Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития жилищно-коммунального комплекса на муниципальном уровне (на примере г. Таганрога)'

Проблемы и перспективы развития жилищно-коммунального комплекса на муниципальном уровне (на примере г. Таганрога) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1348
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макареня Т. А.

Известно, что ЖКХ является важнейшей отраслью муниципального хозяйства. Автором был проанализирован рынок жилищно-коммунальных услуг крупного города России на примере Таганрога. Таганрог относится к крупным городам России, так как его численность составляет 284,4 тыс. жителей. В настоящее время в Российской Федерации 1097 городов. Выявлены типичные проблемы и перспективы развития ЖКХ… Таганрог занимает 2-е место по объему отгруженных товаров собственного производства среди городов Ростовской области, что влияет на темпы потребления жилищно-коммунальных услуг. Состояние ЖКХ г. Таганрога можно охарактеризовать с помощью следующих показателей: жилой фонд составляет 3 634 тыс. м2. Всего предприятий, предоставляющие услуги в сфере ЖКХ 81, причем их них 27 муниципальные унитарные предприятия, 3 государственные, остальные смешанной и частной формы собственности. В неотложном ремонте нуждается более 30% жилищного фонда, что обусловлено снижением объемов ремонта жилья. Износ систем отопления, водоснабжения и водоотведения в зданиях более 60%. Износ трубопроводов тепловых сетей превышает 45%, доля ветхого и аварийного жилья составляет 1,65 %, в то время как в среднем по РФ 0,9 %...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Макареня Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития жилищно-коммунального комплекса на муниципальном уровне (на примере г. Таганрога)»

Проблемы ЖКХ

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

(на примере города Таганрога)

т.А. макареия, кандидат экономических наук, доцент технологический институт ФГУ ВПо «Южный федеральный университет»

Прошедшие в Российской Федерации институциональные преобразования, предоставившие самостоятельность хозяйствующим субъектам и территориальным образованиям, обусловили возрастание значимости региональных и муниципальных аспектов в развитии экономики.

Интерес муниципального образования интегрирует многообразные интересы всех производителей и потребителей, а также приоритетные направления экономического развития данной территории, определенные административными органами с учетом экономических интересов макроуровня.

Муниципальное хозяйство — система определенных отношений по предоставлению муниципальных услуг и принципов его развития и совершенствования [7]. Муниципалитеты в рыночной экономике не являются наблюдателями, а превратились в активно действующую и реально определяющую экономическое развитие силу. Э. А. Уткин, А. Ф. Денисов отмечают, что муниципальное хозяйство охватывает предприятия по предоставлению муниципальных услуг. Важнейшими отраслями муниципального хозяйства являются:

• управление деятельностью муниципальных организаций, прежде всего предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ);

• управление комплексом недвижимости муниципального образования;

• развитие на территории муниципального образования сферы услуг;

• участие в рыночном обороте, гражданско-правовых отношениях.

За десять лет единой точки зрения на сущность муниципального хозяйства не выработано. Так, Л. А. Велихов определяет «муниципальное» или «городское» хозяйство как «деятельность местных публичных органов или организованного представительства людей, живущих концентрированно на избранной территории и занимающихся преимущественно обрабатывающей промышленностью или торговлей, причем эта деятельность направлена к наивыгоднейшему использованию материальной среды с помощью установленных средств в целях благоустройства данной территориальной единицы и социального благосостояния [3]. Причем не рассматривается сфера услуг. В отличие от материального блага, производство которого осуществляется в основном на индустриальной базе, стандартизировано, производство услуги во многом зависит от квалификаций работников, их опыта, культуры производства, то есть оказываемая услуга может быть достаточно индивидуальна. Кто оказывает услуги, тот не может их потреблять. В основе теории воспроизводства общественного продукта в советской экономической науке лежало положение К. Маркса о двух подразделениях общественного производства, а именно о 1-ом подразделении, производящем средства производства, и о 2-ом подразделении, выпускающем предметы потребления. Ставилась задача по оптимизации соотношения в темпах развития 1-го и 2-го подразделений и создания условий для гармоничной реализации производственного продукта.

В схемах К. Маркса простого и расширенного воспроизводства отсутствовала сфера услуг, хотя

уже в то время она существовала. К. Маркс рассматривал эту проблему с позиции взаимоотношения пролетария и капиталиста, прежде всего в промышленности и тем самым оставлял вне своего внимания сферу услуг. Если взять в настоящее время эту сферу, то по численности занятых в ней работников она во многих странах превосходит число занятых в сфере материального производства.

Таким образом, проблема воспроизводства совокупного общественного продукта — это проблема участия в этом производстве и самой сферы услуг. Поэтому ни о каком управлении экономическим ростом муниципального образования не может идти речь, если мы не научимся управлять сферой услуг, в том числе услугами ЖКХ на муниципальном уровне.

Среди основных задач муниципального уровня управления можно выделить:

• создание и поддержание условий для воспроизводства рабочей силы (социальная инфраструктура, ЖКХ);

• создание и поддержка благоприятных условий для нормального хозяйствования на территории (производственная и транспортная инфраструктуры, связь);

• контроль за использованием природных ресурсов и состоянием окружающей среды. Кроме того, все уровни управления должны:

• предоставлять населению социальные гарантии и обеспечивать основные конституционные права;

• регулировать использование различных механизмов хозяйствования;

• выступать как органы общественного, публичного предпринимательства, осуществляющие функции по организации и поддержанию бесприбыльных или малорентабельных, но необходимых для населения предприятий (например, ЖКХ).

В соответствии с Федеральным законом РФ от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся [15]:

• организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

• организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда;

• организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

• организация благоустройства и озеленения территории поселения.

Таким образом, в компетенции органов местного самоуправления находятся вопросы обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами.

Жилищно-коммунальный комплекс подразделяют на следующие основные подотрасли:

• жилищное хозяйство;

• ресурсоснабжение (тепло-, электро-, водоснабжение и водоотведение);

• благоустройство населенных пунктов (дорож-но-мостовое хозяйство, озеленение, санитарная очистка и утилизация отходов);

• бытовое обслуживание (банно-прачечное хозяйство, гостиничное хозяйство, ритуальные услуги).

Предприятия и организации ЖКХ образуют комплекс взаимосвязанных между собой различных видов деятельности [13]. К ним относят: эксплуатацию жилищного хозяйства; водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод; тепло-, газо-, и электроснабжение; озеленение населенных пунктов; ремонт дорог, мостов и набережных, берегоукрепительные работы; летнюю и зимнюю уборку улиц; сбор, вывоз и утилизацию бытовых отходов; гостиничные, банные, прачечные, ритуальные услуги; услуги бюро технической инвентаризации.

Таким образом, ЖКХ является важнейшей отраслью муниципального хозяйства.

Автором был проанализирован рынок жилищно-коммунальных услуг крупного города России на примере Таганрога. Таганрог относится к крупным городам России, так как его численность составляет 284,4 тыс. жителей [18]. В настоящее время в Российской Федерации 1 097 городов (табл. 1).

Таблица 1

Классификация городов

Тип города Число городов Общая численность населения, тыс. жителей

Миллионеры 11 24171,18

Крупнейшие 23 13531,30

Крупные 136 28674,80

Средние 157 12288,60

Малые 770 19843,00

Таганрог занимает 2-е место по объему отгруженных товаров собственного производства среди городов Ростовской области (табл. 2), что влияет на темпы потребления жилищно-коммунальных услуг.

Таблица 2

Рейтинг городов Ростовской области по объему отгруженных товаров

Город Январь — декабрь 2005 г. в процентах к январю — декабрю 2004 г.

Таганрог 107,8

Ростов-на-Дону 113,6

Новочеркасск 107,9

Волгодонск 99,3

Состояние ЖКХ г. Таганрога можно охарактеризовать с помощью следующих показателей: жилой фонд составляет 3 634тыс. м2, всего предприятий, предоставляющие услуги в сфере ЖКХ — 81, причем их них 27 — муниципальные унитарные предприятия, 3 — государственные, остальные — смешанной и частной формы собственности. В неотложном ремонте нуждается более 30 % жилищного фонда, что обусловлено снижением объемов ремонта жилья. Износ систем отопления, водоснабжения и водоот-ведения в зданиях более 60 %. Износ трубопроводов тепловых сетей превышает 45 %, доля ветхого и аварийного жилья составляет 1,65 %, в то время как в среднем по РФ — 0,9 %. Число управляющих организаций — 3, из них муниципальные унитарные предприятия — 1, частные организации — 2. Число частных операторов, предоставляющих услуги ЖКХ — 69, при этом нет ни одного государственного и муниципального объекта ЖКХ, переданного в управление частным операторам.

Ухудшила финансовое положение предприятий ЖКХ передача в муниципальную собственность без финансовых компенсаций жилищного фонда промышленных предприятий, которые не в состоянии их содержать, в результате увеличивается объем муниципального жилищного фонда. В Таганроге более 80 % жилищного фонда является собственностью муниципалитета. Постепенно жилищный фонд, находящийся в государственной собственности и собственности предприятий, переходит в собственность города (рис. 1.).

В течение нескольких лет в Таганроге, впрочем, как и во всей России, проводится анализ той критической ситуации, которая сложилась в отрасли ЖКХ. Во многих регионах, к сожалению, не обошлось без ошибок, которые привели к всплеску общественного

2 Л

9

о

4000

3500

3000

2500

2000

1500

1000

500

возмущения, и, как следствие, возрастанию социальной напряженности. Не обошел этот процесс и Таганрог, например, объем дебиторской задолженности увеличился с 310 млн руб. до 325 млн руб.

Официальные источники отмечают, что в 2004 г. на конкурсной основе для выполнения муниципального заказа по уборке дорог центральной части города было привлечено предприятие — ООО «Южный город», затем это предприятие было привлечено к уборке придомовой территории домов муниципального жилищного фонда в микрорайоне «Русское поле» и центральной части города.

В настоящий момент ООО «Южный город» выполняет по субподряду уборку 27,4 % от общих уборочных площадей. При этом не говорится о том, что ООО «Южный город» выиграло конкурс уборки придомовой территории. Вызывает опасение тот факт, что новые частные предприятия не появились на рынке жилищно-коммунальных услуг Таганрога ни в качестве победителя конкурса на выполнение муниципального заказа, ни в качестве субподрядчика, что говорит об отсутствии конкурентной борьбы. Поэтому говорить о наличии рынка совершенной конкуренции на рынке жилищных услуг, услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора в Таганроге еще рано, в то же время данные рынки являются потенциальными рынками совершенной конкуренции.

За 2002 — 2004 гг. были пересмотрены функции Управления ЖКХ и транспорта Администрации Таганрога, оно является распорядителем бюджетных средств в сфере ЖКХ и транспорта и имеет

Год

Рис. 1. Площадь муниципального жилищного фонда Таганрога

право осуществлять контроль за получателями бюджетных средств, определяет бюджетное финансирование муниципального заказа по отраслевым направлениям ЖКХ и транспорта и обеспечивает формирование единой политики финансирования городского ЖКХ и транспорта.

Осуществлена реорганизация МУП «Жилищ-но-эксплуатационное управление» (ранее — МУП «Служба единого заказчика») путем выделения МУП «Управляющая компания «Благоустройство» и МУП «ЕРКЦ Управление ЖКХ и транспорта. МУП «Жилищно-эксплуатационное управление» и МУП «УК «Благоустройство» строят свои отношения на основании заключенных муниципальных контрактов.

В муниципальной собственности Таганрога на 01.01.2006 г. зарегистрировано 38 муниципальных предприятий, при этом 14 муниципальных предприятий находятся в стадии ликвидации. Так, в отношении предприятий, предоставляющих жилищные услуги: МУЖРЭП-2, МУЖРЭП-6, МУЖРЭП-7, МУЖРЭП-9, МУРСП, МУП «СИЗ-1», МУП «СДРСУ» проводится процедура банкротства.

Убыточная деятельность характерна для предприятий ЖКХ: МУП «ЖЭУ», МУП «Спецавтохозяйство», МУП «Управление «Водоканал». При этом созданы МУП ЖКХ «Центральное», МУП ЖКХ «Западное», МУП ЖКХ «Северное», МУП ЖКХ «Промышленное», МУП ЖКХ «Приморское». Хочется при этом отметить, что ликвидируемые предприятия обслуживали определенные территории Таганрога, а новые предприятия созданы для предоставления жилищных услуг на определенной территории Таганрога. Таким образом, говорить о формировании и развитии конкуренции на рынке жилищных услуг Таганрога нельзя, так как в настоящее время собственниками муниципальных предприятий проводится ликвидация одних и организация других предприятий, выполняющих одни и те же функции, что не способствует повышению эффективности работы предприятий ЖКХ.

Для более глубоко анализа была проведена сегментация рынка жилищно-коммунальных услуг Таганрога.

Были выделены следующие районы с учетом типов застройки в нем: центр города (историческая часть), район современной застройки центра, промышленный район, район «Русское поле», район «Северный», район «Западный», район Николаевского переезда. Плотность населения была разбита на три вида: низкая (преобладание в районе одноэтажных домов), средняя (преоб-

ладание в районе пятиэтажных домов) и высокая (преобладание домов в девять и более этажей). По признаку учета доходов населения было выделено несколько общественных классов: низший, средний, высший.

Согласно поведенческому принципу основным критерием служила потребность в жилищно-коммунальных услугах в зависимости от качества жилья и состава семьи, а также уровня образования. На уровень потребления изучаемых услуг большое влияние оказывает демографический принцип, так как домохозяйки, люди интеллектуального труда, пенсионеры подходят к вопросу потребления услуг более скрупулезно и хорошо информированы о ситуации на данном рынке.

В результате сегментации рынка ЖКУ Таганрога и анализа основных его сегментов было выделено три сегмента, которые приведены в табл. 3, из которой видно, что на всех территориях требуются практически все виды жилищно-коммунальных услуг.

Сегмент №2 1. Данный сегмент включает в себя центр города (историческую часть), район современной застройки центра. Эти районы сгруппированы в один сегмент, так как они характеризуются застройкой одного периода — это, в основном, одно- и двухэтажные дома застройки конца 19 начала 20 в., имеющие историческую ценность (90 % зданий). Дома современной постройки центральной части города выстроены в стиле старых построек. Во многих домах расположены офисы и магазины, определяющие деловой облик города. Сегмент характеризуется наличием развитой социальной и инженерной инфраструктур. В исторической части города в основном проживает пожилое население и население с высоким уровнем дохода, поэтому основная часть потребителей данного сегмента характеризуется средней активностью потребления.

Сегмент № 2 рынка жилищно-коммунальных услуг города Таганрога охватывает промышленный район и район «Русское поле». В данный сегмент объединены два района, где преобладает застройка 1980 - 1990 гг. 20 в. (92 % жилых зданий). Социальная и инженерная инфраструктура высоко развита, поэтому имеется большое число магазинов, школ, детских дошкольных учреждений и мест отдыха, а также расположены два градообразующих предприятия города: ОАО «Тагмет» и ОАО ТКЗ «Красный котельщик». Активное население образует активных потребителей жилищно-коммунальных услуг. Это потребители в основном со средним уровнем

Таблица 3

Сегментация жилищно-коммунальных услуг на примере Таганрога

Номер сегмента Территориальный принцип Вид услуги Поведенческие характеристики Принцип учета доходов

1. Историческая часть города и район современной застройки центра города Теплоснабжение, горячее водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, жилищные услуги Средняя активность потребления (преобладание пенсионеров) Потребители с разным уровнем (высоким и средним — 11...15 тыс. руб.) дохода вне зависимости от рода занятий

2. Районы типовой застройки 1970-1990 гг. Водоснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, жилищные услуги Активные потребители (преобладание людей среднего возраста) Потребители со средним уровнем дохода (5.8 тыс. руб.) вне зависимости от рода занятий

3. Районы преобладающей застройки 1950-1970 гг. Жилищные услуги (техническое обслуживание), водоснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение. Слабая интенсивность потребления (преобладание людей предпенсионного возраста) Потребители с низким уровнем дохода (2.5 тыс. руб.) вне зависимости от рода занятий

дохода, поэтому они предъявляют спрос на жилищно-коммунальные услуги высокого качества.

Сегмент № 3. Включены районы «Северный» и «Западный». В данном сегменте преобладает застройка 1960-1970 гг. (84 % жилых зданий). Население, проживающее в этих районах, пенсионного и предпенсионного возрастов, поэтому они формируют потребителей с низким уровнем дохода вне зависимости от рода занятия. Инженерная инфраструктура находится в аварийном состоянии или требует проведения ремонта. Социальное обеспечение слабо развито. Поэтому данный сегмент характеризуется слабой интенсивностью потребления коммунальных услуг и низкой платежеспособностью.

В зависимости от типов домов и уровня дохода населения спрос на некоторые виды ЖКУ может меняться. Так в районе «Русское поле» спрос на жилищные услуги будет выше, и население готово заплатить большую цену, чем в центре города. А в районе «Северный» спрос будет также высок, но там население может даже отказаться от потребления некоторых жилищных услуг (услуги по обмену жилых помещений, оформление обмена жилых помещений, услуги по приватизации жилых помещений, противопожарные мероприятия) и предложить более низкую оплату услуг.

Таким образом, на рынке услуг крупного города России (на примере Таганрога) существуют сегменты, и предприятия, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, могут выбрать наиболее оптимальные для себя сегменты. Различия территорий города могут способствовать развитию конкуренции на рынке ЖКУ, что крайне необходимо для поддержания в нормальном состоянии и развития инфраструктуры города. Представляется необходимым подчеркнуть, что сегментация рынка услуг

позволяет выделить четкие группы покупателей, для которых требуются услуги соответствующего ассортимента, качества, цены и т. д. Коммуникационная и сбытовая политика в отношении услуг монополистов может заключаться в стимулировании сбыта путем предоставления скидок и льгот при предварительной оплате коммунальных услуг, в информировании населения о качестве услуг, создании положительного имиджа компаний — поставщиков услуг.

Поэтому устойчивое функционирование и развитие жилищно-коммунального комплекса как градообразующей отрасли является первоочередным фактором, влияющим на качество жизни горожан и жизнедеятельность города и обусловливает актуальность проблемы управления жилищно-коммунальным комплексом в системе муниципального управления.

В настоящее время авторы, исследующие проблемы развития жилишно-коммунального комплекса, предлагают различные подходы к управлению им. Главным в обеспечении конкурентоспособности любых объектов и достижении высоких результатов является повышение качества управления, которое можно достичь на основе формирования управленческих решений с учетом производственно-технических, экономических и социальных рыночных факторов, внедрения технологий рационального использования ресурсов, учета взаимодействия региональных и отраслевых факторов [19].

Так, часть из них (Ю.М. Салама, С.В. Дубин-чина, Е.В Блинкова) склоняются к использованию ключевых показателей эффективности, к применению передовых информационных технологий в области управления предприятием жилищно-коммунального комплекса, финансового

планирования и бюджетирования, планирования материально-технического обеспечения [11], экономического анализа деятельности предприятия, биллинга предоставляемых услуг, тем самым получая конкурентные преимущества, механизма концессии в связи с принятием Федерального закона «О концессионных соглашениях». Модель, связанная с закреплением собственности за органами местного самоуправления с привлечением частных структур к управлению этой собственностью считается экспертами крайне привлекательной для бизнеса. Согласно концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать или реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (конценденту), осуществлять деятельность с использованием объекта концессионного соглашения. В жилишно-комму-нальном комплексе концессионером может быть частный оператор, а концендентом - орган местного самоуправления, являющийся собственником имущества.

Другая часть исследователей (Ю.М. Салама, И.В. Ершов, Э. Маркварт, Е. Михайлова, Н.Л. Пе-шин, Е.А. Каменева, С.В. Барулин) считает, что эффективного управления в жилищно-коммунальном комплексе можно достичь с помощью управляющих компаний [16]. Управляющая компания представляет собой организацию государственной, муниципальной, частной или смешанной формы собственности, деятельность которой заключается в управлении жилищным фондом и/или коммунальной инфраструктурой и предоставлении жилищно-коммунальных услуг потребителям. При этом управляющие компании могут быть как частными, так и государственными и муниципальными. В качестве управляющих компаний могут выступать товарищества собственников жилья (ТСЖ). Часть исследователей (Н.А. Ротганг, Е.В. Иш) считают, что необходимо вводить систему сертификации в жилищно-коммунальной сфере [4]. Основанием для такого мнения является обеспечение возможности выбора предприятия, оказывающего услуги, качество которых соответствует существующим техническим регламентам и положениям стандартов, соблюдению требований безопасности. Другие исследователи (С.М. Печатникова, Т.Ю. Прокофьева) склоняются к построению адекватной поставленным задачам системы управления жилищным рынком через способы осуществления государственной жилищ-

ной политики и призванной узаконить права, обязанности, единый регламент и правила поведения экономических субъектов [2].

Необходимо отметить, что многие авторы предлагают конкретные направления повышения эффективности управления жилищно-коммунальным комплексом [14]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) модернизация или установка дополнительных приборов учета коммунальных услуг;

2) применение дифференцированных лимитов на объемы закупаемых для нужд эксплуатации жилищно-офисного комплекса коммунальных услуг;

3) внедрение и использование энергосберегающих технологий;

4) разработка, внедрение и применение системы конкурсного отбора поставщиков для оказания услуги;

5) обучение сотрудников компании.

В странах Восточной Европы преобладает тенденция ухода от государственной или муниципальной формы собственности с созданием акционерных обществ. Преобладает привлечение в качестве стратегических партнеров крупных наднациональных компаний («Dalkia international», «Fortum», «Vattenfall»). Участие крупных компаний облегчает возможность привлечения необходимых для модернизации инвестиций. Местные власти лишь ответственны за нормативно-правовую базу, включая принципы ценообразования и стратегическое планирование, при этом используют прозрачные принципы договорных отношений между производителями коммунальных услуг и их потребителями с преобладанием на стороне потребителей ответственности домовладельцев.

Некоторые авторы склоняются к вовлечению в деятельность коммунального сектора частного бизнеса, поскольку частный бизнес обладает необходимыми финансовыми и иными ресурсами. При этом муниципальные власти должны обеспечить связь проектов в коммунальной сфере с планами социально-экономического развития данного муниципального образования [8]. Функции частного бизнеса по управлению коммунальной структурой следующие [10]: частный оператор путем договора с муниципалитетом получает возможность эксплуатировать коммунальную инфраструктуру; приобретать энергоресурсы у поставщиков, которые присоединены к коммунальной сети, предоставлять коммунальные услуги потребителям, обслуживать инфраструктуру технически, что повлечет улучшение управления, повышение эффективности коммунальных пред-

Федеральная служба тарифов, Федеральная антимонопольная служба, органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов

Администрация города

Управляющие компании (муниципальные унитарные предприятия)

Муниципальная тарифная комиссия

Договор концессии

_!_С

Предприятия, предоставляющие коммунальные услуги

РКЦ, служба предоставления субсидий

Договор концессии

Жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия

Товарищества собственников жилья

Жилищный фонд в частной и коллективной собственности

Альтернативные жилищные фонды

Государственный и муниципальный жилищный фонд

Рис. 2. Схема управления жилищно-коммунальным комплексом в системе муниципального управления

Изменение структуры расселения

Изменение структуры промышленного комплекса муниципального образования

Научно-технический прогресс

Особенности современного развития общества, городов и энергетики

Системный подход к проектированию ЖКХ

Охрана окружающей среды

Учет ресурсных возможностей

Учет архитектурно-планировочных решений

Достижение оптимального эффекта

Рис. 3. Программно-целевое планирование развития ЖКХ муниципального образования

приятий, внедрение новых технологий, привлечение инвестиций, снижение нагрузки на бюджеты.

По мнению автора, с учетом состояния жилищно-коммунального комплекса Таганрога механизм

управления жилищно-коммунальным комплексом крупного города в системе муниципального управления должен включать в себя государственные и

муниципальные структуры. Предприятия, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги должны быть либо в муниципальной, либо в государственной собственности, и основанием для частно-государственного партнерства должен быть договор концессии. Схема управления жилищно-коммунальным комплексом представлена на рис. 2.

Таким образом, реализация жилищно-коммунальных услуг происходит на муниципальном рынке. Целесообразно, чтобы объекты инженерной инфраструктуры и предприятия, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, находились либо в муниципальной собственности, либо в государственной, а частные предприятия имели возможность использовать инженерную инфраструктуру по договору концессии. В результате отсутствия системного подхода к развитию ЖКХ, заключающегося в переходе от проектирования и планирования развития отдельных его элементов и простых связей между ними к проектированию и планированию сложных систем и образований, мы имеем плачевное состояние жилищно-коммунального комплекса Таганрога, когда происходит смена одних предприятий другими без учета системного стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования. Для этого необходимо формирование алгоритма программно-целевого планирования развития ЖКХ (рис. 3). В результате отсутствия программно-

Использование экономико-математического моделирования

Критерий оптимальности -народнохозяйственная оценка

Единство прогнозных уровней для всех градостроительных отраслей

целевого планирования ЖКХ Таганрога перспективы его социально-экономического развития не

являются оптимистическими.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баженов А. В. Риски завышенных ожиданий от реформы коммунального хозяйства с участием частного сектора: Доклад на Международной конференции «Модернизация жилищно-коммунального комплекса», Санкт-Петербург, 9 — 10 ноября 2004 г.

2. Блинкова Е. В. Инвестиционные соглашения в сфере коммунального обслуживания// Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 8.

3. Велихов В. А. Основы городского хозяйства — Обнинск: Институт муниципального управления, 1995. - с. 218.

4. Дубинчина С. В. Особенности отношений, связанных с получением имущества по концессии. // ЖКХ. 2006. № 1.

5. Закржевский В. И. Управление коммунальной энергетикой в городах: текст лекций. — СПб.: СПбГИЭУ, 2006. — 100 с.

6. Иванов В. В., Хан О. К. Модель системы эффективного управления недвижимостью // Менеджмент в Росии и за рубежом. 2005. № 5.

7. Маркварт Э. Основные принципы и направления реформирования муниципального хозяйства // ЖКХ, 2004, № 11.

8. Маркварт Э, Михайлова Е. Проблемы правового статуса ТСЖ и управляющих компаний и формирования договорных отношений // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2006. № 1.

9. Печатникова С. М. Как управлять процессами на жилищном рынке // Менеджмент в России и за рубежом. № 4. 2004.

10. Пешин Н. Л. Муниципальная хозяйственная деятельность // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 8.

11. Портер М. Конкуренция. Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.

12. Прокофьева. Т. Ю. Социальные рыночные услуги в России: тенденции развития // Финансы и кредит. 2005. № 22.

13. Реформирование жилищно-коммунального комплекса на современном этапе. — Ростов-на-Дону, ЗАО «Книга», 2002 г.

14. Ротган Н. А., Иш Е. В. Система сертификации в жилищно-коммунальной сфере // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2004. № 11.

15. Сударкина М. А. Приоритетные направления стратегии развития экономики города с дотационным бюджетом. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. — Ростов-на-Дону, 2006.

16. Салама Ю. М. Тенденции развития отрасли ЖКХ // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2005. № 12.

17. Салама Ю. М. Управлящие компании в ЖКХ // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2004. № 11.

18. Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131 — ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Российская газета. 8 октября 2003 г.

19. (http://mega. km. ru/cncyclop. asp/) (http:// rfdata. al. ru/auto/city/randec1.htm) (http:// rfdata. al. ru/auto/city/19/895.htm).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.