ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ ЮЖНОУРАЛЬСКИХ УСАДЕБ XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Е.В. Пономаренко
FEATURES OF ARCHITECTURE OF THE SOUTH URAL MANORS XVIII — FIRST HALF XIX CENTURIES
E.V. Ponomarenko
В статье рассматриваются особенности композиции, планировки и декоративного решения городских и загородных усадеб XVIII — первой половины XIX века на Южном Урале. Выявлен интересный пласт наследия региона. Приведен обширный материал натурных обследований памятников и анализа чертежей. На основе этих материалов и воспоминаний очевидцев проанализированы характерные черты стиля классицизм в жилой архитектуре региона.
Ключевые слова: появление русских усадеб на территории Южного Урала, особенности архитектурного городских и загородных усадеб XVIII— первой половины XIX века, характерные черты стиля классицизм на примере усадебных сооружений.
In article features of a composition, a lay-out and the decorative decision city and country estates XVIII — are considered first half XIX centuries in Southern Urals. The interesting layer of a heritage of region is revealed. The extensive material of natural inspections of monuments and the analysis of drawings is resulted. On the basis of these materials and memoirs of eyewitnesses characteristic lines of style classicism in inhabited architecture of region are analyzed.
Keywords: occurrence of Russian manors in territory of Southern Urals, feature architectural city and country estates XVIII— first half XIX centuries, characteristic lines of style classicism on an example offarmstead constructions.
Начиная со второй четверти XVIII века, формирование архитектурно-градостроительного наследия Южного Урала, в том числе жилого, во многом определялось началом полномасштабной российской колонизации. Формально территория Южного Урала уже принадлежала России, но количество русских поселений в регионе было очень небольшим.
Освоение русскими Урала происходило с северных его областей. К югу от реки Чусовой это процесс наткнулся на сопротивление основного населения края — башкир. К концу XVI века поток русских переселенцев отклонился от Уральского хребта в сторону реки Камы. Появились первые русские поселения на юге региона: Оханск (Охань — рыбная слобода Строгановых) — 1563 г., Ново-Никола-евская слобода (будущая Оса) — 1591 г., Чусовские верхний и нижний городки — 1568 и 1616 гг., Тюмень — 1586 г., Сарапул — 1596 г., Мензелинск — 1586 г. Перечисленные населенные пункты находились на окраине башкирских земель. Внутри приуральской Башкирии было поеьроено три значительных поселения. Это Уфа—1574 г., на пути от Уфы к Каме по реке Белой -— дворцовое село Архангельское (будущий Бирск— 1574 г), и выше Уфы—Соле-
варенный городок (Табынск— 1574 г). На Тоболе в 1616 г. был основан г. Курган (Царево Городище).
Новый этап освоения края русскими начался со строительством крупного опорного пункта — г. Оренбурга в 1735 году. Мысль о необходимости построить большой город и укрепленную линию на южной оконечности Урала зародилась еще в петровскую эпоху. Об этом свидетельствует П.И. Рычков в «Истории Оренбургской»1.
Весной 1768 года были сформированы две «физические» экспедиции: Оренбургская и Астраханская. В состав первой входили три отряда, возглавляемые академиками П.С. Палласом, И.И. Лепехиным и профессором Фальком под общим руководством Палласа. Вслед за основанием в 1736 году Оренбурга был создан целый ряд укрепленных линий крепостей.
Одновременно на Южном Урале строились металлургические заводы. Начало заводского строительства в регионе приходится на сороковые — семидесятые годы XVIII века. Первыми заводами, появившимися на территории Южного Урала, были медеплавильные: Воскресенский (1745 г.), Преображенский (1750 г.), Верхоторский (1759 г.), Богоявленский (1752 г.) и Архангельский (1753 г.). В этот
Искусствоведение
же период были основаны такие железоделательные заводы как: Каслинский (1752 г.), Верхне-Кыштым-ский (1757 г.), Нижне-Кыштымский (1760 г.), Верх-не-Уфалейский (1761 г.), Нязепетровский (1747 г.) и Миасский медный (1776 г.), Златоустовский (1754 г.), Катав-Ивановский (1755 г.), Саткинский (1757 г.), Юрюзаньский (1758 г.), Симский (1758 г.), Усть-Катавский (1759 г.), Белорецкий (1767 г.).
В результате на Южном Урале возникло значительное количество русских поселений. Вместе с ними на территории края появились первые усадьбы. В первой половине XVIII—XIX веках это могли быть: большие городские усадьбы со всеми службами, небольшие дома заводовладельцев и управляющих, а также встречавшиеся в северной части нынешней Оренбургской области дворянские усадьбы (Державино, Жилинка, Тугустемир).
Поскольку усадьбы начали возводиться на Южном Урале относительно поздно, и все время перестраивались, нет примеров сохранившихся барочных комплексов. Основным стилем усадебного строительства стал классицизм.
Облик южноуральской городской усадьбы XVIII века можно восстановить по сохранившимся (не перестроенным) фрагментам, архивным источникам и свидетельствам очевидцев. Общее решение отвечало характерным схемам барокко и классицизма. Планировка преобладала анфиладная. Главный дом имел глубокий курдонер, как правило, с одноэтажными флигелями. Второй фасад выходил в сад. Например, в Уфе у дворянина Жилина существовали «хоромы двойные сосновые» с подклетью и сенями; у Аксаковых — огромный деревянный дом с высоким крыльцом и анфиладной внутренней планировкой.
— До недавнего времени в Каслях находился дом управляющего второй половины XVIII века, к сожалению разрушенный в настоящее время. Это было одноэтажное здание с цокольным этажом и двумя лоджиями. Памятник относился к раннему классицизму с элементами барокко. Здание имело ордерный декор с лепниной.
Наиболее сохранившийся памятник XVIII века— усадьба Никиты Никитича Демидова в Кыштыме, в которой в первой трети XIX был перестроен только главный дом. Она расположена на высоком берегу заводского пруда. С севера к усадьбе примыкает территория завода. Курдонер перед главным домом обращен к дороге, ведущей к расположенной рядом заводской площади. Между главным домом и заводским прудом находится большой сад, охватывающий здание подковообразно и изолирующий его от заводской территории.
Центральный дом при H.H. Демидове был одноэтажным и имел два флигеля со сторожевыми башнями, образующими курдонер закрытый оградой и решетками с воротами в центре. Во флигелях располагались подсобные помещения. Башни сохранились и, в определенной мере, позволяют судить
об архитектуре дома заводчика. Они венчали флигели и фланкировали вход в усадьбу со стороны предзаводской площади. Башни кирпичные восьмигранной формы с шатровым завершением и фигурным шпилем. Углы восьмерика декорированы плоскими лопатками в два яруса. Горизонтальные тяги между ярусами лопаток и мощный венчающий карниз имеют ступенчатый профиль из полочек. Вблизи горизонтальных тяг лопатки усилены выступами, напоминающими базы пилястр, а в уровне горизонтальных тяг — выступы, напоминающие капители. Под венчающим карнизом проходит лента орнамента из ступенчатых треугольников (сосулек), характерного для Урала. Стены башен прорезаны проемами с выступающими наличниками сложной формы и без наличников, а также плоскими полуциркульными нишами.
Ворота усадьбы представляют собой трехпролетную арку. Более широкий центральный пролет с завершением полуциркульной формы имеет плоский выступ на щеке арки, переходящий в лопатку с пьедесталом. В пьедестале находится плоская ниша. Боковые пролеты арки над полуциркульным арочным проемом с профилированным архивольтом декорированы плоской нишей во всю ширину пролета и слегка заглубленным треугольным фронтоном. Все три пролета имеют завершения в виде фигурных столбиков и декоративные решетки в верхней части проема. Софит арки центрального пролета упирается в плоскую лопатку с завершением в виде пилястры.
Интереснейшим памятником классицизма является перестроенный в первой трети XIX века архитектором Михаилом Павловичем Малаховым главный дом усадьбы Расторгуева, так называемый «Белый дом». Он расположен на главной оси усадьбы и занимает наиболее высокую точку участка. Главный (восточный) фасад ориентирован на предзаводскую площадь. Он имеет центральный и два боковых ризалита. Центральный ризалит украшен четырехколонным портиком большого коринфского ордера на аркаде. Портик увенчан сильно вынесенным карнизом с простыми модульонами и трехступенчатым аттиком, декорированным в центре филенкой с гирляндами. Портик оформляет третий этаж и мезонин дворца. Аркада портика соответствует первым двум этажам. За портиком расположено два балкона (в уровнях третьего этажа и мезонина) с ограждением в виде чугунной решетки. Аркада портика трехпролетная. Арки с профилированными архивольтами, боковые — полуциркульные, центральная —- лучковая. Арки опираются на прямоугольные столбы с плоским рустом, пьедесталами и профилированными карнизиками. Применен портик с вытянутыми пилонами и узкие арки. Использование в центре по оси входа широкой лучковой арки, равной по высоте находящимся рядом в дальнейшем становятся характерными для Мала-
Е.В. Пономаренко
хова. Интересно сочетание в одной постройке фронтона, венчающего портик со стороны пруда, и ступенчатого аттика, завершающего кровлю мезонина над центральным портиком.
Боковые ризалиты главного фасада включают рустованный первый этаж с горизонтальной тягой, отделенный карнизом от верхних двух этажей. Верхняя часть декорирована портиком из четырех тосканских полуколонн с антаблементом и треугольным фронтоном, разорванным в центре арочным сводом. Фронтон и карниз имеют сложный профиль и сухарики. Между колоннами и в первом этаже расположены прямоугольные и полуциркульные ниши, образовавшиеся от закладки окон. В центре — два окна и боковые входы. В уровне третьего этажа находятся лоджии с чугунным ограждением.
Западный фасад дома выходит на заводской пруд. Он имеет ризалит в центре. Третий этаж и мезонин оформляют пилястры коринфского ордера с антаблементом и треугольным фронтоном. В первом и втором этажах расположена галерея с колоннадой тосканского ордера. Боковые части фасада не имеют ризалитов, но декорированы тосканским ордером с антаблементом в два яруса.
Главный дом усадьбы Расторгуева характерен для зрелого периода творчества М.П. Малахова. В его архитектурном решении можно проследить типичные приемы мастера: крупный масштаб, мезонин, портик большого ордера на аркадах (включающий мезонин), глубокие филенки.
К этому же направлению классицизма с упрощенными ордерными формами относится усадьба начальника Горного округа в Златоусте, построенный в конце XVIII века и перестроенный в первой трети XIX века М.П. Малаховым. Первоначально здание, как дом заводчика, имело усадебные постройки и пристрой с левой стороны бокового фасада. В настоящее время дом находится в глубине сквера, завершающего главную площадь города с юга. Это двухэтажный прямоугольный в плане особняк с мезонином. Мезонин завершается двускатной крышей, во фронтоне которой расположено арочное окно. Центральная ось главного фасада выявлена главным входом и балконом, который сейчас утрачен. Плоскость фасада и углы мезонина декорированы пилястрами с упрощенной капителью, которые несут в основной плоскости фасада мощный полный антаблемент с сухариками и большим количеством фасций. В уровне мезонина на пилястры опирается небольшая профилированная горизонтальная тяга, которая отделяет прямоугольную плоскость с пятью вытянутыми вертикально прямоугольными окнами от фронтона. На главном фасаде этажи разделены двумя профилированными горизонтальными тягами, одна из которых проходит в уровне низа окон второго этажа. Эти окна деко-
рированы крупными прямоугольными сандриками. В первом этаже окон меньше, они той же формы, но без сандриков.
Несколько скромнее решен дом заводоуправите-лей в Миассе. Он имеет два этажа и ограду с решетками. Это здание занимало самое парадное место на набережной пруда, торцом к площади. Дом представляет собой протяженный объем прямоугольной формы в плане с широким выступом на главном фасаде. Второй парадный этаж декорирован мерным ритмом тосканских пилястр несущих полный антаблемент. Здание построено из кирпича и оштукатурено. Этажи разделены горизонтальной тягой, которая опоясывает все здание.
Более примечателен в Миассе дом с мезонином П.В. Чащихиной, построенный в середине XIX в. Здание кирпичное, оштукатурено и окрашено в белый цвет. План неправильной формы, основной объем вытянут по оси восток-запад. Главный (западный) фасад типичен для домов с мезонином. Он имеет симметричную композицию, для которой с севера пристроена фальшивая часть фасада с ложным входом. Он симметричен настоящему входу, расположенному в лестничной пристройке с юга. Объем здания включает первый и подвальный этажи, а также мезонин. Первый этаж и мезонин декорированы пилястрами, причем в первом этаже они имеют высокие пьедесталы, которые приходятся на высоту подвального этажа. Пилястры декорированы филенкой. Мезонин завершен треугольным фронтоном с полукруглым чердачным окном, которое имеет архивольт с замковым камнем. У мезонина имеется балкон, оригинальное ограждение и плита которого не сохранились. Окна прямоугольные. В подвальном этаже они имеют замковые камни веерной формы. В основном этаже и мезонине окна украшены рамочными наличниками и простыми сандриками. Под окнами основного этажа располагаются прямоугольные ниши. Входы (настоящий и ложный) фланкированы рустованными лопатками. Проемы прямоугольной формы с полукруглым окном над ними.
Из помещичьих усадеб конца XVIII — начала XIX веков наиболее интересны комплексы на территории современной Оренбургской области Тима-шевых в поселке Ташла одноименного района и Звенигородских в поселке Тугустемир Тюльганско-го района.
Усадьбы Тимашевых представляла собой типичный дом с флигелями, но главный фасад был обращен в обширный парк. Центральный дом с мезонином был выделен монументальным четырехколонным портиком с треугольным фронтоном. Флигели заканчивались двухэтажными павильонами с двускатной кровлей. В настоящее время сохранился только павильон левого флигеля. Судя по этому павильону и фотографиям усадьбы, декор стен был
Искусствоведение
классическим — профилированные архивольты, карнизы, сандрики.
Усадьба Звенигородских сохранилась значительно лучше, чем дом Тимашевых. Она расположена на пригорке над высоким обрывом. Главный дом имеет прямоугольный план, а службы (два перпендикулярно расположенных корпуса) образуют хозяйственный двор позади главного дома. Все постройки одноэтажные. Северный хозяйственный корпус деревянный, остальные каменные. Фасад главного дома выходит на восток, центральная его часть акцентирована высоким крыльцом с глубоким четырехколонным портиком с треугольным фронтоном. Колонны не имеют капителей, вместо них ствол завершает сильно раскрепованная плита (ниже абаки), а ниже — круговой профилированный пояс с валиком. Колонны несут дорический фриз с триглифами. Оси средних колонн совпадают с соответствующими элементами фриза, а боковые триглифы поставлены не канонично. Карниз сильно вынесен, имеет модульоны сложной формы. Фронтон прорезан полукруглым окном с профилированным архивольтом, имеющим замковый камень. Такой же карниз с дорическим фризом опоясывает все главное здание. Фасад членится пилястрами, больше похожими на лопатки. Окна и двери главного фасада имеют стрельчатое завершение, стальные — прямоугольной формы. Крайние окна—тройные. Окна остальных фасадов и каменного хозяйственного корпуса имеют сандрики. В целом решение комплекса гармонично, портик имеет стройные пропорции и соразмерен зданию. Но характер декора выглядит эклектичнее.
Наиболее показательный пример эклектичного варианта классицизма с элементами народной и барочной архитектуры — особняк Белосель-ских-Белозерских в Катав-Ивановске, построенный в 1829 году. Белосельские-Белозерские владели Катав-Ивановским заводом свыше ста лет. Князь А.М. Белосельский-Белозерский, за которого вышла замуж внучка одного из первых владельцев завода И.С. Мясникова, был образованным человеком для своего времени. Он состоял членом Петербургской Академии наук, Академии художеств и других российских и зарубежных академий. В 1809 году он передал свое южноуральское имение с Катавским и Юрюзаньским заводами сыну Эсперу Александровичу, который и построил этот дом.
Особняк двухэтажный, расположен на Никольской улице, имел сад за основным корпусом. Главный фасад акцентирован широким сильно выступающим центральным ризалитом с аркадой в первом этаже. Аркада состоит из трех звездчатых арок с невысокой стрелой, опирающихся на колонны из металла, и двух таких же арок в боковых частях ризалита. Колонны имеют вместо капители сильно
раскрепованную абаку, состоящую из полочек. База колонны включает два вала, на стволе также имеются горизонтальные ремешки в верхней и нижней части. Между этими поясами ствол колонны имеет каннелюры. Арки выделены скромными архивольтами. Первый этаж ризалита отделен от второго двумя профилированными горизонтальными тягами, верхняя из которых проходит в уровне низа окон второго этажа. Эти окна имеют прямоугольную форму, между ними расположены полуколонны, похожие на колонны аркады, но с несколькими ремешками. Полуколонны соединены полуциркульными накладными арками, образующими вместе своеобразные ниши для окон. Внутри ниш окна декорированы по верху еще двумя полуциркульными накладными нишами. Поверху ризалит, как и весь фасад, завершен метопным фризом и сильно выступающим профилированным карнизом. Боковые плоскости второго этажа ризалита украшены лучковой накладной аркой. В первом этаже за аркадой в основной плоскости фасада расположены окна и дверь с полуциркульным завершением. Между ними каннели-рованные пилястры. У двери проем прямоугольной формы с тимпаном. Плоскости главного фасада, фланкирующие ризалит, имеют прямоугольные окна с плоскими наличниками в обрамлении витых колонн, на которые опираются накладные профилированные арки. На остальных частях главного фасада и на боковых фасадах здания колонки имеют витой ствол. С востока к зданию пристроен более поздний корпус со значительно более скромным декором. В настоящее время в особняке расположен музей.
Таким образом, можно констатировать, что жилая стилевая архитектура появилась на Южном Урале во второй трети XVIII века в результате русской колонизации региона. Она проходила в регионе те же этапы, что и в столицах, но иногда асинхронно. В выборе архитектурной стилистики важнейшую роль играли вкусы заказчика, которые зачастую оказывались важнее мнения зодчего.
Классическая стилистика сохранившихся усадебных зданий имела две основных разновидности: классицизм с упрощенными ордерными формами (Кыштым, Ташла) и несколько эклектичная линия, отличающаяся самобытностью и живописностью (Катав-Ивановск, Тугустемир).
В целом в памятниках классицизма прослеживается смешение классических и фольклорных элементов в декоре. Для южноуральского классицизма характерно: упрощение рисунка ордера, например, профилей карнизов; применение необычных эклектичных декоративных элементов вместо ордерных форм, например, раскрепованные плиты вместо капителей, горизонтальные пояски на стволах колонн, модульоны неклассического типа; использование внешних мотивов древнерусской архитектуры, например, ниш и наличников; применение местных
Е.В. Пономаренко
материалов — чугуна, камня-плитняка и некоторых других.
Примечание
1. Рычков, П.И. История Оренбургская (1730— 1750) / П.И. Рычков. — Оренбург: Изд. Оренб. губернского стат. комитета, 1896. — С. 3—4.
Поступила в редакцию 18 января 2009 г.
Пономаренко Елена Владимировна, кандидат архитектуры, доцент кафедры «Искусствоведение и культурология» ЮУрГУ. Область научных интересов: история и теория архитектуры и градостроительства, реставрация и сохранение памятников архитектуры, градостроительство и архитектура Южного Урала в XVIII — начале XX вв. E-mail: [email protected]
Ponomarenko Elena Vladimirovna — a candidate of the architecture, assistant professor of the pulpit «Iskusstvovedeniya and kulturologii« YUURGU. Area scientific interest: history and theory of the architecture and urban planning, restoration and conservation monument architectures, urban planning and architecture South Ural in XVIII — begin XX age. E-mail: [email protected]