Научная статья на тему 'Из истории формирования коллекций художественного отдела Владивостокского Государственного музея в 1929 - 1931 гг'

Из истории формирования коллекций художественного отдела Владивостокского Государственного музея в 1929 - 1931 гг Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
148
51
Поделиться
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Петухов В. В.

Автор статьи, используя материалы ведомственных архивов Государственного Русского Музея, Государственного Эрмитажа, Приморского Государственного Объединенного музея им. В.К. Арсеньева и Приморской Государственной Картинной галереи проводит реконструкцию процесса создания коллекций Художественного отдела Владивостокского Государственного музея в 1929-1931 гг. Проведенный анализ, показал, что исключительно благодаря усилиями тогдашнего директора музея А.А. Половинкина и коллектива научных сотрудников музея был заложен фундамент собрания, составившего основу созданной в 1965 году Приморской Краевой Картинной галереи. Автор статьи отмечает, что, в силу господствовавшей марксистско-ленинской идеологии, изменившей традиционное понимание роли искусства в жизни общества, достаточно долгое время искажалась истинная культурная ценность собранных произведений русского и зарубежного искусства. Библиограф. 12 названий.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Петухов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Из истории формирования коллекций художественного отдела Владивостокского Государственного музея в 1929 - 1931 гг»

ИЗ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКЦИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОТДЕЛА ВЛАДИВОСТОКСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ В 1929 - 1931 ГГ.

В.В. Петухов, МГУ имени адм. Г.И. Невельского

АННОТАЦИЯ. Автор статьи, используя материалы ведомственных архивов Государственного Русского Музея, Государственного Эрмитажа, Приморского Государственного Объединенного музея им. В.К. Арсеньева и Приморской Государственной Картинной галереи проводит реконструкцию процесса создания коллекций Художественного отдела Владивостокского Государственного музея в 1929-1931 гг. Проведенный анализ, показал, что исключительно благодаря усилиями тогдашнего директора музея А.А. Половинкина и коллектива научных сотрудников музея был заложен фундамент собрания, составившего основу созданной в 1965 году Приморской Краевой Картинной галереи. Автор статьи отмечает, что, в силу господствовавшей марксистско-ленинской идеологии, изменившей традиционное понимание роли искусства в жизни общества, достаточно долгое время искажалась истинная культурная ценность собранных произведений русского и зарубежного искусства.

Библиограф. 12 названий.

Vladimir V. Petukhov, an assistant of art and culture44 s history of Nevelskoj“s MSU.

ANNOTATION. The author of clause, using materials of departmental archives of the State Russian Museum, the State Hermitage, the Seaside State Incorporated museum it. V.K. Arsenyev and Seaside State Picture gallery spends reconstruction of process of creation of collections of the Art department of the Vladivostok State museum to 1929-1931 the Lead analysis, has shown, that exclusively owing to efforts of then director of a museum of A.A. Polovinkina and collective of scientific employees of a museum the base of the assembly which have made a basis of Seaside Regional Picture gallery created in 1965 has been incorporated. The author of clause marks, that, by virtue of the dominated ideology which have changed traditional understanding of a role of art in a life of a society, long enough time the true cultural value of the collected products of Russian and foreign art was deformed.

The bibliographer. 12 names.

Минувший 2006 год отмечен важным событием в истории культурной жизни Дальнего Востока. Ровно сорок лет назад, 29 июня 1966 года во Владивостоке открыта Приморская Краевая Картинная Галерея, созданная годом ранее по распоряжению Министерства культуры РСФСР от 9 августа 1965 года. За годы своей работы галерея стала подлинным храмом искусства.

Сегодня Приморская Государственная Картинная галерея является крупнейшим художественным музеем дальневосточного региона. Ее фонды отражают историю западноевропейского искусства от эпохи Возрождения до XX века, русское ис^сство от иконописи до современности. Галерея является ведущим центром коллекционирования и пропаганды произведений приморских художников, ведет активную экспозиционную деятельность, активно приобщает жителей края к достижениям отечественного и зарубежного искусства.

Основу коллекции ПГКГ составляют работы переданные в 1965 году из ликвидированного художественного отдела Приморского Краеведческого музея им. В.К. Арсеньева.

Художественное собрание во Владивостоке сложилось в 1929 году на базе Владивостокского Государственного Областного музея. Главная заслуга в его создании и целенаправленном комплектовании принадлежит профессору Александру Александровичу Половинкину, заведующему Владивостокским Государственным музеем, фактическому создателю коллекции Приморской Государственной Картинной галереи.

Некоторые факты биографии говорят о А.А. Половинкине, как о незаурядной личности. Известный географ, методист, член-корреспондент Академии Педагогических Наук РСФСР, он состоял в Отделении методик преподавания основных дисциплин в начальной и средней школе (08.09.1945), на основе монографии защитил докторскую диссертацию в МГУ им. Ломоносова (1943), профессор (1921), награжден орденом Ленина(1953), удостоен звания отличника просвещения за доблестный труд в годы Великой Отечественной Войны (1941 - 1945гг.). Разрабатывал вопросы физико-географической характеристики Сибири и проблемы преподавания географии, пропагандировал графический метод преподавания географии. Автор учебников, учебных пособий для вузов, методических руководств для учителей средней школы. Совместно с А.С. Барковым составил стабильный учебник по физической географии для 5-х классов (первое издание 1935г., 15 издание 1951г.).

Родился А.А. Половинкин 31.10(12.11) 1887г., в г. Алатырь, Чувашия. В личном листке, А.А. Половинкин сообщает следующие сведения о своем происхождении: по национальности русский, из семьи служащих, отец был учителем. В 1912 - 1918гг., обучался на естественном отделении физико-математического факультета Казанского университета по специальности география, по окончании работал преподавателем в Казанском коммерческом училище.

В 1919 - 1920гг. преподаватель учительских курсов в г. Иркутске, с 1920 - 1921г. вел научную и преподавательскую деятельность, доцент Иркутского университета.

Летом 1921г. А.А. Половинкин принимает приглашение ректора Читинского института народного образования занять должность про-

фессора и переезжает работать в Читу. В 1923 году во Владивостоке открыт Государственный Дальневосточный Университет, А.А. Половин-кин переезжает во Владивосток работать в ГДУ. В университете А.А. Половинкин становится первым деканом педагогического факультета, а с ноября 1923г. член правления и заведующий научно-учебной частью ГДУ. С декабря 1928 по апрель 1932 года совмещал педагогическую работу в ГДУ с должность заведующего Владивостокским Государственным Областным музеем. Именно по его инициативе в 1929 году в музее появился художественный отдел.

В истории организации художественного отдела можно обозначить несколько важных этапов: первый этап январь 1929 - февраль 1930 гг., второй этап май 1930 - март 1931 гг.

Первый этап связан с принятием решения об организации художественного отдела и началом формирования коллекций. На заседании Ученого Совета Владивостокского Государственного музея 29 января 1929 года был утвержден пятилетний план мероприятий по реорганизации музея, который, прежде всего, предполагал открытие новых отделов. В соответствии с этим планом, в первую очередь обращалось внимание на организацию и развертывание художественного отдела, выставочная часть которого отсутствовала[1].

Находясь в служебной командировке в Москве и Ленинграде с целью ознакомления с работой музеев СССР, 29 апреля 1929 года А.А. Половинкин получил разрешение сектора Главнаука Народного Комиссариата Просвещения создать во Владивостокском Государственном музее картинную галерею: «Главнаука считает весьма актуальным пополнение этого музея картинами ввиду большого района им обслуживаемого».

Согласно распоряжению Главнауки, 23 мая 1929 года в Ленинграде сотрудники Государственного Русского Музея в присутствии А.А. По-ловинкина отобрали для отправки во Владивостокский музей 24 работы русских художников XVIII - XX вв. Утвержденный Советом ГРМ список намеченных к передаче работ, был отправлен в Москву 11 июня

1929 года. Однако в силу необъяснимых причин, разрешение Главнауки на выдачу отобранных ГРМ работ последовало лишь 17 января 1930 года. В состав коллекции переданной ГРМ Владивостокскому музею входили работы известнейших русских художников: К.П. Брюллов «Голова апостола»; И.К. Айвазовский «Восход солнца на Черном море»; И.И. Левитан «Пустыня»; четыре этюда В.В. Верещагина; Н. Рерих «Дорожка» и т.д.[2]

Согласно распоряжению руководства музея, предназначенная к отправке во Владивосток коллекция была дополнена небольшой (10 работ), но содержащей ряд замечательных произведений, коллекцией древнерусской живописи.

В июне того же 1929 года, Государственная Третьяковская Галерея отобрала и отправила во Владивосток 23 работы, среди них рисунки: И.Е. Репина «Портрет В. Серова»; М. Врубеля «Летящий демон»; К.П. Брюллова «Итальянское семейство», «Солдат времен Кромвеля»; В.М. Васнецова «Аленушка»; И.И. Шишкина «Лес» и т.д.[3]

Второй этап организации художественного отдела связан с масш-

табным пополнением коллекции созданного отдела, развертыванием постоянной экспозиции и началом активной выставочной деятельности.

Второй этап начинается весной 1930 года. Находясь в очередной командировке в центре страны, А.А. Половинкин, имея ходатайство Далькрайоно о содействии начинанию заведующего Владивостокским Государственным музеем, обратился в Главнауку с просьбой отобрать и выделить картины необходимые для дальнейшего развития созданного отдела.

В соответствии с принятым постановлением коллегии Наркомпро-са о скорейшем распределении из запасных фондов центральных музеев коллекций по областным музеям распоряжением зам. заведующего сектором Главнауки А. Вольтера от 9 мая предполагалось в первую очередь выделить коллекции для Государственного Владивостокского музея «как далее всех стоящему от центра и обслуживающего огромную область» [4].

Произведения русского искусства как и прежде были выделены Государственной Третьяковской Галереей, Государственным Русским Музеем, а также музеем Академии Художеств.

Находясь в Ленинграде, А.А. Половинкин на основании разрешения Главнауки от 13 июня 1930 года отобрал в Художественном отделе ГРМ 6 картин русских художников: Ротари «Портрет Екатерины II»; Репин «Портрет Галкина-Брасского»; Фешин «Золотые волосы» и д.р. [5]

Весомый вклад в пополнение художественного отдела внес музей Академии Художеств, из которого согласно распоряжению Наркомпро-са 11 июля были выделены 5 картин, 4скульптуры и 1 рисунок. Именно из академического музея происходят экспонаты являющиеся сегодня лицом ПГКГ: Харламов «Русская девушка», Крюков «Геркулес бросает Ликаса в море» и скульптура Попова «Клеопатра» [6].

Помимо ленинградских музеев, значительную роль в комплектовании коллекции русского искусства сыграла Государственная Третьяковская Галерея. Переданная ГТГ в июле 1930 года коллекция способна составить гордость любого художественного музея. Хронологический диапазон переданных работ широк: от XVIII века до новейшей живописи начала XX века. Среди них: В.Л. Боровиковский «Портрет Рунича»; А. Рокотов «Портрет Д.М. Голицина»; А.Е. Егоров «Богоматерь»; О.А. Кипренский «Портрет неизвестного»; В.А. Тропинин «Портрет А.Ф. Заикина»; В.Д. Поленов «Троада», «Уголок Тивериады»; И.И. Шишкин «В еловом лесу»; Р. Фальк «Стволы»; М. Шагал «Портрет брата Давида за мандолиной»; Л. Попова «Конструкция». Всего 52 работы[7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отдел зарубежного искусства всегда занимает особое место в собрании любого провинциального музея. Эта особенность заключается в истории комплектования, и в наличии картин всемирно признанных художников и первоклассных произведений малоизвестных художников. Коллекция была сформирована в 1930 году в Москве и Ленинграде за счет произведений выделенных из хранилищ ликвидированного Государственного Музейного Фонда, Музея Изящных Искусств, Музея Новой Западной живописи и Государственным Эрмитажем.

Согласно распоряжению Главнауки для организации отдела иностранной живописи Владивостокского музея 12 июня 1930 года Эрмитаж выделил 8 миниатюр и 28 работ итальянской, французской, голландской и др. школ западноевропейской живописи XVI - XIX вв.: Ф. Бассано «Благовестие пастухам», Панини «Пейзаж с развалинами», Роза да Тиволи «Козы», Ф. Милле «Пейзаж», Викторейнс «Оператор», Ровестейн «Мужской портрет» и др. [8]

Московский Музей Изящных Искусств отобрал коллекцию из 36 работ, в ее составе произведения крупнейших западноевропейских школ XIV - XIX вв., особую ценность представляют: Неизв. флорентийский художник XIV в. «Богоматерь с младенцем в пейзаже» (ГМФ, Собр. Щекина); Неизвестн. итальянский мастер XVI в. «Встреча Марии и Елизаветы» (ГМФ, из собр. Броккар) Л. Джордано «Аврора» (ГМФ, из собр. Миларадовича); Сальвиатти «Музыкант» (ГМФ, из Кремлевского дворца); Копия с Беато Анджелико «Христос в виде странника у монахов доминиканцев» (из основного собрания ГМИИ); К. Фабрициус «Молитва перед обедом» (ГМФ); Ш. Митуар «Портрет дамы с мальчиком»; Нефс «Пир в готическом зале» и т.д. [9]

Работы, отобранные в музеях Москвы и Ленинграда весной-летом

1930 года были доставлены во Владивосток в начале ноября 1930 года.

Вместе с тем, необходимо сказать об особой роли сотрудников центральных музеев пришедших на помощь заведующему Владивостокским музеем. Ввиду ограниченного времени командировки А.А. Поло-винкин физически не мог выполнить весь объем работ связанных с отбором и отправкой во Владивосток выделенных произведений. Особого упоминания заслуживают научно-технический сотрудник Государ-

ственного Русского Музея Архип Филиппович Новомлинский и научно-технический сотрудник Государственной Третьяковской Галереи Андрей Григорьевич Догадин. Сведения о А.Ф. Новомлинском (18861953гг.) говорят о нем, как об удивительном человеке, всей душой преданного «служению» искусству. Многие годы работая в ГРМ комендантом главного здания музея, А.Ф. Новомлинский по свидетельствам современников был «одним из тех сотрудников, без которых нельзя себе представить музей тех лет», «обладал всеми талантами высококвалифицированного музейного сотрудника и рачительным хозяином <.. .> он успевал быть везде, сразу и без него не делалось ничего» [10]. Еще со времени первого приезда в Ленинград А.А. Половинкин завязал теплые отношения с А.Ф. Новомлинским, видимо это стало причиной оформления доверенности на имя А.Ф. Новомлинского получить и отправить работы во Владивосток. Именно в Государственном Русском Музее сосредотачивались работы отобранные в ленинградских музеях.

В Москве решение вопросов с получением, упаковкой и отправкой выделенных работ взял на себя научно технический сотрудник ГТГ А.Г. Догадин, также действовавший на основании доверенности А.А. Поло-винкина [11].

По инициативе А.А. Половинкина доставленные во Владивосток (из ГТГ и ГРМ) произведения русского искусства были впервые показаны зрителю на «Выставке картин Третьяковской галереи» открытую в помещении читальни музея с 20 ноября по 10 декабря 1930 года. Главной задачей выставки являлось «познакомить с ходом развития живописного мастерства в СССР с конца 18-го века и до настоящего времени». Несмотря на то, что «ни оповещений, ни особых реклам не было, выставка сразу же приобрела большой интерес». Об этом свидетельствует прежде всего количество людей, посетивших выставку. Так, за 16 рабочих дней выставку посетило около 4000 человек, что для Владивостока, как отмечает А. Половинкин, является очень значительной цифрой [12].

На основе переданных центральными музеями страны 197 произведений русского и западноевропейского искусства весной 1931 года окончательно оформилась постоянная экспозиция художественного отдела. Экспозиция отдела состояла из отделений русской и иностранной живописи и размещалась в двух отдельных комнатах и частично на хорах.

К сожалению, активное развитие художественного отдела фактически остановилась с уходом из музея А.А. Половинкина.

В 1932году Александр Александрович навсегда уезжает в Москву. В Москве А.А. Половинкин работал профессором Научно-методического института (1932 - 1933гг.), профессором Геодезического института (1932 - 1936), а с 1934 по 1954гг. работал в Московском Государственном Педагогическом Институте им. В.И. Ленина (профессор, зав. кафедрой, декан географического факультета). Скончался 25.07.1955г., в г. Ленинграде.

Таким образом, анализ мероприятий по организации и комплектованию фондов художественного отдела Владивостокского Государственного музея, показал, что усилиями А.А. Половинкина и коллектива научных сотрудников в период с 1929 - 1931 годов заложен фундамент коллекции отдела. Именно личная инициатива и налаженные контакты в руководстве центральных музеев страны позволили А.А. Половинки-ну получить замечательные произведения русского и иностранного искусства, составляющие сегодня «золотой фонд» Приморской Государственной Картинной галереи.

Литература:

1. Архив Прим. Гос. Объединенного Музея им. В.К. Арсеньева. Опись дел постоянного хранения. Д. 15. Л. 24.

2. Ведомственный Архив Государственного Русского Музея (ВА ГРМ). Фонд ГРМ (1). Оп. 6. Д. 808. Л. 9 об.

3. Архив Приморской Государственной Картинной Галереи (АПГКГ). П.1. «1930, 1931 - 1939гг.». Л. 121.

4. Архив Государственного Эрмитажа (АГЭ). Ф. 1. Оп. V. Д. 1039 (ч.1). Л. 291.

5. ВА ГРМ. Фонд ГРМ (1). Оп. 6. Д. 808. Л. 10.

6. АПГКГ. П. 1. «1930, 1931 - 1939гг.». Л. 1.

7. АПГКГ. П. 1. «1930, 1931 - 1939гг.». Л. 27, 28

8. АГЭ. Ф. 1. Оп. V. Д. 1039 (Ч.1). Л. 355, 356.

9. АПГКГ. Д. 1. «1930, 1931 - 1939гг.». Л. 22, 23.

10. ВА ГРМ. Фонд ГРМ (1). Оп. Н. библиотеки. Личный Фонд В.В. Алексеевой. Д. 13. Л.1. 4.

11. АПГКГ.Д. 1. «1930, 1931-1939 годы». Л. 114.

12. Фонды Прим. Гос. Объединенного Музея им. В.К. Арсеньева. МПК 17568. Л. 21