5. Gorshenin V.P. Criteria and indicators of the innovative potential of the personnel of the corporation // Innovations. Chelyabinsk: Transfer. - 2006. - No. 4. - P.115-119
6. Long V.I. Strategy for the development of human resources in the region: monograph. - Saratov: KuBiK, 2009. - 83 p.
7. Ilyin V.A. Intellectual resources as a factor of innovative development // Economic and social changes: facts, trends, forecasts. - 2010. - No. 3. - P.14-25
8. Koritsky A.V. The origins and main provisions of the theory of human capital // Creative Economy. - 2007. - No. 5. - S.87-92
9. Korchagin Yu.A. Russian human capital: a factor of development or degradation? - Monograph. - Voronezh: ЦИРЭ, 2005. - 252 p.
10. Misakov A.V. Some aspects of the development of the institutional environment of the agri-food complex // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2015. - No. 4 (66). - S. 92-98.
11. Misakov V.S. Development of financial analysis at the investment stage // Statistics issues. - 2002. - No. 2. - P. 47.
12. Misakov V.S. Comparison as a general scientific method of cognition // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - p.16
13. Misakov V.S. Functional and cost analysis of construction time frames // Accounting. - 1985. - No. 8. - C.0
14. Treshchevsky Yu.I. Management of innovative development of socio-economic systems: methodological aspects // Vestnik VSU. Series: Economics and Management. - 2012. - No. 2. - S.149-154
15. Uyanaev B.B., Misakov V.S. A new model for the development of rural areas and ensuring food security // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - No. 3 (65). - 135-140.
16. Sharaev Yu.V. Economic growth theory. - M .: GU HSE, 2006. - 256 p.
DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10472
О.В. Леонова - доцент кафедры экономики и экономической безопасности, к.э.н, доцент Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, [email protected],
O.V. Leonova - assistant professor of the department of economics and economic security, аssistant professor Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA;
Д.В. Колесников - аспирант кафедры менеджмента и государственного управления, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, [email protected],
D.V. Kolesnikov - graduate student of the department of management and public administration, Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA.
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА:
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ SOCIALLY ORIENTED STRATEGIC PLANNING OF REGIONAL DEVELOPMENT: ORGANIZATIONAL
AND METHODOLOGICAL ASPECT
Аннотация. В статье исследуются содержание и методы стратегического планирования социально-экономического развития региона. Обосновывается важное значение социально ориентированного подхода к выбору долгосрочных векторов развития локальных территорий. Авторами сделан вывод о том, что социально ориентированная стратегия развития направлена на сохранение сильных и укрепление слабых сторон в разных сферах жизнедеятельности любого государства или региона. Именно для этого в стратегии ставятся стратегические цели и задачи, при реализации которых государство или же регион достигнут конкурентного преимущества на международной арене или внутри страны, если речь идет о субъекте государства. Но перед постановкой цели и определением задач все-таки необходимо в первую очередь определить те самые сильные и слабые стороны и провести анализ того, на какие сферы жизнедеятельности страны, региона нужно обратить первостепенное внимание. В этой связи необходимо уделять большее внимание процессам формирования социально ориентированных стратегий экономического развития территорий. Это поможет наиболее грамотно и рационально расставить приоритеты и распределить имеющиеся ресурсы.
Деятельность в сфере стратегического планирования требует поиска действенных подходов, связанных с освоением инновационных инструментов управления экономикой региона, децентрализацией управленческих решений и действий, согласования многоканального финансирования, участием местных элит и сообщества, согласованием интересов с представителями бизнес - среды.
Abstract. The article examines the content and methods of strategic planning of the socio-economic development of the region. The importance of a socially oriented approach to the choice of long-term vectors for the development of local territories is substantiated. The authors concluded that a socially oriented development strategy is aimed at preserving the strengths and strengthening the weaknesses in different spheres of life of any state or region. It is for this that the strategy sets strategic goals and objectives, in the implementation of which the state or the region will achieve a competitive advantage in the international arena or within the country, if it is a subject of the state. But before setting a goal and defining tasks, it is still necessary, first of all, to determine the very strengths and weaknesses and to analyze which spheres of the country's and region's life should be given priority attention. In this regard, it is necessary to pay more attention to the processes of formation of socially oriented strategies for the economic development of territories. This will help to most competently and rationally prioritize and allocate available resources.
Activities in the field of stratégie planning require a search for effective approaches related to the development of innovative tools for managing the region's economy, decentralization of management decisions and actions, coordination of multichannel financing, participation of local elites and the community, coordination of interests with representatives of the business environment.
Ключевые слова: регион, социально ориентированная стратегия, региональная экономика, стратегическое планирование, методы планирования, экономическое развитие.
Keywords: region, socially oriented strategy, regional economy, strategic planning, planning methods, economic development.
Стратегическое планирование - особый вид практической деятельности людей - плановая работа, состоящая в разработке стратегических заключений (в форме мониторингов, программ и планов), учитывающих выдвижение этих целей и стратегий поведения надлежащих объектов управления, осуществление которых гарантирует их действенное функционирование в длительной возможности, гибкое приспособление к изменяющимся условиям макросреды.
Стратегическое планирование в современных условиях глобализации, урбанизации, роста конкуренции среди территорий за привлечение инвестиций, интеллектуальных ресурсов, туристов, событий, является наиболее адекватным инструментом, способным консолидировать усилия власти и общества в решении проблем социально-экономического характера.
В процессе стратегического планирования происходит адаптация, во время которой ведется работа по ежегодному мониторингу значений показателей запланированных на текущий период, корректировке документов стратегического планирования с уточнением мероприятий по их достижению. Важное значение в системе стратегического планирования социально-экономического развития региона играет социально ориентированный подход.
В научной точки зрения социально ориентированная деятельность представляет собой совокупность социально значимых действий, осуществляемых экономическим субъектом на различных уровнях социальной организации общества (в том числе и во внутренней среде экономического субъекта) для целесообразного и экономически оправданного преобразования природной и социальной среды, создания материальных и духовных ценностей как для работников экономического субъекта, так и для общества в целом [2]. Все это приводит к пониманию необходимости управления социальной деятельностью, требует внедрения системы управления ею: планирования, учета, контроля.
Социальная деятельность в широком смысле разделяется на следующие типы:
1) материально-преобразовательная;
2) познавательная;
3) ценностно-ориентационная;
4) коммуникативная;
5) информационная;
6) художественная;
7) оздоровительная;
8) спортивная;
9) политическая;
10) управленческая;
11) природоохранная.
В зависимости от направления и способа взаимодействия органов государственной власти с окружающей природой, социальной средой и обществом из перечисленных целесообразно выделить пять видов социально ориентированной деятельности:
1) ценностно-ориентационная (ее результаты выражаются в совершенствовании существующей в обществе системы этических, моральных, нравственных, юридических и иных ценностей);
2) коммуникативная, выражающаяся в обеспечении общения людей различных социальных, возрастных групп населения, представителей разных национальностей, веры, в диалоге культур, общественно-политических движений, защитой их интересов;
3) спортивно-оздоровительная, воплощающаяся в профилактике, лечении заболеваний (в первую очередь профессиональных), в сохранении и улучшении здоровья работников и других членов общества, физическом развитии работников, членов их семей и других членов общества, в организации спортивных соревнований;
4) управленческо - экономическая, воплощаемая в систематическом воздействии субъекта управления на социальный объект с целью сохранения его целостности, обеспечения эффективного функционирования и достижения заданной цели при условии рационального использования ресурсов;
5) природоохранная, связанная с охраной природы, улучшением экологии.
Определяя в качестве основной тенденции современного этапа разработки региональных социально ориентированных стратегий постепенный переход от формализации критериев развития к их все большей институ-ционализации, делается вывод о необходимости применения институционально - критериального подхода при определении приоритетов и соответствующих им индикаторов планирования на региональном уровне.
Особую актуальность реализация данного подхода приобретает с учетом задач формирования макроре-гионального пространства и обеспечения экономической безопасности государства. Тем самым конкретизация
критериев регионального пространственного развития методологически связывается с применением пороговых значений экономической безопасности как плановых индикаторов определяющих приоритеты развития на всех уровнях системы стратегического планирования.
Задачи социально ориентированной стратегии экономического развития региона должны быть представлены в виде трехуровневой системы. Задачи каждого уровня имеют свою принципиальную направленность. Первый уровень задач характеризует улучшение ключевых показателей тех сфер, которые являются «локомотивом развития» субъекта, т. е. за счет которых достигается экономический рост. На втором уровне управленческих решений определяются направления развития региона с точки зрения позиционирования. Базовые направления социально-экономической политики региона отражаются в задачах третьего уровня. Комплексный подход в решении поставленных задач позволяет реально достигнуть поставленной стратегической цели, в отличие от предыдущей стратегии, где слабо прослеживается взаимосвязь между стратегической целью и заявленными задачами.
Почти полвека назад Е.Е. Чеффи предложила разграничивать три подхода к пониманию стратегий:
1) линейный, в рамках которого стратегия понимается как состоящая из согласованных решений и действий, направленных на достижение значимых организационных целей;
2) адаптивный, согласно которому стратегии должны обеспечить, с одной стороны, соответствие формируемых возможностей и потенциальных рисков, вытекающих из внешней среды экономической системы, а с другой - соответствие способностей субъекта и ресурсов, которые необходимы для использования этих возможностей;
3) интерпретативный, связанный с видением субъектов как социальных договоренностей, совокупностей кооперативных соглашений, заключаемых индивидами по собственным решениям, а не как организмов, как в адаптивном понимании. Еще одно отличие этого понимания от других - принятие концепции социального конструктивизма, т.е. предположения о том, что окружающая социальная среда существует не объективно, а создается и меняется индивидами в многочисленных процессах их взаимных обменов, на которые влияют представления этих индивидов как о себе, так и о других людях и их взаимодействиях [6].
В свою очередь Дж. Йохансон выявил три базовых способа разработки региональных стратегий: стратегическое проектирование (strategic design), внутренний стратегический обзор (internal strategic scanning) и стратегическая социальная координация (strategic governance). Каждый из них предполагает разработку программ действий, комбинирование способностей и формирование сетей, однако на разных основаниях. Общей же предпосылкой выступает административная обязанность (administrative duty) как делегированная законной властью возможность осуществлять некоторые властные действия. Стратегическое проектирование по мнению ученого может осуществляться, если у субъекта есть возможность (или способность) частично предвидеть будущие ситуации, в соответствии с чем и определяются действия [9]. Внутренний обзор предполагает, что управленческий персонал осуществляет свое доминирование над подчиненными, ставя перед ними задачи, сформулированные без их участия. Социальная координация означает взаимодействие многих акторов для выработки взаимовыгодных направлений действий. Соответственно, реализация первого способа приводит к тому, что стратегия определяет пути исполнения и расширения административных обязанностей, второго - к определению новых способов соединения ресурсов для исполнения обязанностей, а третьего - основы соединения исполнения обязанностей с внешними партнерами.
Схожий подход был позднее сформулирован К. Фавро, который выделил такие подходы к стратегиро-ванию, как рациональный, политический и коллаборативный, и отметившими, что в реальности в процессах формирования стратегий обычно имеют место их различные сочетания [10].
Для экономики важно, чтобы была эффективность и прибыльность в настоящее время, для общества -уровень жизни живущих людей, для государства важно бескризисное стабильное развитие и улучшение системы относительно прошлого (все поколения населения страны в настоящем и обозримом будущем). Для реализации деятельности всей системы элементов нужно, чтобы в принятии решений участвовали не только представители государственной власти, но и общество, и экономические субъекты (предприятия).
Реализация стратегического планирования начинается с составления плана, то есть перед началом процесса нужно определить порядок действий, с помощью каких средств и методов будет осуществляться планирование, а также необходимо назначить ответственных исполнителей в каждом направлении стратегии (рисунок 1).
формирование (развитие) проектных групп
оценка результата
Рисунок 1 - Содержание процесса организации социально ориентированного стратегического планирования
развития региона
Процесс формирования социально ориентированной стратегии характеризуется такими признаками как, как сложность, т.е. включение многих элементов и отношений между ними; новизна, неопределенность, значимость последствий, необратимость.
Таким образом, стратегическое управление развитием региона характеризуется как гибкое, предусматривающее многочисленные возможности изменения внешней и внутренней среды, в этой связи широкое распространение получила техника сценариев, базирующаяся на составлении когнитивных карт возможных будущих событий. Стратегическое планирование выполняет важную функцию - распределения ресурсов. К таким ресурсам относятся финансовые, материальные, интеллектуальные и человеческие [7].
Для формирования социально ориентированной стратегии развития региона целесообразно использовать комплекс инструментов и методов стратегического менеджмента.
Отдельного внимания заслуживает метод управления по целям (МВО — Management by Objectives), который был впервые сформулирован в 1954 г. П. Друкером. В его основе лежат четко сформулированные цели территории, взаимосвязанные и ориентированные на достижение наилучшего результата с помощью заданных ресурсов [3]. К преимуществам управления по целям относятся:
- наличие иерархии целей (от стратегических целей развития региона до оперативных целей муниципалитетов);
- согласованность целей на всех уровнях управления;
- понятые и принятые сотрудниками органов власти и заинтересованных сторон критерии оценки их труда;
- системы мотивации персонала, основанные на объективных критериях результативности, оценки и корректировки работы органов власти.
Процесс управления по целям состоит из трех блоков: цель, результат, оценка. Ключевым звеном в методе управления по целям является формулировка стратегических целей и доведение их до персонала.
При постановке целей реализуется принцип SMART:
- Specific - конкретные для органов власти, подразделения, сотрудника;
- Measurable - измеримые;
- Achievable - достижимые, реалистичные;
- Result-oriented - ориентированные на результат и обеспеченные ресурсами;
- Timed-based - с установленными временными требованиями.
О
С точки зрения процесса структуризации системы целей применяют на практике два основных подхода. Первый подход основывается на формировании руководством высшего менеджмента системы целей на всех уровнях и трактуется как централизованный. Второй подход подразумевает участие в формировании системы целей участников нижестоящих уровней, такой подход к структуризации определяется как децентрализованный.
Метод SWOT-анализа считается традиционным в системе формирования региональных стратегий и учитывает действующие барьеры и другие факторы, препятствующие результативной деятельности органов государственной власти. При этом предусматривается возможность оценки потенциала развития региона с последующим определением направлений роста. Эффективность метода подтверждена широким распространением и применением на практике [4]. Помимо качественной оценки, существует вариация метода с количественной оценкой.
Аналогичным содержанием SWOT-анализа обладает метод SNW- анализа, но тем не менее присутствуют отличительные факторы. Схожесть выражается в определении сильных и слабых качеств региона. Отличие же состоит в добавлении нейтральной стороны. Оцениваться могут отдельно взятые стратегически важные блоки, которые разбиваются до 30 элементов. Блоки определяются индивидуально для каждого субъекта региональной системы, с учетом специфики и целей проводимого исследования [8].
Следующий метод стратегического анализа является расширенной версией PEST-анализа. В классическом виде анализ направлен на исследование факторов макросреды, влияющих на социально ориентированную стратегию развития региона. Анализу и исследованию подлежат экономическая, политическая, социально-ориентированная и технологическая сферы [5]. В расширенной версии добавляются правовая и экологическая сфера исследования. По итогам проведенного анализа наукоемкое формируется информация об изменениях и тенденциях развития исследуемых сфер макросреды и учитывает это при разработке (корректировке) документов стратегического планирования.
По мнению авторов, для формирования социально ориентированной стратегии развития региона использование элементов SWOT и PEST анализа не всегда достаточно. Однако более сложные, но и более точные методы требуют соответствующей базы научно-аналитической работы, четкого взаимодействия исполнительной власти и научного сообщества. Отсюда проблема обоснованности прогнозов и плановых индикаторов. В сложившейся ситуации необходим отказ от превалирующих сегодня «псевдобалансовых моделей» и переход, например к регрессионным моделям, позволяющим более точно рассчитывать мультипликативные эффекты.
В тоже время мультипликативные эффекты от развития ряда отраслей не могут быть определены вне единства экономического пространства регионов. В этой связи современные тенденции институционализации взаимодействия и стратегирования Федерального центра и регионов будут неизбежно связаны с усилением интеграционных процессов уже в рамках макрорегионов.
В качестве инструмента, направленного на определение эффективности реализуемой социально ориентированной стратегии, выступает система сбалансированных показателей (ССП)[1]. На основе действующей стратегии создается система взаимоувязанных показателей эффективности в ключевых сферах региона. В зависимости от наличия стратегии, сначала определяются видение, миссия и цели. Далее подбираются показатели по приоритетным группам, традиционно к ним относятся финансовые показатели, показатели взаимодействия со стейкхолдерами, показатели, описывающие региональные процессы, и показатели, отражающие эффективность формирования и использования человеческого капитала. На завершающем этапе осуществляется построение стратегической карты с набором количественных и качественных показателей. Данный метод позволяет структурировать реализацию стратегии развития субъекта, сопутствующих программ и подпрограмм развития; отслеживать основных исполнителей и устанавливать ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей; отслеживать финансирование различных программ в рамках социально ориентированной стратегии развития субъекта; устанавливать факты наличия «задвоения целей» в программах развития; устанавливать факты необоснованного «двойного финансирования» в рамках наличия «задвоения целей»; определить прямых и косвенных благополучателей; определить в перспективе отдачу в виде изменения финансовых показателей субъекта.
Таким образом, стратегическая цель развития региона на основе социально ориентированного подхода представляет собой долгосрочные ориентиры, достижение которых обеспечивает переход региональной системы в более новое состояние, которое соответствует интересам населения региона, а так же делового сообщества и органов управления. Социально-экономическое развитие региона является составной частью развития государства и национальной экономики в целом. Адаптация различных процессов эффективного управления происходят изначально на более низких уровнях социально-экономических систем, следовательно, наиболее важным является необходимость понимания ключевых особенностей стратегирования социально-экономического развития именно на региональном уровне.
Источники:
1. Golovina T.A., Polyanin A.V., Kokorev K.V. The development of innovative management on the principies of business partnership // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2016. № 8 (56). С. 163-170.
2. Бирюкова В.В., Бирюков В.В., Романенко Е.В. Стратегия развития региона: особенности формирования инновационных моделей // Вестник СибАДИ. - вып. 6 (58), 2017. - С. 185-196.
3. Головина Т.А. Инвестиционные стратегии инновационного развития экономических систем // В сборнике: Финансы России в условиях глобализации. материалы IV Международной научно-практической конференции, приуроченной ко «Дню финансиста - 2019». 2019. С. 128-133.
4. Головина Т.А. Концепция взаимодействия государственных корпораций и хозяйствующих субъектов на принципах бизнес - партнерства: управленческий аспект // В сборнике: Управление экономическим развитием регионов: анализ тенденций и перспективы развития. материалы 14-ой региональной научно-практической конференции молодых ученых. 2016. - С. 210-212.
5. Головина Т.А. Цифровая стратегия развития региона: концепция и этапы реализации // В сборнике: Конкурентоспособность регионов. Стратегия устойчивого развития. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. 2017. С. 132-137.
6. Денисова Е.Д. Стратегическое планирование как способ достижения устойчивого социально-экономического развития регионов// Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права, 2019 -№ 2 (75) - С. 231-242.
7. Полянин А.В. Приоритеты публичного управления в развитии экономической активности региона // В сборнике: Государственная политика: методология, практика, направления совершенствования Материалы II Международной научно-практической конференции. Под редакцией П.А. Меркулова. 2017. С. 28-31.
8. Полянин А.В., Долгова С.А., Голикова Ю.Б. Механизмы государственного антикризисного управления территориями // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. - № 4-3. - С. 392 - 400.
9. Селиверстов В.Е. Стратегическое планирование и стратегические просчеты: российские реалии и тенденции // Регион: экономика и социология. - 2016. - № 4. - С. 6-45.
10. Стратегическое планирование регионального развития в мировой и российской практике: монография / Под ред. И.Е. Рисина, Ю.И. Трещевского. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. - 206 с.
References:
1. Golovina T.A., Polyanin A.V., Kokorev K.V. The development of innovative management on the principles of business partnership // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2016. № 8 (56). С. 163-170.
2. Biryukova V.V., Biryukov V.V., Romanenko E.V. Regional development strategy: features of the formation of innovative models // Bulletin of SibADI. - issue. 6 (58), 2017 . - Pp. 185-196.
3. Golovina T.A. Investment strategies of innovative development of economic systems // In the collection: Russian finance in the context of globalization. materials of the IV International scientific and practical conference, timed to the «Day of the financier - 2019». 2019. P. 128-133.
4. Golovina T.A. The concept of interaction between state corporations and business entities on the principles of business partnership: the managerial aspect // In the collection: Management of the economic development of regions: analysis of trends and development prospects. materials of the 14th regional scientific-practical conference of young scientists. 2016 . -Pp. 210-212.
5. Golovina T.A. Digital strategy for the development of the region: concept and stages of implementation // In the collection: Competitiveness of regions. Sustainable development strategy. Collection of articles of the III International scientific-practical conference. 2017. P. 132-137.
6. Denisova E. D. Strategic planning as a way to achieve sustainable socio-economic development of regions // Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, 2019 -№ 2 (75) - Pp. 231-242.
7. Polyanin A.V. Public administration priorities in the development of economic activity in the region // In the collection: State policy: methodology, practice, directions of improvement Materials of the II International Scientific and Practical Conference. Edited by P.A. Merkulova. 2017. P. 28-31.
8. Polyanin A.V., Dolgova S.A., Golikova Yu.B. Mechanisms of state anti-crisis management of territories // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2020. - № 4-3. - Pp. 392 - 400.
9. Seliverstov V.E. Strategic planning and strategic miscalculations: Russian realities and trends // Region: Economics and Sociology. - 2016. - № 4. - Pp.. 6-45.
10. Strategic planning of regional development in world and Russian practice: monograph / Ed. I.E. Risin, Yu.I. Treschevsky. -Voronezh: Voronezh State University Publishing House, 2005 . 206 p.