Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
402
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное предпринимательство / стратегия организации / менеджмент / целеполагание / предпринимательство / social entrepreneurship / organization strategy / management / goal setting / entrepreneurship

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А В. Полянин, Л И. Кулакова

В современном обществе социальное предпринимательство играет значимую роль. Обеспечение методическим инструментарием стратегического развития социального предпринимательства является востребованным и актуальным. Авторами в статье представлены цели, принципы и системные задачи стратегического управления в организациях осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность на основе принципов социального предпринимательства. Выявлены и проанализированы основные факторы, оказывающие влияние на формирование и реализацию управленческой стратегии социального предпринимателя. Представлены этапы разработки, формирования и реализации стратегии управления в организациях осуществляющих финансово -хозяйственную деятельность на основе принципов социального предпринимательства. Проведен качественный анализ формирования портфеля стратегических альтернатив на основе взаимосвязанных этапов управленческой стратегии. Представлена концептуальная схема взаимосвязи цели и задач реализации стратегии управления в организациях осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность на основе принципов социального предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC ASPECTS OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP

In modern society, social entrepreneurship plays a significant role. Providing methodological tools for the strategic development of social entrepreneurship is in demand and relevant. The authors in the article present the goals, principles and systemic tasks of strategic management in organizations carrying out financial and economic activities based on the principles of social entrepreneurship. The main factors influencing the formation and implementation of the management strategy of a social entrepreneur are identified and analyzed. The stages of development, formation and implementation of a management strategy in organizations carrying out financial and economic activities based on the principles of social entrepreneurship are presented. A qualitative analysis of the formation of a portfolio of strategic alternatives based on interrelated stages of management strategy has been carried out. The conceptual diagram of the relationship between the goals and objectives of the implementation of the management strategy in organizations carrying out financial and economic activities based on the principles of social entrepreneurship is presented.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

5. Goncharova N.A. Support measures for small businesses in the context of the coronavirus pandemic. Goncharova // Economics and Entrepreneurship. - 2020. - No. 7 (120). - S. 675-679.

6. Mullinova, S. A. Strategic priorities for the development of the agro-industrial complex in modern conditions / S. A. Mullinova, S. V. Kesyan // New science: experience, traditions, innovations. - 2016. - No. 10-1. - S. 155-158.

7. Normova T.A. Impact of COVID-19 on the Russian economy and measures to combat it / T.A. Normova, A.V. Starodubtseva, A.A. Nersesyan // Natural and humanitarian research, 2020. - № 30 (4). - S. 129-131.

DOI: 10.24412/2687-0991-2021-11198

А.В. Полянин - д.э.н., профессор кафедры менеджмента и государственного управления, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, polyanin.andrei@yandex.ru,

A.V. Polyanin - Doctor of Economics, Professor of the Department of Management and Public Administration, Central Russian Institute of Management - branch of RANEPA;

Л.И. Кулакова - к.э.н., декан экономического факультета, Дальневосточный филиал ВАВТ, milakulak@mail.ru,

L.I. Kulakova - Candidate of Economic Sciences, Dean of the Faculty of Economics, Far Eastern Branch of the VAVT.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА STRATEGIC ASPECTS OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP

Аннотация. В современном обществе социальное предпринимательство играет значимую роль. Обеспечение методическим инструментарием стратегического развития социального предпринимательства является востребованным и актуальным. Авторами в статье представлены цели, принципы и системные задачи стратегического управления в организациях осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность на основе принципов социального предпринимательства.

Выявлены и проанализированы основные факторы, оказывающие влияние на формирование и реализацию управленческой стратегии социального предпринимателя. Представлены этапы разработки, формирования и реализации стратегии управления в организациях осуществляющих финансово -хозяйственную деятельность на основе принципов социального предпринимательства. Проведен качественный анализ формирования портфеля стратегических альтернатив на основе взаимосвязанныхэтапов управленческой стратегии. Представлена концептуальная схема взаимосвязи цели и задач реализации стратегии управления в организациях осуществляющих финансово -хозяйственную деятельность на основе принципов социального предпринимательства.

Abstract. In modern society, social entrepreneurship plays a significant role. Providing methodological tools for the strategic development of social entrepreneurship is in demand and relevant. The authors in the article present the goals, principles and systemic tasks of strategic management in organizations carrying out financial and economic activities based on the principles of social entrepreneurship.

The main factors influencing the formation and implementation ofthe management strategy of a social entrepreneur are identified and analyzed. The stages of development, formation and implementation of a management strategy in organizations carrying out financial and economic activities based on the principles of social entrepreneurship are presented. A qualitative analysis ofthe formation of a portfolio of strategic alternatives based on interrelated stages of management strategy has been carried out. The conceptual diagram ofthe relationship between the goals and objectives of the implementation ofthe management strategy in organizations carrying out financial and economic activities based on the principles of social entrepreneurship is presented.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, стратегия организации, менеджмент, целеполага-ние, предпринимательство.

Keywords: social entrepreneurship, organization strategy, management, goal setting, entrepreneurship.

Социальное предпринимательство во многих странах мира получает мощную государственную и общественную поддержку, являясь воплощением общественных запросов населения. Именно организации, работающие в ракурсе социального предпринимательства, а не социальные предприятия отражают наиболее точно социальные запросы общества с одной стороны и потребности в коммерциализации и эффективной хозяйственной деятельности предпринимателя с другой стороны. Многие ученые обосновали и предложили определения социального предпринимательства и различные классификационные признаки. Бесспорность существования и востребованность такого вида хозяйственной деятельности как социальное предпринимательство очевидна. Актуальным представляется рассмотреть основные стратегические аспекты деятельности такого рода организаций. Основой для формирования стратегических планов будет являться четкое, предельно ясное и соответствующее социальной миссии организации определение целей с соблюдение базовых принципов социального предпринимательства (рисунок 1).

В тоже время стратегия во время своего формирования и реализации в любой организации осуществляющей деятельность на принципах социального предпринимательства, помимо заранее спланированных действий имеет явно выраженный вероятностный характер, так как управленческие решения для достижения соци-

ального эффекта принимаются под воздействием стохастических явлений и событий.

Основные цели стратегии управления в социальном предпринимательстве

Основные принципы стратегии управления в социальном предпринимательстве

□ □ □ □ □ □ □ □

- удовлетворение потребностей в ресурсах в соответствии с перпективами развития

- обеспечение полного раскрытия способностей сотрудников при создании социальных благ

- командообразование и высокий приоритет развития лидерства на ключевых должностях

- повышение квалификации персонала и формирование высокой внутренней динамики

- эффективные системы коммуникаций между управленцам и рядовыми сотрудниками

- создание механизмов борьбы с последствиями психологического восприятия соиальных перемен

-создание возможностей эффективной реализации интеллектуального и трудового потенциала персонала

- гибкая система организации работ сотрудников, система адаптации к внешним социальным явлениям

□ □ □ □ □ □ □ □

- перспективность и долго срочность новых проектов направленных на развитие социальных направлений

- направленность управленческих воздействий на изменение соиально-общественных отношений

- альтернативность выбора в зависимости от состояний внешней и внутренней среды

- постоянный контроль за выполнение задач, своевременное внесение изменений в социальный продукт

- справедливая политика по мотивациии оценке результатов каждого работника

- участие работников и рабочих групп в решении проблем и приянтие управленческих решений

- делегирование полномочий подчиненным, поощрение инициативности и самостоятельности

- функционирование разветвленной системы коммуникащш, интеграция в социальном взаимодействии

Рисунок 1 - Основные цели и принципы стратегии социального предпринимательства

Целей у организации, осуществляющей деятельность на основе принципов социального предпринимательства может быть несколько, но генеральной целью управления будет создание высокопрофессионального коллектива единомышленников нацеленного на создание общественных благ и получение социального эффекта. По сути управленческие стратегии в социальном предпринимательстве базируются на полном раскрытии личных способностей сотрудников, направленных на социально-общественное развитие и удовлетворения своих социально -общественных потребностей посредством осуществления предпринимательской деятельности и коммерциализации социального эффекта от коммерческой деятельности организации.

Эвентуальная управленческая стратегия для каждого конкретного вида социального предпринимательства будет обусловлена не только предполагаемым социальным эффектом, но и прежде всего личными целями предпринимателя. В социальном предпринимательстве дуальность стратегического управления выр а-жается в противоречии и взаимосвязи двухвзаимно пересекающихся направлений деятельности. То есть конкретные функции управления, построенные на основе коммерческой деятельности взаимопересекаются с компонентами создания социальных благ, построенных на личностных ценностях и социальной адаптации индивидов. Эта особенность проявляется в том, что ресурсы и их воспроизводство относятся материальной сферы и они конечны (срок использования, износ) и их нужно максимально коммерциализировать, а личностные ценности имеют духовную природу и не подлежат количественной оценки и по свое природе материализоваться не могут. Таким образом обеспечение, развитие и реализация стратегий носят двойной характер и в некоторыхслучаяхбудут дополнять, а в других будут противодействовать друг другу. Таким образом основные факторы, влияющие на стратегическое управление в организациях осуществляющих хозяйственную деятельность на основе принципов социального предпринимательства, будут иметь и количественную и качественную составляющие (рисунок 2).

Особое внимание в социальном предпринимательстве при формировании управленческой стратегии должно обращаться на внутреннюю среду организации, в частности на структуру персонала и кадровый потенциал организации, так как именно индивидуальные способности и компетенции сотрудников позволяют создавать социально общественные блага и получать социальный эффект от предпринимательской деятельности.

Таким образом каждый сотрудник рассматривается не с точки зрения традиционного управления персоналом, а с точки зрения его личностных приоритетов, воспитания, психологических особенностей, культурных общественно -социальных ценностей.

внешняя среда

Общие: факторы международного характера, политические факторы, экономические факторы, социально-демографические факторы;

Частные: правовые факторы, экологические факторы, природно-климатические факторы, научно-технические факторы, культурные факторы

непосредственное окружение

местный рынок труда и его структура; социальная политика конкурентов; инфраструктура и потребители;

качество внешней среды и уровень здравоохранения; уровень образования и культура населения; транспорт, связь и коммунальное хозяйство

внутренняя среда

• принципы, методы и стиль управления;

• структура персонала и кадровый потенциал;

• личностные ориентиры предпринимателя;

• структура зананий. компетенций, навыков персонала;

• социальные запросы общества;

• меры социальной защиты;

• финансовые возможности организации;

• организационная культура и социальное поведение;

• система организации создания социального эффекта

Рисунок 2 - Группировка факторов, оказывающих основные влияние на формирование стратегии управления в социальном предпринимательстве

Стратегия управления в социальном предпринимательстве должна компоноваться из нескольких блоков и состоять из последовательных этапов взаимосвязанных и взаимоувязанных друг с другом (рисунок 3).

Предварительный этап.

{ Миссия организации <--* Стратегические цели организации {

Общая стратегия организации (социально-орингировання)

1 этап. Стратегический анализ в сфере социального предпринимательства

Анализ внешних факторов влияющих на на социальное предпринимательство Анализ внутренних факторов влияющих на социальное предпринимательство

Я/

2 этап. Разработка стратегических алы стра гернатив по отдельным составляющим пегии

1) Устранение внешних угроз 2) Ликвидация слабых звеньев внутри организации 3) Направления и методы развития персонала 1) Оптимальное использование ресурсов 2 ) Коммерциализация по социатьно значимым направлениям 3) Формы мотивации и стимулирования

\/

3 этап. Выбор стратегии управления как функциональной стратегии с учетам социально значимых ориентиров

1) Соответствие стратегии организации 2) Наличие достаточных ресурсов 3) Временные ограничения 1) Оценка личностных качеств сотрудников 2) Уровень компетентности работников 3) Гибкость стратегии

4 этап. Реализация стратегии управления социальньш предпринимательством

Со ставленые

плана реализации стратегии

Координация действий по реализации стратегии

Внесение изменений е организационную структуру и функционал

Контроль за реализацией и

устранения с опр отивл ения изменениям

Корректировка стратегии при необходимо сти

Рисунок 3 - Поэтапная стратегия управления в социальном предпринимательстве

На предварительном этапе управленческой стратегии необходимо обозначит значимые задачи социального предпринимательства применительно к конкретной организации и сформулировать миссию организации для решения социально значимых задач. Базовым в стратегии является первый этап, на котором происходит как качественный, так и количественный анализ внутренней среды, непосредственного окружения и внешней среды с учетом социально значимых ориентиров развития. На данном этапе необходимо не только собрать наибольший объем информации о тенденциях и процессах, влияющих на предпринимательскую деятельность, но и проанализировать социально-общественную обстановку и выявить социальные запросы общества или его отдельных категорий.

Особое внимание необходимо уделить разработке стратегических альтернатив. В отличие от коммерческого предпринимательства, здесь акцент делается не на максимально возможное получение коммерческого эффекта, а на оптимальное использование ресурсов в коммерческой деятельности с целью получения социального эффекта. Таким образом на данном этапе возникает необходимость определения не максимума, а оптимума на основе многовариантности стратегического развития. В социальном предпринимательстве необходимо формировать портфель стратегических альтернатив с точки зрения максимального использования возможностей непосредственного окружения и оптимального использования внутренних резервов, с учетов основных социальных проявлений внешней среды.

На третьем этапе определения функционала стратегии необходимо уделить внимание оценке личностных и психологических качеств сотрудников, их социальных ориентиров, оценить уровень их компетентности. А также необходимо точно распределить во времени имеющиеся ресурсы с точки зрения пространственно локализованных экономических систем с применением принципов agile-менеджмента.

На четвертом этапе при реализации управленческой стратегии необходимо вначале внести необходимые изменения в организационную структуру и конкретно распределить функционал между сотрудниками с учетом социально значимых ориентиров. Определить порядок действий при координации и непосредственно реализации стратегии. Осуществлять корректировку стратегии только по мере необходимости с учетом временных лагов, так как проявление социального эффекта и создание социального блага имеет накопительный эффект и проявляется в полной мере по истечении определенного времени.

Итогом реализации управленческой стратегии в социальном предпринимательстве должно быть решение всех взаимосвязанных задач по получению социального эффекта (рисунок 4).

Рисунок 4 - Концептуальная схема управленческой стратегии в социальном предпринимательстве

Концептуальная схема взаимосвязи цели и задач реализации стратегии управления в организациях осуществляющих финансово -хозяйственную деятельность на основе принципов социального предпринимательства отражает приоритетность основных организационных моментов в их деятельности. При этом важнейшим аспектом является взаимоувязка управленческихрешений с внутриорганизационными процессами с целью получения социального эффекта.

Источники:

1. Барсуков Д.П. Алгоритм создания социально ориентированной предпринимательской структуры / Барсуков Д.П., Полянин А.В., Соболева Ю.П. // Петербургский экономический журнал. 2019. № 2. С. 112-120.

2. Белолипецкая А.Е. Тенденции управления персоналом в условиях цифровой трансформации экономики и бизнес -процессов / Белолипецкая А.Е., Головина Т.А., Полянин А.В. // Труд и социальные отношения. 2020. № 4. С. 65 -80.

3. Докукина И.А. Основные направления совершенствования распределения организационных задач в условиях публичного управления / Докукина И.А., Полянин А.В., Тарновский В.В. // Власть и управление на Востоке России. 2020. № 2 (91). С. 51 -65.

4. Морковина С.С. Региональный инструментарий поддержки малого предпринимательства / Морковина С.С., Матвеева К.А. // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2018. Т. 6. № 2 (38). С. 292-296.

5. Парахина Л.В. Превентивная система риск-менеджмента в деятельности предпринимательских структур / Парахи-на Л.В., Щеголев А.В., Головина Т.А. // Вестник Академии знаний. 2018. № 4 (27). С. 202-209.

6. Полянин А.В. Обоснование применения agile технологий в менеджменте предпринимательских структур и публичном управлении / Полянин А.В. // Вестник Академии знаний. 2019. № 4 (33). С. 8-14.

7. Проняева Л.И. Управление развитием малого предпринимательства в регионе / Проняева Л.И., Федотенкова О.А. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2020. Т. 16. № 3 (384). С. 496-518.

8. Соболева Ю.П. Концептуальные основы формирования и развития региональных систем предпринимательства / Соболева Ю.П., Полянин А.В. // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2019. Т. 9. № 3 (32). С. 74-85.

9. Суровнева А.А. Особенности менеджмента некоммерческих организаций / Суровнева А.А., Полянин А.В., Головина Т.А. // Труд и социальные отношения. 2017. № 4. С. 33 -48.

References:

1. Barsukov D. P. Algorithm for creating a socially oriented entrepreneurial structure / Barsukov D. P., Polyanin A.V., Sob-oleva Yu. P. / / St. Petersburg Economic Journal. 2019. No. 2. pp. 112-120.

2. Belolipetskaya A. E. Trends in personnel management in the conditions of digital transformation of the economy and business processes / Belolipetskaya A. E., Golovina T. A., Polyanin A.V. / / Labor and social relations. 2020. No. 4. pp. 65-80.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Dokukina I. A. The main directions of improving the distribution of organizational tasks in the conditions of public administration / Dokukina I. A., Polyanin A.V., Tarnovsky V. V. / / Power and management in the East of Russia. 2020. No. 2 (91). pp. 51-65.

4. Morkovina S. S. Regional tools for supporting small businesses / Morkovina S. S., Matveeva K. A. / / Actual directions of scientific research of the XXI century: theory and practice. 2018. Vol. 6. No. 2 (38). pp. 292-296.

5. Parakhina L. V. Preventive system of risk management in the activity of entrepreneurial structures / Parakhina L. V., Shchegolev A.V., Golovina T. A. / / Bulletin of the Academy of Knowledge. 2018. No. 4 (27). pp. 202-209.

6. Polyanin A.V. Substantiation of the use of agile technologies in the management of entrepreneurial structures and public management / Polyanin A.V. / / Bulletin of the Academy of Knowledge. 2019. No. 4 (33). pp. 8-14.

7. Pronyaeva L. I. Management of small business development in the region / Pronyaeva L. I., Fedotenkova O. A. / / National interests: priorities and security. 2020. Vol. 16. No. 3 (384). pp. 496-518.

8. Soboleva Yu. P., Polyanin A.V., Conceptual foundations of the formation and development of regional business systems, Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Series: Economics. Sociology. Management. 2019. Vol. 9. No. 3 (32). pp. 74-85.

9. Surovneva A. A. Features of management of non-profit organizations / Surovneva A. A., Polyanin A.V., Golovina T. A. / / Labor and social relations. 2017. No. 4. pp. 33-48.

DOI: 10.24412/2687-0991-2021-11199

М.В. Смольнякова - доцент кафедры бухгалтерского учета, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет,

M.V. Smolnyakova - Associate Professor of the Department of Accounting, Candidate of Economic Sciences, Kuban State Agrarian University;

А.Н. Кобыленко - студент, Кубанский государственный аграрный университет,

A.N. Kobylenko - student, Kuban State Agrarian University.

ВЛИЯНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ЛИКВИДНОСТЬ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА ОРГАНИЗАЦИИ IMPACT OF ACCOUNTING POLICIES ON THE LIQUIDITY OF AN ORGANIZATION'S BALANCE

Аннотация. В данной статье рассмотрен такой важный инструмент бухгалтерского учета как учетная политика экономического субъекта с позиций возможных ее влияний на оценку ликвидности баланса. Проанализировано влияние возможных аспектов учетной политики на стоимостную оценку основных статей бухгалтерского баланса, включаемых в состав общепринятых группировок активов и пассивов для целей установления ключевых соотношений в оценке ликвидности бухгалтерского баланса. Определено влияние учетных оценок на изменения в соотношениях различных групп активов и пассивов. Выделены аспекты учетной политики повышающие, либо снижающие ликвидность баланса, а также те, которые влияют исключительно на характеристику оценки. Указана значимость экономически обоснованного подхода к отбору положений учетной политики на этапе ее формирования хозяйствующим субъектом.

Abstract. This article discusses such an important accounting tool as the accounting policy of an economic entity from the standpoint ofits possible impact on the assessment ofbalance sheet liquidity. The influence of possible aspects of accounting policy on the valuation of the main items of the balance sheet included in the generally

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.