Научная статья на тему 'Архитектурный облик старинного сибирского города Тобольска'

Архитектурный облик старинного сибирского города Тобольска Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1520
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / СТРОИТЕЛЬСТВО / АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ / АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК / ИСТОРИЯ / КУПЕЧЕСТВО / СОХРАНЕНИЕ НАСЛЕДИЯ / ARCHITECTURE / CONSTRUCTION / ARCHITECTURAL STYLE / HISTORY / MERCHANT CLASS / PRESERVATION OF HERITAGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ситникова Елена Владимировна

Статья посвящена формированию архитектурного облика старинного сибирского города Тобольска от его основания в 1587 г. до начала ХХ в., влиянию местного купечества на архитектуру города и современному состоянию исторической застройки. В работе проведён обзор наиболее значимых объектов старого города, даны архитектурные и стилевые характеристики отдельных зданий, проанализирована современная градостроительная ситуация. В статье также поднят вопрос необходимости сохранения исторического облика старого Тобольска, который, как и большинство других исторических городов России, подвержен искажению. Исследование сопровождается историческими и современными иллюстрациями, выполненными автором в ходе научно-исследовательской экспедиции в г. Тобольск в апреле 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to formation of the architectural style of Tobolsk, the ancient Siberian city since its foundation in 1587 up to the 20 th century. The city architecture influenced by merchants and the current state of historical housing development is shown herein. The most significant sites of the ancient city, architectural and stylistic characteristics of individual buildings and modern urban situation are presented in this article. Preservation of Tobolsk style which is being subjected to distortion as the majority of Russian historical cities is the important aspect of this article which contains both historical and modern illustrations made by the author during her research expedition to Tobolsk in April 2013.

Текст научной работы на тему «Архитектурный облик старинного сибирского города Тобольска»

УДК 72.03 (571.12)

СИТНИКОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА, канд. архит., доцент, elensi@vtomske. ru

Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК СТАРИННОГО СИБИРСКОГО ГОРОДА ТОБОЛЬСКА

Статья посвящена формированию архитектурного облика старинного сибирского города Тобольска от его основания в 1587 г. до начала ХХ в., влиянию местного купечества на архитектуру города и современному состоянию исторической застройки. В работе проведён обзор наиболее значимых объектов старого города, даны архитектурные и стилевые характеристики отдельных зданий, проанализирована современная градостроительная ситуация. В статье также поднят вопрос необходимости сохранения исторического облика старого Тобольска, который, как и большинство других исторических городов России, подвержен искажению. Исследование сопровождается историческими и современными иллюстрациями, выполненными автором в ходе научно-исследовательской экспедиции в г. Тобольск в апреле 2013 г.

Ключевые слова: архитектура; строительство; архитектурный стиль; архитектурный облик; история; купечество; сохранение наследия.

ЕLENA V. SITNIKOVA, PhD, A/Professor, elensi@vtomske. ru

Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia

АRCHITECTURAL STYLE OF TOBOLSK, THE ANCIENT SIBERIAN CITY

This article is devoted to formation of the architectural style of Tobolsk, the ancient Siberian city since its foundation in 1587 up to the 20th century. The city architecture influenced by merchants and the current state of historical housing development is shown herein. The most significant sites of the ancient city, architectural and stylistic characteristics of individual buildings and modern urban situation are presented in this article. Preservation of Tobolsk style which is being subjected to distortion as the majority of Russian historical cities is the important aspect of this article which contains both historical and modern illustrations made by the author during her research expedition to Tobolsk in April 2013.

Keywords: architecture; construction; architectural style; history; merchant class; preservation of heritage.

Тобольск - один из старейших сибирских городов. С 19 октября 1764 г. по 19 января 1782 г. он являлся столицей Сибирского царства в составе Российской империи, затем с 1796 по 1919 гг. - губернским центром.

В 1797 г. Тобольская губерния включала в себя 16 уездов: Кузнецкий, Семипалатинский, Красноярский, Ишимский, Ялуторовский, Курганский, Берё-зовский, Тарский, Туринский, Тюменский, Тобольский, Сургутский, Томский, Нарымский, Енисейский, Туруханский. В 1802-1804 гг. территория губернии

© Е.В. Ситникова, 2013

была перераспределена, часть её выделена в Томскую губернию. В составе Тобольской губернии остались: Берёзовский, Ишимский, Курганский, Омский, Тарский, Тобольский, Туринский, Тюменский и Ялуторовский уезды.

Богатая история старинной столицы Сибири, безусловно, привлекает исследователей разных областей. Интересующий нас аспект формирования архитектурного облика старинного города не раз поднимался в работах исследователей истории и архитектуры, таких как В.И. Кочедамов, Ю.С. Надточий, С.П. Заварихин, Б.И. Оглы и др. Истории создания построек Тобольского кремля посвящены работы В.В. Кириллова, Н.В. Сухоруковой, В.Г. Рахимова,

A.Ю. Майничевой и др.

Важную задачу по выявлению историко-культурного потенциала бывшей Тобольской губернии, систематизации объектов культурного наследия с целью изучения, сохранения и дальнейшего использования памятников культуры решают специалисты Б.А. Жученко, А.И. Клименко, Е.М. Козлова-Афанасьева, Е.Г. Приходько, В.А. Силантьев.

Разработкой концепции градостроительного развития Тобольска занимались новосибирские архитекторы: Г.Н. Туманик, А.В. Бондаренко,

B.П. Блинков, В.М. Галямов, Б.А. Жеребятьев, В.М. Галямов, В.С. Кирш и др.

Цель настоящего исследования - на основе изученного материала рассмотреть формирование архитектурного облика старинного Тобольска в русле отражения интересов местного купечества.

Город Тобольск был основан в 1587 г., спустя четыре года после покорения Сибири Ермаком. Традиционно новые территории закреплялись рублеными укреплениями, которые располагались на высоких холмах при слиянии рек. Первый Тобольской острог был возведен на правом (нагорном) берегу Иртыша напротив устья Тобола, в 15 верстах от Кашлыка (Искера, бывшей столицы хана Кучума). Он был построен отрядом служилых людей (числом в 500 человек), прибывших из Тюмени под командованием письменного головы Данилы Чулкова. Первый острог выстроили из разобранных казачьих стругов1. Всего с XVI по XVII вв. сменилось семь деревянных острогов, прежде чем было получено разрешение на строительство каменного кремля.

Тобольск, основанный на год позже первого русского города Сибири -Тюмени, быстро вышел из-под его подчинения и развивался более активно. В начале XVII в. Тобольск приобрел значение крупного военно-административного, торгового, культурного, церковного центра и фактически стал столицей Сибири. В 20-е гг. XVII столетия в Тобольскую епархию был направлен митрополит Киприан, с именем которого связана постройка первого деревянного Софийского собора. Собор был возведен в 1621-1622 гг. по царскому указу. Основанием храма послужил наполовину выстроенный сруб церкви во имя Софии Премудрости, которую ещё в 1620 г. священник Иван по благословению вологодского архиепископа Макария заложил в десяти саженях от Троицкой церкви. Постройка изначально была задумана пятиглавой. Киприан достроил эту церковь как соборную, оставив за ней название, не-

1 Струг (от «строгать») - русское плоскодонное парусно-гребное судно XI-XVШ вв., служившее для перевозки людей и грузов.

смотря на то, что грамота из Москвы предписывала поименовать церковь Вознесенской [5].

Детальным изучением деревянного тобольского Софийского собора занималась исследователь А.Ю. Майничева. По её сведениям, первый деревянный собор имел три алтаря и паперть, охватывавшую сруб с трех сторон. На паперть вела крытая лестница с тремя площадками-крыльцами, верхнее из которых имело кровлю бочкой, покрытую лемехом, два средних - бочки, крытые гнутым тесом. Собор был пятиглавым, причем центральная глава размещалась на бочечном барабане, а четыре меньшие главы - на угловых креща-тых бочках (рис. 1).

Рис. 1. Собор Софии Премудрости Слова Божия в Тобольске (1621-1624). Северный и западный фасады, план. Реконструкция А.Ю. Майничевой и В.Н. Курилова

Тобольский собор Софии Премудрости, построенный в 1686 г., известен как первое каменное церковное сооружение Сибири. Предполагается, что он был построен по образцу Вознесенского собора Чудова монастыря, расположенного вблизи Московского Кремля и возведённого в 1519 г. по проекту итальянского зодчего Алевиза Нового [2]. В его формах также прослеживается связь и с деревянным пятиглавым собором 1621 г. Софийский собор представляет собой четырёхстолпный, трёхапсидный храм с позакомарным покрытием, увенчанный пятью главами. Причём первоначально главы были луковичной формы, а после пожара в 1723 г. были выполнены в распространённой на тот период стилистике барокко (рис. 2).

К концу XVII в. в 1697 г. специальной грамотой, присланной из Москвы (указ Петра I), велено было незамедлительно приступить к строительству в Тобольске каменного кремля. Проектирование построек кремля было поручено известному картографу Сибири - Семёну Ремезову [1].

Рис. 2. Тобольск. Софийско-Успенский собор (1683-1686). Фото Прокудина-Горского, 1912 г.

Тобольский кремль - самый молодой, наиболее удалённый от столицы и единственный за Уралом каменный кремль (рис. 3). Исторически ансамбль Тобольского кремля объединял две части - административную, в которой располагались губернское правление (первоначально приказная палата), судебная управа, губернская типография и малый (Вознесенский) город, во второй части размещался Софийский архиерейский двор - центр духовной сибирской власти. Объединяющими элементами единого архитектурного ансамбля стали рентерея (казнохранилище) и гостиный двор, построенные по проекту С.У. Ремезова и вызывающие наибольший интерес исследователей.

Рис. 3. Тобольский кремль и гостиный двор. Фото Е.В. Ситниковой, 2013 г.

Рентерея (1714-1717) - устоявшееся название постройки, которая имела и другие достаточно обоснованные наименования, такие как «Дмитриевские

ворота» (произошло от знаменательного события - победы Ермака над Кучу-мом, именно в день святого Дмитрия 26 октября 1582 г. казаки вошли в бывшую сибирскую столицу Искер) или «Шведская палата» (произошло от привлечения пленных шведов к строительству здания). Так или иначе, рассматриваемое сооружение представляет собой надвратную постройку, выполняющую функцию триумфальных ворот - въезд в кремль со стороны нижнего города и палат, представляющих в плане линейную анфиладу из шести просторных помещений - клетей. Здание опирается на мощное подклетное основание с двумя въездными арками, которое закреплено в естественной впадине природного ландшафта. Эта постройка, с одной стороны, имеет достаточно простое архитектурно-планировочное решение, с другой - интересное конструктивное решение и представляет собой гармонично вписанное в архитектурное и природное окружение выдающееся произведение древнего мастера (рис. 4).

Рис. 4. Рентерия Тобольского кремля. Рис. 5. Гостиный двор. Фото МагДипа, 2004 г.

(фото Е.В. Ситниковой, 2013 г.) (http://commons.wikimedia.org/wiki/)

Гостиный или меновой двор (1703-1708) - крупное кирпичное двухэтажное с подвалами сооружение в виде прямоугольного в плане каре с двумя въездными воротами (с востока и запада) (рис. 5). Над въездами во двор располагались: часовня над главными западными воротами и таможня над восточными воротами. Во дворе вдоль северной и южной стен размещались двухъярусные аркады. На верхнем этаже предполагалась гостиница и торговые лавки, на первом этаже - торговые лавки, а под ними кладовые для хранения товаров [2]. В архитектурном облике гостиного двора сочетаются мотивы древнерусской хоромной архитектуры с элементами крепостных фортификационных сооружений - высокие угловые башни с машикулями и шатровыми завершениями, массивные стены с редкими небольшими окнами в виде бойниц (рис. 3). Постройка уже с середины XVIII в. не использовалась по назначению, в ней в разное время располагались различные административ-

ные помещения. Новый гостиный двор был выстроен на Базарной площади в Нижнем городе в 1878-1880 гг. недалеко от церкви Захария и Елизаветы, в месте, более удобном для доставки товаров водным путём (рис. 6, D).

Подобно двухчастной планировке кремля, территория города также состоит из двух частей, которые в зависимости от природного ландшафта, получили названия «верхний город» (верхний посад) и «нижний город» (нижний посад) (рис. 6). Высокое прибрежное плато, на котором стоит верхний город, было образовано в глубокой древности ледником. На высоком, шестидесятиметровом Троицком мысу возвышается белокаменный кремль, дальше ровными рядами формировалась застройка верхнего города, которая была защищена высоким оборонительным валом с крепостными стенами.

Рис. 6. Регулярный план губернского города Тобольска 1784 г.:

А - крепость, В - соборная церковь, С - архиерейский дом, D - гостиные дворы, Е - магистрат, F - Знаменский монастырь

Нижний город располагается на подгорной террасе и имеет естественную защиту. С одной стороны это высокие холмы Верхнего города, а с другой -крутая излучина могучего Иртыша. Именно здесь, в красивейшей долине речки Курдюмки, впадающей в Иртыш, в полном согласии и гармонии с природой родились неповторимые архитектурные творения старого Тобольска. В нижнем городе помимо живописных улиц с жилой застройкой ХУШ-Х1Х вв. сохранилось 6 православных храмов, мусульманская мечеть в татарской слободе, польский костёл и часовня.

Главным объектом нижнего города был Знаменский монастырь, заложенный в 1623 г. по воле архиепископа Киприана (рис. 6, Р). Первой постройкой монастыря была деревянная церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы. С середины 80-х гг. XVII в. началось каменное строительство мона-

стырских храмов. В 1691 г. был построен и освящен величественный Преображенский храм, который играл важную роль в организации всего ансамбля. Архитектура храма была выдержана в стилистике «сибирского барокко». В 1900-1905 гг. на месте обветшалого храма построили новый, по проекту епархиального архитектора Б.Б. Цинке, который стал уменьшенной копией своего предшественника. В 1730 г. построили каменный двухэтажный брат-ско-настоятельский корпус, а через тридцать лет к нему была пристроена Ка-занско-Никольская церковь. В 1768 г. с западной стены ансамбля возвели надвратную колокольню. Монастырь был обнесён невысокой каменной оградой в духе барокко, с волнообразно бегущим по ее верху декоративным гребнем [2]. В годы большого паводка при разливе Иртыша вода поднималась до стен монастыря, тогда весь его ансамбль уподоблялся величественному кораблю, рассекающему воды сибирской реки.

Тобольский Знаменский монастырь был известен как центр духовного образования в Сибири благодаря размещению в нём в 1770 г., по указанию епископа Варлаама, Тобольской духовной семинарии. В 1918 г. монастырь был закрыт. Впоследствии на его территории разместился зооветеринарный техникум (в настоящее время - зооветколледж).

Непосредственно у подножия Троицкого мыса находилась выразительная белокаменная церковь Пресвятой Богородицы (Богоявленская). Первая Богоявленская каменная церковь была построена ещё в 1691 г. по повелению тобольского митрополита Павла на месте одноименной деревянной. Местоположение храма близ базарной площади (на торгу) стало причиной его своеобразного композиционного решения. Когда жители прихода собрались строить каменную церковь, они потребовали от строителей пристроить к ней особое помещение, «чтобы нам всем городским людям горным и подгорным, приезжим всех чинов людям в зимнее время всем было прибежище, для того, чтобы та церковь стала близ площади на базаре беспристанно и безвыходно местом, где в трапезе греются». Таким образом, при церкви была построена большая трапезная. Между ней и храмом навесили массивную дверь, которая, когда не было службы, закрывалась, а трапезная оставалась открытой и была местом торговых сделок, а зимой -и местом обогрева посетителей базара [4, с. 179-180].

В июне 1701 г. храм сильно пострадал от пожара. Огонь не разрушил стен храма, но уничтожил все древние иконы и многое из церковной утвари. В 1744 г. церковь перестроили, был достроен верхний этаж с престолом в честь Владимирской иконы Божией Матери. Во время пожара 1788 г. сгорели деревянные перекрытия колокольни и верх церкви, однако все церковное имущество было спасено, и 4 декабря все приделы храма освящены заново. В 1930 г. церковь была закрыта, а в 1949 г. взорвана и разрушена до основания. В настоящее время ещё сохранились остатки богадельни, действующей при Богоявленской церкви для «призрения бедных», которая была построена на средства купца Дорофеева.

Несмотря на то, что Богоявленская церковь была довольно вместительной, она явно не удовлетворяла потребностям горожан и приезжих торговых гостей, к тому же частые пожары в XVIII в. надолго исключали храм из обихода. Поэтому с другой стороны Базарной площади по диагонали от Богоявленской (Богоро-

дицкой) церкви в 1752 г. была построена ещё одна деревянная церковь во имя Захария и Елизаветы. Митрополит Сильвестр повелел соорудить ее на месте, купленном у татар крестьянином М. Мухиным. Буквально через два года при пожаре 1757 г. деревянная церковь сгорела. Тогда на ее месте заложили каменную, двухэтажную, с шестью престолами. Новую каменную церковь во имя Захария и Елизаветы строили с 1757 по 1776 гг. по проекту, относящемуся к школе В. Растрелли, присланному из Санкт-Петербурга,. Строительными работами руководил каменных дел мастер Андрей Городничев. По объёмно-планировочному решению, декоративной пластике фасадов церковь относится к стилю, получившему название «сибирское барокко». По этому же проекту были выполнены Воскресенская церковь в Томске (1789-1807), Преображенская церковь в Енисейске (1747-1765-1787 - не сохранилась), Спасо-Преображенская церковь в Нижней Синячихе Свердловской области (1794-1823) и др.

Вновь построенная церковь во имя Захария и Елизаветы - двухэтажная, торжественная, динамичная и монументальная, принадлежит к лучшим образцам «сибирского барокко» (рис. 7). В объёмно-планировочном решении эта церковь представляет собой симметричную композицию - по центральной оси расположен четверик с крупной гранёной апсидой, с двух сторон примыкают приделы с полукруглыми апсидами, далее следуют трапезная и колокольня, к которой примыкает двухэтажный притвор с палатами. Богатая пластика фасадов, перетекание объёмов в единую пластическую массу, устремлённую вверх и увенчанную пятиглавием, создают образ дворцового великолепия. Главы храма были позолочены «через огонь» на средства тобольского купца Неволина. Традиционно, как и во многих сибирских храмах, церковь поделена на зимнюю (первый, более низкий этаж) и летнюю (второй, высокий и неотапливаемый этаж). Летняя церковь отличается большей высотой и пространством, обилием света, выразительной пластикой свода с лю-карнами. В настоящее время в ней ведутся восстановительные работы.

А 4

Рис. 7. Тобольск. Церковь во имя Захария и Елизаветы. Фото начала ХХ в.

Не менее выразительны и другие храмы нижнего города. Так, церковь Михаила Архангела - двухэтажная, на подклете, дополнена с запада трапезной и мирскими палатами, между которыми возвышается колокольня. Характерным элементом композиции этой части храма является высокая наружная лестница на аркадах, ведущая на второй этаж. Нижний, подклетный, этаж использовался под зимнюю церковь, летом же проводили службы на втором этаже. Высокое светлое помещение летней церкви сохранило остатки первоначальной барочной отделки - лепнину купола с завитками пышного растительного декора. Иконостас церкви резали Иван Черепанов с сыном Федором, они же написали иконы. Особую прелесть этой церкви придает ее кованая железная решетка с вензелем «МА» (Михаила Архангела). Ажурная, с легким рисунком растительного орнамента решетка контрастирует с плотной массой волнообразного кирпичного основания ограды и вертикалями столбов. В абрисе линий много изящества и манерности в духе игривого стиля рококо [2].

Немалую роль в строительстве и содержании церкви Михаила Архангела играл тобольский купец Д. Худяков, который долгое время являлся церковным старостой. Он также завещал для причта Михайло-Архангельской церкви свой двухэтажный каменный дом, построенный в 1795 г. (здание с массивными стенами закрепляет угол квартала вблизи церкви). В начале XIX в. дом был увеличен в два раза. Перпендикулярно к торцевому фасаду дома пристроен узкий, но протяжённый в глубину квартала двухэтажный объём в стиле классицизм. С 1809 по 1815 гг. старостой Михайло-Архангельской церкви был купец первой гильдии Г.М. Пирожников, а после его смерти до 1819 г. эту должность занимала его вдова Елена Михайловна. Она приумножила церковную казну, за свой счёт построила мостовую у церкви, укрепила каменную ограду и отремонтировала колокольню. По мнению исследователя Т.В. Копцевой, пребывание в должности церковного старосты было достаточно обременительным занятием для купечества, однако выполнение этих обязанностей укрепляло авторитет купца и приносило общественное признание и уважение [3].

Тобольские купцы-братья Медведевы пожертвовали для постройки новой каменной Крестовоздвиженской церкви насыпной холм на берегу речки Покровки основанием собственного каменного дома. Деревянная церковь Воздвижения Креста Господня была построена неподалёку еще в 1652 году, в 1743 г. она сгорела, но сразу же была отстроена заново. А в 1754 г. встал вопрос о строительстве Крестовоздвиженской церкви в камне. Храм строили на средства прихожан. Нижний тёплый предел в честь Покрова Богородицы был освящён в 1761 г., верхний холодный (летний) - в 1771 г. Из-за нехватки денег колокольня над палатами Медведевых до 1779 г. долгое время стояла деревянной и только в 1784 г. была отстроена в камне. Наводнение 1784 г. подмыло остров, и в 1789 г. его обнесли деревянным обрубом, а вокруг храма поставили ограду. В этот же период (1790-1798 гг.) был построен северный придел Симеона Столпника. В интерьере летнего храма были начаты декоративно-лепные работы (алебастровые барельефы с изображением Бога Отца и святых), завершившиеся к 1799 г.

15 апреля 1887 г. при Крестовоздвиженском храме была открыта одно-классная смешанная школа грамотности, в 1888 г. она была переименована в церковно-приходскую школу, а в 1903 г. - в двухклассную. В 1899 и 1905 гг. были построены два деревянных одноэтажных дома для причта.

Объёмно-планировочная композиция Крестовоздвиженской церкви традиционная трёхчастная, с чётким линейным развитием плана. Пятигранная апсида примыкает к четверику храма, затем следуют трапезная и палатный корпус с высокой колокольней над ним. Однако в силу разного рода обстоятельств, связанных с нехваткой денежных средств на строительство храма во всей полноте (пожертвования на храм носили стихийный характер), строительство велось поэтапно и с привлечением разных строителей. Таким образом, сложилась своеобразная объемно-пространственная композиция церкви, в которой красивая выразительная колокольня стала доминирующим элементом, тогда как завершение основного объема храма достаточно скромное -восьмидольный купол с фонариком и четыре декоративных барабана-фонарика с миниатюрными главками, установленными по углам четверика. В целом постройка получилась торжественная, монументальная, хорошо организующая пространство. Торжественно возвышаясь над малоэтажной, деревянной обывательской застройкой, она формирует панораму города с реки.

Особый интерес представляет внутреннее декоративное убранство летнего храма Крестовоздвиженской церкви, представленное объемным лепным декором. На своде сохранились барельефы с изображением Саваофа, апостолов и других святых. В обработке стен и откосов проёмов использованы декоративные элементы классицизма - розетки, бусины, венки, изящные растительные гирлянды и вазоны с цветами. Такое богатое внутреннее убранство не имеет аналогов во всей Сибири [2].

На колокольне Крестовоздвиженской церкви сохранился единственный дореволюционный крест. Когда в 1950-е гг. храм пытались лишить крестов, обмотав их тросом, даже трактор не смог сорвать крест со шпиля колокольни храма. Трос лопнул, не выдержав перенапряжения и мороза, и, отлетев, смертельно ранил крепившего его на кресте рабочего. Погнутый же крест стал символом нерушимости старинного Тобольска, недаром он сохранился именно на церкви Воздвижения Креста Господня.

Архитектура посадских церквей Тобольска разнообразна и представляет значительный интерес. В целом можно выделить и общие объемно-планировочные особенности: высокий подклет, сочетание древнерусских и барочных форм, распространённый тип храма «корабль»2.

Нижний Тобольск, подобно древнерусскому городу Суздалю, богат посадскими церквями, купеческими особняками; центром всеобщего притяжения была Базарная площадь с гостиным двором.

Базарная площадь в Тобольске была местом, где мечтал оказаться каждый купец. Торговать здесь считалось делом весьма выгодным, ведь

2 Архитектурный тип церкви «корабль» характеризуется последовательным расположением частей храма, трапезной и колокольни в одну линию, подразумевая, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.

именно в сибирской столице оказывались вещи из двух разных континентов -Европы и Азии, сюда съезжались купцы из Джунгарии, Китая и Бухары. В 1880 г. на Базарной площади нижнего города был построен новый гостиный двор. Двухэтажный кирпичный корпус расположен в нескольких метрах от церкви Захария и Елизаветы. Здание состоит из шести секций, разделённых кирпичными несущими стенами, между которыми по центру размещался сквозной проезд (рис. 6, 8, D).

Рис. 8. Тобольск. Базарная площадь и гостиный двор нижнего города. Фото начала ХХ в.

Традиционно в непосредственной близости от гостиного двора расположен городской магистрат (рис. 6, Е). Он был построен в 1754 г. по проекту вахмистра Волоцкого драгунского полка Якова Уксусникова. Архитектура этого здания проста и по-военному лаконична. Основная часть объёма, выходящая на улицу, состоит из трёх двухэтажных клетей, по типу старинных административных зданий. Трёхчастная планировочная структура выделена на главном фасаде рустованными пилястрами и композицией «клетей», выполненных в три оси с дверью посередине. Единственным украшением здания являются простые прямоугольные наличники проёмов с треугольными тимпанами. В нижних помещениях со сводчатыми потолками располагались торговые лавки и склады, а вверху - палата магистрата и служебные помещения.

Несомненно, особый колорит старинного торгового города Тобольску придавали богатые купеческие усадьбы, которые помимо роскошных особняков также включали различные службы, склады, торговые лавки и магазины. Отдельные купеческие дома Тобольска были построены ещё во второй половине ХУШ в. Они выделяются из окружающей застройки крупными двухэтажными объёмами, выдержанными в стилистике раннего классицизма. К ним относятся бывшие жилые дома купцов Худякова (ул. Ленина, 22б), Во-лодимирова (ул. Мира, 4), Смородинникова (ул. Мира, 20) и др. В настоящее время эти внушительные постройки находятся либо в руинированном состоянии, либо законсервированы для будущей реставрации.

В конце XVIII в. был возведён дом генерал-губернатора Западной Сибири (ул. Мира, 10). Согласно источникам, дом построил тобольский первой гильдии купец Иван Куклин, а после его банкротства в 1817 г. дом забрали в казну. С тех пор в доме побывало много известных людей, именно здесь нашла приют семья последнего российского императора Николая II. Здание выполнено в стиле классицизм, прямоугольное в плане, двухэтажное с подвалом. Планировочная структура коридорного типа. Главный фасад в пять окон обращён на бывшую Плацпарадную площадь. Вход акцентирован крыльцом, расположенным под большим прямоугольным балконом на мощных, квадратного сечения столбах. Главным украшением дома является массивный карниз на узких декоративных кронштейнах.

Ещё одно выдающееся сооружение, формирующее бывшую Плацпарад-ную площадь, - это дом купцов Корниловых. Дом был построен в середине XIX в. купцом Иваном Николаевичем Корниловым, владельцем кирпичного завода. После его смерти в 1890 г. управлять хозяйством стала его жена Фе-лицата Васильевна, которая, в свою очередь, назначила уполномоченным делами компании старшего сына Ивана.

Иван Иванович Корнилов окончил Московскую практическую академию коммерческих наук и стал крупным предпринимателем - рыбопромышленником и пароходовладельцем. В конце XIX в. по его инициативе был проведён капитальный ремонт дома, в результате которого классицистическая постройка превратилась в миниатюрный дворец. В ходе реконструкции здание было обильно украшено барочно-ренессансным декором как снаружи, так и внутри [9].

С 1913 по 1917 гг. в доме Корниловых разместился окружной суд Тобольска. После установления советской власти в нём находилось отделение Государственного Агропромышленного банка. В 1994 г. дом был передан Центру русской культуры. После проведения комплексных реставрационных работ по проекту архитектора Г.П. Бордакова (с 2000 по 2007 гг.) здание передано в пользование мировой юстиции. В нём также организован музей истории судебной системы в Западной Сибири - воссоздан интерьер Большого зала судебных заседаний, над входной дверью в экспозиционные залы восстановлен барельеф «50 лет судебных уставов». Барельеф выполнен к юбилейным мероприятиям по случаю празднования 50-летия судебных уставов в 1914 г. [2].

Бывшие жилые дома генерал-губернатора и Корниловых в настоящее время - одни из немногих объектов историко-культурного наследия Тобольска, которые отреставрированы и поддерживаются в работоспособном состоянии.

Привлекают внимание небольшие одно-двухэтажные кирпичные здания бывших торговых лавок и магазинчиков, которые дополняют застройку центральных улиц. Тобольский купец Д.И. Голев-Лебедев содержал целый ряд магазинов розничной торговли с широким ассортиментом товаров (ул. Мира, 5 и 6). Большинство из них, как и магазин Марейна (ул. Ремезова, 15), построены в конце XIX - начале XX в. в «кирпичном стиле». Отдельные образцы, такие как магазин И.Г. Баскина (ул. Мира, 1), выполненный в стиле модерн, или Н.Г. Константинова (пл. Базарная, 4), представленный в неоренессансной

трактовке, по своей архитектуре выбиваются из общей массы торговых сооружений и привлекают наибольшее внимание.

Стоит также отметить и сохранившиеся кварталы деревянной жилой застройки нижнего города. В них выделяются отдельные кирпичные сооружения - склады, лавки, жилые особняки, учебные заведения, над которыми возвышаются храмы. Деревянная архитектура представлена различными стилевыми направлениями, начиная от традиционной массовой застройки крестьянско-мещанского типа (ул. Мира, 45; ул. Володарского, 49; Октябрьская, 11 (рис. 9)) до провинциального классицизма (ул. Октябрьская, 4; Пушкина, 38 (рис.10); ул. Розы Люксембург, 13), пышной эклектики (ул. Кирова, 23; ул. Басова, 1; ул. Семакова, 6-8) и модерна (ул. Ремезова, 20; ул. Ленина, 73; ул. Декабристов, 44).

Рис. 9. Жилой дом по ул. Октябрьской, 11. Рис. 10. Жилой дом по ул. Пушкина, 3.

Пример дома мещанского типа Пример дома в стиле классицизм

Застройка сибирских городов в первой трети XIX в. оставалась преимущественно деревянной. Если в конце ХУШ в. основная масса жилой застройки в городах все еще несет отпечаток крестьянского дома, то нововведения начала XIX в., связанные с образцовым проектированием, значительно видоизменили постройки городских жителей [6]. В первой половине XIX в. деревянные здания воспроизводили формы архитектуры классицизма, и многие из них повторяли в общих чертах каменную застройку [8]. Архитектура деревянных жилых домов, основанная на принципах классицизма в сочетании с приёмами народного зодчества, была преобладающим стилевым направлением большинства сибирских городов. Интересны примеры деревянной архитектуры Тобольска, выполненные в стиле классицизм. Например, жилой дом по ул. Пушкина, 38, стоит на каменном цокольном этаже, в котором традиционно размещались подсобные помещения. Композиция главного фасада, симметричная в три окна, венчается двускатной щипцовой крышей, фронтон с полуциркульным окном - «полусолнцем». Верхний этаж более высокий, обшит горизонтально профильной доской, окна с простыми прямоугольными наличниками и ставнями. Плоскость стены разбита пилястрами, украшенными стилизованными ионическими капителями, представляющими особый интерес. Объём здания прямоугольный, протяжённый в глубину усадьбы, с бо-

ковых фасадов примыкают пристройки, через которые осуществляются входы в дом. Через нарушенную металлическую кровлю видно тёсовое покрытие.

Несмотря на то, что в нижнем городе старого Тобольска сохранилась уникальная атмосфера исторического прошлого, привлекающая множество туристов, в настоящее видна тенденция разрушения и уничтожения облика старинного города. Непосредственно под высокой кремлёвской горой выросла мощная современная элитная застройка, которая длинными рядами трёх-четырёхэтажных зданий в три ряда фланкирует подступы к старому городу и тем самым нарушает целостность его восприятия (рис. 11). Активное современное строительство и благоустройство образовавшихся новых крупногабаритных кварталов противопоставлены здесь медленно погибающей исторической застройке первой столицы Сибири.

Интенсивное новое строительство в исторической части города приводит к необратимым изменениям - утрате его исторического облика. Такое варварское вторжение современной застройки, нарушающей целостность сохранившегося исторического градостроительного образования, является не только неграмотным с точки зрения правил реконструкции исторических территорий, но и противозаконным действием. В 2001 г. с целью сохранения памятников истории и культуры, своеобразия архитектурного облика исторических городов России, их экономического и социального развития Правительство Российской Федерации ввело Федеральную целевую программу «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы)» [7].

Рис. 11. Вид на нижний город с Троицкого мыса от здания губернского правления. На первом плане ряды современной застройки

Сохранение облика исторического города - одна из главных задач составляющих успешного развития национальной экономики и культуры. Сохранение уникальных архитектурных памятников способствует улучшению качества застройки в целом, повышению жизненного уровня, стимулирует деловую и социальную активность. Восстановление и сохранение историче-

ской городской среды способствуют подъему патриотических чувств населения, укреплению территориальной целостности и надежности государства.

Библиографический список

1. Кириллов, В.В. Постройки Семёна Ремезова в Тобольске (Приказная палата и Дмитриевские ворота Тобольского кремля) / В.В. Кириллов // Архитектурное наследство. Сб. 14. -М. : Стройиздат, 1962. - С. 109-124.

2. Козлова-Афанасьева, Е.М. Архитектурное наследие Тюменской области: научный каталог. - Тюмень : ООО «Издательство искусство», 2008. - 488 с.

3. Копцева, Т.В. Тобольские купцы на должности церковных старост / Т.В. Копцева // Словцовские чтения 2002: материалы Всерос. науч.-практ. краевед. конф. - Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2003. - С. 67-68.

4. Кочедамов, В.И. Первые русские города Сибири. - М. : Стройиздат, 1978. - 190 с.

5. Майничева, А.Ю. Деревянные церкви Сибири XVII века: формы, символы, образы. Этнография Сибири. - Новосибирск, 1999.

6. Манонина, Т.Н. Формирование застройки городов Западной Сибири в первой трети XIX в. / Т.Н. Манонина // Вестник ТГАСУ. - Томск. - 2010. - № 3. - С. 59-69.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2001 № 815 о Федеральной целевой программе «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы)». - Условия доступа :

//!йр://Правовая Россия; http://www.lawru.info/legal2/se2/pravo2128/index.htm

8. Ситникова, Е.В. Деревянная архитектура Томска второй половины XIX - начала ХХ в. / Е.В. Ситникова // Вестник ТГАСУ. - Томск. - 2011. - № 1. - С. 59-65.

9. Софронова, М.Н. Дом Корнилова и его владельцы / М.Н. Софронова // ГАУК ТО «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник», Реликвариум. - № 1. - 2011.

References

1. Kirillov, V. V. Postroiki Semena Remezova v Tobol'ske (Prikaznaya palata i Dmitrievskie voro-ta Tobol'skogo kremlya) [Buildings of Semen Remezov in Tobolsk]. Arkhitekturnoe nasledstvo. Moscow : Stroyizdat, 1962. Pp. 109-124. (rus)

2. Kozlova-Afanas'eva, E.M. Arkhitekturnoe nasledie Tyumenskoi oblasti [Architectural heritage of the Tyumen region]. Tyumen, ООО 'Izdatel'stvo iskusstvo', 2008. 488 p. (rus)

3. Koptseva, T.V. Tobol'skie kuptsy na dolzhnosti tserkovnykh starost [Tobolsk merchants in churchwarden positions]. Proc. All-Rus. Sci. Conf. 'Slovtsovskie Readings 2002'. Tyumen : Izd. Tymen State University, 2003. Pp. 67-68. (rus)

4. Kochedamov, V.I. Pervye russkie goroda Sibiri [The first Russian towns of Siberia]. Moscow: Stroyizdat, 1978. 190 p. (rus)

5. Mainicheva, A.Yu. Formirovanie zastroiki gorodov Zapadnoi Sibiri v pervoi treti XIX v.: formy, simvoly, obrazy [Wooden Siberian churches of the 17th century: forms, symbols, and styles]. Etnografiya Sibiri. Novosibirsk, 1999. (rus)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Manonina, T.N. Formirovanie zastroiki gorodov Zapadnoi Sibiri v pervoi treti XIX v. [Housing building of Western Siberia cities in the 20th century]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. Tomsk, 2010, No. 3. Pp. 59-69. (rus)

7. Resolution of the Government of the Russian Federation of 26.11.2001 N 815 of the federal target program «Preservation and development of the architecture of historic cities (20022010)» // http://Pravovaya Russia // http://www.lawru.info/legal2/ se2/pravo2128/index.htm (rus)

8. Sitnikovа, E.V. Derevyannaya arkhitektura Tomska vtoroi poloviny XIX - nachala XX v. [Wooden architecture of Tomsk in the late 19th and early 20th centuries]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. Tomsk, 2011. No. 1. Pp. 59-65. (rus)

9. Sofronova, M.N. Dom Kornilova i ego vladel'tsy [Kornilov's house and its owners]. GAUK TO «Tobol'skii istoriko-arkhitekturnyi muzei zapovednik», Relikvarium, 2011. No.1. (rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.