тектурного впечатления являлась связь памятника с ландшафтом - постановкой крепостных ворот на берегу Иртыша. В настоящее время заросший деревьями берег скрывает сооружение со стороны реки.
Итак, изучение последовательности реставрационных периодов позволило выявить сохранившиеся фрагменты первоначальных стилевых решений Тобольских ворот, в частности барочной модификации. Варианты 1792 и 1810 гг. можно рекомендовать при реставрации Тобольских ворот для закрепления стилевого разнообразия сооружений Омской крепости, так как на ее территории в стиле классицизма на сохранившихся фундаментах уже были воссозданы Тарские ворота.
Библиографический список
При реставрации следует предложить выполнить расколе-ровку ворот в два цвета, имея в виду то, что позднее провинциальное барокко, существовавшее параллельно с классицизмом, естественно принимало охристо-белое сочетание в цветовом решении построек. Это придавало городу колористическое единство, к чему так стремились зодчие-классицисты. Безусловно, при реновации территории Омской крепости Тобольские ворота, оставаясь объектом культурного наследия, могут выполнять определенные современные функции, не затрагивающие при этом архитектурный облик самого памятника.
1. Кочедамов, В.И. Омск. Как рос и строился город. - Омск: Омское книжное издательство, 1960.
2. Палашенков, А.Ф. Памятные места Омска. - Омск: Омское книжное издательство, 1956.
3. Лебедева, Н.И. Историко-архитектурный комплекс северо-западного сектора Омской крепости // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. - Омск, 2000. - № 8.
4. РГВИА. Ф. 418. Оп.1. Д. 1135. Копии чертежей предоставлены Коноваловым И. Л.
5. РГВИА. Ф. 349. Оп. 27. Д. 1200. Выявлено Н.И. Лебедевой.
6. Лукомский, Г.К. Памятники старинной архитектуры России. В типах художественного строительства. Наша провинция. - Пг., 1916. - Ч. I.
7. Рычков, В. «Тобольские ворота» реставрированы. - «Омская правда», 1973, 5 окт.
8. Старый Омск. Иллюстрированная хроника событий / под ред. П.П. Вибе. - Омск: Издательство «ЛЕО», 2001.
Статья поступила в редакцию 24.06.09
УДК 7
Н.И. Денисова, соискатель АГУ, г. Павлодар, E-mail: kljaksa [email protected] ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАРОДНЫХ МУЗЕЕВ ПАВЛОДАРСКОЙ ОБЛАСТИ В 60-е ГОДЫ XX СТОЛЕТИЯ
Народные музеи - новые явления в культурной и политико-просветительской работе 60-х годов XX столетия. В это время они стали центрами краеведческой работы в Павлодарской области. Народные музеи создавались силами общественности и являлись важным средством воспитания молодежи. Для многих людей они служили источником познания истории и искусства своего края.
Ключевые слова: народные музеи, краеведение, искусство, культурно-просветительская работа.
В 60е годы ХХ века народные музеи стали центрами краеведческой и искусствоведческой работы. Народные музеи являлись научно-просветительскими учреждениями, которые собирали, хранили и экспонировали первоисточники научных знаний о природе и обществе и вели на их основе просветительскую работу. Отличие народных музеев от государственных заключалось в том, что они создавались силами общественности при поддержке партийных, комсомольских и профсоюзных организаций, органов культуры и Советов депутатов трудящихся. Данные учреждения открывались на основании решения исполкома местного Совета и регистрировались в областном отделе культуры.
В 60-е годы XX столетия в Павлодарской области было открыто семь народных музеев. Успенский располагался в районном центре Успенка, он организован в 1964 году на общественных началах краеведом-любителем, работником хлебоприемного пункта, участником Великой Отечественной войны Иваном Лазаревичем Кимаш. Музей находился в помещении, переоборудованном из жилого дома. В экспозиции народного музея были выставлены подлинные памятники материальной и духовной культуры, бытовые предметы, нумизматические коллекции, фотографии, документы, плакаты. Здесь хранился также большой газетный фонд местной и центральной печати, книги дореволюционного периода, редкие документы и издания. Некоторые экспонаты имели историческую ценность как реликвия прошлого. Всего насчитывалось около 500 экспонатов, а всего со вспомогательным фондом -до 1000. Над музеем шефствовали учащиеся школы, райком комсомола.
Народный краеведческий музей в селе Галкино был организован в 1968 году на базе исторического кружка. Возглавляла его учительница Титова Клавдия Ивановна, энтузиаст краеведения. Музей размещался в помещении, которое выделил сельский Совет. Для посетителей были представлены отделы: дореволюционный, ленинский, советского периода.
Членами музея на общественных началах был собран богатый исторический материал о земляках - участниках гражданской и Великой Отечественной войн, велась летопись села и области. Проводились встречи с ветеранами, сторожилами села. Музей организовал ряд туристических и краеведческих походов по району. Так в 1971 году такой поход был совершен по маршруту Галкино - Шалдай - Александровка. В 1970 году члены музея провели встречи с участниками гражданской войны Вейтом и Артюшкиным, о чем свидетельствуют соответствующие документальные записи.
Мемориальный музей классика казахской литературы нашего земляка Султанмахмуда Торайгырова находился в совхозе имени Торайгырова Баянаульского района. Музей размещался в отдельном помещении, выделенном сельским Советом. Он организован по инициативе учащихся и учителей средней школы под руководством учителя казахской литературы и языка, краеведа Амангельды Омарова. В 1968 году здесь было собрано свыше 300 экспонатов основного фонда: фотографии, письма, книги, документы. Среди них - материалы о знатных земляках Баянаула, с которым Торайгыров поддерживал дружеские связи. Были сделаны записи на магнитофонную пленку бытующей в народе песни о Торайгы-рове, а также представлен ряд рукописных воспоминаний о нем.
Народный музей в селе Сосновка был основан в 1968 году по инициативе учителя истории Сосновской средней школы В.С.Назарцева. Здесь велась переписка с музеями, архивами и библиотеками СССР, благодаря чему были получены документы, материалы и предметы художественной культуры. Краеведческие походы в летнее время помогали в сборе экспонатов по истории села, сельского быта. Членами музея выпускались тематические номера стенгазеты «Юный историк», они выступали с лекциями и беседами по истории села. В музее были собраны также материалы об участниках гражданской и Отечественной войн. Публикации в Павлодар-
ской областной газете «Звезда прииртышья» свидетельствуют о том, что сотрудники музея принимали активное участие в организации и проведении праздника 60-летия со дня основания Сосновки [1].
При Песчанской школе-интернате, были организованы два музея: исторический и ленинская комната. Музей начал создаваться с конца 1967 года учителем истории Н.Г. Стрижа-ковым. За большую работу по воспитанию учащихся на примере жизни и деятельности В.И.Ленина редакция республиканской газеты «Дружные ребята» наградила музей Почетной грамотой. Здесь собран богатый материал. В ленинской комнате проходили сборы, прием в пионеры, здесь проводились экскурсии из соседних школ. Экскурсия исторического музея строились в историко-хронологическом порядке, состояли из 9 разделов, отражающих жизнь Павлодарской области до и после октябрьской революции. Экспонировались археологические находки. Всего в историческом музее насчитывалось 434 экспоната. Ребята из кружка «Краевед» вели обширную переписку с библиотекой В.И. Ленина (г. Москва), Ленинградским историческом музеем, с редакцией газеты «Пионерская правда». Но основная поисковая работа направлялась на изучение истории и культуры своего села.
В 1961 году в совхозе «Береговой» при школе был организован кружок краеведов, которым руководила Н.И. Малыгина, преподаватель истории. Было собрано много материалов и экспонатов краеведческого характера. Народный музей был открыт в 1965 году. Архивные документы свидетельствуют о том, что ребята вели обширную переписку с музеями Польши, Чехословакии, ГДР, со школьными музеями страны. С ними поддерживал переписку народный художник Н.Н. Жуков, который подарил музею альбом с рисунками, книгу с автографом.
В публикации областной газеты «Звезды Прииртышья» указывалось, что в музее насчитывалось более 850 экспонатов. Имелась библиотека. В музее, помимо экскурсий, проводились пионерские и комсомольские сборы, встречи со знатными людьми, участниками Великой Отечественной войны. Школьники проводили сбор экспонатов по истории села и совхоза, организовывали поиски адресов односельчан - общественных деятелей, ученых, героев, творческих работников, брали на учет исторические памятники и шефствовали над ними. Вели летопись школы [1].
Народный музей города Экибастуза находился в школе №7. Он был организован в 1968 году на базе школьного краеведческого уголка. Возглавляла его учительница Л.К. Кудинова. Насчитывалось около 350 экспонатов основного фонда и большое количество фотографий, фотокопий документов по истории дореволюционного и советского Экибастуза.
В 1976 году был создан музей в колхозе ордена «Знак Почета» имени 30-летия Казахской ССР Успенского района. Экспозиция посвящена истории села с момента его возникновения в 1907 году переселенцами из Украины и прослеживала все последующие этапы развития. Разделы музея наглядно иллюстрировали тяжелый труд первых крестьян-переселенцев, домашнюю обстановку и быт. Один из разделов был посвящен первым коллективным хозяйствам. Бережно сохранилисья личные вещи, документы организаторов, членов первых коммун. В истории колхоза, расцвете его экономики и культуры решающим этапом явилось освоение целинных и залежных земель. В экспонатах особое место занимали фотографии, документы, комсомольские путевки первоцелинников, фото электростанции, кузнечного цеха и других объектов, построенных в годы освоения целины. Достойное место заняла портретная галерея ветеранов труда, лучших людей колхоза, знамена, дипломы, медали ВДНХ, образцы сельскохозяйственной продукции, трудовым достижениям последних пятилеток.
Библиографический список
О духовном и культурном росте сельчан свидетельствовали материалы об активном участии колхозников в художественной самодеятельности, спортивной жизни коллектива, о контакте с деятелями искусства и литературы. В экспозиции рассказывалось о народном ансамбле немецкой песни и танца «Эренгольд». Частыми гостями в колхозе были известные концертные коллективы, певцы, писатели, поэты, художники. Павлодарский художник В.М. Мартынцев посвятил серию свих произведений колхозной теме.
Ежегодно музей посещало 2000 человек: учащиеся школ и профтехучилищ, студенты вузов и техникумов, туристические группы, гости области. В числе посетителей значились член Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Д. А. Кунаев, председатель Совета Министров Казахской ССР Б.А. Ашимов. Возглавлял музей ветеран труда П.И. Варкентин. В сборе материалов по истории села ему помогали жители и школьники местной школы.
Как видим, народные музеи возникали разными путями. Многие из них были организованы на основе коллекций, собранных местными краеведами-энтузиастами, и имели важное воспитательное значение. Анализируя деятельность этих учреждений, представляемые для посетителей экспозиции, можно констатировать ярко выраженную идеологическую направленность. Но вместе с тем, достойное место занимали произведения как профессиональных, так и народных мастеров.
Необходимо отметить, нередко народные музеи создавались поспешно, без достаточной научной подготовки, без учета возможностей развития. Не случайно зачастую желание создать музей ограничивалось лишь выделением помещения. Как следует из выступления Б.Сейсенбекова, начальника областного управления культуры в обозначенный период, районные отделы культуры, областной краеведческий музей имени Потанина народным музеям уделяли внимание лишь в начальной стадии их работы, а потом забывали о них. Так случилось с народным музеем Султанмахмуда Торайгырова. На протяжении длительного времени экспозиция его не пополнялась, не велась собирательская работа [1]. Отмечались факты недостаточно продуманной организационной стороны дела. Некоторые народные музеи не имели графика рабочего времени, не вели учет посетителей, слабо рекламировали свою работу.
Перед народными музеями стояли трудности и финансового порядка. Известно, что они создавались без государственных затрат, силами общественности. Примером общественной поддержки послужил опыт Успенского райисполкома и поселкового совета, которые оказывали своему народному музею помощь за счет средств самообложения и свободных остатков средств бюджета.
По рекомендации Министерства культуры областным управлением культуры города Павлодара были разработаны положения для народных музеев. Проведены семинары с директорами народных музеев, подготовлены методические пособия, рекламные материалы. Планировалось, что областные краеведческий и художественный музеи должны стать методологическими центрами для народных музеев. Данным культурно-просветительским учреждениям рекомендовалось наладить шефство над ними. Районным и городским отделам культуры, в связи с созданием общества по охране памятников культуры, было предписано оказывать всестороннюю помощь народным музеям, всесторонне поддерживать это движение.
Значение народных музеев в культурной жизни Павлодарской области было велико. Музейные экспозиции являлись средством нравственного и эстетического воспитания молодежи на трудовых и боевых традициях, источником познания истории своей земли. Народные музеи формировали культуру памяти, прежде всего, молодых граждан Казахстана.
1. Сейсенбеков Б. Народные музеи. - Звезда прииртышья. - 1971, 16 декабря. - А.Шегебаева А. Музей в Константиновке. - Звезда прииртышья. -1983, 18 мая.
Статья поступила в редакцию 24.06.09