Научная статья на тему 'Стратегические направления обеспечения безопасности и повышения качества сельскохозяйственной продукции'

Стратегические направления обеспечения безопасности и повышения качества сельскохозяйственной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Расторгуев Петр

В статье рассмотрены основные принципы качества и безопасности продукции АПК в Беларуси с поправкой на интеграционные процессы в рамках ЕАЭС и определены приоритетные задачи, решаемые в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic approaches to ensure the safety and higher quality of the agricultural products

The article considers the basic principles of the agricultural products quality and safety management mechanism in Belarus adjusted for the integration processes in the framework of the EAEU and sets forth the priority problems to be solved in this area.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления обеспечения безопасности и повышения качества сельскохозяйственной продукции»

Стратегические направления

обеспечения безопасности и повышения качества сельскохозяйственной продукции

п

Формирование эффективного механизма системного управления качеством и безопасностью сельхозпродукции в условиях глобализации мировой экономики, интенсивного развития интеграционных процессов - одна из наиболее актуальных проблем агропромышленного комплекса (АПК) Беларуси. Достаточно широкое, но зачастую формальное внедрение международных систем управления качеством на перерабатывающих предприятиях АПК не в состоянии обеспечить устойчивое производство агропромышленной продукции с высокими потребительскими свойствами и отвечающей требованиям безопасности, предъявляемым на внешнем рынке. Как показывает анализ, несмотря на внешне благополучную картину, отечественные системы качества фактически не признаются на международном уровне и имеют значение только внутри республики. Очевидно, что это неслучайно. В результате качество продукции стало одной из основных причин претензий внешнеторговых партнеров, периодических возвратов и инициирования дополнительных проверок. Это не только существенно уменьшает объемы валютных поступлений от экспорта, снижает уровень конкурентоспособности, но и негативно влияет на имидж республики.

В этих условиях приоритетной задачей становится формирование эффективного механизма управления качеством продукции на всех уровнях регулирования АПК Беларуси, основанного на системном подходе к решению комплекса проблем, что предполагает реализацию ряда стратегических направлений. Рассмотрим основные из них.

Разработка и внедрение сквозных систем управления качеством и безопасностью продукции АПК, начиная от производства сельскохозяйственного сырья до реализации конечной продукции

На начало 2016 г. в Беларуси сертифицирована 3231 система менеджмента качества по международному стандарту ИСО 9001, 353 системы управления безопасностью пищевых продуктов на основе принципов анализа рисков и критических контрольных точек (ХАССП) и 50 систем управления безопасностью пищевых продуктов по международному стандарту ИСО 22000 [1]. Внедрение этих систем в первую очередь касается отрасли переработки; в сельхозорганизациях они не применяются.

Данный процесс должен быть основан на дифференцированном подходе. Так, объекты внимания в первую очередь - животноводческие комплексы, крупные сельскохозяйственные организации, формирующие сырьевую зону перерабатывающих предприятий, осуществляющих экспортные поставки. Учитывая, что в республике преобладает крупнотоварное сельскохозяйственное производство, которое получило в последние годы достаточно мощную поддержку по совершенствованию материально-технической базы, внедрение систем ХАССП имеет хорошие предпосылки для получения экономического эффекта за счет увеличения добавленной стоимости.

Петр Расторгуев,

завсектором качества Института системных исследований в АПК НАН Беларуси, кандидат

экономических наук, доцент

Тема номера

Формирование экономического механизма стимулирования производства качественной сельскохозяйственной продукции

Действенным элементом этого процесса является точечное инвестирование в совершенствование конкретных технологических процессов, помощь в виде приобретения необходимого оборудования и других материально-технических средств, предоставления соответствующих кредитов. Их целевое использование должно жестко контролироваться.

Необходимо совершенствование системы ценообразования, которая должна учитывать интересы как производителей, так и перерабатывающих предприятий. Как показывает мировой опыт, эффективным является формирование цены не по категориям качества, определенным стандартами, а по единичным показателям. В частности, оплата молока может быть дифференцирована с учетом бактериальной обсеменен-ности, содержания соматических клеток; сахарной свеклы - по содержанию альфа-аминного азота и т.д. Следует также отметить, что и при современной системе ценообразования улучшение потребительских и технологических свойств сельскохозяйственной продукции позволяет существенно повысить объем денежной выручки предприятий отрасли. Так, по результатам расчетов, в 2015 г. данный показатель мог бы вырасти более чем на 34 млн долл. при увеличении производства молока сорта экстра на 10 п.п. за счет внедрения системного управления качеством (табл.).

Формирование действенного механизма ответственности субъектов хозяйствования за результаты деятельности

Производство сельскохозяйственного сырья, не соответствующего установленным требованиям, исключает возможность его переработки,

что приводит к недопроизводству готовой продукции и снижению эффективности АПК в целом. В связи с этим актуально создание механизма ответственности за несоблюдение организационно-технологических нормативов, если они не были выполнены вследствие субъективных причин, связанных с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей. Организационно-технологические нормативы изложены в соответствующих отраслевых регламентах на типовые процессы производства сельхозпродукции, являющиеся основополагающими нормативными документами в решении вопроса обеспечения качества и снижения материально-денежных затрат за счет определения требований к наиболее рациональному выполнению операций. Их разработчики - ведущие научно-исследовательские организации Отделения аграрных наук НАН Беларуси.

Учитывая значимость применения данных разработок в решении проблемы продовольственной безопасности и обеспечения поставок качественной, конкурентоспособной продукции, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.04.2014 г. № 399 руководители сельскохозяйственных предприятий обязаны обеспечивать соблюдение требований отраслевых регламентов. В противном случае предусмотрено применение соответствующих мер в установленном порядке [4].

Необходимо разработать и адекватный механизм ответственности руководителей перерабатывающих предприятий, которые допускают реализацию недоброкачественной продукции на экспорт, тем самым принося убытки не только своим предприятиям, но и экономике страны, что будет в полной мере соответствовать требованиям Декрета Президента Республики Беларусь от 1512.2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» [5].

Таблица. Расчет

дополнительного дохода

от повышения качества молока в 2015 г.

Сорт Фактически Гипотеза*

тонн, б. ж. % Цена, тыс. руб./т Доход, млн руб. % тонн, б. ж. Доход, млн руб.

Экстра 2 285 057,76 38,0 4 767,7 10 894 543,01 48,0 2 886 388,8 13 761 528,02

Высший 2 92 2 468,61 48,6 4 066,8 11 885 016,44 38,6 2 321 137,6 9 439 539,81

Первый 763 690,36 12,7 3818,8 2 916 416,63 13,4 805 783,5 3 077 164,00

Второй 42 093,17 0,7 885,3 37 266,01 - - -

Всего 6 013 309,90 100,0 - 25 733 242,09 100,0 6 013 309,9 26 278 231,83

Дополнительный годовой доход, млн неденом. руб. Дополнительный годовой доход, млн долл.

544 989,734 34,353

Примечания:

1. * Увеличение удельного веса молока сорта экстра на 10 п.п. за счет молока высшего сорта; исключение молока II сорта и, соответственно, увеличение удельного веса молока I сорта.

2. б. ж. - в пересчете на базисную жирность

3. Использованы данные областных организаций «Мясомолоко» о качестве молока, поступившего на молокоперерабатывающие предприятия Республики Беларусь в 2015 г. [2].

4. Для расчета взят средний официальный курс белорусского рубля по отношению к иностранным валютам за 2015 г. [3]

Создание механизма разрешения спорных ситуаций в области оценки результатов контроля качества и безопасности продукции АПК

Его необходимость стала особенно очевидна сегодня, когда в условиях периодического обострения эпизоотической обстановки, в том числе в Беларуси, разрешению такого рода споров присущ больше политический характер, зачастую основанный не на экспертных заключениях независимых специалистов. Необходимо разработать и принять соглашение о порядке арбитражного контроля качества и безопасности продукции АПК при проведении экспортно-импортных операций между странами ЕАЭС. Данный документ должен представлять собой согласованную систему действий при решении проблемы расхождения результатов анализов качества и безопасности экспортируемой (импортируемой) продукции и сельскохозяйственного сырья. Соглашение может быть подписано только по наиболее важным видам продукции, например по молочной и мясной. В первую очередь необходимо создать межгосударственную рабочую комиссию, в компетенцию которой будет входить выбор соответствующих лабораторий, в том числе арбитражной в третьей стране, разработка предложений по их техническому оснащению; определить виды пищевой продукции и сельскохозяйственного сырья, для которых будет создаваться система межгосударственного арбитражного контроля.

Следует также обеспечить формирование независимой от интересов отдельных субъектов АПК системы контроля качества и безопасности продукции и внутри республики путем формирования сети лабораторий по оценке сырья на принципах совместного финансирования сельскохозяйственными организациями, перерабатывающими предприятиями и государственными органами управления АПК.

Организация эффективного научно-информационного обеспечения инновационной деятельности

Степень обоснованности выбора направления развития механизма управления качеством во многом зависит от наличия системы мониторинга состояния производимой продукции. Целесообразность ее создания вызвана необходимостью постоянного владения актуальной информацией о потребительских и технологических свойствах товаров и доминирующих факторах их формирования, что позволяет обеспечить эффективное и своевременное их регулирование с целью

организации производства сельскохозяйственной продукции, отвечающей установленным требованиям, и позволит решить следующие задачи:

■ анализ тенденций в динамике качества сельхозпродукции;

■ выявление условий и факторов формирования потребительских и технологических свойств;

■ определение эффективности использования средств, направленных на повышение качества и безопасности.

Таким образом, создание системы мониторинга качества сельскохозяйственного сырья и товаров позволяет гарантировать объективность соответствующей информации, определить потенциал предприятий отрасли и АПК в целом в области обеспечения высокого уровня конкурентоспособности продукции по качественным параметрам. В связи с этим актуально формирование комплексного механизма информационной поддержки инновационной деятельности в сельскохозяйственных организациях, что предусматривает создание логистической модели информационных потоков.

С учетом развития интеграционных процессов в основе мониторинга конкретных показателей целесообразно применение разработанной в Институте системных исследований в АПК НАН Беларуси системы единых экономических показателей качества сельскохозяйственной продукции и готового продовольствия в рамках ЕАЭС. Ее сущность состоит в применении стоимостных индикаторов определения потерь продукции, не соответствующей нормативным документам в части безопасности, потребительских и технологических свойств, а также уровня конкурентоспособности на основе оценки соответствия международным требованиям к качеству [6].

Изложенные стратегические направления являются основополагающими для формирования базовых условий устойчивого производства отечественной агропромышленной продукции высокого качества. СИ

5 See: http://innosfera.by/2016/10/Agricultural_Production

Литература

1. Безопасность продукции // Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь // НПр://шшш.до55!апбат1 доу.Ьу/ш-Ви/АаиаМп(о_4.рЬр.

2. Качество молока, поступившего на молокоперерабатывающие предприятия Республики Беларусь в январе-декабре 2015 г. / Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь // http://www.dvpn.gov.by/uploads/download/milkobl.htm.

3. Средний официальный курс белорусского рубля по отношению к иностранным валютам за 2015 г. // http://www.nbrb.by/ statistics/Rates/AvgRate/.

О некоторых вопросах нормирования и ответственности руководителей при производстве сельскохозяйственной продук-" ' г. № 399.- Мн., 2014.

ции: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.04.2014 г. Г

5.

Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций: Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 г. № 5.- Мн., 2014.

6. Расторгуев П.В. Методические рекомендации по формированию системы единых экономических показателей качества сельскохозяйственной продукции и готового продовольствия в рамках Единого экономического пространства / П.В. Расторгуев, И.Г. Почтовая, Е.А. Расторгуева.- Мн., 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.