop-ment of the region, influence of a role of noncommercial sector, in particular, of regional sys-tem of professional education, are presented to realization of strategic tasks. Object of super-vision Altai Republic – the cross-border region is chosen, one of which stability conditions is the ecological focused economic activity. The system of professional education is urged to provide needs of economy of the region for knowledge and competences. By results of the conducted research the main directions of development of the social sphere of the region are proved, the procedural mechanism of realization of actions and projects of strategy of devel-opment of professional education is developed, parameters of efficiency of regional compre-hensive programs of development of professional education are determined.

Текст научной работы на тему «Стратегические задачи некоммерческого сектора в устойчивом социально-экономическом развитии региона (на примере региональной системы профессионального образования)»

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

УДК 334.72 DOI 10.12737/13622

Кожевина Ольга Владимировна,

доктор экономических наук, профессор кафедры стратегический и антикризисный менеджмент, Финансовый университет при Правительстве РФ (Российская Федерация, г. Москва)

Тонжеракова Алтынай Андреевна,

соискатель, Алтайский государственный университет

(Российская Федерация, г. Горно-Алтайск)

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА В УСТОЙЧИВОМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

В статье представлены результаты исследования механизмов устойчивого социально-экономического развития региона, влияния роли некоммерческого сектора, в частности региональной системы профессионального образования, в реализации стратегических задач. По результатам проведенного исследования обоснованы основные направления развития социальной сферы региона, разработан процессуальный механизм реализации мероприятий и проектов стратегии развития профессионального образования, определены параметры эффективности региональных комплексных программ развития профессионального образования.

Ключевые слова: некоммерческий сектор, региональная система профессионального образования, программно-целевые механизмы, показатели эффективности программы.

STRATEGIC PROBLEMS OF NONCOMMERCIAL SECTOR IN SUSTAINABLE SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION (REGIONAL SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION)

Kozhevina Olga Vladimirovna,

Doctor of Economics, professor of chair «Strategic and Anti-crisis Management», Financial University under the Government of the Russian Federation ,

(Russian Federation, Moscow) Tonzherakova Altynay Andreevna, Gorno-Altaisk, graduate student, Altai State University

(Russian Federation, Kazan)

In article results of research of mechanisms of sustainable social and economic development of the region, influence of a role of noncommercial sector, in particular, of regional system of professional education, are presented to realization of strategic tasks. Object of supervision Altai Republic - the cross-border region is chosen, one of which stability conditions is the ecological focused economic activity. The system of professional education is urged to provide needs of economy of the region for knowledge and competences. By results of the conducted research the main directions of development of the social sphere of the region are proved, the procedural mechanism of realization of actions and projects of strategy of development of professional education is developed, parameters of efficiency of regional comprehensive programs of development of professional education are determined.

Keywords: non-commercial sector, regional system of professional education, program and target mechanisms, indicators of efficiency of the program.

96

JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 3 (18) 2015 г.

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

Региональная система профессионального образования с позиции разработки стратегии развития региона рассматривается как объект планирования и управления, как ограничение и одновременно возможность для развития региона [1, 2]. Децентрализация управленческого воздействия на развитие профессионального образования способствует формированию нового подхода к управлению региональной системой профессионального образования как элементу социально-экономической системы «регион» и определению возможностей выбора направлений ее трансформации, соотнесенных со стратегией региона [3, 4, 5]. Вследствие этого возникает необходимость разработки и реализации собственных программ развития в сфере профессионального образования на мезоуровне. Управление программой развития региональной системы профессионального образования, по нашему мнению, является процессом государственного воздействия территориальных органов власти, обладающего целевой ориентированностью, точной адресностью, ограниченным временным интервалом и направленного на трансформацию профессионального образования региона посредством приоритетной концентрации финансовых, кадровых, интеллектуальных и материальных ресурсов.

Региональные комплексные программы развития профессионального образования должны разрабатываться с учетом стратегических направлений и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и федеральных округов и в первую очередь обеспечивать повышение конкурентоспособности экономики страны по приоритетным направлениям инновационного развития, утвержденным Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России

(энергоэффективность, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации). На практике данное требование порождает существенное противоречие, поскольку направления социально-экономического развития региона - субъекта Российской Федерации - могут не совпадать с вышеозначенными приоритетными направлениями инновационного развития Российской Федерации. В утвержденной «Стратегии социальноэкономического развития Республики Алтай на период до 2028 года» (далее -стратегия) ключевыми проблемам региона названы: угасание традиционных рынков, кризис сельского хозяйства, технологическая отсталость, барьеры для развития новой экономики, стратегической перестройки хозяйства; диспропорциональность и неустойчивость развития рынка труда.

Дисбаланс на рынке труда ведет к увеличению безработицы. Республика Алтай относится к числу регионов с повышенным уровнем общей безработицы как по сравнению с Сибирским федеральным округом, так и на общероссийском фоне. Свыше 50 процентов безработных не могут трудоустроиться более года. Кроме дисбаланса на рынке труда на рост безработицы в регионе влияет и тот факт, что численность населения трудоспособного возраста ежегодно увеличивается, а количество рабочих мест в республике в последние годы практически не меняется. Реальные масштабы этого явления недостаточно отражены статистикой, так как высокая доля занятых в сельском хозяйстве маскирует скрытую безработицу. На решение этой проблемы в том числе направлена стратегия, приоритетными направлениями которой являются: повышение качества человеческого капитала, пространственное и инфраструктурное раз-

ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ № 3 (18) 2015 г. 97

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

витие, развитие обеспечивающих секторов. В стратегии предложены три сценария развития Республики Алтай - инерционный, сырьевой и целевой, представленные на рисунке 1.

Целевой сценарий развития республики предполагает создание «нового туристического региона России», т. е. создание единого кластера туризма с поддерживающими отраслями сельского хозяйства и пищевой промышленности.

Рисунок 1 - Основные направления развития Республики Алтай

Одним из важнейших условий реализации данного сценария является целенаправленная кадровая и культурная политика, основные декларируемые направления ее развития представлены на рис.2.

Для повышения эффективности экономики Республики Алтай необходимы сбалансированность и формирование гибкой системы в социальной политике, образовании, здравоохранении, рынке труда и культуре.

98

JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 3 (18) 2015 г.

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

Рисунок 2 - Основные направления развития социальной сферы Республики Алтай

Процессуальный механизм предусматривает реализацию мероприятий и проектов стратегии через систему республиканских и ведомственных программ. Механизм направлен на синхронизацию муниципальных, отраслевых стратегий развития со стратегией.

Цели и задачи программ должны быть приоритетам и целям стратегии, а также должны охватывать полный перечень мероприятий, реализуемых Правительством Республики Алтай в долгосрочный и среднесрочный периоды (рис. 3).

ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ № 3 (18) 2015 г. 99

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028

года

интеграция экономики Республики Алтай в глобальный рынок, в т.ч. встраивание в новую региональную иерархию в условиях близкого соседства с «полюсами роста» Сибирского федерального округа

\ /

Программа социально-экономического развития Республики Алтай на 20102014 годы повышение конкурентоспособности региона (в условиях интеграции в глобальный рынок) и на базе этого рост благосостояния жителей региона

z

Мероприятия, направленные на развитие

образования РА

Мероприятия, направленные на обеспечение всестороннего развития и распространения алтайского языка

Развитие системы высшего образования Республики Алтай

МЕРОПРИЯТИЯ ПОДПРОГРАММЫ

Мероприятия,на-правленные на укрепление материальнотехнической базы учреждений образования, в том числе, в рамках ПНП

Повышение устойчивости конструкции объектов и систем жизне-

обеспеченияучреждений образования

Мероприятия, направленные на развитие сети

дошкольных образовательных /

Мероп р и ят и я, направленные на решение проблемы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Патриотическое, гражданское и духовное воспитание молоде-

Мероприятия, направленные на обеспечение экономики и социальной сферы республики работниками соответствующих специальностей квалификации

Мероприятия реализуются в рамках республиканской целевой программы по развитию кадрового потенциала Республики Алтай

Рисунок 3 - Процессуальный механизм реализации мероприятий и проектов стратегии развития профессионального образования

100

JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 3 (18) 2015 г.

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

Инструментом реализации стратегии является Программа социальноэкономического развития Республики Алтай на 2010-2014 годы, целью которой является повышение конкурентоспособности региона (в условиях интеграции в глобальный рынок) и на базе этого рост благосостояния жителей региона [8]. Программа состоит из разделов, объединяющих подпрограммы, сформированные в соответствии с основными задачами настоящей программы. В соответствии с задачей повышения благосостояния и обеспечения благоприятных условий жизни населения в Республике Алтай в рамках раздела «Развитие социальной сферы» сформирована подпрограмма «Повышение уровня и качества образования».

Внутренняя потребность региона в анализе состояния и потенциала региональной системы профессионального образования, ее соответствия развитию системы на федеральном уровне, в оценке возможности ее использования и дальнейшего развития с учетом существующих условий и стратегических перспектив развития региона обуславливает необходимость управления программой развития региональной системы профессионального образования, которое является процессом воздействия территориальных органов управления, инициирующим не только процесс трансформации системы профессионального образования, но и стимулирующим социально-экономическое развитие региона в целом.

В ходе анализа выявлено, что наряду с такими проблемами, как: низкий уровень охвата детей дошкольными образовательными учреждениями; существующая диспропорция в сфере приме-

нения алтайского языка как одного из государственных языков Республики Алтай и низкое материально-техническое оснащение учреждений образования современным оборудованием; также отмечается проблема несоответствия структуры подготовки рабочих и специалистов потребностям экономики Республики Алтай.

Актуальность развития кадрового потенциала Республики Алтай - наиболее значимый фактор, а дефицит подготовленных кадров для эффективной реализации современных проектов развития -фактор, ограничивающий и сдерживающий развитие республики. От степени согласованности меняющейся потребности отраслей экономики в рабочей силе с масштабами и направлениями развития системы профессионального образования зависят как состояние рынка труда региона, так и реализация стратегии регионального развития.

Мероприятия подпрограммы «Повышение уровня и качества образования», направленные на обеспечение экономики и социальной сферы республики работниками соответствующих специальностей и квалификации, реализуются в рамках республиканской целевой программы по развитию кадрового потенциала Республики Алтай.

Основанием для разработки данной программы явилась концепция программы развития кадрового потенциала Республики Алтай до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Республики Алтай от 17 мая 2007 г. № 86. Цели и задачи региональной целевой программы «Развитие кадрового потенциала Республики Алтай в 20092014 годах» [5] представлены на рис. 4.

ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ № 3 (18) 2015 г. 101

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ

АЛТАЙ ДО 2020 ГОДА

повышение эффективности использования кадрового потенциала Республики Алтай, направленное на повышение уровня жизни населения Республики Алтай РЦП «РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ В 2009-2014 ГОДАХ»

Цел ь: создание эффективной и устойчивой системы обеспечения экономики и социальной сферы республики специалистами определенных профессий и квалификаций, соответствующих спросу рынка труда и стратегическим целям социально-экономического развития региона, а также повышение эффективности использования кадрового потенциала РА, направленное на повышение уровня жизни населения республики

► разработка и совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам кадрового обеспечения;

► комплексное исследование кадрового потенциала Республики Алтай; оценка потребности в кадрах для экономики и социальной сферы Республики

Алтай;

► мониторинг трудовых ресурсов Республики Алтай и кадров хозяйствующих субъектов;

^ профориентация и подготовка кадров в соответствии со спросом на рынке труда;

► информационное обеспечение, решение данных задач планируется путем создания системы мониторинга, анализа, прогнозирования и управления рынком труда и рынком образовательных услуг.

Рисунок 4 - Цель и задачи РЦП «Развитие кадрового потенциала Республики Алтай в 2009-2014 годах»

Анализ прогнозных показателей эффективности реализации региональной целевой программы «Развитие кадрового потенциала Республики Алтай в 20092014 годах» показал, что их можно условно дифференцировать по направлениям решаемых проблем в рамках программы:

1) показатели, связанные с решением проблем безработицы:

- увеличение доли среднегодовой численности занятого населения Республики Алтай к численности трудовых

ресурсов с 68,9% в 2007 году до 71% к 2015 году;

- сокращение доли лиц в трудоспособном возрасте не занятых трудовой деятельностью и учебой с 19,3% в 2007 году до 17,5% к 2015 году;

- снижение удельного веса количества длительного (более 3 месяцев) незаполняемых вакансий в общем количестве вакансий.

2) показатели, направленные на решение проблемы сбалансированности рынка образования и рынка труда:

102

JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 3 (18) 2015 г.

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

- достижение более полного соответствия структуры подготовки кадров требованиям рынка труда;

- повышение обеспеченности

приоритетных отраслей экономики квалифицированными кадрами;

- повышение профессиональной готовности выпускников учебных заведений к трудовой деятельности до уровня требований работодателей;

- создание условий для перевода экономики Республики Алтай на интенсивный путь развития путем упреждающего создания кадрового потенциала, необходимого для этих целей;

- формирование эффективной

структуры регионального заказа на подготовку кадров и размещение заказа в 100% учреждений профессионального образования Республики Алтай.

3) показатели эффективности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

работы с выпускниками образовательных учреждений:

- повышение уровня профессиональной ориентации и трудовой мотивации школьников, молодежи и незанятого населения;

- повышение доли выпускников государственных учреждений профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год, в общей численности выпускников таких учреждений.

По нашему мнению, следует обратить внимание на то, что показатели эффективности реализации региональной целевой программы «Развитие кадрового потенциала» носят скорее поверхностный характер, их основная особенность - «неизмеримость». К примеру, автору не представляется возможным оценить повышение уровня профессиональной ориентации и трудовой мотивации школьников, молодежи и незанятого населения или повышение профессиональной готовности выпускников учебных заведений к трудовой деятель-

ности до уровня требований работодателей и другое, указанное в качестве показателей эффективности реализации программы.

Подобные показатели эффективности реализации программы, по нашему мнению, не позволяют оценить достижение цели программы. Оценка с их помощью не дает ответа на вопросы: создана ли эффективная и устойчивая система обеспечения экономики и социальной сферы республики специалистами определенных профессий и квалификаций, соответствующих спросу рынка труда и стратегическим целям социально-экономического развития региона? повысилась ли эффективность использования кадрового потенциала Республики Алтай, направленного на повышение уровня жизни населения республики?

Использование индикаторов позволяет проводить следующие оценки: дать количественную и качественную характеристику, оценку ситуации, отметить ее изменение в положительную или отрицательную сторону; обеспечить возможность корректировки социальноэкономического и экологического развития, т.к. являются основой для оценки хода реализации программных мероприятий; провести мониторинг, оценку и анализ темпов и эффективности движения по направлению к достижению целей.

Следует отметить, что конкретный набор и количественные характеристики индикаторов определяются для каждой подпрограммы. Ожидаемыми результатами реализации программы по направлению «Развитие социальной сферы» являются: реальные располагаемые денежные доходы населения вырастут к 2015 году на 43% к уровню 2009 года; численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума снизится до 16,6% на начало 2015 года; обеспеченность общей площадью жилья на 1 жителя вырастет до 20 кв. м в 2014 году; уровень зарегистрированной

ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ № 3 (18) 2015 г. 103

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

безработицы к экономически активному населению снизится до 2,8% к 2015 году; количество вновь созданных рабочих мест достигнет к 2015 году 2240 единиц.

Таким образом, нужно отметить, что синхронизация вышерассмотренных программ осуществляется через формирование иерархии целей и задач, целью программ является задача «вышестоящей» программы; поставленные в рамках программы задачи становятся подпрограммами и т.д. Но при этом индикаторы эффективности реализации программ не связаны с иерархией целей, а, следовательно, не являются эффективным инструментом программирования, это является одним из оснований для разработки программы, в которой перечень индикаторов стал бы непросто разделом программы, а полноценным инструментом решения проблемы, на решение которой направлена программа.

Актуальность развития кадрового потенциала Республики Алтай - это наиболее значимый фактор, а дефицит подготовленных кадров для эффективной реализации современных проектов развития - это фактор, ограничивающий и сдерживающий развитие республики. Разработчики республиканской целевой программы «Развитие кадрового потенциала Республики Алтай в 2009-2014 годах» отмечают, что нерешение проблемы обеспечения кадрами проектов, реализуемых и планируемых к осуществлению на территории республики в будущем, приведет к тому, что все усилия органов государственной власти Республики Алтай и органов местного самоуправления по достижению социального эффекта реализации таких проектов будут напрасными, если там будет занято население других регионов.

«Эффективное взаимодействие рынка труда и системы профессионального образования по мере преодоления кризисных явлений в экономике региона и

перехода ее к новой стадии развития становится все более актуальной задачей. От того, насколько будет согласована меняющаяся потребность отраслей экономики в рабочей силе определенных профессий и новых уровней с масштабами и направлениями системы профессионального образования всех уровней, зависит не только состояние рынка труда региона, но и экономики в целом». С данным высказыванием трудно не согласиться, но вернемся к рекомендациям по разработке региональных комплексных программ развития профессионального образования, формулировка требований которых порождает противоречие при разработке программ на практике.

Напомним, что «региональные комплексные программы развития профессионального образования» должны разрабатываться с учетом стратегических направлений и программ социальноэкономического развития субъектов Российской Федерации и федеральных округов и в первую очередь обеспечивать повышение конкурентоспособности экономики страны по приоритетным направлениям инновационного развития. Проблема несоответствия перечня профессий, востребованных на региональном рынке труда Республики Алтай, теми, которые утверждены Комиссией при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики, является очень серьезной для Республики Алтай в связи с дотационностью региона [9].

Согласно данным подпрограммы «Повышения уровня и качества образования» планируется привлечь финансовые средства в объеме 5 276 311 тыс. руб., из них: 2 868 059 тыс. руб. из федерального бюджета; 2 051 970 тыс. руб. из республиканского бюджета; 92 456 тыс. руб. - средства муниципального бюджета; 259 021 руб. - собственные средства

104

JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 3 (18) 2015 г.

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

участников; иные источники финансирования - 4805 тыс. рублей (рис. 5).

Основными направлениями расходования являются: капитальные вложения - 1 916 026 тыс. руб. и прочие - 3 360 285 тыс. руб., к которым в том числе отнесены мероприятия, направленные на обеспечение экономики и социальной сферы республики кадрами соответ-

ствующих специальностей и квалификаций. Объем финансирования данных мероприятий - 59 723 тыс. руб., т.е. 1, 31 % от общего объема финансирования подпрограммы «Повышения уровня и качества образования», источник финансирования - республиканский бюджет.

2% 5% 0%

федеральный бюджет

республиканский

бюджет

средства

муниципального

бюджета

собственные средства участников

Рисунок - 5 Основные направления финансирования по подпрограмме «Повышения уровня и качества образования»

Общий объем финансирования, необходимый для реализации мероприятий программы «Развитие кадрового потенциала Республики Алтай», составляет 77 525 тыс. рублей (в том числе на капитальные вложения - 37 026 тыс. руб., НИОКР - 1500 тыс. руб., прочие расходы - 38999 тыс. рублей). Источники финансирования: средства республиканского бюджета Республики Алтай -58 097 тыс. руб., планируемые средства местного бюджета - 13 672 тыс. рублей, планируемые внебюджетные средства -5756 тыс. рублей.

Таким образом, следует отметить, что финансирование мероприятий, направленных на решение проблемы обеспечения региональной экономики квалифицированными кадрами в соответствии со стратегией развития, весьма ограниченно. Источником финансирования, как правило, является республиканский бюджет, как следствие - на практике недофинансирование меро-

приятий. Финансирование развития республиканской системы профессионального образования из федерального бюджета невозможно в связи с несоответствием направлений приоритетного развития Федерации (энергоэффективность, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации) и региона (туризм, сельское хозяйство и пищевая промышленность). Решение этой проблемы является еще одним основанием для разработки программы развития региональной системы профессионального образования, в которой был бы определен механизм финансирования развития системы профессионального образования Республики Алтай.

БИБЛИОГРАФИЯ/REFERENCES:

1. Кожевина О.В., Адарина Р.Т., Тон-жеракова А.А. Экономическое програм-

ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ № 3 (18) 2015 г. 105

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

мирование развития региональной системы профессионального образования как инструмент стратегического управления социальной сферой территории: Монография// О.В. Кожевина, Р.Т. Ада-рина, А.А. Тонжеракова. - М.: Русайнс. КноРус, 2016.

2. Кулькова В.Ю. Опыт организации и реализации образовательной программы для специалистов социально - ориентированных некоммерческих организаций Республики Татарстан (СО НКО РТ) в развитии системы государственной поддержки третьего сектора/ В.Ю. Кулькова // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2013. - № 3. - С. 96.

3. Кулькова В. Ю. Налоговое регулирование асимметрии регионального развития на основе совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации// Финансы и кредит. -2005. - № 28 (196). - С. 12-22.

4. Полякова А.Г. Концептуальные основы модернизации экономики регионов // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 323. - С.73-279.

5. Полякова А.Г. Устойчивое развитие в координатах пространственной эконо-

мики // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2011. - № 3. -С. 179-186.

6. Поспелов Г.С. Проблемы программно-целевого планирования и управления / Под ред. Поспелова Г. С. - М.: Наука, 1981 . - 145 с.

7. Республиканская целевая программа «Развитие кадрового потенциала Республики Алтай в 2009-2014 годах». Утв. Постановлением Правительства Республики Алтай от 21 мая 2009 г. № 109. http://gov.altai-repulic.ru/ mod-ules.php=906 (дата обращения:

28.08.2015)

8. Стратегия социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года. http://www.city-strategy.ru/upload/document/Resp_Altai_ strategy2028.pdf (дата обращения:

27.08.2015)

9. Тонжеракова А.А. Условия формирования и факторы развития современной региональной системы профессионального образования // Мир науки, культуры, образования. - 2013. -№ 1 (38). - С.318-320.

106

JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 3 (18) 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.