Научная статья на тему 'Сущность оценки эффективности методов и механизмов управления качеством продукции в контексте международных требований'

Сущность оценки эффективности методов и механизмов управления качеством продукции в контексте международных требований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Расторгуев П.В.

Совершенствование и повышение эффективности механизма обеспечения качества продукции, обоснование, планирование и успешная реализация комплекса организационно-экономических и других мероприятий по улучшению ее потребительских и технологических свойств требуют проведения достоверной оценки эффективности действующих методов и механизмов управления качеством. В статье рассмотрены методологические подходы к трактовке базовых понятий процесса оценки эффективности функционирования систем менеджмента качества на основе нормативных документов международной организации по стандартизации ИСО, определена сущность оценки эффективности методов и механизмов управления качеством продукции в контексте международных требований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence of estimation of efficiency of methods and mechanisms of management of products quality in the context of international requirements

Improvement and enhancement of the products quality assurance mechanism, justification, planning and successful implementation of a complex of organizational, economic and other measures to improve their consumer and technological properties require a reliable assessment of the effectiveness of existing methods and mechanisms of quality management. The article considers methodological approaches to the interpretation of the basic concepts of the process of assessing the effectiveness of functioning of quality management systems based on normative documents of the international organization for standardization of ISO, and determines the essence of evaluation of effectiveness of methods and mechanisms of product quality management in the context of international requirements.

Текст научной работы на тему «Сущность оценки эффективности методов и механизмов управления качеством продукции в контексте международных требований»

УДК 631.152:63-021.66

СУЩНОСТЬ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ И МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

П. В. РАСТОРГУЕВ, кандидат экономических наук, доцент, заведующий сектором РНУП «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси»

THE ESSENCE OF ESTIMATION OF EFFICIENCY OF METHODS AND MECHANISMS OF MANAGEMENT OF PRODUCTS QUALITY IN THE CONTEXT OF INTERNATIONAL REQUIREMENTS

P. V. RASTORGOUEV, Candidate of economic sciences, assistant professor, head of sector Institute of system research in AIC of NAS of Belarus

Совершенствование и повышение эффективности механизма обеспечения качества продукции, обоснование, планирование и успешная реализация комплекса организационно-экономических и других мероприятий по улучшению ее потребительских и технологических свойств требуют проведения достоверной оценки эффективности действующих методов и механизмов управления качеством. В статье рассмотрены методологические подходы к трактовке базовых понятий процесса оценки эффективности функционирования систем менеджмента качества на основе нормативных документов международной организации по стандартизации ИСО, определена сущность оценки эффективности

Improvement and enhancement of the products quality assurance mechanism, justification, planning and successful implementation of a complex of organizational, economic and other measures to improve their consumer and technological properties require a reliable assessment of the effectiveness of existing methods and mechanisms of quality management. The article considers methodological approaches to the interpretation of the basic concepts of the process of assessing the effectiveness of functioning of quality management systems based on normative documents of the international organization for standardization of ISO, and determines the essence of evaluation of effectiveness of methods and mechanisms of product quality management методов и механизмов управления

качеством продукции в контексте in the context of international re-международных требований. quirements.

Введение. В настоящее время, когда уровень потребительских свойств продукции во многом определяет ее конкурентоспособность, существует объективная необходимость оценки эффективности действующих методов и механизмов управления качеством как на отдельных предприятиях, так и в отраслях народного хозяйства, регионах и т. д. Для нашей страны это становится особенно актуальным в условиях функционирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС), одним из принципов которого является гармонизация нормативных требований к продукции, реализуемой на рынках стран ЕАЭС, что предполагает усиление конкуренции по качественным параметрам. В данной связи требуется создание действенных систем управления качеством продукции, способных в минимальные сроки устранить существующие проблемы в области обеспечения качества, определить причины снижения качества продукции, разработать и реализовать меры по их предотвращению в дальнейшем. Успешное решение поставленных задач обусловливает необходимость проведения своевременной и достоверной оценки эффективности методов и механизмов управления качеством продукции, что предусматривает конкретизацию ее сущности с учетом мирового опыта, в том числе рекомендаций международных организаций в части решения данной проблемы.

Анализ источников. В качестве основных материалов исследования использованы методологические рекомендации по оценке эффективности производственной деятельности в области обеспечения качества и в первую очередь нормативные документы международной организации по стандартизации ИСО (International Organization for Standardization, ISO).

Методы исследования. В процессе исследований применялись следующие методы: монографический, абстрактно-логический, сравнительного анализа и экспертных оценок.

Основная часть. При исследовании теоретико-методологических основ оценки эффективности методов и механизмов управления качеством продукции необходимо учиты-

вать подходы к определению сущности как эффективности производства и системы управления производственной деятельностью в целом, так и к оценке ее уровня.

В частности, под эффективностью производства понимают соотношение между полученными результатами производства -продукцией, услугами, с одной стороны, и затратами труда и средств производства, с другой. В качестве основных показателей эффективности предлагаются следующие:

- производительность труда;

- капиталоемкость единицы продукции;

- фондоотдача единицы основных фондов;

- материалоемкость единицы продукции;

- соотношение экстенсивных и интенсивных факторов в приросте продукции;

- конкурентоспособность выпускаемой продукции;

- срок окупаемости затрат и др. [1].

Данные показатели также могут быть использованы при проведении оценки эффективности методов и механизмов управления качеством продукции. В то же время в ряде случаев они являются достаточно агрегированными и требуют уточнения в контексте влияния процесса управления качеством продукции на эффективность производственной деятельности.

Например, конкурентоспособность произведенной продукции является достаточно емким показателем, включающим ряд оценочных критериев:

- затраты на производство и реализацию продукции;

- ценовые параметры;

- уровень конкуренции (количество поставщиков и объем аналогичной продукции конкурентов) на рынке, для которого предназначен товар;

- уровень качества и безопасности продукции и т. д.

В последнюю группу оценочных критериев входят показатели, которые одновременно применяются и для оценки эффективности методов и механизмов управления качеством продукции, являющихся частью общей системы менеджмента. В то же время на современном этапе развития системного управления

качеством и безопасностью продукции оценка эффективности его методов и механизмов является гораздо более широким понятием, чем измерение уровня качественных параметров продукции. В связи с этим в ходе исследования были рассмотрены основные подходы к определению сущности ряда понятий в обозначенной области. Так, в соответствии с СТБ ISO 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» (идентичен международному стандарту ISO 9000:2015 Quality management systems - Fundamentals and vocabulary), в международных стандартах принято различать понятия «эффективность» и «результативность»:

- эффективность (efficiency) - связь между результатом и использованными ресурсами;

- результативность (effectiveness) - степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов [2].

Исходя их данных определений, оценка эффективности предполагает использование прежде всего количественных показателей с учетом окупаемости затрат на внедрение и совершенствование системы управления качеством, в то время как оценка результативности может предусматривать применение не только вышеназванных показателей и обусловливать возможность использования метода экспертных оценок, балльной оценки достижения результата и т. д.

Такое разделение является правомерным и предусматривается с целью дифференциации показателей оценки действенности системы менеджмента качества. В то же время анализ показывает, что оценка эффективности методов и механизмов управления качеством продукции не может учитывать только одну из вышеупомянутых категорий - эффективность (efficiency), так как это сильно ограничивает область оценки и существенно снижает значимость конечных результатов.

Необходимость применения более широкого понятия «эффективность» находит свое подтверждение при анализе содержания предыдущей версии вышеназванного стандарта - СТБ ISO 9000-2006 «Системы менеджмента качества. Основные по-

ложения и словарь» (идентичен международному стандарту ISO 9000:2005 «Quality management systems. Fundamentals and vocabulary»), который более подробно трактовал взаимосвязь рассматриваемых понятий с результатами деятельности в области менеджмента качества. В данном документе понятия «результативность» и «эффективность» были отнесены к конкретным составляющим менеджмента качества (рисунок) [3].

Очевидно, что в соответствии со стандартом понятие «результативность» соотносится с оценкой улучшения качества, равно как и уровня его обеспечения, в то время как «эффективность» - только с процессом улучшения качества. Таким образом, при дифференциации рассматриваемых понятий подразумевается, что оценка эффективности относится только к определению результатов разработки и реализации комплекса конкретных мероприятий по улучшению качественных характеристик продукции в сравнении с достигнутыми или планируемыми.

В свою очередь «результативность» - понятие более широкое и относится также к той части менеджмента, которая включает традиционные методы и механизмы управления качеством и безопасностью продукции, обеспечивающие достижение планируемого уровня качества продукции и направленные на обеспечение и повышение устойчивости процесса производства конкурентоспособной продукции.

Рис. Взаимосвязь понятий «эффективность» и «результативность» с основными составляющими

элементами менеджмента качества

Из вышесказанного следует, что понятие «эффективность» в соответствии с СТБ ISO 9000-2015 в качестве аутентичного перевода использовать нецелесообразно, так как объектом исследования при оценке эффективности методов и механизмов управления качеством продукции являются не только возможности улучшения качества, но и устойчивость процесса его обеспечения. Особенно это актуально в современных условиях -на стадии формирования системного управления качеством с учетом функционирования ЕАЭС, активного процесса гармонизации соответствующих технических нормативных правовых актов, создания согласованного механизма контроля качества и безопасности продукции на территории стран-участниц интеграционного формирования и т.д.

Таким образом, как показывают исследования, понятие «эффективность» в рамках оценки системного управления качеством и безопасностью продукции является тождественным двум понятиям международных стандартов: эффективность (efficiency) и результативность (effectiveness). Уточнение данных дефиниций является необходимым в связи с существующей практикой аутентичного перевода международных стандартов с последующим принятием их в качестве государственных, что зачастую приводит к некорректным трактовкам тех или иных понятий вследствие их различной смысловой нагрузки.

В отношении понятия «оценка» следует отметить, что в основополагающих международных стандартах ISO нет четкого его определения. Условно его заменяет понятие «оценивание прогресса», которое характеризуется как оценка прогресса на основе достижения целей проекта. В части пояснения данного термина отмечено, что:

- данную оценку следует выполнять на соответствующих этапах жизненного цикла процессов проекта на основе критериев для процессов, продукции или услуги проекта;

- результаты оценивания прогресса могут привести к пересмотру менеджмента проекта [2].

Учитывая, что сравнительный анализ является только одним из методов оценки эффективности управления качеством, оце-

нивание прогресса является лишь ее частью. Вместе с тем важным является примечание о необходимости оценки на всех стадиях жизненного цикла, а также потребности разработки соответствующих критериев для оценки не только продукции, но и процессов проекта, которыми и являются отдельные методы и механизмы, структурные элементы системы менеджмента качества.

В отношении непосредственно оценки процессов менеджмента международные стандарты предусматривают необходимость уточнения следующей информации для каждого из них:

- выявлен и определен ли соответствующим образом процесс;

- распределена ли ответственность;

- внедрены и поддерживаются ли в рабочем состоянии процедуры;

- эффективен ли процесс в достижении требуемых результатов.

Соответствующая информация способствует формированию достоверных результатов оценки. При этом оценка системы менеджмента качества может различаться по области применения и включать такие виды деятельности, как:

- аудит (проверка) системы менеджмента качества (применяется для установления степени выполнения требований к системе менеджмента качества, оценки результативности и эффективности системы менеджмента качества и определения возможностей для улучшения);

- анализ системы менеджмента качества (проведение регулярной систематической оценки адекватности, эффективности и результативности системы менеджмента качества с учетом политики и целей в области качества);

- самооценка (всесторонний и систематический анализ деятельности организации и результатов по отношению к системе менеджмента качества или модели совершенства) [3].

Все перечисленные виды деятельности являются способами оценки эффективности методов и механизмов управления каче-

ством продукции, которые отвечают определенным целям и задачам ее проведения.

При оценке эффективности и результативности систем менеджмента качества большое значение придается соответствующим показателям. Как отмечается в международных стандартах ISO, факторы, которые находятся под управлением организации и крайне важны для ее устойчивого успеха, должны быть объектом измерения и идентифицироваться как ключевые показатели деятельности (Key Performance Indicators, KPI). Они должны быть выражены количественно и давать предприятию возможность:

- устанавливать измеримые цели;

- идентифицировать, осуществлять мониторинг и прогнозировать тенденции;

- предпринимать при необходимости корректирующие, предупреждающие действия и действия по улучшению.

Ключевые показатели деятельности не являются универсальными, а должны соответствовать типу и размеру предприятия, продукции, процессам и видам деятельности. Как подчеркивается в СТБ ISO 9004-2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества» (идентичен международному стандарту ISO 9004-2009 Managing for the Sustained Success of an Organization - a Quality Management Approach), при выборе таких показателей предприятие должно обеспечить получение измеримой, точной и достоверной информации, которую можно было бы использовать для выполнения корректирующих действий, когда деятельность не соответствует целям, или для повышения эффективности и результативности процесса. При этом такая информация должна учитывать:

- потребности и ожидания потребителей и других заинтересованных сторон;

- значимость для организации отдельных видов продукции как в настоящее время, так и на перспективу;

- результативность и эффективность процессов;

- результативное и эффективное использование ресурсов;

- рентабельность и финансовое состояние;

- законодательные и другие обязательные (нормативные) требования [4].

Очевидно, что оценка предполагает значительное количество показателей, отражающих все аспекты и конечные результаты функционирования элементов системы менеджмента качества, учитывая при этом и общепринятые показатели экономической эффективности, что необходимо иметь в виду при проведении соответствующего исследования. Так, в качестве финансовых и экономических выгод, которые могут быть результатом эффективного применения принципов менеджмента качества, в соответствии с СТБ ISO 10014-2011 «Менеджмент качества. Руководство по созданию финансовых и экономических выгод» (идентичен международному стандарту ISO 10014-2006 -Quality Management - Guidelines for Realization Financial and Economic Benefits), могут быть:

- повышение рентабельности и увеличение денежной выручки;

- снижение затрат;

- уменьшение сроков окупаемости инвестиций;

- повышение конкурентоспособности продукции;

- увеличение рынка сбыта продукции;

- повышение результативности принятия решений;

- оптимизация использования ресурсов;

- повышение квалификации персонала;

- оптимизация, обеспечение эффективности и результативности процессов;

- сокращение времени вывода новой продукции на рынок;

- улучшение деятельности, кредитоспособности и устойчивости организации и т.д. [5].

Их интерпретация и формализация в виде показателей оценки эффективности применительно к каждой конкретной ситуации, позволяет предприятию создать действенную основу для анализа и формирования обоснованных выводов о состоянии, необходимости и направлениях совершенствования действующих методов и механизмов управления качеством продукции.

Заключение. Процесс совершенствования системы регулирования качества и безопасности продукции предполагает актуализацию действующих, а также разработку и внедрение новых методов управления качеством, что обусловливает необходимость оперативной оценки результатов их функционирования. На основе исследований международных требований и рекомендаций по решению данной проблемы установлено, что сущность оценки эффективности методов и механизмов управления качеством продукции заключается в проведении анализа результатов функционирования всех элементов системы управления качеством (либо отдельных элементов в зависимости от цели оценки) и определении степени их соответствия установленным требованиям с целью формирования обоснованных выводов об эффективности процесса обеспечения качества на основе соответствующих оценочных критериев.

Список литературы

1. Гусаков, В. Г. Аграрная экономика: термины и определения: энцикл. справ. / В. Г. Гусаков, Е. И. Дереза. - Минск: Белорус. наука, 2008. - 576 с.

2. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь: СТБ ISO 9000-2015. - Введ. 01.03.16. - Минск: Белорус. гос. ин-т стандартизации и сертификации, 2015. - 58 с.

3. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь: СТБ ISO 9000-2006. - Введ. 01.05.07. - Минск: Белорус. гос. ин-т стандартизации и сертификации, 2006. - 31 с.

4. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества: СТБ ISO 9004-2010 - Введ. 01.01.11. -Минск: Белорус. гос. ин-т стандартизации и сертификации, 2011. - 52 с.

5. Менеджмент качества. Руководство по созданию финансовых и экономических выгод: СТБ ISO 10014-2011. - Введ. 01.06.12. - Минск: Белорус. гос. ин-т стандартизации и сертификации, 2012. - 36 с.

Информация об авторе

Расторгуев Петр Владиславович - кандидат экономических наук, доцент, докторант, заведующий сектором качества Республиканского научного унитарного предприятия «Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси». Информация для контактов: тел. (раб.) +375 17 398 24 94

Материал поступил в редакцию 27.02.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.