Научная статья на тему 'Стратегическая ориентация на достижение необходимой результативности развития социальной сферы'

Стратегическая ориентация на достижение необходимой результативности развития социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическая ориентация на достижение необходимой результативности развития социальной сферы»

С .А. АЛЕШЕВА

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА ДОСТИЖЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Обеспечение стратегической ориентации основных структурных составляющих социальной сферы на достижение экономических, социальных и иных результатов в текущем и перспективных периодах времени возможно на базе сложившегося экономического роста, а также реальных финансовых возможностей государственного бюджета, различных внебюджетных источников.

В настоящее время с учетом множества позитивных изменений в экономике страны, а также благоприятной конъюнктуры на мировых рынках имеются все объективные предпосылки для создания такой рыночной экономики, которая обладает социальной направленностью и является эффективно функционирующей с ориентацией на достижение социальных целей и решение задач, повышение уровня и качества жизни граждан страны. Формирование уровня и качества жизни граждан происходит под воздействием различных факторов и обстоятельств. К ним прежде всего относятся: факторы производственные (уровень развития отраслей материального производства и социальной сферы); макроэкономические (уровень цен, инфляция, динамика доходов и расходов); социальные, социально-демографические. В сложившихся условиях одной из составляющей стратегической ориентации экономики выступает социальная ориентация, т.е. развитие экономики с элементами государственного контроля и выполнением государством всех своих социальных обязательств.

Социальную ориентированность народного хозяйства следует рассматривать в широком и узком смыслах. В широком понимании социальная ориентированность охватывает задачи и мероприятия, затрагивающие все стороны жизни граждан, включая обеспечение их товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными доходами и условиями труда. В узком понимании социальная ориентированность направлена на достижение целей и решение задач, связанных с конкретными социальными решениями и мероприятиями, например, на обеспечение минимального уровня социальных благ и услуг наиболее незащищенным социальным слоям и группам граждан (инвалидам, престарелым, детям). В данном случае социальная ориентированность представляет собой систему мер, направленных на перераспределение на основе действующего законодательства финансовых ресурсов между различными социальными группами и слоями граждан, отраслями экономики с использованием налогового и бюджетного механизмов.

Стратегическая социальная ориентация является долгосрочной. В краткосрочной перспективе эффективная социальная ориентация государства предусматривает реализацию комплекса мер, направленных на обеспечение условий для нормального и стабильного уровня жизни граждан, предотвращение социальных волнений, выполнение государством всех своих социальных обязательства (по пенсионному обеспечению, социальному страхованию, трудоустройству, обеспечению доступности образования). В среднесрочной перспективе социальная ориентация государства предусматривает достижение так называемого докризисного уровня и качества жизни, а в долгосрочной перспективе - обеспечение условий жизни гражданам на уровне в соответствии с социальными показателями промышленно развитых стран мира.

Достижение долговременной стратегической цели социальной ориентированности предусматривает формирование в стране среднего класса, являющего-

ся основой социальной стабильности. Среди первоочередных задач государства по обеспечению социальной стабильности следует выделить: недопущение возникновения задолженности по заработной плате, пенсий и пособий; формирование эффективной и реалистичной (достижимой с точки зрения возможностей государства) системы минимальных социальных стандартов; законодательное закрепление механизма расчета и использования показателя прожиточного минимума; совершенствование системы налогообложения с точки зрения обеспечения нормальных условий функционирования для субъектов хозяйственной деятельности (предприятий и предпринимателей) и выполнения последними перед работниками и государством своих социальных обязательств.

В настоящее время основными факторами социальной ориентированности государства являются:

- улучшение материального положения и условий жизни населения;

- повышение уровня эффективной защиты социально уязвимых групп и слоев граждан, нуждающихся в постоянной поддержке государства;

- рост занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

- обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг (пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, доступность бесплатного образования), создание гарантий конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

- создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления;

- социальная ориентированность на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставленных семье;

- нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста;

- развитие социальной инфраструктуры.

Данные цели социальной ориентированности необходимо реализовывать поэтапно с учетом финансовых возможностей государства и экономической ориентации в целом.

Эффективность осуществления государством социальной ориентации в экономике напрямую зависит и от стратегической направленности региональных хозяйств. Стратегическая региональная ориентация представляет собой деятельность органов управления по обеспечению оптимального экономического и социального развития субъектов федерации. Существуют значительные региональные отличия в доходах граждан и уровне потребительских цен, указывающие на то, что в Российской Федерации практически не функционируют рыночные составляющие управления социально-экономическими системами. Возникли депрессивные регионы и населенные пункты с чрезвычайно низким уровнем жизни, высоким уровнем скрытой безработицы, не обладающие финансами как для экономического роста, так и поддержания ранее созданной социальной инфраструктуры.

В связи с этим стратегическая региональная ориентация должна быть социально направленной, т.е. должна максимально использовать в интересах всего общества благоприятные территориальные предпосылки и факторы, минимизировать негативное влияние природных и экономических условий на социально-экономическое развитие отдельных регионов.

Инфраструктура социальной сферы, включающая в себя широкую сеть участников рынка социальных услуг различной направленности, в виде учреждений и организаций здравоохранения, образования, культуры, спорта, финансово-кредитных, санаторно-курортных и иных учреждений сферы социальных услуг представляет собой не только материально-техническую часть процесса оказания социальных услуг гражданам конкретного региона, но и его ресурснотрудовую составляющую.

Эффективное сочетание финансовых, материально-технических, информационных, трудовых ресурсов для обеспечения функционирования объектов социального инфраструктурного комплекса (здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, культуры и спорта) является стратегическим ориентиром социального характера разноуровневых органов управления социального развития народного хозяйства на современном этапе, представляющим собой соответствующие меры реформирования и развития жилищнокоммунального хозяйства, системы образования, социально-культурной сферы, пенсионной системы, здравоохранения и социального страхования.

Так, например, потребности граждан и предприятий в услугах, обеспечивающих нормальные условиях их жизни и работы, удовлетворяет жилищнокоммунальный комплекс (ЖКК). В жилищно-коммунальном комплексе в настоящее время находится около 30% всех основных фондов. В ЖКК потребляется третья часть всех энергоресурсов и занято более четырех миллионов работающих. Таким образом, реформирование ЖКК, помимо значительных финансовых последствий, отразится и на социальном уровне граждан страны, на способности каждого из них оплачивать за счет своих доходов и определенной поддержки со стороны государства (которая будет носить строго адресный характер) жилищно-коммунальные услуги. Жилищно-коммунальный комплекс самым непосредственным образом связан с жизненными процессом каждого гражданина страны. Последствия реформирования ЖКК напрямую отразятся на каждом, затронут все социально важные стороны жизни человека. Более того, в соответствии со стратегией реформирования ЖКК граждане страны в среднесрочной перспективе перейдут на полную оплату жилищно-коммунальных услуг.

Жилищно-коммунальный комплекс представляет собой одну из крупнейших и основных отраслей народного хозяйства. Он включает в свой состав жилищное, водопроводно-канализационное, гостиничное, дорожное, банно-прачечное хозяйство, предприятия по озеленению и благоустройству, санитарной очистке, коммунальной энергетике города. ЖКК составляет основу муниципальной собственности. ЖКК можно охарактеризовать как структурную составляющую народного хозяйства, включающую строительство и реконструкцию жилища, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт. Несмотря на принимаемые органами управления меры по развитию жКк, наблюдается кризисное состояние коммунальной инфраструктуры: не обеспечиваются минимальные стандарты качества обслуживания; не создан реальный механизм стимулирования ресурсосбережения; снижаются эффективность и объем инвестиций в коммунальное хозяйство; увеличивается износ основных фондов, число аварий, отказов и повреждений.

На протяжении последних десятилетий методы управления, остаточный принцип финансирования, а также административный механизм регулирования хозяйственной деятельности играли решающую роль в функционировании ЖКК. Эксплуатация и развитие жилищно-коммунального комплекса обеспечивались, как правило, за счет дотаций из бюджета, размер которых зависел от затрат на производство продукции, оказание услуг, а не от качества и надежности обслуживания потребителей.

Более того, выделяемые дотации зачастую расходовались нерационально, вследствие чего снижался уровень эффективности функционирования и стабильности работы жилищно-коммунального комплекса. Существующее в настоящее время состояние практически всех подразделений ЖКК не позволяет обеспечить уровень обслуживания потребителей, отвечающих современным требованиям.

В связи с этим в современных условиях особую остроту и значимость приобретает проблема обеспечения должного уровня жилищно-коммунального обслуживания потребителей, так как ЖКК является важнейшей частью социальной сферы и направлен на удовлетворение первоочередных потребностей человека. Местные бюджеты тратят на содержание ЖКК треть своих расходов. Передача муниципалитетам жилищного фонда фактически сняла с федерального бюджета бремя его финансирования и переложила ответственность за строительство, распределение и эксплуатацию жилья на местные органы власти. Однако высокий уровень инфляции привел к существенному увеличению расходов на содержание жилья. В то же самое время практическое прекращение поступлений дотаций из федерального бюджета сделало содержание жилищного фонда непосильным бременем для местных бюджетов.

Основными принципами обеспечения прав потребителей жилищно-коммунальных услуг со стороны государства являются: получение качественных услуг в необходимом количестве и по наиболее доступной цене, гарантия приемлемого уровня потребления жилищно-коммунальных услуг той категории граждан, которая не в состоянии обеспечить его самостоятельно за счет своих доходов.

Во многих странах систематически вычисляется так называемый индекс доступности жилья, показывающий, какой процент граждан, получающих заработную плату не ниже средней, может приобрести себе жилье среднего уровня. В промышленно развитых странах при 15-20-летней кредитной рассрочке, расходуя не более 30% своих доходов, семья покрывает свою жилищную потребность. В России нет официального мониторинга индекса доступности жилья. Однако, если учесть настоящий уровень доходов и расходов граждан, российская семья, расходуя 30% своего дохода, сумеет оплатить жилье через сотню лет.

Необходимость кардинального реформирования ЖКК назрела, и государство в настоящее время приступает к практическим шагам по реализации данной реформы. Необходимо отметить, что стратегическая ориентация ЖКК обладает рядом особенностей, которые следует учитывать. Стратегическая ориентация ЖКК в настоящее время сопровождается структурными преобразованиями в экономике, что, безусловно, отражается и на других отраслях социальной сферы. Мировой опыт, а также российская практика свидетельствует о том, что создание эффективных механизмов стратегического управления муниципальным жилищным фондом и его инфраструктурным обеспечением достигается посредством выделения функций собственника жилищного фонда (муниципалитета) и распределения им на конкурсной основе функций управления и обслуживания муниципальной недвижимости специализированным организациям. Данный подход к управлению ЖКК осуществляется в виде трехуровневой системы: собственник жилищного фонда (муниципалитет); заказчики жилищнокоммунальных услуг; подрядные организации по предоставлению данных услуг.

Экономический механизм функционирования и развития ЖКК в рамках его стратегической ориентации должен состоять из следующих основных элементов: финансирования жКк (строгий контроль за распределением и расходованием бюджетных средств); экономической самостоятельности производителей услуг ЖКК и договорных отношений между всеми субъектами жилищно-

коммунальной сферы; оценки эффективности функционирования ЖКК в зависимости от степени удовлетворения потребностей в жилищно-коммунальных услугах; действенного контроля за выполнением договорных обязательств всеми субъектами ЖКК; развития свободной конкуренции на рынке услуг ЖКК.

АЛЕШЕВА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА родилась в 1977 г. Окончила Чувашский государственный университет. Аспирантка кафедры актуальных проблем экономической теории Чувашского университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.