Научная статья на тему 'Лики ушедшего времени (фотоработы Д. П. Багаева)'

Лики ушедшего времени (фотоработы Д. П. Багаева) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
556
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ФОТОГРАФИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ / СЮЖЕТНАЯ ФОТОГРАФИЯ / ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ / ПАВЛОДАРСКОЕ ПРИИРТЫШЬЕ / DOCUMENTARY PHOTO / ART PHOTO / SUBJECT PHOTO / ETHNOGRAPHIC PHOTO / PAVLODAR PRIIRTYSHYE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Байжанова Сауле Шакимбаевна, Итемгенова Бекзат Упышовна

Статья посвящена мастеру документальной и художественной фотографии Д.П. Багаеву. Д. П. Багаев летописец Павлодарского Прииртышья, основатель Павлодарского краеведческого музея. Все свои изыскания он фиксировал на фото. Он один из немногих фотографов того времени, кто подходил к фотографии не только как ремеслу, а прежде всего как к творчеству. В статье проведен анализ сюжетных фоторабот Д.П. Багаева, относящихся к разделу «Жизнь и быт казахского народа в начале XX века». Фотографии классифицированы по четырем основным тематическим группам. Особенности каждой из групп проиллюстрированы на ярких примерах, наиболее полно отражающих национальный колорит, историческую ситуацию, философские размышления автора. Д. П. Багаев известный фотограф, дал анализ фотодокументам, посвященным жизни и быту казахского народа. При анализе фотографий особое внимание уделено национальной специфике: особенностям национального костюма, предметов утвари и быта, культурных явлений, все употребляемые в связи с этим термины имеют подробные пояснения. Статья написана на основе архивных и музейных документов, содержит обширный изобразительный ряд, который составляют фотоработы Д.П. Багаева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Faces of the Past (Photographs of D.P. Bagaev)

This article is devoted to the master of the documentary and art photo D. Bagayev. D. Bagayev is the chronicler of the Pavlodar Priirtyshje, the founder of the Pavlodar museum of local lore. He fixed all his research on a photo. He is one of the few photographers of that time who approached to the photo not only as to craft, but, first of all, as to creativity. The article analyzes of subject photo works of D.P. Bagayev relating to the section: «Life and a Way of Life of the Kazakh people at the Beginning of the XX Century». The photos are classified by four main theme groups. Features of each of groups are illustrated on striking examples fully reflecting the national specifics, a historical situation, and philosophical reflections of the author. D.P. Bagaev, a known photographer, gives the analysis to the documentary photographs devoted to life and a way of life of the Kazakh people. In the analysis of photos the special attention is paid to national specifics: to features of a national suit, subjects of utensils and life, the cultural phenomena, all terms used, in this regard, have detailed explanations. The article is written on the basis of archival and museum documents and contains a broad graphic range which is made by D.P. Bagaev’s photo works.

Текст научной работы на тему «Лики ушедшего времени (фотоработы Д. П. Багаева)»

ББК 85.16 УДК 77.04

С. Ш. Байжанова, Б. У Итемгенова

Лики ушедшего времени (фотоработы Д.П. Багаева)

S. Sh. Bayzhanova, B. U. Itemgenova

Faces of the Past (Photographs of D.P. Bagaev)

Статья посвящена мастеру документальной и художественной фотографии Д.П. Багаеву. Д. П. Багаев — летописец Павлодарского Прииртышья, основатель Павлодарского краеведческого музея. Все свои изыскания он фиксировал на фото. Он один из немногих фотографов того времени, кто подходил к фотографии не только как ремеслу, а прежде всего как к творчеству. В статье проведен анализ сюжетных фоторабот Д.П. Багаева, относящихся к разделу «Жизнь и быт казахского народа в начале XX века». Фотографии классифицированы по четырем основным тематическим группам. Особенности каждой из групп проиллюстрированы на ярких примерах, наиболее полно отражающих национальный колорит, историческую ситуацию, философские размышления автора. Д. П. Багаев — известный фотограф, дал анализ фотодокументам, посвященным жизни и быту казахского народа. При анализе фотографий особое внимание уделено национальной специфике: особенностям национального костюма, предметов утвари и быта, культурных явлений, все употребляемые в связи с этим термины имеют подробные пояснения. Статья написана на основе архивных и музейных документов, содержит обширный изобразительный ряд, который составляют фотоработы Д.П. Багаева. Ключевые слова: документальная фотография, художественная фотография, сюжетная фотография, этнографическая фотография, Павлодарское Прииртышье.

БОТ 10.14258/1гуа8и(2014)2.1-38

This article is devoted to the master of the documentary and art photo D. Bagayev. D. Bagayev is the chronicler of the Pavlodar Priirtyshje, the founder of the Pavlodar museum of local lore. He fixed all his research on a photo. He is one of the few photographers of that time who approached to the photo not only as to craft, but, first of all, as to creativity. The article analyzes of subject photo works of D.P. Bagayev relating to the section: «Life and a Way of Life of the Kazakh people at the Beginning of the XX Century». The photos are classified by four main theme groups. Features of each of groups are illustrated on striking examples fully reflecting the national specifics, a historical situation, and philosophical reflections of the author. D.P. Bagaev, a known photographer, gives the analysis to the documentary photographs devoted to life and a way of life of the Kazakh people. In the analysis of photos the special attention is paid to national specifics: to features of a national suit, subjects of utensils and life, the cultural phenomena, all terms used, in this regard, have detailed explanations. The article is written on the basis of archival and museum documents and contains a broad graphic range which is made by D.P. Bagaev’s photo works.

Key words: documentary photo, art photo, subject photo,

ethnographic photo, Pavlodar Priirtyshye.

Дмитрий Поликарпович Багаев (1884-1958). С 1905 г. и до конца жизни он жил и работал в Павлодаре. Сегодня в его доме располагается мемориальный музей, единственный в Казахстане, посвященный фотографии. В начале XX в. фотограф в провинции — явление нечастое. Обычно в городах были один-два фотографа. Они работали на заказ, но некоторые из них подходили к фотографии не только как ремеслу, а как творчеству, которое становилось делом всей жизни. В Павлодаре таким фотографом был Дмитрий Поликарпович Багаев. В рукописной статье Д.П. Багаева «Фотовыставка» (1957 г.) есть четкие высказывания, которые характеризуют его творческий путь: «Фотография не пустая заба-

ва, фотография — наука, искусство, фотография — свидетель времени. Люди старшего поколения могут вам многое рассказать о тяжелой жизни трудящихся в старое время.

Только на документальных фотографиях, каких немало собрал наш музей, вы увидите, как было до Октября, вы увидите идущих на каторгу, тяжелый труд, вы увидите борцов за свободу и тех, кто установил Советскую власть, как восстанавливалось народное хозяйство и внедрялась современная техника в промышленности, сельском хозяйстве и на транспорте.

Учитесь фотографировать, умейте находить нужные сюжеты, храните негативы, они, как пройденный

этап, будут иметь историческую ценность. Надо, чтобы сами фотоснимки очаровывали своей правдой, ибо они были частицей жизни» [1].

Д.П. Багаев открыл в 1905 г. в Павлодаре фотосалон, где делал портреты жителей города. Но не только мастерски сделанные фотопортреты прославили фотографа. В истории фотографии Прииртышья и всего Казахстана, среди множества замечательных фотографов, творчество Д.П. Багаева занимает особое место: «он, обладая глубоким патриотизмом и активной социальной позицией, энтузиазмом исследователя, сумел создать фотографическую летопись Северного Казахстана» [2].

Работы фотомастера получили признание не только в Казахстане, но и далеко за его пределами. Он снимал пейзажи Павлодарского Прииртышья (серия снимков Баянаула, Усолки, Муялды, Коряковского озера др.), сюжетные фотографии (этнография, быт народа) и вел репортажно-событийные съемки, обосновывая их дневниковыми записями.

Полторы тысячи фоторабот Д.П. Багаева, четверть из них — на стекле, хранятся в фонде Центрального государственного музея кинофотодокументов и звукозаписей Республики Казахстан.

Мы попытаемся проанализировать работы, относящиеся к разделу «Жизнь и быт казахского народа в начале XX века». Сразу сделаем оговорку, не все фотографии датированы и имеют авторское название, поэтому есть условные названия и даты.

«Натуральная, непричесанная, исконно достоверная жизнь Степи запечатлена на негативах Дмитрия Поликарповича. Понимая, что кочевой быт уходит в прошлое, он вовсю торопился запечатлеть его для потомков», — отмечает Валерий Коренчук [3].

Эти фотоснимки условно можно разделить на группы:

• Бытовые: «Помол муки на ручной мельнице» (до 1917 г.), «За помолом зерна», «Отлов лошади из табуна», «Байбише, несущая мешок с кизяком», «Заточка косы», «Аксакал трет табак» (1920-е гг.), «Малыш с пиалой возле дымящегося очага» (1920 гг.), «Сенокос», «Казахская беднота на базаре», «Выделка шкур», «Кустарь-шорник», «Стирка белья», «У белой юрты», «Всеобуч», «Уроки грамоты», «Баянаульский князь Чорманов», «В юрте богатого бая Шормана за розливом кумыса» (1929 г.), «Аул 1911 г.», «Юрта, летник», «На быке в гости» (1929 г.), «Отдых во время кочевки», «Сапожник» (1929 г.). «Скорая помощь», «Чабан», «Девушки у юрты», «Женщина у очага», «За водой», «Изготовление кошмы», «Свертывание юрты перед кочевкой» (1912 г.), два разных фотоснимка на тему «Мать и дитя в бесик» и другие.

• Детские игры: «Мальчик верхом на теленке», «Алтыбакан», «Игра в лошадки», «Детские

ходунки» (1920 гг.), «Дети», «Степной этюд» (1910 г.) и другие.

• Тяжелый труд: «Добыча соли» (четыре различных снимка), «Вывоз руды», «На перепутье», «Строят вручную женщины».

• Годы великого джута: «Матери с детьми на спинах», «Мусульманское кладбище», «Переезд зимой», «Переезд на загруженных верблюдах (перекочевка)» и другие.

• Павильонные фотопортреты.

К группе «Быт» относится фотография «Малыш с пиалой возле дымящегося очага» (1920-е гг.) (рис. 1). На снимке мы видим повседневную жизнь казахской семьи. Бабушка в типичной для тех лет одежде: «койлек», «кимешек». Основными частями женского традиционного костюма были платье-рубаха «кой-лек», которое состояло из двух частей — собственно туникообразной рубахи, доходившей до талии, и пришивной широкой юбки со оборками; на голове «кимешек» — мешкообразный убор из белой ткани, имевший вырез для лица и прикрывавший голову, плечи, грудь и спину. Кимешеки сохранились в одежде пожилых женщин до настоящего времени.

Рис. 1. Малыш с пиалой возле дымящегося очага (1920-е гг.) *

Бабушка варит для большой семьи еду, по-видимому, маленький внук пробует бульон в кесе. Кесе — фарфоровая большая пиала, в которой подают первые блюда (супы, бульоны). Кесе чаще всего используют для традиционных блюд казахской кухни. Как и все малыши всех времен и народов, этот малыш легко одет и босоног, набегавшись, перекусил и побежал к своим сверстникам играть.

Следующий пример — фото «Чабан» (рис. 2). На этой фотографии изображен пастух, пасущий отару овец. До середины XIX в. основными видами скота у казахов были овцы, лошади и верблюды, а формой скотоводства — круглогодичное содержание животных на пастбище. И сейчас сельчане нанимают пастуха, который пасет отару с ранней весны до глубокой

осени. Чабан — человек бедный, бедняки носили домотканую одежду, войлок. В состав мужского костюма входили просторная рубаха с отложным воротником и штаны с широким шагом, а также стеганый туникообразного покроя халат «шапан». На голове войлочная шапка и в руках неизменная палка «таяк».

\

Рис. 2. Чабан*

В современное время увидеть в наших краях пасущихся верблюдов — это экзотика. Тем более интересно увидеть верблюда на фото Д.П. Багаева «На перепутье» (рис. 3). Само название работы очень интересное, действительно, животное снято на железнодорожных путях — стоит и не знает, в каком направлении ему двигаться. Эта фотография имеет глубинный, философский смысл.

Группа «Детские игры» представлена фотографией «Мальчик верхом на теленке» (рис. 4). На этом снимке мы видим малыша лет пяти, который катается верхом на теленке. Это изображение безотчетно вызывает улыбку на устах и навевает память о счастливом, беззаботном детстве. Еще один пример фотографии на эту тему — «Алтыбакан» («Качели») (рис. 5). «Алтыбакан» — национальная игра, раз-

влечение молодежи. Однако немаловажное значение имеют традиционные моменты воспитательного значения. Вечером вся молодежь аула, джигиты и девушки, за аулом сооружают «алтыбакан» (качели: алты — шесть, бакан — шест). Игра имеет огромное значение в познании искусства, взглядов молодежи, их взаимоотношений. На разные увеселения молодежи родители смотрят с негодованием, а на «алтыбакан» не имеют права не отпускать (особенно девушек). Здесь молодежь поет песни, играет в различные игры, и это веселье продолжается до полуночи. «Алтыбакан» — своеобразный развлекательный досуг.

Рис. 4. Мальчик верхом на теленке*

Рис. 5. Алтыбакан (Качели) *

Тема «Тяжелый труд» запечатлена в нескольких снимках, это и мужчина с кетменем в руках, изнеможенный непосильным трудом в жару (рис. 6), и «Вывоз руды» (рис. 7). Люди вывозят руду на верблюдах, волочащих огромные деревянные телеги. Д.П. Багаев говорил: «Подражая передвижникам и как революционер, я избрал темой для своих работ отрицательные стороны самодержавия: тяжелый труд, бедность».

Рис. 7. Вывоз руды

Голод в Казахстане 1932-1933 гг. — часть общесоюзного голода 1932-1933 гг. «Фотографии Багаева 1930-х гг. полны драматизма... Откочевка в город во время джута — целая серия щемящих сердце сюжетов. Скот съеден, даже телегу с нехитрым скарбом волокут вручную. И пронзительнейший кадр — младенческие качалки-бесик на зарос-

шем бурьяном детском кладбище», — подчеркивает Валерий Коренчук [3].

Бесик — маленькое чудо из глубины веков, созданное для того, чтобы малыш в нем спал сладко-сладко. Никто не может точно сказать, когда он появился, но ясно то, что это одно из гениальных изобретений кочевых народов. Нашим предкам-кочевникам нужна была такая колыбель, которую можно было легко разобрать и быстро отправиться в дорогу. Это ценная вещь, которая была частью быта, традиций и воспитания. С тех времен и по сей день уважение к бесик — это уважение к прошлому и будущему народа. Одним бесик могли пользоваться несколько поколений одной семьи.

На фотографии «На мусульманском кладбище» (рис. 8) отсняты бесик умерших в «ашаршыльщ» (великий голод в Казахстане 1932-1933 гг.) младенцев, такие бесик не хранились дома по понятным причинам.

Рис. 8. На мусульманском кладбище*

В группе «Павильонные фотопортреты» представлены снимки состоятельных горожан, снимки известных людей города. И до сих пор люди, приходя в Дом-музей Д.П. Багаева, находят старинные фотографии своих близких, они — единственная достоверная память о родных.

Библиографический список

1. Дневниковые записи Д.П. Багаева из фондов Пав- 2. Каталог избранных фотографий / сост. Л.В. Артамо-

лодарского краеведческого музея им. Потанина. — нова. — Павлодарский краеведческий музей им. Потанина.

Оп. 1. — Д. 69. 3. Из интервью с В. Коренчуком, президентом фотоклу-

ба «Медео», Алматы. — Личный архив С. Байжановой.

*Фотографии из коллекции Дома-музея Д.П. Багаева, материалы предоставлены Т. С. Бектургановой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.