Научная статья на тему 'Оценка результатов внедрения систем менеджмента качества на предприятиях молочной отрасли'

Оценка результатов внедрения систем менеджмента качества на предприятиях молочной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
324
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И.Г. Почтовая

В статье обоснована необходимость и даны предложения по проведению комплексной оценки систем менеджмента качества, направленные на определение результатов от ее внедрения. Предложена модель оценки, основанная на анализе результативности и эффективности системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF RESULTS OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS AT THE ENTERPRISES OF DAIRY BRANCH

Necessity and offers on carrying out of the complex estimation of the quality management systems directed on definition of results from its introduction are proved in the article. The author offers the model of estimation based on the analysis of system's productivity and effectiveness.

Текст научной работы на тему «Оценка результатов внедрения систем менеджмента качества на предприятиях молочной отрасли»

12. Барышников, Н. Возможности финансирования сельского хозяйства / Н. Барышников // Экономист. - 2006. - № 10. - С. 88-96.

13. Зиядуллаев Н. Проекту модернизации экономики - статус национального / Н. Зиядуллаев // Экономист. - 2008. - № 6. - С. 10-16.

14. Лемешев, М. Источники средств для государственного регулирования развития АПК / М. Лемешев // АПК: экономика, управление. - 2006. - № 2. - С. 28-32.

15. Хуажева, А.Ш. Управление и регулирование развития АПК / А.Ш. Хуаже-ва // Аграрная наука. - 2004. № 7. - С. 17-18.

16. Иншаков, О.В. Механизм социально-рыночной трансформации и устойчивого развития АПК России / О.В. Иншаков. - Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. университета, 1995. - 450 с.

Информация об авторах

Попова Лариса Витальевна - кандидат экономических наук, доцент.

Попов Дмитрий Николаевич - аспирант кафедры экономического анализа и финансов ФГОУ ВПО "Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия". Информация для контактов: тел. (раб.) 8(8442) 41-81-94. E-mail: polavi@volgodom.ru

Дата поступления статьи - 2 апреля 2009 г.

УДК 631.152:658.562:637.12

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МОЛОЧНОЙ ОТРАСЛИ

И.Г. ПОЧТОВАЯ, научный сотрудник Государственное предприятие " Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси"

ESTIMATION OF RESULTS OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS AT THE ENTERPRISES OF DAIRY BRANCH

I. PASHTOVAYA, the research assistant The State Enterprise "The Institute of System Research in Agroindustrial Complex of the National Academy of Sciences of Belarus"

В статье обоснована необходимость и даны предложения по проведению комплексной оценки систем менеджмента качества, направленные на определение результатов от ее внедрения. Предложена модель оценки, основанная на анализе результативности и эффективности системы.

Necessity and offers on carrying out of the complex estimation of the quality management systems directed on definition ofresults from its introduction are proved in the article. The author offers the model of estimation based on the analysis of system'sproductivity and effectiveness.

Введение. В настоящее время в республике создана национальная нормативная база, устанавливающая требования к системам менеджмента качества и безопасности продукции, к процедуре их сертификации, разработаны методические документы по созданию систем на предприятиях, проводятся семинары по подготовке экспертов-аудиторов и практикующих специалистов в области менеджмента качества. Вместе с тем отсутствуют методические материалы, рекомендации по проведению оценки полученного эффекта от внедрения систем.

Анализ систем менеджмента качества (СМК), сертифицированных на отечественных перерабатывающих предприятиях АПК [1], показал, что данному вопросу не уделяется должного внимания несмотря на то, что оценка изменения производственно-финансовых результатов, а также деятельности предприятия в целом за счет внедрения системы является важным условием определения ее эффективности. Системы должны внедряться не ради получения сертификата, а конкретного запланированного результата, степень достижения которого и говорит об их результативности.

Проведенные исследования позволили установить, что сложившаяся ситуация во многом объясняется отсутствием рекомендаций по проведению анализа результатов систем менеджмента качества на предприятиях агропромышленного комплекса. В связи с этим целью исследований является разработка предложений по проведению оценки систем менеджмента качества.

Материалы и методы. В процессе исследования использовались методы: абстрактно-логический, монографический, сравнительного и эмпирического анализов. В качестве материалов исследования послужили отечественные технические нормативные правовые акты, регулирующие процесс разработки и внедрения систем менеджмента качества и безопасности.

Результаты и предложения. Основными системами менеджмента качества и безопасности продукции, внедряемыми на предприятиях агропромышленного комплекса республики, являются системы ИСО 9001, ИСО 22000, ХАССП.

В СТБ ИСО 9000-2006 " Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь" указано, что руководство организации должно проводить оценку результативности и эффективности СМК с учетом политики и целей в области качества. В соответствии со стандартом под эффективностью следует понимать соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами, под результативностью -

степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов [2, с. 8].

Изучение требований к построению систем менеджмента качества в соответствии со стандартами ИСО серии 9000 позволило установить, что вопросам оценки результативности и эффективности наибольшее значение уделено в СТБ ИСО 9004-2001 "Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности" [3]. Если при внедрении СМК ИСО 9001-2001 "Системы менеджмента качества. Требования" достаточно проводить анализ результативности системы [4], то в ИСО 9004 большое внимание уделено финансовым вопросам, особенно при анализе ресурсов (затрат), необходимых для обеспечения качества и улучшения СМК.

О необходимости проведения оценки результативности системы также говорится в стандартах СТБ ИСО 22000-2006 " Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования к организациям, участвующим в пищевой цепи" и СБТ 1470-2004 " Системы качества. Управление качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе анализа рисков и критических контрольных точек. Общие требования" [5, 6].

Таким образом, вышеперечисленные стандарты содержат требования о необходимости проведения анализа результативности систем менеджмента качества. Вместе с тем они не регламентируют критерии его проведения (за исключением ИСО 9004), оставляя их выбор за предприятием в соответствии с поставленными целями.

По нашему мнению, проводя оценку любой системы менеджмента качества, недостаточно рассматривать только ее результативность. Следует также оценивать и финансовые аспекты внедрения системы. Поэтому, говоря о результативности, мы предлагаем рассматривать производственный, социальный и экономический результат, а об эффективности - финансовый, с точки зрения полученного результата и затрат на его обеспечение. В совокупности эти два понятия характеризуют эффект, полученный от внедрения системы.

Важнейшим фактором, необходимым для оценки системы менеджмента качества, является информация (исходные данные), полученная непосредственно в ходе процесса производства. В этой связи при разработке СМК необходимо предусмотреть возможность фиксирования всей необходимой информации, что предполагает, прежде всего, разработку регистрационно-учетной документации.

Объем и состав документации должен обеспечить возможность своевременной регистрации результатов контроля, проведение мониторинга и анализа деятельности по основным направлениям в соответствии с поставленными целями. Для каждого процесса производства должен

быть регламентирован порядок проведения его мониторинга при соблюдении которого с установленной периодичностью осуществляется сбор информации о фактическом значении контролируемых показателей.

Документальный учет всех действий позволяет проследить и достоверно установить, какие проблемы были выявлены, с чем они связаны, какие меры принимались для их устранения. Кроме этого, планомерное ведение документации обеспечивает контроль производства, упорядочивает ответственность, обеспечивает возможность накопления фактических данных и их использование как для улучшений, так и для своевременного устранения недостатков, что обеспечивается на основе преемственности и взаимосвязи показателей качества продукции, отражаемых документально на разных этапах производства [7].

Одним из индикаторов функционирования системы является информация, полученная в ходе проведения текущих внутренних аудитов системы. Полнота, правильность отражения результатов аудитов системы во многом упрощают проведение оценки ее результативности. Измеримые результаты аудитов предпочтительно фиксировать в табличном виде, так как это обеспечивает возможность их упорядочения и упрощает проведение анализа.

Так как оценку системы менеджмента качества мы предлагаем проводить с учетом двух ее составляющих, рассмотрим более подробно каждую из них. При этом элементами оценки должны быть: продукция (или конкретные ее показатели); производственно-экономические результаты деятельности; процессы, направленные на обеспечение запланированного результата.

Общими критериями результативности системы, которые определяют не конкретные конечные результаты производства, а функционирование самой системы, будут следующие:

регулярность, комплексность и правильность проведения предупреждающих действий;

наличие регистрационно-учетной документации и правильность ее разработки;

своевременность и полнота отражения результатов контроля; правильность ведения регистрационно-учетной документации; документальное подтверждение принимаемых решений по всем выявленным нарушениям;

своевременное проведение корректирующих мер; наличие документального оформления результатов внутренних аудитов системы.

Критерии оценки результативности могут быть как измеримыми (в процентах, в денежном выражении и т. д.), так и в виде определенного

результата процесса производства. Например: улучшение внутреннего климата в коллективе, повышение интереса персонала к деятельности предприятия, отсутствие повторяющихся несоответствий и т. д.

В зависимости от целей внедрения системы - повышение качества продукции, снижение себестоимости за счет уменьшения количества несоответствующей продукции и т. д. - нами предлагается три основных варианта оценки ее результативности:

^ по фактическим достигнутым результатам по отношению к ситуации до внедрения системы (например, для сельскохозяйственного предприятия: производство молока высшего сорта повысилось на 30 %, случаи несоответствия продукции по показателям безопасности сократились с 24 до 7);

^ в сравнении с нормативными (планируемыми) показателями (планировалось обеспечить производство 30 % молока с уровнем бактериальной обсемененности до 100 тыс. КОЕ/см3, а произвели 10 %);

^ в сравнении с нормативными и уровнем прошлого года (запланировано произвести 80 % молока высшего сорта, произвели 65 %, а в прошлом году было 50 %).

Третий вариант оценки наиболее точно позволяет охарактеризовать результаты системы, однако требует определения дополнительных критериев.

При анализе результативности системы не рекомендуется применять средние значения показателей за весь отчетный период, так как ситуация может отличаться в начале и в конце анализируемого периода. Поэтому необходимо предусмотреть возможность проведения оценки в разрезе определенных временных интервалов (месяц, полугодие и т. д.).

Особое внимание следует уделить причинам, факторам, обусловившим невыполнение запланированных результатов и проводить анализ по каждому конкретному случаю [7].

Эффективность системы - это прежде всего денежный эффект от ее внедрения. Мы предлагаем оценивать эффективность по двум основным элементам, характеризующим финансовую сторону данного вопроса:

- соотношение полученного дополнительного дохода по отношению к затратам на внедрение и поддержание функционирования системы;

- суммарное значение дополнительного дохода за счет реализации продукции по более высоким ценам в результате повышения ее качества и уменьшения случаев возврата продукции.

Таким образом, в общем смысле результативность системы следует рассматривать как отношение достигнутых целей к поставленным, а эффективность - полученного денежного дохода к затратам.

На основе проведенных исследований нами предложена модель оценки системы менеджмента качества и безопасности молока, производи-

мого сельскохозяйственными предприятиями. Модель включает основные блоки и элементы критериев, формирующие результативность и эффективность системы (рис. 1).

Предлагаемый подход к оценке системы менеджмента базируется на двух принципах:

• комплексности - включает социальный, производственный, экономический эффект;

Показатели, характеризующие качество и безопасность Производственно-финансовые показатели Показатели окупаемости внедрения системы

— уровень показателей качества и безопасности молока; — структура производства молока по сортам; — количество случаев возврата молока; — объем возвращенного молока — фактическое значение и тенденции изменения — объем реализованного молока, в том числе по сортам; — темп роста молока высшего сорта; — рентабельность; — прирост реализуемой продукции; — прирост прибыли; — себестоимость единицы продукции — срок окупаемости; — текущие затраты, связанные с поддержанием функционирования системы; — единовременные затраты на внедрение системы

Эффективность системы менеджмента качества и безопасности

Характеристика внутренней среды предприятия

— отношение к качеству персонала;

— внутренний климат в коллективе;

— вовлеченность и ответственность персонала

Характеристика процесса производства

— на каком технологическом этапе чаще всего возникают проблемы;

— характер и причины проблем;

— меры, принимаемые для устранения или минимизации отрицательного эффекта

Удовлетворенность перерабатывающих предприятий

— число случаев неудовлетворения качеством поставляемого сырья;

— причины неудовлетворенности;

— пожелания (требования) потребителей

Рисунок 1 — Модель оценки системы менеджмента качества и безопасности молока

• конкретизированного подхода - детальная оценка в разрезе отдельных групп показателей.

Преимуществом предложенного подхода является то, что модель можно использовать при анализе системы менеджмента качества и безопасности не только молока, но и любой другой сельскохозяйственной продукции, а также продукции, производимой перерабатывающими предприятиями.

Говоря об оценке системы менеджмента качества, целесообразно выделить преимущества, которые обеспечат ее внедрение, начиная с первичного звена производства - сельскохозяйственных предприятий -и заканчивая потребителями.

Преимущества для сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий во многом схожи, однако для перерабатывающих они будут несколько шире, что выражается в повышении экспортных возможностей.

Преимущества для сельскохозяйственных предприятий будут следующими:

■ внутренние:

- совершенствование производственного процесса;

- производство безопасной продукции стабильного качества;

- эффективность производства за счет снижения объемов низкокачественного сырья;

- повышение ответственности персонала за производство продукции высокого качества путем четкого распределения обязанностей;

- прозрачность процесса производства;

- возможность анализа деятельности предприятия с точки зрения отдельных процессов производства;

■внешние:

- возможность подтверждения соответствия качества и безопасности сырья;

- улучшение имиджа, привлекательности предприятия как долгосрочного партнера;

- повышение инвестиционной привлекательности;

- увеличение выручки.

Преимущества для потребителей, государства и перерабатывающих предприятий представлены на рисунке 2.

Завершающим этапом оценки системы менеджмента качества является документальное оформление результатов. С целью обеспечения постоянного повышения результативности и эффективности системы итоги проведенного анализа следует фиксировать не в форме " соответствует/не соответствует", а в форме принятого решения исходя из сложившейся ситуации:

Рисунок 2 — Преимущества внедрения системы менеджмента качества

• по устранению причин неудовлетворительного качества продукции либо других недостатков в случае несоответствия запланированным результатам;

• по совершенствованию процессов СМК и дальнейшему улучшению качества продукции в случае соответствия запланированным результатам.

Осуществляемый таким образом порядок документального оформления итогов проведенного анализа не только позволяет в максимально удобной для дальнейшей работы форме зафиксировать установленные результаты, но и определяет задачи и при необходимости пути их решения для постоянного повышения качества продукции и процессов производства.

Заключение. Отсутствие рекомендаций по проведению анализа результатов систем менеджмента качества и безопасности на предприятиях агропромышленного комплекса затрудняет возможность достоверно определить результат от их внедрения.

Разработанные предложения по оценке системы менеджмента качества основаны на анализе ее результативности и эффективности. Оценку по данным критериям целесообразно проводить на основе производственных, финансовых показателей деятельности предприятия, а также непосредственно конкретных процессов производства продукции.

Проведение анализа с учетом предложенных подходов позволяет достоверно и комплексно определить изменения как качества продукции, так и производства в целом за счет внедрения системы менеджмента качества.

Литература

1. Разработать методические предложения по использованию системы НАССР в сельскохозяйственном производстве: отчет о НИР / Государственное предприятие "Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси"; рук. темы П.В. Расторгуев. - Минск, 2008. - 135 с. - № ГР 20064440.

2. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь: СТБ ИСО 9000-2006. - Введ. 01.05.07. - Минск: Белорус. гос. ин-т стандартизации и сертификации, 2007. - 26 с.

3. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности: СТБ ИСО 9004-2001. - Введ. 01.11.01. - Минск: Белорус. гос. ин-т стандартизации и сертификации, 2007. - 27 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Системы менеджмента качества. Требования: СТБ ИСО 9001-2001. -Введ. 01.11.01. - Минск: Белорус. гос. ин-т стандартизации и сертификации, 2001. - 28 с.

5. Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования к организациям, участвующим в пищевой цепи: ИСО 22000-2006. - Введ.16.10.06. -Минск: Белорус. гос. ин-т стандартизации и сертификации, 2006. - 29 с.

6. Системы качества. Управление качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе анализа рисков и критических контрольных точек. Общие требования: СТБ 1470-2004. Введ. 01.01.05. - Минск: Белорус. ин-т стандартизации и сертификации, 2005. - 20 с.

7. Методические предложения по использованию системы ХАССП в сельскохозяйственном производстве / Расторгуев П.В. [и др.]. - Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2009. - 36 с.

8. Рекомендации по анализу результативности СМК [Электронный ресурс] . - 2005. - Режим доступа: http://www.klubok.net/Downloads.html. - Дата доступа: 12.08.2007.

Информация об авторе

Почтовая Ирина Григорьевна - научный сотрудник сектора качества Го -сударственного предприятия "Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси". Информация для контактов: тел. (раб.) 8 (017) 212-15-51.

Дата поступления статьи - 29 апреля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.