Таблица 3 - Инструменты стабилизации регионального продовольственного рынка
Инструмент Задачи Необходимые методики
Формирование и использование регионального резервного фонда продовольствия Формирование стратегических запасов продовольствия Сглаживание сезонных колебаний предложения Развитие конкурентной среды продуктовых рынков Создание информационно-методической базы мониторинга Уровень резервного фонда по товарной группе Rmax рассчитывается по формуле R max = ОРср /РОУПБ , где ОРср - среднее отрицательное отклонение объема производства продукции в регионе от оптимистического уровня; РОУПБ - потребность региона по верхней границе оптимистического уровня продовольственной безопасности
Создание страховых запасов на случай возникновения угроз продовольственной безопасности Упреждение угроз продовольственной безопасности, связанных с неустойчивостью с.-х. производства Страхование рисков субъектов регионального рынка Минимальный уровень страховых запасов по продуктовой группе КС™ определяется по формуле RCmin = DR ср /РКУПБ , где DRq, - среднее отрицательное отклонение объема производства в регионе от нижней границы критического уровня продовольственной безопасности; РКУПБ - объем потребности по нижней границе критического уровня безопасности
Применение срочных контрактов Прогнозирование цен на продовольствие и сырье на оптовом рынке Страхование рисков, связанных с изменением конъюнктуры Стоимость срочного контракта на покупку продовольствия Сс рассчитывается по формуле с. = Цф ♦ Цф 360 • где Цф - цена на товар на физическом рынке, П -банковский процент по депозитам, процент на страхование, хранение, транспортировку, уплаченный оптовому рынку; Д - число дней до окончания контракта; Кр - поправочный коэффициент коммерческого риска субъектов оптового рынка
Примечание. Таблица составлена авторами по результатам собственных исследований.
2. Сбалансированность продовольственного рынка в условиях нестабильности внешней среды обеспечивается действием механизмов государственного регулирования. При этом методы вмешательства в рыночную систему должны отвечать следующим требованиям: рациональное сочетание инструментов стратегического регулирования и оперативной стабилизации; учет региональных особенностей; эффективность, адекватность используемых инструментов требованиям рыночной экономики; соответствие принципам устойчивого развития.
Источники
1. Гусаков, В.Г. Факторы и механизмы устойчивого экономического развития сельского хозяйства /
B.Г. Гусаков // Весщ Нацыянальнай акадэмй на-вук Беларусь Сер. аграрных навук. - 2013. - № 3. -
C. 9-29.
2. Ильина, З.М. Глобальные проблемы и устойчивость национальной продовольственной безопасности. В 2 кн. Кн. 1 / З.М. Ильина. - Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2012. - 211 с.
3. Концепция национальной продовольственной безопасности. - Минск: Ин-т аграрной экономики НАН Беларуси, 2004. - 96 с.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ПРОДУКЦИИ В БЕЛАРУСИ
Расторгуев П.В., к.э.н., доц., зав. сектором Института системных исследований
в АПК НАН Беларуси
Эффективное управление продовольственной безопасностью страны и устойчивое развитие национальной продовольственной системы и в условиях глобализации мирового рынка предполагают формирование действенного механизма регулирования качества сель-
скохозяйственной продукции, главными задачами которого являются обеспечение производства безопасной для здоровья человека продукции, а также динамичное улучшение ее потребительских свойств с учетом постоянно возрастающих требований потребителей. В
Республике Беларусь уже сложился достаточно эффективный механизм обеспечения качества и безопасности сельскохозяйственной продукции. В то же время изучение отечественного опыта решения поставленной проблемы указывает на необходимость дальнейшего совершенствования механизма обеспечения качества, основными направлениями дальнейшего развития которого являются следующие.
Формирование системного, комплексного подхода к вопросу обеспечения качества продукции. С момента окончания срока действия реализации Государственной программы «Качество» на 2007-2010 гг., в которой были сформулированы основные цели и задачи государственной политики в области качества, в республике не было принято нормативного документа, в котором были бы четко обозначены пути решения данной проблемы.
В то же время отдельные положения государственной политики в области качества нашли отражение в программных документах. Так, в качестве одной из приоритетных задач социально-экономического развития страны в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. отмечено усиление мотивации к эффективной работе и повышение ответственности работников за результаты и качество своего труда. Однако в соответствующих разделах, касающихся приоритетных направлений развития сельского хозяйства, методы решения данной задачи не получили дальнейшего развития. Не нашли подробного отражения данные вопросы и в Государственной программе устойчивого развития села на 2011-2015 гг.. В данном контексте требуется конкретизация роли, задач и функций как государства в целом, так и отдельных государственных органов управления АПК в области формирования эффективного механизма обеспечения производства сельскохозяйственной продукции высокого качества, безопасной для жизни и здоровья людей.
Разработка и внедрение эффективных систем менеджмента качества и обеспечения безопасности продукции АПК от производства сырья до реализации конечной продукции. Внедрению систем менеджмента качества и безопасности продукции АПК в соответствии с требованиями международных стандартов в республике уделяется большое внимание. Внедрение и сертификация систем управления качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе международных стандартов ИСО серии 9000, ИСО серии 22000 и принципов ХАССП является эффективным способом обеспечения их безопасности, качества и кон-
курентоспособности при реализации на международном продовольственном рынке. В то же время наличие сертифицированных систем качества у отечественных предприятий, не занимающихся экспортными поставками, также постепенно становится уже обычной практикой.
В республике на основе международных стандартов разработаны и утверждены СТБ ИСО 22000-2006 «Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования к организациям, участвующим в пищевой цепи» и СТБ ИСО/ТУ 22004-2006 «Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Руководство по применению СТБ ИСО 220002006». С 1 апреля 2009 г. введен в действие СТБ ИСО 22005-2009 «Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Система прослеживаемости в кормовой и пищевой цепи, общие принципы и основные требования к разработке и внедрению».
Наиболее эффективным способом обеспечения безопасности продукции в сельском хозяйстве является внедрение системы ХАССП. Осуществление производственного контроля на многих перерабатывающих предприятиях АПК республики во взаимосвязи с системой менеджмента качества и безопасности продукции ХАССП идет с 2001 г.
Необходимо отметить, что в системе Минсельхозпрода на 1 апреля 2014 г. было сертифицировано 179 систем качества и безопасности продукции в соответствии с ХАССП. Из них 66 - на предприятиях молочной промышленности, 23 - на мясоперерабатывающих, 39 - на хлебопекарных предприятиях, 13 - на птицефабриках и 38 - на предприятиях других отраслей. Кроме этого сертифицировано 25 систем управления качеством, соответствующих международным стандартам ИСО 22000.
В то же время следует отметить, что, несмотря на внешне благополучную картину, современные отечественные системы управления качеством фактически не получили международного признания и имеют значение только внутри республики. Для подтверждения соответствия национальных систем качества международным требованиям отечественным предприятиям требуется, как правило, предоставлять зарубежным партнерам дополнительные доказательства.
Необходимо отметить, что в отношении предприятий АПК внедрение систем качества в первую очередь касается отрасли переработки. Иначе дело обстоит с сельскохозяйственными предприятиями: в отношении их работы
ведутся медленно. Необходимость ее активизации уже давно существует. Подход к этому вопросу должен быть дифференцирован. Объектами внимания на современном этапе должны быть в первую очередь животноводческие комплексы, крупные сельскохозяйственные предприятия, формирующие сырьевую зону перерабатывающих предприятий, осуществляющих экспортные поставки. Учитывая, что в республике преобладает крупнотоварное сельскохозяйственное производство, внедрение систем ХАССП перспективно для производителей сельскохозяйственной продукции с высоким уровнем технического и технологического обеспечения.
Организация механизма информационного обеспечения инновационной деятельности с целью обеспечения качества и безопасности продукции. Информационное обеспечение инновационной деятельности в области организации технологического процесса производства сельскохозяйственной продукции является одним из наиболее важных аспектов повышения эффективности функционирования сельскохозяйственных предприятий. Именно выполнение соответствующих рекомендаций создает благоприятные условия для производства продукции с высокими потребительскими свойствами и во многом способствует формированию и эффективному функционированию сбалансированного рынка продовольствия.
В Институте системных исследований АПК НАН Беларуси разработана методология и методика формирования организационно-технологических нормативов производства сельскохозяйственной продукции, на основе которой подготовлено и утверждено Министерством сельского хозяйства и продовольствия более 70 отраслевых регламентов по возделыванию сельскохозяйственных культур, производству продукции животноводства, а также по возделыванию овощных, плодовых, ягодных культур. Их разработчиками являются все ведущие научно-исследовательские организации отделения аграрных наук НАН Беларуси.
Отраслевой регламент на типовые технологические процессы - это нормативный документ, аккумулирующий достижения научно-технического прогресса, устанавливающий требования к наиболее рациональному выполнению технологических процессов и операций и содержащий перечень контролируемых параметров, норм и уровней оценки качества труда. На выполнение требований соответствующих нормативных документов должна быть направлена основная деятельность по управлению качеством в сельскохо-
зяйственных организациях.
Регламенты устанавливают требования к технологическим операциям, выполнение которых гарантирует получение качественной и безопасной продукции, достижение планируемой урожайности применительно к природно-климатическим условиям нашей республики. Их практическая реализация позволяет повысить урожайность сельскохозяйственных культур в 1,4-1,6 раза, снизить производственные затраты на 15-25%, обеспечить высокое качество продукции и ее конкурентоспособность.
В то же время, как показывает анализ, система информационного обеспечения сельскохозяйственных предприятий новейшими научными разработками работает еще недостаточно эффективно. Далеко не все сельскохозяйственные предприятия имеют данные разработки, хотя все они были переданы органам государственного управления АПК для дальнейшего распространения среди подведомственных организаций.
В целом функции государственных органов управления АПК в области нормативно-технологического обеспечения качества должны сводиться к следующему:
- организация работ по совершенствованию документов по стандартизации на продукцию и организационно-технологических нормативов возделывания сельскохозяйственных культур и производства продукции животноводства;
- непосредственное обеспечение сельскохозяйственных производителей нормативно-технологической документацией.
Немаловажным является создание системы мониторинга результатов деятельности аграрного сектора в области обеспечения качества и безопасности сельскохозяйственной продукции. Это позволит объективно оценивать потребительские свойства продукции, определять приоритетные направления государственной сельскохозяйственной политики, обосновывать конкретные предложения, способствующие обеспечению и улучшению качества, повышению конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции.
Формирование независимой от интересов отдельных субъектов АПК системы оценки (контроля) качества и безопасности продукции. Основополагающими принципами проведения лабораторного контроля является объективность и независимость проведения контроля качества и безопасности сельскохозяйственной продукции. В то же время, как правило, расхождения результатов анализов, проведенных сельскохозяйственными и пере-
рабатывающими предприятиями, наблюдаются по сорто- и классообразующим показателям, которые в конечном итоге устанавливаются на уровне, определенном лабораторией перерабатывающего предприятия. С учетом именно этих значений производится оплата за поставленную сельскохозяйственную продукцию, что обусловливает такой недостаток, как необъективность контроля качества продукции.
Вышесказанное предполагает необходимость создания организационно-экономических условий независимой от интересов отдельных субъектов АПК системы оценки качества и безопасности продукции. В данном контексте целесообразным является создание сети независимых от заинтересованных сторон лабораторий на принципах совместного финансирования сельскохозяйственных организаций, перерабатывающих предприятий и государственных органов управления АПК. Данный опыт получил распространение и доказал свою эффективность в зарубежной практике.
Формирование эффективного экономического механизма стимулирования качества сельскохозяйственной продукции. Формирование механизма экономического стимулирования качества и безопасности сельскохозяйственной продукции является одним из приоритетных направлений обеспечения качества и безопасности продукции АПК. При этом совершенствование отечественной практики решения данной задачи должно учитывать методы, являющиеся общепризнанными на мировом рынке.
Актуальным является совершенствование системы ценообразования в зависимости от качества с учетом современных технологий производства сельскохозяйственного сырья и продуктов питания: дифференциация закупочных цен требует экономического обоснования, которое должно учитывать интересы как производителей (затраты на производство сырья разного качества), так и перерабатывающих предприятий (выход готовой продукции, затраты на переработку сырья, добавленная стоимость конечной продукции и т.д.). Эффективным является формирование цены не по категориям, а по единичным показателям качества продукции.
Одним из наиболее эффективных методов мотивации производства высококачественной продукции является система доплат за улучшение ее качества. Сущность данного метода состоит в зависимости размера дополнительной выплаты (премии) от темпа роста качества. Наиболее целесообразной является оценка изменения объема производства сырья высокого качества либо уровня наиболее важных показателей, от которых зависит качество конечной продукции. Например, в растениеводстве это содержание крахмала в картофеле, средний номер льнотресты и т.д.
Производство сельскохозяйственного сырья, не соответствующего установленным требованиям, исключает возможность его переработки, что приводит к недопроизводству готовой продукции и снижению эффективности АПК в целом. В этой связи необходимым элементом экономического механизма является система материальной ответственности за поставку сельскохозяйственного сырья, не отвечающего установленным требованиям.
Действенным элементом улучшения качества и обеспечения безопасности сельскохозяйственной продукции является инвестирование в совершенствование технологического процесса. В этой связи помощь в виде приобретения необходимого оборудования и других материально-технических средств, предоставления соответствующих целевых кредитов, субсидирования является эффективным инструментом регулирования производства сельскохозяйственного сырья необходимого качества. Актуальным является выделение единовременных грантов хозяйствам, внедряющим современные интенсивные технологии производства либо реализующим отдельные инновационные проекты с целью получения высококачественной продукции.
Реализация данных направлений позволит сформировать эффективный механизм обеспечения качества и безопасности, обеспечит создание условий для производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.