Научная статья на тему 'Недвижимые объекты культурного наследия сибирских городов в аспекте концепции культурного капитала (на примере Енисейска)'

Недвижимые объекты культурного наследия сибирских городов в аспекте концепции культурного капитала (на примере Енисейска) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
908
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ / ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЕ МЕСТА / СULTURAL CAPITAL / CULTURAL HERITAGE / HISTORICAL MONUMENTS / PLACES OF INTERES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Майничева Анна Юрьевна

В статье на основе выработанных методических приемов проводится анализ культурной ценности архитектуры и достопримечательных мест Енисейска, что является необходимым этапом в определении материальной основы культурного капитала. Установлено, что город является памятником градостроительства, в котором сохранены ценные качества его объемно-пространственной модели, традиционной для русских поселений, развивавшихся в XVII-XIX вв. Ведущие архитектурные доминанты объединяют основные компоненты художественного образа города. Улицы исторического ядра города наиболее насыщены памятниками архитектуры и истории, ансамблями, ценными средовыми объектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Arhitectural cultural heritage of siberian cities in the aspect of the concept of cultural capital (Yeniseysk)

The article elaborated on the basis of the methodical analysis of cultural values of architecture and places of Yeniseisk, which is a necessary step in determining the material basis of cultural capital. It was established that the city is a monument to urban planning, which saved valuable qualities of its three-dimensional model, traditional for Russian settlements that developed in the XVII-XIX centuries. Leading architectural dominants unite the main components of the artistic image of the city. The streets of the historic core of the most saturated with monuments and historical ensembles, environmental valuable objects.

Текст научной работы на тему «Недвижимые объекты культурного наследия сибирских городов в аспекте концепции культурного капитала (на примере Енисейска)»

2012 Культурология и искусствоведение № 1(5)

УДК 72.03(571.5)

А.Ю. Майничева

НЕДВИЖИМЫЕ ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ СИБИРСКИХ ГОРОДОВ В АСПЕКТЕ КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРНОГО КАПИТАЛА (НА ПРИМЕРЕ ЕНИСЕЙСКА)

В статье на основе выработанных методических приемов проводится анализ культурной ценности архитектуры и достопримечательных мест Енисейска, что является необходимым этапом в определении материальной основы культурного капитала. Установлено, что город является памятником градостроительства, в котором сохранены ценные качества его объемно-пространственной модели, традиционной для русских поселений, развивавшихся в ХУ11-Х1Х вв. Ведущие архитектурные доминанты объединяют основные компоненты художественного образа города. Улицы исторического ядра города наиболее насыщены памятниками архитектуры и истории, ансамблями, ценными средовыми объектами.

Ключевые слова: культурный капитал, культурное наследие, памятники архитектуры, достопримечательные места.

Архитектурные памятники, ансамбли и достопримечательные места составляют значительную часть культурного наследия сибирских городов. Следуя концепции Д. Тросби, можно говорить о том, что эти недвижимые объекты являются носителями культурного капитала, поскольку обладают культурной ценностью [1. Р. 3-12]. Подобно любому капиталу, культурный капитал может создавать поток товаров и услуг, которые будут иметь как культурную, так и экономическую ценность, что требуется учитывать при определении стратегии развития региона. Очевидно, в данном контексте важнейшими вопросами становятся сохранение и эффективное использование культурного наследия, что в свою очередь требует его адекватной оценки, которая является обязательным этапом при определении материальной основы культурного капитала и дальнейших экономических расчетов. В данной статье проводится анализ культурной ценности архитектуры и достопримечательных мест одного из сибирских городов - Енисейска. Енисейск не случайно стал объектом исследования, поскольку он является одним из старейших сибирских городов, в котором в значительной степени сохранена историческая застройка ХУШ-Х1Х вв. На учет органами охраны поставлено около 100 зданий.

Для оценки недвижимого историко-культурного наследия городов были выработаны основные методические приемы, включающие анализ градостроительной ситуации населенного пункта в исторической ретроспективе от его основания до современности; оценка размещения и стилевых дефиниций вертикальных доминант города; определение места застройки исследуемого поселения в контексте общих закономерностей развития архитектуры в Сибири и России в целом с выделением морфологических и стилевых особенностей; выявление ландшафтных объектов как природных достопримечатель-

ных мест; формулировка сущности историко-культурного потенциала поселения. Работа выполнена в рамках проекта «Культурный капитал как условие и фактор развития сибирских регионов» и программы фундаментальных исследований РАН «Историко-культурное наследие и духовные ценности России».

Анализ градостроительной ситуации в Енисейске в исторической

ретроспективе

Город Енисейск возник как русское военно-административное поселение на главном направлении колонизации края, населенного тунгусскими племенами. Он был одним из 200 новых русских городов, основанных в XVI—

XVII вв., отмечая собой процесс складывания централизованного Русского государства, сопровождавшийся присоединением новых территорий [2. С. 4]. Поселение, основанное в 1619 г. на левом берегу Енисея, было обнесено палисадом с тремя башнями-стрельницами. На территории первого острога, имевшего 78 саженей в длину, 200 — по периметру, располагались церковь Введения Пресвятой Богородицы, амбары, съезжая и таможенная изба, воеводский и гостиный двор, за острогом находилась церковь Богоявления [3. С. 135]. В 1623 г. к востоку от острога рядом с местом впадения в р. Толчею р. Абалацкой (Лазаревка) был основан женский Христорождественский монастырь. В 1642 г. к юго-западу от острога — мужской Спасский монастырь [4]. Оба монастыря отметили направления основных магистралей: мимо Хри-сторождественского монастыря пролегла дорога на Красноярск, мимо Спасского — в Маковский острог. Размещение города и монастырей следовало существовавшему образцу: мужской и женский монастыри фланкировали крепость. Прямым аналогом и непосредственным предшественником композиции Енисейска можно назвать город Верхотурье, основанный в 1598 г., рядом с которым по той же схеме в 1604 г. был построен Николаевский мужской монастырь, а в 1621 г. — Покровский женский [5. С. 17]. Енисейск характеризовался открытой для внешнего зрительного восприятия композицией, доступной с водного пути — р. Енисей. Поселения такого типа были распространены на Русском Севере, где в ХУ—ХУ1 вв. проходили пути наиболее активного колонизационного движения новгородцев. Многие такие поселения служили транзитными пунктами и выполняли функцию пространственных ориентиров. Постановка крепости и культовых сооружений рядом с местом впадения малой реки (Толчеи, в дальнейшем Мельничной) в большую (Енисей) давала возможность храмам служить створным ориентиром при продвижении по реке.

После 1628 г., когда был основан еще один русский город на Енисее — Красноярск, Енисейск превращается в экономический центр края, что обусловило быстрый рост посадского населения. Енисейский посад располагался к востоку от острога в междуречье Толчеи и Абалацкой. Здесь размещались кузницы и плавильные печи. На р. Толчее стояла мельница с плотиной, в связи с чем река получила новое название Мельничная), в устье реки была устроена верфь. В 1649 г. острог был смыт сильным наводнением, а в 1651 г. воевода Афанасий Пашков строит новый восьмибашенный острог, расширяющийся к западу. Его южная сторона проходила по современной улице

Ленина, а западная - между ул. Бабкина и Пожарным переулком. Южные и восточные ворота острога выходили на две главные магистрали, начинавшиеся у Богоявленской церкви. Возле южных ворот внутри острога находились тюрьма, огороженная тыном, и приказная изба. В 1667 г. посад вместе с Христорождественским монастырем был огорожен стеной с шестью башнями. Енисейск XVII в. в системе застройки обнаруживает черты, типичные для средневековых городов, с обязательным набором и размещением построек.

К концу XVII в. Енисейский острог стал важным торгово-транспортным центром, по Енисейской дороге из Тобольска и далее на восток проезжало не менее 68% всего торгово-промышленного отпуска. Через Маковский волок сюда идут товары для всего Приангарья и Забайкалья. В городе устраиваются ежегодные августовские ярмарки. Енисейск - центр развитого пашенного земледелия и ремесленного производства. На базе местной руды развивается плавильное и кузнечное производство [3. С. 136]. Помимо посада, к югу и западу от острога в черте современных улиц Фефелова и Худзинского, растут слободы ремесленников. К 1720 г. всех ремесленников насчитывалось в городе не менее 200 человек. В городе получили развитие редкие для Сибири производства и ремесленные специальности, например, колокольное и часовое. На рынках города и среди жителей рано появились книги, сложилась своя школа иконописи. Высокого мастерства достигли ювелирное дело и резьба по кости. В городе велось свое летописание - хроники по истории города [5. С. 17].

В первую половину XVIII в. город интенсивно строится. На месте деревянных церквей возводятся каменные. Почти одновременно вырастают Богоявленский собор, Воскресенская и Преображенская церкви (последняя на месте Знаменской), продолжая формировать речной фасад города. На возвышенности возводится собор Спасского монастыря. В женском монастыре строится Хри-сторождественская церковь. Административный центр по-прежнему располагается на первоначальном месте, здесь находились воеводский двор, провинциальная канцелярия, архив, амбар с денежной казной, пушечный сарай, тюремный острог. В 1722 г. выстраивается каменная полицейская контора. К востоку от воеводского двора, намечая новый центр, в 1747-1753 гг. строят каменный двухэтажный гостиный двор, над его проездными воротами размещался магистрат, над северными - сиротский суд. В западной части на берегу Енисея выстроено еще одно каменное здание («дом Евсеева»).

Гравюра с рисунка Люрсениуса (ГРМ. Отдел гравюр. № 3101), сотрудника отряда Г.Ф. Миллера Второй Камчатской экспедиции, в 1734 г. посетившей Енисейск, дает образ «изрядного города», к числу которых согласно реестру главного магистрата 1738 г. относились все поселения третьей категории с числом посадского населения от 500 до 1000 дворов [6. С. 11]. Перед нами предстает большой город, привольно раскинувшийся на ровной площадке берега реки, увенчанный шпилями и шатрами крепостных башен, деревянных и каменных церквей. Обращает на себя внимание компактность застройки, протянувшейся узкой линией вдоль реки. На крутом берегу Енисея угадывается центр города с площадью, на которой расположены соборная Богоявленская церковь с колокольней и двухэтажное здание магистрата, на уровне второго этажа опоясанное балконом, выполненное в духе веяний столич-

ного барокко. По описаниям, в «старом маленьком остроге имеется каменная главная церковь Богоявления... рядом с ней - старая и новая канцелярия, в первой из которых хранится архив, амбар для хранения ясачной казны, дом воеводы, караульное помещение и маленький, окруженный палисадом, пункт для пленных» (РГАДА. Ф. 199. Портф. 526. Ч. 2. Д. 8. Л. 1; 6. С. 11-13].

Если здания церквей являются традиционными для облика городской застройки, то городской магистрат - это новый тип зданий, появившийся в XVIII в. Когда начались преобразования в области центрального и местного управления и суда, городам пришлось пережить ряд изменений в строе их жизни. По замыслу Петра I коммерц-коллегии должны были для городов стать тем, чем была ратуша, ей вручалась власть над проектируемыми магистратами всех городов России [7].

Енисейск продолжает расти. На юге за р. Скородумом строится Барабии-ская слобода с Троицкой церковью. На северо-востоке между р. Абалацкой и Енисеем - Каштакская слобода. В западном направлении застраивается территория между Енисеем и возвышенностью, где располагался Спасский монастырь, - сооружаются провиантские склады и пороховой погреб. На восточном выезде из города выстраивается подворье Знаменского монастыря. Протяженность города с востока на запад уже составляет около 3 верст.

В 1772-1782 гг. в Барабииской слободе на месте деревянной Троицкой церкви была воздвигнута каменная. В конце XVIII в. в Спасском монастыре развертывается каменное строительство: над восточными воротами строится церковь Захария и Елизаветы, в северной части - настоятельский корпус. В центре нагорной части города возводится каменная Успенская церковь. Кре-стовоздвиженская и Входоиерусалимская кладбищенские церкви были возведены на рубеже XVIII-XIX вв. на противоположных концах города у главных выездов. Одним из значительных сооружений стало здание Присутственных мест, выстроенное в 1780-х гг.

Планировочная структура г. Енисейска определялась речным путем, проходившим по Енисею, а также сухопутным путем из Красноярска на Маковский волок. Эти пути, а также места въездов в город были отмечены высотными доминантами - высокими зданиями каменных церквей. Застройка ха-растеризовалась протяженным характером вдоль основных транспортных магистралей. В планировке основной чертой стала нерегулярность, что было характерно для многих стихийно развивавшихся городов.

В конце XVIII в. проводилась работа по выполнению регулярных планов российских городов, благодаря ей застройка Енисейска получила новое качество - здания стали размещать по квартальной системе, застраивая приближенные к прямоугольникам кварталы по периметру. Жилые и общественные здания выходили на улицы, идущие вдоль Енисея, своими главными фасадами, а боковые фасады и хозяйственные постройки - на второстепенные улицы и переулки, перпендикулярные главным. Между зданиями располагались подворья, необходимые для ведения хозяйства. Планировочная структура осмыслялась как четкое выявление продольных улиц, идущих вдоль Енисея, как основных и поперечных - как вспомогательных. Главной магистралью города становится дорога, проходившая вдоль южной острожной стены, названная Большой улицей (ныне ул. Ленина). Благодаря регулярной планиров-

ке были ликвидированы дороги старых лучевых улиц, проложенных от городского административного центра, обозначенного постройками острога, в направлении Спасского монастыря. Все же четкую планировочную структуру несколько нарушали участки монастырей (например, Спасского) и кварталы вдоль р. Мельничной, учитывавшие направление реки и рельеф. В настоящее время историческая часть города сформирована бывшей Большой улицей, проложенными параллельно ей улицами Кедровой (ул. Кирова), Успенской (ул. Рабочее-крестьянская), Ручейной (ул. Фефелова по осушенному руслу р. Скородум), Крестовоздвиженской (ул. Перенсона), Новонаименованной (ул. Бограда). В центральной части города эти улицы пересекались с переулками — Святоградским (пер. Худзинского), проложенным от берега Енисея к Спасскому монастырю, Бассейным (ул. Бабкина), образующим поперечную ось планировки города, Алексеевским (Партизанский пер.), идущим от Торговой площади (пл. Диктатуры пролетариата) перед Гостиным двором. В конце Ручейной улицы перед восточными воротами Спасского монастыря была разбита Спасская (Сенная) площадь, Воскресенская и Троицкая площади были образованы при одноименных церквях.

В застройке сибирских городов еще в ХУ11 в. вообще и в Енисейске в частности наблюдалось больше элементов правильной геометрической планировки, чем в городах европейской части страны. Но все же и здесь строительство велось по принципу свободной планировки, а регулировка сводилась преимущественно к разделению городского поселения на острог, где размещались главные административные и общественные здания, и посад — место гражданской застройки. Во второй половине ХУ11 в. элементы регулярности получили законодательное закрепление в генеральных планах городов [8. С. 128]. В планировочном отношении выделялся центр города с главной площадью, формируемый общественными зданиями и церквями. Основным качеством планировки Енисейска до первой трети ХХ в. являлась система размещения доминант, которая являлась основой выразительного архитектурного ансамбля города. Доминантами традиционно выступали православные церкви, а также культовые сооружения других конфессий — мечеть и синагога, а в конце Х1Х в. — здания пожарного депо и мужской гимназии. Последнее здание несколько выбивается из общего принципа сомасштабности застройки человеку своим значительным объемом и массивностью. Оно было поставлено с расчетом на будущее развитие города, которое было прервано ходом исторических событий: замедлением развития, переносом центра в Красноярск, событиями советского периода.

Расположение города на берегу Енисея, сложившиеся в первые годы после основания композиционные узлы со зданиями и сооружениями острога, монастырями в качестве градоформирующих элементов, а также культовые здания предопределили принципы и направления развития города. Планировочная структура города на протяжении ХУ11—Х1Х вв. отличалась стабильностью, последовательностью территориального развития.

Размещение и стилевые дефиниции вертикальных доминант города

До настоящего времени система размещения вертикальных доминант сохранена лишь отчасти и представлена следующими сооружениями, также имеющими утраты в той или иной степени:

1. Спасский собор Спасского мужского монастыря, 1730-1808 гг. Спасский мужской монастырь был основан в 1642 г. (?) к юго-западу от Енисейского острога, рядом с дорогой, ведущей в Маковский острог, на краю невысокой возвышенности, имевшей крутые склоны. Первоначально все монастырские постройки были деревянными [9. С. 87; 10. С. 88; 11. С. 333-345; 12. С. 329].

Каменный собор имеет продольную трехчастную композицию: храм с глубокой полукруглой алтарной апсидой, широтно скомпонованная трапезная с двумя фланкирующими приделами (Покрова и Иоанна Предтечи) и колокольня, вытянутые по одной оси. Собор представляет собой пример провинциальной культовой архитектуры, это типичное произведение сибирского зодчества середины XVIII в., выполненное в формах «уральского барокко». Отличительной чертой является значительное влияние деревянной архитектуры: тип собора явно повторяет архаичные формы деревянного культового зодчества.

2. Надвратная церковь Захария и Елизаветы Спасского мужского монастыря, 1785-1875 гг. Основной объем каменных восточных ворот Спасского монастыря с надвратной церковью и фланкирующими двухэтажными палатками был выстроен в 1785-1796 гг. «иждивением... архангелогородского купца Димитрия Лобанова» [11. С. 335]. Кубический объем церкви был сдвинут от оси ворот к западу, а трехстенная алтарная апсида выступала в один уровень с восточным фасадом ворот. Церковь относилась к типу «малый восьмерик на четверике». Церковь Захария и Елизаветы была редким образцом культовой архитектуры Сибири XVIII в. - местной «енисейской школы», отличающейся своеобразным барочным украшением фасадов. Подобный декор использовался и для некоторых других построек округи (например, полуразрушенная ныне церковь в д. Кежма Богучанского р-на Красноярского края).

3. Церковь Иверской Богоматери Христорождественского (Иверского) женского монастыря была выстроена в 1871-1872 гг. в связи с разделением территории церкви [13. С. 477]. При ее сооружении был использован старый каменный корпус, над которым воздвигли деревянный восьмерик с круглыми окнами, завершенный шатром с главкой на барабане. Подобный восьмерик, но меньшего размера поставили над алтарной частью. С западной стороны стояла двухъярусная деревянная звонница на столбах, крытая двускатной кровлей. Своеобразный пример перестройки гражданского здания в культовое, выполненное в формах эклектики, характерной для второй половины XIX в.

4. Богоявленский собор, 1730-1740-е гг. В 1625 г. за пределами острога на западной стороне была выстроена деревянная на каменном подклете Богоявленская церковь. Пожар 1702 г. уничтожил храм, который был возобновлен на прежнем месте, однако снова сгорел в 1732 г. Была начата постройка каменного Богоявленского собора на средства московских дворян Семена и Епи-фана Надеиных. В 1737 г. был заложен Введенский придел, в конце 1730-х гг. он и северный придел Сергия Радонежского были освящены [13. С. 101, 540; 14. С. 31; ГАКК. Ф. 812. Оп. 1. Д. 561]. Храм имел продольную трехчастную компо-

зицию: полукруглая алтарная апсида, кафоликон, широтно скомпонованная трапезная с двумя фланкирующими приделами и колокольня вытянуты по одной оси. Храм относится к типу «восьмерик на четверике». Наружное убранство храма было выполнено в пышных формах «уральского барокко». Богоявленский храм представлял один из лучших барочных образцов сибирского зодчества, характерного для XVIII в., отличался своеобразным композиционным решением, насыщенностью и великолепием декора. Он занимал центральное место в панораме города, возвышаясь над берегом Енисея.

5. Воскресенская церковь, 1735-1877 гг. Церковь каменная, построена на месте деревянной, стоявшей в северо-восточном углу Енисейского острога, на берегу Енисея, в месте впадения в Енисей реки Мельничной. Постройка производилась посадским человеком И. Щукиным на пожертвования жителей Енисейска и других городов (ГАКК. Ф. 179. Оп. 1. Д. 1, 3, 7, 10. Ф. 812. Оп. 1. Д. 82. Л. 16-18). Церковь имела традиционную двухчастную композицию. Храм относился к типу «восьмерик на четверике». Здание Воскресенской церкви представляет собой образец одного из лучших произведений сибирского зодчества, выполненный в формах «уральского барокко» второй четверти XVIII в. Его месторасположение играет важную роль в градостроительной ситуации, он замыкает панораму центральной части города с востока.

6. Троицкая церковь, 1772-1782 гг. Открытие Троицкого прихода в первой половине XVIII в. связано с расширением города в южном направлении. Каменная церковь была выстроена на месте деревянной, посреди площади. Новая церковь служила ориентиром при прокладывании Крестовоздвижен-ской улицы (современная улица Перенсона) - пятой продольной магистрали города (после Большой (ул. Ленина), Кедровой (Кирова), Успенской (РабочеКрестьянская), Ручейной (Фефелова) по регулярному плану последней четверти XVIII в. Расположение Троицкой церкви по отношению к фронтально выстроившимся по берегу Енисея Богоявленскому собору, Преображенской и Воскресенской церквям определило поперечную глубинную перспективу в центре плоской панорамы города [14. С. 125]. Церковь имела продольную трехчастную композицию: храм с полукруглой алтарной апсидой, широтно расположенная трапезная с двумя фланкирующими приделами и колокольня, вытянутые по одной оси. Храм относился к типу «восьмерик на четверике», перекрывался сомкнутым сводом с парусами в углах, несущими диагональные грани светового барабана, увенчанного главкой на тонкой шейке. Троицкая церковь была образцом для проекта церкви Покрова в Красноярске и являлась одним из ранних произведений енисейской школы. Она отличается насыщенностью и стилистическим единством наружного убранства фасадов, пластической выразительностью и острой трактовкой форм.

7. Успенская церковь, 1793-1843 гг. В 1747 г. в связи со строительством каменной Преображенской церкви около Гостиного двора ранее расположенную там деревянную Знаменскую церковь перенесли за пределы города на городское кладбище, расположенное на возвышенности по Ачинскому тракту. К концу XVIII в. вся местность вокруг кладбища была заселена и превратилась в «нагорную» часть города, было открыто новое кладбище, расположенное дальше к юго-западу, а бывшая кладбищеская церковь стала приходской. Тогда же енисейскими купцами Е.С. и П.С. Трескиными была начата

постройка каменного храма [14. С. 104—139]. Успенская церковь, возведенная на рубеже ХУШ—Х1Х вв., отражает происходившее в это время приобщение сибирского зодчества к общим стилистическим тенденциям русской архитектуры, тяготеющим к классицизму. Своеобразие «сибирского барокко» сохраняется только в форме оконных обрамлений. Здание церкви служит крайним западным ориентиром в панораме города.

В настоящее время утрачено пять храмов и две часовни:

1. Двухэтажная каменная церковь Рождества Христова Христорождест-венского (Иверского) женского монастыря, 1755—1820 гг., находившаяся на р. Мельничной и устье р. Лазаревки [15. С. 136].

2. Двухэтажная каменная Преображенская церковь, строившаяся в 1747— 1779 гг. и находившаяся на набережной Енисея к востоку от Богоявленского собора на базарной площади. Имела название Гостинодворской, так как находилась близ гостиного двора.

3. Одноэтажная каменная кладбищенская Входоиерусалимская церковь, 1801 г., — «Абалакская», так как находилась на восточной стороне города, носившей название Абалак, при въезде в город.

4. Каменная кладбищенская Крестовоздвиженская церковь, 1794 г., стоявшая на западной стороне города, носившей название Севостьянка.

5. Домовая церковь в тюремном замке, 1864 г., находившаяся в каменном здании на западной стороне города, за военными казармами у пороховых подвалов.

6. Каменная часовня в честь свт. Николая, в кузнечных рядах, недалеко от Христорождественской церкви, к приходу которой она относилась.

7. Каменная часовня в честь старца Даниила, 1859 г., во дворе Иверского монастыря.

Кроме того, в городе находились культовые здания других конфессий — существующая ныне мечеть, возведенная в конце Х1Х в., и синагога, утраченная в 1930-е гг.

К началу ХХ в. в Енисейске шесть храмов формировали речной фасад города, они были расположены в непосредственной близости к берегу Енисея, что, несомненно, связано со значимостью водного пути для города. Остальные создавали «глубинность» композиции, отмечая узловые элементы застройки и ландшафта: въезды и выезды из города, расположение мостов, размещение кладбищ, возвышенности. Место для постройки храмов выбирали с учетом пределов видимости от одного храма до другого, формируя общую систему культовой застройки и «освященность» всего города.

Морфологические и стилевые особенности гражданской застройки

Енисейска

Квартальную застройку города составляли жилые, торговые и общественные здания, сооружения хозяйственного назначения на главной Большой улице (ныне ул. Ленина), отступали вглубь кварталов, на второстепенных улицах могли выходить и к красной линии.

Среди построек города выделяются монастырские здания:

1. Настоятельский корпус Спасского мужского монастыря, 1794—1875 гг. В 1794 г. было начато строительство настоятельского корпуса, к 1796 г. был

построен первый этаж, второй не имел потолков и отделки, достроен был в 1827 г. [9. С. 337-338]. Здание является примером жилой монастырской постройки XVIII в., выполнено в традициях гражданских построек «енисейской школы».

2. Настоятельский корпус Христорождественского (Иверского) женского монастыря. 1822 г. (ГАКК. Ф. 812. Оп. 1. Д. 732). Каменное здание настоятельского корпуса располагалось в центре территории монастыря. Здание является примером типичного общественного здания первой трети XVIII в., выполненного по образцовому проекту 1820-х гг. в формах позднего классицизма, отличается свободным асимметричным решением внутренней планировки.

3. Корпус братских келий Христорождественского (Иверского) женского монастыря, 1830-е гг. - каменное полутораэтажное здание, вытянутое в плане, располагалось в северо-западном углу монастырской территории. Является примером жилого монастырского здания, выполненного в формах позднего классицизма по образцовому проекту.

Отвечая времени своего возведения, каждое из них имеет стилистические особенности, характерные для определенной эпохи. Учитывая то, что они либо несут черты местной школы, либо соответствуют принципам образцовых проектов, но имеющих свои характерные формы, а также то, что во многих других сибирских городах подобных зданий уже нет, можно сказать, что они являются уникальными образцами зодчества.

К наиболее ранним жилым и общественным зданиям города можно отнести следующие:

1. Дом воеводы, 1722 г. Здание построено в связи с учреждением в 1718 г. Енисейской провинции. Это было первое каменное здание в городе. Оно упоминается С.Г. Гмелиным, посетившим Енисейск в 1734 г. [16. Ч. 1]. На плане города второй половины XVIII в. показан воеводский двор, располагавшийся к югу от Богоявленского собора. В конце 1860-х гг. в здании разместилась пожарная часть [13. С. 89]. Воеводский дом представляет собой административное здание Петровской эпохи и является одним из ранних и редких памятников гражданской архитектуры Сибири.

2. Дом Евсеева, первая половина XVIII в. В 1788 г. здание принадлежало енисейскому городничему Евсееву, но было построено раньше - предположительно в 1730-х гг. Здание пострадало в пожаре 1869 г., но было восстановлено в 1873 г.

Двухэтажное каменное здание стоит на берегу Енисея в начале современной улицы Бабкина. Дом Евсеева - образец русской жилой архитектуры первой половины XVIII в., совмещающий традиционные черты композиции со стилевыми особенностями петровского барокко в обработке фасадов. Представляет пример здания раннего этапа каменной застройки сибирского города, вместе с сохранившимся каменным флигелем образует ансамбль городской усадьбы XVIII в.

3. В настоящее время утрачено каменное здание городового магистрата, 1747-1871 гг. Здание строилось вместе с гостиным двором, на его южном фасаде, после вторичного учреждения в 1744 г. городовых магистратов. Каменный гостиный двор не показан на планах Енисейска третьей четверти

XVIII в., а появляется только на проектном плане 1789 г. Возможно, это свя-

зано с первоначальным проектированием деревянного здания магистрата, о чем говорят чертежи 1754-1757 гг. [7. С. 29-56]. В конце 1820-х гг. городской голова А.Г. Кобычев надстраивает третий этаж. Здание неоднократно страдало от пожаров. После пожара 1869 г. архитектор отказался его восстанавливать из-за значительности разрушений. Тем не менее оно было отремонтировано к 1871 г. и продолжало служить помещением думы. В 1883 г. по предложению енисейского купца Н. Скорнякова в среднем этаже здания был устроен общественный краеведческий музей на основе коллекций А. Кытма-нова и Н. Мартьянова [13. С. 217, 574, 583, 587]. В архитектурном решении фасада оригинальные и нарядные черты «сибирского барокко» сочетались со строгими стилевыми особенностями позднего классицизма. Здание входило в историческое ядро города.

4. Дом Грязнова, вторая половина XVIII в. Точная дата возведения здания неизвестна, но по стилистике оно близко к сооружениям Енисейска, построенным в последней четверти XVIII в. - зданию присутственных мест и настоятельскому корпусу Спасского монастыря. Впервые оно показано на плане города 1797 г. [13. С. 352, 375, 574]. Каменное двухэтажное здание крыто вальмовой кровлей. К средней части западного фасада примыкало каменное крыльцо. Дом Грязнова - великолепный образец здания городской усадебной архитектуры Сибири второй половины XVIII в., в котором воплощены черты барокко в местной трактовке. Отличается красотой конструктивного решения и нарядностью убранства фасадов.

5. Здание Присутственных мест, 1780-е гг., является примером гражданской архитектуры Сибири последней четверти XVIII в., представляющим редкий образец местного варианта барокко, воплощенного в административном здании. Отличается своеобразной выразительной обработкой фасадов в виде плоских многоярусных филенок в сочетании с угловыми лопатками и обрамлениями наличников.

В XIX в. кроме жилых, общественных, торговых зданий появляются постройки лечебного, промышленного, учебного назначения:

1. Дом Козицына начала XIX в. является одним из ранних примеров рядовой каменной застройки города, вместе с Воскресенской церковью входит в ансамбль береговой застройки по Енисею.

2. Здание уездного училища, 1822-1901 гг., представляет собой сооружение, в котором сложные формы местного классицизма сочетаются с приемами деревянного зодчества и контрастируют с пышными формами архитектурной эклектики конца XIX в., что связано с богатой историей его перестроек. Оно входит в ансамбль береговой застройки и вместе с домом Евсеева фланкирует вход в город со стороны дебаркадера.

3. Дом Н.Н. Дементьева, первая половина XIX в., первоначально был одноэтажным с мезонином, судя по «Виду окружного города Енисейска» 1837 г. (ЕГКМ. ОФ. Д. 5580). В 1860-1870-х гг. был надстроен второй этаж с антресолями в задней части. Он представляет собой типичный купеческий особняк эпохи позднего классицизма, что проявляется в надстройках его фасадов. Здание входит в ансамбль центральной части города.

4. Дом Ф.Д. Дементьева, первая треть XIX в. Дом изображен на «Виде окружного города Енисейска» 1837 г. (ЕГКМ. ОФ. Д. 5580). Он является ти-

пичным купеческим особняком эпохи позднего классицизма, выстроенным по образцовому проекту. Для Енисейска он представляет собой уникальный пример архитектурной композиции небольшого особняка с мезонином и портиком, распространенной в городах среднерусской провинции, но редко встречающейся в Сибири. Вместе с примыкающей к фасаду оградой и воротами входит в ансамбль исторической застройки городского центра.

5. Флигель А.Г. Кобычева, первая треть Х1Х в., представляет собой характерный элемент городской купеческой усадьбы, выполненной в стилистике позднего классицизма, представляет сохранившуюся часть застройки города по берегу р. Мельничной.

6. Дом П.И. Кытманова, вторая четверть Х1Х в., — типичный купеческий особняк, выполненный в формах позднего классицизма по одному из образцовых проектов 1830-х гг. Вместе с оградой и воротами входит в ансамбль исторической застройки городского центра.

7. Дом и лавки Баландина, вторая четверть Х1Х в., располагались напротив Торговой площади и гостиного двора. Каменные строения лавок первоначально принадлежали дочери титулярного советника Попова, затем перешли к купцу Щеголеву. Приехавшие в 1847 г. Ф. Баландин и его племянник А. С. Баландин приобретают «место с каменными лавками» и выстраивают примыкающий к лавкам каменный двухэтажный дом [13. С. 289, 320, 353, 405, 510]. Здания выполнены в формах позднего классицизма, что характерно для первой половины Х1Х в. Крупный купеческий особняк с примыкающим торговым помещением является характерным образцом исторической застройки сибирского города.

8. Дом и дворовые постройки И.П. Кытманова, 1858—1861 гг. Известный енисейский купец и золотопромышленник И.П. Кытманов начал постройку своего дома в 1858 г., полностью строительство было закончено в 1861 г. [13. С. 369, 386]. Здание является примером становления архитектурной эклектики, вместе с дворовыми постройками, оградой и воротами образует ансамбль городской купеческой усадьбы второй половины Х1Х в.

9. Дом и пакгауз М. Бородкина, вторая половина Х1Х в. — здания провинциальной городской застройки второй половины Х1Х в., выполненные в формах раннего этапа архитектурной эклектики, вместе с пристройками, оградой и воротами образуют ансамбль доходного дома. Здание пакгауза — яркий образец купеческой хозяйственной постройки.

10. Здание городской богадельни, 1865 г., построено енисейским купцом Марамыгиным [13. С. 425]. Оно является примером небольшого лечебного заведения русской провинции Х1Х в. Декоративное оформление оконных проемов традиционно для русской деревянной архитектуры — наличники с профилированными сандриками и плоскими треугольными фронтонами, подоконные доски опираются на плоские консольки.

11. Дом Дементьевых, 1860-е гг., — небольшой купеческий особняк, выполненный в формах позднего классицизма с привнесением элементов архитектурной эклектики, отличается удачно найденными пропорциями объемнопространственного решения.

12. Дом Тонконоговых, 1860-е гг., - типичный доходный дом провинциального города, отличается тонкостью применения лепнины в оформлении фасадов, входит в ансамбль застройки городского центра.

13. Дом Флеера, 1860-е гг., - распространенный тип торгового здания с жилым верхним этажом и фасадом, выполненным в формах архитектурной эклектики, демонстрирует богатую пластику декора фасадов при ограниченном наборе приемов, служит важным звеном в ансамбле городского центра.

14. Дом Востротина, 1860—1870-е гг., выполнен в развитых формах эклектики, отличается богатой пластикой и служит украшением береговой застройки города.

15. Дом Савельева, 1860—1870-е гг., - пример торгового здания с жилым верхним этажом. Его фасад выполнен в развитых формах архитектурной эклектики. Здание входит в ансамбль городского центра.

16. Дом и лавка Захарова, 1860—1870-е гг., - типичное торговое здание с жилым верхним этажом. Фасад выполнен в формах архитектурной эклектики. Входит в ансамбль городского центра.

17. Здание мужской гимназии, 1878-1886 гг. Здание стало в тот период самым высоким в городе, поскольку был надстроен третий этаж. Архитектура гимназии показывает черты эклектики, вместе с тем для нее характерны расчлененность объема, строгость и регулярность решения фасадов. Оно является важным звеном в застройке центральной части города.

18. Дом и дворовые постройки Коновалова, 1880-е гг., - пример городской застройки, для которой характерны логичность размещения на участке, что придает особую функциональность ансамблю купеческого двора. Фасад каменного дома симметричен и строг, выполнен в формах архитектурной эклектики.

19. Дом Елтышева, 1880-е гг., отличается компактностью композиционного решения, подчеркнутого намеренным возвращением к формам классицизма в наружном убранстве фасадов, что говорит о внедрении в архитектурную практику Енисейска стилистических мотивов «историзма». Входит в ансамбль исторической застройки береговой линии р. Мельничной.

20. Дом Пигасова, вторая половина XIX в., - пример мещанского особняка, сочетающего небольшие размеры и простоту композиционного решения с богатой пластикой фасадов, выполненных в развитых формах архитектурной эклектики.

21. Дом Кузнецова, вторая половина XIX в. Нижний этаж выполнен из кирпича, перекрыт сводами. Второй этаж деревянный, обшит тесом и оштукатурен. На втором этаже устроена угловая остекленная веранда. Дом Кузнецова - пример купеческого особняка, выделяющийся сложностью сводчатых конструкций, изяществом классических форм в наружном убранстве деревянного этажа в стилистике «историзма».

22. Дом Урушева, 1890-е гг., - каменное одноэтажное здание с цокольным этажом, вытянутое в глубину двора. Небольшой по размерам мещанский особняк выделяется роскошным убранством фасада, рельефностью использованных форм, что характерно для позднего периода архитектурной эклектики.

23. Здание типографии Дементьева, 1890-е гг., - пример промышленной архитектуры конца XIX в. Здание выполнено в поздних формах архитектурной эклектики, сочетающих «ренессанс» с «русским стилем»: четкая ритмика

длинного фасада наряду с членением по вертикали совмещена с «кокошниками» и пирамидальными башенками. Здание является важным звеном ансамбля береговой застройки города по Енисею.

24. Здание аптеки, конец Х1Х — начало ХХ в. В здании размещались аптека и квартира городского врача. Пример здания, сочетающего жилые и общественные функции. Выполнено в поздних формах архитектурной эклектики, выраженной в воспроизведении «готического» стиля, что позволяет отнести его к стилистике «историзма». Благодаря своему ключевому расположению на возвышенном месте открывает застройку нагорной части города.

Круг назначения возведенных в Х1Х в. построек значительно расширился, стилистика зданий соответствовала общему ходу развития образного строя архитектуры того периода — от классицизма к развитой эклектике, что говорит о чуткости застройщиков и архитекторов Енисейска к общим тенденциям архитектурной моды наряду с оригинальным воплощением местных особенностей. Особое место уделяется деревянной архитектуре. Не раз случавшиеся пожары погубили постройки раннего периода существования города, однако сохранились здания, появившиеся после пожара 1879 г. Деревянные дома горожан Щукина, Тонконогова, Борзецовой, Калашникова и др., датированные второй половиной Х1Х в., — деревянные особняки, как правило, полутора-двухэтажные, являются образцами зданий периода архитектурной эклектики, для которых характерен выразительный декор фасадов. Большинство деревянных домов конца Х1Х в. сохраняют традиционные конструктивные, планировочные и декоративные приемы народного зодчества, такие как рубка в лапу, в охряпку и обло, устройство кровли, планировка по типу пятистенка, связи, крестовой связи, богатство резьбы наличников. Часть из них следует принципам декора каменных зданий — устройство пилястр с капителями, лопаток по углам, узорчатого фриза. Амбар Грязнова, конец Х1Х — начало ХХ в., — редкий пример хозяйственной постройки, отличающейся крупными размерами, столбчатой конструкцией фундамента, а также функциональностью внутренней планировки и организации вентиляции продухами с козырьками.

ХХ в. привносит новый стиль — модерн, в Енисейске появляется здание, полностью соответствующее данному направлению в архитектуре, — в 1909 г. строится каменный дом А.М. Бородкина. Представляет собой торговое здание, которое отличается четкой симметрией всех элементов фасада, включая размещение круглых арок окон второго этажа, трактованных в виде раковин, что характерно для этого стиля. Все оформление фасада отвечает признакам модерна. Здание примыкает к дому Флеера и образует важное звено в застройке городского центра.

Выявленные ландшафтные объекты как природные достопримечательные места

Натурными исследованиями выявлены следующие ландшафтные объекты города, имеющие природную, историческую, эстетическую ценность:

Река Енисей, пойма реки.

Река Мельничная, долина реки.

Левый берег Енисея на протяжении его течения по городу как место раскрытия значимых панорам с остатками береговых укреплений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Место впадения р. Мельничной в Енисей.

Улица Ручейная на месте осушенного русла р. Скородум.

Возвышенность и озеленение территории Спасского монастыря с памятником Т. И. Худзинскому.

Возвышенность и озеленение территории рядом с Успенской церковью с обелиском на братской могиле погибших в 1919 г., спуск к ул. Большой.

Озеленение территории мемориала павшим в годы Великой Отечественной войны.

Озеленение пл. Диктатуры пролетариата, бывшей Базарной.

Историко-культурный потенциал Енисейска

Историко-культурный потенциал Енисейска формируется исходя из следующих положений:

1. В Енисейске сохранились следы самобытной русской градостроительной культуры, уходящей корнями в историческое прошлое Сибири и России в целом.

2. Характерными чертами города остались основные параметры объемнопространственной модели, появившейся с момента основания города в ХУ11 в. и развивавшейся в течение ХУШ—Х1Х вв., основными компонентами которой являются ландшафт с включением рек Енисея, Мельничной, бывшего русла р. Скородум, система вертикальных доминант и застройка, имеющая историческую ценность, отражающую стилевое развитие русской архитектуры в условиях динамично развивавшегося сибирского города, являвшегося административным и торговым центром.

3. Структурно-композиционная организация города связана с неоднозначной трактовкой взаимодействия застройки и ландшафта: с одной стороны, наблюдается связь кварталов города с природным ландшафтом в виде вписанности в природное окружение, а с другой — отстраненность от него основных массивов кварталов. Для застройки характерна многоплановость, визуальная взаимосвязь кварталов города, когда здания на улице можно увидеть, находясь на параллельной улице через открывающиеся проемы застройки. Размещение застройки отражает основные тенденции развития русских поселений, противопоставляющих рукотворную «вторую природу» — архитектуру — и ландшафт.

4. Система размещения архитектурных доминант, начавшая складываться с начала основания города, представляет собой пример стройной и логичной многоплановой городской вертикальной структуры, связанной с ландшафтными особенностями. Традиционным элементом является визуальная связь доминант.

5. Енисейск, как и ряд других уральских и сибирских городов, например Верхотурье, Томск, Тобольск, — традиционный приречный город с выразительными панорамами.

6. В городе два архитектурных центра — Спасский монастырь и ось вдоль реки, на которую нанизан ряд храмов.

7. Компактность исторической застройки города с высокой степенью насыщенности сохранившихся высокохудожественных памятников архитектуры и городских ансамблей.

8. Наличие памятных мест, мемориалов, ландшафтных объектов.

9. Связь истории города с выдающимися личностями российской истории (землепроходцы П. Албычев, Ч. Рукин, воеводы П. Полибин, А. Пашков, основательница женского монастыря Параскева Племянникова, купцы А.Г. и А.А. Кобычевы, П. Трескин, Баландин, протопоп Аввакум, П. и А. Кытмано-вы, декабристы Якубович, Фонвизин, епископ Иннокентий Иркутский, старец Даниил, хирург и епископ В.Ф. Войно-Ясенецкий, деятели русских революций и др.). Примечательно, что для многих зданий сохранена память об их владельцах.

На основании проведенного анализа недвижимых объектов культурного наследия Енисейска можно заключить, что основными чертами, характеризующими архитектурных носителей культурного капитала, являются следующие.

Город Енисейск - целостное образование, выступающее памятником градостроительства, в котором в основном сохранены ценные качества его объемно-пространственной модели, традиционной для русских поселений, развивавшихся в XVII-XIX вв.

Историческое ядро города в основном сохраняет развившиеся параметры и взаимосвязи модели, в которой ведущие архитектурные доминанты объединяют основные компоненты художественного образа города, включая пространство р. Енисея и его притоков, исторической рядовой застройки. Улицы исторического ядра города наиболее насыщены памятниками архитектуры и истории, ансамблями, ценными средовыми объектами.

В историческом ядре города необходимо сохранение и восстановление градостроительных и архитектурно-художественных качеств памятников и среды, а также освобождение от наслоений поздними функциями, сооружениями, зданиями, зелеными насаждениями. Сохранение градостроительных качеств данной территории предполагает консервацию планировочной структуры, композиционных узлов, градоформирующего значения доминант, визуальных и ландшафтно-композиционных связей, соотношения ландшафта и застройки, направлений внутренних и внешних перспектив.

Литература

1. TrosbiD. Cultural capital // Journal of Cultural Economics. 1999. № 23. P. 3-12.

2. Алферова Г.В. Русские города XVI-XVII вв. М. : Стройиздат, 1989. 216 с.

3. Резун Д.Я. Летопись сибирских городов / Д.Я. Резун, Р.С. Васильевский. Новосибирск : Кн. изд-во, 1989. 303 с.

4. Фаст Г. Енисейск православный. Красноярск : Енисейский благовест, 1994. 239 с.

5. Двойникова Е.В. К вопросу об охранном зонировании территории исторического города Верхотурье (формирование объемно-пространственной модели г. Верхотурья как средневекового русского города) // Археологические и исторические исследования г. Верхотурья. Екатеринбург, 1998. С. 17.

6. Памятники истории, культуры и градостроительства Сибири. Новосибирск : Наука, 1991. 141 с.

7. Курилов В.Н. Освоение Сибири : Сохранение и трансформация русской культуры в XVII - начале XX вв. / В.Н. Курилов, А.А. Люцидарская, А.Ю. Майничева. Новосибирск : Пре-

прессСтудио, 2005 / Майничева А.Ю. Гл. 2 : Формирование жилой среды в сибирских селениях ХУП—ХУШ вв. С. 29—56.

8. Копылов А.Н. Очерки культурной жизни Сибири ХУ11 — начала Х1Х в. Новосибирск : Наука, 1974. 252 с.

9. Амвросий. История Российской иерархии. М., 1812. Ч. 4.

10. Историческое описание находящихся в России епархий, монастырей и церквей. СПб., 1819.

11. Афанасий. Сведение об Енисейском мужеском монастыре // Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год. СПб., 1863. С. 333—345.

12. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1892. Т. 2. С. 329.

13. Кытманов А.И. Краткая летопись Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии. 1594—1893 гг.// ЕГКМ. ОФ. Д. 7746.

14. Краткое описание приходов Енисейской епархии. Красноярск, 1916,

15. Пестов И. Записки об Енисейской губернии Восточной Сибири. М., 1833. С. 136.

16. Гмелин С.Г. Путешествие по России для исследования трех царств Природы. СПб., 1782. Ч. 1.

Сокращения

ГАКК — Государственный архив Красноярского края

ГРМ — Государственный Русский музей

ЕГКМ — Енисейский государственный краеведческий музей

РГАДА — Российский государственный архив древних актов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.