СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
CONTEMPORARY TENDENCIES IN PROFESSIONAL EDuCATION DEVELOPMENT
УДК/uDC 377(430) В. Г. Лысенко
V. Lysenko
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПЕРЕНОСА ОПЫТА ГЕРМАНИИ НА СИСТЕМУ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
CONDITIONS OF GERMAN EXPERIENCE APPLICATION
in russian system of secondary professional éducation
Введение. Развитие современного общества потребовало изменений в системе среднего профессионального образования, в том числе процессов, интенсифицирующих повышение качества подготовки специалистов среднего звена до уровня профессиональных стандартов, отвечающих требованиям экономики и международным стандартам.
Методология. Использовались методы исследования, подходы, исследовательские приемы как традиционные, так и инновационные: компаративистский анализ, анализ литературы для выявления основных условий развития системы среднего профессионального образования в Германии и России, анкетирование, тестирование, опытно-экспериментальный метод, позволяющий верифицировать эффективность организационно-педагогических условий.
Результаты. Рассмотрены особенности системы среднего профессионального образования в России и Германии, представлен обзор исследований российских и германских ученых по обозначенной теме. Проанализированы актуальные проблемы развития среднего профессионального образования в России, которые необходимо решать в ближайшей перспективе. Описаны приоритетные проекты, задачи развития среднего профессионального образования, направленные на улучшение его качества. Представлены некоторые подходы, результаты решения задач модернизации профессионального образования на территории Кемеровской области.
Выделены одиннадцать основных компонентов дуальной системы обучения Германии, влияющих на возможность ее реализации в России. Представлены результаты проведенного SWOT-анализа отдельных компонентов организационно-педагогической модели по реализации дуальной системы профессионального обучения Германии с разбивкой по целям, преимуществам, приоритетным направлениям.
Заключение. Подходы автора к обозначенной проблеме могут быть использованы руководителями учреждений СПО для выстраивания и организации реальных процессов взаимодействия профессиональной образовательной организации с предприятиями реального сектора экономики, общеобразовательными организациями, в том числе и на основе положительного германского опыта.
Introduction. The development of modern society demanded changes in the system of secondary vocational education; processes intensifying training quality improvement of mid-level professionals to satisfy the level of international economy standards.
Materials and Methods. In this research both traditional and innovative methods and techniques, ways and approaches such as: comparative analysis, theoretical analysis of the literature to identify main conditions of the development of secondary vocational education systems in Germany and Russia, questioning, testing, as well as the experiment experience method to verify the effectiveness of organizational-pedagogical conditions were used.
Results. The article deals with the peculiarities of the secondary professional education systems in Russia and Germany, it provides the research overview of Russian and German scientists on the designated topic, analyzes actual problems of secondary professional education development in Russia that need to be addressed in the short term, includes priorities, projects, tasks of development of vocational education to improve its quality, presents a number of approaches, problems solution of vocational education modernization in Kemerovo region.
Eleven major components of the dual education system in Germany, influencing the possibility of its implementation in Russia are selected in the paper. It presents the results of the conducted SWOT-analysis of the individual components of organizational and pedagogical model of the dual system implementation of vocational training in Germany by aims, benefits, priority areas.
Conclusions. These author's approaches can be used by heads of SPE institutions for the designing and organization of actual processes of professional educational organizations and enterprises interaction of the real economy sector, educational institutions, in particular, on the basis of the positive German experience.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, повышение качества подготовки специалистов среднего звена, особенности профессионального образования, дуальное обучение в Германии, возможности использования германского опыта.
Keywords: secondary vocational education, the training quality improvement of average level specialists, vocational education peculiarities, the dual education in Germany, possibility of German experience application.
Введение
Задачи развития системы среднего профессионального образования связаны с переходом России на путь «новой индустриализации», импортозамещения и выражаются прежде всего в новых подходах к качеству подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для предприятий реального сектора экономики.
Системой среднего профессионального образования России накоплен определенный опыт взаимодействия с предприятиями и профессиональными союзами производственников, выразившийся в совместной разработке и согласовании образовательных программ, разработке профессиональных стандартов.
Вместе с тем интеграция России в мировое образовательное пространство диктует новые требования к качеству профессиональной подготовки обучающихся, способной обеспечить конкурентоспособность выпускника в условиях открытого рынка труда. Обращение к зарубежному опыту развитых стран позволяет выявить тенденции и механизмы построения эффективных моделей систем непрерывного профессионального образования, которые могут быть рассмотрены в качестве адаптационного образовательного потенциала для учреждений профессионального образования России с учетом ее национальной специфики и традиций.
Обращение к опыту системы профессионального образования Германии вполне объяснимо. Сегодня Федеративная Республика Германия занимает лидирующее положение среди европейских стран и особое место в Европейском Союзе как его основатель, как «локомотив Европейского союза» по экономическому, социальному развитию, политическому влиянию.
Сохраняя традиционность системы национального образования, Германия смогла адаптировать современные общеевропейские (общемировые) тенденции в образовании и тем самым обеспечить ее адекватность образовательным и культурным запросам каждой личности в соответствии с ее способностями и требованиями развития производства.
Сложившаяся система профессионального образования Германии сегодня обеспечивает подготовку квалифицированных кадров не только для национальных, но и европейских предприятий. В связи с этим изучение опыта развития системы профессионального образования Германии представляется особенно актуальным для системы образования России.
Методология
Отечественной педагогической наукой накоплен определенный опыт по изучению системы образования Германии: изучение проблем среднего профессионального образования (Б. Л. Вульфсон, А. Н. Джуринский, Л. И. Мельникова, Д. А. Торопов, Е. Е. Федотова, Д. И. Шапова-ленко и др.); содержание и методы обучения в профессиональном образовании Германии (С. Я. Батышев, А. Г Болотова, А. Н. Кирилловский, М. В. Кларин, Е. В. Марчук, О. Н. Олейникова, Е. Е. Федотова и др.); технологическая подготовка в профессиональной школе (Л. И. Писарева, И. П. Смирнов, Д. А. Торопов, Е. В. Ткаченко и др.); вопросы компетенций и квалификации в профессиональном образовании (Т. И. Кутовая, В. М. Масленникова, И. П. Смирнов, Т. М. Трегубова, Ю. С. Тюнников и др.); исследования, связанные с возможностью использования зарубежного опыта в российском образовании (В. П. Борисенков, А. Н. Джуринский, М. В. Кларин, З. А. Малькова, М. П. Пальянов, Н. Н. Шамрай и др.).
Проблему исследования можно определить следующим образом: какие организационно-педагогические условия развития среднего профессионального образования Германии возможно перенести в практику функционирования системы среднего профессионального образования России для повышения качества подготовки специалистов.
Для реализации поставленных в исследовании цели и задач использовались методы, подходы, исследовательские приемы как традиционные, так и инновационные: компаративистский анализ, анализ методической литературы для выявления основных условий развития системы среднего профессионального образования в Германии и России, анкетирование, тестирование, опытно-экспериментальный метод, позволяющий верифицировать эффективность организационно-педаго-гическихусловий.
Для решения проблемы исследования необходимо провести анализ особенностей и проблем развития среднего профессионального образования в России на современном этапе. Рассмотрению данных вопросов посвящен целый ряд работ российских ученых. Вопросы подготовки специалистов среднего звена изучались в работах: П. Р. Атутова, С. Я. Батышева, Л. И. Божович, Н. М. Борытко, О. Г Бутузовой, Л. П. Веревкина, А. Е. Голомштока, Г Н. Жукова, Э. Ф. Зеера, Г И. Ибрагимова, Н. Э. Касаткиной, Е. А. Климова, И. Д. Клочкова, Ю. И. Коваленко, И. С. Кона, Н. В. Кузьминой, Г К. Кязимова, Г В. Мухаметзяновой, Н. Д Никандрова, М. Н. Никитина, А. М. Новикова, П. Н. Новикова, О. Н. Олейниковой, М. С. Савиной, В. И. Сахаровой, Е. Е. Федотовой, И. Д. Чепель, С. Н. Чистяковой и др.
Результаты
Развитие системы профессионального образования в России связано с решением ряда проблем. Среди наиболее важных: совершенствование управления профессиональным образованием; повышение доступности и качества профессионального образования, диверсификация образовательной деятельности; интеграция в мировое образовательное пространство (особенно перехода на двухуровневую систему подготовки: бакалавриат и магистратуру); интеграция образования, науки и производства; подготовка и переподготовка профессиональных кадров (особая проблема — подготовка высококвалифицированных рабочих кадров для современной экономики) [7, с. 9-10].
Проблема нехватки кадров квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена на рынке труда в последние годы стала настолько угрожающей, что наконец-то государство наряду с модернизацией систем общего и высшего образования серьезное внимание уделило проблемам среднего профессионального образования (СПО).
Проблемы системы СПО связаны в первую очередь с низким уровнем качества подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций (ПОО), обусловленным последствиями политики практически самостоятельного выживания учреждений СПО: недостаточной финансовой и материально-технической обеспеченностью; кадровыми проблемами, связанными как с оттоком специалистов из-за низкой оплаты труда преподавателя СПО, старением кадров, несовершен-
ством системы повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, так и не всегда продуманной региональной политикой, часто приводящей к дисбалансу между спросом и предложением квалифицированных кадров в регионах; слабым взаимодействием профессиональных образовательных организаций с рынком труда; недостаточной практической ориентированностью процесса подготовки будущих специалистов среднего звена; сокращением численности обучающихся; падением престижа рабочих профессий; недостаточной мотивацией работодателей к совместной работе с профессиональными образовательными организациями по подготовке квалифицированных кадров; проблемами с трудоустройством выпускников и т. д.
Среди факторов, влияющих на качество образования специалистов среднего звена: «снижение уровня знаний вчерашних школьников, отсутствие интереса к учебе, низкий уровень культуры, отсутствие реальных рычагов воздействия на студентов» [6, с. 166].
Для решения названных проблем нужно справиться с первостепенными задачами, к которым в Министерстве образования и науки Российской Федерации относят:
— создание необходимых условий и запуск процесса обновления структуры и содержания образовательных программ с учетом потребностей сферы труда;
— привлечение работодателей к проектированию содержания, реализации образовательных программ и организации образовательного процесса;
— создание имиджа образовательных организаций и повышение доверия к ним со стороны работодателей и граждан;
— обеспечение сопоставимости и прозрачности квалификаций в целях повышения международной конкурентоспособности российского профессионального образования;
— создание в системе профессионального образования нормативно-правовых и организационно-методических условий для возможности обучения в течение всей жизни;
— снижение дефицита насыщения рынка труда высококвалифицированными кадрами;
— повышение уровня трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений по полученной профессии [2, с. 146].
Новая парадигма профессионального образования заложена прежде всего в федеральных государственных стандартах 3-го поколения и ФГОС СПО, которые активно внедряются в систему среднего профессионального образования. Отдельно следует отметить факт присоединения России к международному движению WorldSkills International в 2012 году, целями которого являлись повышение престижа и популяризация рабочих профессий в России. Готовясь к мировому первенству WorldSkills Competition, страны-участники проводят свои региональные, отраслевые, национальные чемпионаты по профессиям и, участвуя в них, могут сравнить знания и умения, которым обучают в своей стране, с профессиональными стандартами стран с высоким уровнем профессиональной подготовки.
В Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы в перечне приоритетных задач развития образования — задачи, направленные на улучшение качества среднего профессионального образования:
— «создать и распространить структурные и технологические инновации в среднем профессиональном и высшем образовании»;
— «сформировать востребованную систему оценки качества образования и образовательных результатов» [8].
Под каждую из вышеназванных задач сформирован комплекс мероприятий, среди которых комплексные проекты, такие, например, как «Модернизация системы подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования», «Мегапроект Т0П-50» и другие. Утвержденный Министерством труда России список наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (Т0П-50) — ориентир для СПО по подготовке высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий. Программными документами развития профессионального образования определена численность выпускников ПОО, которые должны в рамках демонстрационного экзамена показать подготовку на уровне профессиональных стандартов: 2017 год — 2500 человек, 2020 год — 50 тыс. человек.
Проведение демонстрационного экзамена в рамках государственной итоговой аттестации — новая форма определения качества подготовки выпускника. Экзамен должен проводиться
по мировым стандартам качества и профессионального мастерства по 50 наиболее востребованным профессиям и специальностям в качестве дополнения к защите дипломного проекта. Цель демонстрационного экзамена — определение у выпускников уровня профессионального мастерства, позволяющего им вести профессиональную деятельность в производственной среде в соответствии с профессиональными стандартами.
Поддержка государством региональных систем развития профессионального образования; создание многофункциональных центров прикладных квалификаций и отраслевых центров профессионального образования для приоритетных секторов экономики; разработка и утверждение профессиональных стандартов, обеспечивающих обновление содержания и качества подготовки выпускников, в том числе в соответствии с международными стандартами WoгldSkills, — далеко не полный перечень модернизационных мероприятий.
Решению задач модернизации профессионального образования на территории Кемеровской области посвящены исследования Г Н. Жукова, В. А. Овчинникова, М. П. Пальянова, Е. А. Пахомо-вой, Е. Л. Рудневой и др.
Е. А. Пахомова, анализируя процессы модернизации профессиональной подготовки кадров в угольной отрасли Кемеровской области, отмечает, что «после распада СССР вместе с сокращением государственного сектора экономики начала разрушаться система взаимосвязи государственных предприятий и профессионального обучения, что породило разрыв между запросами рынка и теми квалификациями, которые получали выпускники профессиональной школы» [5, с. 9].
В Кемеровской области вопросы модернизации профессионального образования решаются путем взаимодействия органов власти региона, работодателей и профессиональных образовательных организаций в области подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, а в последнее время — в разработке и внедрении региональной модели мониторинга и прогнозирования потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах, создания системы независимой оценки качества образования, внедрения элементов дуального обучения в учреждениях СПО — отраслевых и ресурсных центрах.
На базе ведущих профессиональных образовательных организаций, являющихся ресурсными центрами, созданы многофункциональные центры прикладных квалификаций. К 2016 году их число составило 9 МЦПК по укрупненным профилям. Кроме того, при поддержке социальных партнеров на базе ведущих техникумов области открыты 11 межрегиональных и региональных отраслевых ресурсных центров (РОРЦ) и первый межрегиональный отраслевой ресурсный центр (МОРЦ) [4, с. 35].
В регионе были апробированы модели организационно-педагогического и психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в организациях общего и профессионального образования. Заключены соглашения о сотрудничестве с предприятиями и общеобразовательными организациями. В 2014 году вступило в силу Типовое положение об организации профильного обучения и профессиональной ориентации на базе ресурсных центров.
В последнее время не только на федеральном уровне, но и на региональном, муниципальном и уровне профессиональной образовательной организации решаются вопросы повышения качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. С учетом требований образовательных стандартов разрабатываются современные программы обучения; укрепляется материально-техническая база учреждений СПО; внедряются новые формы, методы, технологии обучения; расширяется практика государственно-частного партнерства и сетевого взаимодействия; совершенствуются механизмы управления профессиональными образовательными организациями.
Несмотря на усиление внимания общества к проблемам среднего профессионального образования в последнее время, из-за двух десятилетий нестабильной экономической, политической и социальной ситуации, система профессионального образования недостаточно актуализирована с точки зрения экономического развития и требований современного рынка, а центральным звеном реформирования образовательной системы должны стать профессиональные образовательные организации, осуществляющие в реальных условиях связь теории и практики профессионального образования, внедряющие новые экономические механизмы и процедуры управления в ПОО.
С целью изучения возможности переноса позитивного немецкого опыта на систему среднего профессионального образования России рассмотрим особенности системы профессионального образования Германии.
Пути получения профессии в Германии различны: школьное, производственное или комбинированное профессиональное образование. Обучение осуществляется в дневной и вечерней формах обучения, а для перехода из одного типа учебного заведения в другой предусмотрены специальные экзамены.
Особенность среднего профессионального образования в Германии заключается в том, что профессию можно получить не во всех типах учреждений профессионального образования, а лишь в профессиональных, профессионально-технических и приравненных к ним школах среднего медицинского персонала, а также в колледжах [1, с. 44]. Здесь очень четко определен государственный образовательный стандарт для каждого уровня образования и типа учреждения. Несмотря на то, что в каждом регионе могут быть свои особенности профессионального обучения, единым остается стандарт среднего профессионального образования по конкретной профессии.
Еще одна особенность профессионального образования Германии заключается в том, что ни одна его ветвь не является тупиковой. Специальные экзамены позволяют при переходе из одного учебного заведения в другое получить более высокий уровень и таким образом продолжить образование и повышение своей квалификации (переквалификации). Разработана система квалификаций, которая является ориентиром для обучающихся, получающих профессиональное образование, и, благодаря набору квалификаций, может быть и социальным, и образовательным «лифтом» для молодых людей, окончивших любой из видов профессиональных образовательных учреждений Германии в любой из земель (регионов).
Создание в системе профессионального образования оптимальных условий для продолжения образования, необычная комбинация типов, форм и сроков обучения, наличие специальных экзаменов делают привлекательной для молодых людей Германии систему среднего профессионального образования, через которую проходит, по разным данным, от половины до 2/3 молодых людей в возрасте от 16 до 19 лет.
Третьей особенностью является то, что, согласно законодательству Германии, законотворчество и финансирование образования, в том числе и профессионального, находится в ведении федерального правительства, а контроль и управление в системе образования — в основном в компетенции земельных правительств, которые определяют цели образования и воспитания, организацию учебного процесса и т. д. Подобная структура управления делает неоднородной систему образования различных земель, но определяет конкретные цели профессионального образования и позволяет землям регулировать рынок образования, направления подготовки согласно специфике развития конкретной земли, создать условия для взаимодействия учреждений профессионального образования с работодателями и, главное, обеспечить предприятиям такое качество рабочей силы, которую они требуют. Предприятия же обеспечивают рабочими местами обучающихся на время производственных практик, что и является основой дуальной системы профессионального образования Германии.
Четвертой особенностью профессионального образования является то, что в Германии создана особая, децентрализованная система аккредитации (определение качества подготовки выпускников). Высшим органом управления региональными аккредитационными агентствами является Совет по аккредитации, который следит за прозрачностью критериев отбора образовательных программ и их соответствием международным требованиям к качеству образования.
Наиболее эффективным элементом системы среднего профессионального образования Германии является дуальная система обучения. Залогом успешности дуальной системы следует признать: объединение усилий государственного аппарата, рабочих профсоюзов и работодателей, заинтересованных в подготовке высококвалифицированных кадров; связь с принципами гражданского воспитания (воспитание личности, максимально эффективно исполняющей задачи государства); опора на теорию непрерывного образования; утверждение тождественности успешности интеграции в общество и получение рабочих навыков; разделение ответственности за профессиональное обучение между государством и реальным сектором экономики.
Об эффективности дуальной системы можно судить по почти стопроцентной сдаче обучающимися аттестационного экзамена на присвоение профессиональной квалификации и низким показателям безработицы среди молодежи Германии (8 % — самый низкий показатель в Европе).
В основе дуального образования — связь теоретического обучения в образовательной организации с практическим обучением на производстве, в процессе которого к предприятиям предъявляются особые требования по созданию условий: наличие сертифицированных мастеров (на 3 ква-
лифицированных специалиста — 1 обучающийся), материально-техническая оснащенность, стипендиальная поддержка и т. д.
С целью изучения возможностей использования германского опыта в практике среднего профессионального образования в России мы проанализировали отдельные компоненты профессионального образования Германии. В частности, проанализированы литература и соответствующие правовые источники (Россия, Германия), характеризующие дуальную систему Германии.
Мы рассмотрели эту систему не как единое целое, а с точки зрения ее различных компонентов. В процессе разработки организационно-педагогической модели переноса положительного опыта профессионального образования Германии мы выяснили два главных вопроса: возможность переноса элементов дуального образования Германии как наиболее важных для использования в профессиональном образовании России и структурирование этих элементов, чтобы сделать их более адаптированными к российским условиям.
Нами было определено 11 основных компонентов дуальной системы обучения Германии, влияющих на возможность ее реализации в России [9].
1-й компонент. Общая цель: профессиональное образование будущих специалистов среднего звена как средство достижения экономических, социальных и индивидуальных целей. Трехкомпонентная цель как центральная отправная точка системы профессиональной подготовки в Германии и России включает: 1) активизацию и содействие экономической результативности/производительности; 2) социальную интеграцию; 3) индивидуальное развитие. Преимущества: профессиональное образование может быть полезным для достижения целей в различных областях промышленного производства, что позволяет использовать его широкому кругу заинтересованных лиц и оказывать благоприятное влияние на мнение о профессиональной подготовке.
2-й компонент. Основная цель профессионального образования: готовить квалифицированных работников с гибкой квалификацией, которые мобильны и способны работать в выбранных ими производствах. Преимущества: навыки расширяют гибкость и мобильность рабочих, снижают опасность социальной маргинализации и повышают уровень образования в неакадемическом контексте.
3-й компонент. Возможность альтернативного обучения в соответствии с дуальными принципами. Дуальный принцип касается интеграции теории и практики, мышления и действия, систематического и кейс-ориентированного обучения; рабочее место является важным для обучения, так как это единственное место, где обучение может происходить в реальных условиях. Преимущества: при дуальном подходе развиваются профессиональные навыки обучающихся, релевантные для рынка труда, а не узкоспециализированные — для отдельных предприятий.
4-й компонент. Профессиональное образование как задача, необходимая к выполнению в единстве между образовательной организацией и предприятием. Преимущества: соответствующие стороны становятся активными участниками реализации дуального обучения и способствуют социальному приятию профессионального образования будущих специалистов.
5-й компонент. Совместное финансирование профессионального образования обучающихся. Расходы дуального профессионального образования системы покрываются пропорционально: образовательная организация — предприятие (не все предприятия, которые уполномочены обучать работников, делают так, как указано выше). Преимущества для бизнеса: профессиональные учебные программы могут служить в качестве инвестиций в стратегии развития кадрового потенциала предприятий.
6-й компонент. Дополнительные профессиональные программы, используемые в общеобразовательных школах или для обучения будущих специалистов. Преимущества: образовательная организация может влиять на профессиональный выбор и подготовку будущих специалистов.
7-й компонент. Систематизация стандартов подготовки будущих специалистов. Государственное регулирование профессиональных стандартов с целью обеспечения высокого качества обучения, высокодифференцированные профессиональные профили и т. д. Преимущества: прозрачность относительно сформированности уровня навыков и умений, приобретенных обучающимися; прозрачная процедура подачи заявления на работу как для соискателей, так и для компаний.
8-й компонент. Квалификация преподавателей и обучающего персонала.
Регулирование профессиональных требований для личной, профессиональной и педагогической квалификации «официальных» педагогических кадров (преподавателей). Преимущества:
важный фактор для качественного профессионального образования; минимизация прекращения контрактов, связанного с недостаточным профессиональным образованием.
9-й компонент. Баланс между стандартизацией и гибкостью. Стандарты обучения будущих специалистов разработаны таким образом, чтобы быть гибкими, учитывать различия в размерах производства и требованиях к подготовке кадров, гибкость при обучении (например, продолжительность) и др. Преимущества: принимается во внимание неоднородный характер будущих специалистов и производства при выполнении минимальных стандартов.
10-й компонент. Создание прочной основы для принятия решений и их оформления, подготовка и поддержка централизованных изменений с помощью специальных исследований, планирования и статистических инструментов, а также инструментов мониторинга в области профессиональной подготовки. Федеральный институт профессионального образования и обучения (BIBB) нацелен на постоянное совершенствование образовательной системы. Преимущества: постоянное обсуждение и совершенствование профессиональной подготовки будущих специалистов.
11-й компонент. Социальное признание профессионального обучения.
Процесс принятия модели дуального обучения в России должен включать:
1) анализ условий в России (например, приоритетные цели, институциональные, культурные, учебные и педагогические требования);
2) определение стратегических целей;
3) привлечение заинтересованных сторон в России; достижение договоренности о сотрудничестве между профессиональными образовательными организациями и предприятиями реального сектора экономики (например, консультации, обучение); планирование реализации/действий.
Заключение
Проведенный SWOT-анализ отдельных компонентов организационно-педагогической модели по реализации дуальной системы профессионального обучения Германии с разбивкой по целям, преимуществам, приоритетным направлениям позволил ответить на поставленные вопросы и привел к следующим выводам.
Подробно рассмотренные цели дуального образования в Германии соотносятся с приоритетными целями и задачами развития среднего профессионального образования в России. К ним можно отнести следующие: профессиональное образование как средство достижения экономических, социальных и индивидуальных целей; подготовка квалифицированных работников с гибкой квалификацией; возможность альтернативного профессионального обучения в соответствии с дуальными принципами; профессиональное образование как задача, необходимая для выполнения в партнерстве между учреждением и предприятием; совместное финансирование профессионального образования; дополнительные профессиональные программы; применение профессиональных стандартов; постоянная переквалификация преподавателей и обучающего персонала; баланс между стандартизацией и гибкостью; создание прочной основы для принятия решений и их оформления; подготовка и поддержка нормативных актов с помощью специальных исследований, планирования и статистических инструментов, а также инструментов мониторинга в области профессионального образования; социальное признание профессионального образования.
Проанализировав преимущества дуального образования в Германии, приходим к выводу о том, что можно адаптировать элементы дуальной системы, если учитывать специфику развития профессионального образования в России и новые социальные вызовы, направленные на кардинальные изменения в подготовке высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Определены следующие возможные пути использования элементов дуальной системы в России: знакомство с реальным производством для выбора профессии; сдача квалификационного экзамена на оборудовании предприятия; широкий спектр применения навыков, переобучение на предприятии; трехстороннее соглашение, где учреждение является гарантом качества, с одной стороны, и трудоустройства — с другой; заключение договоров и трудовых контрактов на подготовку реальных работников; регулирование и поддержка областей экономики, которые важны региону; отбор подготовленных выпускников с набором необходимых навыков; адекватность уровня сложности задач производства уровню требований к рабочим; ежегодное участие работодателя в Государственной итоговой аттестации (ГИА) и создании рабочих программ; развитие центров прикладных квалификаций.
Проведен анализ приоритетных направлений дуального образования в Германии, на основе которого прогнозировались варианты развития отдельных направлений дуальной системы образования в российских условиях и выявлялись риски их адаптации в России. К возможным рискам отнесены: уход государства от регулирующей функции на рынке труда; изменение подходов работодателей к участию в ГИА, отказ от разработки программ подготовки; сокращение бюджетного финансирования переподготовки населения; стагнация рынка труда, вызванная сокращением производства; сокращение наставников на предприятии, отказ наставников от дополнительной нагрузки; сокращение учебных рабочих мест; перенос акцента с подготовки рабочих кадров на их привлечение с рынка труда; дальнейшее сворачивание производства и, как следствие, закрытие непрофильных активов, не приносящих прямой прибыли; отказ потребителей услуг от получения рабочих профессий и ориентация на высшую школу; завышенный образовательный ценз и, как следствие, отток из системы профессионального образования практиков; жесткая унификация и централизация качества получения профессионального образования.
Таким образом, дуальность в образовательном процессе среднего профессионального образования должна включать не только принцип «теория в техникуме, практика на предприятии», но и три других важнейших составляющих, обеспечить которые возможно только в рамках государственно-частного партнерства, а именно: дуальность трудового и образовательного права, регулирующего взаимоотношения при получении среднего профессионального образования; дуальность финансирования среднего профессионального образования со стороны регионального бюджета и предприятий реального сектора экономики и дуальность профессиональных квалификаций, полученных в процессе обучения и оцененных работодателями в результате независимой оценки профессиональных квалификаций.
В ходе опытно-экспериментальной работы были определены и проверены организационно-педагогические условия переноса опыта Германии на систему среднего профессионального образования России по принципам преемственности и интеграции образования в процессе подготовки специалистов среднего звена. Были разработаны программы, ориентированные на повышение качества подготовки специалистов среднего звена, основанные на разноуровневом взаимодействии профессиональной образовательной организации с предприятиями реального сектора экономики и общеобразовательными организациями.
Подробнее с разработкой и реализацией одной из программ, основанной на учете германского опыта, программой развития государственно-частного партнерства в ГПОУ «Сибирский политехнический техникум» можно ознакомиться в других публикациях автора [3].
Литература
1. Донецкая О. И., Щербаков В. С. Система среднего профессионального образования в Федеративной Республике Германия //Интеграция образования. 2OO2 № 2/3. С. 43-44.
2. Золотарева Н. М. Векторы модернизации среднего профессионального образования //Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2Oi3. № 3. С. i45-i53.
3. Лысенко В. Г., Масюков О. А., Мукаев Р. Ф. Государственно-частное партнерство как условие эффективной подготовки кадров в системе среднего профессионального образования //Профессиональное образование в России и за рубежом. 2Oi7. № i (25). С. i26-i32.
4. Овчинников В. А., Руднева Е. Л. Решение задач модернизации профессионального образования: опыт Кемеровской области //Профессиональное образование в России и за рубежом. 2Oi6. № 2 (22). С. 32-36.
5. Пахомова Е. А. Модернизация системы профессиональной подготовки кадров (на примере угольной отрасли Кемеровской области) //Профессиональное образование в России и за рубежом. 2Oi3. № 2 (iO). С. 9-i2.
6. Переплетчикова Т. Н. Проблемы развития организаций среднего профессионального образования //Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2Oi4. № i8. С. i63-i67.
7. Харина Н. В. Профессиональное образование в России: проблемы, пути решения //Научно-педагогическое обозрение. 2Oi3. № i (i). С. 8-i5.
8. Федеральная целевая программа развития обрзования на 2Oi6-2O2O годы [Электронный ресурс] : утверждена постановлением Правительства РФ от 23 мая 2Oi5 г. №497. URL: http://минобрнауки.рф/документы/5930 (дата обращения: O9.ii.2Oi6).
9. Germany's dual vocational training system: a model for other countries? Prof. Dr. Dieter Euler A study commissioned by the Bertelsmann Stiftung© 2Oi3 Bertelsmann Stiftun.
References
1. Donetskaya O. I., Scherbakov V. S. The System of secondary vocational education in the Federal Republic of Germany. Integration of education [Integraciya obrazovaniya]. 2OO2. № 2/3. P. 43-44. (In Russian).
2. Zolotareva N. M. Vectors of vocational education modernization. Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology [Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika i psihologija]. 2Oi3. №3. P. i45-i53. (In Russian).
3. Lysenko V. G., Masyukov O., Mukaev R. Public private partenership as a conditopn of effective training in the system of secondary vocational education. Professional education in Russia and abroad [Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom]. 2017. № 1 (25). P. 126-132. (In Russian).
4. Ovchinnikov V. A., Rudneva E. L. Dealing with vocational education modernization matters: Kemerovo region experience. Professional education in Russia and abroad [Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom]. 2016. № 2 (22). P. 32-36. (In Russian).
5. Pakhomova E. A. Modernization of the System of Professional Training (Example - Coal Industry in Kemerovo Region). Professional education in Russia and abroad [Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom]. 2013. № 2 (10). P. 9-12. (In Russian).
6. Perepletchikova T. N. Development problems of organizations of secondary professional education. Economics and Management in the 21st Century: Development Trends [Jekonomika i upravlenie v XXI veke: tendencii razvitija]. 2014. № 18. P. 163-167. (In Russian).
7. Kharina N. V. Professional education problems and solutions. Pedagogical Review [Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie]. 2013. № 1 (1). P. 8-15. (In Russian).
8. Federal target education development program for 2016-2020 [Federal'naja celevaja programma razvitija obrazovanija na 2016-2020 gody]: approved by the Government Document of the Russian Federation, May 23, 2015 № 497. Available at: http://MMH06pHayKM.p^/fl0KyMeHTw/5930 (accessed 09.11.2016). (In Russian).
9. Germany's dual vocational training system: a model for other countries? Prof. Dr. Dieter Euler A study commissioned by the Bertelsmann Stiftung© 2013 Bertelsmann Stiftun. (Translated from English).
УДК/uDC 378.046.4 Т. А. Бельчик
T. Belchik
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DEVELOPMENT DIRECTIONS OF SYSTEM OF CONTINuING PROFESSIONAL EDuCATION
Введение. В статье представлено исследование по проблеме развития в Российской Федерации системы дополнительного профессионального образования (ДПО). Цель статьи — обратить внимание на некоторые параметры развития системы ДПО, высказать мнение по поводу основных направлений ее развития, опираясь на статистические данные и экспертные мнения руководителей различных хозяйствующих субъектов Кемеровской области.
Методология. Исследование проводится на основе статистических, количественных данных, полученных методом анкетного опроса специалистами ВШЭ, и качественных данных, собранных методом свободного интервью обучающимися и сотрудниками кафедры менеджмента имени И. П. Поварича ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет».
Результаты заключаются в обработке и обобщении первичных данных и формулировке направлений развития системы дополнительного профессионального образования.
Заключение. Автором отмечается, что система дополнительного профессионального образования находится в стадии становления, при этом не сформулированы четкие ориентиры ее развития. Автор, опираясь на многолетний опыт изучения проблем образования, высказывает свою точку зрения по поводу основных направлений развития системы ДПО.
Introduction. The article presents a study about the issue of development of the system of continuing professional education in Russian Federation. The purpose of this article is to draw attention to some of the parameters of the system of CPE, to express an opinion on the prospects of development of the system of CPE, based on statistical data and expert opinions of leaders in various businesses in Kemerovo region.
Material and Methods. The study is undertaken on the basis of statistical data, quantitative data obtained by questionnaire survey with experts of HSE and qualitative data obtained by the method of free interviews by students and staff of the Department of management named after P. Povarich of the Kemerovo state University.