Научная статья на тему 'Музеи Павлодара: история и современность'

Музеи Павлодара: история и современность Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1928
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ МУЗЕЙ / ПАВЛОДАРСКОЕ ПРИИРТЫШЬЕ / МУЗЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ / МУЗЕЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ / MODERN MUSEUM / PAVLODAR PRIIRTYSHIE / MUSEUM COLLECTION / MUSEUM EXPOSITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Личман Елена Юрьевна

В статье рассматривается история создания музеев в городе Павлодаре, дается краткая характеристика музейных фондов и экспозиций, выявляются особенности культурно-просветительской и научно-исследовательской деятельности музеев. Подчеркивается значение мемориальных музеев, в том числе фотохудожника Багаева, история комплектования фондов краеведческого музея, рассматривается просветительская и научная деятельность музейных коллективов. Художественные экспозиции музеев представляют творчество казахских художников, получивших образование в специальных художественных заведениях России. Анализируются фонды художественных музеев, представляющих сюжетно-тематическую картину, пейзаж и другие жанры живописи. Автор останавливается на проблеме преемственности в обращении художников к сюжетам национальной истории, на проблеме взаимодействия национальных и европейских традиций в изобразительном искусстве Павлодара. Делается вывод о том, что современное изобразительное искусство Казахстана, развиваясь на основе богатого национального художественного наследия, не теряет приверженности традициям высокого реализма русской художественной школы. Деятельность музеев Павлодара отвечает требованиям просветительской деятельности в условиях глобализации экономики и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museums of Pavlodar: History and Modern Time

The article considers the history of museums in the city of Pavlodar; provides a brief summary of museum funds and expositions; reveals the features of cultural-educational and scientific-exploratory functioning of museums. Emphasis is made of the value of the memorial museums, including the pictorialist Bagayev, history of completing of funds of museum of local lore, educational and scientific activity of museum collectives. Art expositions of the museums represent creativity of the Kazakh artists who have got an education in special art institutions of Russia. Funds of the art museums representing a subject and thematic picture, landscape and other genres of painting are analyzed. The author focuses on a continuity problem in the appeal of artists to plots of national history, on a problem of interaction between national and European traditions in the fine arts of Pavlodar. The conclusion is made that the modern fine arts of Kazakhstan, developing on the basis of rich national art heritage do not lose commitment to traditions of high realism of the Russian art school. Activity of the museums of Pavlodar meets the requirements of educational activity in the conditions of economic and cultural globalization.

Текст научной работы на тему «Музеи Павлодара: история и современность»

УДК 069 (574) ББК 79.1

Музеи Павлодара: история и современность

Е.Ю. Личман

Павлодарский государственный педагогический институт (Павлодар, Республика Казахстан)

Museums of Pavlodar: History and Modern Time

Ye. Yu. Lichman

Pavlodar State Pedagogical Institute (Pavlodar, Kazakhstan)

В статье рассматривается история создания музеев в городе Павлодаре, дается краткая характеристика музейных фондов и экспозиций, выявляются особенности культурно-просветительской и научно-исследовательской деятельности музеев. Подчеркивается значение мемориальных музеев, в том числе фотохудожника Багаева, история комплектования фондов краеведческого музея, рассматривается просветительская и научная деятельность музейных коллективов. Художественные экспозиции музеев представляют творчество казахских художников, получивших образование в специальных художественных заведениях России. Анализируются фонды художественных музеев, представляющих сюжетно-тематическую картину, пейзаж и другие жанры живописи. Автор останавливается на проблеме преемственности в обращении художников к сюжетам национальной истории, на проблеме взаимодействия национальных и европейских традиций в изобразительном искусстве Павлодара. Делается вывод о том, что современное изобразительное искусство Казахстана, развиваясь на основе богатого национального художественного наследия, не теряет приверженности традициям высокого реализма русской художественной школы. Деятельность музеев Павлодара отвечает требованиям просветительской деятельности в условиях глобализации экономики и культуры.

Ключевые слова: современный музей, павлодарское Прииртышье, музейная коллекция, музейная экспозиция.

БОТ 10.14258Лгуа8и(2014)2.2-33

The article considers the history of museums in the city of Pavlodar; provides a brief summary of museum funds and expositions; reveals the features of cultural-educational and scientific-exploratory functioning of museums. Emphasis is made of the value of the memorial museums, including the pictorialist Bagayev, history of completing of funds of museum of local lore, educational and scientific activity of museum collectives. Art expositions of the museums represent creativity of the Kazakh artists who have got an education in special art institutions of Russia. Funds of the art museums representing a subject and thematic picture, landscape and other genres of painting are analyzed. The author focuses on a continuity problem in the appeal of artists to plots of national history, on a problem of interaction between national and European traditions in the fine arts of Pavlodar. The conclusion is made that the modern fine arts of Kazakhstan, developing on the basis of rich national art heritage do not lose commitment to traditions of high realism of the Russian art school. Activity of the museums of Pavlodar meets the requirements of educational activity in the conditions of economic and cultural globalization.

Key words: modern museum, Pavlodar Priirtyshie, museum collection, museum exposition.

Развитие музейного дела в городе Павлодаре имеет свои особенности, связанные с культурно-историческими и социально-экономическими условиями развития республики. Павлодар — один из немногих городов региона с богатой историей создания музейной сети и большим количеством музеев для города с не-

селением 350 тысяч человек. Несомненную историческую ценность имеют первые музеи города: истори-ко-краеведческий музей имени Потанина и областной художественный музей — второй в стране по дате образования после Республиканского музея изобразительных искусств имени Кастеева. Можно смело

утверждать, что фонды этих музеев имеют уникальные коллекции и уникальную историю создания.

Павлодарский областной историко-краевед-ческий музей был основан в 1942 г. на базе областного отделения Общества изучения Казахстана. Основателем музея являлся фотограф, краевед Дмитрий Поликарпович Багаев. В 1959 г. музею было присвоено имя Г.Н. Потанина, уроженца Павлодарского Прииртышья. Георгий Николаевич Потанин — известный ученый, путешественник, этнограф, исследователь Средней Азии. Экспозиция музея располагается в 12 залах, раскрывающих историю и культуру Павлодарского Прииртышья. Музей имеет научную библиотеку и три филиала: Дом-музей Д. П. Багаева, Дом-музей песенного творчества им. Майры Шамсутдиновой и Музей Воинской славы под открытым небом. Основу музейного фонда составляют коллекции: археологическая, палеонтологическая, этнографическая, нумизматическая, фотоизобразительная, документальная, естественнонаучная, производственная, оружие — огнестрельное и холодное. В экспозиции музея представлены уникальные экспонаты: скелет мамонта, большеро-гого оленя, образцы минералов и полезных ископаемых, предметы первобытной цивилизации (каменные и бронзовые орудия труда, украшения, каменные изваяния, скифский котел).

Павлодарский областной историко-краеведческий музей — один из крупных научно-исследовательских и культурно-просветительских центров области. Наряду с лекционной и экскурсионной работой музей организует презентации выставок из фондов республиканских музеев, из собственных фондов. Проводятся мастер-классы, краеведческие уроки, лекции-концерты, творческие вечера. На базе областного историко-краеведческого музея осуществляются археологические и этнографические экспедиции по исследованию Павлодарского Прииртышья. Партнерами музея являются Музей первого Президента РК (Астана), Музей золота РК (Астана), Государственный историко-крае-ведческий музей (Омск), Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, Институт археологии им. А. Маргулана, Центральный Государственный музей, краеведческие музеи Кокчетава, Караганды, Усть-Каменогорска [1].

Вторым по значимости и времени образования (1964) в Казахстане является Павлодарский областной художественный музей. История Павлодарского областного музея советского изобразительного искусства (так он назывался до 1992 г.) началась в 1963 г. Музей вырос из художественного отдела областного историко-краеведческого музея. В художественный отдел были переданы 46 произведений из Казахской государственной художественной галереи им. Т.Г. Шевченко (директор Л.Г. Плахотная) и часть выставки ленинградских художников, кото-

рая экспонировалась в 1963 г. в областном истори-ко-краеведческом музее. Эти произведения стали основой коллекции. В начале 1965 г. Целиноградским городским управлением культуры было передано 103 произведения московских художников. Они входили в состав выставки, организованной Московским отделением Союза художников РСФСР к празднованию 10-летия освоения целины. Эта выставка была передана в дар целинному краю и затем музею. Свои произведения подарили музею павлодарские художники; экспонаты передали Министерство культуры СССР и Государственная Третьяковская галерея — в том числе офорты В. Серова (начало ХХ века), акварель Н. Каразина (1860) и др. 18 декабря 1965 г. музей был открыт для посетителей. В фондах на тот момент было 369 экспонатов. В 1979 г. музей переехал в новое здание, где располагается и сейчас.

Павлодарский областной художественный музей сформировал уникальное собрание живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. В фондах музея более 5500 экспонатов. Ежегодно музей представляет более 15 экспозиций. Это традиционные тематические подборки из фондов музея, отчетные, персональные выставки павлодарских художников, фотовыставки, выставки молодежного проекта «М*АРТ», выставки детского рисунка, передвижные выставки из собраний ведущих музеев. Среди партнеров музея не только музейное сообщество Казахстана, но также музеи Омска и Новосибирска, Британский Совет, Институт Гёте, Центр современного искусства Алматы, Международная Ассоциация «Открытый музей», Ассоциация музеев России. Вместе с музеями, имеющими давнюю историю, в Павлодаре в конце XX — начале XXI в. образованы музеи, уникальность которым придают не только их коллекции, но также история возникновения и судьбы личностей, которым посвящены основные их экспозиции [2].

Павлодарский областной музей литературы и искусства им. Бухар жырау — один из ведущих центров культуры и искусства Павлодара. Основан музей в феврале 1990 г., открыт для посетителей с 22 марта 1992 г. Музей расположен в красивом деревянном резном доме постройки 1897 г., памятнике истории и архитектуры. Ежегодно музей обслуживает более 32 тысяч посетителей, проводит более 110 массовых мероприятий, 260 тематических лекций, 320 обзорных экскурсий, 100 выставок.

Музей проводит значительную работу по сбору, хранению и пропаганде истории и литературы Павлодарского региона. За 20 лет существования музей собрал определенный банк данных о поэтах и писателях Павлодарского Прииртышья. Среди них есть уникальные экспонаты — личные вещи репрессированного писателя-драматурга Жусупбека Аймаутова, акына-импровизатора Исы Байзакова,

поэта Сабита Донентаева, кинорежиссера Шакена Айманова, фрагмент рабочего кабинета писателя Всеволода Иванова, печатная машинка Калмукана Исабаева, редкая пластинка с голосом Амре Кашаубаева, песни в исполнении Темирбулата Аргынбаева, рукописи Алькея Маргулана, Рамазана Тохтарова, Дихана Абилева, Нелли Ваккер, оригиналы нот 23 песен Естая (записанные Борисом Ерзаковичем) и многое другое.

Благодаря собранным материалам были уточнены даты жизни Майры Шамсутдиновой, открыты имена репрессированных земляков, основоположника казахской сатиры Кадыра Тайшыкова и писателя Кошмухамеда Кеменгерова. На базе своих экспонатов музей создал общественные музеи Жумата Шанина, Султанмахмута Торайгырова, Жаяу Мусы Байжанова, Машхур Жусуп Копеева в Баянаульском районе, музей Естая Беркимбаева в Актогайском районе, музей Музафара Алимбаева в Шарбактинском районе, музей Исы Байзакова в Иртышском районе. Силами сотрудников музея были открыты музей истории ислама в Главной мечети им. М. Ж. Копеева и в средних школах города (№№ 7, 4, 41, 42). Частыми гостями музея являются официальные делегации, гости города и области [3].

Дом-музей Павла Васильева создан в 1990 г., расположен в доме, где провел детские годы наш знаменитый земляк, талантливый поэт. Благодаря стараниям сотрудников музея найдено большое количество документов, материалов, неопубликованных стихов Павла Васильева, проведена большая научно-исследовательская работа. Его творчество лучше известно и оценено теперь не только в Павлодаре и России, но и за рубежом. Павлу Васильеву было суждено прожить всего 27 лет и погибнуть в зловещем 1937-м, в самом расцвете таланта.

Самобытное творчество П. Васильева 20 лет было под запретом, и лишь благодаря вдове поэта Е.А. Вяловой, издателю И.М. Гронскому П. Васильев был реабилитирован и в 1957 г. вышел в свет первый посмертный сборник его произведений. Поэтическое наследие П. Васильева составляет более 200 стихотворений и 14 поэм, среди которых «Соляной бунт», «Песня о гибели казачьего войска», «Христолюбовские ситцы». История создания Дома-музея П. Васильева начинается в 1987 г., когда в областном историко-краеведческом музее имени Потанина открылся литературный отдел, на базе которого и вырос новый музей — литературы и искусства. По инициативе и ходатайству энтузиастов-васильеведов, Е.А. Вяловой в декабре 1990 г. литературный отдел разместился в доме поэта. Но, построенный еще в 1866 г., он находился в аварийном состоянии, поэтому было принято решение провести реконструкцию здания.

Торжественное открытие Дома-музея и установленного во дворе бюста Павла Васильева (работы

скульптора Е. Мергенова и архитектора К. Мантахаева) состоялось 23 декабря 1994 г. — в день, когда поэту исполнилось бы 85 лет. В Доме-музее, единственном в Казахстане и на всем постсоветском пространстве мемориальном памятнике истории и культуры по изучению творчества выдающегося поэта XX века, сконцентрирован весь материал о поэте. Посетители знакомятся с реликвиями семьи Васильевых, среди которых книги, рукописные материалы, нож для разрезания бумаги, пепельница, шкатулка, принадлежавшая матери поэта Глафире Матвеевне, прижизненные издания с автографами П. Васильева, фотографии. В стенах «васильевского заповедника», как с любовью называют Дом-музей павлодарцы, проводятся литературно-музыкальные вечера для любителей поэзии, встречи с известными литераторами, проходят заседания литобъединения имени Павла Васильева, где наряду с известными поэтами совершенствуют свое мастерство и начинающие [1].

Важное значение имеет научно-исследовательская деятельность Дома-музея, работа по популяризации творчества не только П. Васильева, его поэтического окружения, но и казахстанских литераторов: здесь созданы и демонстрируются фильмы «Сын степного простора» о жизни и литературной деятельности И. П. Шухова, «Я не был в этой жизни пустоцветом» о Н. Титове, проводятся литературные вечера о творчестве С. Муканова, М. Ауэзова, С. Торайгырова, И. Джансугурова и других.

Павлодар по праву гордится своим выдающимся сыном. В честь Павла Васильева названа улица, его имя присвоено областному литературному объединению, старейшей библиотеке. В год 20-летия независимости Казахстана в Павлодаре разбит сквер его имени и установлен бюст поэта, автором которого является павлодарский скульптор, член Союза художников Казахстана К. К. Баймульдин. Необычный постамент, выполненный из красного гранита, состоит из ломаных линий и по замыслу автора символизирует сложное и противоречивое время, в котором жил и творил П. Васильев. В облике самого поэта — устремленность, порыв, ведь он не вошел, а «ворвался в поэзию, как влетел на разгоряченном коне...» Пройдут года и десятилетия, сменятся поколения, а памятник поэту будет свидетельствовать об искренней любви и признательности города своему земляку, воспевшему свой край с искренней сыновней любовью. Имя Павла Васильева, его творчество знают и любят в России, его произведения переведены на многие языки мира, но особенно он дорог казахстанцам, потому что своей судьбой и необыкновенно яркой и самобытной поэзией объединил две культуры — европейскую и азиатскую.

Дом-музей Дмитрия Багаева — известного павлодарского фотографа, краеведа, этнографа был открыт 30 января 2001 г. Является филиалом областного

историко-краеведческого музея им. Потанина. В этом доме жил и работал краевед, летописец павлодарского Прииртышья, основатель и первый директор областного историко-краеведческого музея, выдающийся фотограф, известный далеко за пределами Казахстана. Дмитрий Поликарпович Багаев родился 5 сентября 1884 г. в деревне Туманы Вятской губернии в крестьянской семье. Пятнадцатилетним пареньком приехал он в Павлодар. Работая у купца Дерова в Воскресенском горнопромышленном обществе рассыльным, он впервые увидел фотоаппарат и уже тогда решил стать фотографом, обучался мастерству фотографирования в Омске у фотографа В. Коркина. В 1905 г. Дмитрий возвращается в Павлодар и открывает первый в городе фотосалон. С этой целью он арендует дом у мещанки Постниковой, а затем выкупает его за 500 рублей. В нем он живет и работает всю свою жизнь (1905-1958 гг.). Теперь это мемориальный Дом-музей Д. П. Багаева.

Не только мастерски сделанные фотопортреты прославили фотографа. Д. П. Багаев сумел отразить историю нашего края в документальной фотографии. В мемориальном Доме-музее Д.П. Багаева экспонируется постоянно действующая выставка «Жизнь и быт казахского народа начала ХХ века». Из поездок исследователь привозил не только фотографии, но и бесценные для современников дневниковые записи, уникальные находки. Они-то и явились основным экспозиционным материалом для открытия областного историко-краеведческого музея в 1942 году, основателем и бессменным руководителем которого был Багаев.

В 1912 году он получил «Похвальный отзыв Тамбовского фотообщества». Позднее его снимки публиковались в журналах «Фотограф» (журнал Всероссийского общества фотографов, членом которого был Д.П. Багаев); в журнале «Советский Союз». Фотограф неоднократно награждался дипломами и медалями. Не только историки обращаются к его творчеству с целью подтверждения той или иной истины, но и начинающие фотографы, любители и профессионалы, которых в Павлодаре, весьма успешных и талантливых, достаточно много. Фотографии Д.П. Багаева являются для них школой мастерства [4].

Дом песенного творчества Майры Шамсут-диновой расположен в одном из домов усадьбы знаменитого в Павлодаре купца Фаттаха Рамазанова.

Родилась Майра в 1890 году в Павлодаре. Дочь татари-на-борикши и казашки, она училась грамоте, рано начала играть на гармони. С 13 лет стала известна как певица с прекрасным слухом и голосом. Демонстрировала свое искусство на Баянаульской и Кояндинской ярмарках.

Майра была щедро одарена композиторским талантом и исполнительской способностью, доведенной до уровня профессионализма. Наблюдательный этнограф А. Затаевич, автор сборников «1000 песен казахского народа» и «500 казахских кюев и песен», был лично знаком с Майрой, увидел ее большой талант, тепло отзывался о встрече с ней. Из обширного репертуара Майры А. Затаевич записал 14 песен. Творческое наследие Майры как композитора невелико, всего 7-10 песен, но эти песни несут отпечаток ее личности.

Дом-музей песенного творчества им. Майры Шамсутдиновой был открыт в январе 2001 г., в нем два зала. В экспозиции первого зала собраны фотографии Майры, портреты ее современников. Во втором экспозиционном зале воссоздан интерьер комнаты 1920-х годов, когда жила и творила Майра Шамсутдинова, здесь есть музыкальные инструменты: двухструнная домбыра, саратовская гармонь «тальянка», жетыген — древний семиструнный щипковый казахский музыкальный инструмент.

Дом-музей Шафера — единственный в своем роде не только в Казахстане, но и в мире музей грампластинок. На момент открытия в его коллекции насчитывалось 22 тысячи грампластинок и фонограмм, а также более 25 тысяч книг, журналов и газет (причем есть очень старые и редкие издания). Музей Шафера не только бережно хранит все эти коллекции, но и активно пропагандирует музыкальные сокровища. Сотрудники музея и Н.Г. Шафер выпустили немалое количество дисков, посвященных разным темам, композиторам, исполнителям [1].

Сегодня музей — это прежде всего «социально-культурный институт, который собирает, хранит, исследует и экспонирует материальные и духовные ценности человечества, реализует функции просвещения и образования, культурного и нравственно-эстетического воспитания, рационального досуга и вовлечения людей в мир культуры и социально-культурного творчества» [5]. Музеи города Павлодара своей научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельностью способствуют сохранению, развитию культурного наследия региона и республики.

Библиографический список

1. Дом-музей Д.П. Багаева [Электронный ресурс]. — Режим доступа : visi1:kazakhstan.kz/ru/gшde/estaЫishments/ view/8669/pavlodarskiy-oЫastnoy-istoriko-kгaevedcheskiy-тщеу-т^ш-ро1ашпа.

2. Павлодарский областной художественный музей [Электронный ресурс]. — Режим доступа : тар. pavlodarlibrary.kz/index.php?option=com_content&view= artide&id.

3. Павлодарский областной музей литературы и искусства им. Бухар жырау [Электронный ресурс]. — Режим доступа : pavlodar.gov.kz/page.php?page_id=3637&lang=1.

4. Павлодарский областной историко-краеведческий музей им. Г.Н. Потанина [Электронный ресурс]. — Ре-

жим доступа : museum-pavlodar.ucoz.kz/index/dom_muzej_ bagaeva/0-8.

5. Нагорский Н.В. Музей в духовной жизни общества. — СПб., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.