Научная статья на тему 'Оценка эффективности государственных программ развития региона: практические и методические аспекты'

Оценка эффективности государственных программ развития региона: практические и методические аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
775
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственное управление / регион / программно-целевой подход / государственная программа / региональное развитие. / public administration / region / program-target approach / state program / regional development.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Елена Геннадьевна, Горин Иван Александрович

В настоящее время государственным органам необходимо сосредоточиться на практических и методических аспектах эффективной реализации государственных программ развития региона. Авторы статьи обосновывают актуальность оценки и повышения эффективности выполнения государственных программ развития российских регионов в условиях усиления негативного влияния внешнеэкономических и политических факторов. На примере Республики Мордовия рассмотрена практика управления региональным развитием на основе государственных региональных программ. Проведен критический анализ объективности используемой официальной методики оценки эффективности одной из государственных программ Республики Мордовия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузнецова Елена Геннадьевна, Горин Иван Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF EFFECTIVENESS OF STATE REGIONAL DEVELOPMENT PROGRAMS: PRACTICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS

Now public authorities need to focus on practical and methodical aspects of effective implementation of state programs of development of the region. Authors of article prove relevance of assessment and increase in efficiency of implementation of state programs of development of Russian regions in the conditions of strengthening of negative impact of the external economic and political factors. On the example of the Republic of Mordovia practice of management of regional development on the basis of the state regional programs is considered. The critical analysis of objectivity of the used official technique of assessment of efficiency of one of state programs of the Republic of Mordovia is carried out.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности государственных программ развития региона: практические и методические аспекты»

32

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2017. № 4(30)

УДК 332.1

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА: ПРАКТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Е.Г. Кузнецова, И.А. Горин

В настоящее время государственным органам необходимо сосредоточиться на практических и методических аспектах эффективной реализации государственных программ развития региона. Авторы статьи обосновывают актуальность оценки и повышения эффективности выполнения государственных программ развития российских регионов в условиях усиления негативного влияния внешнеэкономических и политических факторов. На примере Республики Мордовия рассмотрена практика управления региональным развитием на основе государственных региональных программ. Проведен критический анализ объективности используемой официальной методики оценки эффективности одной из государственных программ Республики Мордовия.

Ключевые слова: государственное управление; регион; программно-целевой подход; государственная программа; региональное развитие.

E.G. Kuznetsova, I.A. Gorin. EVALUATION OF EFFECTIVENESS OF STATE REGIONAL DEVELOPMENT PROGRAMS: PRACTICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS

Now public authorities need to focus on practical and methodical aspects of effective implementation of state programs of development of the region. Authors of article prove relevance of assessment and increase in efficiency of implementation of state programs of development of Russian regions in the conditions of strengthening of negative impact of the external economic and political factors. On the example of the Republic of Mordovia practice of management of regional development on the basis of the state regional programs is considered. The critical analysis of objectivity of the used official technique of assessment of efficiency of one of state programs of the Republic of Mordovia is carried out.

Keywords: public administration; region; program-target approach; state program; regional development.

В настоящее время программно-целевое управление развитием российских регионов приобретает особую значимость, а проблемы повышения его эффективности требуют новых, креативных подходов к их решению с учетом глобальных внешнеэкономических и социально-политических вызовов. Все это характерно и для экономики Республики Мордовия - одного из наиболее быстро развивающихся инновационных регионов страны, активно использующего возможности и преимущества программно-целевого подхода к управлению хозяйственным комплексом. Актуальность программно-целевого управления региональным развитием обусловила выбор цели и направлений исследования на примере данного региона.

Сложившиеся к настоящему моменту теоретические, методические и практические подходы к разработке и реализации государственных программ регионального развития позволяют сделать вывод, что Государственная программа включает в себя совокупность целевых программ и подпрограмм, содержащих

в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия исполнительных органов государственной власти региона. Необходимость разделения государственных программ на ряд подпрограмм обусловлена масштабами и особенностями их задач. Поэтому каждая подпрограмма, в свою очередь, имеет особую конкретную цель, соответствующую общей направленности определенной государственной программы, к которой она относится.

В соответствии с действующей региональной практикой государственные программы развития утверждаются постановлением Правительства Республики Мордовия. Правительство определяет ответственного разработчика и исполнителя. Другие заинтересованные исполнительные органы государственной власти региона могут выступать в качестве соисполнителей государственной программы.

В соответствии с приоритетами социально-экономического развития, определенными Президентом РФ и Правительством РФ, Стратегией социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 г.,

Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 г., к числу приоритетных направлений социально-экономического развития относятся:

- формирование предпосылок и условий долгосрочного устойчивого развития регионального социально-экономического комплекса;

- повышение инвестиционной привлекательности региональной экономики и создание благоприятного инвестиционного климата;

- повышение уровня конкурентоспособности регионального комплекса на основе активного инновационного развития и технологического обновления его базовых отраслей;

- развитие инновационной сферы регионального комплекса за счет создания и поддержки высокотехнологичного бизнеса, усиления ее инфраструктурной составляющей, в том числе в области подготовки высокопрофессиональных специалистов как основы регионального человеческого капитала.

О наличии необходимых предпосылок успешной реализации данных приоритетных направлений свидетельствуют показатели состояния хозяйственного комплекса региона, основным из которых является валовой региональный продукт. За 2016 г в Республике Мордовия он вырос на 4,5 %, хотя в среднем по РФ его падение составило 0,2 % (таблица). По рейтингу Высшей школы экономики Республика Мордовия в 2015 г. вошла в пятерку лидеров страны по результатам инновационного развития.

Приоритеты и перспективы дальнейшего развития Республики Мордовия в среднесрочной перспективе предполагают реализацию следующего комплекса мероприятий:

- развитие инвестиционной активности в результате формирования механизма государственно-частного партнерства, способствующего увеличению объема частных инвестиций;

- повышение объемов инвестирования в модернизацию производства, реализацию проектов инфраструктурного развития, в том числе в развитие инфраструктуры в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 г., в развитие человеческого капитала;

- импортозамещение во всех сферах регионального хозяйственного комплекса посредст-

Динамика валового регионально

вом выполнения проектов создания высокотехнологичных производств и инновационных продуктов и услуг;

- повышение производительности труда и создание высокопроизводительных рабочих мест;

- повышение энергоэффективности экономики и социальной сферы;

- формирование благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства путем снижения административных барьеров;

- повышение эффективности внешнеэкономической деятельности и межрегионального взаимодействия;

- увеличение размера заработной платы работников промышленных предприятий и организаций социальной сферы;

- повышение качества государственного управления и регулирования, в том числе предоставляемых государственных услуг бизнесу и населению;

- совершенствование бюджетной, налоговой политики, рационализация бюджетных расходов.

В 2012-2016 гг. предприятия и организации региона реализовали более 100 крупных инвестиционных проектов, в результате чего объемы инвестирования в основной капитал возросли в 3,5 раза.

В соответствии с задачами региональной социальной политики в полном объеме должны выполняться государственные социальные обязательства, что будет реально способствовать выполнению указов Президента РФ в сфере здравоохранения, образования и науки, ЖКХ, оплаты труда работников бюджетной сферы и в конечном итоге позволит достигнуть высокого уровня развития человеческого потенциала региона.

Одним из факторов роста уровня заработной платы в реальном секторе экономики станет повышение эффективности организации и управления инновационным развитием предприятий и организаций, в том числе частного бизнеса. К числу положительных примеров решения данной задачи относится практика менеджмента и работы с персоналом таких компаний, как ООО «Сарансккабель-Оптика», продукта РФ в 2012-2016 гг., %*

Показатели Годы

2012 2013 2014 2015 2016

Валовый региональный продукт по субъектам Российской Федерации (валовая добавленная стоимость в основных ценах), всего 103,1 101,8 101,3 99,4 99,8

Валовый региональный продукт по Республике Мордовия 102,1 102,5 108,1 101,1 104.5

* По данным Мордовиястата.

«ЭМ-Кабель», ООО «Непес-Рус», ООО «Реф-лакс-С» и др., на которых средняя заработная плата, по данным региональной статистики, достигает 40-50 тыс. руб. В бюджетной сфере размер заработной платы работников должен достигнуть целевого уровня в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

В соответствии с задачами промышленной политики Республики Мордовия активно реализуются мероприятия по технологическому перевооружению промышленных предприятий за счет внедрения собственных и приобретенных инновационных разработок, создаются новые высокотехнологичные производства, развивается научно-инновационный и интеллектуальный потенциал бизнеса.

Региональная агропромышленная политика направлена на интенсивное развитие этой сферы деятельности. За последние несколько лет региональный АПК получил более 40 млрд руб. В результате в 2011-2016 гг. в 2,2 раза возросли объемы производства мяса на душу населения, а по показателям производства основных видов продукции АПК и сельского хозяйства (молоко, мясо птицы, яйца) регион относится к числу национальных лидеров.

Дальнейший рост сферы АПК предполагает усиление инновационной активности предприятий за счет применения реальных стимулов и государственной поддержки внедрения инновационных технологий производства и переработки продукции, в том числе повышения эффективности лизинга с целью использования современных технологических новинок, техники и оборудования, племенного скота и др. В связи с этим особое значение придается мерам государственной поддержки мясного скотоводства, производства молока и молочной продукции, стимулирования развития животноводства в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Положительным примером решения этой задачи является то, что в 2012-2016 гг. крестьянские (фермерские) хозяйства Республики Мордовия получили около 1,4 млрд руб. на развитие и поддержку своей деятельности.

Целью инвестиционной политики Республики Мордовия является привлечение инвестиций для устойчивого развития через реализацию приоритетных высокотехнологичных инновационных проектов, имеющих прорывной характер, в том числе на базе создаваемого технопарка и регионального наноцентра, использование механизма государственно-частного партнерства при реализации таких проектов, поиск дополнительных источников фи-

нансирования инвестиционных потребностей предприятий, а также продвижение наиболее значимых инвестиционных проектов региона в федеральных институтах развития (Инвестиционный фонд Российской Федерации, ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк), ГК «Российская корпорация нанотехнологий» (РОСНА-НО), ГК «Ростехнологии» и др.).

Инвестиционная политика также направлена на повышение позиции Республики Мордовия в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ и создание условий для проведения на высоком организационном уровне чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. в соответствии с условиями, сформулированными в Заявочной книге и Соглашении, заключенном между городом-организатором, Международной федерацией футбольных ассоциаций АНО «Организационный комитет «Россия-2018».

В сфере малого и среднего предпринимательства активно решаются задачи финансовой, информационной, кадровой поддержки инновационных, производственных и социально значимых проектов субъектов.

В целях дальнейшего формирования положительного имиджа региона, решения социальных задач, создания благоприятных условий ведения бизнеса для местных производителей, роста объемов реализации собственной продукции и, соответственно, оборота розничной торговли реализуется специальный План мероприятий по обеспечению на потребительском рынке равного доступа продукции республиканских товаропроизводителей в розничные торговые сети, ускоренного «импорто-замещения» и максимального удовлетворения потребностей населения в продовольственных товарах собственного производства.

Муниципальные районы и городской округ Саранск активно развивают «организованные» потребительские рынки посредством открытия и упорядочения работы специализированных и узкоспециализированных продовольственных и непродовольственных магазинов, расширения сети магазинов шаговой доступности, видов услуг для различных категорий населения, в том числе малообеспеченных. Развитие инфраструктуры торговли, общественного питания и платных услуг населению имеет особую важность и в связи с подготовкой к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 г. - для полноценного обслуживания участников и гостей мероприятия.

Все указанные мероприятия проводятся в соответствии с Перечнем действующих государственных программ Республики Мордовия,

включающим 26 документов практически по всем ключевым направлениям регионального развития.

Для того чтобы объективно оценить результаты столь масштабной деятельности, важно иметь соответствующий методический инструментарий.

В основу методики оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия положено использование алгоритма оценки результатов их реализации, результативности выполнения основных мероприятий, подпрограмм, республиканских целевых программ с учетом результатов мониторинга и оценки степени достижения целевых значений показателей.

Для оценки эффективности государственных программ используются следующие показатели и соответствующие им формулы расчета:

1) степень достижения плановых значений целевых показателей (индикаторов) государственной программы:

СДгп=^СДцп/п , (1)

где СДГП - степень достижения плановых значений целевых показателей (индикаторов) государственной программы,

СДцП - степень достижения планового значения целевого показателя (индикатора) государственной программы,

п - количество целевых показателей (индикаторов) государственной программы.

Расчет степени достижения планового значения по каждому целевому показателю (индикатору) государственных программ проводится:

- в отношении целевых показателей (индикаторов), большее значение которых соответствует большей эффективности:

СДцп=ЗПф/ЗПп; (2)

- в отношении целевых показателей (индикаторов), большее значение которых соответствует меньшей эффективности:

СДцп=ЗПп/ЗПф, (3)

где СДцП - степень достижения планового значения целевого показателя (индикатора) государственной программы,

ЗПф - фактическое значение целевого показателя (индикатора),

ЗПП - плановое значение целевого показателя (индикатора);

2) степень реализации основных мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации (далее - степень реализации мероприятий):

СРм=Мв/М,

(4)

где СРМ - степень реализации мероприятий,

Мв - количество мероприятий, выполненных в отчетном году,

М - общее количество мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;

3) степень соответствия запланированному уровню расходов республиканского бюджета Республики Мордовия, в том числе в виде субсидий и субвенций из федерального бюджета:

ССур=Рф/Рд , (5)

где ССУР - степень соответствия запланированному уровню расходов республиканского бюджета Республики Мордовия,

Рф - фактические расходы республиканского бюджета Республики Мордовия (в том числе в виде субсидий и субвенций из федерального бюджета) на реализацию государственной программы в отчетном году,

Рп - плановые расходы республиканского бюджета Республики Мордовия (в том числе в виде субсидий и субвенций из федерального бюджета) на реализацию государственной программы в отчетном году;

4) эффективность использования средств республиканского бюджета Республики Мордовия при реализации государственной программы:

Эис = СРм/ССур, (6)

где Эис - эффективность использования средств республиканского бюджета Республики Мордовия,

СРм- степень реализации мероприятий, ССУР - степень соответствия запланированному уровню расходов республиканского бюджета Республики Мордовия;

5) итоговая оценка эффективности реализации государственной программы:

ЭРрп = СДГп*Эис, (7)

где ЭРгп - эффективность реализации государственной программы,

СДгп - степень достижения плановых значений целевых показателей (индикаторов) государственной программы,

Эис - эффективность использования средств республиканского бюджета Республики Мордовия.

Эффективность реализации государственной программы может оцениваться по четырем вариантам: высокая, средняя, удовлетворительная и неудовлетворительная.

Высокая оценка результативности реализации государственной программы выставляется при достижении значения ЭРгп не менее 0,9. Если значение данного показателя окажется не менее 0,8, то эффективность реализации государственной программы будет признана сред-

ней. В случае значения ЭРгп не менее 0,7 результаты реализации государственной программы признаются удовлетворительными, а при значении ЭРгп менее 0,7 - неудовлетворительными.

В качестве примера применимости данной методики была проведена оценка эффективности реализации мероприятий государственной программы Республики Мордовия «Формирование информационного общества в Республике Мордовия на период до 2018 года» (далее -Программа).

Социально-экономический эффект от реализации указанной государственной программы был оценен в соответствии со степенью достижения плановых значений ее показателей, а также степенью реализации основных мероприятий и достижения запланированных результатов. Также была проведена оценка степени соответствия расходов республиканского бюджета Республики Мордовия запланированному уровню, их эффективности и результативности Программы в целом.

1. Степень достижения плановых значений показателей (индикаторов) Программы рассчитывалась по формуле (1).

По большинству целевых показателей (индикаторов) Программы плановые значения показателей были перевыполнены, но по четырем показателям имело место невыполнение.

Степень достижения планового значения показателя (индикатора) Программы рассчитывалась как отношение фактического значения к плановому, в результате чего сумма значений достижения плановых значений показателей составила 55,82. Для расчета использовалось 32 показателя, за исключением показателя «Удовлетворенность населения качеством жизни».

В результате таких расчетов степень достижения плановых значений показателей (индикаторов) Программы составила:

СДГП = 55,82/32 = 1,744.

2. Степень реализации основных мероприятий Программы и достижения запланированных результатов рассчитывалась по формуле (4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Например, в 2014 г. было запланировано 16 мероприятий, которые полностью были выполнены в установленные сроки. Степень реализации основных мероприятий Программы и достижения ожидаемых непосредственных результатов составила: СРМ = 16/16 = 1.

3. Степень соответствия запланированному уровню расходов республиканского бюджета Республики Мордовия рассчитана по формуле (5).

Фактические расходы республиканского бюджета Республики Мордовия, в том числе в форме субсидий и субвенций из федерального бюджета, на реализацию программы в 2014 г. составили

154369,2 тыс. руб., плановые расходы - 161129,1 тыс. руб. В результате степень соответствия запланированному уровню расходов республиканского бюджета Республики Мордовия составила: ССУР = 154369,2/161129,1 = 0,958.

4. Эффективность использования средств республиканского бюджета Республики Мордовия на реализацию Программы составила:

Эис = СРм/ССУР = 1/0,958 = 1,044, где СРм - степень реализации мероприятий,

ССУР - степень соответствия запланированному уровню расходов республиканского бюджета Республики Мордовия.

Несмотря на недофинансирование предусмотренных программных мероприятий на 17,89 %, все работы были выполнены полностью, что позволяет сделать вывод о превышении ожидавшихся результатов Программы над фактическими расходами.

5. Результаты итоговой оценки эффективности реализации Программы составили:

ЭРгп = СДгп х Эис = 1,744 х 1,044 = 1,821, где СДгп - степень достижения плановых показателей Программы,

Эис - эффективность использования республиканского бюджета Республики Мордовия.

Значение итогового показателя позволяет достаточно высоко оценить эффективность реализации Программы в 2016 г.

Исходя из результатов анализа эффективности реализации мероприятий Программы, можно утверждать, что они оказали реальное положительное влияние на повышение качества жизни населения Республики Мордовия за счет широкомасштабного использования ГГ-технологий в сфере образования, здравоохранения, обеспечения безопасности жизнедеятельности, социальной и других сферах региона. Кроме того, можно отметить повышение эффективности государственного и муниципального управления в регионе в целом, доступности и качества государственных услуг для населения и организаций, в том числе за счет развития современной информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также открытости органов власти на основе использования информационно-телекоммуникационных технологий.

Итак, анализ использования данной методики позволяет сделать вывод о достаточно объективной оценке эффективности реализации государственных программ развития региона на ее основе. Вместе с тем в ней отсутствуют показатели оценки эффективности собственно системы государственного управления реализацией указанных программ, т.е. их административной составляющей. Считаем, что дальнейшее совершенствование методического обеспечения

оценки эффективности государственных программ развития региона должно вестись именно в этом направлении, с тем чтобы получить максимально объективные результаты, отражающие не только выполнение предусмотренных мероприятий, но и качество государственного и регионального управления.

Список литературы

1. Грабков А.Г. Инвестиционная привлекательность региона: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2006. 24 с.

2. Гришина Е.В. Анализ и прогнозирование инвестиционных процессов в регионах России. М.: СОПС, 2005. 256 с.

3. Долгосрочный прогноз развития экономи-

ки России на 2007-2030 годы. Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук. URL: http://www.perspektivy.info.

4. Зверева О.Г. Прогнозирование социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. М.: РАГС, 2005. 158 с.

5. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации. URL: http://www.minregion.ru.

6. Марабаева Л.В., Соколов О.А. Нормативно-правовое регулирование научно-инновационной деятельности на региональном уровне // Инновации. 2005. № 4. С. 61-63.

7. Проблемы социально-экономического развития регионов Российской Федерации. URL: http://www.archipelag.ru.

КУЗНЕЦОВА Елена Геннадьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета. Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Саранск. E-mail: [email protected].

ГОРИН Иван Александрович - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента. Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева. Россия. Саранск. E-mail: [email protected].

KUZNETSOVA, Elena Gennadyevna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Accounting. Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Saransk. E-mail: [email protected].

GORIN, Ivan A^androvich - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Management. National Research Mordovian State University named after N.P. Ogarev. Russia. Saransk. E-mail: [email protected].

УДК 338.242

МЕТОДЫ И ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

А.И. Лазарева

В современных условиях инвестиционная деятельность является основным фактором качественных преобразований и стабильности экономики. Теоретический подход к анализу, обобщению и систематизации методов планирования инвестиционной деятельности, методологических разработок по осуществлению планирования инвестиционной деятельности на предприятии позволил автору создать единую классификационную систему методов планирования инвестиционной деятельности.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность; инвестиционное планирование; этапы инвестиционного планирования; методы планирования инвестиционной деятельности.

A.I. Lazareva. METHODS AND STAGES OF PLANNING INVESTMENT ACTIVITIES AT ENTERPRISES

In modern conditions, investment activity is the main factor of qualitative transformations and stability of the economy. The theoretical approach to the analysis, generalization and systematization of methods for planning investment activity, methodological developments in the implementation of investment planning at the enterprise, made it possible to propose a unified classification system for investment activity planning methods.

Keywords: investment activities; investment planning; stages of investment planning; investment planning methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.