Культура
К 75-летию Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
И. В. Спирина
История музейного дела в Омске насчитывает более ста лет. В 1878 г. был учрежден музей ЗападноСибирского отдела Русского Географического общества. Он был выделен в самостоятельное учреждение уже в послереволюционное время. В 1923 г. на его основе был открыт Краевой музей. Для Краевого музея было передано здание бывшего генерал-губернаторского дворца. Открытие музея в новом помещении состоялось 1 января 1924 г. В коллекциях Географического общества, перешедших в Краевой музей, находились предметы искусства: памятники древнего творчества, восточное декоративно-прикладное искусство, произведения живописи.
21 декабря 1924 г. при Западно-Сибирском краевом музее в Омске открылась Художественная галерея. Непосредственной причиной формирования художественного отдела явился официальный отказ Отдела по делам музеев Главнауки предоставить Омской организации работников литературы, искусства и науки художественные произведения, так как «отдел по делам музеев ставит перед собой исключительно музейные задачи». Первое упоминание о художественном отделе в официальном документе появилось 6 июля 1923 г.: «Учреждаемый ныне здесь Краевой музей, считая вполне назревшей потребность массы в художественном воспитании, ставит одной из своих первейших и насущнейших задач создание при музее отдела искусств с галереей картин и скульптуры, доступной народу». Художественный отдел в буквальном смысле слова явился созданием Федора Васильевича Мелёхина, хранителя, а затем директора (1924-1929 гг.) Краевого музея.
Ф.В. Мелёхин энергично взялся за организацию этого отдела. Он добился получения первых произведений живописи, декоративно-прикладного искусства, которые стали основой Художественной галереи Краевого музея. 10 ноября 1924 г. он сообщает председателю Омского губернского исполнительного комитета: «Нашим музеем получено из столичных музеев ... и из Государственного фонда огромное как по количеству, по редкости, так и по ценности имущество, которое позволяет сразу развернуть при музее Художественный отдел с отделениями фарфора, бронзы, скульптуры, живописи и др. Особенно полно будут представлены фарфор и живопись, причем коллекции фарфора имеются как русских, так и иностранных заводов, есть очень редкие и ценные ... Живопись представлена исключительно русскими художниками, но зато сюда входят почти все русские знаменитые мастера, как, например, Левитан, Шишкин, Айвазовский, Семирадский, Поленов, Серов, Маковский, Васнецов, Боткин, Дубовский, Клевер, Грабарь, Коровин, Юон, Жуковский и т.д. Всего пока получено около 150 картин, все в красивых золоченых рамках...»
Ф.В. Мелёхин заботился о целенаправленном и систематическом пополнении фондов галереи. Ежегодно с 1924 по 1928 гг., он сам выезжал в Москву и Ленинград для отбора и отправки произведений искусства в Омск. Он установил контакты с отделениями Государственного музейного фонда. Не доверяя исключительно собственному вкусу, советовался с искусствоведами и знатоками искусства. Он запрашивал, требовал, объяснял необходимость пополнения музейного собрания произ-
ведениями художников, без творчества которых невозможно представить себе полную картину истории развития мирового изобразительного искусства. Помимо запросов о пополнении собрания, сделанных в отдел по делам музеев Главнауки Наркомпроса, Мелёхин посылал письма в Общество Куинджи, в Общество поощрения художников с просьбой помочь галерее в комплектовании.
Об активной собирательской деятельности Омского художественного отдела становилось известно частным владельцам. В начале 1925 г. дочь художника - академика М.П. Боткина, Е.М. Боткина, подарила музею 11 произведений своего отца. В 1928 г. от вдовы художника Г.М. Манизера, А.Э. Манизер, поступило в дар 17 картин, офортов и рисунков художника. Любое сообщение по делам музеев привлекало внимание директора, если появлялась возможность пополнить фонды художественного отдела. Вот как откликнулся на открытие галереи уже в 1925 г. журнал «Сибирь»: «То, что выставлено, представляет собой по своей полноте и систематичности исторического подбора художественную галерею, не только единственную для Сибири, но редкую даже для больших провинциальных центров европейской России».
На просьбы Ф. Мелёхина откликались. Помощь в организации художественного отдела оказывали выдающиеся деятели культуры страны того времени, в их числе - И.Э. Грабарь, Н.Г. Машковцев, A.M. Эфрос. Среди первых прибывших в Омск работ находились те, которые являются гордостью постоянной экспозиции музея: Л. Туржанский «Апрельское солнце», К. Коровин «Розы», К. Богаевский «Фантастический пейзаж», Г. Семирадский «Итальянский сюжет», А. Боголюбов «Toppe дель Греко», И. Левитан «Осень», В. Борисов-Мусатов «Дама», А. Бенуа «Марли».
В 1925 г. в художественный отдел поступили картины из собрания бывшего музея Академии художеств, в числе которых были "Родина" Н. Дубовского и "Ампир" Д. Щербиновского; было передано много произведений из Русского музея, и в их числе "Буря" И. Айвазовского, "Версаль" А. Бенуа, " "Портрет виолончелиста Морозова" И. Крамского, "Алжир" К. Петрова-Водкина, "Ладьи" и "Гнездо преблагое" Н. Рериха, "Портрет барышень" В. Ходасевича, "Проводил" Н. Ярошенко. Поступавшие в музей экспонаты раньше находились в известных художественных частных собраниях Юсуповых, Шереметевых, Горчаковых, Касьянова, Вишнякова, Воронцова, Цейтлина, Цветковской галереи и пр., в крупнейших музеях - Эрмитаже, Русском, Румянцевском, Третьяковской галерее и др.
31 мая 1927 г. в Сибирский краевой отдел народного образования от Ф.В. Мелёхина поступает докладная записка с характеристикой художественного отдела Краевого музея: «По мнению лучшего знатока русского искусства Игоря Грабаря, Омская галерея даже до последнего своего пополнения ... являлась одной из лучших среди провинциальных. /Раздел декоративно-прикладного искусства/ также является одним из наиболее полных и богатейших среди провинциальных Музеев Союза Республики".