Научная статья на тему 'Вклад Тюменского купечества в формирование культового зодчества г. Тюмени'

Вклад Тюменского купечества в формирование культового зодчества г. Тюмени Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
300
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE / КУПЕЧЕСТВО / MERCHANTS / АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ / ARCHITECTURAL STYLE / АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК / ARCHITECTURAL APPEARANCE / КУЛЬТОВОЕ ЗОДЧЕСТВО / CHURCH ARCHITECTURE / ХРАМЫ / TEMPLES / СИБИРЬ / SIBERIA / ТЮМЕНЬ / TYUMEN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ситникова Елена Владимировна, Пухлякова Мария Юрьевна

Статья посвящена культовому зодчеству г. Тюмени, созданному при поддержке местного купечества, сыгравшего определяющую роль в формировании архитектурного облика сибирских городов. Проведено исследование по выявлению и фиксации культовой застройки, возведённой по инициативе и на средства купечества в г. Тюмени. В работе представлен обзор наиболее значимых объектов культового зодчества Тюмени ХVIII начала ХХ в. Рассмотрены архитектурные, планировочные и стилевые характеристики отдельных зданий, проанализирована современная градостроительная ситуация. Статья дополнена историческими и современными фотографиями культовых построек Тюмени и графическими материалами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contribution of Tyumen Merchants to The Formation of Church Architecture in Tyumen

The paper is devoted to the church architecture of Tyumen-city built with the support of local merchants who played an important role in the formation of the architectural appearance of Siberian cities. The church architecture initiated by Tyumen merchants is described. The paper presents the overview of the most meaningful objects of the church architecture of Tyumen in the 18th-20th centuries. Architectural, planning and styling characteristics of buildings are given, the current urban planning situation is analyzed. The paper contains historical and modern illustrations of Tyumen churches.

Текст научной работы на тему «Вклад Тюменского купечества в формирование культового зодчества г. Тюмени»

УДК 726.03(571.12)

СИТНИКОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА, канд. архитектуры, доцент, elensi@vtomske. ru

ПУХЛЯКОВА МАРИЯ ЮРЬЕВНА, магистрант, mary. gaydouk@mail.ru

Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

ВКЛАД ТЮМЕНСКОГО КУПЕЧЕСТВА В ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТОВОГО ЗОДЧЕСТВА Г. ТЮМЕНИ

Статья посвящена культовому зодчеству г. Тюмени, созданному при поддержке местного купечества, сыгравшего определяющую роль в формировании архитектурного облика сибирских городов. Проведено исследование по выявлению и фиксации культовой застройки, возведённой по инициативе и на средства купечества в г. Тюмени. В работе представлен обзор наиболее значимых объектов культового зодчества Тюмени XVIII - начала ХХ в. Рассмотрены архитектурные, планировочные и стилевые характеристики отдельных зданий, проанализирована современная градостроительная ситуация. Статья дополнена историческими и современными фотографиями культовых построек Тюмени и графическими материалами.

Ключевые слова: архитектура; купечество; архитектурный стиль; архитектурный облик; культовое зодчество; храмы; Сибирь; Тюмень.

ЕLENA V. SITNIKOVA, PhD, A/Professor, elensi@vtomske. ru

MARIA YU. PUKHLYAKOVA, Undergraduate Student, mary. gaydouk@mail. ru

Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia

CONTRIBUTION OF TYUMEN MERCHANTS TO THE FORMATION OF CHURCH ARCHITECTURE IN TYUMEN

The paper is devoted to the church architecture of Tyumen-city built with the support of local merchants who played an important role in the formation of the architectural appearance of Siberian cities. The church architecture initiated by Tyumen merchants is described. The paper presents the overview of the most meaningful objects of the church architecture of Tyumen in the 18th-20th centuries. Architectural, planning and styling characteristics of buildings are given, the current urban planning situation is analyzed. The paper contains historical and modern illustrations of Tyumen churches.

Keywords: architecture; merchants; architectural style; architectural appearance; church architecture; temples; Siberia; Tyumen.

Формирование архитектурного облика большинства сибирских городов во второй половине XIX - начале XX в. происходило под влиянием наиболее состоятельного сословия, которым в Сибири являлось купечество. Прочные позиции в культурной жизни населения того времени занимала церковь, поэтому, вкладывая значительные средства в строительство культовых зданий,

© Ситникова Е.В., Пухлякова М.Ю., 2016

богатые купцы и промышленники укрепляли своё положение в обществе. Тюмень в этом отношении не была исключением.

Тюмень была основана в 1586 г. Традиционно основание большинства сибирских городов связано со строительством крепостей. Тюменская крепость была заложена на высоком берегу р. Туры при впадении в неё р. Тюменки. Постепенно утрачивая военно-стратегическое значение, Тюмень в ХУШ в. становится крупным торговым центром, а проведённая через город в 1885 г. железная дорога упрочила её хозяйственные позиции. Город располагался на большом торговом пути, связывающем Сибирь с Россией. Здесь заканчивался водный путь с востока, поэтому Тюмень являлась крупным перевалочным пунктом Сибири. Кроме того, близкое расположение к Уралу и к его заводам давало тюменским купцам преимущество в получении сырья для их промышленных заведений. В связи с этим в 1851 г. в Тюмени было сосредоточено больше трети западносибирских купцов первой гильдии, 12,5 % купцов второй гильдии и 11,8 % купцов третьей гильдии. Не раз проезжавший через Тюмень известный литератор и этнограф Ипполит Завалишин отмечал, что Тюмень в середине XIX в. способна была соперничать с такими крупными городами Сибири, как Тобольск и Омск, а «торговым же сословием он первенствует, и что всего важнее, духом торгового сословия ушел далеко вперед против всех городов сибирских и очень многих русских» [1, с. 213].

Развитие планировочной структуры Тюмени происходило вдоль р. Туры. Градоформирующим центром традиционно была крепость с городским посадом. На северном высоком Затюменском мысу стоял мужской Преображенский монастырь, здесь же располагалась Ямская слобода; южная окраина проходила по границе женского Ильинского монастыря. Главная улица города являлась частью Московско-Сибирского тракта, она проходила через весь город и определила направление параллельных ей улиц. На противоположном берегу р. Туры разместилась Татаро-бухарская слобода. Планировочная структура Тюмени представляла собой смешанную структуру, она сочетала в себе регулярную, прямолинейную планировку и стихийную, подчинённую живописному рельефу местности, образованному разветвлёнными притоками р. Тюменки (рис. 1).

Одной из архитектурных достопримечательностей Тюмени стала Благовещенская церковь, построенная в самом начале ХУШ в. (1708 г.). Это была первая каменная культовая постройка. По сведениям известного историка архитектуры В.И. Кочедамова, строил церковь Яков Афанасьев, а кирпич изготовляли под руководством мастера Савватия Андреева. В иконописных работах принял участие Максим Стрекаловский и другие тюменские и верхотур-ские мастера. Представление о первоначальном виде храма нам даёт рисунок 1706 г.: прямоугольная в плане, она имела трапезную, собственно храм и алтарь. Повышенный объем четверика переходил в восьмерик, завершенный меньшим восьмериком центрального светового барабана, а на углах покоились четыре «малых» главки. Церковь стояла на высоком цокольном этаже, где размещались кладовые... (рис. 2). «Благовещенская церковь выделялась красочностью своего убранства: кровли ее трапезной, алтаря и большого восьмерика были выполнены из квадратных и белых плит, создавали шахмат-

ный рисунок, центральная глава крыта желтой черепицей, малые раскрашены зеленой и красной краской. В декоративном убранстве церкви широко использовалась поливная керамика. Эффектным украшением цветных стен были майоликовые наличники окон и дверей. В них преобладали зеленый и фиолетовый цвета. Углы основного объема были украшены тонкими колонками с рельефным изображением виноградных лоз из поливной керамики. Майоликовые вставки украшали верхнюю часть стен повышенного объема и глухую северную стену трапезной, где находилось большое панно, изображающее «травы». Подкарнизный пояс состоял из майоликовых плиток со славянской вязью, повествующей о времени строительства и причастных к этому лицах, главным образом, о светском и духовном начальстве. Тюменская Благовещенская церковь была замечательным памятником стиля русского барокко с яркой окраской стен, глав и кровель» [3, с. 182-183]

Рис. 1. План Тюмени конца XVII в. [2]

Рис. 2. Благовещенская церковь. Северный фасад (рисунок 1706 г., РГАДА). Фото начала ХХ в.

Благовещенский собор был возведен на высоком берегу р. Туры напротив здания городской думы (сейчас краеведческий музей «Городская дума»), за храмом располагались торговые лавки, гостиный двор и присутственные места. Храм хорошо был виден как с Затюменского мыса, так и с противоположного берега р. Туры, он являлся важной градостроительной доминантой в панораме города. Кроме этого, следует отметить, что церковь стояла на месте основания города, на территории бывшей деревянной крепости, в связи с чем значение этого храма возрастает как важной культовой доминанты, не случайно вплоть до 1913 г. он выполнял функцию соборного храма города. Уникальный по внешнему и внутреннему убранству, он заслуженно считался жемчужиной белокаменного зодчества Тюмени.

В 1929 г. храм был закрыт и передан окружному краеведческому музею. Сначала устроили в нём музей истории религий и атеизма, а в ночь с 13 на 14 июня 1932 г. собор взорвали. На начало XXI в. фундамент церкви является основанием пешеходного моста через р. Туру. После взрыва произошло обрушение берега не только в том месте, где был храм, но и целой улицы, которая проходила ближе к обрыву параллельно ул. Царской (ул. Республики). Воссоздание Благовещенского собора на прежнем месте было уже невозможно, поэтому приняли решение построить его на новом месте - в сквере Депутатов г. Тюмени. 7 апреля 2007 г. в престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы была забита первая свая под строительство нового Благовещенского храма. 20 октября 2007 г. была произведена закладка кирпичей, извлеченных из фундамента взорванного Благовещенского собора, в алтарную стену нового храма. 25 апреля 2014 г., митрополитом Тобольским Димитрием и епископом Ишимским Тихоном была отслужена первая Божественная литургия. Новая Благовещенская церковь лишь в общих чертах напоминает об утраченной реликвии культового зодчества Тюмени (рис. 3).

Рис. 3. Благовещенский собор воссоздан на новом месте - в сквере Депутатов г. Тюмени (2007-2014)

После строительства Благовещенского храма приступили к обновлению построек Спасо-Преображенского мужского монастыря. В начале XVIII в. деревянные церкви монастыря были заменены на каменные, выполненные в формах древних монументальных храмов объёмы, однако, завершались главами в стилистике украинского барокко. Так с 1708 по 1715 гг. был возведён Троицкий собор, в честь которого и был переименован монастырь, а с 1714 по 1717 гг. построена церковь Зосимы и Савватия по типу украинских трапезных храмов. Такое активное строительство в сибирском городе, несмотря на запрет на каменное строительство повсеместно, кроме Петербурга (9 декабря 1714 г.), стало возможным благодаря стараниям митрополита Филофея Лещинского, который занимался распространением православия в Сибири. Строительство на территории монастыря церкви Петра и Павла было начато в 1726 г. также по инициативе Ф. Лещинского, однако через год после начала строительных работ митрополит скончался и был похоронен на территории Троицкого монастыря. Затянувшееся строительство храма было завершено только к 1755 г. Петропавловская церковь построена над южными Святыми воротами. Крестовая в плане, она по объёмно-планировочному решению тяготеет к украинским пятикамер-ным башенным храмам второй половины XVII в. (рис. 4).

Рис. 4. Свято-Троицкий мужской монастырь. Фото Е.В. Ситниковой, 2013 г.

Среди культовых сооружений Тюмени особо выделяется Знаменский кафедральный собор, расположенный по ул. Семакова, 15 (бывшая ул. Пода-руевская, 9). Каменная Знаменская церковь была заложена в 1768 г. на месте сгоревшей деревянной (до этого было две деревянных церкви), освящена

в 1801 г. Архитектура храма представляет собой яркий образец сибирского барокко (рис. 5).

Рис. 5. Знаменский кафедральный собор в Тюмени. План и общий вид храма. Фото Е.В. Ситниковой, 2013 г.

Тобольские епархиальные ведомости от 1898 г. № 19 описывают Знаменский храм так: «Церковь состояла из крыльца с круглыми колоннами, притвора с колокольней над ним, трапезы, отделённой от церкви глухой каменной стеной со стеклянной дверью, и главного храма. В трапезе на правой стороне был придел во имя св. Иоанна Златоуста, в котором зимой совершалась служба. Стены церкви внутри и снаружи были выбелены. Крыша церкви, купол, подглавки и ограда были деревянные. Колокольня четырехугольная, двухъярусная, в каждом ярусе по всем четырём сторонам по два слуха». Внутри храма было два резных иконостаса. В написании икон для Знаменской церкви принимали участие два местных мастера живописи: тюменский мещанин Е.К. Соломатов (1789 г.), а в 1799 г. Тюменское духовное правление заключило договор с тобольским живописцем, ямщиком Ф.И. Черепановым. В 1820 г. крыша храма и купол с подглавками были отремонтированы и выкрашены в зеленый цвет. В 1828 г. вокруг церкви была сооружена каменная ограда по проекту губернского архитектора М. Малышева [4, с. 242-244].

К середине XIX в. церковь сильно обветшала, поэтому в 1850 г. за счёт средств прихожан и под руководством старосты П. Масловского были проведены ремонтные работы. Кроме того, в Тобольской духовной консистории

был получен Указ из Синода об утверждении плана на постройку и расширение Знаменской церкви. Было спроектировано два новых придела с отдельными пристроями - с северной и южной сторон. На средства купца И.В. Иконникова, по благословению архиепископа Георгия, на правой стороне главного храма заложен придел И. Златоуста, который был освящен в ноябре 1854 г. Во время капитального ремонта храма в 1851-1862 гг. построен южный придел, а стена, разделяющая южный придел с главным храмом, пробита аркой, что придало церкви красивый вид и больший объем. После строительства придела на средства купца И.В. Иконникова был отремонтирован алтарь главного храма и установлен в нём новый иконостас. Внешне храм также преобразили: оштукатурили, побелили, кресты вызолотили, а вдоль ограды посадили деревья. Кроме того, купцом Иконниковым были пожертвованы храму богослужебные серебряные сосуды: потир, дискос, лжи-ца, копие, две тарелочки и ковшичек. В 1880 г. деревянный пол в церкви и приделе заменен чугунным. В целом пожертвования купца Иконникова на Знаменскую церковь превысили сумму в 7000 руб. серебром. В конце XIX в. придел Иоанна Златоуста сгорел, но в 1901 г. вновь был отстроен екатеринбургским купцом М.И. Ивановым. Он же установил в нём кедровый иконостас, украшенный резьбой и колоннами, а царские врата были выполнены в виде креста. Тогда же было закончено сооружение купола над трапезной и на один ярус увеличена колокольня. Московский купец И.И. Елагин установил в главном приделе храма богато украшенный иконостас.

Таким образом, существующий облик церковь приобрела после капитальной реконструкции 1901-1906 гг., предпринятой после пожара, уничтожившего один из приделов. Ее инициатором был настоятель храма Петр Реб-рин, а главным благотворителем - екатеринбургский купец Михаил Иоанно-вич Иванов. В ходе реконструкции заново перестроена и значительно расширена трапезная с двумя приделами, возведена новая ярусная колокольня. Архитектура церкви сочетает в себе разновременные объёмы, которые органично слились с древнейшей частью церкви, создав сложный, но целостный и по-настоящему яркий барочный образ. Бесстолпный двусветный четверик храма с фигурными барочными фронтонами перекрыт сомкнутым сводом и увенчан живописным ярусным пятиглавием. Малые главки поставлены не по углам четверика, а в духе украинской традиции - по центральным осям, прямо над фронтонами, вплотную к куполу, благодаря чему создаётся ощущение перетекаемости объемов. Многочисленные пилястры, колонки, сложные ступенчатые тянутые линии, ярусные барабаны, фонарики, шпили, миниатюрные главки по всему периметру собора придают церкви большую пластическую выразительность и легкость. Пространственную игру объемов обогащает широкий невысокий восьмерик над трапезной, увенчанный невысоким куполом с миниатюрной главкой. Доминантой служит высокая ярусная колокольня, стройный силуэт которой эффектно завершает композиционный строй храма-«корабля» (рис. 5).

В интерьере церкви доминирует обширная четырехстолпная трапезная, раскрытая в приделы. С западной ее стороны устроены хоры. Существующий иконостас главного престола был вновь изготовлен и позолочен

в конце 1940-х гг. иконостасных дел мастером И.С. Шавриным, некогда работавшим в Верхотурском монастыре, а затем в тюменской иконописной мастерской М.С. Караваева. Каменная ограда вокруг церкви, несмотря на стилистическое расхождение с храмом, является важным элементом ансамбля. Двое ворот ориентированы на ул. Семакова и Володарского. Их композиция, основанная на вариациях темы классицизма, решена в виде двух портиков, каждый из которых имеет полуциркульный проем для калитки, увенчан фронтоном с сухариками и ступенчатым аттиком. С уличной стороны калитки обрамлены полуколонками. Прясла ограды церкви образованы кирпичными оштукатуренными столбиками и металлической решетчатой оградой, установленными на высоком сплошном цоколе (рис. 5) [4, с. 243-244].

В начале ХХ в. Знаменская церковь считалась лучшей не только в Тюмени, но и в епархии (Тобольской и Сибирской). Храм освещался электричеством не только внутри, но и снаружи, что придавало ему особую нарядность, а освещенный на куполе крест был виден из разных мест города. Благолепие собора поддерживалось за счет вкладов капиталов, завещанных разными лицами. Сумма из года в год увеличивалась, и к 1920 г. ежемесячный доход поступлений в пользу причта составил 13 607 руб. 16 коп. плюс кружечный сбор 24 881 руб.

В настоящее время Знаменский кафедральный собор, являющийся одним из самых древних и самых красивых православных храмов Тюмени, вызывает невольное восхищение своей пышной барочной архитектурой у каждого, кто видит его впервые. Здесь находится кафедра Высокопреосвященней-шего Димитрия, правящего митрополита Тобольской митрополии, который является настоятелем собора.

Вознесенская церковь была заложена в 1789 г. на левом берегу р. Туры в Татаро-бухарской слободе напротив главной площади города, в связи с чем стала играть важную градостроительную роль в организации пространства и формировании панорамы левого берега (рис. 6).

Рис. 6. Вознесенская церковь в панораме Заречья. Открытка начала ХХ в.

Вознесенкая церковь стала первым двухэтажным храмом в г. Тюмени. Она была завершена к 1818 г. А в 1870 г. к ней были достроены одноэтажные приделы по проекту Тобольского губернского строительного отделения. С южной стороны выполнен Преображенский придел на средства, завещанные тюменским купцом И.В. Оконишниковым (10 000 руб.), а с северной стороны -придел в честь Рождества Богородицы на пожертвования тюменского купца Е. Котовщикова (7000 руб.). В этот же период была перестроена паперть. Храм представляет собой классический тип трапезной церкви. Колокольня, обращён-ная в сторону реки, доминирует в общем объёмно-пространственном решении храма. Широко распространённый в Сибири приём размещения в первом низком этаже зимней церкви, а во втором высоком и светлом этаже летней церкви ясно прослеживается в Вознесенской церкви (рис. 7).

А

Рис. 7. Вознесенская церковь в Тюмени. План и современный вид храма

В 1794-1796 гг. было начато строительство каменной двухэтажной Спасской церкви на средства прихожан, закончено в 1819 г. Изначальный план постройки подобен плану Вознесенской церкви, многие размеры совпадают. В 1887 г. по проекту архитектора Б.Б. Цинке с западной стороны церкви сооружена двухэтажная паперть. А в 1913-1916 гг. церковь была значительно расширена за счёт пристройки северного придела по инициативе городского головы А.И. Текутьева и по проекту городского архитектора К.П. Чакина. В результате перестроек сформировался необычайно живописный облик храма (рис. 8). Спасская церковь признана самой декоративной из храмов Тюмени, один из примеров проявления барочных приемов. Центральная глава храма имеет сложное ярусное построение и явно доминирует в композиции постройки. Малые главки расположены по углам четверика храма. Глава, венчающая апсиду, повторяет очертания центральной и ненамного меньше её. Объём паперти, выходящий на красную линию застройки, усложняет компактную композицию церкви и добавляет декоративности.

Рис. 8. Спасская церковь в Тюмени. План и общий вид. Фото начала ХХ в.

Интерьер второго этажа храма двухсветный, открывающийся в пространство алтаря и трапезной большими арочными проемами. В интерьере зимней церкви ведущим является ритм арок, несущих своды и распалубки.

Знаменская церковь наряду с Михайло-Архангельской определяют колорит и подчёркивают значимость улицы Спасской в застройке Тюмени.

В систему важных вертикальных акцентов городского центра входила и Крестовоздвиженская (Никольская) церковь по ул. Луначарского (бывшая ул. Никольская). Церковь расположена на южной оконечности Затюменского мыса, на одной из самых высоких точек города [5. с. 75].

Крестовоздвиженская церковь была заложена в 1774 г., закончена в 1790 г. и на следующий год освящена. Постройка выполнена по типу трапезных церквей. Её основной объём - массивный двухъярусный четверик увенчан декоративным пятиглавием: четыре малые глухие главки разместились по углам четверика. Центральная глава поставлена на высокий световой барабан-фонарик, венчающий большой восьмигранный купол. Первоначальный барочный декор не сохранился до наших дней. Он был утрачен в процессе капитального ремонта здания в конце XIX в. Колокольня церкви также неоднократно перестраивалась, первоначально она была стройнее (рис. 9, 10). Подчеркнутое преобладание массы над пространством характерно для объемов трапезной и храма. Главными попечителями Никольской (Крестовоздви-женской) церкви в 1890-е гг. были купцы Колокольниковы, т. к. их усадьба располагалась в непосредственной близости от храма.

Таким образом, развитие каменной архитектуры Тюмени второй половины ХУШ в. связано преимущественно с церковным строительством. В этот период были возведены Крестовоздвиженская (1777-1792), Михайло-

Архангельская (1781-1791-1824) и Спасская церкви (1796-1819). Большинство культовых построек выполнены по типу трёхчастных «трапезных» церквей, с продольно-осевой композицией плана. Обладая богатой пластикой и живописностью форм, храмы вместе с тем представляют собой крупные монументальные постройки, которые достаточно регулярно рассредоточены по территории исторического центра Тюмени.

Рис. 9. Крестовоздвиженская церковь в панораме Затюменки. Фото начала ХХ в.

Рис. 10. Крестовоздвиженская церковь в Тюмени. План и общий вид. Фото Е.В. Ситниковой, 2013 г.

Тюмень, расположенная на двух берегах р. Туры, сегодня, как и сто лет назад, имеет красивые, живописные виды, раскрывающиеся с реки. Многие панорамы города, запечатлённые на фотографиях известного русского фотографа начала ХХ в. С.М. Прокудина-Горского, узнаваемы и сейчас. Культовые постройки, возведённые в XVIII в., продолжают оставаться яркими доминантами в застройке города.

Библиографический список

1. Завалишин, И. Описание Западной Сибири. Т. 1. Тобольская губерния / И. Завалишин. -М., 1862. - 419 с.

2. Головачёв, П.М. Тюмень в XVII столетии / П.М. Головачёв. - М., 1903.

3. Кочедамов, В.И. Первые русские города Сибири / В.И. Кочедамов. - М. : Стройиздат, 1978. - 190 с.

4. Козлова-Афанасьева, Е.М. Архитектурное наследие Тюменской области : научный каталог / Е.М. Козлова-Афанасьева. - Тюмень: ООО «Издательство искусство», 2008. - 488 с.

5. Заварихин, С.П. Архитектура Тюмени / С.П. Заварихин, Б.А. Жученко. - Тюмень : Раду-га-Т, 2004. - 296 с.

REFERENCES

1. Zavalishin I. Opisanie Zapadnoy Sibiri. T. 1. Tobolskaya guberniya [Description of Western Siberia. V. 1. Tobolsk Province]. Moscow, 1862. 419 р. (rus)

2. GolovachevP.M. Tyumen' v XVII stoletii [Tyumen in the 17th century]. Moscow, 1903.(rus)

3. Kochedamov, V.I. Pervye russkie goroda Sibiri [The first Russian towns of Siberia]. Moscow : Stroyizdat Publ., 1978. 190 p. (rus)

4. Kozlova-Afanaseva E.M. Arhitekturnoe nasledie Tyumenskoy oblasti [The architectural heritage of the Tyumen region]. Tyumen : OOO 'Izdatelstvo Iskusstvo', 2008. 488 p. (rus)

5. Zavarihin S.P. Zhuchenko B.A. Arhitektura Tyumeni [Architecture of Tyumen]. Tyumen : Raduga-T Publ., 2004. 296 p. (rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.