СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА
Е.А. КОБЕЦ, кандидат экономических наук, доцент
Т.А. МАКАрЕНя, кандидат экономических наук, доцент
я.А. НАЛЕСНАя, кандидат экономических наук, доцент
Организация управления деятельностью муниципальных предприятий. Развитие муниципальных образований, комплексное использование их потенциала являются благодатной основой для укрепления экономики регионов. Муниципальное образование является первичной территориальной ячейкой экономики России и органично дополняет вертикаль государственного управления. Именно на этом уровне создаются условия для эффективной работы предприятий, повышения конкурентоспособности товаров, а также повышения уровня жизни населения. Конечная цель управления деятельностью муниципальных образований должна быть направлена на удовлетворение нужд города. Конкурентоспособность муниципального образования зависит от конкурентоспособности предприятий, расположенных в нем. Чтобы привлечь и удержать наиболее мобильные виды ресурсов (инвестиции, квалифицированные кадры и др.), необходимо предоставить им условия, способствующие росту их конкурентоспособности.
Муниципальные предприятия играют важную роль в системе жизнеобеспечения городов. От уровня их работы зависит не только благополучие и настроение миллионов людей, но и общая социально-экономическая ситуация в каждом муниципальном образовании, в регионе и в стране в целом. Муниципальные предприятия являются ядром муниципального сектора экономики. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возлагает на местное самоуправление такие функции, как:
• содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;
• содержание и развитие учреждений социальной сферы;
• организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
• муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
• благоустройство и озеленение территории;
• организация транспортного обслуживания населения и др.
Органы местного самоуправления обязаны также создавать условия для жилищного и социально-культурного строительства, обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, деятельности учреждений культуры, организации зрелищных мероприятий, развития физической культуры и спорта. Решение перечисленных задач предполагает осуществление хозяйственной деятельности. Статья 30 упомянутого Федерального закона предоставляет органам местного самоуправления право создавать на базе муниципальной собственности предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Муниципальная собственность и управление ею является одним из основных средств реализации социально-экономической политики муниципального образования. Чтобы управление собственностью было эффективным, необходим комплекс административных, экономических и законотворческих действий,
которые будут объединены единой политикой и нацелены на сбалансированное развитие городского хозяйства. Одним из объектов управления собственностью являются унитарные предприятия как имущественные комплексы (другими объектами являются казна города, в том числе средства бюджета, а также учреждения, имущество которых закреплено на праве оперативного управления).
В конечном счете, целью управления собственностью является обеспечение доходной части бюджета и сокращение расходной в целях решения социально-экономических проблем города и выполнения возложенных законом функций на муниципалитет. По понятным причинам предприятие всегда желает быть монополистом в своей сфере деятельности и отрицательно относится к появлению любого конкурента, который, возможно, будет выполнять ту же услугу дешевле и качественнее. Поэтому и население, и муниципальная власть заинтересованы в создании конкурентной среды по оказанию муниципальных услуг при участии различных форм собственности. Для коренного изменения сложившейся ситуации необходима смена принципиального подхода к управлению муниципальными предприятиями и их имущественными комплексами. В рамках этого процесса необходима разработка эффективной системы управления ими со стороны органов местного самоуправления. Необходимы разработка новых подходов и процедур управления муниципальными предприятиями и их имущественными комплексами, доведение теоретических разработок до уровня практических рекомендаций и их использование на примере муниципальных предприятий города, исследование механизмов управления муниципальными предприятиями со стороны органов местного самоуправления. Необходимо рассмотреть возможные пути совершенствования управления муниципальными унитарными предприятиями и разработать методику выбора наиболее эффективной системы управления имущественными комплексами муниципальных предприятий.
Анализ существующих систем управления предприятиями
жилищно-коммунального комплекса (отечественный и зарубежный опыт). Анализируя систему управления предприятиями жилищно-коммунального комплекса на муниципальном уровне, можно отметить, что существуют большие различия между западным и российским опытом.
Так, компания «Dalkia» (Франция) — крупнейшая в мире компания коммунального энергетического сектора. Компания является совместным предприятием «Electricite de France» и «Veolia Environment». Среди стран Восточной и Центральной Европы, в которых работает компания, — Болгария, Венгрия, Литва, Румыния, Словакия, Польша, Чехия, Хорватия и Эстония. Достаточно успешная деятельность компании обусловлена возможностью использования инновационных технических и коммерческих решений, позволяющих обеспечить надежность оборудования и защиту окружающей среды при наименьших затратах потребителя и с учетом местной информации. Основными особенностями деятельности «Dalkia» являются:
• приватизация компании или активов;
• создание многофункциональных предприятий с частными займами и контрактами на консалтинг и менеджмент;
Доля, %
юо —
Доли (вклады) муниципальной собственности
□ Новошахтинск 5 Волгодонск □Новочеркасск ■ Шахты ■ Таганрог
Рис. 1. Структура муниципальной собственности городов Ростовской области
на 01.01.2007
• делегирование полномочий в виде схем концессии или долгосрочной аренды для компаний или активов.
При этом обязанностями местных властей являются:
• сохранение прав собственности над активами: долговременная стратегия менеджмента инфраструктуры;
• возможная гарантия ограничения цен и их определение для потребителей;
• установление четких требований к получаемым результатам (оперативные издержки, техническая эффективность, качество услуг, защита окружающей среды);
• передача оперативного менеджмента частному оператору, включая вопросы персонала.
По окончании контракта муниципалитет получает назад обновленную публичную компанию коммунальных услуг с возросшей рыночной капитализацией. При этом в целом сохраняется ответственность регулятора (тарифного плана). Определяются следующие функции оператора:
• выполнение функций на основе долгосрочного контракта;
• знание обязательств и наличие плана действий;
• наличие прямых отношений с потребителями;
• не «покупать» своего контракта — нет необходимости увеличивать цены, для того чтобы финансировать стоимость приобретения;
• исключение неопределенности в регуляторных изменениях и политических вмешательствах. Централизованное теплоснабжение в Таллине
начало функционировать в 1956 г. Компания «AS ТаШппа Soojus» образовалась в 1996 г. за счет слияния двух предприятий теплоснабжения. Договоры аренды с «ЮаШа» были заключены также во многих других городах Эстонии, т. е. фактически произошла передача основных активов эстонской коммунальной энергетики под управление одной компании, которая к тому же является иностранной.
В настоящее время в Эстонии принята следующая процедура обслуживания клиентов теплоснабжения:
• тепло продается в соответствии с контрактом, заключаемым с ассоциацией квартиросъемщиков;
• измерительные приборы принадлежат компании, и счета выставляются на основе измерений;
• распределение стоимости тепла внутри здания находится в ведении домовладельца;
• измерительные приборы проверяются раз в два года;
• индивидуальные тепловые пункты являются собственностью клиентов;
• за обслуживание домовых сетей отвечает домовладелец.
В настоящее время в эстонской теплоэнергетике действуют следующие компании: <^аШа», Франция; <^оЛит», Финляндия; Эстонские частные компании; государственная компания «Eesti Епе^а», «Уайе^аП».
В Германии мелкие муниципальные производители отказались от производства электроэнергии и сосредоточили свои мощности на производстве тепла. Передачей электроэнергии занимаются национальные компании, объединяющие питающие сети. Деятельность этих компаний как естественных монополий подлежит регулированию со стороны государства. Организованы национальные оптовые рынки электроэнергии (продавцы — независимые производители, покупатели — крупные промышленные потребители и перепродавцы электроэнергии). Посредником на рынке выступает независимый сетевой оператор, который осуществляет следующее услуги:
• организует перетоки мощности по питающей сети;
• поддерживает напряжение и частоту;
• обеспечивает надежность и недискриминационное планирование графика нагрузки с учетом технологических услуг;
• осуществляет диспетчерское управление в реальном времени;
• поддерживает надежность эксплуатации энергосистем, резерв активной и реактивной мощности.
Дерегулирование электроэнергетического рынка не означает полного отказа государства от контроля за этим сегментом экономики. Помимо наблюдения за устанавливаемыми тарифами за пользование передающими сетями, государство законодательно ограничивает в той или иной степени участие одной компании в различных сегментах электроэнергетического рынка. Например, в Великобритании компаниям, занимающимся распределением и продажей электроэнергии, запрещено иметь собственные генерирующие мощности. В Аргентине введено ограничение: ни одной компании нельзя иметь генерирующих мощностей более 10 % от установленного уровня генерирующих мощностей, а обязательные поставки электроэнергии на оптовый рынок осуществляют все генераторы мощностью более 30 МВт [11].
Если рассмотреть существующую систему управления жилищно-коммунальными услугами на примере г. Таганрога, то можно выделить следующее.
1. На уровне области основным звеном управления жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) является Министерство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Министерство подготавливает нормативно-правовую базу для осуществления реформирования ЖКХ на местах, разрабатывает концепции.
Департамент топлива, энергетики и ЖКХ должен обеспечивать:
• надежное функционирование систем газо-, тепло-, электро- и водоснабжения городского населения, городской инфраструктуры, промышленных объектов;
• уличное освещение городских проездов и площадей;
• разработку перспективных планов реконструкции и технического перевооружения городского хозяйства;
• создание программ и внедрение энергосберегающих мероприятий, дальнейшего развития хозяйства, определение основных направлений его развития;
• планирование экономической деятельности предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, и подготовку с ними тарифных соглашений;
• контроль за состоянием окружающей среды.
2. Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов разрабатывают региональную нормативно-правовую и методическую базы формирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
3. Различные подразделения Администрации города и отделы принимают участие в заседаниях постоянно действующей тарифной комиссии и тем самым воздействуют на формирование тарифов на поставку тепловой энергии мелкими предприятиями, водоснабжения и водоотведения, поставщиков жилищных услуг, тарифа по техническому обслуживанию и текущему ремонту мест общего пользования.
4. Заместитель главы администрации по ЖКХ осуществляет непосредственную координацию и контроль за работой предприятий жилищно-коммунального комплекса; он также он является председателем заседаний постоянно действующей тарифной комиссии города и имеет решающее слово на заседаниях тарифной комиссии.
5. Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта занимается вопросами
транспорта, составлением графиков движения городского общественного транспорта, разработкой маршрутов движения и лишь совсем незначительно затрагивает вопросы, связанные с ЖКХ.
6. Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-эксплуатационное управление» МУП «ЖЭУ» является единственной в городе управляющей компанией муниципального жилищного фонда, формирует и контролирует выполнение муниципального заказа, связанного с жилищно-коммунальным обеспечением города, а именно: капитального и текущего ремонта жилых зданий, ремонта дорожного покрытия, инженерного обеспечения и обслуживания коммуникаций жилых зданий. Это учреждение самостоятельно определяет свою экономическую политику и финансируется из местного и регионального бюджетов.
7. Предприятия-подрядчики — это организации различных организационно-правовых форм собственности, оказывающие жилищно-коммунальные услуги. В муниципальных образованиях управляющие компании (например, МУП «ЖЭУ») должны проводить конкурсы среди предприятий ЖКХ на поставку жилищно-коммунальных услуг.
Анализ структуры управления рынком коммунальных услуг муниципальных образований выявил недостатки:
• отсутствует инфраструктура, способствующая развитию рынка жилищно-коммунальных услуг;
• практически все органы имеют контролирующие, регулирующие и директивные функции.
Существующая схема управления порождает
ряд проблем, главная из которых — использование в России прямого нормативного регулирования тарифов на услуги естественных монополий, при котором тарифы пересматривают и утверждают непосредственно органы регулирования. При этом типичным является следующий порядок установления тарифа. Обычно предприятие — субъект естественной монополии выступает с инициативой изменения тарифа. Затем местная и региональная комиссии рассматривают обоснованность изменения издержек предприятия и утверждают каждая на своем уровне экономически обоснованный тариф. Главной при рассмотрении является величина издержек предприятия по каждой статье.
Таким образом, способы, методы и технологии регулирования сферы жилищно-коммунальных услуг могут быть различными: методы — экономическими, административными, рыночными и смешанными; технологии — напрямую либо через сетевого оператора (управляющую компанию).
В итоге по опыту стран Центральной и Восточной Европы можно сделать следующие выводы:
• в ЖКХ преобладает тенденция ухода от государственной или муниципальной формы собственности с созданием акционерных обществ;
• преобладает привлечение в качестве стратегических партнеров крупных наднациональных компаний. Участие крупных компаний облегчает возможность привлечения необходимых для модернизации инвестиций;
• местные власти ответственны за нормативно-правовую базу, включая принципы ценообразования, и стратегическое планирование;
• во всех случаях активно внедряются принципы управления со стороны спроса, в которых главное место отводится системам учета и регулирования потребления энергоресурсов у потребителей;
• внедряются прозрачные принципы договорных отношений между производителями коммунальных услуг и их потребителями с преобладанием на стороне потребителей ответственности домовладельцев. В большинстве стран Центральной и Западной Европы коллективные учреждения ассоциаций домовладельцев или жилищные кооперативы уже существуют;
• активно используются международные финансовые источники;
• на рынке жилищно-коммунальных услуг условия игры обеспечивает сетевой оператор;
Динамика федеральных стандартов пред<
• жесткое наблюдение со стороны государства за деятельностью энергетических компаний совершенно необходимо, так как в условиях усиливающейся конкуренции многие компании ищут пути сокращения издержек через слияние, что может привести к монополизации рынка.
Принципы организации предоставления жилищно-коммунальных услуг, существующие в других странах, целесообразно использовать в России, например наличие сетевого оператора на рынках электроэнергии и газоснабжения, использование концессионных соглашений между структурами государственной власти и частным бизнесом на рынках предоставления жилищно-коммунальных услуг, организация ассоциаций домовладельцев. Однако в России есть одна особенность — наличие федеральных стандартов предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг, что позволяет регулировать их стоимость. Так, федеральный стандарт стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг возрос с 19,1 руб. до 47,2 руб. на 1 м2 общей площади жилья в месяц за период с 2002 по 2007 г. с учетом роста размера величины услуг от экономически обоснованного тарифа (табл. 1).
Таким образом, федеральный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг возрос с 2001 по 2007 г. в 3,62 раза. Если сравнить данный показатель с динамикой роста средней заработной платы по стране (табл. 2), то видно, что рост стоимости услуг сопряжен с ростом среднемесячной номиналь-
Таблица 1
авляемых жилищно-коммунальных услуг
Год Значение федерального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, руб. Динамика роста (по отношению к предыдущему году), % Динамика роста (по отношению к 2001 г.), % Доля стоимости жилищно-коммунальных услуг от экономически обоснованного тарифа, %
2001 13,02 - - 60
2002 19,1 146,15 146,15 71
2003 22,4 117,2 172,04 80
2004 26,4 117,8 202,7 95
2005 31,9 120,8 245 100
2006 41,6 130,4 319,5 100
2007 47,2 113,4 362,5 100
Таблица 2
Динамика среднемесячной заработной платы
Год Среднемесячная номинальная заработная плата работников организаций Динамика роста (по отношению к предыдущему году), % Динамика роста (по отношению к 2001 г.), %
2001 3 240,4 - -
2002 4 360,3 134,5 134,5
2003 5 498,5 126,1 169,6
2004 6 739,5 122,5 207
2005 8 550,2 126,8 263
2006 10 736 125,5 331
2007 12 000 11,7 370
ной заработной платы работников организации, что не вызывает социальной напряженности.
Правительством Российской Федерации устанавливаются основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства и ежегодно — федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг, утверждаются правила содержания, ремонта жилья и оказания коммунальных услуг в жилых помещениях, стандарты качества содержания, ремонта жилья и объема оказания коммунальных услуг, методика перерасчета оплаты жилья и коммунальных услуг при оказании услуг в объеме меньше установленного, а также ненадлежащего качества.
Чтобы разработать федеральный стандарт предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг, необходимо обеспечивать соответствие их установленным нормам. В основу федерального стандарта заложены экономически обоснованные тарифы на содержание и ремонт жилищного фонда, включая обслуживание лифтового хозяйства, сбор и вывоз твердых бытовых отходов; услуги водоснабжения, водоотведения, отопления, горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения. Превышение исходной базы для формирования федерального стандарта предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг вызвано рядом факторов, к основным из которых относится рост цен на энергоносители, железнодорожные перевозки, являющиеся составляющими затрат на производство и предоставление жилищно-коммунальных услуг.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» на местах проводится политика поэтапного перехода на единый экономически обоснованный тариф для всех групп потребителей, что нашло соответствующее отражение в увеличении ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения.
Методологической базой установления федерального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг является «Методика определения федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, а также величины трансфертов с учетом соблюдения в субъектах Российской Федерации федеральных стандартов и тарифов, утверждаемых Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации», утвержденная Правительственной комиссией по рефор-
мированию жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации от 04.08.1997.
В соответствии с этой методикой стоимость жилищных услуг определяется по формуле: Ф: = ФИС,
где Ф — средняя сложившаяся стоимость предоставления жилищных услуг; И — индекс роста потребительских цен; С — изменение стоимости единицы услуги по каждой жилищно-коммунальной услуге.
Для тарифов, утверждаемых Федеральной службой тарифов:
Ф: = ФТН,
где Т — ожидаемые изменения значений тарифов в ведении Федеральной службой тарифов; Н — изменение значений нормативов потребления коммунальных услуг.
При определении изменения нормативов потребления коммунальных услуг Н в качестве базовых берутся нормативы, использованные при расчете федерального стандарта стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1997 г. в расчете на 1 чел.:
• теплоэнергия (для теплоснабжения и горячего водоснабжения) — 6,7 Гкал в год;
• водоснабжение и канализование — 4,5 м3 в мес.;
• электроэнергия — 50 кВт-ч в мес.;
• газ сетевой — 10 м3 в мес.
Таким образом, в соответствии с утвержденной методикой установления федерального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг не учитываются ресурсосберегающие мероприятия, инновационная деятельность предприятий по предоставлению этих услуг, модернизация основных средств, что предопределяет малоэффективное функционирование сферы ЖКХ.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ежегодно устанавливаемыми федеральными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг вправе устанавливать региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг.
Вторая особенность развития сферы ЖКХ — это переход на полную оплату жилищно-коммунальных услуг, которая должна была произойти в течение 15 лет с момента ввода Федерального закона «Об основах федеральной жилищной политики», т. е. до 2008 г.
В результате сложившаяся система установления федерального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг не обеспечивает, во-первых,
покрытия издержек на развитие и модернизацию основных средств, что подтверждается увеличением степени износа и доли ветхого и аварийного жилья; во-вторых, монополизм российских фирм способствует негативной связи между инновационной активностью и монополистическим положением фирмы, таким образом, пассивность в инновациях связана со слабостью внешних и внутренних стимулов.
Степень износа основных средств предприятий, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, имела следующую динамику:
Год.............. 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Степень
износа, % ...18, 7 19,9 19,6 19,5 19,7 19,8
Процесс регулирования деятельности предприятий жилищно-коммунального комплекса как фактор совершенствования муниципального управления в сфере ЖКХ. Часть исследователей (Н. А. Ротганг, Е. В. Иш) считают, что необходимо вводить систему сертификации в жилищно-коммунальной сфере [4]. Основанием для такого мнения является обеспечение возможности выбора предприятия, оказывающего услуги, качество которых соответствует существующим техническим регламентам и положениям стандартов, соблюдению требований безопасности. В результате сертификации персонала возрастает профессиональный уровень работников и руководителей предприятий ЖКХ, что положительно отражается на конечном потребителе. При этом сертификация предполагает не только единовременную выдачу сертификата соответствия, но и контроль за деятельностью предприятия, в ходе которого проводится оценка санитарно-технического, экологического и другого состояния жилых и нежилых помещений, жилищно-коммунальных услуг.
П.Н. Аксенов считает, что на первом месте должна быть конкурентоспособность жилищно-коммунального комплекса в целом и входящих в него объектов. Предложенный им метод оценки конкурентоспособности объектов жилищно-коммунального комплекса учитывает требования системности (ориентация на качество жизни и качество предоставления услуг) и комплексности (включение в их состав показателей, характеризующие инвестиционные, финансово-экономические, инновационные, социальные и тому подобные аспекты) и может быть использован при определении рейтингов жилищно-коммунальных комплексов муниципальных образований [1]. Для этого определяется средневзвешенная величина по
показателям конкурентоспособности всех видов услуг жилищно-коммунального комплекса, отдельно проводится анализ эффективности деятельности предприятий и организаций, производящих конкретные услуги, а также финансовой устойчивости и функционирования.
Другие исследователи (С. М. Печатникова, Т. Ю. Прокофьева) склоняются к построению адекватной поставленным задачам системы управления ЖКХ через способы осуществления государственной жилищной политики и призванной узаконить права, обязанности, единый регламент и правила поведения экономических субъектов [12,13].
Е. А. Каменева, С. В. Барулин отмечают, что организационные взаимоотношения на рынке жилищно-коммунальных услуг складываются в основном между четырьмя участниками [6]:
• администрацией города - заказчиком муниципального заказа;
• службой единого заказчика по контролю за исполнением муниципального заказа;
• предприятиями - исполнителями муниципального заказа;
• населением.
Авторский подход заключается в том, что организационный механизм должен учитывать сложившуюся разноуровневую систему регулирования жилищно-коммунальных услуг, систему федеральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг, подходы повышения их качества и внедрение информационных методов управления развитием сферы ЖКХ. При этом организационный механизм должен включать несколько подмеханизмов (составляющих):
• разработки и формирования тарифов;
• нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг и затрат;
• управления сферой жилищно-коммунальных услуг муниципального образования.
Все указанные подмеханизмы (составляющие) необходимы для обеспечения эффективного организационного механизма регулирования сферой жилищно-коммунальных услуг, так как позволяют учитывать величину потребления услуги и нормировать величину расходов, сформировать единый механизм формирования тарифов с учетом разноуровневого подхода к их установлению и непосредственный механизм управления сферой жилищно-коммунальных услуг муниципального образования, исходя из того, что основная масса услуг потребляется именно на территории муниципального образования. (рис. 2 и 3)
Организационный механизм регулирования сферы жилищно-коммунальных услуг
Механизм разработки и формирования тарифов
Механизм нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг и затрат
Рис. 2. Организационный механизм регулирования сферы жилищно-коммунальных услуг муниципального образования
Механизм управления сферой жилищно-коммунальных услуг муниципального образования
Орган исполнительной власти субъекта РФ г области государственного регулирования тарифов
Министерство архитектуры, строительства и ЖКХ
Законодательное собрание области
Департамент топлива и энергетики
Департамент ЖКХ
Администрация города
Заместитель главы администрации
Управление ЖКХ и транспорта
МУП "Жилищно-эксплуатационное управление
Предприятия, поставщики коммунальных услуг (водоснабжения, газоснабжения, электро-и теплоснабжения)
Муниципальные унитарные жилищно-ремонтные
эксплуатационные предприятия, дочерние _предприятия_
Прочие поставщики жилищно-коммунальных
услуг
Единный расчетно-кассовый центр
Потребители услуг
Рис. 3. Структура управления рынком коммунальных услуг в муниципальных образованиях (на примере г. Таганрог) Примечание: составлено путем анализа нормативно-правовых документов: постановления Главы Администрации Ростовской области от 30.12.1998 № 555 «Об установлении единого порядка расчета и утверждения тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Ростовской области»; постановления Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен»
Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Необходимо обеспечить привлечение в качестве стратегических партнеров крупных наднациональных компаний. Участие крупных компаний облегчает возможность привлечения необходимых для модернизации инвестиций и позволяет использовать опыт других стран.
2. Целесообразно внедрить прозрачные принципы договорных отношений между производителями коммунальных услуг и их потребителями с преобладанием на стороне потребителей ответственности домовладельцев. В большинстве стран Центральной и Западной Европы коллективные учреждения ассоциаций домовладельцев, или жилищные кооперативы, уже существуют.
3. Жесткое наблюдение со стороны государства за деятельностью энергетических компаний совершенно необходимо, так как в условиях усиливающейся конкуренции многие компании ищут пути сокращения издержек через слияние, что может привести к монополизации рынка. Данное регулирование должно осуществляться через систему административных и экономических мер.
4. Принципы организации предоставления жилищно-коммунальных услуг, существующие в других странах, целесообразно использовать в России, например наличие сетевого оператора на рынках электроэнергии и газоснабжения, использование концессионных соглашений между структурами государственной власти и частным бизнесом на рынках предоставления жилищно-коммунальных услуг, организацию ассоциаций домовладельцев.
5. Для обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами, соответствующими утвержденным нормам и мировым стандартам качества серии ИСО 9000, необходимо пересматривать подходы к установлению федеральных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг и нормативы их потребления, которые в данное время не учитывают степени оснащенности домашних хозяйств электроприборами в современных условиях, уровень доходов населения, степень комфортабельности жилья.
6. Необходимо разработать систему рассмотрения и утверждения федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг в соответствии с законодательным уровнем компетенции соответствующих органов власти: Федеральной службой по тарифам, органом исполнительной власти по тарифам, органом исполнительной власти муниципального образо-
вания, предприятий, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги. Целесообразно проводить мероприятия по демонополизации рынка жилищно-коммунальных услуг с целью активизации инновационной работы предприятий сферы ЖКХ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аксенов П. Н. Проблемы повышения конкурентоспособности объектов жилищно-коммунального комплекса // ЭНСР. 2006. № 1.
2. Зотов В. В, Пресняков В. Ф, Розенталь В. О. Некоторые институциональные аспекты анализа эволюционных проблем российского рынка // Экономическая наука современной России 2000. № 2. С. 22-34.
3. Иванов А. Монополисты устали держать тарифы // Финансовые известия. 1999, № 12.
4. Изтелеулов Б. И. Региональный хозяйственный механизм: формирование, функционирование, моделирование. — М.: Экономика, 1992. — 210 с.
5. Иш В. Г, Кочегаров А. Д. Стандартизация, сертификация, лицензирование в сфере ЖКХ, с. 47—52. ОКУНХ ОК 002-93 по разделу 04 «жилищно-коммунальные услуги», ЖКХ 10, 1999. С. 52—54.
6. Каменева Е. А., Барулин С. В. Финансы жилищно-коммунального хозяйства. — М.: Ось-89, 2003. — 192 с.
7. Как осуществлять сделки с недвижимостью. — СПб.: Бизнес-Пресса, 1998. — 64 с.
8. Кетова Н. П. Роль системного анализа в определении основных механизмов развития регионального потребительского рынка, Материалы 1-й Межвузовской конференции. — Таганрог, 2000, с. 26—34.
9. Клейнер Г. Б., Тамбовцев В.Л. Предприятие в условиях неопределенности // Человек и труд. 1993. № 2, с. 81—84.
10. Макареня Т. А. Проблемы и перспективы развития жилищно-коммунального комплекса на муниципальном уровне (на примере г. Таганрога) // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 13 (52), с. 131—139.
11. Можаева С. В. Экономика энергетического производства: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во «Лань», 2003.
12. Печатникова С. М. Как управлять процессами на жилищном рынке //Менеджмент в России и за рубежом. № 4. 2004.
13. Прокофьева Т. Ю. Социальные рыночные услуги в России: тенденции развития // Финансы и кредит. 2005. № 22.
14. Ротганг Н. А., Иш Е.В. Система сертификации в жилищно-коммунальной сфере // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2004. № 11.