Научная статья на тему 'Основные направления модернизации системы профессионального образования в Кемеровской области'

Основные направления модернизации системы профессионального образования в Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
437
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА / РЫНОК ТРУДА / ПРИКЛАДНЫЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SYSTEM OF EDUCATION / DEVELOPMENT OF EDUCATION / MODERNIZATION / PROFESSIONAL EDUCATION / ECONOMIC / LABOR MARKET / APPLIED QUALIFICATIONS / SOCIALIZATION / SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахомова Елена Алексеевна, Руднева Елена Леонидовна, Овчинников Владислав Алексеевич, Богданова Людмила Александровна, Вавилова Лидия Николаевна

В статье анализируется достигнутый уровень и уточняются программные ориентиры развития профессиональной школы Кузбасса; формулируются и аргументируются предложения, направленные на модернизацию региональной системы профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пахомова Елена Алексеевна, Руднева Елена Леонидовна, Овчинников Владислав Алексеевич, Богданова Людмила Александровна, Вавилова Лидия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main directions for modernization of the system of professional education in Kemerovo region

In the article the authors analyze the level reached in the development of professional school in Kuzbass, clarify its program guiding lines, formulate and argue suggestions directed at modernization of regional system of professional education.

Текст научной работы на тему «Основные направления модернизации системы профессионального образования в Кемеровской области»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ TOPICAL PROBLEMS OF PROFESSIONAL PEDAGOGY

УДК / uDC 377 (571.17) Е. А. Пахомова, Е. Л. Руднева,

В. А. Овчинников, Л. А. Богданова, Л. Н. Вавилова, Ю. В. Клецов

E. Pakhomova, E. Rudneva, V. Ovchinnikov, L. Bogdanova, L. Vavilova, Y. Kletzov

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАцИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ MAIN DIRECTIONS FOR MODERNIZATION OF THE SYSTEM OF Professional EDuCATION IN KEMEROVO REGION

В статье анализируется достигнутый уровень и уточняются программные ориентиры развития профессиональной школы Кузбасса; формулируются и аргументируются предложения, направленные на модернизацию региональной системы профессионального образования.

In the article the authors analyze the level reached in the development of professional school in Kuzbass, clarify its program guiding lines, formulate and argue suggestions directed at modernization of regional system of professional education.

Ключевые слова: система образования, развитие образования, модернизация, профессиональное образование, экономика, рынок труда, прикладные квалификации, социализация, самореализация.

Keywords: system of education, development of education, modernization, professional education, economic, labor market, applied qualifications, socialization, self-realization.

Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 г (далее — Стратегия), одобренная Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18.06.2013 № ПК-5 вн),

ориентирует на создание в стране современной системы профессионального образования, способной обеспечивать подготовку квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями экономики и общества. В рамках реализации основных положений Стратегии определены ее ключевые задачи:

1) обеспечение соответствия квалификаций выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, требованиям экономики;

2) консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии системы профессионального образования и профессионального обучения;

3) создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности;

4) создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся.

Установленные Стратегией основные целевые показатели и индикаторы развития системы подготовки рабочих кадров и фор-

мирования прикладных квалификаций разработаны на основании государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.11.2012 № 2148-р (далее — Государственная программа) [1]. В связи с этим органам государственной власти субъектов РФ рекомендуется осуществить на основе положений Стратегии разработку или произвести корректировку существующих региональных программ в области образования. При этом основными инструментами реализации государственной политики в области подготовки квалифицированных кадров определены Государственная программа, другие федеральные целевые, ведомственные и региональные программы.

В Кемеровской области накоплен значительный опыт разработки, корректировки и реализации региональных целевых программ (РЦП) развития образования. В 2004-2005 гг. были разработаны и утверждены областными законами РЦП: «Содействие профессиональному становлению выпускников учреждений профессионального образования Кемеровской области на 2005-2010 годы» [2] и «Развитие профессионального образования в Кемеровской области» на 2006-2010 гг. [3], — которые в 2007 г. были включены в качестве единой подпрограммы в РЦП «Развитие системы образования и повышение уровня потребности в образовании населения Кемеровской области на 2008-2010 гг. ». В 2008-2009 гг. был разработан и рекомендован к утверждению проект долгосрочной региональной межведомственной целевой программы «Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов для основных направлений экономической деятельности в Кемеровской области» на 20092015 гг. Включенные в проект основные мероприятия легли в основу региональной комплексной программы «Модернизация системы профессионального образования Кемеровской области» на 2011-2013 гг.

Разработка и реализация указанных программ, а также ряда областных планов мероприятий (по реализации приоритетного национального проекта «Образование», по оптимизации территориальной сети учреждений профессионального образования, по формированию инновационной инфраструктуры региональной системы профессионального образования и др.) позволили создать единую, прочную программно-целевую и органи-

зационную основу для устойчивого развития профессиональной школы Кузбасса. Реализуется план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы Кемеровской области, направленные на повышение эффективности образования», утвержденный распоряжением коллегии областной администрации от 28.02.2013 № 182-р. Постановлением указанного органа от 4.09.2013 № 367 утверждена государственная программа Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014-2016 гг., целью которой определено обеспечение доступности качественного образования, отвечающего запросам населения и перспективным задачам инновационного социально ориентированного развития региона.

На современном этапе одним из основных направлений модернизации российского образования становится совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования с учетом опыта их реализации. Положением об управлении реализацией Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. (утвержденной приказом Минобрнауки России от 11.03.2011 № 1350) установлены следующие критерии успешной реализации субъектами РФ данного направления:

— эффективность прогнозирования потребности в кадрах экономики региона, формирования и распределения государственного задания (заказа) на подготовку квалифицированных кадров;

— востребованность выпускников учреждений профессионального образования на региональном рынке труда;

— эффективность территориальной и отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования с точки зрения ее ориентации на потребности регионального рынка труда;

— эффективность реализации профессиональных образовательных программ, ориентированных на потребности приоритетных отраслей экономики региона;

— построение отвечающей современным требованиям региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования;

— внедрение новых финансово-экономических механизмов в системе профессионального образования;

— развитие кадрового обеспечения системы профессионального образования.

В связи со сказанным выше возникает необходимость совершенствования сформированной в субъектах РФ программно-целевой основы развития профессионального образования с учетом накопленного ими опыта и стоящих перед ними задач. Показателен в этом отношении тот факт, что согласно результатам социологических опросов, проведенных в 2011-2013 гг. специалистами Кузбасского регионального института развития профессионального образования и учеными Института теории и истории педагогики РАО, не удовлетворены качеством подготовки специалистов в учреждениях среднего профессионального образования 38 %, а в вузах — около 30 % от общего числа опрошенных работодателей Сибирского федерального округа [4].

Особое внимание в Кемеровской области уделяется модернизации системы подготовки квалифицированных кадров для угольной отрасли. Следует признать, что сегодня качество такой подготовки в учреждениях профессионального образования всех уровней не успевает за развитием отрасли [5].

Область является крупнейшим угледобывающим регионом не только России, но и Европы. В регионе добывается более 56 % от общего объема добычи угля в стране (в том числе более 80 % угля коксующихся марок). От развития этого сектора экономики Кузбасса в значительной степени зависит энергетическая безопасность страны. Благодаря поставкам из Кузбасса Россия занимает третье место в мире по экспорту угля (после Австралии и Индонезии).

Угольная отрасль прочно занимает ключевые позиции в экономике региона. Угледобыча начинает металлургическую, химическую и энергетическую технологические цепочки, выступая в качестве базовой отрасли для соответствующих производств. Именно она обеспечивает заказами смежников в машиностроении, на железнодорожном транспорте, в строительном комплексе и легкой промышленности.

За последние 15 лет инвестиции в угольную отрасль экономики региона составили 504 млрд руб. За этот период построены 74 современных, высокопроизводительных предприятия по добыче и переработке угля. Долгосрочная целевая программа развития угольной промышленности России на период до 2030 г. предусматривает удвоение объемов экспорта кузбасского угля и его реализации на внутреннем рынке, что требует дальнейшего наращивания производственных мощностей и развития кадрового потенциала.

В отрасли работают крупные российские компании — ЗАО Холдинговая компания «Сибирский Деловой Союз» (ХК «СДС»), ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» (ОАО «СУЭК») и др.

Лидирующие позиции в отрасли занимает ХК «СДС». На предприятиях компании, расположенных на территории Кемеровской области, Алтайского края и других регионов России, трудятся более 50 тыс. работников. За период с 2004 по 2012 г. собственниками и руководством компании на модернизацию производств и строительство новых предприятий было направлено более 80 млрд руб. ХК «СДС» активно реализует инновационные проекты, направленные на обеспечение экологической безопасности процессов добычи и переработки угля, на снижение себестоимости продукции и повышение производительности труда, на внедрение технологий глубокой переработки угля и др.

Вопросы обеспечения компании квалифицированными кадрами (в том числе путем привлечения молодежи) стоят достаточно остро, что обусловливает заинтересованность руководства ХК «СДС» в разработке и реализации программ инновационного развития региональной системы профессионального образования. Компания активно сотрудничает с образовательными учреждениями, готовящими квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена для угольной отрасли, предоставляя им базы практик (стажировок), участвуя в разработке и корректировке реализуемых ими профессиональных образовательных программ, трудоустраивая лучших выпускников и создавая условия для их дальнейшего профессионального роста. Руководством ХК «СДС» разработана и реализуется комплексная программа поддержки учащейся и трудящейся молодежи; учреждены стипендии для обучающихся в учреждениях профессионального образования. В компании создан и действует Молодежный совет. Ежегодно проводится молодежный конкурс «Волнение», лауреаты которого получают направление на работу в компании.

Значительным шагом в развитии частно-государственного партнерства в подготовке квалифицированных кадров для угольной отрасли экономики Кузбасса могло бы стать заключение стратегического соглашения о взаимодействии между администрацией Кемеровской области и ХК «СДС», которое предусматривало бы софи-нансирование сторонами следующих основных мероприятий, направленных на модернизацию

региональной системы профессионального образования:

— развитие механизмов оценки качества профессионального образования;

— формирование учебно-методической и материально-технической базы подготовки кадров с прикладными квалификациями;

— создание условий для обеспечения системы профессионального образования квалифицированными педагогическими кадрами;

— совершенствование методологии и организации мониторинга и прогнозирования ситуации на рынках труда и образовательных услуг;

— совершенствование механизмов формирования регионального государственного заказа и распределения государственного задания на подготовку квалифицированных кадров;

— создание новой, отвечающей современным требованиям инфраструктуры региональной системы профессионального образования;

— повышение эффективности использования имеющихся ресурсов и инвестиционной привлекательности системы профессионального образования;

— развитие взаимодействия образовательных организаций с организациями реального сектора экономики и целевой подготовки кадров, совершенствование механизмов многоканального финансирования образовательных программ и нормативного финансирования образовательных организаций с учетом результатов их деятельности;

— формирование в регионе современной системы профориентации и образовательного консалтинга населения, содействия трудоустройству выпускников;

— расширение доступа граждан к профессиональному образованию на основе сетевого обучения, обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, инклюзивного обучения.

При планировании и проведении указанных выше основных мероприятий необходимо использовать опыт участия ряда российских регионов в реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011 -2015 гг. [6] по направлению «Разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации». Прежде всего, это опыт, накопленный в Республике Саха (Якутия), Удмуртской Республике, Чувашской Республике, Забайкальском крае, а также в Белгородской, Калужской, Нижегородской, Новосибирской, Смоленской и Тамбовской областях.

Механизмами освоения и применения этого опыта могут стать:

— участие в соответствующих мероприятиях, проводимых в пилотных регионах;

— организация в пилотных регионах стажировок преподавателей и специалистов, реализующих инновационные образовательные программы (проекты);

— адаптация методик и технологий, разработанных в пилотных регионах, в целях их применения с учетом региональной специфики;

— распространение передового опыта путем обучения руководителей и педагогических работников образовательных учреждений на курсах повышения квалификации по соответствующей тематике;

— проведение представителями пилотных регионов выездных мероприятий (мастер-классы, педагогические мастерские, открытые уроки и т. п.);

— подготовка, издание и распространение органами управления образованием и ведущими образовательными учреждениями пилотных регионов соответствующих методических рекомендаций и информационных материалов.

С учетом накопленного в Кузбассе опыта управления развитием профессионального образования главными участниками реализации мероприятий, направленных на модернизацию региональной системы подготовки квалифицированных кадров, могут и должны стать:

— администрация Кемеровской области (в качестве распорядителя бюджетных средств и гаранта выполнения соответствующих финансовых обязательств субъекта РФ);

— департамент образования и науки Кемеровской области (в качестве основного ответственного исполнителя, организатора и координатора взаимодействия всех участвующих сторон — по подведомственности);

— отраслевые департаменты (угольной промышленности и энергетики, экономического развития), другие исполнительные органы государственной власти Кемеровской области (в качестве государственных партнеров, участвующих в реализации основных мероприятий, — по согласованию);

— ЗАО ХК «Сибирский Деловой Союз» (в качестве ведущего работодателя отрасли и соисполнителя основных мероприятий, осуществляющего их софинансирование, — по согласованию);

— ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания», «Кузбассразрезуголь», «Южкузбассуголь» и др. (в качестве частных

партнеров и крупных работодателей отрасли, являющихся соисполнителями основных мероприятий, — по согласованию);

— ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» (в качестве государственного партнера, осуществляющего научно-методическое и организационно-методическое сопровождение реализации основных мероприятий, — по согласованию);

— профессиональные образовательные организации, подведомственные департаменту образования и науки Кемеровской области (в качестве главных участников реализации основных мероприятий — по подведомственности);

— региональное объединение работодателей «Кузбасский союз работодателей» (в качестве социального партнера, разработчика прогноза развития экономики региона и одного из организаторов реализации основных мероприятий — по согласованию);

— областной совет директоров учреждений профессионального образования (в качестве социального партнера, реализующего принципы и процедуры общественно-государственного управления системой профессионального образования, координатора основных мероприятий — по согласованию).

Основные мероприятия, направленные на модернизацию региональной системы профессионального образования, целесообразно сгруппировать в соответствии с ключевыми задачами, сформулированными в Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 г. В рамках федеральной концепции авторами статьи предлагаются следующие группы основных мероприятий, направленных на модернизацию региональной системы профессионального образования в Кемеровской области.

Группа основных мероприятий 1

«Обеспечение соответствия

квалификаций выпускников

требованиям экономики»

По мере развития экономики, появления инновационных предприятий, технического переоснащения производства, внедрения передовых технологий и выпуска новых видов продукции перед предприятиями региона остро встает кадровая проблема. Речь идет как о нехватке рабочей силы, так и о неполном соответствии уровня квалификации кадров (прежде всего рабочих и специалистов среднего звена) требова-

ниям экономики, современному уровню технологической оснащенности предприятий.

В Кемеровской области подготовку квалифицированных кадров для угледобывающей отрасли осуществляют 10 монопрофильных (отраслевых) и 5 многопрофильных профессиональных образовательных организаций, которые реализуют 12 программ профессионального образования (по 5 профессиям и 7 специальностям) и 32 программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Если в недавнем прошлом в регионе наиболее остро стояла проблема количественного дефицита квалифицированных кадров, обусловленная неблагоприятной демографической ситуацией, то сегодня, в условиях постепенного преодоления демографического кризиса, на первый план выдвигается задача обеспечения максимально полного соответствия квалификаций выпускников учреждений профессионального образования актуальным и перспективным требованиям экономики региона [7].

Основные мероприятия, направленные на обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики, должны быть связаны с повышением гибкости в планировании потребностей экономики в кадрах; с совершенствованием реализуемых, разработкой и внедрением инновационных образовательных программ; с развитием механизмов оценки качества образования, результативности (эффективности) учебно-воспитательного процесса и уровня подготовленности обучающихся и выпускников [8]; с формированием учебно-методической и материально-технической базы подготовки кадров с прикладными квалификациями, а также с созданием условий для обеспечения системы профессионального образования квалифицированными педагогическими кадрами [9].

Для повышения гибкости в планировании потребностей отраслей экономики и социальной сферы в кадрах предлагается сосредоточить основные усилия участников регионального образовательного сообщества и их социальных партнеров на совершенствовании методологии и организации мониторинга ситуации на рынках труда и образовательных услуг; на дальнейшем развитии технологий прогнозирования актуального и перспективного спроса на профессиональные квалификации (как в отраслевом, так и в территориальном разрезе); на совершенствовании механизмов формирования регионального государственного заказа

и распределения соответствующего государственного задания на подготовку квалифицированных кадров на основе данных указанного мониторинга и сформированного прогноза [10].

Развитие методик и механизмов оценки качества профессионального образования будет основано на принципах открытости, объективности, прозрачности и широкого общественнопрофессионального участия. Будут разработаны и внедрены современные, точные и надежные инструменты оценки качества соответствующих образовательных услуг в соотнесении с установленными критериями и показателями эффективности деятельности профессиональных образовательных организаций, их руководителей, преподавателей и мастеров производственного обучения. В связи с этим необходимо сформировать и внедрить современную, эффективную модель управления кадрами системы профессионального образования.

Группа основных мероприятий 2 «Консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии региональной системы профессионального образования»

В Кузбассе накоплен значительный опыт социального партнерства в области подготовки квалифицированных кадров; создана прочная основа для развития сотрудничества всех заинтересованных сторон.

Растет вклад учреждений профессионального образования и их социальных партнеров, а также муниципальных образований в финансирование региональной системы подготовки квалифицированных кадров. Так, если в общем объеме финансирования региональной целевой программы «Развитие профессионального образования в Кемеровской области» на 2006-2010 гг. доля их средств составила 14 %, то в общем объеме финансирования целевой программы «Развитие системы образования и повышение уровня потребности в образовании населения Кемеровской области» на 2012-2015 гг. она возросла более чем в 3,6 раза и составила более 50 %.

Доля доходов всех учреждений профессионального образования, расположенных на территории Кемеровской области, от реализации программ повышения квалификации и профессиональной подготовки по заказам работодателей в общей сумме доходов этих учреждений возросла за период с 2010 г. с 15 до 20 %. За период с 2011 г. заметно возросло количество об-

разовательных учреждений, в финансировании которых участвует ведущий работодатель выбранной отрасли (ЗАО ХК «СДС») — с 20 до 25.

В Кемеровской области сформированы и действуют областной координационный совет и 27 территориальных координационных советов по подготовке рабочих кадров для экономики региона. С учетом мнения работодателей, общественных объединений и представителей широкой общественности существенно оптимизирована региональная сеть учреждений профессионального образования. При участии работодателей, других социальных партнеров скорректирована структура подготовки в этих учреждениях квалифицированных кадров

и созданы новые элементы инфраструктуры региональной системы профессионального образования — отраслевые ресурсные центры, центры сертификации профессиональных квалификаций и др.

В то же время следует отметить, что интересы региона требуют проведения комплексной модернизации ресурсов региональной системы профессионального образования с целью ее интеграции в сформированный на территории Кемеровской области экономический кластер.

С учетом сказанного выше, основные мероприятия, направленные на консолидацию ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии региональной системы профессионального образования, должны быть связаны с дальнейшей оптимизацией территориальной сети профессиональных образовательных организаций и созданием в регионе новой, отвечающей современным требованиям образовательной инфраструктуры подготовки кадров, включающей территориальные образовательные кластеры, многофункциональные центры прикладных квалификаций и др. Будет реализован комплекс мер, направленных на повышение эффективности использования имеющихся ресурсов, инвестиционной привлекательности системы профессионального образования и отдельных профессиональных образовательных организаций; на дальнейшее развитие взаимодействия образовательных организаций с организациями реального сектора экономики и практики целевой подготовки квалифицированных кадров; на совершенствование механизмов многоканального финансирования профессиональных образовательных программ и нормативного бюджетного финансирования профессиональных образовательных организаций с учетом результатов оценки их деятельности.

Группа основных мероприятий 3 «Создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности»

В Кемеровской области проводится систематическая работа по созданию условий для удовлетворения потребностей различных категорий населения в профессиональном образовании (обучении).

С целью развития системы профориентации и сопровождения профессионального самоопределения молодежи в ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» создан Центр профориентации и постинтернатного сопровождения; разработаны и реализуются программы повышения квалификации для специалистов образовательных организаций, ответственных за профориентационную работу; подготовлены учебно-программные и методические материалы по планированию, организации и проведению профориентационной работы с различными категориями населения; регулярно проводятся областные семинары, круглые столы и конкурсы по соответствующей тематике.

Обучение населения по программам профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования осуществляют, главным образом, региональный отраслевой ресурсный центр, созданный на базе ГОУ СПО «Кемеровский горнотехнический техникум» (21 программа), и 9 отраслевых профессиональных образовательных организаций, лидером среди которых является ГОУ СПО «Бе-ловский политехнический техникум» (18 программ). В указанных организациях ежегодно проходят обучение до 7,5 тыс. взрослых, из них более половины — за счет средств предприятий отрасли. По окончании обучения трудоустраиваются или продолжают работать на предприятиях отрасли до 72 % обученных.

С целью развития системы оценки качества образования в регионе начиная с 2009 г. проводится ежегодный социологический опрос «Удовлетворенность населения качеством профессионального образования в учреждениях профессионального образования Кемеровской области»; продолжается работа по созданию регионального центра сертификации профессиональных квалификаций горного профиля.

В регионе сформирована развитая система социальной поддержки студентов учреждений СПО и ВПО, включающая целевые субсидии на оплату стоимости обучения, льготный проезд, доплаты к академической стипендии для малообеспеченных и инвалидов, выплаты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, дополнительные гарантии жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплату «подъемных» молодым специалистам и др.

Для повышения заинтересованности и удовлетворения потребностей граждан в приобретении прикладных квалификаций необходимо создать условия для внедрения перспективных моделей непрерывного образования на основе сбалансированного развития и координации действий государственных, муниципальных, корпоративных структур на рынках образовательных, информационных и консалтинговых услуг.

Основные мероприятия, направленные на создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций, должны быть связаны с формированием современной системы профориентации, консультирования граждан по вопросам выбора профессии (специальности), планирования карьеры и др. Предлагается разработать и внедрить региональную модель организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения молодежи; расширить доступ граждан к профессиональному образованию на основе сетевого обучения, обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, инклюзивного обучения лиц с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями; сформировать развитую инфраструктуру, обеспечивающую независимую оценку и признание прикладных квалификаций выпускников, а также результатов неформального обучения граждан.

Группа основных мероприятий 4 «Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся»

Администрация Кемеровской области, областной департамент образования и науки рассматривают создание благоприятных условий для социализации и самореализации обучающихся как важнейшее условие воспроизводства кадрового потенциала и устойчивого социально-экономического развития региона, которое обеспечивается путем:

1) включения в реализуемые учреждениями СПО профессиональные образовательные программы учебных дисциплин и спецкурсов по эффективному поведению на рынке труда и основам предпринимательства (более чем в 25 % учреждений), а также профессиональных дисциплин (модулей), направленных на формирование и развитие у обучающихся дополнительных, востребованных работодателями региона прикладных квалификаций (почти в 80 % учреждений);

2) создания и функционирования во всех учреждениях СПО служб содействия трудоустройству и поддержки занятости выпускников, которые активно взаимодействуют с территориальными органами и учреждениями областной государственной службы по труду и занятости населения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) развития практики выявления и поддержки талантливой молодежи, повышения престижа рабочих профессий, формирования дополнительных знаний, умений и навыков посредством расширения молодежного конкурсного движения (проведение конкурсов профессионального мастерства и научно-технического творчества, олимпиад и т. д., в том числе в рамках реализации целевой программы «Развитие системы образования и повышение уровня потребности в образовании населения Кемеровской области» на 2012-2015 гг). В 2012 г область вступила в движение WorldSkills Russia. Создан региональный координационный центр этого движения; проведены первые региональные соревнования, победители которых приняли участие в Национальном чемпионате [11 ];

4) разработки и реализации комплекса мер, направленных на поддержку предпринимательства (в том числе в рамках подпрограммы «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность» целевой программы «Молодежь Кузбасса» на 2008-2013 гг), и региональных проектов развития молодежных (в том числе студенческих) объединений (строительных, волонтерских, поисковых отрядов и отрядов охраны правопорядка).

Таким образом, основные мероприятия, направленные на создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся, должны включать:

— корректировку перечня и содержания реализуемых учреждениями СПО основных и дополнительных образовательных программ с учетом ситуации на рынке труда и запросов работодателей;

— увеличение нормативного срока обучения по программам НПО на 5 месяцев (6-й

семестр), что создает возможность для приобретения обучающимися дополнительных квалификаций или повышения разряда;

— разработку и реализацию региональной комплексной программы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, предусматривающей создание соответствующего отраслевого координационно-аналитического центра;

— перевод региональных конкурсов профессионального мастерства в формат WorldSkills Russia, проведение региональных соревнований по профессиям добывающей отрасли и создание специализированного центра отраслевых компетенций WSR;

— разработку и реализацию областного плана мероприятий по развитию научно-технического творчества детей и молодежи;

— создание системы поддержки молодежного предпринимательства, включающей координационный центр и бизнес-инкубатор отраслевого профиля, а также территориально распределенную сеть консультационных центров в 12 учреждениях СПО региона.

В заключение следует отметить, что деятельность по совершенствованию региональных программ развития профессионального образования связана с созданием условий для реализации норм, установленных Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [12]. Решение этой важнейшей задачи требует консолидации ресурсов и координации действий всех участников национального образовательного сообщества как на федеральном, так и на региональном уровнях.

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы: утв. распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р)//Собрание законодательства Российской Федерации. — 2013. — № 2. — Ст. 2671.

2. Региональная целевая программа «Содействие профессиональному становлению выпускников учреждений профессионального образования Кемеровской области на 2005-2010 годы»/рук. коллектива разработчиков И. А. Жигалова. — Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2005. — 68 с.

3. Развитие профессионального образования в Кемеровской области: среднесрочная региональная целевая программа на 2006-2010 годы: Закон Кемеровской области от 8.12.2005; утвержден 8.12.2005 № 135-ОЗ. — Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2006. — 54 с.

4. Профессиональное образование и занятость молодежи — глобальная проблема XXI века/С. В. Иванова, Е. А. Пахомова, М. П. Пальянов, Е. Л. Руднева//Педаго-гика. — 2013. — № 8. — С. 44.

5. Пахомова Е. А. Модернизация системы профессиональной подготовки кадров (на примере угольной отрасли

Кемеровской области)/Е. А. Пахомова//Профессио-нальное образование в России и за рубежом. — 2013. — № 2 (10). — С. 9.

6. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 7.02.2011 № 61//Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 11. — Ст. 1377.

7. Пахомова, Е. А. Профессиональная компетентность специалиста как ресурс обеспечения нового качества профессионального образования//Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2012. — № 1 (5). — С. 32-37.

8. Богданова Л. А., Филипьева С. В. Установление уровней сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС нового поколения//Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2013. — № 1 (9). — С. 60-67.

9. Вавилова Л. Н., Панина Т. С. Состояние и перспективы развития современного педагогического образова-ния//Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2011. — № 2 (4). — С. 45-51.

10. Институт регионального образовательного заказа в Кемеровской области: современное состояние и развитие/Ю. В. Клецов, Н. В. Костюк, Т. С. Панина, А. В. Фаломкин//Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2009. — № 1 (1). — С. 67-72.

11. Овчинников В. А. Движение WorldSkills Russia (Национальный чемпионат профессионального мастерства) в Кемеровской области: история и перспективы//Про-фессиональное образование в России и за рубежом. — 2013. — № 3 (11). — С. 44-50.

12. Об образовании в Российской Федерации: фед. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации. — 2012. — № 53. — Ст. 7598.

УДК / uDC 377 : 378 Е. Ю. Есенина

E. Esenina

национальная рамка квалификаций (МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ) NATIONAL FRAME OF QuALIFICATIONS (INTERNATIONAL EXPERIENCE Of uSING)

В статье анализируется международный опыт использования национальной рамки квалификаций в качестве основы обновления системы профессионального образования и модернизации национальной системы квалификаций.

The article deals with the analysis of international experience of using national frame of qualification as a foundation for renewal of the system of professional education and modernization of national system of qualification.

Ключевые слова: национальная рамка квалификаций, уровни квалификаций, результаты обучения, оценка качества образования и сертификация квалификаций.

Keywords: national frame of qualification, levels of qualifications, results of education, evaluation of the quality of education and certification of qualifications.

С точки зрения зарубежных экспертов, разработка и внедрение национальной рамки квалификаций подразумевает формирование методологической основы для принципиальных изменений в системе образования и национальной системе квалификаций.

Как показывает анализ международных процессов в сфере образования, в современных условиях складывается новая культура обучения, отвечающая объективным требованиям экономики постиндустриальной стадии развития общества. Ее формирование происходит по инициативе международных организаций в сфере образования на основе интеграции теории и практики профессионального образования, обеспечения взаимодействия представителей сфер образования и труда стран Европы, Азии и Америки.

Общество будущего задает общую цель экономики и системы профессионального образования — конкурентоспособные, самостоятельные и ответственные кадры, способные и мотивированные к саморазвитию в течение всей жизни в условиях нестабильности, подвижности квалификаций.

В зарубежной практике понятие «рамка квалификаций» является инструментом сопряжения сфер труда и образования и основой обновления национальной системы квалификаций, построенной на принципах прозрачности получения квалификаций, объективности, независимости их оценивания и систематич-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.