изводства в производительной функции выдвигает на первый план еще один фактор производства — менеджмент. При использовании терминов «земля», «труд», «капитал» и «предпринимательская идея» следует полагать, что вышеизложенная идея должна быть реализована управленческой функцией, которая вы-
ражается в наиболее эффективном сочетании факторов производства. В самом деле, если рассчитать цену каждого фактора в масштабе государства, соотнести их с ценами факторов в других странах, то окажется, что при примерной сопоставимости таких цен общий экономический результат будет различен.
УДК/UDC 377(571.17) В. А. Овчинников, Е. Л. Руднева
V. Ovchinnikov, E. Rudneva
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
DEALING WITH VOCATIONAL EDUCATION MODERNIZATION MATTERS:
KEMEROVO REGION EXPERIENCE
В статье на основе анализа регионального опыта модернизации профессионального образования охарактеризованы ее основные направления, определены эффективные формы и методы работы, выявлены проблемы и описаны пути их преодоления. Особое внимание уделено процессу создания региональной системы оценки качества образования, в том числе разработке и внедрению механизмов сертификации профессиональных квалификаций, профессионально-общественной экспертизе организаций, образовательных программ и учебно-методических материалов, профессиональных конкурсов.
The article includes the characteristics of the main areas of vocational education modernization based on the analysis of the experience of the Kemerovo region. The authors define the effective formats and methods of work, reveal the main issues and their solutions. Special attention is paid to the process of creating a regional system of education quality assessment which includes development and implementation of professional qualifications certification mechanisms, professional and social expert evaluation of institutions, curricula and teaching materials, and professional contests.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, модернизация профессионального образования, профессиональный стандарт, Кемеровская область.
Keywords: secondary vocational education, vocational education modernization, occupational standards, Kemerovo region.
С 2013 г. в Российской Федерация начался новый этап реформирования системы профессионального образования. Цель, задачи, механизмы и ожидаемые результаты государственной политики в данном направлении закреплены в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г (утв. распоряжением правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг. (ФЦПРО) (утв. постановлением правительства РФ от 07.02.2011 № 61), Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг. (утв. постановлением правительства РФ от 23.05.2015 № 497), Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. (утв. постановлением правительства РФ от 15.04.2014 № 295), Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации,разработанной и одобренной коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации, профессиональных
стандартах, реестре востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий и специальностей (Т0П-50).
Создание условий для развития системы российского образования, обеспечение доступности образования при сохранении его качества и проведении инновационных изменений, приведение в соотвествие с международными стандартами и требованиями социально-экономического развития Российской Федерации являются стратегическими направлениями политики государства.
Важнейшей задачей, на решение которой направлены мероприятия Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров в России, является создание системы непрерывного образования — образования в течение всей жизни, когда независимо от возрастных, социальных и физических характеристик гражданин может приобрести необходимую квалификацию, востребованную на рынке труда.
Действующие профессиональные стандарты, как правило, устарели, по «новым» внезапно появившимся на рынке труда профессиям и компетенциям они отсутствуют. Опираясь на международные стандарты и технологии, используемые в передовых отраслях российской экономики, была сделана попытка сформировать программу действий по обозначению наиболее перспективных профессий в форме их перечня Т0П-50, чтобы начать плановую работу по созданию и актуализации профессиональных стандартов, квалификационных требований. В перспективе указанные действия должны привести к обновлению российских классификаторов и перечня профессий, специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования.
По мнению разработчиков, внедрение «новых» профессиональных стандартов должно стать основой механизма стандартизации услуг, привести к установлению нормативных затрат на их финансирование, выработке и использованию единых требований к квалификационному уровню работников. Данные изменения должны определить вектор модернизации системы «обучение — сертификация — аттестация — тарификация — оплата труда», что позволит получить эффективные рычаги корректировки кадровой политики в постоян-
но изменяющихся условиях внешней среды. Внедрение обновленных профессиональных стандартов при отсутствии детализированного плана действий, рассогласованность планов и подходов различных министерств и ведомств, крайне сжатые сроки реализации программы — это те риски, которые могут значительно снизить результативность реализуемой программы действий.
В то же время президент и правительство Российской Федерации держат под постоянным контролем решение наиболее важных задач в указанном направлении. Так, в перечне поручений по итогам Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 4.12.2014 г особое внимание уделяется1:
1) созданию системы мониторинга качества подготовки кадров. При этом основной упор делается на вновь вводимый критерий качества — результаты участия команд обучающихся (созданных по территориальному или отраслевому принципу) в общероссийских чемпионатах профессионального мастерства, в том числе в Национальном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia);
2) разработке и внедрению комплекса мер, нацеленных на модернизацию профессионального образования. При этом Т0П-50 обозначается как важный целевой показатель совершенствования системы к 2020 г
3 октября 2015 г. состоялось заседание Правительственной комиссии по импортоза-мещению, по итогам которого премьер-министром Д. А. Медведевым было дано поручение Минобрнауки РФ, союзу «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Ворлдскиллс Россия"», АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» совместно с органами исполнительной власти регионов проработать вопрос внедрения «регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста», включающего в себя механизмы обеспечения высокотехнологичных отраслей промышленности по сквозным рабочим профессиям, внедрение элементов системы дуального обучения и системы мониторинга качества подготовки кадров2.
В Кемеровской области данные задачи решаются путем совместной работы админи-
1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 4.12.2014 г. / Сайт «Президент России». — URL: http://www.kremlin. ru/acts/bank/39443.
2 Поручения по итогам заседания Правительственной комиссии по импортозамещению / Сайт «Правительство России». — URL: http://govennment.ru/depantment/314/events/.
страции региона, работодателей и ПОО по разработке и внедрению региональной модели мониторинга и прогнозирования потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах, на основе которых формируется региональный образовательный заказ; по разработке и актуализации основных профессиональных образовательных программ с учетом требований Т0П-50, действующих профессиональных стандартов, стандартов Ворлдскиллс; созданию системы независимой оценки качества образования, в том числе профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, общественной аккредитации профессиональных образовательных организаций (ПОО) и сертификации квалификаций; внедрению элементов дуального обучения в ПОО, являющихся отраслевыми ресурсными центрами3.
В Кемеровской области в 2013-2015 гг. в рамках развития движения «Ворлдскиллс Россия» (с 2012 г регион является официальным участником движения) и реализации комплексной программы развития региональной системы профессионального образования, прошедшей конкурсный отбор региональных программ в целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку реализации мероприятий ФЦПРО в 2011-2015 гг., были разработаны, апробированы и внедрены следующие механизмы и модели:
1. Механизм развития конкурсного движения и профессиональные стандарты Ворлд-скиллс. Перечень компетенций, по которым проводились региональные чемпионаты, соотносится с ТОП-50. В 2016 г согласно «дорожной карте» в регионе планируется открыть пять региональных специализированных центров компетенций Ворлдскиллс. Удалось создать региональный механизм взаимодействия по развитию движения. В нем участвуют 57 ПОО, около 35 представителей работодателей, Кузбасская торгово-промышленная палата, Кузбасский технопарк, организации высшего образования (КемТИПП, КемГУ).
В 2015 г в регионе прошли два чемпионата по 17 компетенциям, в которых приняли участие 209 человек, в том числе 173 обучающихся, 36 молодых специалистов, 287 экспертов, из них 66 — представители работодателей.
Ежегодно команда Кузбасса принимает участие в Национальных чемпионатах, открытых чемпионатах г Москвы и других регионов, чемпионате СФО. В 2015 г студент ГОУ СПО «Кемеровский коммунально-строительный техникум имени В. И. Заузелкова» принял участие в составе национальной сборной в чемпионате рабочих профессий Финляндии «Умелец — 2015» в компетенции «вентиляционные технологии».
В ноябре 2015 г во II Национальном чемпионате сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WoгldSkills НИесИ 2015 (г Екатеринбург) в числе участников соревновались 5 молодых рабочих и специалистов промышленных предприятий Кемеровской области по компетенциям «мехатроника», «сварочные технологии», «электромонтаж» (Дмитрий Рачков, АО «ЕВ-РАЗ ЗСМК», 2-е место).
На базе экспериментальных ПОО на основе профессиональных стандартов Ворлд-скиллс по согласованию с работодателями переработана вариативная часть основных профессиональных образовательных программ, программ практик, изучена возможность их использования при промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
2. Система оценки качества (взаимосвязаны рейтинг ПОО, эффективные контракты и стимулирующие выплаты руководителям организаций, система сертификации и присвоения квалификации). Для оценивания создана социологическая методика, особенностью которой является сопоставимость позиций оценки с показателями рейтинга ПОО, утвержденными приказом департамента образования и науки Кемеровской области от 25.12.2013 № 2438.
Проводятся ежегодные социологические опросы «Удовлетворенность обучающихся и их родителей (законных представителей) качеством образовательных услуг в ПОО Кемеровской области» (с 2010 г) и аналогичные опросы работодателей (с 2014 г); мониторинг региональной системы профессионального образования (с 2014 г). На основании исследований определяется ежегодный рейтинг ПОО Кузбасса.
3 Пахомова Е. А., Руднева Е. Л., Овчинников В. А. Основные направления и «точки роста» системы профессионального образования Кемеровской области // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2015. — № 2 (18). — С. 11-22; Основные направления модернизации системы профессионального образования в Кемеровской области / Е. А. Пахомова, Е. Л. Руднева, В. А. Овчинников и др. // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2013. — № 4 (12). — С. 6-14.
Разработаны и утверждены приказом департамента образования и науки Кемеровской области региональные требования к оснащенности образовательного процесса в ПОО. Проведено исследование по инструментарию и порядку организации оценивания уровня сформированности общих компетенций обучающихся ПОО горного профиля в Кемеровской области. В результате проведенных мероприятий была заложена основа для развития региональной системы оценки качества подготовки рабочих и специалистов среднего звена в системе профессионального образования.
3. Система ресурсных центров и многофункциональных центров прикладных квалификаций (МЦПК). В 2013 г в регионе началась работа по созданию МЦПК в рамках реализации плана мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы Кемеровской области, направленные на повышение эффективности образования» (утв. распоряжением коллегии администрации Кемеровской области от 28.02.2013 № 182-р) и государственной программы Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014-2016 гг. МЦПК были образованы при содействии социальных партнеров в ведущих ПОО, яляющихся ресурсными центрами. Работа МЦПК осуществляется на основе программ развития и соглашений с ведущими работодателями соответствующих отраслей на пятилетний срок. К 2016 г. в регионе действовали десять МЦПК по укрупненным профилям.
Для приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с требованиями рынка труда на базе ведущих техникумов Кемеровской области при поддержке социальных партнеров открыты 11 межрегиональных и региональных отраслевых ресурсных центров (РОРЦ) по приоритетным для региона отраслям экономики. Первый межрегиональный отраслевой ресурсный центр (МОРЦ) был образован в 2011 г. в рамках реализации федерального проекта «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области добычи полезных ископаемых на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра» (в рамках ФЦПРО на 2011 -2015 гг.).
4. Элементы дуальной модели обучения. На первом этапе были созданы структурные подразделения (учебная мастерская, учебный кабинет) ведущих профильных ПОО на предприятиях угольной отрасли, а также учебно-производственные центры и малые молодежные предприятия в 5 ПОО. Данный положительный опыт и результаты деятельности опорных регионов, внедряющих элементы дуальной модели обучения, распространяются среди ПОО Кемеровской области с целью активизации создания структурных подразделений ПОО на предприятиях (социальных партнеров) посредством проведения круглых столов, семинаров, курсов повышения квалификации.
5. Механизм общественной аккредитации ПОО и профессионально-общественной аккредитации реализуемых ими образовательных программ в соответствии с положением, разработанным и утвержденным департаментом образования и науки Кемеровской области совместно с Кузбасской торгово-промышленной палатой (КТПП) и Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области. В течение декабря 2014 г. — февраля 2016 г. 37 образовательных программ из 16 ПОО прошли процедуру аккредитации в КТПП4. Наибольшую сложность вызывает процедура общественной аккредитации ПОО и ее взаимосвязь с процедурой государственной аккредитации.
6. Механизм добровольной сертификации профессиональных квалификаций (на базе центра оценки и сертификации профессиональных квалификаций Кузбасской торгово-промышленной палаты)5;
Разработаны и утверждены следующие документы:
— соглашение о взаимодействии между департаментом образования и науки Кемеровской области и КТПП;
— положение о порядке и процедуре проведения сертификации профессиональных квалификаций выпускников профессиональных образовательных организаций и других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах;
— положение о Центре оценки и сертификации профессиональных квалификаций Кузбасской торгово-промышленной палаты;
4 Единый региональный электронный реестр образовательных программ СПО, прошедших профессионально-общественную аккредитацию / Официальный сайт Кузбасской торгово-промышленной палаты. — URL: http://kuztpp.ru/uslugi/m3/ ackneditacia/neestn/.
5 Официальный сайт Кузбасской торгово-промышленной палаты. — URL: http://kuztpp.ru/uslugi/m3/ackneditacia/neestn/.
— положение об эксперте Центра оценки и сертификации профессиональных квалификаций выпускников образовательных организаций, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах;
— Кодекс профессиональной этики эксперта по независимой оценке профессионального образования и сертификации профессиональных квалификаций.
В рамках II Регионального чемпионата Кемеровской области WSR -2015 апробирована процедура сертификации профессиональных квалификаций и выданы сертификаты профессиональной квалификации победителям в компетенциях.
7 Региональные модели профориентаци-онной работы и профильного обучения старшеклассников. Апробированы региональные модели организационно- и психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в организациях общего и профессионального образования. Разработан и утвержден пакет нормативных и программных документов (положение о профориентационной работе в ПОО, положение о профконсультанте, функциональные обязанности профконсультанта, модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения, программа/план профориентационной работы). Заключены договоры/соглашения о сотрудничестве с предприятиями и общеобразовательными организациями.
В 2014 г разработано и утверждено приказом департамента образования и науки
от 27.06.2014 № 1167 Типовое положение об организации профильного обучения и профессиональной ориентации молодежи на базе ресурсных центров. В 2015 г проведена экспертиза и внедрены в ПОО региона профори-ентационные элективные курсы.
Подчеркнем, что процесс модернизации как федеральной, так и региональной системы профессионального образования не завершен. Задачи реформирования на 2016-2020 гг. конкретизированы в ФЦПРО на 2016-2020 гг. В то же время нельзя не отметить, что в ходе реализации комплексной региональной программы развития системы профессионального образования удалось разработать, внедрить и частично транслировать на всю систему профессионального образования региона вышеуказанные механизмы и модели, тем самым создав «точки роста» и определив программу действий по наиболее важным направлениям:
• обеспечение соответствия квалификаций выпускников и качества их подготовки современным требованиям экономики;
• объединение ресурсов бизнес-сообщества, государства и образовательных организаций в модернизации системы профессионального образования региона;
• создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности;
• создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации подростков и молодежи.
УДК/UDC 378.1
Т. М. Чурекова T. Churekova
ДИАГНОСТИКА КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА
DIAGNOSTICS AS A TOOL OF QUALITY MANAGEMENT OF FACULTY PROFESSIONAL PERFORMANCE IN HIGH SCHOOL
В статье рассматривается проблема повышения профессиональной компетентности преподавателей вуза. Одним из эффективных инструментов управления качеством являет-
ся диагностика. Автор акцентирует внимание на развитии у преподавателя рефлексии, критики и проектирования собственной педагогической деятельности.