Научная статья на тему 'Управление деятельностью россииских и зарубежных учреждений профессионального образования'

Управление деятельностью россииских и зарубежных учреждений профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КРЕДИТ / РЫНОК ЭКСПОРТА И ИМПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / VOCATIONAL EDUCATION / SCIENCE AND EDUCATION INTEGRATION / THE EUROPEAN EDUCATIONAL SPACE / EDUCATION LOAN / THE MARKET FOR IMPORT AND EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кураков А. Л.

В статье рассмотрены направления инновационного развития профессионального образования европейского сообщества, основные формы интеграции учреждений профессионального образования с организациями, осуществляющими научные исследования и разработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT ACTIVITIES OF RUSSIAN AND FOREIGN EDUCATION INSTITUTIONS

The article deals with the direction of innovation development of vocational education of the European Community, the basic form of integration of vocational education with organizations engaged in research and development.

Текст научной работы на тему «Управление деятельностью россииских и зарубежных учреждений профессионального образования»

требований к качеству управления государственным заказом:

- уровень А - соответствия государственного заказа действующим стандартам, роль которых играет отечественное законодательство;

- уровень В - соответствие государственного заказа требованиям заказчика (сложившимся условиям практического использования);

- уровень С - соответствие государственного заказа фактическим требованиям рынка, обеспечивающее удовлетворение сложившихся потребностей, и стимулирующее социально-экономическое развитие;

- уровень D - соответствие государственного заказа будущим требованиям рынка (латентным потребностям), обеспечивающее удовлетворение нарождающихся потребностей, и стимулирующее ускорение научно-технического развития социально-экономических процессов.

С учетом выделенных уровней задач управления государственным заказом в работе предложена трехмерная модель формализации задачи управления государственным заказом, которая может быть реализована с помощью информационно-аналитической системы управления государственным заказом, учитывающей параметры управления в пространстве «уровень требований к государственному заказу - уровень управления - инструментарий управления и оценки качества государственного заказа».

Характеристики инструментария управления и оценки качества государственного заказа, приведены в табл.1.

Основным отличием системы управления государственным заказом от технических систем управления является то, что в технических системах в задачах автоматизированного управления рассматриваются непрерывные или дискретные скалярные величины, а в системе управления государственным заказом, в том числе и векторные величины, отражающие эволюцию уровня требований со стороны заказчика, с одной стороны, и динамику восприятия требований государственного заказа исполнителем, с другой стороны. Эволюция требований к государственному заказу проявляется в изменении векторной величины требований, начиная от директивных требований заказчика, основанных на соответствии государственного заказа стандартам, и заканчивая векторной величиной требований к государственному заказу, основанной на ожидаемых потребностях рынка.

Таким образом, обоснована актуальность и проведена детализация проблемы управления процессами размещения государственного заказа в масштабах региона. Показана связь проблемы управления процессами размещения государственного заказа с информационным обеспечением стратегического, тактического и оперативного управления государственными закупками в деятельности государственных и муниципальных заказчиков субъекта федерации, единой торговой площадки региона, а также торговых площадок, относящихся к территориальным и функциональным заказчикам. Проведен комплексный анализ объективных внешних условий размещения государственного заказа. Определены возможности и перспективы развития системы управления процессами размещения государственного заказа с учетом выделения устойчивых внешних информационных связей. Сформирована динамическая база рыночных требований к системе управления процессами размещения государственного заказа. Предложен метод формализации и постановки задач управления процессами размещения государственного заказа в масштабах региона и обоснована необходимость разработки информационно-аналитической системы, обеспечивающей рационализацию процессов размещения государственного заказа.

Литература:

1. А. Н. Асаул, В. П. Грахов, В. А. Кощеев, В. Е. Чибисов Теория и практика организации и проведения подрядных торгов в регионе. Под ред. д. э. н., проф. А. Н. Асаула. — СПб.: «Гуманисти-ка», 2005. — 240 с.

2. Арыкбаев, Р. К. Финансовое обеспечение государственных закупок: моногр. / Р. К. Арыкбаев. - Астрахань: Изд-во АГТУ, 2010.

- 196 с.

3. Бабкин Александр Васильевич. Методология управления государственным оборонным заказом : Дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05 : СПб., 2001

4. Каранатова Л. Г. Формирование эффективного механизма управления государственными заказами: вопросы теории и практики: монография. - СПб.: Изд-во СЗАГС, 2010. - 216 с.

5. Каранатова Л. Г. Механизмы привлечения субъектов малого предпринимательства к поставкам продукции для государственных и муниципальных нужд: учеб. пособие. - СПб: Изд-во СЗАГС, 2007. - 80 с.

УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РОССИИСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кураков А.Л., к.э.н., профессор

В статье рассмотрены направления инновационного развития профессионального образования европейского сообщества, основные формы интеграции учреждений профессионального образования с организациями, осуществляющими научные исследования и разработки.

Ключевые слова: профессиональное образование, интеграции науки и образования, европейское образовательное пространство, образовательный кредит, рынок экспорта и импорта образовательных услуг.

MANAGEMENT ACTIVITIES OF RUSSIAN AND FOREIGN EDUCATION INSTITUTIONS

Kurakov A., Ph.D., Professor

The article deals with the direction of innovation development of vocational education of the European Community, the basic form of integration of vocational education with organizations engaged in research and development.

Keywords: vocational education, science and education integration, the European educational space, education loan, the market for import and export of educational services.

Рационализация взаимодействия элементов системы управ- тивную деятельность учреждений начального, среднего специаль-

ления учреждениями профессионального образования на основе ного и высшего профессионального образования [3, 12, 26].

анализа зарубежного и российского опыта управления является стра- Россия по проблемам развития профессионального образова-

тегическим направлением инновационных преобразований профес- ния пошла по европейскому пути и в 2003 г. вошла в состав так

сионального образования. Это связано с вхождением России в ев- называемого болонского процесса. Суть Болонского соглашения

ропейское образовательное пространство. Поэтому результаты ана- состоит в формировании единой общеевропейской системы выс-

лиза, их организационно-экономическое дополнение и учет меж- шего образования.

дународного опыта управления профессиональным образованием, Инновационное преобразование профессионального образована наш взгляд, выступают одной из составляющей стратегического ния европейского сообщества в настоящее время проводится по

анализа влияния факторов внешней среды на текущую и перспек- таким основным направлениям, как:

• создание единого механизма обеспечения получения высшего профессионального образования, что предполагает внедрение такого двухступенчатого обучения, как: академическая степень -бакалавриат (3-4 года обучения); магистратура (1-2 года); докторантура (2-3 года обучения);

• повышение качества высшего образования посредством учреждения аккредитационных независимых агентств, цель которых состоит в оценке качества получаемых знаний;

• введение во всех европейских учреждениях профессионального образования единой системы учета трудоемкости учебной работы, исчисляемой в условных зачетных единицах трудоемкости;

• расширение мобильности учащихся, предполагающее признание иностранных документов об образовании;

• расширение возможностей трудоустройства выпускников, выражающееся в повышении востребованности квалифицированных рабочих и специалистов, подготавливаемых учреждениями профессионального образования на территории всех стран болонского процесса [1, 10].

В настоящее время стратегическими направлениями реформирования системы профессионального образования практически во всех промышленно развитых государствах мира являются:

• разграничение на законодательном уровне функций и ответственности между разноуровневыми органами управления профессиональным образованием;

• расширение автономности учреждений профессионального образования;

• разработка и внедрение новых государственных образовательных стандартов профессионального образования;

• интеграция начального профессионального образования с полным средним, а среднего профессионального образования - с высшим профессиональным образованием.

Вместе с тем введение во всех европейских странах многоуровневой системы высшего профессионального образования способствует поэтапности обучения потребителей образовательных услуг и повышению качества образовательных услуг.

Опыт внедрения системы многоканальной системы финансирования профессионального образования с привлечением негосударственных источников финансирования и расширением участия представителей крупного и среднего предпринимательства в материальной поддержке учреждений профессионального образования, использование адресного финансирования учащихся учреждений профессионального образования показали свою эффективность и достаточно широко развиты в таких странах, как Австралия, Франция, Италия, США, Япония, Канада [6, 7, 19].

Отметим, что финансирование профессионального образования в США является наиболее эффективным и многосторонним. Учреждения высшего профессионального образования финансируются из федерального бюджета, бюджетов штата, местных бюджетов, за счет студентов (плата за обучение), а также частных лиц (пожертвования).

Учреждения высшего профессионального образования США на 22% финансируются за счет средств федерального бюджета, на 36% - за счет бюджетов штата, на 19% - за счет платы за обучение (табл. 1), что свидетельствует о ведущей роли в финансировании государственных вузов бюджета штата.

Из федерального бюджета в основном финансируются помощь студентам или целевые программы отдельных исследовательских университетов, а за развитие государственного сектора высшего профессионального образования несут ответственность штаты. За счет федерального бюджета финансируется около 60% различного рода задания на профессиональное обучение федеральных учреждений государственным университетам и колледжам.

Американская система образовательных кредитов включает студенческие займы, предоставляемые частными кредитными организациями под очень низкие проценты, возврат которых обеспечивается федеральным правительством, а также родительские и частные займы. Студенты могут заимствовать до 2625 долл. США

на первом курсе, до 3500 - на втором курсе и до 5500 - на каждом последующем курсе. Более 6% студентов получают государственные гранты, позволяющие частично или полностью покрывать плату за образование.

Финансирование учреждений высшего профессионального образования в Великобритании осуществляется Советами финансирования университетов. В их состав входят представители не только учреждений высшего профессионального образования, но и субъектов хозяйствования крупной промышленности. Научноисследовательские работы учреждений высшего профессионального образования финансируются так называемыми исследовательскими советами, что образует систему их двойной финансовой поддержки.

В период 2005-2011 гг. в Великобритании проводились мероприятия по сокращению государственного финансирования учреждений высшего профессионального образования, привлечению средств из частных (коллективно-долевых) источников. При этом особое внимание уделялось стимулированию более тесного взаимодействия учреждений высшего профессионального образования с рынком труда, а также повышению роли контрактного обучения по отдельным направлениям подготовки за счет привлечения финансовых средств заинтересованных промышленных, торговых и финансовых субъектов хозяйствования. Активно поддерживается государством совместное участие учреждений высшего профессионального образования в создании научных парков и технологических центров, а университетам предоставляется право выхода на рынок с результатами научно-исследовательской деятельности [2, 20].

Рационализация управления развитием системы образования в Китае в настоящее время осуществляется на основе инновационных преобразований школьного образования в сельской местности и создания университетов мирового уровня. Высшее профессиональное образование Китая является платным (годовая оплата каждым студентом за обучение примерно равна 600 долл. США). Большинство китайских семей в состоянии оплатить обучение в учреждениях высшего профессионального образования. Нуждающиеся же семьи получают от правительства страны различные субсидии, а учреждения высшего профессионального образования освобождают такие семьи частично или полностью от платы за обучение.

В настоящее время в вузах Китая примерно одна пятая часть всех обучающихся студентов приходится на студентов из малообеспеченных семей. В Китайской Народной Республике широко применяется система поддержки отличников, помощь в трудоустройстве студентов в свободное от учебы время. Внедрение системы образовательных кредитов в Китае существенно повысило степень доступности высшего профессионального образования. Так, если в 1992-2004 гг. ими воспользовались около 400 тыс. студентов, то в настоящее время - уже более 1 млн.

Японское правительство ежегодно выделяет на систему образования около 8% государственного бюджета. За счет государственного бюджета оплачиваются расходы на учебники, и половина бюджетных расходов идет на оплату труда. Остальные же расходы покрываются за счет бюджета префектур, которые также частично покрывают расходы на ремонт и оснащение учебных заведений. До 60-70% доходов государственных учреждений высшего профессионального образования обеспечивается правительственным бюджетом. При этом объем государственных субсидий зависит от количества студентов.

В настоящее время, как и во всех других промышленно развитых странах, в Японии идет процесс трансформации государственных учреждений высшего профессионального образования в независимые административные корпорации, в целевом отношении ориентированные на зарабатывание возрастающей доли собственных доходов и максимально эффективное использование университетских бюджетов. Примечательно, что как таковая финансовая поддержка студентов в Японии отсутствует, а расходы на получение высшего профессионального образования в значительной мере

Таблица 1. Распределение доходов высших учебных заведений в США по источникам финансирования в 2008 году, %

Федеральный бюджет Бюджет штата Местный бюджет Плата за обучение Коммерческая деятельность Иные источники

23 35 3 20 12 7

Источник: составлено автором на основе данных [22, 25].

перенесены на население [4, 13, 24].

Практически все страны Европейского Союза, Республика Корея, Япония активно используют распространенную в мире концепцию «Обучение в течение всей жизни», включающую различные формы обучения и безработных граждан, а также лиц с ограниченными физическими возможностями. В таких странах, как Германия, Франция, Швеция, реализуются правительственные программы, предусматривающие целевое инвестирование в непрерывное профессиональное образование.

Важнейшим элементом в управлении профессиональным образованием является профильное обучение в школах на последнем этапе обучения. В настоящее время в российских общеобразовательных школах обучение осуществляется практически по единым учебным планам и программам. Однако в большинстве промышленно развитых стран заключительный этап обучения в школах, то есть на котором происходит завершение среднего образования, является профильным. При приеме в учреждения высшего профессионального образования выпускники школ, получившие профильное среднее образование, имеют приоритет перед другими абитуриентами [5, 11, 21].

Начальное и среднее профессиональное образование в большинстве промышленно развитых стран имеет различные организационно-правовые формы и виды, в которых осуществляются обучение в составе существующего профессионального образования и подготовка в процессе непрерывного образования.

В первом случае особо следует выделить такие специализированные виды профессиональной подготовки в рамках начального и среднего профессионального образования, как подготовка в области сельского хозяйства, мореходства, когда эти виды обучения находятся в ведении соответствующих министерств или ведомств. Во втором случае - обучения в рамках непрерывного образования -основными видами получения начального и среднего профессионального образования являются разнообразные профессиональные курсы и центры ученичества, функционирующие непосредственно на предприятиях, как самостоятельные центры профессиональной подготовки [18, 20].

Финансирование учреждений начального и среднего профессионального образования в специализированных видах профессиональной подготовки осуществляется в обычном порядке наравне с обычными общеобразовательными программами. При этом широко применяются различные формы привлечения сторонних средств от заинтересованных предприятий и сфер предпринимательства в квалифицированных работниках и специалистах. Обычно данная форма финансирования осуществляется в рамках многосторонних контрактов между образовательными учреждениями, предприятиями и местными органами власти. Во втором случае (в рамках непрерывного образования) степень государственного участия в финансировании образовательных программ зависит от того, в какой мере образовательные программы имеют официально признанный статус и какое бюджетное финансирование предусмотрено для их реализации.

Управление учреждениями начального и среднего профессионального образования во всех промышленно развитых странах осуществляется в соответствии с национальными правовыми нормами, однако характерной его особенностью является привлечение к различным аспектам планирования и управления деятельностью учреждений начального и среднего профессионального образования представителей заинтересованных профессиональных кругов и предпринимательства [19, 21].

Важным элементом в управлении высшим профессиональным образованием, применяемым в таких странах, как США, Великобритания. Канада, Япония, является интеграция учреждений профессионального образования с организациями, осуществляющими научные исследования и разработки. Интеграция высшего образования и науки позволяет сконцентрировать в учреждениях профессионального образования высококвалифицированный кадровый персонал, материально-технические ресурсы, что позволяет не только проводить научные исследования на современном уровне, но и подготавливать специалистов, квалифицированных рабочих для всех отраслей экономики на современном уровне.

Основной формой интеграции науки и образования является проведение профессиональными учебными заведениями научных исследований как по собственным программам, так и по заказам государственных и частных субъектов хозяйствования. В США и Великобритании данная интеграция сосредоточена в научных ла-

бораториях, центрах и институтах, где исследования проводят как при участии, так и при контроле внешних организационно-правовых структур. В таких научных центрах проводят исследования магистранты и докторанты при выполнении диссертационных работ. Во Франции научные исследования выполняют в университетских лабораториях, которые являются ассоциированными подразделениями Национального центра научных исследований, что обеспечивает дополнительное гарантированное финансирование.

В национальных образовательных системах европейских стран большое внимание уделяется также проблемам повышения квалификации преподавательских кадров. Так, например, во Франции принят отдельный закон, регламентирующий процесс повышения профессиональной подготовки преподавателей. В каждом учебном округе созданы университетские институты подготовки преподавательского состава, которые также участвуют в процессе непрерывного образования педагогических работников.

Важно отметить и то, что европейские и американские государства уделяют большое внимание повышению уровня качества профессионального образования. Качество профессионального образования становится все более важной составляющей в процессе интернационализации профессионального образования и мобильности трудовых ресурсов. Крупнейшей организацией в области контроля качества профессионального образования является Европейская сеть гарантии качества высшего образования, членами которой являются практически все члены-государства Европейского Союза.

Ассоциация европейских университетов также является ведущей организацией по мониторингу качества профессионального образования. Однако в отличие от других организаций для аккредитации университетов Ассоциация европейских университетов привлекает экспертов из зарубежных стран, которые готовят отчеты и доклады о проведенной проверке. Данная организация тесно взаимодействует с американскими агентствами по аккредитации, что решает сложнейшую задачу взаимного признания аккредитации европейских и американских университетов.

В странах Европейского Союза большое внимание уделяется проблеме повышения качества послевузовского образования и подготовки научно-исследовательского персонала. В настоящее время в системе подготовки докторов в европейских странах отмечаются такие проблемы, как: превышение сроков выхода соискателей на защиту и большая доля их выбывания без защиты диссертации; сложности с трудоустройством новых обладателей докторских квалификаций. В связи с этим ведется активная работа по созданию единого института докторантуры для стран Европейского Союза, предполагающая совершенствование научного руководства, обеспечение более четкого распределения обязанностей между сторонами (соискателями, научными руководителями и институтами).

Ярким примером применения механизма квалифицированной подготовки докторов являются Великобритания и Голландия. Каждый соискатель в данных странах заключает индивидуальный контракт, фиксирующий все условия подготовки. Рост спроса на докторскую подготовку вызывает дополнительные трудности ее финансирования. В связи с этим в некоторых странах сформирован организационно-экономический механизм решения данной проблемы, в соответствии с которым соискатели привлекаются к исследовательской и образовательной деятельности университетов по временным контрактам, а также расширяется практика совмещения обучения с трудовой деятельностью на условиях полной или частичной занятости [8, 17].

Проблема трудоустройства научных работников наиболее эффективно решается в США и Японии, где их трудоустройство не ограничивается только университетскими кафедрами и лабораториями, а есть возможность трудоустройства и в частных компаниях. Так, например, 83% американских и 65% японских исследователей заняты в частном бизнесе, а в Европейском Союзе - не более 50%. В США распространен также переход специалистов из частных субъектов хозяйствования в университеты. В результате мобильности научных работников повысилась эффективность американских научных исследований. Однако в таких странах, как Великобритания и Голландия, предоставляют научным работникам широкие возможности для занятия в различных секторах экономики, так как в подготовке исследователей все больше внимания уделяется проблеме сотрудничества с субъектами хозяйствования промышленности и предпринимательством [14, 26].

Практически во всех промышленно развитых странах в насто-

ящее время идет процесс децентрализации системы управления профессиональным образованием. В Японии к компетенции центрального органа управления образованием относится лишь создание условий для реализации задач, стоящих перед образованием, то есть административные органы не имеют права контроля над образованием, а дают лишь рекомендации. Непосредственным управлением системой образования занимаются органы местной власти.

В США имеется похожая форма управления системой образования. В настоящее время управление всеми ступенями профессионального образования находится в компетенции штатов и органов местного самоуправления. Федеральные органы управления образованием США решают проблемы финансирования профессионального образования и разработки национальных образовательных стандартов. Во Франции наблюдается высокая степень централизации управления образованием. Однако с 1982 г. после принятия соответствующего решения идет процесс постепенной децентрализации, который предусматривает перераспределение полномочий по управлению профессиональным образованием в пользу органов местного самоуправления.

За рубежом широко применяются формы общественного участия в управлении профессионального образованием. В Германии, в частности, общественное участие в управлении образованием осуществляется через различные фонды. В Китае создано много общественных организаций, которые принимают активное участие в поддержке и развитии профессионального образования. Они осуществляют сотрудничество между высшими учебными заведениями и средними специальными учебными заведениями, в том числе в проведении учебно-методической и научно-исследовательской деятельности [16, 23].

Важнейшей тенденцией, влияющей на всю систему управления профессиональным образованием, на наш взгляд, является небывалый рост рынка экспорта и импорта образовательных услуг. Международное профессиональное образование является одним из наиболее динамично развивающихся экспортных секторов, объем которого оценивается в 1,5 трлн долл. США. По прогнозам экспертов экспорт услуг профессионального образования станет в ближайшем будущем одной из самых прибыльных отраслей экономики. В связи с этим большинство промышленно развитых стран мира на законодательном уровне проводит активную образовательную политику по расширению экспорта образовательных услуг. Наиболее успешными в данной области по-прежнему остаются США, где в высших учебных заведениях обучаются 586 тыс. иностранных студентов.

Исходя из опыта и сложившихся основных направлений развития управления профессиональным образованием ведущих стран мира, следует остановиться на возможности их использования и определения основных направлений развития отечественной системы профессионального образования. В российской системе профессионального образования начались коренные преобразования, направленные на повышение качества и репутации российского образования. Модернизация и инновационное развитие профессионального образования являются национальным проектом, направленным на обеспечение равенства доступа к профессиональному образованию как одному из стратегических направлений. В связи с этим, учитывая опыт промышленно развитых стран, следует ввести целевую адресную социальную поддержку студентов из малообеспеченных семей, инвалидов, сирот, установить адресный порядок выплаты социальных стипендий из государственных средств учащимся и студентам учреждений профессионального образования всех уровней в размере прожиточного минимума.

Направлением инновационных изменений профессионального образования, основывающимся на международном опыте его развития, является рационализация системы непрерывного образования, соответствующего потребностям страны и тенденциям мирового рынка труда [1, 2, 15]. В связи с этим, как нам представляется, необходимо:

• осуществлять (как на федеральном, так и на региональном уровнях) прогнозирование и мониторинг текущих и перспективных потребностей рынка труда в работниках различных специальностей и квалификации;

• разработать законодательную базу для организации социального партнерства государства, предпринимательства и профессионального образования, предполагающего всестороннее взаимодействие работодателей в процессе инновационного развития

профессионального образования;

• стимулировать с учетом мирового опыта соучредительство и многоканальное финансирование учреждений профессионального образования, а также развитие механизмов привлечения внебюджетных средств и повышение уровня инвестиционной привлекательности учреждений профессионального образования.

Повышение качества высшего образования, а также его интеграция с наукой и инновационно ориентированным производством является приоритетным направлением реформирования профессионального образования, реализация которого позволит повысить конкурентоспособность, расширить состав конкурентных преимуществ российского профессионального образования в мировом образовательном пространстве, повысить государственную значимость экспорта образовательных услуг [2, 9]. В этой связи целесообразно:

• провести масштабную переаккредитацию учреждений профессионального образования, а также перейти на многоуровневую систему получения высшего образования, включающую бакалавриат, специалитет и магистратуру;

• стимулировать процесс интеграции вузовского, академического и отраслевого секторов науки с образованием, а также поддержку фундаментальных исследований и прикладных разработок.

В настоящее время российские учреждения профессионального образования постепенно активизируют свою деятельность по вхождению в мировое образовательное пространство и сотрудничеству с ведущими научными и образовательными центрами США, Европейского Союза. Присоединение к Болонской декларации обусловливает качественное изменение текущих тенденций в осуществлении модернизации профессионального образования, направленное на удовлетворение требованиям болонского процесса. Процесс интеграции российской экономики в мировое пространство, вхождение во Всемирную торговую организацию требуют от органов управления профессиональным образованием реализации мероприятий по повышению качества и конкурентоспособности российского профессионального образования в международном образовательном пространстве, стимулированию роста экспорта образовательных услуг.

Литература:

1. Авербух Р.Н., Уткин О.А. Роль системы образования в развитии информационного общества: мировой опыт, кризис, перспективы // Вестник Российской академии наук. - 2010. - № 2(14). - С. 5-8.

2. Белый Е.М., Романова И.Б. Использование концепции стратегического менеджмента в управлении государственным вузом // Менеджмент в России и за рубежом. - 2003. - № 3.

3. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Инфра-М, 2004

4. Бузгалин А. Сравнительный анализ экономических систем: методология и теория // Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика. - 2002. - № 3. - С. 86-102.

5. Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента. - М.: Вильямс, 2006.

6. Дятлов А.Н., Мутовин И.А., Плотников М.В. Общий менеджмент: Концепции и комментарии. - М.: Букс, 2007.

7. Заборовская О.В. Управление человеческим капиталом региона. - Гатчина: Изд-во ЛОИЭФ, 2009.

8. Игнатов В.Г. Местное самоуправление. - М.: АСТ, 2009.

9. Кабанов А.А. Критерий и показатели эффективности регионального производства: препринт. - СПб.: Диалог, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Клисторин В.И. Качество экономического роста и региональное развитие // Регион: экономика и социология. - 2006. - № 3. -С. 30-41

11. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента: учеб. пособие. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ДеКА, 2004.

12. Кузнецова Е.И. Стратегический анализ в системе государственного управления национальной экономикой. - М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2006

13. Кураков А.Л. Взаимодействие функций планирования и прогнозирования в системе управления учреждениями профессионального образования // Актуальные проблемы экономики и права. - 2011. - № 1. - С. 87-90.

14. Кураков А.Л. Совершенствование управления профессионального образования: международный опыт // Вестник Чувашского университета. - 2006. - № 1. - С. 130-138.

15. Кураков А.Л. Формирование механизма управления развитием региональных учреждений профессионального образования / / Актуальные проблемы экономики и права. - 2011. - № 4. - С. 172174.

16. Кураков А.Л., Александров А.Ю. Инновационные подходы к реформированию профессионального образования в современных демографических условиях // Вестник Чувашского университета. - 2008. - № 4.

17. Лебедев В.В. Основы управления учреждениями дополнительного образования // Управление социальным и экономическим развитием: инновационный и стратегический подходы: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Гатчина: Изд-во ГИ ЭФПТ, 2010. -С. 53-58.

18. Либман А. Модели корпоративной интеграции: региональные особенности // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - № 5. - С. 47-53.

19. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Вильямс, 2008.

20. Михеева Н.Н. Региональные пропорции экономического

роста в России // Регион: экономика и социология. - 2008. - № 2. -С. 225-243.

21. Петров А.Н., Подшибякина Е.Н., Кураков А.Л. Региональная система образования: социально-экономическое управление. -М.: Вуз и школа, 2004.

22. Российский статистический ежегодник. 2010: стат. сб. / Росстат. - М.: 2010

23. Руденко А.А. Проблемы и предпосылки реализации системы стратегического управления материальными ресурсами предприятий. - Самара: Самарская гуманитарная акад., 2007.

24. Стратегические приоритеты регионального развития: от теории к принципам формирования единого социально-экономического пространства / под ред. В.В. Окрепилова; Ин-т проблем регионального развития экономики РАН. - СПб.: Наука, 2009.

25. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998

26. Bjokegren D. The Culture Business: Management Strategies for the Arts-related Business. - L.: Routledge, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.