Научная статья на тему 'Тобольские ворота новой Омской крепости. К вопросу реставрации'

Тобольские ворота новой Омской крепости. К вопросу реставрации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
475
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕПОСТНЫЕ ВОРОТА / БАРОККО / КЛАССИЦИЗМ / РЕСТАВРАЦИЯ / THE GATES / BAROQUE / CLASSICISM / RESTORATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гуменюк А. Н.

В статье анализируется памятник оборонительного зодчества кон. XVIII нач. XIX вв. Тобольские крепостные ворота. Отмечаются его стилистические характеристики в определенные периоды времени; постепенное изменение облика от барокко к классицизму. Конкретизируется стилевая модификация наиболее предпочтительная для реставрации памятника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOBOLSK GATES OF NEW OMSK FORTRESS. FOR THE RESTORATION

The article examines the monument of defensive architecture of late. XVIII the beginning. XIX centuries. Tobolsk fortress gates. There have its stylistic characteristics in certain periods of time, the gradual change in appearance from the baroque to classicism. Specified the style changed most preferred for the restoration of the monument.

Текст научной работы на тему «Тобольские ворота новой Омской крепости. К вопросу реставрации»

Илл. 1. Ю.Б. Кабанов. Механикус И. Ползунов. 2004. Офорт' 59х5()

Библиографический список

1. Земля Иркутская, 1994. - № 1.

2. Жиров, А. А. Генеалогическая память как часть общенациональной культуры // Культура и интеллигенция России в эпоху модернизации. -Омск, 1995.

3. Левина, Ж.Е. Присоединение Сибири: социокультурный аспект // Культура и интеллигенция России в эпоху модернизации. - Омск, 1995.

4. Петров, П.Н. Сб. Материалов для истории Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств за 100 лет ее существования. - Спб., 1864. - Ч. 1.

5. Степанская, Т.М. Служили Отечеству на Алтае: книга для чтения по худолжественному краеведению. - Барнаул: Пикет, 1998.

Статья поступила в редакцию 24.06.09

УДК 72. (571.13)

Л.Н. Гуменюк, доцент ОмГТУ, г. Омск, E-mail: gumenyuk-alla@mail.ru ТОБОЛЬСКИЕ ВОРОТА НОВОЙ ОМСКОЙ КРЕПОСТИ. К ВОПРОСУ РЕСТАВРАЦИИ

В статье анализируется памятник оборонительного зодчества кон. XVIII - нач. XIX вв. - Тобольские крепостные ворота. Отмечаются его стилистические характеристики в определенные периоды времени; постепенное изменение облика от барокко к классицизму. Конкретизируется стилевая модификация наиболее предпочтительная для реставрации памятника.

Ключевые слова: крепостные ворота, барокко, классицизм, реставрация.

Среди объектов истории и культуры Омской области Тобольские крепостные ворота (кон. XVIII - нач. XIX вв.) занимают одно из первых мест в классификации самых значимых памятников архитектуры. Этот вывод подтверждается и объемом исследований и серьезностью подходов к вопросу реставрации памятника. Расположенные на территории бывшей новой (второй) Омской крепости Тобольские ворота входят в

группу тех сооружении, которые вместе с современной застройкой должны формировать культурно-исторический комплекс «Омская крепость» - объект особого назначения с жестким регулированием градостроительной деятельности. Целому ряду исторических событий - от момента строительства новой Омской крепости (1768) до ее упразднения (1864), длительного «посткрепостного периода» и до настоящих дней

соответствовали стилистические эквиваленты в архитектурном облике памятника. Задачи регенерации территории Омской крепости и в частности реставрации Тобольских ворот поставили вопрос о предпроектных исследованиях в которых фиксировались всех этапы бытования объекта - возведение, перестройка, реконструкция (проводились автором статьи в 2008). Это позволило обозначить стилевую модификацию на определенный временной период, наиболее предпочтительную для реставрации памятника.

Тобольские ворота являются единственным подлинным фрагментом системы фортификационных сооружений второй половины XVIII в., сохранившимся до настоящего времени в центральной части Омска (Илл.1). Градостроительная ценность объекта определяется непосредственной связью с исторической планировкой новой Омской крепости, сомасштабно-стью с исторической застройкой, характерным силуэтом, участвующим в формировании панорамы города со стороны реки. Именно на территории крепости и вокруг эспланады регулярными планами 1765, 1769 и 1780 гг. были заложены планировочные основы города [11.

Илл.1. Тобольские ворота новой Омской крепости. Кон. XVIII - нач. XIX вв.

После упразднения крепости Тобольские ворота еще долгое время сохраняли композиционную связь с крепостными сооружениями. Так, в 1950-е гг. у ворот был заметен земляной оборонительный вал и недалеко от них - оборонительный ров [2]. В настоящее время ворота находятся рядом с сохранившейся исторической застройкой второй половины XVIII - начала XX вв., в ближайшем соседстве со зданием бывшей денежной кладовой (1797). Своим стереометрическим объемом и четким силуэтом Тобольские ворота, надстроенные в XIX в. вторым этажом, вместе с Воскресенским собором, являвшимся высотной доминантой крепости (разобран в 1950е), долгое время формировали панораму города со стороны реки. Недаром П. Золотов в описании Омска, относящемся к 1826 г., сравнивал крепость с уединенным монастырем, а крепостные ворота, запираемые на замок ночью, называл башнями, которые, по его мнению, «осязательно поддерживали» казавшуюся замкнутость [2, с. 17]..

Архитектурно-эстетическая ценность Тобольских ворот характеризуется качеством памятника как произведения архитектуры и строительного искусства, отличающим его от рядовых построек. Получившие в процессе бытования многочисленные архитектурные наслоения и одновременно утраты, ворота сохранили под слоем штукатурки фрагменты первоначального стилистического решения. Развернутое исследование по периодам строительства, реконструкций и реставрации дает возможность оценить сооружение в качестве носителя характерных черт архитектурного стиля в определенный отрезок времени; проследить постепенные стилевые изменения при переходе от барокко к классицизму.

Период 1768-1770 гг. Строительство крепостных деревянных ворот, предшествующих каменным, и в частности Тобольских ворот относится ко времени возведения в 1768 г.

новой Омской крепости. Уже в 1770 г. академик Фальк, посетивший Омск, в своих «Записках путешествия» повествует об увиденном: «...высокий земляной вал, выложенный дерном, широкий сухой ров. Четверо ворот.» [1, с. 12]. Авторство проекта Омской крепости приписывается инженеру Малму, он же был производителем работ и на начальном этапе строительства, возможно, конструкция первых деревянных ворот также принадлежала ему [1].

Важно отметить, что при выполнении пробного шурфа в пределах Тобольских ворот, были обнаружены фрагменты конструкций из дерева - по всей вероятности, остатки старых крепостных ворот, использованных для строительства новых каменных. Дальнейшие раскопки помогут подтвердить или опровергнуть данное предположение археологов.

Период 1791-1794 гг. К этому времени поселение при крепости уже получает статус города (1782), и Омск становится обладателем собственного герба (1785). Для усиления обороноспособности крепости в 1791-1794 гг. возводятся каменные ворота или, как пишет В.И. Кочедамов, перестраиваются деревянные ворота в кирпичные. Тобольские ворота, возведенные в 1792 г., следует рассматривать в контексте имеющегося графического изображения Тарских ворот (в качестве известного аналога). «По конструкции они близки к Тарским воротам, - отмечал А.Ф. Палашенков, производивший обмеры обоих сооружений, - но имеют более удлиненную форму и вместе с тем боковые стены поддерживаются парными контрфорсами» [2, с. 18]. Чертежи Тарских ворот, подписал инженер Яков Шестинский, продолживший строительство новой крепости после Ларса Малма. Подпись Шес-тинского стоит на «Плане Омской крепости. О работе за 1793 год» [3, с. 58]. Можно полагать, что именно Шестинскому принадлежит авторство архитектурного решения всех крепостных, в том числе, и Тобольских ворот. В стилистическом отношении проектный замысел был выполнен в стиле «петровского барокко».

Для русской архитектуры конец XVIII в. определяется временем господства стилевой системы классицизма, соотнесенного с представлениями о силе монархического государства, незыблемости существующего строя и формально-ценностными понятиями порядка, иерархии, гармонии вечных начал и соподчинения частей целому. Однако провинция, находясь в русле тех же мировоззренческих ориентиров, еще долгое время имела стилевые предпочтения барокко. Это подтверждается сохранившимися до настоящего времени каменными постройками конца XVIII в. в новой Омской крепости. Примерами служат здания гауптвахты, лютеранской кирхи и комендантского дома, представляющие образцы «сибирского барокко». О «сибирском барокко» здесь следует говорить скорее с позиции территориального признака, нежели с точки зрения яркости и самобытности региональной стилевой модификации. В образном решении чувствуется дань уважения Петровской эпохе - времени сооружения первой Омской крепости и зарождения нового русского поселения. В 1791-1794 гг. в стиле «петровского барокко» были возведены и каменные ворота в новой Омской крепости. Рустованные стены или вертикальные членения стен рустованными пилястрами, тосканский ордер в упрощенной трактовке, лучковые фронтоны и «крыши с переломами», выполнение рельефа в ходе кладки, невысокий рельеф профильных тяг, использование штукатурки - характерные пластические средства «петровского барокко». Сохранившийся чертеж Тарских (аналоговых) ворот подтверждает этот тезис в полном объеме [1, с. 17]..О реализации в барочном стиле Тобольских и остальных ворот крепости свидетельствует архивный документ, в котором зафиксирована стилевая доминанта барокко, сохраненная при их дальнейшей реконструкции [4].

Период 1810-1811 гг. После ликвидации в 1797 г. Колы-ванского наместничества и нового районирования Сибири, Омск не оказался даже в числе уездных городов. К 1804 г. Омск получает этот статус, но продолжает застраиваться очень медленно. Напротив, в 1805 г. Омская крепость считалась одной из лучших крепостей в Сибири и распространяла

свое влияние на Нижнее-Иртышскую и Пресногорьковскую укрепленные линии. Сооружения в крепости стремятся поддерживать в хорошем состоянии и производят в 1810 г. ремонт крепостных ворот. Сохранились «Увеличенные Планы Виды и Прорезы в Омской крепости четырех крепостных ворот, с показанием на оных произведенных в прошедшем 1810м году работ». Документ датирован февралем 10-го дня 1811 г. и подписан инженер-подпоручиками Артыновым, Бурановым и инженер-поручиком Ивановым (?) [4]. Из чертежей следует, что все сооружения в своем образном решении в большей степени сохранили стилистику барокко. Это и понятно, свыше ста лет, вплоть до 1820-х годов просуществовали региональные школы барокко на Урале и в Сибири. И потому, становится совершенно очевидным, почему при реконструкции ворот в 1810 г. они еще не утратили своей барочной окраски. Идентичны фасадные решения Тарских и Иртышских ворот, где плоские пилястры тосканского ордера расположены на рустованной стеновой поверхности, а также Тобльских и Омских ворот с рустованными пилястрами, размещенными на гладких стенах. По сравнению с сохранившимся (более ранним по датировкам) чертежом Тарских ворот (1791-1794) фасады всех ворот утратили лучковый фронтон и получили высокий прямоугольный аттик; произошла также замена сложной барочной крыши на более простую - двускатную. В появлении новых лаконичных форм, сложно сочетающихся с барочным решением стен, прослеживаются «провинциальные опрощения», характерные для местных зодчих. Нарядная барочность фасадов была снижена; в облике крепостных сооружений отразился постепенный переход от одного стиля к другому: от барокко к классицизму.

Период 1822-1830-е гг. Важным фактором для дальнейшего развития Омска явилось создание в 1822 г. по проекту Сибирского генерал-губернатора М.М. Сперанского двух самостоятельных генерал-губернаторств - Западносибирского и Восточносибирского. В состав первого вошла и Омская область. Местом пребывания генерал-губернатора был избран Омск. В 1820-х гг. выдающимся архитектором В.И. Гесте начинается разработка нового генерального плана для города, ставшего административным центром Сибири. Эта работа отражала общие процессы, происходившие в градостроительстве России в первой трети XIX в. Создание регулярных городов и монументальных архитектурных ансамблей базировалось на принципах стиля классицизма. Созданию нового генерального плана способствовали два опустошительных пожара: 1819 г., унесшего «почти половину города», и не менее сильного, произошедшего 1825 г. В пожаре 1819 г. горели и деревянные казармы в крепости. Сохранился документ, указывающий на строительство в 1822 г. новых каменных двухэтажных казарм, фасады которых были выполнены в стиле классицизма [3, с. 63]. Можно предположить, что именно после этих пожаров, когда Омск начали восстанавливать, крепостные ворота, в том числе и Тобольские, также подверглись ремонту. Они полностью утратили барочный декор и получили классические фасады, известные по дореволюционным фотоснимкам. В пользу этого предположения говорят классические ступенчатые аттики, заменившие простые прямоугольные (кроме Иртышских ворот), и аналогичные ступенчатые аттики, венчающие ризалиты каменных казарм [5].

Принимая эту версию, можно также предположить, что автором реконструкции в новом стилевом ключе был кто-либо из военных специалистов Омской инженерной команды. Среди подписавших чертежи новых казарм - «Командир Омской Инженерной команды Инженер полковник Ковалев. Полевой Инженер Капитан Черезов. Полевой инженер Прапорщик Перфильев.Инженер Полковник Булыгин...». Датировка реконструкции предложена с 1822 по 1830-е гг., так как еще в 1833 г. в крепости строится казарма, не отличающаяся в декоре от более ранних построек.

Период вт. пол. XIX в. В продолжение всего XIX в., процесс развития планировки и застройки Омска происходил в соответствии с изменением его стратегической, административной и социально-экономической роли. До 1864 г. за Ом-

ской крепостью еще признавалось боевое значение; после ее упразднения, крепостные ворота утратили свои оборонительные функции, а Тобольские подверглись значительной перестройке. Об этом свидетельствую снимки начала ХХ в. и замечание Г.К. Лукомского, оставленного им в книге «Памятники старинной архитектуры России» 1916 г. «В Омске такие (крепостные - А.Г.) ворота заложены, достроены и использованы для какой-то будки городового» [6, с. 265]. Датировать надстройку Тобольских ворот вторым этажом следует не ранее упразднения крепости. То, что ворота некогда имели одноэтажный объем с фасадами в стиле классицизма, безоговорочно заявляет безликость второго этажа, механистически поставленного на гармоничную ордерную композицию первого. Для подъема была приспособлена наружная лестница простой конструкции. Более точная датировка требует дальнейших исследований. Двухэтажный, на сегодня также утраченный вариант Тобольских ворот имеет скорее культурологическую, нежели архитектурную значимость, так как аккумулирует в себе наибольшее число строительных вмешательств с момента основания новой крепости до реконструкции ворот в 1960-е и 1973 гг.

Период вт. пол. XX в. При первой реконструкций послевоенного периода (1960-е) были разобраны парные контрфорсы, поддерживавшие боковые стороны Тобольских ворот. Вместо них во всю длину были пристроены кирпичные кладовые. Пользу данной реконструкции можно оценить лишь с точки зрения ее функциональной значимости.

Как отмечалось выше Тобльские ворота, равно как и другие ворота крепости, еще в период с 1822 по 1830-е гг. утратили свою стилистическую принадлежность к «петровскому барокко» и обрели образное решение фасадов в стиле классицизма. Именно в классицистическом варианте Тобольские ворота были реконструированы в 1973 г. по проекту инженера П.А. Булатова [7]. Данное стилевое решение сохраняется до настоящего времени. (Илл. 1). На классицистическую трактовку фасадов указывает применение «ордерного канона» -совокупного набора элементов в определенном их сочетании. Попарно расположенные пилястры тосканского ордера, фланкирующие арку проезда, объединены ступенчатым парапетом с профилированными тягами карнизов. Стены и пилястры оштукатурены и имеют гладкую поверхность. Архитектурное решение Тобольских ворот в стиле классицизма подтверждаются дореволюционными снимками как самих ворот (с верхним надстроенным ярусом), так и их аналога Омских крепостных ворот [8, с. 49, 192]. Необходимо отметить, что после реконструкция 1973 г., ворота при косметических ремонтах время от времени получали то монохромную - белую окраску, то расколеровку в два цвета: серо-белую или охристо-белую. Ценностью данной реконструкции можно считать возвращение воротам его первоначального объема, первоначальной функции и целостной стилевой характеристики.

В настоящее время Тобольские ворота представляют историко-архитектурную ценность как носитель характерных черт и элементов стиля уходящего классицизма первой половины XIX века. Получив ступенчатый парапет, горизонтальные профили и плоские с энтазисом пилястры на спокойной стеновой поверхности фасадов, они вписались в общую стилевую волну классицизма, еще долгие годы, господствовавшего в провинции. Однако к особым архитектурно-художественным элементам Тобольских ворот все же следует отнести скрытую под слоем штукатурки рельефную кладку, формирующую руст парных пилястр, фланкирующих арочный проем. Рустовка пилястр, являясь пластическим проявлением архитектурного языка барокко, требовала особой строительной технологии - исполнения ее в ходе кладки. Фотофиксация Тобольских ворот до реконструкции 1973 г. свидетельством тому, что рельефная кладка при возведении сооружения была выполнена. Этим барочным приемом создавалось пластическое напряжение в облике крепостных ворот, поддерживаемое сложной формой «крыши с переломом» и расколеровкой в два цвета стеновой поверхности и деталей. Отметим, что также средством эмоционального воздействия с точки зрения архи-

тектурного впечатления являлась связь памятника с ландшафтом - постановкой крепостных ворот на берегу Иртыша. В настоящее время заросший деревьями берег скрывает сооружение со стороны реки.

Итак, изучение последовательности реставрационных периодов позволило выявить сохранившиеся фрагменты первоначальных стилевых решений Тобольских ворот, в частности барочной модификации. Варианты 1792 и 1810 гг. можно рекомендовать при реставрации Тобольских ворот для закрепления стилевого разнообразия сооружений Омской крепости, так как на ее территории в стиле классицизма на сохранившихся фундаментах уже были воссозданы Тарские ворота.

Библиографический список

При реставрации следует предложить выполнить расколе-ровку ворот в два цвета, имея в виду то, что позднее провинциальное барокко, существовавшее параллельно с классицизмом, естественно принимало охристо-белое сочетание в цветовом решении построек. Это придавало городу колористическое единство, к чему так стремились зодчие-классицисты. Безусловно, при реновации территории Омской крепости Тобольские ворота, оставаясь объектом культурного наследия, могут выполнять определенные современные функции, не затрагивающие при этом архитектурный облик самого памятника.

1. Кочедамов, В.И. Омск. Как рос и строился город. - Омск: Омское книжное издательство, 1960.

2. Палашенков, А.Ф. Памятные места Омска. - Омск: Омское книжное издательство, 1956.

3. Лебедева, Н.И. Историко-архитектурный комплекс северо-западного сектора Омской крепости // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. - Омск, 2000. - № 8.

4. РГВИА. Ф. 418. Оп.1. Д. 1135. Копии чертежей предоставлены Коноваловым И. Л.

5. РГВИА. Ф. 349. Оп. 27. Д. 1200. Выявлено Н.И. Лебедевой.

6. Лукомский, Г.К. Памятники старинной архитектуры России. В типах художественного строительства. Наша провинция. - Пг., 1916. - Ч. I.

7. Рычков, В. «Тобольские ворота» реставрированы. - «Омская правда», 1973, 5 окт.

8. Старый Омск. Иллюстрированная хроника событий / под ред. П.П. Вибе. - Омск: Издательство «ЛЕО», 2001.

Статья поступила в редакцию 24.06.09

УДК 7

Н.И. Денисова, соискатель АГУ, г. Павлодар, E-mail: kljaksa n@list.ru ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАРОДНЫХ МУЗЕЕВ ПАВЛОДАРСКОЙ ОБЛАСТИ В 60-е ГОДЫ XX СТОЛЕТИЯ

Народные музеи - новые явления в культурной и политико-просветительской работе 60-х годов XX столетия. В это время они стали центрами краеведческой работы в Павлодарской области. Народные музеи создавались силами общественности и являлись важным средством воспитания молодежи. Для многих людей они служили источником познания истории и искусства своего края.

Ключевые слова: народные музеи, краеведение, искусство, культурно-просветительская работа.

В 60е годы ХХ века народные музеи стали центрами краеведческой и искусствоведческой работы. Народные музеи являлись научно-просветительскими учреждениями, которые собирали, хранили и экспонировали первоисточники научных знаний о природе и обществе и вели на их основе просветительскую работу. Отличие народных музеев от государственных заключалось в том, что они создавались силами общественности при поддержке партийных, комсомольских и профсоюзных организаций, органов культуры и Советов депутатов трудящихся. Данные учреждения открывались на основании решения исполкома местного Совета и регистрировались в областном отделе культуры.

В 60-е годы XX столетия в Павлодарской области было открыто семь народных музеев. Успенский располагался в районном центре Успенка, он организован в 1964 году на общественных началах краеведом-любителем, работником хлебоприемного пункта, участником Великой Отечественной войны Иваном Лазаревичем Кимаш. Музей находился в помещении, переоборудованном из жилого дома. В экспозиции народного музея были выставлены подлинные памятники материальной и духовной культуры, бытовые предметы, нумизматические коллекции, фотографии, документы, плакаты. Здесь хранился также большой газетный фонд местной и центральной печати, книги дореволюционного периода, редкие документы и издания. Некоторые экспонаты имели историческую ценность как реликвия прошлого. Всего насчитывалось около 500 экспонатов, а всего со вспомогательным фондом -до 1000. Над музеем шефствовали учащиеся школы, райком комсомола.

Народный краеведческий музей в селе Галкино был организован в 1968 году на базе исторического кружка. Возглавляла его учительница Титова Клавдия Ивановна, энтузиаст краеведения. Музей размещался в помещении, которое выделил сельский Совет. Для посетителей были представлены отделы: дореволюционный, ленинский, советского периода.

Членами музея на общественных началах был собран богатый исторический материал о земляках - участниках гражданской и Великой Отечественной войн, велась летопись села и области. Проводились встречи с ветеранами, сторожилами села. Музей организовал ряд туристических и краеведческих походов по району. Так в 1971 году такой поход был совершен по маршруту Галкино - Шалдай - Александровка. В 1970 году члены музея провели встречи с участниками гражданской войны Вейтом и Артюшкиным, о чем свидетельствуют соответствующие документальные записи.

Мемориальный музей классика казахской литературы нашего земляка Султанмахмуда Торайгырова находился в совхозе имени Торайгырова Баянаульского района. Музей размещался в отдельном помещении, выделенном сельским Советом. Он организован по инициативе учащихся и учителей средней школы под руководством учителя казахской литературы и языка, краеведа Амангельды Омарова. В 1968 году здесь было собрано свыше 300 экспонатов основного фонда: фотографии, письма, книги, документы. Среди них - материалы о знатных земляках Баянаула, с которым Торайгыров поддерживал дружеские связи. Были сделаны записи на магнитофонную пленку бытующей в народе песни о Торайгы-рове, а также представлен ряд рукописных воспоминаний о нем.

Народный музей в селе Сосновка был основан в 1968 году по инициативе учителя истории Сосновской средней школы В.С.Назарцева. Здесь велась переписка с музеями, архивами и библиотеками СССР, благодаря чему были получены документы, материалы и предметы художественной культуры. Краеведческие походы в летнее время помогали в сборе экспонатов по истории села, сельского быта. Членами музея выпускались тематические номера стенгазеты «Юный историк», они выступали с лекциями и беседами по истории села. В музее были собраны также материалы об участниках гражданской и Отечественной войн. Публикации в Павлодар-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.