Научная статья на тему 'К вопросу атрибуции живописного полотна А. Волоскова «Вид Выборга с моря ночью» (1847)'

К вопросу атрибуции живописного полотна А. Волоскова «Вид Выборга с моря ночью» (1847) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
227
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
Выборг / Ивангород / Нарва / Волосков / живопись / пейзаж / Vyborg / Ivangorod / Narva / Voloskov / painting / landscape

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мартынова А. Г.

Впервые в искусствоведении в статье рассматриваются вопросы атрибуции живописного полотна А. Волоскова «Вид Выборга с моря ночью» (1847). В 2012 году автор узнала, что в коллекции Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля хранится работа А. Волоскова «Вид Выборга с моря ночью» (1847). На настоящий момент сомнительна атрибуция данной картины – авторство известного художника Алексея Яковлевича Волоскова, как и сюжет полотна, на котором изображен, вероятно, не Выборг, а замки Ивангорода и Нарвы. При изучении многочисленных каталогов и научной литературы становится ясно, что полотно и связанные с ним обстоятельства нуждаются в существенном изучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE ATTRIBUTION OF A. VOLOSKOV'S PAINTING «THE VYBORG’S VIEW OF THE SEA BY NIGHT» (1847)

The article deals for the first time in art criticism with the questions of attribution of the painting canvas by A. Voloskov «View of Vyborg from the sea at night» (1847). In 2012 the author learned that the collection of the Omsk Regional Museum of Fine Arts named after M. A. Vrubel kept the work of A. Y. Voloskov «View of Vyborg from the sea at night» (1847). At present, the attribution of this painting is doubtful concerning the authorship of the famous artist Alexei Yakovlevich Voloskov, as well as the plot of the canvas, which depicts, probably, not Vyborg, but castles of Ivangorod and Narva. While studying numerous catalogs and scientific literature, it becomes clear that the canvas and the circumstances connected with it are needed in-depth researching.

Текст научной работы на тему «К вопросу атрибуции живописного полотна А. Волоскова «Вид Выборга с моря ночью» (1847)»

/ art

91

ART

УДК 75

Мартынова А. Г.

Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест (ICOMOS),

г. Санкт-Петербург DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10130

К ВОПРОСУ АТРИБУЦИИ ЖИВОПИСНОГО ПОЛОТНА А. ВОЛОСКОВА «ВИД ВЫБОРГА

С МОРЯ НОЧЬЮ» (1847)

Martynova A. G.

Martynova Anastasia Gennadievna, The International Council of Monuments and Sites (ICOMOS),

St. Petersburg

TO THE QUESTION OF THE ATTRIBUTION OF A. VOLOSKOV'S PAINTING «THE VYBORG'S VIEW OF THE SEA BY NIGHT» (1847)

Аннотация

Впервые в искусствоведении в статье рассматриваются вопросы атрибуции живописного полотна А. Волоскова «Вид Выборга с моря ночью» (1847). В 2012 году автор узнала, что в коллекции Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля хранится работа А. Волоскова «Вид Выборга с моря ночью» (1847). На настоящий момент сомнительна атрибуция данной картины - авторство известного художника Алексея Яковлевича Волоскова, как и сюжет полотна, на котором изображен, вероятно, не Выборг, а замки Ивангорода и Нарвы. При изучении многочисленных каталогов и научной литературы становится ясно, что полотно и связанные с ним обстоятельства нуждаются в существенном изучении.

Abstract

The article deals for the first time in art criticism with the questions of attribution of the painting canvas by A. Voloskov «View of Vyborg from the sea at night» (1847). In 2012 the author learned that the collection of the Omsk Regional Museum ofFine Arts named after M. A. Vrubel kept the work of A. Y. Voloskov «View ofVyborg from the sea at night» (1847). At present, the attribution of this painting is doubtful concerning the authorship of the famous artist Alexei Yakovlevich Voloskov, as well as the plot of the canvas, which depicts, probably, not Vyborg, but castles of Ivangorod and Narva. While studying numerous catalogs and scientific literature, it becomes clear that the canvas and the circumstances connected with it are needed in-depth researching.

Ключевые слова: Выборг, Ивангород, Нарва, Волосков, живопись, пейзаж

Key words: Vyborg, Ivangorod, Narva, Voloskov, painting, landscape

Сомнения насчет авторства картины А. Волоскова «Вид Выборга с моря ночью» (1847), которая до 1927 года находилась в коллекции Румянцев-ского музея (Пашков дом, ныне здание Российской государственной библиотеки, г. Москва, Россия) возникли у нас еще в 2012 году. Исходя из истории, в 1867 году, на основании Высочайшего повеления от 25 мая, к Московскому Публичному Музею была присоединена в полном своем составе галерея художественных произведений русской школы живописи, собранная известным петербургским любителем Федором Ивановичем Прянишниковым (умер в 1867 г.). Как любитель искусства, Прянишников поощрял бедных талантливых художников. Галерея Федора Ивановича Прянишникова в особенности была замечательна тем, что посвящена исключительно Русской школе живописи. Составленная с большим вкусом и выбором, она заключала в себе прекрасные образцы талантов отечественных живописцев, была богата полнотою и разнообразием сюжетом и изобиловала отличными произведениями кисти первостепенных художников, что делало галерею вместе с московской Городской Галереей братьев Третьяковых и Собранием И. Е. Цветкова,

самым обширным хранилищем образцов Русской школы живописи [19]. В отличие от современных столичных галерей Картинная галерея Московского Румянцевского музея создавалась сразу же в виде двух фондов - западноевропейская живопись и русская живопись. Первым собранием русской живописи стала именно «Прянишниковская галерея», оказавшаяся третьим по счету (после картины А. А. Иванова и собрания картин из Императорского Эрмитажа) царским подарком музею. После смерти Прянишникова Александр II купил собрание у его вдовы и подарил его молодому московскому музею в 1867 г. Большая часть собрания (173 единицы хранения из 183) - это произведения живописи русских художников. Небольшое собрание Прянишникова было заметным явлением в истории коллекций русского искусства и музеев России, 57 лет коллекция находилась в составе главного музея Москвы. И собрание Прянишникова, и Румянцев-ский музей возникли в Санкт-Петербурге, развивались примерно в одно время в 30-е - 50-е гг. XIX в. Просвещенная Москва знала о собрании Прянишникова еще до того, как оно было перевезено в

Пашков дом. В конце 1862 г. в Москву были доставлены картины русских художников, выставлявшиеся летом на выставке в Лондоне. Сам Федор Иванович Прянишников был тогда еще жив. Состоявшаяся вскоре передача собрания в Румянцевский музей соответствовала воле коллекционера. Он был выпускником Московского университета, тайным советником, видным человеком, заседал в комитетах, состоял в обществах, был награжден иностранными орденами, был в курсе культурной жизни Москвы. В его жизни заметное место занимали русские художники, русская живопись. Авторы публикаций о Прянишникове отмечают его дар видеть и выбирать произведения живописи, доброту, отзывчивость, желание поддержать человека искусства. Он первым находил и «открывал» истинные таланты и большинство вещей покупал у еще неизвестных авторов. В публикациях Румянцевского музея собрание Ф. И. Прянишникова ошибочно называется первым собранием русской живописи. Однако, Прянишниковскому собранию предшествовало, по крайней мере, еще одно столичное собрание, существовавшее в 20-х и начале 30-х гг.

XIX в. - собрание П. П. Свиньина, журналиста, путешественника, художника, современника, и доброго знакомого А. С. Пушкина. Собрание картин Свиньина было распродано в 1834 г.[10].

В провинциальные музеи картины из Румян-цевского, в том числе и прянишниковские, передавались из Центрального хранилища государственного музейного фонда (ЦХ ГМФ) (например, картина Волоскова А. К. Вид Выборга с моря, 1847 г.) [10]. Отметим, что в вестибюле второго этажа Ру-мянцевского музея располагались картины Русской школы, не имеющие высокого художественного достоинства, чтобы этой мерой дать подобающее место в залах бельэтажа лучшим произведениям отечественной живописи. Картины были размещены по мастерам в хронологическом порядке и все произведения одного и того же художника сгруппированы вместе [23]. Полотно А. Волоскова (из собрания Прянишникова), о котором мы ведем речь, располагалось в зале бельэтажа, что только подчеркивает его художественную ценность.

Илл. 1-2 Граф Николай Петрович Румянцев - основатель Румянцевского музея, русский государственный деятель, меценат, коллекционер, покровитель первого русского кругосветного плавания

Ил. 3. Румянцевский музей (Пашков дом). Нач. .XX в.

Ил. 4. Зал Русской живописи в Румянцевском музее

Ил. 5. Личный состав Румянцевского музея в феврале 1892 г. Сидят, слева направо: Павлов Р.М., Георгиевский Г.П., Бушера И.П., Миллер В.Ф., Филимонов Ю.Д., Цветаев И.В., Калишевский А.И., Михельсон А.Д. и Боборыкин Н.Н. Стоят, слева направо: Янчук Н.А., Долгов С.О., Федулеев А.О., Келлат А.С. и Квасков Я.Г.Портрет -

директор Дашков В.А. Курительная комната в канцелярии. Тюки и пакеты - ежедневная почта.

Алексей Яковлевич Волосков (13 марта 1822 г., Ржев, Тверская губерния - 19 сентября 1882 г., Ржев, Тверская губерния), которого считают автором полотна «Вид Выборга с моря ночью» (1847) был уникальным художником, он родился в семье купца Якова Волоскова и Василисы Семёновны Во-лосковой. Внучатый дядя Алексея Яковлевича Терентий Волосков был изобретателем астрономических часов и красок. Весь клан Волосковых - торговые и промышленные люди. Сам Алексей Волосков с детства из-за болезни передвигался с помощью костылей. С 1837 года, с 15 лет он являлся вольноприходящим учеником Императорской Академии Художеств, где учился в пейзажном классе у М. Н. Воробьева. Опершись на костыли, Волосков делал копии в картинных залах Эрмитажа, учился мастерству у великих художников прошлого. В 1843 году был награждён второй серебряной медалью, а в 1845 году получил звание свободного художника. В 1851 году назначен в академики. Пользовался покровительством Общества поощрения художников. Впоследствии жил и работал на Украине, выполнял заказы Г. П. Галагана и Г. С. Тарновского. Вернувшись из-за болезни в Ржев, в 1863 году обвенчался с дочерью священника Покровской церкви Раисой Полубенской (церковь стояла на месте, где ныне паспортный стол).

Жил с женой в доме матери Василисы Семеновны Волосковой на Волосковской улице, на правом берегу Холынки. Талантливый, известный в больших городах художник в Ржеве вынужден был поступить на службу, поскольку живопись прокормить не могла. Известно, что он исполнял обязанности городского нотариуса и агента Московского страхового общества. Но главное продолжал писать пейзажи. Некоторые полотна А. Я. Волоскова впоследствии были приобретены крупными музеями, в том числе Государственным Русским музеем [13]. Алексей Яковлевич Волосков был похоронен на местном старинном некрополе - Всехсвятском кладбище (г. Ржев) Варваринской двухпрестольной церкви, которая, в свою очередь, была приписана к Покровскому храму. На могиле, взятой в ограду, вдова установила мраморный памятник с лаконичной надписью: «Свободный художник Алексей Яковлевич Волосков. Род. 5 марта 1821 г. Умер 19 сент. 1881 г.». Сегодня от Варваринской церкви остались только руины. Всехсвятское кладбище в советское время было тоже уничтожено, земля первоначально использовалась под огороды. Позднее место старинного некрополя заасфальтировали. На дорожках лежали обломки надгробных памятников черного и белого мрамора. На многих можно было

/ art__95

прочесть имена известных ржевских купцов, чи- увидеть руины церкви великомученицы Варвары,

новников, дворян. В настоящее время на этом ме- построенной в 1875 году. Первоначально здесь на

сте, на кладбище, в Ржеве вознесся супермаркет старинном месте стоял деревянный храм [3]. «Тележка» (ул. Садовая, 60), и за ним еще можно

Ил. 6. Художник Алексей Волосков Источник фото: «Ржевский Вестник»

Обращаясь к картине А. Волоскова «Вид Выборга с моря ночью» (1847) отметим, что на пейзаже изображен не Выборг, а замки Ивангорода и Нарвы, расположенные по обе стороны реки На-ровы.24 Исходя из этого, можно предположить, что на каком-то этапе музейными сотрудниками или составителями каталогов была допущена ошибка в атрибуции данного пейзажа. Также можно выдви-

нуть многочисленные гипотезы в отношении картины А. Волоскова «Вид Выборга с моря ночью» (1847):

1. Картина принадлежит кисти Алексея Кон-дратьевича Волоскова (не Алексея Яковлевича, как считалось более чем полвека);

2. Подпись на картине поддельная и картина принадлежит кисти другого художника, имитирующего подпись А. Я. Волоскова;

Ил. 7. Волосков А. Я. «Вид Выборга с моря ночью», 1847 г. Холст, масло. 89x124,5. Омский музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля

24 В июле 2018 года мы специально посетили Ивангород и Нарву чтобы в этом убедиться и сделать фото.

Ил. 8-9. Нарва и Ивангород. Фотография А. Г. Мартыновой. Июль 2018 г.

3. На картине изображен не Выборг, а Иван-город и Нарва. Следовательно, название картины может звучать как «Вид Ивангорода и Нарвы с реки Наровы». Но тогда возникает логичный вопрос, почему внизу подпись «А. Волосковъ, 1847» и где в таком случае находится полотно с изображением Выборга?! В данной ситуации ошибка при атрибуции была допущена при передаче картины в Омский областной музей изобразительных искусств им. Врубеля. Следовательно, может существовать еще одна работа с изображением Выборга;

4. Автором картины является Алексей Яковлевич Волосков. Отчество Кондратьевич было записано ошибочно при составлении одного из каталогов конца XIX века или относится только к картине «Вид Выборга с моря ночью», местонахождение которой неизвестно. Тем более, что в ранних каталогах отчество художника не указано вовсе;

5. Автором картины является неизвестный европейский художник. На полотне изображен не Выборг, не Нарва, и не Ивангород, а европейская местность. Подпись «А. Волосковъ, 1847» поддельная;

6. На картине изображен Выборг с элементами большой фантазии художника. Автор картины А. Я. Волосков или А. К. Волосков.

Чтобы исключить некоторые гипотезы, необходимо найти воспроизведение полотна А. Волос-кова в ранних каталогах (конец XIX - нач. XX века), поиски которого не увенчались успехом, поскольку в большинстве каталогов имеются только атрибутивные данные о картине. Любопытно, что нами наблюдается странная ситуация с названием и другого полотна (1849) известного мастера Л. Ф. Лагорио из коллекции все того же Ф. И. Прянишникова (Румянцевский музей). Варианты названия,

которые упоминаются: «Возка льда», «Зимний пейзаж», «Зимний вид бывшего винного городка на Васильевском острове в Санкт-Петербурге на Черной речке», «Зимний пейзаж. Выборг» [22]. Очевидно для нас только одно, что на картине изображен не Выборг.

В отношении картины Волоскова «Вид Выборга с моря ночью», первоначально, автор статьи обратилась в Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, где сегодня хранится работа, а также в Российскую государственную библиотеку (РГБ) им. Ленина в Москве (бывший Румянцевский музей) и по рекомендации сотрудников РГБ в Российскую государственную библиотеку искусств (г. Москва). Было установлено, что в каталоге «Русская живопись XVIII -начала XX века (до 1917 года)» (2012) научным сотрудником Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, И. Г. Девять-яровой была описана картина Волоскова А. Я. «Вид Выборга с моря ночью» (1847). В атрибуции указан ряд старых каталогов Румянцевского музея, а также «реставрация В. А. Бекишевой, 1976, 1980-1982». В личной переписке с нами, Ирина Григорьевна пояснила, что в фондах Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля (где хранится картина) этих каталогов нет, а в каталоге «Русская живопись XVIII - начала XX века (до 1917 года)» (2012) ею были указаны данные из научной карточки, которые являются наработками ее предшественников, выезжавших в 1970-е годы в Москву и Ленинград, и работавших в библиотеках. На обороте картины, по ее словам, надписей также нет. С этим названием картина была передана по акту 616 в марте 1927 года из Центрального хранилища Государственного музейного фонда в Омский музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля и так ее записали в инвентарную книгу.

Ил. 10. Русская живопись XVIII - начала XXвека (до 1917 года): каталог /М-во культуры Ом. обл., Ом. обл. музей изобр. Искусств им. М.А. Врубеля ; [авт. ст. и сост. кат.: И.Г. Девятьярова]. - Омск: Омский музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, 2012. - С. 60

После общения с И. Г. Девятьяровой мы решили обратиться к реставратору данного полотна (в 1976, 1980 - 1982 гг.), В. А. Бекишевой. Однако, выяснилось, что она ушла из жизни три года назад, но в фондах Омского областного музея изобразительных искусств им. Врубеля сохранился реставрационный паспорт №310, в котором указано, что в 1976 году был укреплён красочный слой, устранена деформация, картина перетянута на прежний экспозиционный подрамник, подведена заплата в верхней правой четверти, а также подведён реставрационный грунт.

В 1980 году укреплён красочный слой и устранена деформация, а также подведена заплата в верхней правой четверти картины, подведены реставрационные кромки, картина натянута на прежний экспозиционный подрамник, подведён реставрационный грунт и выровнен лак.

В 1981 - 1982 годах удалена заплата реставрационной кромки, заделан прорыв основы, уложен грунтовый кракелюр, картина дублирована, натянута на прежний экспозиционный подрамник, утоньшена лаковая плёнка, живопись покрыта ла-

ком, произведено живописное восполнение и картина монтирована в обкладные рейки. Также, в период с 2012 года, автор данной статьи, изучив целый ряд каталогов (около 40) (Прянишников 1870, МРМ 1898, МРМ 1901, МРМ 1910, МРМ 1912, 1941, 1955, 1986, Девятьярова 1984, каталоги, альбомы Омского музея изобразительных искусств, а также статьи о музее, издания Ивановского и Прянишникова и др.) выяснилось, что репродукция картины в ранних каталогах отсутствует. Данные о том, что автором «Вид Выборга с моря ночью» является не известный художник Алексей Яковлевич Волосков, а его однофамилец -Алексей Кондратьевич Волосков прослеживаются от раннего каталога картинной галереи Московского публичного и Румянцевского музея 1889 года до более позднего 1912 года. Первое упоминание о картине встречается в каталоге Ивановского А. Д. «Федор Иванович Прянишников и его картинная русская галерея» (1870). На странице 84 каталога под № 35 указана картина Волоскова А. «Вид Выборга с моря, ночью, при лунном свете». Начиная с каталога 1889 года указывается отчество художника - Кондратьевич.

35. Волоскова. Видъ лри лувномъ свЬтЬ.

Выборга съ .моря, ночыо,

Ил. 11. Ивановский А. Д. (1823 - 1873) Федор Иванович Прянишников и его картинная русская галлерея. -Санкт-Петербург: тип. Ф.С. Сущинского, 1870. - 193 с., 1 л. фронт. (портр.) (С. 84 каталога, фрагмент)

98

ART /

Алексей Волосков!,

Видь Выборы съ моря при лунномъ смыть.

Ил. 12. Путеводитель по картинной галерее Московского публичного и Румянцевского музеев. -М.: ТипографияМ. Н. Лаврова и К. - 1876. - С. 16 (фрагмент).

Волосновъ АленсЪй Кондратьевичъ.

200. ВИДЪ ВЫВОГГА СЪ МОРЯ.

Ил. 13. Московский публичный и Румянцевский музей. Картинная галерея. Путеводитель по картинной галерее [Текст] /Московский Публичный и Румянцевский Музеи. - Москва :

Тип. Е. Г. Потапова, 1889. - С. 33 (фрагмент)

Волосновъ, Аленой Кондратьевичъ.

Ил. 14. Московский публичный и Румянцевский музеи: Путеводитель по картинной галерее. - Москва:

Печатня А.И. Снегиревой, 1899. - С.9 (фрагмент)

— 22 —

186. Итальянка.

Даръ К- Т. Солдатепкова.

Михайловъ, ГригорШ Карповичъ. 1814.—18С7.

187. ДЬвушка, ставящая свЪчку передъобразомъ.

п. г.

Горбуновъ, Кирилъ Антоновпчъ. 1815—1893.

188. Цыганка.

Волосновъ, Алекс-Ьй Кондратьевичъ.

189. Ввдъ Выборга съ моря ночью. Кенииъ, Д.

190. ДЬло полковника Суслова съ горцами въ 1846 г.

Крюковт», Иванъ Ефимовичъ. 1828—1857.

191. Портретъ отца художника. Бутковск1й,

192. Пажъ.

Даръ К. Т. Солдатенкова. 198. Визитъ доктора.

Даръ Б. Т. Солдатенкова. Подключниковт», Николай Ивановичъ. 104. Вндъ Красной площади и церкви Васшпя Блажен наго. Писано въ 1838 году. Даръ насл£днпковъ автора. Бурдинъ, Николай.

193. Внутренность малой церкви Знмняго Дворца.

Ил. 15-16. Московский Публичный и Румянцевский Музеи. Каталог картинной галереи. М.: Тиография Меньшова . - 1906. - С. 22 (картина значится под номером 189 (3-й зал. В Бельэтаже) (пейзаж атрибутирован как авторства Алексея Кондратьевича Волоскова)

— 66 —

Брюлловъ, Карлъ Павловичъ. 1799—1852.

62. Собственный портретъ художника.

(Писанъ во время болезни художника, передъ отъЪздомъ на о. Мадейру.) П. Г.

63. Спаситель въ терновоиъ вънцъ и багряниц ъ.

П. Г.

Колесовъ, АлексЪй Михайловичъ. ^ 1901 г.

64. Портретъ Никиты Петровича г и-п я р о в а-П латонова (редактора газеты ♦Современный ИзвЪеНя», умершаго въ 1887 г.).

Даръ семейства Н. П. Гиляроэа-Платоновд.

ВОЛССКОВЪ, Алексей Кондратьевичъ.

65. Видъ Выборга съ моря ночью. П. Г.

Ил. 17. Московский публичный и Румянцевский музей. Каталог картинной галереи. - М.: Левенсон, 1912. - С.66 (фрагмент) (пейзаж атрибутирован как авторства Алексея Кондратьевича Волоскова)

ВОЛОСКОВ, Алексей Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Живописец, р. 1823, ум. 1882.

«Посторонний» ученик АХ (с 1839), занимался у М. Н. Воробьева. В 1839 получил малую серебр. медаль, 1845 — звание неклассного художника, 1851 — звание «назначенного». Написал пейзажи: три вида дачи князя Дундукова-Корсакова в Ораниенбауме (1842), виды Павловска (1845), «Вид Выборга с моря ночью» (1847, Омский музей изобр. искусств), «Вечер» (ГТГ), четыре вида в Екатеринтале близ Ревеля (1852), «Вид на Царскосельское озеро» (акв., 1854, ГРМ), «Вид Ржева» (Калининская обл. картинная галерея), «Пейзаж» (1858, Тюменская обл. картинная галерея), «Вид имения Глубокое» (Псковский псторико-худож. музей), «Вид Мариенгофа» (ГРМ), «Развалины крепости» (Саратовский худож. музей) и др., а также «Семейный портрет» (1851, ГРМ). Исполнил ряд рисунков (кар.): «Грот в Екатерининском парке в Царском Селе», «Вид пруда и Чесменская колонна» (оба в ГРМ) и др.

ЛИТ.: Кондаков, ч. 2, с. 42,—Отчеты ОПХ: за 1845— 1846. Спб., 1847, с. 4, 10; за 1846—1847. Спб., 1848, с. 8, 17,— Юндолов, о. 47.— Н. Молева и Э. Белютин, Русская художественная школа 1-й пол. XIX в. М., 1963, с. 191, 389,— Прянишников и его галерея. Спб., 1870, с. 148 — А. Н о -в и ц к и й, Худож. галерея Московского публичного и Румян-цевекого музея. М., 1889, с. 96.— Худож. произв. гор. галереи II. и С. Третьяковых, изд. 27 М., 1917, с. 69,— Омский обл. музей изобр. иск-в Омск. 1941, с. 47; то же, 1955, 21,— ГТГ. Живопись XVIII — нач. XX в. (до 1917 г.). М , 1952, с. 103,— Саратовский гос. худож. музей, вып. 1. Рус. и сов. живопись. М., 1956, с. 59.— Калининская обл. картинная галерея. Л., 1961, с. 17.— Тюменская обл. картинная галерея. М., 1963, с. 22.— Псковский историко-худож. музей. Псков, 1963, с. 15.— Указатели худож. произв., выставленных в залах ИАХ. Спб.: 1842, с. 6; 1851, с. 10; 1852, с. 17.—Т И ге те — Вескег, В<1 36, Э. 232.

Ил. 18. Художники народов СССР: биобиблиографический словарь. В 6 т. Т. 2. (Бойченко-Геонджиан) / редкол.: О. Э. Вольценбург [и др.]. - Москва : Изд-во «Искусство», 1972. - 439 с. (Волосков, Алексей Яковлевич - с. 330).

ВОЛОСКОВ Алексей Яковлевич. 1822—1882

Пейзажист. Род. в Ржеве. «Посторонний» ученик Л.\ с 1839 г «Назначенный» с 1851 г. Ум. в Ржеве.

ВИД ВЫБОРГА С МОРЯ НОЧЬЮ. 1847 X., м. 88X120

Внизу: А. Во.юсковъ 1847 г.

Из Г.МФ в 1927 г.; ранее в собр. ф. П. Прянишннкова, Моек

мянцевском музее.

<ва; в Ру-Ж-178

Ил. 19. Русское дореволюционное искусство: Живопись. Графика. Театр.-декорац.искусство. Скульптура: Каталог /[Омский обл. музей изобраз. искусств; Сост. А. Н. Гонтаренко]. - Ленинград: Художник РСФСР, 1986. - С.34. (фрагмент)

Омский музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

Ил. 20. Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля: [альбом / авт. текста А. Гуменюк и др.; сост. кат. Л. Богомолова; под общ. ред. А. Гуменюк]. -М.: Белый город, 2004. - С. 18

(фрагмент)

Ил. 21. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля : альбом /М-во культуры Ом. обл., Ом. обл. музей изобр. искусств им. М.А. Врубеля; [авт. ст.: Л.К. Богомолова и др.; пер. на англ. А.Г. Новгородцев]. - Омск : Омскбланкиздат, 2011. - С. 59 (фрагмент)

Ил. 22-23. Шедевры Сибири: русское классическое искусство XIX века из собраний Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля и Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова : [альбом-каталог выставки, 1 октября - 1 декабря 2016 г., Красноярск/авт.-сост.: А.В. Кистова и др.]. - Красноярск: ПИК ОФСЕТ, 2016. - С.10, С. 74. (фрагменты)

493. Келлер-Виллианди И.П. Галилей. 1858. 87x72. Кат. 1910, 486. Инв. ГМФ 7681 (3, л. 8); из ЦХ ГМФ в Омск в марте

494 Волосков А.Я. Вид Выборга с моря ночью. 1847. 88x120. Инв. ГМФ 7683 (3); из ЦХ ГМФ в Омск в марте 1927 г. по акту 616

Ил. 24. Картины Румянцевского музея в музейных собраниях живописи России и соседних государств: судьбы картин из Императорского Московского Румянцевского музея и исторически связанных с ним собраний /Рос. гос. б-ка; [авт.-сост. Т.Н. Игнатович]. - Москва: Пашков дом, 2009. - С. 147. (фрагмент)

Информация об Алексее Яковлевиче Волос-кове была размещена и в солидном биобиблиографическом словаре «Художники народов СССР» (в 6 томах, том 2) (1972) на странице 330. Причем, авторы солидного словаря указывают в списке при-статейной библиографии о Волоскове два каталога конца XIX века, в которых отчество Алексея Волос-кова указано как Кондратьевич. При этом в словаре не дается никаких пояснений к этой информации. В различных источниках (в первую очередь каталогах) с этого времени автором картины «Вид Выборга с моря ночью» значится Алексей Яковлевич Волосков. Эти данные повторяются и в диссертациях ученых (например, Криводенченков С. В. «Русский пейзаж середины XIX века: Проблема формирования и пути развития» (2000), диссертация на соискание ученой степени кандидата наук, С.323) где пишут о пейзаже «Вид Выборга с моря ночью» авторства Алексея Яковлевича Волоскова. Кроме того, говоря о размерах полотна, исследователь С. В. Криводенченков указывает данные 88х120, когда по данным Омского музея изобразительных искусств размеры картины составляют 89х124,5. Эти же размеры (88х120) указаны и в издании «Картины Румянцевского музея в музейных собраниях живописи России и соседних государств: судьбы картин из Императорского Московского Румянцевского музея и исторически связанных с ним собраний» (2009), автором-составителем которого является Т. Н. Игнатович. Интересно, что исследователь Т. Н. Игнатович в своей более ранней статье 2003 года «Картины русских художников из собрания Ф. И. Прянишникова в истории Ру-мянцевского музея, Третьяковской галереи и других музеев России» указывает картину «Вид Выборга с моря ночью» как относящуюся к авторству Алексея Кондратьевича Волоскова.

Таким образом, на настоящий момент автор данной статьи склоняется к выводу о том, что на пейзаже с элементами вымысла изображены замки Ивангорода и Нарвы, вид с реки Наровы и название пейзажа может звучать как «Вид Ивангорода и Нарвы с реки Наровы»/ «Вид Ивангорода и Нарвы с реки Наровы ночью при лунном свете». Причем, автором пейзажа может быть как известный художник Алексей Яковлевич Волосков, так и Алексей Кондратьевич Волосков. Пейзаж нуждается в экспертизе, а также в продолжении его изучения. В данном случае важно и воспроизведение этого полотна в ранних каталогах (конец XIX - начало XX

века), однако, в просмотренных нами ранних каталогах, в которых упоминается данная картина, имеются только атрибутивные данные о полотне.

Список литературы

1. Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля: [альбом / авт. текста А. Гуменюк и др.; сост. кат. Л. Богомолова; под общ. ред. А. Гуменюк]. - М. : Белый город, 2004. -63, [1] с. : цв. ил., портр. ; 32 см. - (Сокровища русского искусства). - Материал: с .18 (илл. № 23, только иллюстрация)

2. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля: альбом / М-во культуры Ом. обл., Ом. обл. музей изобр. искусств им. М.А. Врубеля ; [авт. ст.: Л. К. Богомолова и др. ; пер. на англ. А.Г. Новгородцев]. - Омск : Омскблан-киздат, 2011. - 255, [8] с.: цв. ил. - Материал: С. 59 (ил. № 12, только иллюстрация)

3. Волоскова М. Супермаркет на костях // Русская вера - 9 апреля 2014 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа -http://ruvera.ru/articles/supermarket_na_kostyah -(дата обращения 5 января 2019 г.).

4. Художники народов СССР : биобиблиографический словарь. В 6 т. Т. 2. (Бойченко-Геон-джиан) / редкол.: О. Э. Вольценбург [и др.]. -Москва: Изд-во «Искусство», 1972. - 439 с.

5. Русское дореволюционное искусство: Живопись. Графика. Театр.-декорац.искусство. Скульптура: Каталог / [Омский обл. музей изобраз. искусств; Сост. А. Н. Гонтаренко]. - Ленинград: Художник РСФСР, 1986. - 146 с.: ил. - Материал: с. 34 (сведения в каталоге, без иллюстрации).

6. Девять дат календаря 2011 года: Художник из рода Волосковых [Электронный ресурс] // Режим доступа - Шр://сЪ-rzhev.blogspot.com/2012_01_01_archive.html#scroll тор=5900 - (дата обращения 10 января 2019 г.).

7. Девятьярова И. Русская живопись в Омском музее / И. Девятьярова // Художник. - 1984. -№ 11. - С. 44-56. - Материал: с. 48 (упоминание в тексте).

8. Русская живопись XVIII - начала XX века (до 1917 года): каталог / М-во культуры Ом. обл., Ом. обл. музей изобр. Искусств им. М.А. Врубеля ; [авт. ст. и сост. кат.: И.Г. Девятьярова]. - Омск : Омский музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, 2012. - 202, [1] с. : цв. ил., портр. - Материал: с. 60 (описание, библиография, иллюстрация)

9 Ивановский, А. Д.(1823 - 1873) Федор Иванович Прянишников и его картинная русская галлерея. - Санкт-Петербург: тип. Ф.С. Сущин-ского, 1870. - 193 с., 1 л. фронт. (портр.) (на С. 84 под N° 35 - Волосков А. Вид Выборга с моря, ночью, при лунном свете)

10. Игнатович, Т. Н. Картины русских художников из собрания Ф. И. Прянишникова в истории Румянцевского музея, Третьяковской галереи и других музеев России / Т. Н. Игнатович // Международная конференция «Румянцевские чтения -2003. Культура: от информации к знанию». Тезисы и сообщения. - М.: Пашков дом, 2003. - С. 84-89.

11. Картины Румянцевского музея в музейных собраниях живописи России и соседних государств : судьбы картин из Императорского Московского Румянцевского музея и исторически связанных с ним собраний / Рос. гос. б-ка; [авт.-сост. Т.Н. Игнатович]. - Москва: Пашков дом, 2009. - 373 с. Материал: с. 147 (сведения о передаче картины в Омский МИИ в 1927 г.)

12. Шедевры Сибири : русское классическое искусство XIX века из собраний Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля и Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова: [альбом-каталог выставки, 1 октября - 1 декабря 2016 г., Красноярск / авт.-сост.: А.В. Кистова и др.]. - Красноярск: ПИК ОФСЕТ, 2016. - 78, [1] с.: цв. ил., ил. - Материал: с. 10 (иллюстрация), с. 74 (сведения в каталоге).

13. Справка выборгского краеведа М. Н. Костоломова (1953 - 2016) о Вернере Хольмберге [Электронный ресурс] // Режим доступа -https://vk.com/wall38170585_5303 - (дата обращения 9 января 2019 г.).

14. Кривонденченков, С. В. Русский пейзаж середины XIX века: Проблема формирования и пути развития: диссертация на соискание ученой

ART / <<Ш1ШадиМ"^©ЦГМа1>>#6Ш)),2(0]9 степени кандидата искусствоведения: 17.00.04. -Санкт-Петербург, 2000. - 403 с. : ил.

15. Мартынова А. Г. Выборг в биографиях финских и русских художников XX - начала XXI века / А. Г. Мартынова. - СПб.: СатисЪ, 2017. - 250 с.: ил. ISBN 978-5-8000-0038-2.

16. Мартынова А. Г. Выборг, парк Монрепо и окрестности в творчестве художников XVI - XIX вв. / А. Г. Мартынова. - СПб.: НП-Принт, 2018. -304 с., ил., 38 цв. вкл. ISBN 978-5-901724-68-2.

17. Московский публичный и Румянцевский музей. Картинная галерея. Путеводитель по картинной галерее Московского публичного и Ру-мянцевского музеев. - Москва: Тип. М.Н. Лавров и К°, 1876 (обл. 1877). - 87 с. (Волосков А. не значится)

18. Московский публичный и Румянцев-ский музеи: Путеводитель по картинной галерее. -Москва: Печатня А.И. Снегиревой, 1899. - 52 с. (на С. 9 под № 74 - Волосков А. Вид Выборга с моря ночью)

19. Московский публичный и Румянцев-ский музеи. Каталог картинной галереи - Москва: Тип. К. Л. Меньшова, 1906.

20. Московский публичный и Румянцевский музей. Каталог картинной галереи. - М. : Левенсон, 1912. - 161 с. - Материал: с. 66 (зал 3, № 65). Только сведения в каталоге, без изображения.

21. РГИА. Ф.789, оп.14, д.68-В. Ф.789, on.4, 1864, ед.хр.131. Волосков А. Я.

22. Румянцевский музей. Виртуальная реконструкция [Электронный ресурс] // Режим доступа -http://www.rmuseum.ru/data/catalogue/canvas/rossiya /krm0316.php - (дата обращения 5 января 2019 г.).

23. Цветаева И. Московский публичный и Румянцевский музей. К открытию их 24 октября 1900 г. - Москва: Университетская типография, на Страстном бульваре, 1900. - С. 6-7.

УДК: 791.43.03

Михеев В.А.

Уральский федеральный университет им. первого президента России Б.Н.Ельцина

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10131 КРИЗИС В ЯПОНСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ШЕСТИДЕСЯТЫХ И СЕМИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ ДВАДЦАТОГО ВЕКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ДАЛЬНЕЙШЕЕ

РАЗВИТИЕ КИНО СТРАНЫ

Mikheev V.A.

Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin

CRISIS IN JAPANESE CINEMA DURING SECOND HALF OF THE SIXTIES AND THE SEVENTIES OF THE TWENTIETH CENTURY AND ITS IMPACT ON THE FURTHER DEVELOPMENT OF THE CINEMA OF THE COUNTRY

Аннотация

В статье рассматривается кризис в кинематографе Японии во второй половине шестидесятых и семидесятые года двадцатого века, в контексте популяризации телевидения и элементов «массовой культуры» в стране, исследуются причины данного явления и влияние на дальнейшее развитие японской киноиндустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.