В.Н. Алиясова
Музейное дело в Северном и Восточном Казахстане в конце XIX - первой половине ХХ в.
Музеи Северного и Восточного Казахстана являются главными хранителями социальной памяти. На протяжении уже более столетия они играют важную роль в изучении, сохранении, пропаганде историкокультурного и природного наследия региона, воспитании гражданственности и патриотизма. Пройдя сложный путь становления, музеи и сегодня являются подлинными научно-исследовательскими, культурными, информационными, рекреационными центрами в регионах.
Возникновению музейного дела в Северном и Восточном Казахстане в конце Х1Х в. способствовала организация Академией наук России при участии российских, немецких и шведских путешественников первых картографических, историко-географических и археологических работ. Не меньшее значение имела научно-исследовательская деятельность исторических, географических обществ и статистических комитетов. Так, в 1878 г. в Семипалатинске был создан Областной статистический комитет, ставший первым учреждением на востоке Казахстана, который занимался вопросами изучения культуры и быта населения края. Секретарем и руководителем комитета был Е.П. Михаэлис - политический ссыльный, последователь и ученик Н.Г. Чернышевского, сосланный в Сибирь за организацию студенческих волнений в Петербургском университете (1861 г.). Он был также одним из инициаторов создания в Семипалатинске общественной библиотеки и музея. Семипалатинский областной музей был образован на основе личной археологической коллекции Е.П. Михаэлиса. В сентябре 1883 г. состоялось открытие Семипалатинского областного музея и Семипалатинской общественной библиотеки [1, с. 4].
Активную роль в деятельности комитета сыграл семипалатинский судья П. Е. Маковецкий, уделявший много времени этнографическому изучению казахского народа. Его стараниями собирались предметы казахского быта для Семипалатинского музея. В 1887 г. ценная коллекция из тридцати казахских этнографических экспонатов демонстрировалась комитетом на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в Екатеринбурге. В особой описи этой коллекции указывались казахские названия каждого предмета, их назначение, происхождение и степень распространения в казахских аулах. Значительная роль в развитии краеведения и музейного дела в Северном и Восточном Казахстане в конце XIX - первой полови-
не ХХ в. принадлежит Семипалатинскому подотделу Западно-Сибирского отдела императорского Русского географического общества (ЗСО ИРГО), который был официально открыт 31 марта 1902 г. [1, с. 7].
Главной целью подотдела было всестороннее изучение Семипалатинского Прииртышья, его географическое, геологическое, археологическое, этнографическое, статистическое, историческое состояние. Деятельность Семипалатинского подотдела была разнообразной и включала в себя подготовку и чтение лекций, издательскую деятельность, организацию научной библиотеки, музея и метеостанции. Членами Семипалатинского подотдела ЗСО ИРГО были Б.Г. Ге -расимов, А.Н. Белослюдов, Х.А. Габбасов, М.Т. Турган-баев, Ж.Т. Шанин, В.И. Попов, М.О. Ауэзов, Н.С. Куль -джанова и многие другие. Активными деятелями Семипалатинского подотдела были братья Белослюдовы. В .Н. Белослюдов был художником-этнографом, создал многочисленные рисунки, которые и в настоящее время хранятся в рукописном фонде библиотеки Академии наук Республики Казахстан. А.Н. Белослюдов собирал произведения казахского фольклора.
Многочисленные коллекции братьев Белослюдо-вых составили экспозицию частного музея, которая разместилась в двухэтажном особняке на Крепостной улице. По свидетельствам очевидцев, в доме Бело-слюдовых хранилось свыше четырех тысяч экспонатов. Братья-коллекционеры собирали не только этнографические памятники истории и культуры, но и обширные коллекции по геологии, минералогии, зоологии, палеонтологии, археологии, этнографии, нумизматике, а также произведения искусства: скульптуру, живопись и графику. Белослюдовы коллекционировали исторические документы и много сделали для издания научных документов о жизни казахов [2, с. 22-23, 26-28; 3]. Материалы братьев Белослю-довых в настоящее время хранятся и экспонируются в Семипалатинском областном историко-краеведческом музее (СОИКМ).
В начале ХХ в. в культурной жизни Восточного Казахстана произошли изменения, связанные с увеличением количества школ, библиотек, театров. С развитием сети общеобразовательных и высших учебных заведений появляются музеи наглядных пособий. В Усть-Каменогорске члены городской думы сочли необходимым организовать культурно-образовательную жизнь населения города. «Досуг населения нужно заполнить удовлетворением культурных нужд, люди
ИСТОРИЯ
должны, прежде всего, дополнить свое образование, а затем получить разумные развлечения» [4, с. 10]. Благодаря этому решению в 1915 г. на основе нескольких редких коллекций местных собирателей-энтузиастов в Народном доме Усть-Каменогорска была открыта первая экспозиция Восточно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея.
Аналогичная ситуация сложилась и в Северном Казахстане. 1 августа 1915 г. был открыт Кустанайский краеведческий музей. Первыми экспонатами музея стали наглядные пособия по естествознанию, переданные учебными заведениями города. В годы становления советской власти в регионе с 1917 по 1919 г. музей не работал. В октябре 1919 г. музей возобновил свою деятельность, но отсутствие постоянного помещения, научных кадров и нехватка средств не могли не сказаться на результатах его деятельности [5, л. 32].
С ростом общественного интереса к музейному делу стало активно развиваться массовое краеведческое движение. В 1920 г. было создано Общество изучения Киргизского края, переименованное в 1925 г. в Общество изучения Казахстана. Членами Общества были выдающийся востоковед и этнограф А. А. Диваев, композитор, музыковед и собиратель казахских народных песен А.В. Затаевич и др. [6, с. 9]. Филиалы общества создавались в областях и городах республики и вовлекали в краеведческую работу рабочих, крестьян, интеллигенцию и учащихся. Это был период формирования музейного и архивного дела в Казахстане [7]. К этому времени относится открытие в Казахстане еще трех музеев, два из которых располагаются в исследуемом регионе. Кокшетауский историко-краеведческий музей был открыт в 1920 г., а спустя четыре года принял первых посетителей Акмолинский губернский музей в Петропавловске.
Кокшетауский историко-краеведческий музей был образован при Кокчетавском уездном отделе народного образования как музей наглядных пособий. Основанием для музея послужили памятники истории и культуры по разным отраслям знаний: естествознанию, этнографии, археологии и минералогии, полученные от кокчетавской чрезвычайной комиссии.
Первым заведующим музея был назначен И.С. Хохлов. С его именем связано становление музея как учреждения, проводившего впервые в Кокчетав-ском уезде краеведческую работу. Первоначально музей занимал одну из комнат в помещении уездного отдела народного образования (УОНО). В 1922 г. из-за отсутствия средств музей передают на содержание Кокчетавского районного отделения Союза кооператоров. Ежедневно по делам кооперации в Дом Союза стекалось большое количество посетителей из окрестных аулов и сел, и каждый из них обязательно заходил в музей посмотреть на «диковинные» предметы. До января 1926 г. музей принимал посетителей бесплатно.
О развитии музейного дела в Северном и Восточном Казахстане в конце XIX - первой половине ХХ в. свидетельствует деятельность музея, созданного при союзе кооператоров «Интеграл». Уже в первый год существования, по свидетельству сохранившегося с 1924 г. документа («Отчетно-статистические данные по учреждениям Кокчетавского уезда» [8, л. 41-42]), в музее находилось 890 экспонатов: из них «коллекций - 43, приборов (моделей) - 2, таблиц - 100, картин - 60, прочих - 685, всего - 890» [9, л. 118].
В августе 1923 г. с целью изучения Северного Казахстана было организовано Акмолинское общество, членами которого стали около 20 организаций и учреждений. Инициативная группа общества еще в июле предложила создать музей в Петропавловске. Первыми экспонатами музея стали предметы из коллекции палеонтолога-любителя доктора К. Кузнецова [10]. В ноябре было выделено здание для музея. На должность заведующего был приглашен краевед И.П. Дьячков. Официальное открытие музея состоялось 1 января 1924 г. Музей был открыт для всех желающих. Согласно годовым отчетам губернского музея за 1925-1928 гг., его посещаемость была настолько высока, что музей вышел на первое место в республике по этому показателю, при этом посещаемость в 1926 г. возросла до 36750 чел., в 19281929 гг. - 61200 чел. [9, л. 129-132].
Значительный урон развитию музейного дела в Северном и Восточном Казахстане, как и в России, нанесли решения I Всероссийского съезда работников музеев, состоявшегося в Москве в декабре 1930 г. В соответствии с решениями съезда усилился идеологический контроль за деятельностью администрации и сотрудников музеев [11, л. 18]. В музеях прошли «чистки», выполняющие известный сталинский тезис «Кадры решают всё». В протоколе областного совещания директоров 1935 г. отмечается, что «...Петропавловский музей в первом полугодии работал плохо, штат был засорен классово чуждыми элементами. во второй половине года музей очищается от классово чуждых элементов, сменяется руководящий и научный состав работников.» [12, л. 27].
На областном совещании директоров музеев Карагандинской области в 1935 г. было отмечено: «Значение музеев очень велико, но до сих пор в работе музеев в Казахстане не уделено достаточно внимания» [11, л. 3]. Смена руководящего состава и «чистка кадров» не сопровождались сокращением числа сотрудников и закрытием музеев. Во второй половине 30-х гг. наблюдался значительный рост численности музеев. К 1937 г. их количество достигло 19, в 1939 г. -25 [13, с. 4].
При возросшей численности музеев ощущалась острая потребность в профессионально подготовленных кадрах, специалистах музейного дела, а таковых в тот период в Казахстане не было. Большинство
сотрудников музеев не имели законченного среднего образования. В музеях не работали ученые советы.
В годы Великой Отечественной войны музеи оставались главными культурными и научными центрами в регионах. Начало военных действий на территории Советского Союза сопровождалось эвакуацией не только промышленных, сельскохозяйственных, образовательных учреждений, но и культурных, музейных ценностей. В Кустанай были эвакуированы из Москвы коллекции Государственного исторического музея, Музея революции и Музея восточных культур, где им была обеспечена надежная охрана [14, с. 1].
В годы войны музеи Казахстана не получали финансовой поддержки на ремонт, содержание зданий и коллекций. Большинство музеев пришло в упадок, с большим трудом их удалось восстановить в послевоенные годы. Однако работа сотрудников музеев не затихала и в это суровое время. Разворачивается активная краеведческая работа. В Павлодарском Прииртышье, например, в 1942 г. на основе Павлодарского отделения Общества изучения Казахстана решением Павлодарского облисполкома депутатов трудящихся от 10 июня 1942 г. был создан Павлодарский областной историко-краеведческий музей (ПОИКМ). Вопрос об его открытии ставился еще до Великой Отечественной войны, в 1939 г. В музей были переданы все дела Общества изучения Казахстана. Собственного помещения музей еще не имел, поэтому велась лишь
собирательская и пропагандистская работа. В военное время совместно с кабинетом политпросвета музей подготовил выставку, посвященную Великой Отечественной войне. С этой выставкой и уже имеющимися палеонтологическими экспонатами, добытыми при раскопках Ю.А. Орлова на Гусином перелете (1929 г.), 5 ноября 1944 г. был официально открыт музей. Г азета «Большевистский путь» в то время писала: «5 ноября 1944 года в Павлодаре открылся областной историкокраеведческий музей. На открытии присутствовали представители областных советских, партийных и общественных организаций...» [6, с. 10].
Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что развитие музейного дела и коллекционирования в Северном и Восточном Казахстане начинается с экспедиционных исследований Российской Академии наук. В дальнейшем формирование музеев было поддержано краеведческими обществами по изучению Казахстана. Формирование музейной сети на территории республики связано с деятельностью Семипалатинского подотдела Русского географического общества. Благодаря активной деятельности общества в течение полувека только в Северном и Восточном Казахстане было открыто 6 историко-краеведческих музеев. Музеи прошли трудный путь, но на всех этапах своего развития они были в регионе подлинно научными, образовательно-воспитательными и культурными центрами.
Библиографический список
1. Андрианов, А. А. Краткий очерк Семипалатинского музея / А.А. Андрианов // Труды Семипалатинского окружного музея. - 1929. - Вып. 2.
2. Байгужинов, К.А. Семипалатинску 285 лет / К.А. Байгужинов, М.А. Галлиев. - Семипалатинск, 2003.
3. www.pushkinlibraru.kz\nevs\nevs02.htm
4. Щербик, Г. Хранители / Г. Щербик, С. Лисьева // Деловой Усть-Каменогорск. - 2000. - №4.
5. Государственный архив Кустанайской области (ГАКО). - Ф. 418. - Оп. 2. - Д. 12.
6. Нурахметова, Г.Б. От кружков до музея / ГБ. Нурах-метова // Культурное наследие Павлодарского Прииртышья / Павлодарский областной историко-краеведческий музей им. Г.Н. Потанина. - Павлодар, 2003.
7. Какенова, Г.М. Культурная жизнь Северного Казахстана в 20-е годы ХХ века : автореф. дис. ... канд. ист. наук
/ Г.М. Какенова. - Алматы, 1994.
8. Государственный архив Акмолинской области (ГААО). - Ф. 58. - Оп. 1. - Д. 599.
9. ГААО. - Ф. 76. - Оп. 1. - Д. 749.
10. Евсина, Л. От «Акмолинского общества» до наших дней / Л. Евсина // Северный Казахстан. - 2003. - 30 янв.
11. Государственный архив Северо-Казахстанской области (ГАСКО). - Ф. 1168. - Оп. 1. - Д. 1.
12. ГАСКО. - Ф. 1168. - Оп. 1. - Д. 11.
13. Жангельдин, Е.Т. Центральный государственный музей Казахстана: приоритеты и тенденции развития / Е.Т Жангельдин // Вопросы изучения истории и культурного наследия Казахстана. - Алматы, 1998.
14. Саталкина, Г. Календарь знаменательных дат / Г. Саталкина. - Кустанай, 1994.