Научная статья на тему 'Музейное дело в Северном и Восточном Казахстане в конце XIX первой половине XX в'

Музейное дело в Северном и Восточном Казахстане в конце XIX первой половине XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
544
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алиясова Валентина Нурмагамбетовна

Освещена история развития музейного дела в Северном и Восточном Казахстане. Исследованы основные условия и факторы возникновения шести историко-краеведческих музеев в конце XXI и в первой половине XX в. Показана роль создания подотделов Русского географического общества и обществ по изучению Казахстана в развитии краеведческого и музейного движения в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum Work in the North and East Kazakhstan in the End of the 19th the First Half of the 20th Century

The article considers the questions on history of formation and development of museum work in North and East regions of Kazakhstan. Premises and conditions of six historical museums in examined region in the end of the 19th and in the first half of the 20th century are investigated. The article shows the role of creation of Russian Geographical society's subsections and Societies on investigating Kazakhstan in the development of museum movement in examined region.

Текст научной работы на тему «Музейное дело в Северном и Восточном Казахстане в конце XIX первой половине XX в»

В.Н. Алиясова

Музейное дело в Северном и Восточном Казахстане в конце XIX - первой половине ХХ в.

Музеи Северного и Восточного Казахстана являются главными хранителями социальной памяти. На протяжении уже более столетия они играют важную роль в изучении, сохранении, пропаганде историкокультурного и природного наследия региона, воспитании гражданственности и патриотизма. Пройдя сложный путь становления, музеи и сегодня являются подлинными научно-исследовательскими, культурными, информационными, рекреационными центрами в регионах.

Возникновению музейного дела в Северном и Восточном Казахстане в конце Х1Х в. способствовала организация Академией наук России при участии российских, немецких и шведских путешественников первых картографических, историко-географических и археологических работ. Не меньшее значение имела научно-исследовательская деятельность исторических, географических обществ и статистических комитетов. Так, в 1878 г. в Семипалатинске был создан Областной статистический комитет, ставший первым учреждением на востоке Казахстана, который занимался вопросами изучения культуры и быта населения края. Секретарем и руководителем комитета был Е.П. Михаэлис - политический ссыльный, последователь и ученик Н.Г. Чернышевского, сосланный в Сибирь за организацию студенческих волнений в Петербургском университете (1861 г.). Он был также одним из инициаторов создания в Семипалатинске общественной библиотеки и музея. Семипалатинский областной музей был образован на основе личной археологической коллекции Е.П. Михаэлиса. В сентябре 1883 г. состоялось открытие Семипалатинского областного музея и Семипалатинской общественной библиотеки [1, с. 4].

Активную роль в деятельности комитета сыграл семипалатинский судья П. Е. Маковецкий, уделявший много времени этнографическому изучению казахского народа. Его стараниями собирались предметы казахского быта для Семипалатинского музея. В 1887 г. ценная коллекция из тридцати казахских этнографических экспонатов демонстрировалась комитетом на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в Екатеринбурге. В особой описи этой коллекции указывались казахские названия каждого предмета, их назначение, происхождение и степень распространения в казахских аулах. Значительная роль в развитии краеведения и музейного дела в Северном и Восточном Казахстане в конце XIX - первой полови-

не ХХ в. принадлежит Семипалатинскому подотделу Западно-Сибирского отдела императорского Русского географического общества (ЗСО ИРГО), который был официально открыт 31 марта 1902 г. [1, с. 7].

Главной целью подотдела было всестороннее изучение Семипалатинского Прииртышья, его географическое, геологическое, археологическое, этнографическое, статистическое, историческое состояние. Деятельность Семипалатинского подотдела была разнообразной и включала в себя подготовку и чтение лекций, издательскую деятельность, организацию научной библиотеки, музея и метеостанции. Членами Семипалатинского подотдела ЗСО ИРГО были Б.Г. Ге -расимов, А.Н. Белослюдов, Х.А. Габбасов, М.Т. Турган-баев, Ж.Т. Шанин, В.И. Попов, М.О. Ауэзов, Н.С. Куль -джанова и многие другие. Активными деятелями Семипалатинского подотдела были братья Белослюдовы. В .Н. Белослюдов был художником-этнографом, создал многочисленные рисунки, которые и в настоящее время хранятся в рукописном фонде библиотеки Академии наук Республики Казахстан. А.Н. Белослюдов собирал произведения казахского фольклора.

Многочисленные коллекции братьев Белослюдо-вых составили экспозицию частного музея, которая разместилась в двухэтажном особняке на Крепостной улице. По свидетельствам очевидцев, в доме Бело-слюдовых хранилось свыше четырех тысяч экспонатов. Братья-коллекционеры собирали не только этнографические памятники истории и культуры, но и обширные коллекции по геологии, минералогии, зоологии, палеонтологии, археологии, этнографии, нумизматике, а также произведения искусства: скульптуру, живопись и графику. Белослюдовы коллекционировали исторические документы и много сделали для издания научных документов о жизни казахов [2, с. 22-23, 26-28; 3]. Материалы братьев Белослю-довых в настоящее время хранятся и экспонируются в Семипалатинском областном историко-краеведческом музее (СОИКМ).

В начале ХХ в. в культурной жизни Восточного Казахстана произошли изменения, связанные с увеличением количества школ, библиотек, театров. С развитием сети общеобразовательных и высших учебных заведений появляются музеи наглядных пособий. В Усть-Каменогорске члены городской думы сочли необходимым организовать культурно-образовательную жизнь населения города. «Досуг населения нужно заполнить удовлетворением культурных нужд, люди

ИСТОРИЯ

должны, прежде всего, дополнить свое образование, а затем получить разумные развлечения» [4, с. 10]. Благодаря этому решению в 1915 г. на основе нескольких редких коллекций местных собирателей-энтузиастов в Народном доме Усть-Каменогорска была открыта первая экспозиция Восточно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея.

Аналогичная ситуация сложилась и в Северном Казахстане. 1 августа 1915 г. был открыт Кустанайский краеведческий музей. Первыми экспонатами музея стали наглядные пособия по естествознанию, переданные учебными заведениями города. В годы становления советской власти в регионе с 1917 по 1919 г. музей не работал. В октябре 1919 г. музей возобновил свою деятельность, но отсутствие постоянного помещения, научных кадров и нехватка средств не могли не сказаться на результатах его деятельности [5, л. 32].

С ростом общественного интереса к музейному делу стало активно развиваться массовое краеведческое движение. В 1920 г. было создано Общество изучения Киргизского края, переименованное в 1925 г. в Общество изучения Казахстана. Членами Общества были выдающийся востоковед и этнограф А. А. Диваев, композитор, музыковед и собиратель казахских народных песен А.В. Затаевич и др. [6, с. 9]. Филиалы общества создавались в областях и городах республики и вовлекали в краеведческую работу рабочих, крестьян, интеллигенцию и учащихся. Это был период формирования музейного и архивного дела в Казахстане [7]. К этому времени относится открытие в Казахстане еще трех музеев, два из которых располагаются в исследуемом регионе. Кокшетауский историко-краеведческий музей был открыт в 1920 г., а спустя четыре года принял первых посетителей Акмолинский губернский музей в Петропавловске.

Кокшетауский историко-краеведческий музей был образован при Кокчетавском уездном отделе народного образования как музей наглядных пособий. Основанием для музея послужили памятники истории и культуры по разным отраслям знаний: естествознанию, этнографии, археологии и минералогии, полученные от кокчетавской чрезвычайной комиссии.

Первым заведующим музея был назначен И.С. Хохлов. С его именем связано становление музея как учреждения, проводившего впервые в Кокчетав-ском уезде краеведческую работу. Первоначально музей занимал одну из комнат в помещении уездного отдела народного образования (УОНО). В 1922 г. из-за отсутствия средств музей передают на содержание Кокчетавского районного отделения Союза кооператоров. Ежедневно по делам кооперации в Дом Союза стекалось большое количество посетителей из окрестных аулов и сел, и каждый из них обязательно заходил в музей посмотреть на «диковинные» предметы. До января 1926 г. музей принимал посетителей бесплатно.

О развитии музейного дела в Северном и Восточном Казахстане в конце XIX - первой половине ХХ в. свидетельствует деятельность музея, созданного при союзе кооператоров «Интеграл». Уже в первый год существования, по свидетельству сохранившегося с 1924 г. документа («Отчетно-статистические данные по учреждениям Кокчетавского уезда» [8, л. 41-42]), в музее находилось 890 экспонатов: из них «коллекций - 43, приборов (моделей) - 2, таблиц - 100, картин - 60, прочих - 685, всего - 890» [9, л. 118].

В августе 1923 г. с целью изучения Северного Казахстана было организовано Акмолинское общество, членами которого стали около 20 организаций и учреждений. Инициативная группа общества еще в июле предложила создать музей в Петропавловске. Первыми экспонатами музея стали предметы из коллекции палеонтолога-любителя доктора К. Кузнецова [10]. В ноябре было выделено здание для музея. На должность заведующего был приглашен краевед И.П. Дьячков. Официальное открытие музея состоялось 1 января 1924 г. Музей был открыт для всех желающих. Согласно годовым отчетам губернского музея за 1925-1928 гг., его посещаемость была настолько высока, что музей вышел на первое место в республике по этому показателю, при этом посещаемость в 1926 г. возросла до 36750 чел., в 19281929 гг. - 61200 чел. [9, л. 129-132].

Значительный урон развитию музейного дела в Северном и Восточном Казахстане, как и в России, нанесли решения I Всероссийского съезда работников музеев, состоявшегося в Москве в декабре 1930 г. В соответствии с решениями съезда усилился идеологический контроль за деятельностью администрации и сотрудников музеев [11, л. 18]. В музеях прошли «чистки», выполняющие известный сталинский тезис «Кадры решают всё». В протоколе областного совещания директоров 1935 г. отмечается, что «...Петропавловский музей в первом полугодии работал плохо, штат был засорен классово чуждыми элементами. во второй половине года музей очищается от классово чуждых элементов, сменяется руководящий и научный состав работников.» [12, л. 27].

На областном совещании директоров музеев Карагандинской области в 1935 г. было отмечено: «Значение музеев очень велико, но до сих пор в работе музеев в Казахстане не уделено достаточно внимания» [11, л. 3]. Смена руководящего состава и «чистка кадров» не сопровождались сокращением числа сотрудников и закрытием музеев. Во второй половине 30-х гг. наблюдался значительный рост численности музеев. К 1937 г. их количество достигло 19, в 1939 г. -25 [13, с. 4].

При возросшей численности музеев ощущалась острая потребность в профессионально подготовленных кадрах, специалистах музейного дела, а таковых в тот период в Казахстане не было. Большинство

сотрудников музеев не имели законченного среднего образования. В музеях не работали ученые советы.

В годы Великой Отечественной войны музеи оставались главными культурными и научными центрами в регионах. Начало военных действий на территории Советского Союза сопровождалось эвакуацией не только промышленных, сельскохозяйственных, образовательных учреждений, но и культурных, музейных ценностей. В Кустанай были эвакуированы из Москвы коллекции Государственного исторического музея, Музея революции и Музея восточных культур, где им была обеспечена надежная охрана [14, с. 1].

В годы войны музеи Казахстана не получали финансовой поддержки на ремонт, содержание зданий и коллекций. Большинство музеев пришло в упадок, с большим трудом их удалось восстановить в послевоенные годы. Однако работа сотрудников музеев не затихала и в это суровое время. Разворачивается активная краеведческая работа. В Павлодарском Прииртышье, например, в 1942 г. на основе Павлодарского отделения Общества изучения Казахстана решением Павлодарского облисполкома депутатов трудящихся от 10 июня 1942 г. был создан Павлодарский областной историко-краеведческий музей (ПОИКМ). Вопрос об его открытии ставился еще до Великой Отечественной войны, в 1939 г. В музей были переданы все дела Общества изучения Казахстана. Собственного помещения музей еще не имел, поэтому велась лишь

собирательская и пропагандистская работа. В военное время совместно с кабинетом политпросвета музей подготовил выставку, посвященную Великой Отечественной войне. С этой выставкой и уже имеющимися палеонтологическими экспонатами, добытыми при раскопках Ю.А. Орлова на Гусином перелете (1929 г.), 5 ноября 1944 г. был официально открыт музей. Г азета «Большевистский путь» в то время писала: «5 ноября 1944 года в Павлодаре открылся областной историкокраеведческий музей. На открытии присутствовали представители областных советских, партийных и общественных организаций...» [6, с. 10].

Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что развитие музейного дела и коллекционирования в Северном и Восточном Казахстане начинается с экспедиционных исследований Российской Академии наук. В дальнейшем формирование музеев было поддержано краеведческими обществами по изучению Казахстана. Формирование музейной сети на территории республики связано с деятельностью Семипалатинского подотдела Русского географического общества. Благодаря активной деятельности общества в течение полувека только в Северном и Восточном Казахстане было открыто 6 историко-краеведческих музеев. Музеи прошли трудный путь, но на всех этапах своего развития они были в регионе подлинно научными, образовательно-воспитательными и культурными центрами.

Библиографический список

1. Андрианов, А. А. Краткий очерк Семипалатинского музея / А.А. Андрианов // Труды Семипалатинского окружного музея. - 1929. - Вып. 2.

2. Байгужинов, К.А. Семипалатинску 285 лет / К.А. Байгужинов, М.А. Галлиев. - Семипалатинск, 2003.

3. www.pushkinlibraru.kz\nevs\nevs02.htm

4. Щербик, Г. Хранители / Г. Щербик, С. Лисьева // Деловой Усть-Каменогорск. - 2000. - №4.

5. Государственный архив Кустанайской области (ГАКО). - Ф. 418. - Оп. 2. - Д. 12.

6. Нурахметова, Г.Б. От кружков до музея / ГБ. Нурах-метова // Культурное наследие Павлодарского Прииртышья / Павлодарский областной историко-краеведческий музей им. Г.Н. Потанина. - Павлодар, 2003.

7. Какенова, Г.М. Культурная жизнь Северного Казахстана в 20-е годы ХХ века : автореф. дис. ... канд. ист. наук

/ Г.М. Какенова. - Алматы, 1994.

8. Государственный архив Акмолинской области (ГААО). - Ф. 58. - Оп. 1. - Д. 599.

9. ГААО. - Ф. 76. - Оп. 1. - Д. 749.

10. Евсина, Л. От «Акмолинского общества» до наших дней / Л. Евсина // Северный Казахстан. - 2003. - 30 янв.

11. Государственный архив Северо-Казахстанской области (ГАСКО). - Ф. 1168. - Оп. 1. - Д. 1.

12. ГАСКО. - Ф. 1168. - Оп. 1. - Д. 11.

13. Жангельдин, Е.Т. Центральный государственный музей Казахстана: приоритеты и тенденции развития / Е.Т Жангельдин // Вопросы изучения истории и культурного наследия Казахстана. - Алматы, 1998.

14. Саталкина, Г. Календарь знаменательных дат / Г. Саталкина. - Кустанай, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.