УДК63-021.66:0056 (476)
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
В БЕЛАРУСИ П.В. РАСТОРГУЕВ, кандидат экономических наук, доцент Государственное предприятие «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси»
DEVELOPMENT PROSPECTS OF QUALITY AND SAFETY MAINTENANCE SYSTEM OF PRODUCTION IN BELARUS
P.V RASTORGUEV, Candidate of Economics, associate professor The State Enterprise «The Institute of System Research in Agroindustrial Complex of the National Academy of Sciences of Belarus»
Формирование эффективной системы обеспечения качества и безопасности аграрной продукции является одной из наиболее важных функций современного механизма государственного регулирования АПК. В статье определены приоритетные направления совершенствования системы обеспечения качества и безопасности сельскохозяйственной продукции в Республике Беларусь, рассмотрен комплекс необходимых организационно-экономических мер, реализация которого направлена на решение поставленной задачи.
The formation ofthe effective system of the quality and safety maintenace system ofagricultural product is one of the most important functions of the state regulation mechanism in the Agroindustrial Complex. The main directions ofdevelopment of the quality and safety maintenace system of agricultural product in the Republic of Belarus are determined in article. The complex of necessary organizational and economic measures is considered.
Введение. В последние годы в Республике Беларусь создана достаточная материально-техническая база, разработана и обновлена документация по нормативно-технологическому обеспечению, соблюдение требований которой позволяет производить качественную продукцию, безопасную для здоровья населения.
В то же время организационно-экономический механизм не в полной мере обеспечивает решение данной проблемы, в результате чего значительно снижен экспортный потенциал. Отсутствие системного управления качеством и безопасностью продукции в сельскохозяйственных организациях стало причиной низких темпов улучшения ее потре-
бительских и технологических свойств. В связи с этим в ближайшие годы требуется обеспечить устойчивое развитие производства аграрной продукции, соответствующей современным требованиям мирового рынка по показателям безопасности и качества.
Основная часть. Предметом исследований являлись современные методы и механизмы обеспечения качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, нормативная правовая документация по стандартизации, содержание и требования которых направлены на обеспечение качества продукции. В качестве основных методов исследований использовались: монографический, сравнительного анализа, экспертных оценок, абстрактно-логический.
Как показали исследования, формирование эффективной системы обеспечения качества и безопасности сельскохозяйственной продукции в республике предполагает реализацию следующих основных направлений ее совершенствования.
1. Формирование системы правового обеспечения, ориентированной на рыночные механизмы регулирования качества и ответственности за безопасность сельскохозяйственной продукции.
В отношении качества и безопасности отдельных видов пищевых продуктов требуется разработка и принятие специальных законодательных актов. Развитие законодательства в области правового обеспечения качества пищевых продуктов сегодня идет по пути принятия специальных законов по основным видам сельскохозяйственной продукции. В частности, совершенствование механизма правового обеспечения безопасности в соответствии с международными требованиями предполагает разработку и ввод в действие технических нормативных правовых актов, регулирующих вопросы обеспечения безопасности таких видов продукции, как молоко и молочная продукция, мясо и мясная продукция и т. д.
Интеграция и создание общего аграрного рынка в рамках постсоветских стран потребуют дальнейшей гармонизации национальных механизмов государственного надзора и контроля качества и безопасности аграрной продукции, ветеринарных и фитосанитарных требований и норм. В области совершенствования правового обеспечения основными направлениями решения данной проблемы являются следующие.
Разработка единого согласованного регламента инспекций и аттестации предприятий - экспортеров аграрной продукции. Необходимо согласовать и утвердить единый и общепризнанный во всех заинтересованных государствах механизм инспекционных проверок условий производства экспортируемой продукции, перечень требований, которые должны
предъявляться предприятиям в соответствии с международными требованиями и рекомендациями Международного Эпизоотического Бюро (МЭБ).
Согласование ветеринарно-санитарных требований и норм стран-участников. Основой при этом должны служить ветеринарно-санитар -ные требования и нормы, принятые в постсоветских странах. Принятие единых санитарно-ветеринарных норм в рамках Сообщества создаст соответствующую правовую основу и значительно облегчит гармонизацию нормативных документов для аттестаций, проверок при проведении экспортно-импортных операций.
2. Разработка, внедрение и сертификация систем качества и обеспечения безопасности продукции в сельском хозяйстве на основе международных требований.
Общие принципы системы ХАССП и руководства по ее разработке и внедрению изложены в соответствующих международных и отечественных документах по стандартизации [1, 2]. В то же время каждая отрасль имеет свою специфику, которая предполагает необходимость конкретизации имеющихся рекомендаций. Учитывая, что в республике преобладает крупнотоварное сельскохозяйственное производство, необходимо внедрение современных систем управления качеством и безопасностью в сельскохозяйственных предприятиях. Низкие темпы внедрения принципов ХАССП в сельском хозяйстве, в первую очередь, в животноводстве, приводят к высокой степени риска производства продукции с повышенным содержанием вредных веществ и необходимости дополнительного контроля и административного вмешательства со стороны государственных органов управления АПК.
Предварительными условиями, реализация которых необходима для формирования в республике эффективного механизма внедрения и применения системы ХАССП в сельском хозяйстве, являются:
определение стратегии и разработка плана внедрения системы ХАССП в крупнотоварном сельскохозяйственном производстве;
разработка методических руководств по внедрению и применению системы ХАССП в отдельных отраслях сельского хозяйства;
информационное обеспечение процесса разъяснения целей, задач и преимуществ внедрения и применения системы ХАССП;
создание механизма стимулирования процесса внедрения систем ХАССП в сельскохозяйственном производстве;
создание пилотных проектов внедрения системы ХАССП при производстве продукции животноводства [3].
3. Создание эффективного механизма управления качеством сельскохозяйственной продукции на основе договорных критериев предприятий АПК.
В республике действует еще недостаточно эффективная система регулирования взаимоотношений предприятий АПК в области качества сельскохозяйственной продукции. Гарантией производства безопасной продукции с высокими потребительскими свойствами является использование на предприятиях нормативно-технологической документации. Поощрение и содействие ее применению должно обеспечиваться на уровне договорных отношений. Однако, как правило, перерабатывающие предприятия недостаточно активно используют данные возможности.
В связи с этим совершенствование механизма управления качеством сельскохозяйственной продукции на основе договорных критериев предприятий АПК предполагает, что обязательным приложением к контрактам должно быть описание технологического процесса производства конкретного вида сельскохозяйственной продукции, выполнение ко -торого, за исключением наступления форс-мажорных обстоятельств (в том числе и неблагоприятных климатических условий), гарантирует производство доброкачественной продукции с высокими потребительскими и технологическими свойствами. Данное приложение должно являться неотъемлемой частью контракта и содержать требования ко всем технологическим операциям, их параметрам и срокам проведения.
Основным документом, лежащим в основе условий договора в отношении технологии производства сельскохозяйственной продукции, должны быть отраслевые регламенты [4], [5].
Все это обеспечит переход сельскохозяйственных организаций и перерабатывающих предприятий на контракты производственного типа.
4. Оптимизация перечня контролируемых показателей качества и безопасности сельскохозяйственной продукции в соответствии с требованиями мирового рынка и формирования соответствующей системы контроля.
Данная работа предусматривает развитие системы обеспечения качества и безопасности по следующим направлениям.
Гармонизация перечня показателей качества и безопасности для всей продукции, в том числе и реализуемой на внутреннем рынке, в соответствии с требованиями, предъявляемыми в Европейском союзе, странах - потенциальных импортерах отечественной аграрной продукции.
В настоящее время на соответствие требованиям, предъявляемым в странах ЕС, контролируется только продукция животноводства, идущая на экспорт в данный регион [6]. Однако продукция, реализуемая на внутреннем рынке, контролируется на безопасность по традиционным схемам.
В растениеводстве основным документом по проведению контроля безопасности продукции до сих пор является руководящий до-
кумент РД РБ 0215.07-99 МСХП РБ «Порядок осуществления контроля за безопасностью растениеводческой продукции». Настоящий документ определяет общий порядок осуществления контроля содержания в растениеводческой продукции потенциально опасных веществ для здоровья и жизни людей [7]. Необходима актуализация его требований, а также гармонизация с аналогичными требованиями ЕС, других зарубежных стран, в том числе России.
Разработка новых технических нормативных правовых актов по оценке качества продукции. На современном этапе оценка качества отечественной сельскохозяйственной продукции, как основного составляющего элемента ее конкурентоспособности, во многом затруднена вследствие различных показателей, используемых при ранжировании продукции на различные категории качества. Недостаточный уровень гармонизации национальных нормативных документов по стандартизации с международными аналогами не позволяет в полной мере обеспечить защиту интересов сельскохозяйственных производителей на мировом рынке.
5. Создание эффективной системы мотивации производства продукции с высокими потребительскими и технологическими свойствами, безопасной для здоровья человека.
Современный экономический механизм мотивации качества ограничивается, как правило, дифференциацией закупочных и договорных цен в зависимости от качества сырья и продукции и слабо стимулирует процесс улучшения потребительских и технологических свойств.
Дифференциация цен на сельскохозяйственную продукцию и сырье в зависимости от качества требует совершенствования с целью усиления их роли в стимулировании процесса улучшения качества продукции. При дифференциации цен необходимо придерживаться ряда принципов. Основные из них следующие:
при расчете цен на сельскохозяйственное сырье должны учитываться затраты на производство и переработку, а также цена конечной продукции с учетом ее качества, то есть технология переработки сырья;
при закупке продукции, не требующей переработки, при дифференциации цен следует ориентироваться на нормативные затраты на повышение качества сырья;
обязательным является комплексный учет всех качествообразующих факторов, влияющих на качество конечной продукции и объем затрат на переработку;
дифференциация цен на продукцию в зависимости от ее качества с учетом ориентации на потребителя.
При этом на современном этапе фактически остаются незадейство-ванными и должны получить развитие другие методы регулирования (стимулирование внедрения и соблюдения интенсивных технологий производства сельскохозяйственной продукции, поощрение стабильности производства сельскохозяйственной продукции высокого качества и достижений в области обеспечения его качества и т. д.).
6. Формирование комплексного механизма информационной поддержки инновационной деятельности в сельскохозяйственных предприятиях с целью обеспечения качества и безопасности произведенной сельскохозяйственной продукции.
Информационное обеспечение инновационной деятельности предполагает создание системы мониторинга качества и потребительских свойств сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с Законом «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека», органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в пределах их компетенции обеспечивают и проводят мониторинг в целях определения основных направлений государственной политики в области обеспечения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, охраны здоровья населения, разработки мер по предотвращению поступления в оборот некачественных и опасных для жизни и здоровья человека продовольственного сырья и пищевых продуктов, материалов и изделий [8].
В то же время мониторинг качества аграрной продукции в настоящее время практически не ведется. Это объясняется тем, что ни в законе, ни в каком-либо другом нормативном правовом акте не определены органы государственного управления, ответственные за конкретные направления реализации данной работы.
В связи с этим необходимы централизация и упорядочение работы по проведению мониторинга ее качества и потребительских свойств и принятие соответствующего постановления Совета Министров.
Заключение. Формирование эффективной системы обеспечения качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, отвечающей современным требованиям и гарантирующей устойчивое производство продукции, безопасной для здоровья населения, требует реализации комплекса организационно-экономических мероприятий в рамках следующих направлений:
формирование системы правового обеспечения, ориентированной на рыночные механизмы регулирования качества и ответственности за безопасность сельскохозяйственной продукции;
разработка, внедрение и сертификация систем качества и обеспечения безопасности продукции в сельском хозяйстве;
создание эффективного механизма управления качеством сельскохозяйственной продукции на основе договорных критериев предприятий АПК;
оптимизация перечня контролируемых показателей качества и безопасности сельскохозяйственной продукции в соответствии с требованиями мирового рынка и формирования соответствующей системы контроля;
создание эффективной системы мотивации производства продукции высокого качества и безопасной для здоровья человека;
формирование комплексного механизма информационной поддержки инновационной деятельности в сельскохозяйственных предприятиях с целью обеспечения качества и безопасности произведенной сельскохозяйственной продукции.
Список литературы
1. Кодекс Алиментариус. Гигиена пищевых продуктов. Базовые тексты / Пер. с англ. - 3-е изд. - М.: Издательство «Весь мир», 2006. - 76 с.
2. Системы качества. Управление качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе анализа рисков и критических контрольных точек. Общие требования: СТБ 1470-2004. - Введ. 30.06.04. - Минск: : Белорус. гос. ин-т стандартизации и сертификации, 2004. - 14 с.
3. Методические предложения по использованию системы ХАССП в сельскохозяйственном производстве / П.В Расторгуев [и др.]; Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси. - Минск, 2009. - 36 с.
4. Организационно-технологические нормативы возделывания сельскохо -зяйственных культур: сб. отраслевых регламентов / НАН Беларуси, Ин-т аграрной экономики; разраб. В.Г. Гусаков [и др.]. - Минск: Белорус. наука,
2005. - 460 с.
5. Организационно-технологические нормативы производства продукции животноводства и заготовки кормов: сб. отраслевых регламентов / НАН Беларуси, Ин-т экономики НАН Беларуси, Центр аграрной экономики; разраб. В.Г. Гусаков [и др.]. - Минск: Белорус. наука, 2007. - 283 с.
6. Правила осуществления контроля за содержанием вредных веществ и их остатков в живых животных и продукции животного происхождения при экспорте их в страны Европейского союза / М-во сельского хозяйства и продовольствия Респ. Беларусь; А.М. Аксенов [и др.]. - Витебск: УО «ВГАВМ»,
2006. - 38 с.
7. Порядок осуществления контроля за показателями безопасности растениеводческой продукции: Руководящий документ Министерства сельского хозяйства и продовольствия // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. -1999. - № 70. - 8/1666.
8. О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека: Закон Респ. Беларусь, 29 июня 2003 г. № 217-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2003. - №№ 79. - 2/966.
Информация об авторе
Расторгуев Пётр Владиславович - кандидат экономических наук, доцент, заведующий сектором качества Государственного предприятия «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси». Информация для контактов: тел. (раб.) +375-17-2783220. E-mail: rastorgouev-pv@rambler.ru.
Дата поступления статьи - 25 апреля 2011 г.