РАЗДЕЛ X ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
УДК 37
Матвеева Светлана Ефимовна
Кандидат педагогических наук, начальник отдела среднего и начального профессионального образования Министерства образования и науки республики Татарстан, [email protected], Казань
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Matveyeva Svetlana Efimovna
Candidate ofpedagogy, chief of department for Primary and Secondary vocational training of the Tatarstan republic Ministry of Education and Science, [email protected], Kazan
THE MANAGEMENT OF INNOVATIVE EDUCATION IN INSTITUTIONS OF PROFESSIONAL EDUCATION IN REPUBLIC OF TATARSTAN
Формирование инновационного класса в России и в мире неразрывно связано с формированием инновационной социально-ориентированной экономики. Ведь именно эта цель поставлена в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года».
В результате экономического кризиса, быстрее и эффективнее, будет возможным поворот экономики на инновационные «рельсы». Мировая экономика может выйти из кризиса в другом качестве и с другим набором отраслей - двигателей экономического роста. Новое качество будущей России, степень привлекательности жизни в стране будет зависеть от того, сумеем ли мы добиться высокой инновационной активности в экономике, сформировать мотивацию к развитию инноваций.
Надо признать, что до сих пор основной движущей силой инновационного развития в России являлось государство и в нынешних условиях кризиса его роль тоже велика. Что же планируется сделать для сохранения инновационного импульса, поддержки отечественных наукоемких компаний и людей, связавших свою жизнь и карьеру с разработкой и реализацией инноваций?
Меры, направленные на поддержку инновационных компаний отражены в «Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год», которая в настоящий момент вынесена на широкое обсуждение, - и в мероприятиях по поддержке конкретных отраслей экономики,
и в макроэкономической политике, и в развитии малого бизнеса. Реализация таких мер потребует создания новых инструментов государственного стимулирования инноваций.
Прежде всего, стимулирование внутреннего спроса на инновации -эта тема чрезвычайно актуальна и важна для России.
Становление инновационного образования в учреждениях профессионального образования Республики Татарстан является важнейшей государственной задачей. Это обусловлено необходимостью перехода к более эффективной и мобильной социально-экономической системе жизнеустройства гражданского общества. Императив времени побуждает по-новому взглянуть на то, что мы называли человеческим капиталом.
Республика Татарстан обладает разветвленной системой профессионального образования, включающей все ее уровни:
- начальное профессиональное образование (НПО) осуществляется в 95 училищах, лицеях и колледжах, в которых реализуется 187 образовательных программ подготовки по рабочим специальностям. Общее число обучающихся в учреждениях НПО составляет 38836 человек.
- среднее профессиональное образование (СПО) реализуется в 81 техникумах и колледжах, осуществляющих подготовку по 132 специальностям; общее число обучающихся в учреждениях СПО составляет 56123 человек. Кроме этого, программы НПО и СПО реализуются также в некоторых вузах республики*.
- высшее профессиональное образование (ВПО) республики представлено 24 государственными и муниципальными вузами (включая 2 военных вуза), имеющих на территории РТ 14 филиалов; 14 негосударственными вузами, имеющими на территории РТ 15 филиалов. Кроме этого, программы высшего образования в республике реализуют 13 филиалов государственных и 14 филиалов негосударственных вузов, головные подразделения которых расположены за пределами Татарстана. На территории республики вузы также имеют более 90 представительств.
В 2007/2008 учебном году в высших учебных заведениях Республики Татарстан обучается 227,8 тыс. студентов, из которых 167 тыс. человек - студенты государственных и муниципальных вузов, 60,8 тыс. человек - студенты негосударственных вузов.
Кроме этого, в вузах и научно-исследовательских институтах республики обучается около 3,5 тыс. аспирантов и более 100 докторантов.
На рисунке 1 представлена временная динамика развития образовательной системы республики по уровням профессионального образования. Видно, что 10 лет назад объем выпуска по уровням образования осуществлялся в последовательности: НПО (более 22 тыс. чел.) - СПО (15 тыс. чел.) - ВПО (около 13 тыс. чел.). С 1999 года в вузах республики начинается взрывной рост выпуска с трехкратным увеличением к 2006 году, который
* Данные по учреждениям НПО и СПО - на 1.09.2007 г. В настоящее время в республике идет активный процесс реструктуризации сети учреждений НПО и СПО путем их слияния, перепрофилирования, преобразования в колледжи и т. д.
сопровождается одновременным спадом объема подготовки в учреждениях НПО и практически неизменным уровнем выпуска на уровне СПО. Таким образом, в настоящее время в общей структуре профобразования республики уровень ВПО явно доминирует, в более чем в 2 раза опережая более низкие уровни образования.
Выпуск по уровням образования в Республике Татарстан
3801 СІ
22221 —Ч
1510 V - 1773 9
1720 о-
1274 В
1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
-НПО
-спо
-впо
Рис. 1. Факт - резкое увеличение доли ВПО в общей структуре профессионального образования
Важнейшими индикаторами инновационного образования должны стать инновационность мышления педагога, инновационность мышления студента. Если инновационность мышления преподавателя - одна из главных задача нашего исследования - решается на учебных занятиях, то инновационность мышления студента - как индикатор качества инновационного образования - практически отсутствует в методическом обороте наших коллег.
Инновационное мышление у студента может возникнуть, если:
- студент является субъектом образования, активно мотивирован в обучении, реализует положения самоменеджмента, индивидуального самоуправления для достижения жизненных целей;
- обучение построить в пространстве знаний, упорядоченных по направлению развития качества предметной области.
Отсюда вытекает, что в инновационном образовании оба компонента знания должны быть структурированы по градиенту качества, отражать наилучшее направление развития предметной области. Необходимо заме-
тить, что в этих рассуждениях мы опираемся на качество в предметной области (например, для физика - это область машин, механизмов, технологий и т. п., для биолога - область растений, животного мира, самого человека и т. д.) и не затрагиваем качества профессионального образования в целом.
Активность в обучении, мотивированность студента должны быть подкреплены модульным представлением учебного материала. При традиционной технологии обучения, как правило, активным является преподаватель, при этом учебник выполняет вспомогательную роль. Если же активность студента в учебном процессе растет, то модуль должен содержать замкнутую дидактическую единицу и позволять студенту самостоятельно изучить новый учебный материал. Модель инновационного образования, предусматривающая обучение в изменяющемся когнитивном поле, предполагающая формирование у студента инновационного мышления, должна обеспечить «мягкое» преодоление пиковых нагрузок, которые привносит постиндустриальная, информационная цивилизация.
Сопоставление этих двух моделей образования показывает принципиальные недостатки нынешней практики обучения, которые состоят в следующем:
- студент только на выходе из вуза формирует свою модель жизни, свое Я в будущей профессии;
- у выпускника вуза складывается канонический, застывший образ его будущей профессии и постоянный (как ему кажется - наивысший) уровень профессионально значимых знаний;
- в сознании выпускника вуза отсутствует инновационное мышление.
Все это связано с тем, что инновационное мышление можно представить
как движение интеллекта по градиенту качества в какой-либо предметной (или объектной) среде, подобно тому, как в природе тепловой поток распространяется по градиенту температуры. Понятно, что описание градиента качества должно быть осуществлено на когнитивном языке предметной области.
Под градиентом качества здесь понимается самый короткий (наилучший) рост качества. Следовательно, инновационное мышление позволяет понять наилучшее направление развития предметной области.
Стратегия индикативного управления инновационным образованием в вузе нами разрабатывалась с учетом:
- геополитических, экономических и др. условий функционирования Республики Татарстан в составе Российской Федерации в контексте формирования общеевропейской системы образования: подписание Россией Болонской декларации означает признание нашей страной важности вхождения в мировое образовательное сообщество на основе общепринятых и объективно насущных принципов, предполагающих также и право на сохранение особенностей национальной системы образования и развитие фунда-
ментальных принципов построения справедливого, устойчивого и мирного сообщества в XXI в., провозглашенных в декларации «Хартия Земли»;
- осознания особой миссии национальной системы образования Республики Татарстан по сохранению и развитию языков народов республики, по возрождению и развитию национальных культур, по удовлетворению образовательных и духовных потребностей населения;
- необходимости повышения качества предоставляемых образовательных услуг при рациональном использовании ресурсов, имеющихся в распоряжении республиканской системы образования;
- понимания необходимости обеспечения более эффективной управляемости образовательной системой Республики Татарстан на основе индикативных показателей качества образования;
- интересов, особенностей, собственных путей развития системы образования на территории Республики Татарстан.
Объективная необходимость изменений в системе образования Республики Татарстан обусловлена и тремя базовыми составляющими Болонского процесса и Копенгагенского соглашений:
- переход к двуступенчатой (или двухуровневой) системе подготовки специалистов;
- введение для студентов кредитной системы (или системы зачетных единиц) оценки трудозатрат на освоение образовательной программы;
- создание системы менеджмента качества образовательных услуг.
В результате анализа образовательной ситуации в республике были сформулированы тактические цели и задачи:
1. Создание эффективной модели управления качеством образования на основе выявленных в ходе анализа экономической и культурно-образовательной ситуации индикативных показателей; приведение системы среднего специального образования Республики Татарстан в соответствие с образовательными потребностями населения;
2. Реализация задач развития национальной культуры, дву- и многоязычия во всех звеньях системы непрерывного образования республики: в Татарстане веками проживают рядом татары, русские, чуваши, марийцы, удмурты и др. народы;
3. Решение организационных, социальных проблем реализации доступности, качества и эффективности образовательных услуг.
Таким образом, стратегия нашего исследования заключается в создании эффективной модели управления качеством образования, способной решать задачи национального, языкового, организационного, социального характера.
Реализацию этой стратегии мы видим через осуществление следующих проектов:
- создание нового финансово-хозяйственного механизма системы профессионального образования;
- переход на индикативную систему управления качеством профессионального образования;
- развитие инновационной деятельности в управленческой и образовательной деятельности высших учебных заведений республики.
Для эффективной подготовки специалистов решающее значение имеет поиск и создание нетрадиционных технологических социальных и педагогических решений, использование идей и принципиально новых «высоких» технологий, обеспечивающих многократное повышение эффективности педагогического и учебного труда [25]. Для перехода к действительно инновационному образованию следует выполнить ряд условий:
- обновить его содержание на базе знаний из мировых информационных ресурсов;
- использовать принцип «бенчмаркинга» - выявить лучшие российские и зарубежные аналоги образовательных программ, ориентироваться на них;
- пересмотреть систему управления кадровым потенциалом.
Инновационное образование может дать только то высшее учебное заведение, преподаватели и сотрудники которого сами активно занимаются инновационной деятельностью. Отстающая от реальных потребностей педагогов система переподготовки и повышения квалификации не позволяет осуществлять модернизацию и формирование кадрового корпуса, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса и работать в перспективных образовательных технологиях. Наиболее привлекательный для преподавателя вариант карьерного роста связан с перспективой назначения на административные должности. Однако эффективные механизмы ротации управленческих кадров в системе образования не разработаны.
Низкая квалификация значительной части административно-управленческого персонала не позволяет осуществлять развитие системы образования на основании внедрения эффективных форм и технологий организации и управления.
Модель инновационного профессионального образования представляется следующим образом.
В начальный момент времени, когда у студента имеется лишь «профессиональное незнание», строится модель профессии, показываются связи с общекультурными знаниями, место профессии в общесоциальном мире. Выявляется взаимосвязь профессиональных технологий и предметных знаний. Предметные знания строятся на уровне научных и теоретических понятий в объеме полной средней школы. Тем самым генерируется исходный образ профессии и у студента формируется образ СЕБЯ в этой профессии. В обсуждаемой государственной концепции модернизации образования данный этап обозначен как профильное обучение в 11-12 классах средней школы.
На втором этапе обучения учебный материал по каждому предмету выстраивается в упорядоченную структуру по признаку повышения качес-
тва основанного на последних достижениях науки; изучаются наукоемкие технологии, современные профессиональные знания. После освоения предметных знаний выстраивается образ профессии на данный момент времени; у студента формируются два образа профессии на разных этапах обучения, которые дают наглядные и содержательные представление о развитии профессии, движении профессиональных знаний.
Возможен третий, методологический, этап: сначала изучается научная и инновационная методология, а затем полученные знания применяются для решения практических задач. Учебный процесс отображает полный жизненный цикл научной идеи или другого новшества. Совершается замкнутый научно-инновационный тренинг, благодаря которому студент приобретает реальные умения и навыки в профессиональной деятельности, приходит к освоению профессиональной методологии. На этом этапе образ профессии в третий раз насыщается новыми понятиями и представлениями.
Таким образом, в инновационном образовании учебный процесс начинается и заканчивается с выстраивания моделей профессии (три модели), между которыми изучаются общекультурные, технологические и научноинновационные (методологические) знания. Поэтому в структуре инновационного образования можно выделить три блока или комплекса. Каждый блок включает этап изучения новых знаний и построения более полной модели профессии. Модели профессии являются рубежными знаниями. На основе рубежных знаний формируется база профессиональных знаний и умений специалиста; они показывают, что специалист умеет делать.
Знания, которые изучаются на предрубежном этапе, имеют различную дидактическую природу. На первом этапе обучения изучаются социальные и общекультурные отношения между данной профессией и социумом, и поэтому первый блок можно назвать «профессия в контексте культуры». Второй блок может называться «технологическим», поскольку изучаемые предметы и дисциплины дают понимание технологий, способов и методов решения профессиональных задач, развитие качества выходного продукта. Соответственно, третий блок будет называться «методологическим». Частным случаем рассмотренной модели инновационного образования, когда отбрасывается первый и третий блоки, будет традиционное профессиональное образование.
В республике создано 14 образовательных кластеров и определены формы взаимодействия учреждений профессионального образования в рамках каждого кластера. В рамках кластера проходит реструктуризация учебных заведений таким образом, чтобы учащийся поступал в учреждение начального профессионального образования, находящегося в составе крупного многопрофильного колледжа, который в свою очередь входит в состав образовательного кластера во главе с ведущим университетом, таким образом, перед ним должна быть выстроена перспектива получения не только начального профессионального, но и среднего профессионального, и высшего образования.
Положительным опытом такой работы является Набережночелнинский торгово-технологический институт, где успешно реализуются программы всех трех уровней профессионального образования. Научно-образовательный гуманитарно-педагогический кластер во главе с головным вузом - ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет» создается в целях подготовки высококвалифицированных специалистов системы образования, отвечающих современным требованиям, и объединяет 3 педагогических учреждения высшего профессионального образования и 10 педагогических учреждения среднего профессионального образования Республики Татарстан. Объединение в единую систему сетевого взаимодействия по подготовке, повышению квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров производится на основе накопленного опыта, современных требований, с учетом традиций и развития каждого образовательного учреждения.
Библиографический список
1. Янсен, Ф. Эпоха инноваций [Текст]: [пер. С англ.] / Ф. Янсен. - М.: ИНФ-РА-М, 2002. -XII / - 308 с.
2. Ларичева, Е. А. Двойственная роль инноваций [Текст] / Е. А. Ларичева / Менеджмент в России и за рубежом. - 2004: № 3. - С. 22-26.
3. Иванов, И. А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / И. А. Иванов. - Ростов-на-Д.: ООО «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2001. - 288 с.
4. Ансофф, И. Стратегическое управление [Текст]: [сокр. пер. с англ.] / науч. ред. и автор пред. Л. И. Евенко / И. Ансофф. - М.: Экономика, 1989. - 519 с.
5. Виханский, О. С. Менеджмент [Текст] / О. С. Виханский, А. И. Наумов. -М.: Высш. шк., 1994. - 528 с.
6. Стратегический менеджмент организации: Курс лекций / Бандурин А. В., Чуб Б. А. Сайт «Корпоративный менеджмент», 2001. http://www.cfin.ru/management/ ЛиЬ/іМех^ЬтІ
7. Медынский, В. Г. Инновационный менеджмент [Текст]: учебник. / В. Г. Медынский. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 295 с.
8. Коробейников, О. П. Интеграция стратегического и инновационного менеджмента [Текст] / О. П. Коробейников, А. А. Трифилова // «Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - №4. - С. 25-36