Научная статья на тему 'Образовательный потенциал Республики Татарстан: Актуальные проблемы и пути развития'

Образовательный потенциал Республики Татарстан: Актуальные проблемы и пути развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
598
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / НАЧАЛЬНОЕ / СРЕДНЕЕ / ВЫСШЕЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / EDUCATION / PRIMARY / SECONDARY / HIGHER / VOCATIONAL / EDUCATIONAL CLUSTERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафина В. Ф.

Статья посвящена образовательному потенциалу Республики Татарстан, анализу системы профессионального образования и путям ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational potentials in the Republic Tatarstan: Urgent Problems and Paths of Development

In the article author describes the educational potentials of the Republic of Tatarstan, she analyses the system of vocational education and the main paths of its development.

Текст научной работы на тему «Образовательный потенциал Республики Татарстан: Актуальные проблемы и пути развития»

современные тенденции развития профессионального образования

УДК/UDC: 377.378(470.41)

В. ф. Сафина, кандидат химических наук, ведущий советник отдела координации и развития научных исследований министерства образования и науки Республики Татарстан

Venera Safina, PhD in Chemistry, senior Counselor in the department of Coordination and development of scientific Research of the Ministry of Education and science of the Republic of Tatarstan

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ EDUCATIONAL POTENTIALS IN THE REPUBLIC TATARSTAN: URGENT PROBLEMS AND PATHS OF DEVELOPMENT

*Исследование выполнено при финансовой поддержке РГнФ в рамках научно-исследовательского проекта РГнФ («Ретроспектива развития триады «наука-образование-производство» в конце ХХ в. и начале ХХI в. в Республике Татарстан»), проект09-01-29110 а/в»

* the research was realized with financial support of Russian Humanitarian scientific Fund in the framework of scientific research RHsf project (Retrospective Review of triad «science-Education-Industrial Production» in the End of ХХ and the Beginning of ХХI c. at the Republic of Tatarstan «), project 09-01-29110 а/в»

Статья посвящена образовательному потенциалу Республики Татарстан, анализу системы профессионального образования и путям ее развития.

In the article author describes the educational potentials of the Republic of Tatarstan, she analyses the system of vocational education and the main paths of its development.

Ключевые слова: образование, начальное, среднее, высшее, профессиональное, образовательный кластер.

Keywords: education, primary, secondary, higher, vocational, educational clusters.

Инновационный путь социально-экономического развития, обозначенный в Концепции долгосрочного развития России до 2020 года, предполагает опережающую модернизацию образования как локомотива системных изменений в экономике и обществе. Речь идет, прежде всего, о профессиональном образовании. Актуальность данного вопроса настолько высока, что наша республика в последнее время напоминает площадку, на которой широко заинтересованно обсуждаются проблемы, связанные с профессиональным образованием. Участниками этого процесса являются Правительство, бизнес-сообщество, работники профобразования, ученые, представители средств массовой информации и общественности.

Республика Татарстан обладает разветвленной системой профессионального образования, включающей все ее уровни:

• начальное профессиональное образование осуществляется в 77 училищах, лицеях и колледжах, с общим числом обучающихся около 18 тысяч человек;

• среднее профессиональное образование реализуется в 89 техникумах и колледжах, где обучается около 52 тысяч человек. Кроме этого, программы начального и среднего профессионального образования реализуются и в ведущих университетах и вузах республики.

• высшее профессиональное образование республики представлено 37 вузами, из них - 22 государственными, в том числе Академией государственной и муниципальной службы при Президенте Республики Татарстан, 14 негосударственными образовательными учреждениями и одним образовательным учреждением высшего профессионального образования, находящегося в ведении Министерства обороны Российской Федерации и 58 филиалами вузов.

Широко практикуются кафедры (или их филиалы) на наукоемких предприятиях всех отраслей производств, которые зачастую возглавляются ведущими специалистами производства с учеными степенями и званиями. Например, министерство образования и науки Республики Татарстан возглавляет член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан, доктор физико-математических наук, профессор, ученый, читающий лекции в зарубежных научно-образовательных центрах.

В 2008/2009 учебном году в высших учебных заведениях Республики Татарстан обучалось 201,8 тысяч студентов, из которых 150 тыс. человек - студенты государственных и муниципальных вузов, 51,1 тыс. человек - студенты негосударственных вузов.

Прогресс образования в республике имеет, более чем двухвековую историю, конкретно, Казанский императорский университет был основан в 1804 году, как центр просвещения, науки и образования, форпост культурного и научного освоения восточных регионов страны. Он и сегодня оказывает определяющее значение в научной, общественной жизни Поволжского региона. Казанский государственный университет - классическое высшее учебное заведение, ведущее важные научные исследования и образовательную деятельность. Эта историческая функция университета способствует осмыслению, накоплению, сохранению и приумножению фундаментальных знаний, достижений интеллектуальной культуры и распространению их в обществе и практике. История КГУ - это история большого, динамического и весьма насыщенного по своему

содержанию периода российской науки и образования. В процессе двухвекового развития Казанского университета сложились традиции в науке и образовании, которые сохраняют свое значение и для нашего времени.

В аспирантуре и докторантуре в вузах и научных организациях республики ежегодно обучаются около 4 тысяч аспирантов и работают более ста докторантов.

Анализ, проведенный министерством образования и науки Республики Татарстан показал, что за последние годы в нашей системе профессионального образования сложился дисбаланс по:

- уровням профессионального образования: в ущерб начальному и среднему профессиональному образованию, в системе доминирует уровень высшего образования;

- образовательным программам: выпуск специалистов по социально-гуманитарным направлениям в республике значительно превышает выпуск по инженерно-техническим специальностям. В структуре набора даже технических вузов и техникумов до четверти студентов обучаются по гуманитарным и экономическим специальностям. А негосударственные вузы практически полностью ведут подготовку по программам экономического и гуманитарного профиля;

- формам обучения: количество специалистов, выпускаемых по заочной и вечерней формам обучения, сравнялось с количеством специалистов, выпускаемых по очной форме.

Существующая структура и качество профессионального образования недостаточно соответствует как общим задачам социального и экономического развития Республики Татарстан, так и, тем более, инновационного развития региона. Отметим, что такая ситуация характерна для страны в целом.

«Наша страна уже два десятилетия живет в условиях новой общественной формации. Все уклады в экономике изменились, мир стал открытым, и Россия стремится к цивилизованному сообществу. За это время два молодых поколения россиян прошли через общеобразовательные школы. Однако видимых изменений в методах обучения и воспитания детей не произошло. Мы теряем время, откладывая на завтра задачи по обеспечению нашей молодежи качественными знаниями, чтобы она стала конкурентоспособной в мире и была хорошо подготовленной к нынешним реалиям», - такое мнение высказал Президент Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев на встрече 11 августа 2009 года с директором Всемирного банка по России Клаусом Роландом.

Татарстан находится в центре реформ образования, которые происходят в России. Одним из ключевых показателей системы образования является объем финансирования на одного обучающегося. За последние три года в республике этот показатель возрос в два раза. Количественные показатели образования Республики Татарстан имеют положительную динамику. Укрепление материально-технической базы, в частности компьютеризации школ, существенно опережает темпы роста качества образования. Возникли опасения, что подготовка, которую получают выпускники, не соответствует вызовам ХХ1 века и задачам социально-экономического развития республики. Качество системы образования не может быть выше уровня работающих в ней преподавателей. Учитель - ключевой фактор в образовании. И умение привлечь к учительской профессии подходящие кадры является решающим усло-

вием повышения качества образования. Роль хорошего педагога в системе образования больше, чем сумма всех остальных факторов вместе взятых.

Поэтому по инициативе Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева в республике приступили к разработке Комплексной государственной программы развития образования Республики Татарстан на 2010-2015 годы, включающую следующие подпрограммы: программа развития дошкольного, общего, школьного и профессионального образования. М.Ш. Шаймиевым 20.05.2009 г. подписано Распоряжение № 119 по созданию комиссии по разработке и реализации программы (далее - Комиссия). В состав Комиссии вошли 36 человек, включающие представителей органов законодательной, исполнительной власти Республики Татарстан и Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководителей ведущих научных учреждений, исследовательских центров, учреждений образования, предприятий Республики Татарстан и средств массовой информации. Возглавляет Комиссию Президент РТ М.Ш.Шаймиев.

В июле 2009 года состоялось заседание Комиссии, где был заслушан и одобрен доклад министра образования и науки Республики Татарстан А.Х. Гильмутдинова о начале работ по разработке Комплексной государственной программы развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы. Сформированы также рабочие и экспертные группы по разработке и научному сопровождению программы. К разработке программы привлечены ведущие научные учреждения, вузы, исследовательские центры республики.

Приоритетными направлениями развития образования в Республике Татарстан определены:

• формировании региональной модели развития системы образования;

• обеспечение конкурентоспособности региональной системы образования на международном и общероссийском уровне;

• поддержка детей особых категорий и социальных групп;

• оптимизация сети образовательных учреждений;

• формирование системы непрерывного профессионального обучения, опережающей полипрофессиональной подготовки;

• развитие системы менеджмента качества образования в республике;

• формирование эффективной системы непрерывной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

• развитие мобильности процесса образования и мобильности профессиональных кадров;

• формирование дистанционного обучения на базе ин-фокоммуникационных технологий.

Программа разрабатывается с целью развития системы образования РТ, как двигателя системных изменений в экономике и обществе, ведущих к повышению конкурентоспособности и ее жителей.

"Система образования уже не может оставаться такой, какой она была. "Мы созрели для новой программы реформирования образования", - заявил на республиканском августовском совещании (2009 года) работников образования и науки «Система образования Республики Татарстан: состояние, проблемы и перспективы развития», Президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев. По его

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

словам, вопрос совершенствования системы образования в республике занимает умы многих руководителей государств, поскольку «она не поспевает за развитием мировых событий и экономик». Поэтому соответствующая республиканская программа вошла в число приоритетов всех ветвей и уровней власти в Татарстане.

Главная задача для системы образования - подготовка конкурентоспособных специалистов и делается все возможное, чтобы профессия учителя стала престижной и хорошо оплачиваемой.

Одним из направлений разрабатываемой программы является интеграция лучших составляющих высшего, среднего и начального профессионального образования через создание образовательных кластеров. Они формируются на базе вузов республики по отраслевому и региональному принципу, когда в его состав включаются профильные техникумы и училища, максимально представляющие экономические зоны республики. Заказ на подготовку кадров, в этом случае, осуществляется через отраслевое министерство, закрепленное за каждым кластером.

Образовательные кластеры являются одним из стержневых элементов в кластерной системе развития реальной экономики в республике.

Основными задачами образовательного Кластера, являются:

• оптимизация объема и структуры подготовки и повышения квалификации кадров на основе создания единой, научно обоснованной системы кадрового аудита, мониторинга республиканского рынка труда, прогнозирования перспективных потребностей кадрового и научно-технического обеспечения отрасли;

• кардинальное усиление качества подготовки кадров путем создания единой, научно обоснованной и практикоориентированной системы непрерывного профессионального образования, совершенствования ее кадрового потенциала, модернизации материально-технической базы, внедрения новейших технологий профессионального образования;

• оптимизация сроков подготовки и повышения квалификации кадров системы образования путем разработки и реализации сквозных двухуровневых образовательных программ профессионального образования, новых интенсивных технологий повышения профессиональной квалификации.

В республике по отраслевой принадлежности создано

14 образовательных кластеров. На сегодняшний день определены формы взаимодействия учреждений профессионального образования в рамках каждого кластера.

Интеграция образовательных учреждений способствует комплексному решению задач преемственности программ разного уровня, более полному и эффективному использованию материально-технической базы, преподавательских кадров и финансовых ресурсов. В результате мы получим сокращение сроков освоения программ начального и среднего профессионального образования с одновременным повышением качества.

Особо следует остановиться на степени интеграции профессиональных учреждений различного уровня. На наш взгляд, даже в рамках одного кластера, она может быть различной: от ассоциативного взаимодействия до полного слияния с передачей имущественного комплекса училища или техникума вузу в безвозмездное пользова-

ние. Степень интеграции определяется конкретными обстоятельствами, в которых находится то или иное учебное заведение (состояние материально-технической базы, возможность формировать самостоятельно контингент учащихся, позиция бизнес-партнеров и т.д.).

В случае полного поглощения вузом учреждений начального или среднего профессионального образования появляется легальная возможность вкладывать ресурсы высшей школы в развитие училища или техникума. Студент вуза в процессе обучения сможет приобрести рабочую профессию, что в некоторых случаях является обязательным или желательным требованием со стороны работодателей. «Бренд» вуза будет способствовать привлечению учащихся в учреждения НПО и СПО. Кроме того, такая степень интеграции может оказаться спасительной для ряда техникумов в условиях перехода высшего образования на двухуровневую систему «бакалавр-магистр», связанного с подписанием Российской Федерацией Болонского соглашения.

Практика показывает, что без тесного взаимодействия с предприятиями по формированию контрольных цифр приема, по организации эффективной производственной практики, совершенствованию материально-технической базы и качества подготовки, трудоустройству и закреплению выпускников система работает неэффективно.

Одним из положительных примеров кадрового обеспечения в рамках кластерного подхода является организация опережающей целевой контрактной подготовки специалистов для строящегося Нижнекамского комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов. Потребность комплекса на ближайшие три года оценивается в

15 тысяч специалистов с высшим, средним и начальным профессиональным образованием. Целевая программа, принятая Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан, позволяет точно согласовать процесс подготовки и выпуска специалистов с графиком строительства и ввода в эксплуатацию производственных мощностей комплекса. В настоящее время аналогичные программы разрабатываются совместно с другими бизнес-партнерами.

Сегодня в рамках Соглашений о государственно-корпоративном заказе на подготовку кадров работают более 400 предприятий республики и 80% учреждений НПО и СПО.

Еще одним важным направлением модернизации профессионального образования республики является предоставление большей самостоятельности образовательным учреждениям. Так 51 из 117 учреждений начального и среднего профессионального образования, находящихся на республиканском бюджете, получили статус автономных.

Наш опыт показал, что и в выборе стратегии развития и в оперативной работе это дает им существенные преимущества по сравнению с бюджетными организациями, которые заключаются в больших возможностях по управлению имуществом и финансовыми ресурсами, в выборе эффективных форм оплаты труда своим работникам.

Важным итогом проводимой в республике работы стали результаты участия учреждений профессионального образования республики в конкурсе на получение грантов в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В 2007 и 2008 гг. 11 учреждений начального и среднего профессионального образования получили из

федерального бюджета государственную поддержку на реализацию инновационных образовательных программ. По результативности участия в конкурсе в 2008 году Татарстан - абсолютный победитель.

В 2009 году еще 8 учреждений начального и среднего профессионального образования республики получали государственную поддержку. Это позволяет дополнительно инвестировать в их развитие свыше полумиллиарда рублей.

В числе 57 инновационных вузов страны, получивших государственную поддержку, - Казанский государственный технический университет (КАИ) им. А.Н.Туполева. Таким образом, по итогам конкурсных отборов среди победителей представлены учреждения всех уровней профессионального образования машиностроительного научнообразовательного кластера. Это обеспечивает новое качество подготовки высококвалифицированных кадров для одной из приоритетных отраслей экономики Татарстана - машиностроения.

Новые технологии, естественно, требуют подготовки новых специалистов. Кому, как не молодежи, одаренной научной молодежи, возложить ответственную задачу освоения новых технологий! Потому что одаренные это тот локомотив, который поведет остальных, это тот потенциал, из которого сформируется и научная, и творческая, и политическая элита и республики.

Вопросу выявления и поддержки талантливой молодежи в республике уделяется значительное внимание как со стороны вузов, так и руководства республики. В вузах сегодня функционируют малые академии, малые университеты, различные школы для талантливой молодежи.

В Республике Татарстан действует программа поддержки талантливой молодежи, которая реализуется в рамках Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.01.2006г. №19 «Об учреждении грантов Правительства Республики Татарстан на подготовку и переподготовку кадров Республики Татарстан в российских и зарубежных образовательных и научных центрах». Студенты, преподаватели вузов республики, специалисты министерств и ведомств ежегодно направляются в ведущие российские и зарубежные образовательные и научные центры. Это первая региональная программа подобного рода в Российской Федерации. Ежегодно на ее реализацию из бюджета республики выделяется более 100 млн. рублей. Студенты, преподаватели вузов, специалисты министерств и ведомств ежегодно направляются в ведущие российские и зарубежные образовательные и научные центры.

За 3 года реализации программы более 1500 человек по всем категориям грантополучателей было направлено на обучение/стажировку в ведущие образовательные центры мира. Программа приобрела свой собственный имидж, сайт, появились новые категории грантополучате-лей - учителя английского языка общеобразовательных учреждений, проектные группы по перспективным направлениям и специалисты в области физкультуры и спорта. Кроме того, у программы появилась даже своя собственная подпрограмма для магистрантов «Николай Лобачевский», реализуемая совместно с Германской службой академических обменов на условиях паритетного софинанси-рования. Создана Ассоциация выпускников грантовой программы «Алгарыш», деятельность которой, в первую очередь, направлена на объединение талантливых людей с

лидерским потенциалом, их саморазвитие и самореализацию с целью дальнейшего профессионального роста на благо республики.

Ежегодно грантополучатели отправляются на обучение и стажировки в ведущие российские и зарубежные образовательные и научные центры США, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Китая.

Более 600 талантливых студентов и аспирантов направлены на обучение за рубеж, свыше 50-ти из них продлили финансирование по гранту и получили возможность продолжить обучение в зарубежных и российских вузах до получения диплома магистра и докторанта.

Грантополучатели проходят стажировку по перспективным для республики направлениям - инновационный менеджмент, компьютерные технологии, био-нано-технологии, здравоохранение, строительство, архитектура, сельское хозяйство, культура и др.

Выпускники грантовой программы Республики Татарстан в будущем составят основу интеллектуального и творческого потенциала нации. Академическая мобильность дает грантополучателям возможность получить разностороннее «европейское» образование по выбранному направлению подготовки, обеспечить им доступ в признанные центры ведущих научных школ, расширить познания во всех областях европейской культуры.

Наряду с государственной поддержкой в республике более десяти лет плодотворно действует общественная организация «Сэлэт» (под руководством академика Академии наук Республики Татарстан Д.Ш.Сулейманова), уникальный педагогический комплекс социально-психологической адаптации одаренных детей. Социально-педагогический комплекс «Сэлэт» сегодня выступает и как учреждение дополнительного образования, и как система выявления, отбора, поддержки, развития и сопровождения одаренных школьников и студентов, и как технология формирования социальных и интеллектуальных лидеров и накопления интеллектуального потенциала РТ и РФ.

Татарстан безусловно может претендовать на место инновационной столицы России. Здесь - мощные научные академические центры, традиционно-классические научные школы. За последние годы создан разветвленный комплекс элементов инновационной инфраструктуры -технопарки, технополисы, инвестиционно-венчурные фонды. Очень важно то, что основные научные разработки делаются в университетах, а большая часть академиков и член-корреспондентов Академии наук Татарстана и Казанского центра РАН являются представителями различных вузов, осуществляя в их стенах прямой контакт с научной учащейся молодежью. Но эта практика идет и дальше. На территории республики создается сеть малых академий, обеспечивающих привлечение к науке школьников. Интерес к ним - колоссальный. Так, например, в Заинске в эту академию съезжаются ребята с огромной сельской территории. Увидеть и послушать «живого» профессора, член-корреспондента, академика для них - огромное счастье. Эффект - не ниже посещения большого политехнического музея с точки зрения приобщения к науке, творчеству. С другой стороны республика имеет инициативу создания системы университетов нового типа - федерального и исследовательских университетов, способных резко поднять планку научных исследований и научную основу образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.