Научная статья на тему 'Интеграция многофункционального центра прикладных квалификаций в угольный кластер Кузбасса'

Интеграция многофункционального центра прикладных квалификаций в угольный кластер Кузбасса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНАЯ ИНИЦИАТИВА / ГОРНЫЕ ПРОФЕССИИ / КУЗБАСС / VOCATIONAL TRAINING / STAFFING / TRAINING / CLUSTER / CLUSTER INITIATIVE / MINING PROFESSION / KUZBASS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скоробогатов Анатолий Васильевич, Иуков Евгений Александрович

Статья посвящена вопросам профессиональной подготовки рабочих Кузбасса горным профессиям. Рассматривается процесс создания модели непрерывного профессионального образования на базе инновационных образовательных учреждений профессионального образования. Ключевым элементом данной модели выступают многофункциональные центры прикладных квалификаций, являющиеся структурными подразделениями ведущих региональных профессиональных образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скоробогатов Анатолий Васильевич, Иуков Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIFUNCTIONAL CENTER OF APPLIED QUALIFICATIONS INTEGRATION INTO COAL CLUSTER OF KUZBASS

The article is devoted to the issues of professional training of Kuzbass mining professions workers. The paper deals with the process of creating a model of continuing professional education on the basis of innovative educational institutions of professional education. A key element of this model are the multifunctional centers of applied qualifications which are subdivisions of the leading regional professional educational organizations.

Текст научной работы на тему «Интеграция многофункционального центра прикладных квалификаций в угольный кластер Кузбасса»

лит студенту в будущем успешно осуществлять профессиональную деятельность. Вследствие чего перед образовательными организациями встает задача создания условий для выбора и построения студентами индивидуальных траекторий обучения.

1. Гринько М. А. Проектирование индивидуальных траекторий обучения иностранному языку студентов педагогических вузов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011. № 3. С.1-5.

2. Горбачева З. В. Построение индивидуальной траектории обучения студентов техникума железнодорожного транспорта [Электронный ресурс]. URL: http://pedagog.vlsu.ru.

3. Липатникова И. Г. Создание индивидуальной образовательной траектории как один из способов обучения студентов приемам принятия решений // Фундаментальные исследования. 2009. № 5. С. 108-110.

4. Костарева Н. Ю. Индивидуальные образовательные траектории как средство развития у обучающихся инструментальной компетенции [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/nataliya-yurevna-kostareva.

5. Шепель Э. В. Индивидуальные траектории обучения в структуре государственных стандартов образования [Электронный ресурс]. URL: http://mggu-sh.ru/sites/ default/files/shepel.pdf.

УДК/UDC 377 А. В. Скоробогатов, Е. А. Иуков

A. Skorobogatov, E.Iukov

ИНТЕГРАЦИЯ

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ

В УГОЛЬНЫЙ КЛАСТЕР КУЗБАССА

MULTIFUNCTIONAL CENTER OF APPLIED QUALIFICATIONS INTEGRATION

INTO COAL CLUSTER OF KUZBASS

Статья посвящена вопросам профессиональной подготовки рабочих Кузбасса горным профессиям. Рассматривается процесс создания модели непрерывного профессионального образования на базе инновационных образовательных учреждений профессионального образования. Ключевым элементом данной модели выступают многофункциональные центры прикладных квалификаций, являющиеся структурными подразделениями ведущих региональных профессиональных образовательных организаций.

The article is devoted to the issues of professional training of Kuzbass mining professions workers. The paper deals with the process of creating a model of continuing professional education on the basis of innovative educational institutions of professional education. A key element of this model are the multifunctional centers of applied qualifications which are subdivisions of the leading regional professional educational organizations.

Ключевые слова: профессиональное образование, кадровое обеспечение, профессиональная подготовка, кластер, кластерная инициатива, горные профессии, Кузбасс.

Keywords: vocational training, staffing, training, cluster, cluster initiative, mining profession, Kuzbass.

Одной из ключевых проблем, сдерживающих развитие экономики России, является нарастающий дефицит квалифицированных рабочих и специалистов. Ситуация осложняется тем, что при разработке крупных региональных и наиболее важных национальных проектов и программ кадровому обеспечению не уделяется должного внимания. Особенно это актуально для ключевых отраслей отечественной экономики. Решение данной проблемы возможно через создание модели непрерывного профессионального образования на базе передовых профессиональных образовательных организаций.

За рубежом есть ряд апробированных моделей и механизмов подготовки кадров, которые работодателями признаются малозатратными и, следовательно, конкурентоспособными. К их числу относятся многофункциональные центры прикладных квалификаций (МЦПК), являющиеся структурными подразделениями крупных региональных профес-

Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное самоопределение обучающихся и рынок труда»

сиональных образовательных организаций. В настоящее время такие центры начинают функционировать и в России.

Организация МЦПК была предусмотрена указом президента Российской Федерации от 7.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [7, с. 2336].

В 2013-2014 гг. создано 302 многофункциональных центра прикладных квалификаций. Основная часть МЦПК приходится на Центральный (88), Уральский (47) и Приволжский (41) федеральные округа [4, с. 14].

Кемеровская область включилась в проект создания таких центров одной из первых в стране. Кузбасс является крупнейшим угледобывающим регионом как России, так и Европы. «В Кузбассе добывается более 56 % от общего объема добычи угля по России, в том числе более 80 % коксующихся марок угля. Роль угольной промышленности Кузбасса выходит за рамки региональной и приобретает федеральное значение. От развития угольной отрасли Кузбасса в значительной степени будет зависеть энергетическая безопасность России и перспективы развития основных отраслей экономики» [1].

Правительство страны с пониманием относится к трудностям и проблемам, с которыми сталкивается угольная отрасль в начале XXI в. В январе 2012 г. в Кемерове прошло совещание по итогам реструктуризации и перспективам развития угольной промышленности. Итогом встречи стало подписание распоряжения правительства, утвердившее Долгосрочную программу развития угольной промышленности России до 2030 г. [2].

На данном совещании в качестве актуального направления и совместной задачи государства и бизнеса президентом РФ В. В. Путиным особо выделено соответствие угольной индустрии лучшим мировым стандартам, для чего потребуются квалифицированные кадры и научные разработки.

В августе 2012 г. в Ленинске-Кузнецком прошло совещание с участием председателя правительства РФ, на котором обсуждались существующие трудности развития угольной отрасли, в том числе и проблемы кадрового потенциала. В частности, в рамках программных мероприятий предусматривается значительное усиление кадрового потенциала угольной промышленности и модернизация системы профессиональной подготовки рабочих и специалистов угольной отрасли.

В Кемеровской области одним из результатов выполнения мероприятий федеральной целевой программы развития образования по направлению «Совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования с учетом опыта их реализации», Государственной программы Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014-2016 гг. стало создание с 2014 г. многофункциональных центров прикладных квалификаций как базовых элементов развития системы среднего профессионального образования (СПО) региона. Приказом департамента образования и науки Кемеровской области от 08.05.2014 № 892 утверждено примерное положение о МЦПК.

Для подготовки специалистов угледобывающей отрасли были созданы три МЦПК на базе ГОУ СПО «Кемеровский горнотехнический техникум» [6], ГОУ СПО «Ленинск-Кузнецкий горнотехнический техникум», ГОУ СПО «Прокопьевский горнотехнический техникум им. В. П. Романова».

МЦПК созданы как структурные подразделения профессиональных образовательных организаций. При создании центров выбрана модель территориально ориентированного МЦПК.

К середине 2016 г. в области действует уже 10 МЦПК, охватывающих, помимо угольного, транспортный, металлургический и нефтега-зоперерабатывающий кластеры. Можно сделать вывод, что к 2016 г. в области созданы новые элементы инфраструктуры региональной системы профессионального образования.

Целью деятельности МЦПК Кемеровского горнотехнического техникума заявлено обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом актуальных и перспективных потребностей рынка труда, обусловленных задачами технологической модернизации и инновационного развития экономики Российской Федерации и Кемеровской области как ее субъекта.

Среди центральных задач МЦПК можно выделить:

• подготовку высококвалифицированных рабочих кадров для работы на высокопроизводительных рабочих местах, обеспечивающих модернизацию и технологическое развитие угольной отрасли Кемеровской области;

• разработку, апробацию и экспертизу с привлечением профильных организаций и объединений работодателей образовательных программ, направленных на освоение и (или) совершенствование профессиональной

квалификации, включая оценочные, методические и учебные материалы;

• подготовку кадров с начальным (базовым) уровнем квалификации, подготовку по рабочим профессиям, востребованным на региональных рынках труда, в том числе по запросам центров занятости населения и организаций области;

• содействие работодателям и их объединениям в проведении процедур оценки и сертификации квалификации, в том числе подтверждения квалификации, приобретенной без прохождения формального обучения.

Главной особенностью обучения горным профессиям является ее ступенчатость. Рабочие для подземных работ проходят последовательное (ступенчатое) обучение, начиная с 1-й ступени — на курсах подготовки по одной из четырех профессий начального уровня: «горнорабочий подземный», «машинист подземных установок», «стволовой подземный», «горнорабочий на маркшейдерских работах».

Профессиональный рост и повышение квалификации осуществляются посредством курсов переподготовки и повышения квалификации поэтапно, по четырем ступеням:

2-я ступень — курсы переподготовки с профессий начального уровня на профессии: «горнорабочий очистного забоя (ГРОЗ) 4-го разряда»; «проходчик 4-го разряда»; «горнорабочий по ремонту горных выработок 3-4-го разряда», «горномонтажник 3-4-го разряда», «машинист электровоза 3-4-го разряда», «электрослесарь подземный 3-4-го разряда», «машинист буровой установки 3-4-го разряда»;

3-я ступень — курсы повышения квалификации для присвоения следующего квалификационного разряда;

4-я ступень — курсы переподготовки: проходчиков — на машинистов горных выемочных машин с правом управления проходческими комбайнами и комплексами 5-го разряда; ГРОЗ — на машинистов горных выемочных машин с правом управления очистными комбайнами и комплексами 5-го разряда; электрослесарей подземных, горномонтажников — на машинистов горных выемочных машин 5-го разряда;

5-я ступень — курсы повышения квалификации машинистов горных выемочных машин с 5-го на 6-й разряд.

На курсы переподготовки рабочих по 2-й ступени допускаются рабочие, имеющие профессию 1-й ступени и стаж подземной работы не менее одного года (включая время производственной практики).

На курсы 3-й и последующих ступеней зачисляются рабочие, имеющие стаж работы по профессии предыдущей ступени не менее шести месяцев [3].

Данное положения о профессиональной подготовке рабочих для угольных шахт официально утратило силу с 24 января 2013 г [5]. Однако на практике данная ступенчатая система продолжает существовать, так как учитывает сложность и взаимозависимость горных профессий.

Помимо ступенчатого характера обучения угольным профессиям следует выделить еще один ключевой момент работы в угольном сегменте — это повышение безопасности работников угольной отрасли.

Угольная отрасль является одной из наиболее опасных и для минимизации человеческих рисков помимо вводного инструктажа для принимаемых на работу сотрудников действуют обязательные ежегодные курсы по охране труда и промышленной безопасности, призванные знакомить работников с новыми положениями в сфере безопасности и проверять знания в этой области.

МЦПК на базе КГТТ проводит эти и другие курсы для крупнейших угольных предприятий области: ОАО «Кокс-Майнинг» — ш. Бутовская; ОАО Холдинговая компания «СДС-Уголь» — ш. Южная и др.

В рамках повышения безопасности работников Кемеровской области прослеживается тенденция на сокращение предприятий, использующих подземный способ добычи угля (шахты), в пользу открытого способа (разрезы).

Процентное соотношение добычи угля открытым/подземным способом в регионе следующее: в 2000 г. — 52,1/47,9; в 2015 г. — 64,6/35,4 соответственно.

Угольные компании области находятся на передних рубежах научно-технического прогресса в отрасли и своей деятельностью убедительно доказывают преимущества открытого способа разработки. На интенсивное развитие этого способа сделана ставка и в Энергетической стратегии России [8].

В Кузбассе до 2025 г. будет ликвидировано до 20 угольных шахт. Часть предприятий закроются по причине полной отработки запасов, а остальные — из-за большой убыточности и нерентабельности.

В складывающейся ситуации развитие МЦПК планируется в следующих направлениях:

— расширение круга взаимодействия с социальными партнерами: работодателями, цен-

Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное самоопределение обучающихся и рынок труда»

трами занятости населения области, образовательными организациями региона;

— повышение квалификации рабочих кадров, в том числе по индивидуальным учебным траекториям;

— расширение спектра образовательных программ согласно запросу и тенденциям горной отрасли Кузбасса;

— кластерная инициатива по созданию эффективной образовательной среды в угольной отрасли области;

— лоббирование вопроса, позволяющего профессиональным образовательным организациям совместно с организациями высшего образования разрабатывать и реализовывать в сетевых формах образовательные программы прикладного бакалавриата с присвоением лицам, успешно освоившим такие программы и прошедшим итоговую государственную аттестацию, квалификации «бакалавр, специалист среднего звена».

1. Губернатор Аман Тулеев: «За 1 5 лет инвестиции в угольную промышленность Кузбасса достигли рекордного объема и составили 600 млрд рублей» [Электронный

ресурс] // Новости Кузбасса. URL: http://www.nfk.su/ 7750 (дата обращения: 30.05.2016)

2. Долгосрочная целевая программа развития угольной промышленности России до 2030 г. [Электронный ресурс] : распоряжение правительства РФ от 24.01.2012 № 14-р. URL: http://www.nosugol.ru/upioad/pdf/ dpup_2030.pdf. (дата обращения: 30.05.2016)

3. Об утверждении Положения о профессиональной подготовке рабочих для угольных шахт [Электронный ресурс] : постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 сентября 2007 г. № 267. URL: http:// docs.cntd.ru/document/990307247 (дата обращения: 31.05.2016)

4. Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации в 2014 году и задачах на 201 5 год // Федеральный справочник. Среднее профессиональное образование в России : [инф.-аналит. изд.] / Центр стратегического партнерства. М. : НП «Центр стратегического партнерства, 2015. Т. 1.

5. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 22.01.2013 № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://kemenovo.negnews.org/doc/dq/9f.htm (дата обращения: 31.05.2016)

6. Приказ о создании структурного подразделения № 109 от 17.06.2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.кемгтт.рф/assets/files/Doc/MCPK/NP_baza/ Lok/Pnikaz_109.pdf. (дата обращения: 30.05.2016)

7. Собрание Законодательства РФ. 2012. № 19.

8. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: http:// minenengo.gov.nu/node/1026 (дата обращения: 31.05.2016)

УДК/UDC 37.048.4-056.2

М. В. Славгородская M. Slavgorodskaya

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ — ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

PROFESSIONAL ORIENTATION AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS WHO HAVE LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH — A PRIORITY DIRECTION OF ACTIVITY OF SPECIAL EDUCATIONAL INSTITUTION

В статье рассматриваются вопросы и проблемы профессионального самоопределения, профессиональной ориентации людей с ограниченными возможностями здоровья, учащихся школы-интерната и деятельность учреждения в решении этих проблем.

The article deals with the issues and problems of professional self-determination, vocational guidance of people with disabilities, students of boarding school and activity in solving these problems.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды, школа-интернат, социализация, профориентация, самоопределение.

Keywords: career guidance, children with disabilities, socialization, an invalid, a boarding school, self-determination.

Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.