Научная статья на тему 'Необходимость формирования эффективного менеджмента ЖКК в системе муниципального управления'

Необходимость формирования эффективного менеджмента ЖКК в системе муниципального управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость формирования эффективного менеджмента ЖКК в системе муниципального управления»

лы рынка» и «изъяны государства» эффективнее, чем каждый из двух других секторов в отдельности.

В перспективе функционирование негосударственных некоммерческих организаций в России должно быть направлено не на замену создаваемых частным бизнесом и государством экономических благ и услуг. Их деятельность должна способствовать расширению структуры общественных потребностей, создавать возможности для дополнительного альтернативного предоставления экономических благ и услуг потребителям. С этой точки зрения развитие негосударственных некоммерческих организаций оживит конкуренцию между различными секторами экономики, что положительно скажется на социальноэкономическом развитии общества.

В России некоммерческие организации часто решают вопросы социальной сферы, которые в предшествующий период традиционно относились к компетенции государства и предприятий. Эта тенденция сохранится, поскольку продолжится трансформация социальных функций государства, причем центр тяжести сместится с оказания социальной помощи малообеспеченным слоям населения к созданию условий, при которых трудоспособные граждане смогут найти работу. Экономической основой возрастания роли некоммерческих организаций является расширение их имущества, принадлежащего юридическим лицам и не подлежащего разделу в случае ликвидации некоммерческих организаций.

По мере изменения социальной стратификации населения, появления новых групп интересов будут возникать новые виды некоммерческих организаций, созданные по инициативе граждан. Будут расширяться их функции, адекватные гражданскому обществу, возрастет роль общественных организаций (объединений) в защите интересов социальных групп, которые они представляют.

Т. А. Гусева

НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ЖКК В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Управление муниципальной собственностью отнесено к компетенции органов местного самоуправления, которые в соответствии с нормами гражданского законодательства осуществляют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.

Как было указано, важнейшими отраслями муниципального хозяйства являются:

- управление деятельностью муниципальных организаций, прежде всего предприятий ЖКК;

- управление комплексом недвижимости муниципального образования;

- развитие на территории муниципального образования сферы услуг;

- участие в рыночном обороте.

Эффективность управления во многом зависит от того, как и в какой степени учтены следующие позиции:

- организация и механизм функционирования объекта управления, соответствующие ему процессы и сложившиеся тенденции;

- соответствие выбираемой системы методов механизму и специфике условий функционирования объекта управления;

- обоснованность соответствия результативности применяемых методов управления поставленным целям;

- соответствие используемого набора инструментов и механизмов выбранным методам управления.

В ходе исследования было определено, что существующая система управления ЖКК крайне неэффективна:

- происходит рост стоимости ЖКУ без улучшения качества предоставленных услуг;

- ухудшается материальная база обслуживающих предприятий;

- очень малое количество проведенных капитальных ремонтов;

- увеличивается износ инженерного оборудования;

- происходит необоснованный рост тарифов;

- величина тарифа не зависит от качества дома, его месторасположения;

- содержится огромный штат сотрудников в контролирующих органах;

- предприятия по оказанию жилищных услуг являются убыточными, поэтому необходимо повышение эффективности менеджмента на муниципальном рынке коммунальных услуг.

Основные фонды теплоснабжения сегодня изношены на 60 %, электроснабжения - на 70 %, водопроводные сети - на 55 %, канализационные - на 30 %. Потери воды и тепла в трубопроводах и теплосетях составляют от 20 до 40 %. Количество аварий на 100 километров сетей увеличилось с 15-20 в середине 90-х гг. до 70 - в сетях водоснабжения и канализации и до 200 - в сетях теплоснабжения. При нормативе ежегодного капитального ремонта в 110 млн кв. м (около 5 % от общего объема жилого фонда) в 2000 г. было отремонтировано всего 4 млн кв. м, т. е. приблизительно 3 %. В 2001-2003 г. г. этот показатель снизился в 10 раз и составил лишь 0,3 %. При таких темпах общий износ зданий очень скоро достигнет 60 %, и дома придется сносить. Сегодня в ветхих и аварийных домах проживает почти три миллиона человек [1].

Поэтому устойчивое функционирование и развитие ЖКК как градообразующей отрасли является первоочередным фактором, влияющим на качество жизни горожан и жизнедеятельность города, и обуславливает актуальность проблемы управления жилищно-коммунальным комплексом в системе муниципального управления.

В настоящее время авторы, исследующие проблемы развития ЖКК, предлагают различные подходы к управлению ЖКК. Г лавным в обеспечении конкурентоспособности любых объектов и достижении высоких результатов является повышение качества управления, которого можно достичь на основе формирования управленческих решений с учетом производственно-технических, экономических и социальных рыночных факторов, внедрения технологий рационального использования ресурсов, учета взаимодействия региональных и отраслевых факторов [2].

Так, часть из них (Ю. М. Салама, С. В. Дубинчина, Е. В. Блинкова) склоняются к использованию ключевых показателей эффективности, к применению передовых информационных технологий в области управления предприятием жилищнокоммунального комплекса, финансового планирования и бюджетирования, планирования материально-технического обеспечения [3], экономического анализа деятельности предприятия, биллинга предоставляемых услуг, тем самым получая конкурентные преимущества, механизма концессии, в связи с принятием Федерального закона «О концессионных соглашениях». Модель, связанная с закреплением собственности за органами местного самоуправления с привлечением частных структур к управлению этой собственностью, считается экспертами крайне привлекательной для бизнеса. Согласно концессионному соглашению, одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать или реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (конценденту), осуществлять деятельность с использованием объекта концессионного соглашения. В ЖКК концессионером может быть частный оператор, а концендентом - орган местного самоуправления, являющийся собственником имущества.

Другая часть исследователей (И. В. Ершов, Э. Маркварт, Е. Михайлова, Н. Л. Пешин, Е. А. Каменева, С. В. Барулин) считают, что эффективного управления в ЖКК можно достичь с помощью управляющих компаний [3]. Управляющая компания представляет собой организацию государственной, муниципальной, частной или смешанной формы собственности, деятельность которой заключается в управлении жилищным фондом и/или коммунальной инфраструктурой и предоставлении жилищно-коммунальных услуг потребителям. При этом управляющие компании могут быть как частными, так и государственными и муниципальными. В качестве управляющих компаний могут выступать товарищества собственников жилья (ТСЖ). При этом организация ТСЖ будет возложена на самих граждан, ТСЖ вправе самостоятельно выбирать обслуживающие организации.

Часть исследователей (Н. А. Ротганг, Е. В. Иш) считают, что необходимо вводить систему сертификации в жилищно-коммунальной сфере [9]. Основанием для такого мнения является обеспечение возможности выбора предприятия, оказывающего услуги, качество которых соответствует существующим техническим регламентам и положениям стандартов, соблюдению требований безопасности. В результате сертификации персонала возрастает профессиональный уровень работников и руководителей предприятий ЖКК, что положительно отражается на конечном потребителе.

П. Н. Аксенов считает, что на первом месте должна быть конкурентоспособность не только ЖКК в целом, но и входящих в него объектов. Необходимо отметить, что многие авторы предлагают конкретные направления повышения эффективности управления ЖКК [10]:

- модернизация или установка дополнительных приборов учета коммунальных услуг;

- применение дифференцированных лимитов на объемы закупаемых для нужд эксплуатации жилищно-офисного комплекса коммунальных услуг;

- внедрение и использование энергосберегающих технологий;

- разработка, внедрение и применение системы конкурсного отбора поставщиков для оказания услуги;

- обучение сотрудников компании.

Некоторые авторы склоняются к вовлечению в деятельность коммунального сектора частного бизнеса. Поскольку частный бизнес обладает необходимыми финансовыми и иными ресурсами, то необходимо обеспечить условия прихода частного бизнеса в коммунальную сферу. При этом муниципальные власти должны обеспечить связь проектов в коммунальной сфере с планами социально -экономического развития данного муниципального образования [10].

По нашему мнению, механизм управления ЖКК в системе муниципального управления должен включать в себя государственные и муниципальные структуры. Предприятия, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, должны быть либо в муниципальной, либо государственной собственности и основанием для частно государственного партнерства должен быть договор концессии. Схема управления ЖКК представлена на рис. 1.

Рис. 1. Схема управления жилищно-коммунальным комплексом в системе муниципального управления

Таким образом, реализация жилищно-коммунальных услуг происходит на муниципальном рынке жилищно-коммунальных услуг. Целесообразно, чтобы объекты инженерной инфраструктуры и предприятия, предоставляющие жилищнокоммунальные услуги, находились либо в муниципальной собственности, либо в государственной, а частные предприятия имели возможность использовать инженерную инфраструктуру по договору концессии. В соответствии со ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» объектом концессионного соглашения может быть только недвижимое имущество. Поэтому в рамках существующих комплексов ЖКХ можно выделить отдельные объекты недвижимости, которые могут функционировать автономно, и именно они могут передаваться на условиях концессионного соглашения инвестору, что позволяет обеспечить постепенное введение инвестора в указанный сектор, гарантирует продвижение к демонополизации сектора, поскольку одновременно с основным эксплуатирующим субъектом (муниципальным унитарным предприятием) появляется концессионер. Причем в соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионная плата может быть установлена в форме:

- определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня;

- установленной доли продукции или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (вторая форма концессионной платы);

- передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.

Право на заключение концессионного соглашения приобретается исключительно по итогам конкурса. В соответствии со ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» срок действия соглашения

устанавливается с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема и срока окупаемости инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, других обязательств концессионера по концессионному соглашению.

Таблица 1

Показатели эффективности управления жилищно-коммунальным комплексом

Цель Целевой показатель Значение целевого показателя

2000 г. 2003 г. 2006 г.

¡.Индикаторы оценки качества работы управляющих организаций Качество услуг, баллы 3 3 3

2.Индикаторы оценки качества жилищно-коммунальных услуг, определяющие безопасность проживания граждан, безаварийность систем инженерной инфраструктуры, степень удовлетворения услугами ЖКК Качество услуг для населения: - воды; - газа; - электричества; - тепла 3 4 3 3 3.5 4.5 3.5 3.5 3.5 4.5 3.5 3.5

3.Эффективное управление затратами Степень снижения издержек - 20-30 40-60

4.Сокращение производственных потерь Степень снижения издержек - 20-30 40-60

5.Эффективное использование рабочей силы Выработка, процент увеличения - 5 5

б.Уровень обслуживания потребителей Качество услуг, баллы 3 3 2,5

7.Финансовое положение жилищного хозяйства Уровень рентабельности, % 7 10 10

8.Эффективность хозяйственной деятельности предприятия жилищнокоммунального комплекса Уровень рентабельности, % 7 10 10

9.Уровень работников жилищного хозяйства Уровень образования (%): высшее; среднеспециальное; среднее 30 45 25 35 50 15 35 50 15

10.Эффективность управленческой деятельности Баллы 3 3 3

11.Уровень инвестиционного потенциала Баллы 2,5 2,5 2,5

12.Индикаторы оценки качества работы ресурсоснабжающих предприятий Качество услуг, баллы 3 4 4

Автором был выделен (табл. 1) следующий состав основных показателей эффективности системы управления ЖКК:

- индикаторы оценки качества работы ресурсоснабжающих предприятий;

- индикаторы оценки качества работы управляющих организаций;

- индикаторы оценки качества жилищно-коммунальных услуг, определяющие безопасность проживания граждан, безаварийность систем инженерной инфраструктуры, степень удовлетворения услугами ЖКК;

- эффективное управление затратами;

- сокращение производственных потерь;

- эффективное использование рабочей силы;

- ассортимент и качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;

- уровень обслуживания потребителей;

- финансовое положение жилищного хозяйства;

- эффективность хозяйственной деятельности предприятия жилищнокоммунального комплекса;

- уровень работников жилищного хозяйства;

- эффективность управленческой деятельности;

- уровень инвестиционного потенциала.

Отметим, что ряд показателей измеряется в относительных величинах или в баллах в соответствии с действующими или перспективными стандартами, нормами и методиками:

5 баллов - полное соответствие стандартам качества (отличное качество работ или услуг);

4 балла - соответствие стандартам качества по основным параметрам (хорошее качество);

3 балла - выполнение стандартов лишь по важнейшим параметрам (удовлетворительное качество);

2 балла - невыполнение ряда важнейших параметров (не вполне удовлетворительное);

1 балл - полное несоответствие стандарту (неудовлетворительное качество).

Примечание: Показатели 1, 2, 6, 9, 10, 11, 12 определялись экспертами в соответствии с действующими нормами и стандартами. Показатели 3, 4 - по отношению к базовому периоду. Показатели 7, 8, 9 - по данным сборников «Регионы России. Социально-экономические показатели».

Таким образом, можно сделать вывод, что качество предоставления жилищнокоммунальных услуг не изменилось с начала реформирования жилищнокоммунального комплекса, показатели эффективности работы предприятий жилищно-коммунального комплекса не возросли, соответственно говорить о повышении эффективности управления жилищно-коммунальным комплексом нельзя. Следовательно, целесообразно формировать новую систему управления ЖКК в контексте муниципального управления.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Пешин Н. Л. Муниципальная хозяйственная деятельность // Государственная власть и местное самоуправление. - 2005. - № 8. - С. 153.

2. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. - С. 16.

3. Салама Ю. М. Тенденции развития отрасли ЖКХ // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2005. - № 12. - С. 266.

4.Дубинчина С. В. Особенности отношений, связанных с получением имущества по концессии // ЖКХ. - 2006. - № 1. С - 88.

5. . Блинкова Е. В. Инвестиционные соглашения в сфере коммунального обслуживания// Государственная власть и местное самоуправление. - 2005. - № 8. - С. 142.

6. Салама Ю. М. Управлящие компании в ЖКХ // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2004. - № 11. С. - 256.

7.Маркварт Э., Михайлова Е. Проблемы правового статуса ТСЖ и управляющих компаний и формирования договорных отношений // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2006. - № 1. С - 36.

8. Пешин Н. Л. Муниципальная хозяйственная деятельность // Государственная власть и местное самоуправление. - 2005. - № 8. С. - 144.

9. Ротганг Н. А. Иш Е. В. Система сертификации в жилищно-коммунальной сфере // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2004. - № 11. - С. 315.

10. Иванов В. В., Хан. О. К. Модель системы эффективного управления недвижимостью // Менеджмент в Росии и за рубежом. - 2005. - № 5. - С. 114.

11. Закржевский В. И. Управление коммунальной энергетикой в городах: Текст лекций. - СПб.: СПбГИЭУ, 2006. - 100 с.

Я. А. Налесная

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ ГОРОДА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Социальная инфраструктура малого города представляет собой многоотраслевой комплекс, действующий в интересах повышения благосостояния членов общества. Она включается в единую структуру экономики региона и подчиняется общим закономерностям развития страны. Социальная инфраструктура охватывает систему образования и подготовки кадров; розничную торговлю и общественное питание; бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство; культуру и искусство; здравоохранение, физическую культуру и спорт; охрану окружающей среды.

Деятельность отраслей социальной инфраструктуры направлена на последовательное обеспечение развития обслуживания населения, повышение его образовательного и культурного уровня, улучшение медицинской помощи, оздоровительной и другой работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К компетенции местных органов власти, наиболее тесно связанных с населением, относится решение многих вопросов: социальной защиты населения, жилья, здравоохранения, образования, транспорта, коммунального хозяйства, экологии. Для управления социнфраструктурой города местным органам самоуправления необходим достаточный уровень доходных источников местных бюджетов. Местные бюджеты, являясь низовым звеном бюджетной системы РФ, составляют ее фундамент, не укрепив который нельзя кардинально улучшить состояние социн-фраструктуры города в соответствии с функциями, возлагаемыми на местные органы самоуправления. От степени обеспеченности финансовыми ресурсами территории зависит выполнение программ по развитию здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, а также масштабы инвестиций в производственную и социальную сферу.

Отмечая остроту социально-экономической обстановки и растущую значимость социальных факторов для подъема малых городов, следует признать необходимость коренного переворота в стратегии социально-экономических преобразований и в текущей экономической политике города.

Актуальность бюджетного финансирования и управления бюджетными ресурсами создает предпосылки для переориентации сферы экономики на рельсы рыночного производства.

Эффективность управления средствами бюджета обеспечивается рыночными механизмами. Она выражается социально-экономическими результатами перераспределения национального дохода в данных социально-политических и финансово-экономических условиях. Эффективность бюджетной деятельности может быть измерена отношением показателей и социально-экономического результата к затратам на ее осуществление.

На сегодня особую актуальность приобрела проблема финансовой базы местного самоуправления малого города. Включение местных бюджетов в консолидированные бюджеты субъектов Федерации превращает местное самоуправление в нижний уровень государственного управления. Однако на уровне малого города отсутствуют концепции и программы социальной переориентации экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.