УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
О.В. КОРЕВА
кандидат экономических наук, доцент Орловского государственного университета Е-mail: [email protected] Тел. 8 920 287 86 27
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ И ПРОГРАММ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
В статье исследуются концептуальные подходы к реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Обосновывается необходимость модернизации ЖКХ на основе стратегии инновационного развития. Рассматривается содержание стратегии инновационного развития ЖКХ и направления ее реализации.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, реформирование, модернизация, стратегия инновационного развития, программно-целевое управление.
В условиях рыночной экономики инновации способствуют интенсивному развитию экономики, обеспечивают ускоренное внедрение последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворяют потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услугах. Именно поэтому многие зарубежные развитые страны, сделавшие инновации приоритетным направлением развития, занимают в настоящее время передовые позиции в мире по всем показателям развития экономики. Так, например, США, Япония, Германия, Великобритания, Франция в настоящее время развиваются преимущественно на основе активизации инновационной деятельности практически во всех экономических секторах. Россия же по многим экономическим показателям отстает от этих стран ,и связано это, прежде всего, именно с отсутствием инновационной активности, что не приносит ей конкурентных преимуществ. Конкурентное развитие стран, в соответствии с теорией М. Портера, происходит на основе факторов производства, инвестиций, инноваций или благосостояния (высший уровень развития). Поэтому российской экономике, чтобы ускорить свое развитие, по всей видимости, необходимо объединение первых трех уровней, но в большей степени сосредоточить свое внимание на инновациях, поскольку основным импульсом развития любого объекта является именно инновация. Вложения не просто в новые объекты, а инвестирование только непосредственно в инновации будет способствовать эффективному управлению деятельностью, росту производства высококачественных услуг и продукции. Поэтому инновации (новшества, нововведения) необходимо также вводить в существующие системы управления и создавать новые структуры систем управления -инновационные структуры. Как раз одной из при-
чин отставания России от развитых стран является нарушение в системах управления, заключающееся, прежде всего, в отсутствии на всех уровнях иерархии систем управления научного подхода к управлению, и в большей степени это касается сферы ЖКХ. Но курс на инновационное развитие требует пересмотра взглядов на управление в сфере ЖКХ и внедрения нового вида управления, то есть инновационного управления. Поскольку, как уже говорилось ранее, для успешной реализации реформирования сферы ЖКХ необходимо инновационное развитие, само по себе сочетание целевого, функционального и программного управления для данной сферы можно считать инновационным управлением, так как для этой сферы это является определенным новшеством. Поэтому мы считаем, что необходимо совершенствовать структуру и механизмы управления ЖКК.
Реформирование российского ЖКХ началось еще в 1990 году, и связано оно было с формированием рыночного хозяйственного механизма в этой сфере деятельности. Основной целью начала реформирования ЖКХ являлось также создание условий для стимулирования жилищного строительства, устойчивого функционирования систем жизнеобеспечения, наведение порядка в обеспечении населения жильем и коммунальными услугами.
Реформирование должно осуществляться на основе применения прогрессивных современных методов управления с использованием новых технологий и материалов, поскольку, как уже доказано опытом многих развитых стран [10], повышение конкурентоспособности отрасли тесно связано с внедрением высоких технологий в производство, в том числе ресурсосберегающих, и расширением выпуска инновационной продукции, обладающей лучшими потребительскими свойствами и
© О.В. Корева
ЭКОНОМИКА
способной успешно соперничать на внутреннем и внешнем рынке с зарубежными аналогами, т.е. активизацией инновационных процессов.
По нашему мнению, реформирование сферы ЖКК должно осуществляться по инновационному пути в следующих направлениях:
- применение инновационных материалов и технологий в жилищном строительстве и в модернизации имеющегося жилищного фонда, что будет способствовать повышению уровня надежности, комфортности и долговечности эксплуатации жилищного фонда;
- модернизация коммунальной инфраструктуры с использованием инноваций, что позволит снизить уровень непроизводительных потерь предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, а также получить экономический эффект от рационализации процесса производства-потребления жилищно-коммунальных услуг,
- применение новых инновационных методов управления в жилищно-коммунальном комплексе, способствующих предоставлению качественных жилищно-коммунальных услуг, повышению качества жилищно-коммунального обслуживания потребителей и надежности работы инженерных систем жизнеобеспечения, а также комфортности и безопасности условий проживания населения;
- построение единой организационной системы подготовки и переподготовки квалифицированного персонала с использованием имеющейся и созданием новой региональной образовательной инфраструктуры, что будет способствовать повышению качественных характеристик персонала и повышению уровня эффективности использования его труда.
Инновационная политика в ЖКХ должна формироваться на основе анализа текущего состояния и потенциала жилищно-коммунального комплекса России, комплексного подхода к решению задач государственной инновационной политики, определения стратегий и разработки прогнозов развития инновационной деятельности с учетом мирового опыта, накопленного опыта в этой сфере и перспектив развития мировой науки. Поиск оптимальных направлений инновационной политики и стимулирования технологических изменений в отрасли жилищно-коммунального комплекса, с одной стороны, должен вестись на пересечении прогнозов развития, и имеющихся в России научных и производственно-технологических заделов - с другой. Результатом этого поиска будет ряд перспективных направлений развития указанного комплекса, реализацию которых необходимо осуществлять посредством формирования среды и условий, стимулирующих инновационную деятельность.
Инновационно-инвестиционные процессы в сфере ЖКХ не должны быть стихийными, поэтому они также должны регулироваться с помощью определенных методов. В связи с этим, на наш взгляд, наиболее эффективным управлением инновационно-инвестиционными процессами в системе ЖКХ может быть именно программноцелевое управление. В основе программноцелевого управления лежит программно-целевой метод, применение которого возможно, например, для разработки региональной целевой комплексной программы инновационного развития реформирования системы ЖКХ.
Целевые программы и проекты, разрабатываемые с помощью программно-целевого метода, позволяют концентрировать ресурсы и усилия на решении ключевых задач (социальных, научнотехнических, экологических и др.). Каждая программа направлена на решение в установленные сроки той или иной приоритетной проблемы социально-экономического развития в масштабах всей национальной экономики, отдельного сектора, отрасли или региона, а также межотраслевой, межведомственной или межрегиональной проблемы.
Так, например, программно-целевой метод является в настоящее время в России важным инструментом формирования расходной части бюджетов всех уровней [1]. Возможности бюджетного финансирования определяют отбор представленных к утверждению программ. Ряд программ финансируется на совместной основе за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, а также внебюджетных источников. Таковыми являются федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства.
Но принятые на региональном уровне отдельные программы по реформированию ЖКК, как правило, не содержат инновационную компоненту. Кроме того, практика реализации региональных программ показывает, что не производится оценка их эффективности, показывающая какой ценой достигаются результаты. Безусловно, региональные программы по реформированию ЖКК позволяют в какой-то степени решать проблему обеспечения граждан жильем за счет «дешевых» бюджетных кредитов, но такие схемы не могут привлечь рыночные средства, инвестиции, кредиты банков, так как плохо поддаются анализу и оценке.
Для того, чтобы активизировать процесс реформирования российского ЖКХ, необходимо разрабатывать и выполнять программы инновационного развития в двух направлениях.
Во-первых, программы, направленные на модернизацию имеющегося жилищного фонда с при-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
менением технологически возможных инноваций, и, во-вторых, программы, направленные на формирование жилищного фонда с применением «прорывных» технологий - инноваций в данной сфере деятельности.
Таким образом, на сегодняшний день, спустя годы реформ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, многие проблемы и противоречия только обострились, что требует выбора более активной позиции, эффективных и взвешенных действий со стороны муниципальных властей в решении задач управления развитием сектора жилищнокоммунальных услуг. Сформированная на федеральном уровне стратегия реформирования ЖКХ в обязательном порядке требует учета социальноэкономических особенностей развития территорий и формирования эффективных муниципальных механизмов управления сбалансированным развитием сектора жилищно-коммунальных услуг.
Федеральная стратегия развития сектора жилищно-коммунальных услуг должна рассматриваться региональными и муниципальными властями как ориентир, набор средств к достижению которого должен быть найден на местном уровне.
Стратегической целью развития жилищнокоммунального комплекса в нашей стране на ближайшие годы является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан России [7], выполнение которой будет обеспечиваться путем реализации комплекса нормативно-правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий, предусмотренных по четырем основным направлениям:
- развитие жилищного строительства;
- совершенствование жилищно-коммунального хозяйства;
- предоставление социального жилья и исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;
- развитие ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья.
Модернизация жилищно-коммунального комплекса является одной из приоритетных целей, поставленной Президентом в рамках Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Обеспечение граждан жильем является важнейшей составной частью стратегии социально-экономического развития Российской Федерации.
Для успешной реализации рассмотренных направлений должна быть разработана стратегия развития жилищно-коммунального комплекса, носящая инновационный характер, то есть стратегия инновационного развития ЖКК. Данная страте-
гия обязательно должна вписываться в стратегию развития муниципального образования, региона, которая соответственно - в стратегию развития страны, в которых также в свою очередь учитываются инновационные направления. Поскольку, как уже доказано временем, ускорение и целенаправленное инновационное развитие является одним из основополагающих факторов экономического развития развитых стран. Динамичное социальноэкономическое развитие многих стран мира стало окончательно основываться исключительно на ин-новациях1, последствия которых приняли стратегически важный характер, поскольку способствовали повышению уровня конкурентоспособности отрасли. Повышение конкурентоспособности тесно связано с активизацией инновационных процессов
- внедрением высоких технологий в производство, в том числе ресурсосберегающих, и расширением выпуска инновационной продукции, обладающей лучшими потребительскими свойствами и способной успешно соперничать на внутреннем и внешнем рынке с зарубежными аналогами [10]. Именно поэтому в XXI веке важнейшим условием ускоренного прогресса социально-экономического развития России должна являться эффективная инновационная стратегия.
Создание благоприятных условий для эффективного регулирования и развития основных направлений инновационной деятельности в инновационных процессах организаций различных форм собственности в соответствии с целями и задачами инновационной политики государства является генеральной целью инновационной стратегии. Идеология инновационной стратегии заключается в очерчивании вероятных маршрутов, по которым, например, будет сокращаться сфера прямого государственного участия в инновационной деятельности и соответственно возрастать сфера его (государства) косвенного участия. Инновационная стратегия, по мнению В.М. Аньшина [2], - это «система долговременных концептуальных установок распределения ресурсов между траекториями инновационного развития системы, а также их перераспределения при изменении внутренних и внешних условий ее функционирования, включающая научно-технический, организационный, мотивационный и материальнофинансовый механизмы обеспечения», однако нас в нашей работе интересуют непосредственно сами траектории развития, поэтому мы предлагаем следующее определение стратегии инновационного развития в сфере ЖКХ.
1 В широком смысле инновация (нововведение) - это синоним успешного производства, внедрения и использования обеспечивающих стратегический выигрыш новшеств в экономической и социальной сферах.
ЭКОНОМИКА
По нашему мнению, стратегия инновационного развития сферы ЖКК представляет собой систему долговременных концептуальных траекторий инновационного развития предприятий жилищнокоммунального комплекса, включающая три основные составляющие: концепцию, то есть общую систему взглядов на перспективы развития объекта управления; макромодель стратегии развития, то есть определение программы трансформации во времени и пространстве; целевые программы, представляющие собой план мероприятий, реализующих концепцию [11], а также научно-технологический, организационный, мотивационный и материальнофинансовый механизмы обеспечения.
Представленные нами элементы стратегии неразрывно связаны между собой, каждый из них является логическим следствием и вытекает их предшествующего элемента. Схема содержания стратегии представлена автором исследования на рисунке 1.
СОДЕРЖАНИЕ СТРАТЕГИИ
I уровень -концептуал ьный
II уровень -макростратегический
III уровень -программный
общий замысел прогнозов
принципы, правила
проблема
формирование стратегии
цели и приоритеты системы в плановом периоде
]-
]-
]-
]-
£
]-
определение путей, форм и методов достижения целей |
проекты стратегических программ и планов
система показателей, факторов и условий
Рис. 1. Схема содержания стратегии.
На наш взгляд, стратегия инновационного развития ЖКК предполагает решение задач в следующих направлениях:
- снос ветхого и аварийного жилищного фонда, не подлежащего реконструкции в рамках подпрограммы «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» Федеральной целевой программы «Жилище» [5];
- частичная модернизация старого жилищного фонда с имеющейся инфраструктурой с применением возможных инноваций и его капитальный ремонт;
- полная модернизация устаревшего жилищного фонда с имеющейся инфраструктурой с применением возможных инноваций;
- обязательная модернизация нового жилищного фонда, частично обеспеченного инновациями;
- строительство жилья с обязательным применением всех новшеств, которые существуют.
Предложенный подход позволит достигнуть стратегической цели реформирования жилищнокоммунального комплекса, которой является устойчивое функционирование и развитие жилищной сферы, обеспечивающее доступность и качество жилья для населения, а также повышение качества коммунальных услуг, безопасности и комфортности проживания.
Реализация указанной стратегии предусматривает решение следующих основных задач:
- развитие жилищного строительства,
- совершенствование жилищно-коммунального комплекса,
- исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
Таким образом, данный подход, предусматривающий поэтапную и селективную модернизацию жилищного хозяйства, необходимо применять к разработке и реализации программ инновационного развития жилищного хозяйства.
Приоритетные направления инновационного развития жилищно-коммунального комплекса предусматривают:
- формирование экологически чистой и современной среды жизнедеятельности на основе новых технологий реконструкции и модернизации жилищного фонда и инфраструктуры коммунального хозяйства и оптимального развития градостроительных систем;
- разработку новых технологий и технических решений по повышению надежности функционирования систем жизнеобеспечения и жилого фонда городов и поселений на базе автоматизированного диспетчерского управления потребления тепла, воды, электроэнергии и повышения уровня технической и экологической безопасности;
- разработку новых экономических и организационно-технических решений по реформированию и модернизации жилищно-коммунального комплекса;
- создание новых видов эффективных, экологически чистых строительных материалов, изделий и конструкций, прогрессивных технологий и оборудования для их производства, в том числе на основе новых ячеистых бетонов, тепло- и шумоизолирующих материалов, огне- и коррозионных покрытий;
- создание оптимальных методов и технических решений, обеспечивающих повышение безопасности населения, территорий и строительных объектов от опасных природных и техногенных воздействий;
- поддержание на современном уровне
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
нормативно-правовой и нормативно-технической базы в связи с использованием последних достижений научно-технического прогресса и гармонизации российских нормативов и стандартов с международными;
- широкое использование энергосберегающих технологий межотраслевого применения в строительстве и жилищно-коммунальной сфере;
- разработку и создание отраслевых информационно-аналитических систем на базе современных информационных технологий, в том числе для ведения градостроительного кадастра и градостроительной документации федерального уровня, жилищно-коммунальной сферы, технического учета и технической инвентаризации объектов, техническую и технологическую модернизацию инфраструктуры, что позволит улучшить качество услуг и резко сократить неэффективный расход ресурсов [3].
Обоснованная стратегия инновационного развития ЖКК предполагает последовательную разработку концепции, макростратегии, прогноза или программы, содержащих методы и мероприятия по осуществлению миссии организации, то есть той главной цели организации, ради которой она была создана и которая характеризует определенные виды ее деятельности. Последовательность разработки стратегии представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Схема последовательности разработки стратегии.
Рассмотрим элементы стратегии инновационного развития жилищно-коммунального комплекса. В целом свод принципов и правил управления в организациях излагается в разработанной ими концепции, которая является первым элементом стратегии.
Концепция (от лат. еопеерйо - понимание, система) представляет собой комплекс основополагающих идей, принципов, правил, раскрывающих сущность и взаимосвязи данного явления или системы и позволяющих определить систему показателей, факторов и условий, способствующих решению проблемы, формированию стратегии фирмы, установлению правил поведения личности [11]. Так, миссия организаций сферы ЖКХ, прежде все-
го, заключается в удовлетворении потребностей населения в качественных жилищно-коммунальных услугах.
В современной экономической литературе, посвященной стратегическому планированию, концепция трактуется как общий замысел прогнозов, проектов стратегических программ и планов, выражающийся в формулировке целей и приоритетов социально-экономической системы в плановом периоде и определении путей, форм и методов их достижения [9].
Вторым элементом стратегического планирования является макромодель стратегии, она представляет собой центральный элемент стратегии развития и представляет собой программу трансформации общей системы взглядов на перспективы развития объекта управления (концепции) во времени и пространстве.
Макромодель стратегии развития жилищнокоммунального комплекса включает систему целей развития, ключевых макропропорций и приоритетов, формируемых на основе универсальной укрупненной модели, позволяющей обосновать цели, пропорции и структуру производства, максимизирующие доходы занятого населения и консолидированного бюджета [8].
И, наконец, третьим элементом стратегии инновационного развития является целевая комплексная программа. В общем представлении под целевой комплексной программой (ЦКП), сформированной для жилищно-коммунального комплекса на региональном и муниципальном уровне, понимается система спроектированных во времени и пространстве мероприятий, направленных на достижение существенной для данной отрасли экономики и ее внешней среды цели или целей, сбалансированных по ресурсам, реализуемых с помощью исполнителей под централизованным руководством и опирающихся на определенную концептуальную идеологию поведения организации. В отличие от плана и прогноза, которые соответственно представляют собой в действующей организации форму задания цели и средство изучения возможностей, программа является способом достижения поставленной цели, основанном на построении новой организации из действующих организаций или их частей.
Процесс формирования целевой комплексной программы порождает многоуровневую структуру. При этом на нижних уровнях все базовые элементы программы детализируются, а на более высоком уровне они описываются в достаточно удобной для реализации форме. Детализацию на каждом уровне осуществляют по стандартной схеме из пяти эле-
ЭКОНОМИКА
ментов: «цель», «ресурсы», «структура», «среда» и «время». Именно поэтому мы считаем, что в рамках системного подхода к выработке стратегии поведения организаций на рынке жилищно-коммунальных услуг может иметь успех использование программноцелевого (целепрограммного) метода. Инструментом управления при этом будут являться именно целевые комплексные программы, позволяющие управлять системой ЖКХ по конечным результатам предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Результатом стратегического планирования является стратегический план развития (отрасли)
- управленческий документ, содержащий взаимосвязанное описание следующих аспектов деятельности [6]:
- постановка целей развития;
- определение путей достижения поставленных целей;
- анализ потенциальных возможностей, реализация которых позволит достичь успехов;
- разработка методов организации движения по избранным направлениям;
- использование ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей;
- определение способов использования ресурсов.
Данный документ определяет функционирование всех участников процесса управления.
Важнейшим условием результативности и эффективности проведения реформирования ЖКК является формирование механизма управления инвестициями и инновациями в ЖКК. При форми-
ровании механизма управления инвестициями и инновациями в жилищно-коммунальной сфере необходимо учитывать то, что при переходе к рыночным отношениям происходит утрата целостности прежней системы, и становление нового способа развития блокируется цепкостью прежних форм организации. Но не стоит забывать о том, что у имеющихся экономических структур и общественных форм существуют налаженные производственные связи и договорные отношения, которые при этом необходимо регулировать, то есть управлять ими в интересах общества. Поэтому, основываясь на теории регуляции, необходимо сочетание механизмов, способствующих воспроизводству целого, то есть следует добиваться синтеза нового и старого, социального и экономического, соединения старых принципов с требованиями новой модели, и разрабатывать более стройную форму управления общественными отношениями в инновационноинвестиционных процессах в жилищной системе, которая будет жизнеспособной в течение длительного времени.
Использование научно-методической основы, то есть применение принципов, методов, технологической последовательности проведения конкретных мероприятий, научных подходов к управлению инновациями и определение механизмов управления ими, на наш взгляд, является обязательным условием при разработке программ инновационного развития ЖКК, а также для их успешной реализации, что, в конечном счете, приведет к их результативности и эффективности.
Библиографический список
1. АганбегянА.Г. Клуб директоров: опыт программно-целевого управления предприятиями. М.: Экономика, 1989. С. 36.
2. Аньшин В.М. Формирование многоуровневых инновационных стратегий (вопросы теории и методологии): Дис. ... докт. экон. наук: РЭА им. Г.В. Плеханова. М., 1995. С. 28.
3. Жилищная реформа в Российской Федерации: сборник нормативной документации и комментарии. Авт.-сост.: В.В. Павленко, Е.И. Таранцова. Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 6.
4. Николаев Ю.Н. Управление развитием муниципального рынка жилищно-коммунальных услуг: Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 Волгоград, 2002 192 с. РГБ ОД, 61:02-8/1783-0. С. 5.
5. О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы : постановление Правительства РФ от 17.09.2001 № 675 (в ред. постановлений правительства РФ от 14.02.2002 № 104, от 26.07.2004 № 380, с изм., внесенными распоряжением правительства РФ от 21.10.2004 № 1355-р). Справочно-правовая система «Консультант плюс» : [Электронный ресурс]. СПС «Консультант плюс».
6. Общий и специальный менеджмент: Учебник. Общ. ред. А. Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. М.: Изд-во РАГС, 2001 С. 330-343.
7. О концепции национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» 12 декабря 2005 года. Материал предоставлен прессс-лужбой Росстроя. [Электронный ресурс] - www.chelhouse.ru.
8. Садков В.Г., Самостроенко Г.М. Коцептуально-методические основы стратегического планирования развития территорий. Актуальные проблемы планирования и прогнозирования: Материалы междунар. научно-практ. конф. Орел: Изд-во ОГУ, 2003. С. 12-26.
9. Стратегическое планирование. Под ред. Э.А. Уткина. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»,
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Издательство «ЭКМОС», 1998. С. 38.
10. Стрижкова Л. Инновационная составляющая промышленной политики. Экономист. 2004. № 11. С. 14-29.
11. ФатхутдиновР.А. Стратегический менеджмент: учебник для вузов. 2-е изд., доп. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. С. 387.
O.V. KOREVA CONCEPTUAL APPROACHES TO WORKING OUT OF STRATEGY AND PROGRAMS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES
In article conceptual approaches to housing and communal services reforming are investigated. Necessity of modernization of housing and communal services on the basis of strategy of innovative development is proved. The maintenance of strategy of innovative development of housing and communal services and a direction of its realization is considered.
Key words: Housing and communal services, reforming, modernization, strategy of innovative development, programmno-goals management.