Научная статья на тему 'Совершенствование управления профессиональным образованием: Международный опыт'

Совершенствование управления профессиональным образованием: Международный опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления профессиональным образованием: Международный опыт»

АЛ. КУРАКОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

Совершенствование системы управления учреждениями профессионального образования является важнейшим направлением модернизации системы профессионального образования. Это связано с вхождением России в европейское образовательное пространство. Поэтому целесообразно проанализировать и учесть международный опыт управления профессиональным образованием.

Россия в вопросе совершенствования профессионального образования пошла по европейскому пути и в 2003 г. вошла в систему так называемого болонского процесса. Ее суть состоит в формировании единой общеевропейской системы высшего образования. В рамках болонского процесса было проведено несколько десятков различных конференций, рабочих совещаний.

Модернизация системы профессионального образования европейского сообщества в настоящее время проводится по 5 основным направлениям:

1) создание единого механизма получения высшего профессионального образования, что предполагает внедрение двухступенчатой системы обучения. Первая ступень - получение первой академической степени - бакалавриат (3-4 года обучения) и вторая - магистратура (1-2 года);

2) повышение качества высшего образования путем учреждения аккредитационных независимых агентств, целью которых будет оценка качества получаемых знаний;

3) введение единой системы учета трудоемкости учебной работы, предполагающей внедрение во всех европейских национальных системах образования системы учета трудоемкости учебной работы в условных зачетных единицах трудоемкости;

4) расширение мобильности учащихся, предполагающее признание иностранных документов об образовании;

5) обеспечение трудоустройства выпускников, предполагающее повышение востребованности специалистов, подготавливаемых учреждениями профессионального образования на территории всех стран Болонского процесса [4].

В настоящее время стратегическими направлениями реформирования системы профессионального образования практически во всех развитых государствах мира являются: четкое разграничение на законодательном уровне функций и ответственности между разноуровневыми органами управления профессиональным образованием; расширение автономности учреждений профессионального образования; разработка и внедрение новых государственных образовательных стандартов системы профессионального образования; интеграция начального профессионального образования с полным средним, а среднего профессионального образования - с высшим образованием.

Практически во всех европейских странах введена многоуровневая система высшего профессионального образования, включающая бакалавриат со сроком обучения 3-4 года, магистратуру со сроком обучения 1-2 года и докторантуру со сроком обучения 2-3 года.

Опыт внедрения системы многоканальной системы финансирования профессионального образования с привлечением негосударственных источников финансирования и расширения участия представителей крупного и среднего бизнеса в материальной поддержке системы профессионального образования, использование системы адресного финансирования учащихся школ и студентов учреждений профессионального образования показали свою эффективность и достаточно хорошо развиты в таких странах, как Австралия, Франция, Италия, США, Япония, Канада.

Система финансирования профессионального образования в США является наиболее эффективной и многосторонней. Учреждения высшего профессионального образования финансируются из федерального бюджета, бюджетов штата, местных бюджетов, за счет студентов (плата за обучение), частных лиц ( пожертвования). Таким образом, учреждения высшего профессионального образования США на 22% финансируются за счет средств федерального бюджета, на 36% - за счет бюджетов штата, 19% - за счет платы за обучение (таблица), что говорит о ведущей роли в финансировании государственных вузов бюджета штата. Причем из федерального бюджета в основном финансируется помощь студентам или целевые программы отдельных исследовательских университетов, а за развитие государственного сектора высшего профессионального образования несут ответственность штаты. За счет федерального бюджета финансируется около 60% различного рода заданий федеральных учреждений государственным университетам и колледжам.

Распределение доходов вузов в США по источникам финансирования в 2004 году, % [2, с. 10]

Федеральный бюджет Бюджет штата Местный бюджет Плата за обучение Коммерческая деятельность Иные источники

22 36 4 19 11 8

Американская система образовательных кредитов включает студенческие займы, которые предоставляются частными кредитные организациями под очень низкие проценты и возврат которых обеспечивается федеральным правительством, родительские и частные заемы. Студенты могут заимствовать до 2625 долл. на первом курсе, до 3500 на втором курсе и до 5500 - на каждом последующем. Более 6% студентов получают государственные гранты, позволяющие частично или полностью покрывать плату за образование.

Финансирование учреждений высшего профессионального образования в Великобритании осуществляется Советами финансирования университетов. Причем в их состав входят представители не только вузов, но и крупной про-

мышленности. Исследовательские работы финансируются так называемыми исследовательскими советами, что образует систему двойной поддержки. В последнее десятилетие в Великобритании проводятся мероприятия по сокращению государственного финансирования системы высшего профессионального образования, привлечению средств из коммерческих источников. Особое внимание уделяется также стимулированию более тесного взаимодействия учреждений высшего профессионального образования с рынком труда, а также повышению роли контрактного обучения по конкретным направлениям подготовки за счет привлечения финансовых средств заинтересованных промышленных, торговых и финансовых организаций. Активно поддерживается государством совместное участие учреждений высшего профессионального образования в создании научных парков и технологических центров, а университетам предоставляется право выхода на рынок с результатами исследовательской деятельности.

Система управления образованием Китая в настоящее время развивается в двух направлениях: развитие школьного образования в сельской местности и создание университетов мирового уровня. Современная система высшего профессионального образования Китая является платной, и каждый студент платит за обучение примерно 600 долл. США. Большинство китайских семей в состоянии оплатить обучение в учреждениях высшего профессионального образования. Нуждающиеся же семьи получают от правительства страны различные субсидии, вузы освобождают их частично или полностью от платы за обучение, и в настоящее время в вузах Китая примерно одна пятая часть всех обучающихся студентов приходится на студентов из малообеспеченных семей. Широко применяется система поддержки отличников, а также система трудоустройства студентов в свободное от учебы время. Внедрение системы образовательных кредитов в Китае позволило повысить доступность высшего профессионального образования. Так, если в 1992-2002 гг. ими воспользовались около 400 тыс. студентов, то в настоящее время - уже около 1 млн человек.

Японское правительство ежегодно выделяет на систему образования около 8% расходов государственного бюджета. За счет государственного бюджета оплачиваются расходы на учебники и половина бюджета расходов на заработную плату. Остальные же расходы покрываются за счет бюджета префектур, которые также частично покрывают расходы на ремонт и оснащение школ. До 60-70% доходов государственных вузов обеспечивается правительственным бюджетом, причем объем государственных субсидий зависит от количества студентов. В настоящее время, как и во всех других развитых странах, в Японии идет процесс трансформации государственных учреждений высшего профессионального образования в независимые административные корпорации, нацеленные на зарабатывание возрастающей доли собственных доходов и максимально эффективное использование университетских бюджетов. Примечательно, что как таковая финансовая поддержка студентов в Японии отсутствует, и расходы на получение высшего профессионального образования в значительной мере перенесены на население.

Практически все страны Европейского Союза, Республика Корея, Япония активно используют концепцию «Обучение в течение всей жизни», включающую различные формы обучения безработных граждан, лиц с ограниченными физическими возможностями. В таких странах, как Германия, Франция, Швеция, реализуются правительственные программы, предусматривающие целевое инвестирование в непрерывное профессиональное образование.

Важнейшим элементом в управлении профессиональным образованием является профильное обучение в школах на последнем этапе обучения. В настоящее время в российских общеобразовательных школах обучение осуществляется практически по единым учебным планам и программам. Однако в большинстве развитых стран заключительный этап обучения в школах, т.е. на котором происходит завершение среднего образования, является профильным. При приеме в учреждения высшего профессионального образования выпускники школ, получившие профильное среднее образование, имеют приоритет перед другими абитуриентами.

Начальное и среднее профессиональное образование в большинстве развитых стран имеет различные организационно-правовые формы, но их можно объединить в две большие группы: обучение в рамках существующей системы образования и подготовка в рамках системы непрерывного образования. В первом случае особо следует выделить специализированные виды подготовки в рамках начального и среднего профессионального образования, например, подготовка в области сельского хозяйства, мореходства, когда эти виды обучения находятся в ведении соответствующих министерств или ведомств. Во втором случае, обучение в рамках непрерывного образования, основными организационно-правовыми формами получения начального и среднего профессионального образования являются разнообразные профессиональные курсы и центры ученичества, функционирующие непосредственно на предприятиях, как самостоятельные центры профессиональной подготовки [2, с. 29].

Финансирование системы начального и среднего профессионального образования в первом случае осуществляется в обычном порядке наравне с обычными общеобразовательными программами. Также широко применяются различные формы привлечения сторонних средств, причем, прежде всего, от заинтересованных предприятий и сфер бизнеса. Обычно данная форма финансирования осуществляется в рамках многосторонних контрактов между образовательными учреждениями, предприятиями и местными органами власти. Во втором случае степень государственного участия в финансировании образовательных программ зависит от того, в какой мере образовательные программы имеют официально признанный статус и какое бюджетное финансирование предусмотрено для их реализации.

Управление учреждениями начального и среднего профессионального образования во всех развитых странах осуществляется в соответствии с национальными правовыми нормами, однако характерной особенностью является привлечение к различным аспектам планирования и управления деятельностью учреждений начального и среднего профессионального образования представителей заинтересованных профессиональных кругов и бизнеса.

Важным элементом в управлении высшим профессиональным образованием, применяемым в таких развитых странах, как США, Великобритания, Канада, Япония, является интеграция системы профессионального образования в систему научных исследований и разработок. Интеграция высшего образования и науки позволяет сконцентрировать в системе образования высококвалифицированный кадровый персонал, материально-технические ресурсы, что позволяет не только проводить научные исследования на современном уровне, но и подготавливать кадры для всех отраслей экономики на современном уровне. Основной формой интеграции науки и образования является проведение профессиональными учебными заведениями научных исследований как по собственным программам, так и по заказам государственных и частных организаций. В США и Великобритании данная интеграция сосредоточена в научных лабораториях, центрах и институтах, где исследования проводятся как при участии, так и при контроле внешних организаций. В таких научных центрах проводят исследования магистранты и докторанты при выполнении диссертационных работ. Во Франции научные исследования проводятся в университетских лабораториях, которые являются ассоциированными подразделениями Национального центра научных исследований, что обеспечивает дополнительное гарантированное финансирование.

В национальных образовательных системах европейских стран большое внимание уделяется также вопросу повышения квалификации преподавательских кадров. Так, например, во Франции принят отдельный закон, регламентирующий вопрос повышения профессиональной подготовки преподавателей. В каждом учебном округе созданы университетские институты подготовки преподавательского состава, которые также участвуют в процессе непрерывного образования педагогических кадров.

Европейские и американские государства уделяют большое внимание вопросу повышения качества высшего профессионального образования. Он становится все более важным в процессе интернационализации профессионального образования и мобильности трудовых ресурсов. Крупнейшей организацией в области контроля качества профессионального образования является Европейская сеть гарантии качества высшего образования, членами которой являются практически все члены-государства Европейского Союза. Ассоциация европейских университетов также является ведущей организацией по мониторингу качества образования, однако в отличие от других организаций для аккредитации университетов она привлекает экспертов из зарубежных стран, которые готовят отчеты и доклады о проведенной проверке. Данная организация тесно взаимодействует с американскими агентствами по аккредитации, что решает сложнейшую задачу взаимного признания аккредитации европейских и американских университетов.

В странах Европейского Союза большое внимание уделяется проблеме повышения качества послевузовского образования и подготовки исследовательских кадров. В настоящее время в системе подготовки докторов в европейских странах отмечаются следующие проблемы: превышение сроков выхода соискателей на защиту и большая доля их выбывания без защиты дис-

сертации; сложности с трудоустройством новых обладателей докторских квалификаций. В связи с этим ведется активная работа по созданию единого института докторантуры для стран Европейского Союза, предполагающая совершенствование научного руководства, обеспечение более четкого распределения обязанностей между сторонами (соискателями, научными руководителями и институтами).

Ярким примером применения данного механизма подготовки докторов являются Великобритания и Голландия. Каждый соискатель в данных странах заключает индивидуальный контракт, фиксирующий все условия подготовки. Рост спроса на докторскую подготовку вызывает дополнительные трудности ее финансирования. В связи с этим в некоторых странах нашли эффективный механизм решения данной проблемы: соискатели привлекаются к исследовательской и образовательной деятельности университетов по временным контрактам, а также расширяется практика совмещения обучения с трудовой деятельностью на условиях полной или частичной занятости [2, с. 54].

Проблема трудоустройства ученых наиболее эффективно решается в США и Японии, где трудоустройство ученых не ограничивается только университетскими кафедрами и лабораториями, а есть возможность трудоустройства в частных компаниях: 83% американских и 65% японских исследователей заняты в частном бизнесе, а в Европейском Союзе - не более 50%. В США распространен также переход специалистов из частных компаний в университеты. В результате мобильности научных кадров повысилась эффективность американских исследований. Однако в таких странах, как Великобритания и Голландия, также предоставляют научным кадрам широкие возможности для занятия в различных секторах экономики, так как в подготовке исследователей все больше внимания уделяется вопросу сотрудничества с промышленностью и бизнесом.

Практически во всех развитых странах в настоящее время идет процесс децентрализации системы управления образованием. В Японии к компетенции центрального органа управления образованием относится лишь создание условий для реализации задач, стоящих перед образованием, т.е. административные органы не имеют права контроля над образованием, а дают лишь рекомендации. Непосредственным управлением системой образования занимаются органы местной власти. В США имеется похожая форма управления системой образования, и в настоящее время управление всеми ступенями образования находится в компетенции штатов и органов местного самоуправления. Федеральные органы управления образованием США решают вопросы финансирования системы образования и разработки национальных образовательных стандартов. Во Франции пока наблюдается высокая степень централизации управления образованием. Однако с 1982 г. после принятия соответствующего решения идет процесс постепенной децентрализации, который предусматривает перераспределение полномочий по управлению в пользу органов местного самоуправления.

За рубежом широко применяются формы общественного участия в управлении системой образования. В Германии, в частности, общественное участие в управлении образованием осуществляется через различные фонды. В Китае за

последние несколько лет создано много общественных организаций, которые принимают активное участие в поддержке и развитии образования. Они осуществляют сотрудничество между вузами и средними специальными учебными заведениями, в том числе в проведении учебной и научно-исследовательской деятельности.

Важнейшей тенденцией, влияющей на всю систему управления профессиональным образованием, является небывалый рост рынка экспорта и импорта образовательных услуг. Международное образование является одним из наиболее динамично развивающихся экспортных секторов, объем которого оценивается в 1,5 трлн долл. По прогнозам экспертов экспорт образования станет в ближайшем будущем одной из самых прибыльных отраслей экономики. В связи с этим большинство развитых стран мира на законодательном уровне проводит активную образовательную политику по расширению экспорта образовательных услуг. Наиболее успешными в данной области по-прежнему остаются США, где в вузах обучаются 586 тыс. иностранных студентов.

Рассмотрев опыт и основные направления развития управления системой образования ведущих стран мира, следует остановиться и на основных направлениях развития отечественной системы профессионального образования. Несколько лет назад в российской системе образования начались коренные преобразования, направленные на повышение качества и авторитета российского образования. Модернизация системы профессионального образования является важнейшим национальным проектом. Равенство доступа к профессиональному образованию - одно из стратегических направлений совершенствования системы профессионального образования. В связи с этим предполагается ввести систему целевой адресной социальной поддержки студентов из малообеспеченных семей, инвалидов, сирот, установить адресный порядок выплаты социальных стипендий из государственных средств учащимся и студентам учреждений профессионального образования всех уровней в размере прожиточного минимума [3].

Следующим направлением модернизации профессионального образования является развитие системы непрерывного образования, соответствующего потребностям страны и тенденциям мирового рынка труда. В связи с этим предполагается создать (как на федеральном, так и на региональном уровнях) систему прогнозирования и мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различных специальностей и квалификации; разработать законодательную базу для организации социального партнерства государства, бизнеса и профессионального образования, предполагающего всестороннее взаимодействие работодателей в инновационном развитии профессионального образования; стимулировать с учетом мирового опыта соучредительство и многоканальное финансирование учреждений профессионального образования, а также развитие механизмов привлечения внебюджетных средств и создание инвестиционной привлекательности системы профессионального образования.

Оптимизация высшего образования, а также его интеграция с наукой и инновационно-ориентированным производством также является приоритет-

ным направлением реформирования системы профессионального образования, реализация которого позволит повысить конкурентоспособность российского профессионального образования в мировом образовательном пространстве, а также повысить государственную значимость экспорта образовательных услуг [1, с. 33]. В этой связи предполагается в 2006-2007 гг. провести масштабную переаккредитацию учреждений профессионального образования, а также перейти на многоуровневую систему высшего образования, включающую бакалавриат, специалитет и магистратуру; стимулировать процесс интеграции вузовского, академического, отраслевого секторов науки с образованием, а также поддержку фундаментальных и прикладных научных исследований.

В настоящее время российские учреждения профессионального образования постепенно активизируют свою деятельность по вхождению в мировое образовательное пространство и сотрудничеству с ведущими научными и образовательными центрами США, Европейского Союза. С 2003 г. Россия присоединилась к Болонской декларации, что и обусловливает текущие тенденции в модернизации профессионального образования, направленные на удовлетворение требованиям болонского процесса. Процесс интеграции Российской экономики в мировое пространство, возможное вхождение в ВТО требуют от органов управления системой образования реализации мероприятий по повышению качества и конкурентоспособности российского профессионального образования в международном образовательном пространстве, стимулированию роста экспорта образовательных услуг. Успешный опыт зарубежных государств в этой области должен быть учтен при реформировании национальной образовательной системы.

Литература

1. Доклад о развитии образования в Российской Федерации. М.: Изд-во МГУП, 2006. С. 33.

2. Образовательная политика зарубежных стран. М.: Изд-во МГУП, 2006. С. 10.

3. Состояние российского образования. М.: Изд-во МГУП, 2006. С. 3.

4. Шевченко Е.В. Болонский процесс и российская система высшего образования // Интеграция образования. 2002. №2/3. С. 38.

КУРАКОВ АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ родился в 1982 г. Окончил Чувашский государственный университет. Кандидат экономичесих наук, старший научный сотрудник Чувашского университета. Автор более 80 научных трудов, в том числе 6 монографий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.