Культура
К концу 1928 г. коллекция художественного отдела благодаря усилиям Ф.В. Мелёхина была сформирована, она насчитывала 4230 предметов.
Федор Васильевич Мелёхин был личностью незаурядной.
Он родился в 1882 г. в семье крестьянина. С 11 лет был вынужден работать - помогать семье. Экзамены за гимназический курс сдал экстерном. В 1910 г. он поступил на Высшие сельскохозяйственные курсы в Петербурге. В 1911 г. уехал за границу, работал в Германии, Франции, Австрии, Италии, Швейцарии, Бельгии, Голландии, Испании, Португалии, продолжал самообразование /самообразование в пределах высшей школы/. В 1913 г. Мелёхин вернулся в Россию. В Самаре он читал лекции в народном университете, давал частные уроки, публиковал в газетах и журналах статьи по вопросам самообразования. В Омск он попал после мобилизации в 1917 г., работал в Управлении военно-учебных заведений. После демобилизации в 1922 г. пришел на работу в музей Географического общества, а после его реорганизации - в Краевой музей. Именно благодаря его энергии и настойчивости в 1923 г. музею было передано здание бывшего генерал-губернаторского дворца.
Ф.В. Мелёхин, будучи сначала хранителем, а потом директором музея, сумел поставить работу в соответствии с требованиями музейной науки и практики. Он сумел наладить грамотный учет музейных коллекций, введя для их регистрации книги поступлений и инвентарные книги /что раньше отсутствовало, а потому в музейных фондах царила полная неразбериха/. По убеждению Мелёхина, «задачи музея вытекают из положения, что музей не кунсткамера, не хранение редкостей, а дом науки». Он сам принимал участие в научно-исследовательском съезде Сибири. При нем в музее проводились многочисленные экспедиции, на музейном совете рассматривались вопросы охраны исторических памятников, намечались темы научных исследований, ставились задачи комплектования музейных фондов в связи с историческим развитием искусства.
Перспективный план художественного отдела, подготовленный Ф.В. Мелёхиным в 1928 г., предусматривал, помимо пополнения собрания галереи и работы по пропаганде искусства, следующие направления в работе:
- особое внимание уделялось изучению искусства Западной Сибири с учетом взаимовлияний и ассимиляции переселенцев;
- через изучение народного искусства предполагалось решение проблемы происхождения искусства, важное значение при этом придавалось орнаментам;
- предполагалось открыть при музее показательную керамическую мастерскую: ее изделия, создаваемые на основе изучения богатого сибирского орнамента и художественных образов, хранящихся в музее, помогали бы воздействием "искусства на массы" преображать современный быт;
- интересное предложение было выдвинуто по созданию экспозиции: она должна включать материалы и инструменты художника, чтобы наглядно показать зрителям процесс художественного творчества.
Ф.В. Мелёхин стремился, чтобы вокруг картинной галереи группировались все творческие силы Омска. Важным делом считал он создание отдела сибирского искусства, обращался к сибирским художникам с просьбой помочь. Были у него и планы создания всесибирской организации художников.
Планов и идей у Мелёхина было в избытке. К сожалению, большинство его начинаний вызывало большое сопротивление. В 1929 г. Мелёхин был уволен «в связи с исключением из членов профсоюза за социально чуждые классовые мероприятия».
H.A. Сверчков, народный художник Чувашской АССР, работавший с конца 20-х годов в Омске директором художественно-промышленного техникума им. Врубеля, в своей книге воспоминаний "Счастье", отметил, что в годы директорства Мелёхина "вся работа строилась по образцу лучших музеев мира. Но вскоре его как офицера царской армии и "носителя буржуазной культуры" уволили, что отрицательно сказалось на последующей работе музея".
Еще в 1924 году Ф.В. Мелёхин высказал мысль, что «художественный отдел не предполагается навсегда прикрепить к музею и по возможности он будет выделен в особый музей». Так и произошло. В 1939 году было принято решение о выделении художественной галереи в самостоятельной музей. С 1940 года художественный отдел получил автономность и начал действовать как музей изобразительных искусств. В его фондах ныне сосредоточено более 20 тысяч произведений русской и западноевропейской живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и восточного искусства, работы современных художников. Но костяк собрания, его золотой фонд - тот, который был создан в 1924-1928 годах при Ф.В. Мелёхине.
СПИРИНА Ирина Викторовна - зав. отделом декоративно-прикладного искусства Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.
ЛИРИЧЕСКАЯ ГРАНЬ ТАЛАНТА ФЕДОРА БУГАЕНКО
В.П. Касьянов
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный», - эти слова Пушкина вряд ли подойдут к творческому наследию известного омского скульптора заслуженного художника РСФСР Федора Дмитриевича Бугаенко, ибо он оставил после себя памятники рукотворные. Омичи знают творчество ваятеля по памятникам К. Лигети, «Героям Марьяновских боев» (создан совместно с К.В. Словаковым), М.В. Фрунзе, В.В. Куйбышеву, мемориалу «Борцам революции», монументальным композициям «Пионеры на марше», «Наставничество» и другим.
11 марта исполнилось 70 лет со дня рождения скульптора, чей талант счастливо реализовался на ом-
ской земле. В эти весенние дни хочу рассказать о лирической грани его дарования.
В музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля хранится несколько произведений Бугаенко. Среди портретов П.С. Некрасова, Б.Я. Яркова, В.Г. Веселов-ского и других есть два женских образа - это «Материнство» (1959) и «Ася» (1962). Созданные в период расцвета «сурового стиля», они трогают душу внутренней теплотой и нежностью.
В скульптуре «Материнство» по характерному силуэту склоненной головы, нежной улыбке мы ощущаем огромное материнское чувство любви к своему ребенку. Оригинальность и смелость этого произведения заклю-
Культура
чается в том, что изображение младенца скрыто в толще мрамора, но это не ослабляет убедительности образа.
В скульптуре «Ася» ваятелю вместе с портретной индивидуальностью удалось передать типичные черты целого поколения: девушка-казашка изображена в грациозной позе с еле заметной улыбкой, задорными прядями волос на высоком лбу. Все это передает мажорное настроение человека, вступающего в самостоятельную жизнь. Оба женских образа созданы по законам красоты и гармонии, верность которым Федор Бугаенко пронес через всю жизнь. Через пластику женского тела, красоту линий он передал свое возвышенное состояние души.
Еще один пример этому - прекрасная фигура «Гимнастки», созданная в конце 80-х годов. Она бережно
хранится в мастерской скульптора дочерью Татьяной Бугаенко. Известная в Омске художница мечтает сделать доступным омскому зрителю и гостям города творческое наследие отца. Эта идея заслуживает поддержки. Открытие музея-мастерской Ф.Д. Бугаенко дополнит уже существующие - «Либеров-центр» и музей К.П. Белова, обогатит культуру города и будет способствовать созданию образа ведущего культурного центра Зауралья.
Планируемая выставка произведений Ф.Д. Бугаенко обещает представить зрителю все грани его таланта.
КАСЬЯНОВ Виктор Петрович- научный сотрудник музея имени М.А. Врубеля.
В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ «РАСЦВЕЛ ПОДСНЕЖНИК»
К выходу книги «Свободное дыхание» Сборник стихов» (Омск: Изд-во ОмГТУ, 1999.- 128 с.)
В Омском государственном техническом университете произошло уникальное событие. Издательство ОмГТУ выпустило в свет небольшим тиражом (500 экземпляров) книгу «Свободное дыхание» - сборник стихов, написанных студентами и преподавателями. Идея его создания родилась на занятиях профессора Ларисы Михайловны Дмитриевой по культурологии. А в сентябре 1998-го любители поэзии впервые собрались в небольшом уютном читальном зале отдела художественной литературы и больше уже не расставались надолго, так захватили всех тяга к творчеству, общее увлечение. С тех памятных дней начался отсчет занятиям в поэтической мастерской, ведет которую известная омская поэтесса Татьяна Четверикова.
Лишь только повеяло первым весенним теплом, участники этих встреч получили в подарок сборник стихов, выпущенный с большим вкусом, можно сказать с изяществом, издательством ОмГТУ. Иллюстрации выполнили студенты специальности «Дизайн и реклама». По случаю выхода книги работники библиотеки и музея организовали презентацию, вылившуюся в замечательный поэтический вечер. Гости восторженно отозвались о новом начинании политехников, единодушно подтвердив, что на этом спор шестидесятников о физиках и лириках подошел к концу.
Открывая вечер, доцент кафедры экономических теорий Надежда Александровна Потапова назвала сборник первым подснежником, пробивающимся через промерзшую землю. Она верно подметила, что чем труднее жизнь, тем человеку больше хочется жить хорошо, и духовный голод перерастает в творчество.
Ректор ОмГТУ профессор Н.С. Жилин очень тепло отозвался о сборнике, признав, что произошедшее доставляет минуты счастья. Современный специалист должен быть широко образован. Одинаково однобоко если человек получил хорошее техническое образование, но не обладает гуманитарными знаниями, и наоборот. Поблагодарив всех участников этого события, Николай Семенович заметил: «Наш вуз делает еще один шаг в достижении статуса государственного технического университета».
Профессор Лариса Михайловна Дмитриева напомнила всем, что в свое время именно в политехническом институте родились и осуществились идеи создания самого лучшего в городе камерного хора и самого лучшего ансамбля скрипачей, получивших впоследствии звание
народных коллективов. Теперь замечательная традиция воплотилась в прекрасном поэтическом сборнике.
«То, что происходит сегодня, - фантастика, потому что такого не бывает, - сказал поэт Сергей Павлович Денисенко. - Я согласен с Татьяной Четвериковой, подобный опыт предпринят впервые, и испытывать гордость сегодня может каждый присутствующий здесь, весь университет в целом».
Писатель Валерий Николаевич Мурзаков обратился к истории ОмГТУ, вспомнив, что машиностроительный институт (так назывался до 1963 г. технический университет, а до 1993 г. - политехнический институт), в народе же просто «Машинка», считался самым элитарным вузом в Омске. Элитарность не присуждается в Горсовете или обкоме партии, она создается теми людьми, что заканчивают вуз и потом достигают каких-то высот. Действительно, оборонка держалась на выпускниках этого института. Но и русская литература в своих истоках помнит очень много «технарей». В недавнем прошлом окончила Омский политехнический институт поэтесса Марина Улыбышева, член Союза писателей. И уж совсем недавно принята в Союз писателей преподаватель ОмГТУ Юлия Вернадская. В. Мурзаков отметил, что обращение к языку человека инженерной технической мысли - это знаменательный факт, потому что без родного языка, без его понимания невозможно быть и настоящим инженером в большом смысле, философском. Писатель поздравил собравшихся со знаменательным событием и выразил надежду, что книги, выпущенные политехниками, помогут читателям в дальнейшем различать добро и зло.
Героиня вечера, поэтесса Татьяна Георгиевна Четверикова тепло и вдохновенно рассказала о творческом процессе, царившем в поэтической мастерской: «Много было стихов - сырых, зеленых, - которые ушли в сторону. Это понятно. Поэт - это не массовая профессия. Но были настоящие жемчужины. Для некоторых студентов технического университета поэзия может стать не просто увлечением, но чем-то более серьезным». Поэтесса отметила большой энтузиазм заведующей библиотекой Ларисы Григорьевны Литвиной, которая помогала любителям поэзии во всех их начинаниях и теперь не останавливается на достигнутом, а строит планы по ежегодному выпуску поэтического альманаха.
Немало добрых слов было сказано в адрес молодых авторов. «Я рада за ребят, - сказала Татьяна Георгиевна. - Они получили первую публикацию на своей поэти-